27 июня 2011

Художественная литература на уроках "Истории и культуры родного края" в Чувашской Республике


Художественная литература на уроках 

"Истории и культуры родного края" в Чувашской Республике


Чувашская литература идет рака об руку с историей и решает те же задачи исторического познания, но иными, образными средствами, средствами картинного отображения действительности. Произведения русской и чувашской художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках «ИКРК», «Мой город», по каждой теме они привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. Живость и конкретность художественного образа усиливают эмоциональное воспитание и таким образом,  создают более конкретные исторические представления у школьников.
Например, в 2009 г. Издано второе, дополнительное пособие «Русские писатели о чувашах» (составитель Ф.Е. Уяр) [1].
Существуют определенные правила использования художественной литературы на уроках ИКРК. Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:
·                        живое   изображение   исторических   событий,   изучение   которых предусмотрено школьной программой;
·                        образы исторических деятелей и изображение народа;
·                        картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.
Не   каждое   произведение  художественной  литературы  может  быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор.
Таким образом, не все можно включать в учебник «ИКРК», «Мой город», «История Чувашии», но главное в этих «картинных выставках» должны быть:
·     исторические события чувашского народа (например, Империя Хунну, Аттилы, Великая Болгария, Сувария в составе Хазарского каганата, Волжско-Камская Болгария, борьба с монголо-татарскими полчищами, вхождение Чувашии в состав России);
·     исторические деятели: Аттила, Кубрат, Боарикс, Орган, Алп- Илитвер, Аспарух, Алмуш и т.д;
·     события (битвы, восстания - С. Разина, пугачевское, акрамовское, акулевское восстание).
Все, что связано с российской историей, конечно, не возможно, к сожалению, все включить. Время урока ограничено.
Классификация произведений художественной литературы, используемых на уроках истории. Художественная литература для уроков истории может быть разделена на две группы: литературные  памятники  изучаемой  эпохи.  К  ним  относятся произведения, созданные в ту эпоху, которая изучается на уроке истории. Они являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом.
Мы обычно включаем произведение «Взятие Тамерланом г. Пюлер (вариант г. Болгар)». В исторической легенде говорится о двух событиях:
1.  Разгром в 1236 г. Батыем г. Болгар;
2.  Разгром в 1391 или 1395 гг. г. Пюлер (Биляр) Тамерланом.
Два исторических события описаны вместе. Так, в этой легенде сказано:
 Жди возмездья, басурман!
- Растоптал ты счастье наше,
Кровожадный Батый-хан...
Но полна уж горя чаша —
Жди возмездья, басурман!..
Сколько старцев хилых, тощих
И младенцев ты не бей,
Соловьи в пюлерских рощах
Запоют еще сильней..
И опять у нас в Пюлере
Гусли звонко зазвучат,
И по целой по неделе
Загуляет стар и млад!..
Вновь на игрища молодки
В шалях шелковых пойдут,
Словно белые лебедки.
Словно павы, поплывут...
Их сафьяновы сапожки
Каблучками застучат,
И на стройные их ножки
Снова парни поглядят!
В поле рожь заколосится
Выше всадника с конем...
Снова проса и пшеницы
Мы богато соберем.
И опять полны амбары
Будут хлебом круглый год,
И опять мы полной чарой
Будем пиво пить и мед...
И коней растить отличных —
В поле, в степь на них скакать.
Для работ же их обычных
По пять лет не запрягать!
По степи помчимся лихо
С целой сворою собак:
Зайца глупого, зайчиху
Вмиг догонит аргамак!
И, как встарь, молодок будут
Парни красть и миловать...
Ну и в сношёк не забудут
Тех молодок превращать!..
По реке по нашей Каме,
Что течет под боком, тут,
Парни бравые с плотами,
И на лодках поплывут...
Медведей ученых будут,
На потеху мужикам
И всему честному люду,
Вновь водить по деревням.
Коль в избу к кому заглянут —
Свечи там, как светляки...
И пред ними снова станут
Бить поклоны старики!..
Чук справляя, в печке гуся
Снова будут жарить все
И, молясь, просить, не труся,
Сил у бога Пюлехсе!..
И в Пюлер к нам гости снова
Буду! часто наезжать...
Ну а ворога лихого
Мы сумеем обуздать!

Историческая беллетристика (исторический роман, повесть) относится к художественной литературе. В сборнике «русские писатели о Чувашии» имеется рассказ А. Ежова «Ильяна», где говорится о печальной любви новгородского ушкуйника к чувашке Ильмена (XV в.). Читая этот печальный рассказ о любви и поиске новгородца в г. Саркел своей возлюбленной дети, конечно печалятся, а некоторые плачут. К сожалению, болгаро-чувашская история богата « кровью и слезами». Таким образом, желательно включить образы художественной литературы в изложение урока, то есть взять какой-нибудь отрывок из художественного произведения и включить его в урок.
Существует еще один интересный прием использования художественной литературы на уроке ИКРК. Это разбор литературного памятника либо методом комментированного чтения, либо методом развернутой беседы. Развивая разговор о монголо-татарском разгроме болгар и походе Тамерлана на земли Болгарские можно изложить позицию веры народа в светлое будущее:

Не забыть нам года злого
Так сказали три царевны,
Три лебедки молодых,
И от слез горячих, гневных
Засверкали очи их!..
И, взмахнув легко крылами,
Вмиг покинули Пюлер...
А внизу — все пуще пламя!
Все неистовей Тимер!..
Все богатства тучей пыли.
Пеплом по ветру летят...
Все враги опустошили,
Не вернешь теперь назад.
Будто впрямь конец уж света
Ночью этой наступил...
Громко стонет кто-то, где-то
Слушать стон тот нету сил!..
Даже вспомнить жутко будет
Всем, кто выжил, эту ночь...
В страхе в степь бежали люди, -
От врагов свирепых прочь!..

Но и там их догоняли
И на всем скаку, сплеча
На куски их разрубали,
Трупы конницей топча...
Ни невест, ни жен булгарских
Батый -хан не пощадил:
Он под хохот басурманский
В землю их живьем зарыл.
«Уж таков был злом обычай!» —
Нам предание гласит;
До сих мор Акурган девичий»
Посередь степи стоит!
Только те остались живы,
Кто пустился вскачь скакать.
Прилепившись к конской гриве,
Да успел в леса сбежать..
Не забыть нам года злого,
Как монгольский хан Тимер,
В ночь одну, с лица земного
Стер наш славный град Пюлер!
Не забыть, как царь пюлерский
На прощанье гусли взял
И, страшась расправы зверской,
Песню-плач на них сыграл.
А потом он аргамаку
Быстро на спину вскочил —
И в степи пюлерской шапку
На дороге обронил...
До сих пор царевы дети —
Те, что за морем живут, —
Шапку эту, в целом свете
Ищут, ищут, не найдут![2]

Можно этот отрывок дать на «исследование» школьнику, а он должен назвать события или исторического деятеля, который привел к страшным последствиям.
·                        Было уничтожено до 80% болгар;
·                        Уничтожено до 170 городов и городищ;
·                        Уничтожено около 2 тыс. сел;
·                        Болгары «худые чуваши» ушли в леса, овраги, болота Горной Болгарии (Чувашии).

Литература.
1.  Русские писатели о чувашах: сб. произведений / сост. Ф.Е.Уяр ‒ изд. 2-е, доп. ‒ Чебоксары, 2009. ‒ 590 с.
2.  Тафаев, Г.И., Зверев, Н.Д. Легенда о взятии Болгар (Пăлхар) / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.


Комментариев нет: