Использование картосхемы на уроке ИКРК
На многих уроках «Мой город», «ИКРК», «История Чувашии» используются различные карты.
Традиционно принято различать карты:
· общие;
· обзорные;
· тематические.
В контексте тематических карт (некоторые методисты склонны выделять в отдельный вид: например, А.А. Вагин, выделяют схематические карты. Как и тематические в целом, карты - схемы отличаются минимальной нагрузкой, ограничиваясь очертаниями суши и границ, и с помощью специальных схематических обозначений раскрывают сущность, внутренние связи, закономерности явлений. В общем выполнены они на физико-географической основе, воссозданы схематически, в упрощенно-обобщенном виде показывая какое-либо одно явление (например, битва Аттилы и римлян (Аэция) на Каталуанских полях (451 г .). Схема может быть тройного действия (эпизод наступления, эпизод обороны Аттилы, эпизод отступления и ухода в Паппонию).
Историки-методисты отмечают, что помимо этого существуют еще планы на местности. Локальные планы близки к картосхемам и содержат упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, улиц и площадей. Они выполнены на основе картографических изображений с реальной местности.
Одним из видов наглядных учебных пособий являются учебные карты. Они обычно представлены картограммами и картодиаграммами.
Картограмма - это карта, на которой посредством штриховки различной формы и плотности или окраски 5: различной интенсивности отражается средняя величина какого-либо показателя.
Картодиаграмма - это карта, на каждой единице территориального деления которой нанесена диаграмма, показывающая суммарную величину (иногда структуру, динамику) какого-либо статистического показателя (например, количество населения, направление вторжения).
Во многих пособиях картосхемы стали самостоятельными. Они представляют не только подробности военной истории, но и очаги культуры и культурно-этнические процессы. Характерно, что картографический материал часто сопровождается иллюстрациями, текстами и хронологической информацией.
На сегодня в Атласах по истории Чувашии и ИКРК мы предлагаем таблицы, схемы этногенеза, походов и т.д.
Для аналитической работы на уроке ИКРК и выполнения преобразующих заданий по картосхемам предлагается в качестве примера военная тематика. Ученика или студента привлекает идея военной операнда, ее замысел, развитие маневра. Разбор таких планов -хорошая умственная работа. Например, «Баранья битва», когда болгары около г. Сувар разгромили татар и около 4500 воинов взяли в плен, а затем их обменяли на баранов (1223 г .).
В ходе самостоятельной деятельности школьники и студенты соединяют различные этапы битв в единое целое, группируют рисунки-картосхемы, обозначая буквами битву, а цифрами - последовательные этапы.
Картосхемы могут использоваться для выполнения тестовых заданий:
· тесты на группировку картографических знаний;
· тесты на аналогию;
· тесты на исключение лишнего из ряда;
· тесты на определение последовательности, картографический диктант.
Более высокий уровень деятельности школьников при работе с подобного рода материалом - выполнение исследовательской работы:
· составление собственных маршрутов (экскурсия в гг. Болгар, Сувар, Биляр);
· продолжение путей, прогнозирование хода битвы («Баранья битва»);
· отыскание родины-предков. (Империя Модэ, Империя Аттилы, Великая Болгария, Волжская Болгария, Горная Болгария).
Можно уточнить, почему болгарские люди ушли в Швецию, Русские земли, Германию и т.д. (после 1236 г .).
Особый вид творческих заданий, способствующих обогащению исторических представлений учащихся, - задания на выяснение топонимов и этнонимов. Например:
· болгарская топонимия в Среднем Поволжье;
· болгарская топонимия на Северном Кавказе;
· болгарская топонимия на Балканах.
Вывод
Предметные картосхемы содержат достаточно богатый материал для анализа исторических данных, формирования новых умений и навыков, закрепляют историко - географические знания школьников и студентов по «ИКРК», «Истории Чувашии» и «Мой город».
Литература.
1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: методическое пособие для учителя. / Л.П. Борзова ‒ М.: ВЛАДОС - Пресс, 2001. ‒ 159 с.
2. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории. / А.Т. Степанищев ‒ М.: ВЛАДОС, 2000. ‒ 319 с.
3. Студеникин, М.Г. Методика преподавания истории в школе : [Учеб. Для вузов] / М.Г. Студеникин ‒ М.: ВЛАДОС, 2000. ‒ 239 с.
4. Тафаев, Г.И. Введение в историю Чувашии / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.
5. Тафаев, Г.И. Праюболгары в сообществе цивилизаций / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий