27 июня 2011

Понятие «учебник ИКРК» и его дидактические функции


Понятие «учебник ИКРК»

и его дидактические функции


Книгопечатание развивается более 400 лет, а учебник насчитывает 200-220 лет. В.П. Беспалько, Л.Н. Богомолов, Л.Я. Зорина и другие российские специалисты-методисты отмечают, что за это время накоплен известный опыт построения книги, специально предназначенной для обучения, — учебника, созданы десятки и сотни учебников, прочно запомнившихся многим поколениям людей. Созданы, однако, и учебники, не оставившие заметного следа в памяти поколений. О первых говорят как о хороших учебниках, о вторых — как о плохих и неудач­ных. В чем же секреты построения хорошей учебной книги, можно ли их от­крыть и передать всем авторам и всем издательствам для постоянного употребления?
В Чувашской Республике наиболее активно по «ИКРК», «Истории Чувашии» выпускали учебное пособие В.Ф. Каховский, Б.И. Павлов, Г.И. Тафаев, Е.В. Енькка. Авторами хрестоматий были: А.В. Выйкина, Г.И. Григорьев, А.П. Никитин, В.Г. Ткаченко, Н.И. Егорова, М.Г. Данилова.[1]
В Урало-Поволжском регионе: Г.А. Архипов, Д.М. Макаров, Г.И. Айплатов, С.А. Коробов, В.А. Якимов, З.И. Сираев, Б.Х. Юлдашбаев, Р.Г. Фахрутдинов и др.
На создание учебников по истории и культуре этносов обращал внимание И.Я. Яковлев, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, С.Г. Шаповаленко и др.
Исследователи отмечают, что во всех обсуждениях понятие «учебник» принимается как нечто само со­бой разумеющееся: любая книга, рекомендованная для использования учащимися, называется учебником — учебным пособием, С. Г. Шаповаленко опреде­ляет учебник как средство для усвоения основ наук, предназначенное для учеников, а В. В. Краевский считает, что в учебнике опредмечена, запрограмми­рована не только деятельность ученика, но и предполагаемая деятельность учителя. Школьный учебник - массовая учебная книга, которая явля­ется носителем содержания образования, в том числе видов деятельности, определенных школьной программой для обязательного усвоения с учетом воз­растных и иных особенностей учащихся.
Например, в условиях ЧР в школах преподается «Мой город», «ИКРК» («КРК»), в вузах «История Чувашии». В 5 классе «Тăван ĕн», в 6-7 классах «Родной край», в 8 классе «Родной край» (автор Е. Енькка). Методисты указывали, что в школьном или вузовском учебнике не может быть ничего случайного, того, что целе­направленно не служило бы решению определенных учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой или высшим образованием не помогало бы преподавателю в реализации этих задач.
Интересное, глубоко продуманное обоснование интегрирующей и коор­динирующей функций учебника предложил академик С.Г. Шаповаленко. Он указал на многообразие связей учебника со всеми другими средствами обуче­ния: программой; научной, справочной и методической литературой для учите­лей; с различными печатными пособиями для учащихся; со средствами изобра­жения и отображения изучаемых явлений и с техническими средствами обуче­ния, с натуральными объектами и средствами для воспроизведения явлений.
Исследования показали, что современному школьному учебнику присущи следующие дидактические функции.
Информационная - фиксация предметного содержания образования и ви­дов деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся при изуче­нии учебных предметов, с определением обязательного для учащихся объема (дозы) информации. Информационная функция рассчитана на достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обу­ченное™ учащихся), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в разви­тии и воспитанности школьников.
Трансформационная - связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических,   мировоззренческих,   художественно-ценностных,   технико-технологических и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплоще­ния, конкретизации и уточнений государственной учебной программы на осно­ве дидактических принципов и правил, прежде всего, с учетом принципа дос­тупности. Эта функция связана с таким преобразованием основ знаний в учеб­ный материал (например, в систему задач и упражнений), при котором на осно­ве учета требований общества и педагогики к общеобразовательной школе, свя­зи обучения с жизнью, а также возрастных и иных особенностей учащихся, не­обходимости активизации системы их эмоционально-ценностных отношений достигается эффект превращения познавательной деятельности школьников в познавательно-преобразовательную. При этом у учащихся возникают помимо репродуктивных такие виды продуктивной поисковой деятельности, как эвристическая (частично-поисковая) и творческая (исследовательская, конструктор­ская), т. е. достигается существенный сдвиг в активизации учения школьников.
Систематизирующаяобеспечение строгой последовательности изло­жения учебного материала в систематизированной форме, ориентация учащих­ся на овладение приемами научной систематизации. Реализация этой функции способствует активизации управления процессом учения со стороны педагога.
Закрепление и самоконтроль — целенаправленное под руководством учи­теля формирование видов деятельности учащихся, осуществление помощи им в прочном усвоении обязательного учебного материала, в ориентации в нем и опоре на него в практической деятельности.
Самообразование - формирование у учащихся желания и умения само­стоятельно приобретать (добывать) знания, помощь в самостоятельном воспол­нении пробелов в знаниях, стимуляция у них учебно-познавательной мотива­ции и потребности в познании.
Интегрирующая -помощь в отборе и усвоении в качестве единого целого знаний, приобретенных учащимися в процессе различных видов деятельности, из различных источников знаний.
Координирующая - обеспечение наиболее эффективного, функциональ­ного использования всех средств обучения, а также усвоения дополнительных сведений, относящихся к предмету изучения и получаемых учащимися при по­мощи внеучебных средств массовой информации.
Развивающее - воспитательная - содействие активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности. Мы называем эту функцию не просто воспитательной, а развивающе - воспитательной, чтобы подчеркнуть, что современный школьный учебник выполняет свое предназначение в услови­ях развивающего, воспитывающего обучения, когда никакой воспитательный эффект невозможен без опоры на сдвиги в развитии школьника. С помощью учебника, специфическими средствами учебника педагог имеет возможность организовать мощное воспитательное воздействие на учащегося. Когда хорошо исполненная и отвечающая строгим эстетическим требованиям иллюстрация воздействует на школьника, он косвенно воспитывается через развитие эстети­ческих восприятий и представлений, своего эстетического вкуса. Точно так же учитель оказывает глубокое воспитательное воздействие на учащихся посредством использования умело разработанной автором учебника системы задач и упражнений, решение которых развивает продуктивное логическое и творче­ское мышление. Таким образом, во всех случаях воспитательное воздействие на школьников, организуемое учителем средствами учебника, осуществляется на основе развивающего эффекта учебного материала учебника (опосредствован­ное, косвенное воспитание) в процессе обучения.

Вывод
1.  Дидактические функции учебника, составляющие систему иерархически
взаимосвязанных и взаимопроникающих его свойств, должны выступать в каждом учебнике в органическом единстве, в комплексе.
2.  Через дидактические функции учебника наиболее полно и последовательно реализуются воспита­тельные, образовательные и развивающие задачи обучения.[2]

Литература
1.  Енькка, Е. Тăван ĕн 5-меш класс / Е. Енькка ‒ Шупашкар, 2006.
Енькка, Е. Родной край. Учебное пособие для 6-7 кл. / Е. Енькка ‒ Чебоксары, 2004
2.  Шаповаленко, С.Г. Учебник в системе средств обучения. ‒ М., 1974. – 186 с.



Комментариев нет: