Понятие «учебник ИКРК»
и его дидактические функции
Книгопечатание развивается более 400 лет, а учебник насчитывает 200-220 лет. В.П. Беспалько, Л.Н. Богомолов, Л.Я. Зорина и другие российские специалисты-методисты отмечают, что за это время накоплен известный опыт построения книги, специально предназначенной для обучения, — учебника, созданы десятки и сотни учебников, прочно запомнившихся многим поколениям людей. Созданы, однако, и учебники, не оставившие заметного следа в памяти поколений. О первых говорят как о хороших учебниках, о вторых — как о плохих и неудачных. В чем же секреты построения хорошей учебной книги, можно ли их открыть и передать всем авторам и всем издательствам для постоянного употребления?
В Чувашской Республике наиболее активно по «ИКРК», «Истории Чувашии» выпускали учебное пособие В.Ф. Каховский, Б.И. Павлов, Г.И. Тафаев, Е.В. Енькка. Авторами хрестоматий были: А.В. Выйкина, Г.И. Григорьев, А.П. Никитин, В.Г. Ткаченко, Н.И. Егорова, М.Г. Данилова.[1]
В Урало-Поволжском регионе: Г.А. Архипов, Д.М. Макаров, Г.И. Айплатов, С.А. Коробов, В.А. Якимов, З.И. Сираев, Б.Х. Юлдашбаев, Р.Г. Фахрутдинов и др.
На создание учебников по истории и культуре этносов обращал внимание И.Я. Яковлев, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, С.Г. Шаповаленко и др.
Исследователи отмечают, что во всех обсуждениях понятие «учебник» принимается как нечто само собой разумеющееся: любая книга, рекомендованная для использования учащимися, называется учебником — учебным пособием, С. Г. Шаповаленко определяет учебник как средство для усвоения основ наук, предназначенное для учеников, а В. В. Краевский считает, что в учебнике опредмечена, запрограммирована не только деятельность ученика, но и предполагаемая деятельность учителя. Школьный учебник - массовая учебная книга, которая является носителем содержания образования, в том числе видов деятельности, определенных школьной программой для обязательного усвоения с учетом возрастных и иных особенностей учащихся.
Например, в условиях ЧР в школах преподается «Мой город», «ИКРК» («КРК»), в вузах «История Чувашии». В 5 классе «Тăван ĕн», в 6-7 классах «Родной край», в 8 классе «Родной край» (автор Е. Енькка). Методисты указывали, что в школьном или вузовском учебнике не может быть ничего случайного, того, что целенаправленно не служило бы решению определенных учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой или высшим образованием не помогало бы преподавателю в реализации этих задач.
Интересное, глубоко продуманное обоснование интегрирующей и координирующей функций учебника предложил академик С.Г. Шаповаленко. Он указал на многообразие связей учебника со всеми другими средствами обучения: программой; научной, справочной и методической литературой для учителей; с различными печатными пособиями для учащихся; со средствами изображения и отображения изучаемых явлений и с техническими средствами обучения, с натуральными объектами и средствами для воспроизведения явлений.
Исследования показали, что современному школьному учебнику присущи следующие дидактические функции.
Информационная - фиксация предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебных предметов, с определением обязательного для учащихся объема (дозы) информации. Информационная функция рассчитана на достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обученное™ учащихся), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитанности школьников.
Трансформационная - связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных, технико-технологических и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, конкретизации и уточнений государственной учебной программы на основе дидактических принципов и правил, прежде всего, с учетом принципа доступности. Эта функция связана с таким преобразованием основ знаний в учебный материал (например, в систему задач и упражнений), при котором на основе учета требований общества и педагогики к общеобразовательной школе, связи обучения с жизнью, а также возрастных и иных особенностей учащихся, необходимости активизации системы их эмоционально-ценностных отношений достигается эффект превращения познавательной деятельности школьников в познавательно-преобразовательную. При этом у учащихся возникают помимо репродуктивных такие виды продуктивной поисковой деятельности, как эвристическая (частично-поисковая) и творческая (исследовательская, конструкторская), т. е. достигается существенный сдвиг в активизации учения школьников.
Систематизирующая — обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме, ориентация учащихся на овладение приемами научной систематизации. Реализация этой функции способствует активизации управления процессом учения со стороны педагога.
Закрепление и самоконтроль — целенаправленное под руководством учителя формирование видов деятельности учащихся, осуществление помощи им в прочном усвоении обязательного учебного материала, в ориентации в нем и опоре на него в практической деятельности.
Самообразование - формирование у учащихся желания и умения самостоятельно приобретать (добывать) знания, помощь в самостоятельном восполнении пробелов в знаниях, стимуляция у них учебно-познавательной мотивации и потребности в познании.
Интегрирующая -помощь в отборе и усвоении в качестве единого целого знаний, приобретенных учащимися в процессе различных видов деятельности, из различных источников знаний.
Координирующая - обеспечение наиболее эффективного, функционального использования всех средств обучения, а также усвоения дополнительных сведений, относящихся к предмету изучения и получаемых учащимися при помощи внеучебных средств массовой информации.
Развивающее - воспитательная - содействие активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности. Мы называем эту функцию не просто воспитательной, а развивающе - воспитательной, чтобы подчеркнуть, что современный школьный учебник выполняет свое предназначение в условиях развивающего, воспитывающего обучения, когда никакой воспитательный эффект невозможен без опоры на сдвиги в развитии школьника. С помощью учебника, специфическими средствами учебника педагог имеет возможность организовать мощное воспитательное воздействие на учащегося. Когда хорошо исполненная и отвечающая строгим эстетическим требованиям иллюстрация воздействует на школьника, он косвенно воспитывается через развитие эстетических восприятий и представлений, своего эстетического вкуса. Точно так же учитель оказывает глубокое воспитательное воздействие на учащихся посредством использования умело разработанной автором учебника системы задач и упражнений, решение которых развивает продуктивное логическое и творческое мышление. Таким образом, во всех случаях воспитательное воздействие на школьников, организуемое учителем средствами учебника, осуществляется на основе развивающего эффекта учебного материала учебника (опосредствованное, косвенное воспитание) в процессе обучения.
Вывод
1. Дидактические функции учебника, составляющие систему иерархически
взаимосвязанных и взаимопроникающих его свойств, должны выступать в каждом учебнике в органическом единстве, в комплексе.
2. Через дидактические функции учебника наиболее полно и последовательно реализуются воспитательные, образовательные и развивающие задачи обучения.[2]
Литература
1. Енькка, Е. Тăван ĕн 5-меш класс / Е. Енькка ‒ Шупашкар, 2006.
Енькка, Е. Родной край. Учебное пособие для 6-7 кл. / Е. Енькка ‒ Чебоксары, 2004
2. Шаповаленко, С.Г. Учебник в системе средств обучения. ‒ М., 1974. – 186 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий