Цивилизационный символизм в изобразительном искусстве Владимира Агеева
Студенты ХГФ ЧГПУ им. И.Я. Яковлева изучают дисциплину «История и культура родного края» (ИКРК). Предмет ведется на ИЗО и дизайне в объеме 60 часов. Через три года ИКРК завершается на дизайне. Регулярно ведущие художники проводят тематические выставки своих работ, а студенты выставки дипломных работ. Выставки картин, которые развешиваются в коридорах ЧГПУ им. И.Я. Яковлева радуют глаз и восхищают студентов на более фундаментальные работы исследования.
Шестилетний опят преподавательской работы в дружбе с ведущими художниками позволил мне издать два учебных пособия по ИКРК: «История Чувашии в изобразительном искусстве» совместно с деканом ХГФ доцентом А.В. Даниловым [1] и «Дети рисуют Историю Чувашии», совместно с доцентом М.Г. Григоряном.[2]
Следует отметить, что студенты ХГФ активно рисуют (пишут) различные по тематике и жанру картины по истории и культуре родного края. Тематика:
· Чувашские былинный мотивы в живописи;
· Этнографические мотивы в чувашском искусстве;
· Исторические личности в искусстве;
· Чувашская история в живописи.
Два раза мы организовывали по Чувашской Республике конкурсы детских рисунков совместно с журналами «Саман», «Танташ». Призовые места вручались в стенах ЧГПУ им И.Я. Яковлева.
Рисунки студентов ХГФ ЧГПУ им. И.Я. Яковлева активно использовались в оформлении кабинетов им. В.Д. Димитриева (№ 413), Н.И. Смирнова (№ 412). Лучшие работы включались в учебные пособия по тематикам:
· Империя Аттилы;
· Великая Болгария;
· Волжско- Камская Болгария.
Наиболее активно студенты II-V курсов «осваивали» этнографические направления, чувашские легенды и сказки, чувашский костюм и орнамент.
Наиболее сложно шли рисунки «герои в чувашской истории». На уроках ИКРК студенты выступали по художникам (выступали с докладами, делали презентации) по работам П.В. Сизова, В.И. Панина, Э.Юрьева, В.Л. Немцева, А.И. Миттова, Н.В, Овчинникова, А.А. Кокеля, В.И. Агеева, Н.К. Сверчкова, А.В. Данилова, М.Г. Григоряна и других.
При исследовании творчества художников Чувашии мы искали символизм чувашской цивилизации. Кто ближе к истокам древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации. При анализе произведений художников Чувашской Республики можно увидеть цивилизационный символизм истории, культуры (души чувашской цивилизации).
Арнольд Тойнби (умер в 1975 г .) отмечал, что каждая цивилизация имеет свою душу, свой внутренний мир, свою историю, религию, культуру. Цивилизация имеет свой этнокультурный облик, свое духовное содержание.
А.Дж. Тойнби писал, что цивилизации имеют свои ступени развития: генезис, рост, созреание, и упадок.
Наиболее активно чувствуют цивилизационные стадии развития люди творческие: писатели, поэты, художники, композиторы (люди искусства). Большинство творческих людей (гениев), по А.Дж. Тойнби- героев в своих произведениях «уславливая»- эти стадии работают в ритме (циклах) цивилизационного всплеска.
· Генезис, рост, расцвет, возрождение искусства, поэзии, театр, культуры и т.д.
· Упадок (традиции по Г.И. Тафаеву), регресс и стагнация, переход в новое состояние поиска и ухода в прошлое (смерть).
Из чувашских художников наиболее активно (чувственно)чувствовали стадии цивилизационного роста и упадка великие личности: А.И. Миттов, Н.В. Овчинников, Н.К. Сверчков, Ю.А. Зайцев, В.И. Агеев.
Душа художника В.И. Агеева поет чувашской историей, он сверх национальный. Альбина Юрату о его творчестве писала, что художник, Агеев индивидуален, самобытен, на многие явления как в жизни, так и в искусстве, смотрит по-своему. Его видение часто удовлетворяет лишь единомышленников, или он остается наедине со своим пониманием. Владимир Иванович внимательно выслушает собеседника или критика, порой даже согласится с ними на словах, но на холсте и в красках сделает обязательно по-своему.
Агеев- художник, глубоко понимающий фольклор,- древние представления народа, вникающий в содержание каждой легенды и сказки...
В художественных приемах художник широко пользовался метафорой, аллегорией, что позволило ему приблизить изобразительный язык к языку легенд и сказок... Художник глубоко индивидуален... Он создал свой стиль - «агеевский», глубоко национальный.
Таким образом, мы видим в нем:
1. Художника глубоко национального;
2. Художника-фольклориста, этнографа и историка, глубоко знающего чувашскую историю.
Почему он такой? На тот вопрос он сам отвечает:
1. Почему я люблю писать исторические битвы? В воинах я вижу мужественных, храбрых, честных, патриотичных людей. Все они мне симпатичны, я их уважаю и люблю, они по моему нраву. Очень не люблю изменников, предателей, я их не только не рисую, но и видеть не хочу... Но, видно, у самой природы есть такая потребность в таких типах людей, для контраста.
2. Тема родного края для меня особенная. Я вырос и жил в Чувашии, мне понятны наши пейзажи, люди, быт. Вот я и рисую все понятное... Не надо чувашскому художнику рисовать австралийскую и африканскую жизнь, Он не сможет передать дух и красоту, самобытность этих мест, этого населения, растений, животных, края и климата. Надо писать то, что знаешь, что чувствуешь, что хорошо понимаешь. Когда я рисую чувашей, делаю это с наслаждением, пониманием, я вижу их чувства, выражение глаз, душу, я знаю, о чем они думают, чему радуются, о чем печалятся, что их в этой жизни интересует...
3. Если художники оторвутся от людей, от их нужд и радостей, не станут изображать их жизнь, то скажите, кому они нужны?... Это и есть реализм в искусстве.
Агеева глубоко интересуют циклы развития цивилизаций их отношение к искусству. Так, например, он отмечает, что за 500 лет развития цивилизации в Европе только 5 художника выжили в своем деле и стали «героями»: это Рембрандт, Веласкес, Рубенс. Остальные погибли на полпути, не достигнув полностью своей цели. Отсюда вывод: в изобразительном искусстве идет жестокая трудная битва, которую правительство и власть не хотят видеть. Подчеркиваю, что только люди искусства и науки дают толчок развитию человечества, познанию действительности. А пока мы только кушаем, рожаем детей и защищаемся. Это значит, что мы топчемся на месте. Художник, конечно очень прав, когда говорит о защите. Мы обороняемся, защищаем себя от плохих соплеменников, которые хотят уничтожить тебя. Веря, нервы уходят, как говорил И.Я. Яковлев «мы остаемся у разбитого корыта».
Мы отмечали, что наиболее активно исследовали душу чувашской цивилизации: А.И. Миттов, Н.В. Овчинников, П.В. Сизов, В.Л.Немцев, Праски Витти и ряд других художников Чувашии. Из чувашских историков наиболее плодотворно исследовали душу чувашской цивилизации: И.Я. Яковлев, Г.И. Коммисаров, А.А. Трофимов, В.Д. Димитриев, В.Ф. Каховский. Историки и художники шли поддерживая друг друга. Недаром Агеев говорит: Я рисую на тему чувашского народа. Выражаю через изобразительное искусство то, что знаю о нем, и то, что пытаюсь узнать, что же было раньше? Например, изучая историю, я узнал, что раньше была Волжская Булгария. Два раза я ездил в города Болгар, Пюлер, изучал там труды татарских археологов, делал этюды, читал труды профессора А.П. Смирнова, который написал про происхождение государства Волжская Булгария, про его язык, культуру, и труды чувашского профессора В.Ф. Каховского. Вместе с друзьями находил останки древних людей, животных, разную утварь. Археологические исследования помогают мне создавать произведения. Далее замечает, что не могу считать себя нормальным человеком, если я не знаю, кто мои предки, как они жили, чем занимались. Я, как самого себя, изучаю историю. Иногда мне кажется, что я жил в те далекие годы и теперь родился заново. Мне кажется, что я был воином. И пал на поле сражения.
Можем мы увидеть цивилизационный символизм в произведениях Агеева? Мы говорили, что Владимир Агеев самый чувашский художник. Исследователь А.И. Мордвинова в статье «Символы веры Владимира Агеева» увидела «символы веры». Следует заметить, что во многом «символы веры» (души) перекликались с «символами цивилизации».
А.И. Мордвинова отмечает, что сложность картин В.Агеева именно в том, что национальная природа его образов и символов не лежит на поверхности. Кажущаяся традиционность таит в себе мощную внутреннюю силу - важную тему, высокую идею, большое чувство. И это оказалось не пустыми словами, ведь и официальное искусство декларировало эти идеи. Однако со временем стало ясно, что почти все художники, писавшие на историко-революционные, ленинские и другие «большие» темы, сошли со сцены вместе с партией их заказывающей. Художников, способных самостоятельно осмыслить новые темы и другие исторические пласты осталось единицы. Более того, оказалось, что в последние десятилетия В.Агеев работает в историческом жанре практически один. Причина этого в том, что художник был всегда предельно честен в своем искусстве, и остается таковым. Абсолютное неумение и нежелание вписаться в «общественную» жизнь (читай, в официальную иерархическую систему) местного Союза художников, позволило ему остаться яркой индивидуальностью. Владимир Иванович понимает удел художника, как полную самоотдачу на этой стезе.
Символизм души Агеева по мнению исследователя:
·Национальность;
·Свободомыслие;
·Индивидуализм;
·Талантливость
Истории чувашского народа художник посвящает очень много своих произведений. Это один из самых сложных жанров искусства, ведь реальные события прошлого во многом закрыты для нас пеленой времени. Историки дают лишь тему, иногда сюжет для воспроизведения. И только большой художник силой своего воображения и интуиции воспроизводит яркие картины былой жизни. Владимир Иванович Агеев обладает особой способностью проникновения вглубь исторического времени и пространства. Изображение прошлого - не красивая сказка о подвигах предков, весьма воинственных. В историческом и мифологическом жанрах он воссоздает не предметный мир глубокой старины, а яркие и живые образы, очень сильные по своей психологической характеристике.
В картине «Казнь пугачевца -чуваша» художник изображает в образе распятого героя самого себя, тем самым, обозначая свою причастность ко всем событиям исторического прошлого своего народа. Как всегда, огромная внутренняя энергия и дух сопротивления живут в агеевском герое. Сила его взгляда и физическая мощь, бурное «движение» фона и цветовые контрасты - все служит идее художника: чувашский народ, переживший самые трагические события истории, сохранил себя и свою культуру для будущего. В.И.Агеев создает картины о далеких битвах под стенами великих городов наших предков - Биляра и Сувара, о пугачевщине и языческой архаике, исторические портреты ярчайших людей нации - К.Иванова, Н.Бичурина. В его героях из булгарской истории столько природной энергии, (которая, конечно же, была в крови еще юного народа), что художнику приходится ее воплощать в композициях сложных, многофигурных, полных бурного движения и столкновения.
Он видит цивилизационный символизм древнеболгарской истории.
· Непокорность древнеболгарского народа (цивилизации Аттилы, Кубрата, Алт- Илитвера, Алмуша, Н.Я. Бичурина, К. Иванова, И.Я. Яковлева, А.Николаева).
· Опора в своем развитие на народную религию (этническую религию). Он поет о болгаро-чувашской языческой душе, мировосприятии.
Стержневые цивилизационные символы Волжско-Камской Болгарии- это непокорность, духовная и физическая мощь. («Чемень»). Душой древнеболгарской цивилизации всегда была языческая религия любви к природе, реке, небу, к обрядам «Чувашский хоровод». Исследователь А.И. Мордвинова об Агееве пишет, что в чувашском обряде застолья есть момент, когда мужчины встают из-за стола, для того, чтобы исполнить величественную старинную песню «Асран кайми аки сухи». Подняв чаши высоко в руках, они начинают ее в глубокой тишине. Издалека, набирая силу, разрастаясь, звучит мощный хор, тревожа сердце своей силой и высокими словами любви и почтения:
«Из рук не выпускаемые плуг-соха.
Из памяти не выходящие отец-мать!
Тура-Пюлеха старше нет,
Отца-матери дороже нет!»
Вся мудрость предков и весь смысл земной жизни заключены в простых словах этой торжественный песни, ставшей неофициальным гимном чувашского народа. Охваченные единым чувством, суровые мужские голоса, то, угасая, то. взлетая ввысь, произносят святые для чуваша заклинания, рождают картины родной земли и образы ушедших предков. Утверждением жизни, пониманием главных ее ценностей преисполнены они.
Третьим цивилизационным символом по В.Агееву является культ предков и культ земли. Еще в Империи хунну проточуваши (праболгары) активно возвеличивали своих умерших предков, а культ земли Шаньюй Модэ выразил словами «земля- основа государства».
Символизм (цивилизации) по В.Агееву:
1. Свобода( «Царь Великой Болгарии-Кубрат», «Аттила», «Пайгул», «Чемень», «Встреча Алмуша с Ибн-Фадланом»).
2. Народные традиции («Свадьба», «Чувашский хоровод», «Хоровод»).
3. Земля («Вечер», «Чувашская деревня»).
4. Героизм («Защитники г. Биляр», «Отбили врага»).
5. Культ предков («День памяти предков»)
6. Язычество («Леший», «Нарспи в лесу»,»Встреча с лешим», «Древние чуваши», «У дерева чувашского бога Кереметь», «Крещение чуваш», «Язычество чуваш»).
7. Герои цивилизации ( по А.Дж. Тойнби) «Н.Я. Бичурин- ученый-востоковед. Возвращение из Пекина», «Народный поэт Чувашии К.В. Иванов на празднике чувашского хоровода в 1912 году».
Таким образом, необходимо обобщить основные цивилизационные символы В.Агеева:
· Конь-свобода символизм кочевой цивилизации проточуваш Империи Модэ, Империи Аттилы;
· Язычество (душа древнеболгарской цивилизации в годы Великой Болгарии, олжско-Камской Болгарии);
· Свобода- независимость цивилизации ( по Н.Я. Данилевскому независимость цивилизаии- это фактор его успешного развития). Враг стремится уничтожить независимость, этнокультурную самобытность, этноязыковую самобытность.
· Героизм и герои цивилизации (по А.Дж. Тойнби) классическая цивилизация должна защищаться от «наводнения» (по А.Дж. Тойнби) и и не давать закрепляться другой цивилизации.
· Культ земли ( по Шаньюю Модэ «земля основа- государства».
Таким образом, все пять цивилизационных символов существуют в произведениях чувашского патриота- художника В. Агеева. [3]
Журналист Альбина Юрату в завершении своей беседы с Агеевым спрашивает: Как вы думаете, как долго еще будет жить чувашский народ! Если чувашское село не погибнет, то чувашский народ будет жить вечно. Город разрушает национальность. Надо быть ближе к селу, к земле. Вся сила в ней [4]. С конца ХХ- начала XXI веков чувашское село, к сожалению, вошло в штопор падения. Падает рождаемость, нравственность, массовый разврат и алкоголизация. Как быть чувашам в этой деградации?
Литература:
1. Тафаев, Г.И. Истрия Чувашии в изобразительном искусстве / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.
2. Тафаев, Г.И. Дети рисуют историю Чувашии / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2008.
3. Агеев, В. Альбом / В. Агеев ‒ Чебоксары, 2006.
4. Городская газета «Чебоксарские новости» (выпуск № 188, 189, 190) 2000 г .
Комментариев нет:
Отправить комментарий