Чувашский цивилизационный символизм в искусстве
Николая Карачарского
Чувашское искусство начинает развиваться с конца XIX- начала XXI вв. Процесс формирования связан с деятельностью Симбирской учительской школы в г. Симбирск. Как отмечают искусствоведы, к началу XX века можно было говорить о рождении национальной чувашской интеллигенции. Однако в области изобразительного искусства здесь не было еще ни традиций, ни школы. Началом деятельности Изосекции стало украшение Чебоксар к празднованию 1 Мая в 1921 году. Оно состояло из 20 красочных панно и плакатов, триумфальной арки, оформления массового театрализованного действа на берегу Волги. Можно сказать, что 1 Мая 1921 года стало днем рождения чувашского советского изобразительного искусства. К началу 1930-х годов в Чувашии работало уже около тридцати живописцев, скульпторов, графиков. Был основан Оргкомитет художников Чувашии, и в 1935 году состоялся I съезд художников Чувашской автономии.
Таким образом, чувашская изобразительная школа складывается в 30-50 гг. ХХ в. Искусствоведы отмечают, что в 1930—1950-е годы были знаменательны более всего развитием тематической картины и портрета. Художники, особенно плодотворно работавшие в эти годы (Н. Сверчков, М. Спиридонов, Ю. Зайцев, А. Тагаев-Сурбан, В. Воронов, В. Макаров, Р. Ермолаева, В. Гурии, Н. Овчинников, Н. Карачарсков и другие), направляли основные усилия на создание картин, отражающих современную чувашскую действительность. Закономерным этапом на этом пути было освоение профессионального мастерства и традиций русской живописной школы.
В плане чувашских традиций нас интересуют произведения Николая Карачарского. Биография художника обычная. Родился он в русской деревне Шадриха, что рядом с райцентром Порецкое.
Детство Николая Карачарскова совпало с годами Великой Отечественной войны, когда дети приобщались к труду и взрослели раньше, чем становились по-настоящему взрослыми. Это время оставило неизгладимый след в душе впечатлительного мальчика и во многом предопределило характер и направленность творчества будущего художника. Николаю шёл шестой год, когда началась Великая Отечественная война. Ушёл на фронт отец. Пустела деревня. Вместе с сестрой - первоклассницей зимой 1941 года Николай научился читать. В эту же первую военную зиму он начал и рисовать. Брал потухшие угли, залезал на русскую печку и на стенах, да и на печке рисовал войну. В 1943 году Николай пошёл в первый класс. Он хорошо учился, читал толстые книги и много рисовал. О том, что Николай будет художником, учители и односельчане говорили как о деле давно решённом. Биографы художника отмечали, что в 1955 году Николай с отличием заканчивает училище и работает художником-оформителем. Весной 1956 года Николай Карачарсков отправляется в творческую командировку в село. Две недели проработал художником и написал ряд пейзажей. В этих работах ощущалась сдержанная, деликатная восторженность, продиктованная искренним чувством любви к природе. Продолжая работать оформителем, Карачарсков пишет городские пейзажи, но особенно притягательны для него мотивы, напоминающие о селе. Карачарскова привлекают старые районы города («Чебоксары с Грязевской стрелки», 1958; «Набережная зимой», 1959; «Родное », 1959). Художник пробует себя в портретном жанре «Юная художница»( 1957г.).
Цивилизационным символизм для художника становится:
· Территория;
· Этнос (народ);
· Природа (территория).
Мы знаем, что «матрицами» (модулями по Г. И. Тафаеву) цивилизации являются:
· Религия;
· Этнос;
· Территория;
· Культура;
· Техника;
· Экономика;
· Политика.
Тематика картин.
| 60-80 гг. ХХ в. |
«Чебоксары с Грязевской стрелки» ( «Набережная зимой» ( «Родное» ( «Юная художница» ( | «Соната Бетховена» ( «Конюхи» ( «Мои новые друзья» ( «Родина моя» ( «Окраина Чебоксар» «Начало осени» «Осень в Чебоксарах» «Вечер на Волге» «Портрет матери» «Тракторист» «Животновод» |
В 1964 году написал Карачарсков и портрет своего отца - Прокофия Семёновича. В 1966 году художник создаёт целый ряд портретов: «Тракторист», «Животновод», «Молодожены», Изображая своих земляков, знакомых ему с детства людей, Карачарсков раскрывается как тонкий психолог. Через десять лет после окончания училища он нашёл свою тему, и его произведения зазвучали ярко и самобытно.
С сер. 60 г . ХХ в. художник окончательно утвердился в намерении посвятить свое творчество труженикам села, работать в деревне, и он отправляется на родину, в деревню Шадрих. Период с 1965 по 1967 год, когда он работает в Шадрихе, стал для Карачарскова началом зрелости. Многие художники начинают с автобиографических произведений. Первой работой такого плана стал «Портрет матери». Символично, что именно этой работой художник был представлен на зональной выставке.
Цивилизационными символами для Карачарского не служит:
· Религия (православие);
· Языческая чувашская религия.
Символизм Карачарского:
· Этнос; Основные работы: «Конюхи», «Строители», «Чувашская рапсодия», «На полях Чувашии», «Портрет матери», «Трактористы», «Родина моя».
· Территория- «Родина моя».
Исследователи указывали, что первые работы, созданные в Шадрихе,- «Молодожены» и «Друзья-однополчане»-экспонировались в Москве на республиканской молодежной выставке 1966 года. В 1967 году Н.П. Карачарсков принят в Союз художников СССР, избран членом правления Союза художников Чувашской АССР. Работая в родной деревне, среди близких людей, Карачарсков стремился к обобщению, к выявлению типичного, яркого. Художник мечтал о создании больших циклов и серий портретов, картин, посвященных жизни советской деревни.
Работа в родной деревне не давала полного удовлетворения. И вот уже сорок лет колесит он по дорогам Чувашии. Его мастерские - в колхозных клубах, на фермах, токах, полевых станах. Контакты с деревней устанавливались постепенно. Эпизодические выезды в село, хотя и приносили определённые результаты, но не могли удовлетворить полностью. В поездках не было возможности глубоко изучить будущих героев своих картин. «Когда мы бывали в деревне наездами, - рассказывал Карачарсков, - то смотрели на сельчан со стороны. А они в нас видели лишь гостей, занимающихся, по их понятию, несерьёзным делом. И в чём-то они были правы. На изучение явлений, на раздумье о жизни села не хватило времени». Карачарсков же мечтал о глубине постижения этой жизни, и это было только его личным желанием, это было велением времени. Необходимо было создать творческие бригады.
В 1971 году организуется наконец, творческая бригада в Чувашии, в Ордена Ленина колхоза «Гвардеец» Батыревского района. Это коллектив единомышленников, возглавляемый Карачарсковым. Среди его коллег -художники В.Семёнов, Е.Вдовичева, В Немцов и другие. Помимо создания произведений, посвященных жизни села, художники организовали выставки, проводили встречи и беседы по вопросам изобразительного искусства. Работал в колхозе «Гвардеец» в течение ряда лет, Карачарсков приступает к созданию цикла картин. В цикле «Люди Гвардейца» художник стремится к передаче героики труда сельского труженика. Он ищет в буднях сельской жизни героическое начало. В эти годы у Карачарскова зарождается мысль создать портреты Героев Советского Союза и Социалистического Труда, живущих и работающих в Чувашии, создать портретную галерею лучших людей передового хозяйства.
Таким образом, следует отметить символизм цивилизации Российско- Чувашский Николай Карачарсков видет в:
· Народе (этносах Чувашии, Российской Федерации);
· В природе «Моей родины»;
· Его русский-народный символизм сходен с чувашским цивилизационным символизмом А.А. Кокеля.
Символизм цивилизации.
А.А. Кокель | Н.П. Карачарсков |
«Портрет чувашской женщины» «Шахтер» «Колхозник» «Старый рабочий» | «Портрет матери» «Портрет отца» «Конюхи» «Строители» «Трактористы» |
Мы можем увидеть символизм социалистической (советской) цивилизации. В произведениях А.А. Коколя еще звучит психология досемнадцатого года (индавидуализм «Шахтер», «Колхозник», «Старый рабочий») все они в единственном числе, а у «развитого социализма» оформился «коллективистский социализм». Конечно он сходен с «Колхозным базаром» А.А. Кокеля.
Желание Карачарского к портретной символике (героев Северного Союза), мы считаем, что- это политика индивидуализировать систему. Цивилизация не может быть «колхозной» или принадлежать только «конюхам», «строителям», «трактористам», «шахтерам». Цивилизация на много шире понятия «конюх» или «тракторист».
Что первично в цивилизации?
· Религия;
· Этнос (народ);
· Культура (родной край, история, традиции);
· Территория (родина).
Вывод
1. В XXI в. для Н.П.Карачарского путь познания всех цивилизационных символов открыт;
2. Нам думается, что в условиях XXI века люди искусства должны обратить внимание на ассимиляционные процессы, которые происходят в этносах (народах) Российской Федерации;
3. История, культура, этнография народов России, Урало-Поволжского региона должны быть приоритетными в искусстве;
4. Символы российской цивилизации, конечно должны исследоваться художниками и в своих творческих планах реализовываться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий