Наглядное обучение на уроке «ИКРК»:
определение, функции и значение.
Чтобы наглядно и эмоционально увидеть ее личности, археологические предметы, дома, летописи. Таким образом, изучая любой предмет в школе ребенок познает окружающий мир. Важно чтобы он не просто знал теоретически какие-то вещи, а имел представление, как это все выглядит в действительности. Знать историю по исторической карте намного интереснее, чем только разговор или рассказ. Видеть археологические артефакты или изделия, здания, которым 3- тыс. лет, конечно это вызывает большой интерес.
Для того чтобы школьники имели полное представление на уроках истории, что такое Империя хунну, Великая китайская стена, волжская Болгария, какой была их культура и развитие в целом на разных исторических этапах, используются наглядные пособия.
Методисты- историки отмечают, что с помощью наглядных средств обучения у школьника создаются достоверные, зрительные образы исторического прошлого. Наглядные средства обучения конкретизируют исторические факты, преодолевают искажения прошлого в представлениях учащихся и студентов.
Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их зрительное и эмоциональное усвоение.
Наглядность приобщает учащегося к прекрасному (скульптура, картина, архитектура и т.д.). Фактически все школы в Чувашской Республике имеют наглядные пособия: модели, макеты, картины, фотографии, видеофильмы и т.д. Они позволяют сделать процесс обучения понятным, творческим, доставляющим удовольствие.
Первым, кто обратил внимание педагогов на то, что на уроках необходимо применять принцип наглядности, был великий мыслитель Ян Амос Коменский (1592-1670). Он упоминает об этом в своих трудах и, прежде всего, в «Великой дидактике».
Ученые М.К Енисеев и А.И. Пайгусов в учебном пособии «Теория обучения в вопросах и ответах» включили проблему «Что такое принцип обучения?» Они перечислили виды обучения, где имеется принцип наглядности.
Принцип обучения - основополагающая идея, нормативное требование к организации и проведению дидактического процесса. Он носит характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Основные принципы обучения:
Принцип духовно направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения.
Он предполагает, что обучение направленно на цели всестороннего развитии личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научности. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки.
Принцип связи обучения с практикой. Он требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Принцип систематичности и последовательности. Он предполагает преподавание и усвоение знаний в определенной последовательности, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип выражается в соблюдении ряда правил; Например, первое - изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливается порядок и методика работы с ними; второе - в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье - при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
Принцип доступности. Этот принцип требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их Возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Еще Я. А. Коменский дал несколько правил этого принципа:
- переходить от изучения того, что близко ( история родного края), к тому, что далеко ( всеобщая история );
- переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Принцип наглядности. Это один из старейших и важнейших в дидактике принципов. Он указывает на необходимость целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. В процессе обучения надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать. Процесс усвоения новых знаний должен развиваться от конкретно - образного и наглядно - действенного мышления к абстрактному, словесно - логическому.
Принцип сознательности и активности. Это один из главных принципов обучения. Согласно этому принципу обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности . Это выражается в том. что учащиеся осознают цели обучения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверять, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности учащихся можно добиться, если:
· опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте - познавательные интересы, профессиональные склонности;
· включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем.
Наибольшее внимание применению наглядного обучения ни уроках истории и обществознания было уделено и советские времени, когда преподавание истории и школе было важным фактором формирования коммунистического мышления. Известные исследователи этих времен: Н.И. Аппарович (изготовление самодельных наглядных пособий), Д.И. Полторак (изучал технические средства обучения и методику преподавания истории в целом), Н.З. Кирилец (наглядные пособия), Г.Р. Косова (изобразительное искусство ни уроках истории), Г.Н. Матюшин (археология в школе), B.C. Мурзаев (рисунки на классной доске в преподавании истории), Д.Н. Никифоров (наглядность на уроках истории), Л.Н. Предтеченская (художественная культура на уроках истории), А.Ф. Родин (внеклассная работа и экскурсии), К.В. Чиркова (диапозитивы, диафильмы), A.C. Орлов (музеи, памятники) и другие.
Из современных исследователей принципу наглядности уделяют внимание: М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова (аппликации, методика преподавания истории в младших классах), Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, П. Паршаченко (художественная литература на уроках истории), А. Клетогонов (древнерусская литература на уроках истории), A.A. Преображенский и другие. [2]
Предмет ИКРК (КРК) изучается с 5 класса в общеобразовательных школах Чувашской Республики. В XVII веке Я.А. Коменский отмечал, что «необходимо переходить от изучения того, что близко (история и культура родного края). Мы в учебные пособия по «Истории Чувашии» (2 курс) и «ИКРК» (1 курс), включает до 60-70 иллюстраций (наглядных средств восприятия). Е. Енькка до 100-120 иллюстраций («Родной край»)
«Живое созерцание» (наглядное обучение) затрагивает не только сферу чувств, но и сферу мышления и выполняет ряд функций:
1. Наглядность повышает эффективность изложения, сокращая при этом затраченное на него время;
2. С помощью наглядных средств обучения у учащихся создаются достоверные, зрительные образы исторического прошлого. Например, кто знает, как выглядит внешне Каган Кубрат, Алп- Илитвер. Благодаря ярким иллюстрациям в «ИКРК» и «Истории Чувашии» это известно практически каждому.
3. Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися.
4. Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся. Например, в учебнике «Родной край» (Е. Енькка) имеется иллюстрации свадебных и похоронных обрядов чувашского народа;
5. Наглядное обучение формирует и эстетические взгляды школьников, учит их «видеть» в произведениях искусства идейно-нравственное содержание, художественные достоинства, материнство их создателей. В связи с этим мы регулярно посещаем гг. Болгар, Сувар, Биляр. Интерес связан с «золотым веком» древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации (Волжско-Камской Болгарии);
6. Расцвет Волжской Болгарии, так называемый «золотой век» вызывает у школьников и студентов уважение к отечественным творцам и желание посетить старинные болгарские города;
7. Наглядное обучение развивает наблюдательность, воображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому. Например, современные красочные учебники ИКРК 5, 6, 7 классов вызывают желание учиться, а федеральные учебники 9-11 классов кажутся сложными и скучными.
Выводы
1. За последние 15 лет истории изданы до 70 учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий, где широко представлены иллюстрации;
2. Регулярно организуется посещение Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в г. Болгар (Республика Татарстан). [3]
3. В 2009 г . автором совместно с деканом ХГФ ЧГПУ им. И.Я. Яковлева издано учебное пособие «История Чувашии в изобразительном искусстве. [4]
Литература
1. Енисеев, М.К., Пайгусов А.И. Теория обучения. Учебное пособие / Енисеев ‒ Чебоксары, 1999. ‒ С. 17-18.
2. Подласый, И.П. Педогогика. В двух книгах / И.П. Подласый – М., 1999.
Сорокин, Н.А. Дидактика / Н.А. Сорокин ‒ М., 1974.
Сластенин, В.И. и др. Педогогика / В.И. Сластенин ‒ М., 1998.
Теоретические основы процесса обучения в советской школе. Под ред. В.В. Краевского, И,Я. Лернера. ‒ М., 1989.
3. Тафаев, Г.И., Никитин, А.С. г. Болгар. Асла Палхар / Г.И. Тафаев и др. – Чебоксары, 2005. ‒ 27 с.
4. Тафаев, Г.И., Данилов, А.В. История Чувашии в изобразительном искусстве / Г.И. Тафаев и др. ‒ Чебоксары, 2009. ‒ 52 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий