30 июня 2011

Древнеболгарская душа в процессе смены цивилизации в условиях ордынской эпохи (1236- 1551 гг.).


Древнеболгарская душа в процессе смены
 цивилизации в условиях ордынской эпохи (1236- 1551 гг.).

Мы вносим понятия:
· Душа цивилизации;
· Смена цивилизации;
· Ордынская эпоха;
· Чăн пăлхар (настоящий болгарин).
Понятие «душа цивилизации» использовал в своих работах английский историк и социолог А.Дж. Тойнби [1]. Исследователи отмечали, что популярность А.Дж. Тойнби- в значительной мере феномен американской культуры, в Англии у него больше критиков, чем поклонников. Тем не менее его идеи об историческом значении религии и плодотворности надматериальных ориентиров, разумеется, были вполне здравыми, и даже его критики признали, что ему удалось их популяризировать.
Мы придерживаемся концепции цивилизации, которую развил английский ученый и ему удалось «их популизировать в мире, Российской Федерации и в Чувашии». [2]
В работе «Постижение истории» А.Дж. Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу его исследователя). На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):
1. Западная христианская;
2. Православная христианская;
3. Исламская;
4. Дальневосточная;
5. Индуистская.
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская,  находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. [3]
В 90 г. ХХ в. мы предложили понятие «сестринские цивилизации по отношению к Дунайскоболгарскому государству и Волжско-Камской Болгарии.
А.Дж. Тойнби в «Постижении истории» утверждает, что каждая цивилизация проходит на своем жизненном мути следующие стадии: стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате    мутации    примитивного    общества   либо    на    развалинах «материнской» цивилизации. За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация инков) либо дает жизнь новым цивилизациям   (эллинская  цивилизация,   породившая  через   вселенскую церковь западное и православное христианство).
· Генезис;
· Рост;
· Расцвет;
· Надлом;
· Распад;
· Трансформация ( по Г.И. Тафаеву).
Активным теоретиком цивилизаций является С.П. Хантингтон. Самюэль Филлипс Хантингтон (18 апреля 1927. Нью-Йорк — 24 декабря 2008. Мартас-Винъярд. Массачусетс) — известный американский социолог и политолог. Получил высшее образование в Йельском университете, в 1948 году — степень магистра в Чикагском университете, защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, где и преподавал до конца жизни. В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооружёнными силами и теории модернизации. Основатель и главный редактор журнала «Международные отношения» (англ. Foreign Affairs). В 1973 году работал заместителем директора Центра международных отношений; в 1977—1978 годах — координатором отдела планирования в Совете национальной безопасности США; в 1978—1989 годах — директором Центра международных отношений. Показателем высокого авторитета Хантингтона среди американских политологов является избрание его в 1984—1985 годах вице-президентом, а в 1586—1987 — президентом Американской Ассоциации политических наук. Самюэль Хантингтон -выдающийся американский политолог, известный своим анализом отношений между военным и гражданским секторами, своими исследованиями переворотов и тезисом, что главные политические актеры в XXI веке будут цивилизации, а не государства. Перу смертью он привлек к себе внимание анализом угроз, перед которыми стоят Соединенные Штаты, вызванных современной иммиграцией. Хантингтон стал широко известен в 60-е годы, когда была опубликована его работа «Политический порядок в меняющихся обществах», которая опровергала общепринятые взгляды теоретиков модернизации, что экономический и социальный прогресс в недавно деколонизированных странах приведет к развитию там стабильной демократии. В 90-е годы он прославился как ученый в транзитологии своей работой «Третья волна» и в геополитике - работой «Столкновение цивилизаций», переведенной на множество языков. После 11 сентября 2001 года репутация Хантингтона в Америке стала непререкаемой и его концепция полицивилизационного конфликтующего мира стала доктриной внешней политики США. С. Хантингтон является доктором политических наук (1951 г.), профессором Университета Альберта Вэзерхэда (Albert J. WeatherheadIII University) и председателем Гарвардской академии международных и местных исследований (Harvard Academy of International and Area Studies). В Гарвардском университете он также занимает пост директора Центра международных отношений {Center for International Affairs). В 1986-1987 годах был президентом Американской ассоциации политической науки, и в 1977 и 1978 годах являлся координатором планирования стратегии безопасности при Совете национальной безопасности США. Хантингтон -основатель популярного журнала Foreign Policy. К его главным интересам относятся: (1) национальная безопасность, стратегия и взаимоотношения гражданского и военного секторов; (2) демократизация и политико-экономическое развитие развивающихся стран; (3) культурные факторы в мировой политике; и (4) американская национальная идентичность.
Основные работы и воззрения
Хантингтон — автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции. Среди них следует выделить:
• «Солдат и государство: теория и политика гражданско-военных отношений» (1957),
• «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968),
• «Третья волна: Демократизация в конце 20 столетия» (1991),
• «Столкновение цивилизаций» (1993).
• «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» (2004).
Большую известность получила его концепция «столкновения цивилизаций», которая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе.
С.П. Хантингтон историк и политолог в работе «Столкновение цивилизаций» [4] о душе цивилизации, которая определяет общество, государство, цивилизацию, писал, что в будущем, когда принадлежность к определенной цивилизации станет основой самоидентификации людей, страны в населении которых представлено несколько цивилизационных групп, вроде Советского Союза или Югославии, будут обречены на распад.
Обратим внимание на Волжско-Камскую Болгарию (IX-1236 г.). Самоидентификация: религиозная (душа цивилизации); цивилизационная (этнокультурная, этноязыковая).

Религиозная
Цивилизационная
«Мы»
«Они»
Носители
R-языка
Носители
Z-языка
язычники зороатристы
мусульмане, христиане, иудаисты, буддисты
земледельцы

Кочевники

Городские поселенцы
Варвары


После разгрома Волжско-Камской Болгарии в 1236 г. монголо-татарами ситуация развивается в направлении смены цивилизации:
· Татаризация;
· Исламизация;
· Вытеснение (изгнание);
· Геноцид (болгарский холокост).
В исследовании «Столкновение цивилизации» С.П.Хантингтон писал, что сейчас мы можем увидеть расколотые изнутри страны, например, Турция, Мексика, Россия. Чтобы расколотая изнутри страна смогла заново обрести свою культурную идентичность, должны быть соблюдены три условия. Во-первых, необходимо, чтобы политическая и экономическая элита этой страны в целом поддерживала и приветствовала такой шаг. Во-вторых, ее народ должен быть согласен,   пусть  неохотно,   на   принятие   новой   идентичности.   В-третьих, господствующие группы той цивилизации, в которую расколотая страна пытается влиться, должны быть готовы принять ее. В случае Мексики соблюдены все три условия. В случае Турции - первые два. И совсем неясно, как же обстоит дело с Россией, желающей присоединиться к Западу. Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий, которые, невзирая на все различия, хотя бы внешне ставили одни и те же основные цели: свободу, равенство и процветание. Но Россия традиционалистская, авторитарная, националистическая будет стремиться к совершенно иным целям. Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским традиционалистом. И если русские, перестав быть марксистами, не примут либеральную демократию и начнут вести себя как россияне, а не как западные люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отдаленными и враждебными.
Болгарский народ (пролетариат по А.Дж. Тойнби долгое время не принимал ислам (  с 922 г.), а недовольные были вынуждены «уйти» в леса Горной стороны. Пример г. Таяба, Титащево, Веда- Сувар и т.д. Душа приспособилась к условиям смены цивилизации:
· Ветеснению;
· Геноциду;
· Ассимиляции;
· Исламизации.
Процесс шел 316 лет (с 1236 по 1551 г.) и только после разгрома Казании чуваши и марийцы, мордва и удмурты отделились от татаро-кыпчатской «ломки». Мы отметили, что в условиях смены цивилизации душа древнеболгарской цивилизации грубела, низменные инстинкты стали доминировать:
·   бегство;
·   убийство;
·   измена;
·   воровство;
·   нищета;
·   рабство;
·   продажа своих детей в уплату налогов.
Но вера в хорошее будущее у болгар сохранилась душа черствела, но сердце «худоболгарина» оставалось честным и нежным. Уходящая (умирающая) древнеболгарская цивилизации пела свою бессмертную оду. В легенде « О разгроме Пюлер Тамерланом» поется:

Но сперва  все села наши,
Все большие города
Божий гнев жестокий, страшный
Уничтожит без следа...
Сгинут все они под землю,
На десятки, сотни лет...
Но людским страданьям внемля,
Вновь зажжется солнца свет!..
Много крови здесь прольется,
Много слез прольет народ.
Но в конце он все ж добьется:
Время светлое придет!..
Кто последним был,
тот первым
Станет всюду на земле!
А тираны, а Тимеры
Сгинут все навек во мгле...
И богатства все Пюлера,
Все сокровища земли
Отойдут рабам Тимера,
А не тем, кто город жгли...
Эх, сразиться не смогли мы
С лютой ханскою ордой.
Эх Пюлер ты наш родимый,
Вес монгол разграбил злой!
Как твоей дивились славе
Люди и самых дальних стран...
Ты гордиться ею вправе,
Город чудо-великан!..
Сколько ты сокровищ разных
В тайниках своих скрывал,
С кем ты только — в будни,
в праздник —
Круглый годне торговал...
В твоих реках, светлых, чистых,
Сколько рыбы развелось...
А в лесах твоих тенистых
Зверя всякого б нашлось!..
По твоим, Пюлер, долинам
Ручейки, журча, текли...
С ясным глазом журавлиным
Мы сравнить их лишь могли!
На лесных твоих полянах
От цветов рябит в глазах...
Хмель булгарский, в разных странах.
Колобродил в погребах!..
Городов и сел повсюду
Быстро множилось число...
А коней вьючных, верблюдов
По дорогам сколько шло...
Молодежь от жизни сытой,
Только вечер настает,
Всюду смело и открыто
На луга гулять идет...
Бочки целые стояли
В погребах у нас с вином.
Мы домов не запирали,
Будь хоть ночью то, хоть днем.
Славно мы в Пюлере жили,
Не скучали никогда...
Богачи лишь хлеб гноили,
В закромах своих всегда!
В светлой праздничной одежде –
Снега белого белей –
Шел чуваш на пашню прежде,
Чтоб работать веселей...
Эх, и добрый собирали
Урожай с родной земли!..
Русских братьев выручали
Хлебом, салом, чем могли!
Если пашню мы пахали
У родного у села.
Пять коней мы в плуг впрягали,
Чтоб быстрей работа шла...
И по самым дальним странам
Разнеслась крылата весть,
Что с врагами пюлерянам
Потягаться сила есть!..
Что чужого нам не надо —
Своего довольно нам...
Из Хорезма и Багдада
Рады были мы гостям!..
По неделям мы гуляли —
Пиво-мед текло рекой...
И друзей мы награждали
Богатырскою рукой!
А потом и за работу
Снова брались с огоньком...
Тот, кто трудится до поту,
Тот гуляет с удальством!..
А плясали как мы лихо —
Вся земля гудит вокруг!..
И под гусли, нежно, тихо,
Запевали песни вдруг...

О чем душа цивилизации плакала и верила?
·   Все села наши и большие города уничтожит без следа;
·   Сгинут все они под землю, на десятки, сотни лет;
·   Много крови здесь прольется;
·   Много слез прольет народ;
·   Весь монгол разграбил злой.

Уход древнеболгарской цивилизации
Вера в бессмертие в возрождение болгар
1.

2.
3.
4.
5.
6.
Города, села уничтожит

Кровь
Слезы
Мгла
Монгол разграбил злой
Лютая ханская Орда
Тимеры сгинут во мгле чудо-город
Торговля
Реки чистые, полные рыбой
Леса, зверя всякого нашлось
Танцы, веселья, работа, гулянья, песня


Символизм новочувашской цивилизации:
· Города-чудо;
· Торговля;
· Чистые реки;
· Леса тенистые;
· Пиво;
· Сытость;
· Молодежь (рождение);
· Веселье;
· Гуляли, пели;
· Работа.

Произведение сложено в XIV веке где отражены два крупных исторических события:
· Бытыево нашествие 1236 года и уничтожение Волжско-Камского народа;
· События связанные с 1391 г., 1395 г. Тамерлан и его войска за отказ от ислама болгарского населения обрушились на земли, которые пытались сохранить свой R-язык, культуру, традиции, религию древних болгар. В легенде говорится:
Жди возмездья, басурман!
- Растоптал ты счастье наше,
Кровожадный Батый-хан...
Но полна уж горя чаша —
Жди возмездья, басурман!..
Сколько старцев хилых, тощих
И младенцев ты не бей,
Соловьи в пюлерских рощах
Запоют еще сильней. [5]

Вывод
1.  Развитие новочувашской (национально-рагиональной) цивилизации показала, что вера (душа) в свою цивилизацию у болгаро-чуваш сохранилась;
2.  Сохранили чуваши свой болгаро-чувашей тип языка (R-язык), культуру, традиции;
3.  Чуваши являются потомками переселившихся в X-XV вв. «худых» болгар, долгое время, а в некоторых селениях и до настоящего времени, сохранявших приверженность старой вере и традициям. Поэтому языческая религия и связанная с ней обрядовая культура представляют наиболее яркую особенность этнической культуры чувашей Горной стороны;
4.  Языческие верования выраженные в обрядах, в течение тысячелетий являлись для болгар- чувашей критерием их самоидентификации: в отличие от крещенных чуваш они называют себя настоящими чувашами.

Литература
1.Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби ‒ М., 2003.
2.Тафаев, Г.И. Чувашская цивилизация / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2005.
3.Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби ‒ М., 2003.
4.Хантингтон, С.П. Столкновение цивилизаций / С.П.Хантингтон  ‒ М., 2003.
5.Тафаев, Г.И. Легенда о взятии Болгар (Палхар) / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009. ‒ С. 19.

Комментариев нет: