Привлечение иллюстраций на уроке
«ИКРК», «История Чувашии», «Мой город»
Данные предметы изучаются школьниками с 5 класса, а «История Чувашии» со 2 курса (ИКРК с 1 курса). На уроках преподаватели привлекают иллюстрации из книг и видеофильмов. Иллюстрации нового для учеников вида следует разъяснить, подчеркнув, что порой они воспроизводят не историческую действительность, а представления людей, носят условный характер. Так выглядят росписи и миниатюры древности, например, взятые из летописей. Например, учебники по ИКРК (Е. Енькка) от 50 до 100 иллюстрированы Е. Еньккой, а Г.И. Тафаев включает в историю древнеболгарской цивилизации свои фотографии, которые автор снял в гг. Болгар, Сувар, Биляр, Титащево, Таяба, Казани, Чебоксары, Москве.[1]
Учащимcя на уроках ИКРК предлагается прочитать подписи к иллюстрациям, определить характер изображения (фотография или рисунок, исторический документ или реконструкция действительности), сравнить реконструкцию с документальным описанием. При этом могут привлекаться настенные картины, кинофрагменты, видеофильмы. Иногда по учебнику учащиеся составляют описание города, используя его план, а также текст и иллюстрацию из учебника. Например, мы издали по ИКРК следующие иллюстрированные материалы:
1. Различные атласы по «Истории Чувашии»;
2. Легенда о взятие Болгар (Пăлхар);
3. Иллюстрированная история чувашского народа и Чувашии.
Можно привести материал урока по ИКРК (Е. Енькка). Так, например, в §16 Население юго-восточной Европы в первых веках нашей эры.
Между двумя морями — Каспийским и Черным располагается территория, с древности служившая местом встречи разных народов и зарождения самобытных культур. (До сих пор в этом регионе обитает несколько десятков этносов. Высоко в горах сохранилось аборигенное население, предки которого жили здесь с глубокой древности.)
Степная полоса этого края служила своеобразным «проходным двором» между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Скифы и сарматы. Почти все I тыс. до н.э. «хозяевами» Великой Степи от Черного моря до Китая были ираноязычные племена кочевников-скотоводов. Греки, впервые столкнувшиеся с этими воинственными племенами в VII в. до н.э., называли их скифами.
Основной территорией обитания скифов были земли между Доном и Дунаем. Именно там во второй половине IV в. до н.э. — во время наивысшего расцвета Скифии — появляются грандиозные курганы с богатейшими захоронениями скифских царей.
Основная часть скифского населения занималась кочевым скотоводством. В постоянных поселениях проживали ремесленники и земледельцы, которые выращивали зерно не только для себя, но и для продажи грекам.
На территории современной Украины ученые исследовали несколько богатейших курганов с захоронениями скифской знати. Многие изделия из этих курганов выполнены на очень высоком художественном уровне. Ученые предполагают, что часть этих изделий выполнена по заказу скифских царей греческими мастерами.
К востоку от скифов в степях Поволжья и на Южном Урале обитали родственные им сарматские племена. В III—II вв. до н.э. сарматы стали осваивать предгорья Кавказа и территории Северного Причерноморья. Часть скифских племен подчинилась им, а другая часть переселилась в Крым, где скифы построили город Неаполь-Скифский.
Как и скифы, сарматы относились к ираноязычным племенам, они занимались кочевым скотоводством, ремеслами, частично земледелием. Археологические находки свидетельствуют о развитой металлообработке и ювелирном искусстве, для которого характерны изделия в «зверином стиле».
В начале I тыс. н.э. среди сарматов возвысился племенной союз алан.
Римская империя и варвары. В III в. до н.э. на территориях Центральной Азии образовалась Хуннская империя, в это же время на юге Европы Рим становится крупнейшим государством Средиземноморья. .Ко II в. н.э. Римская империя достигает своих максимальных границ.
По сведениям римских исторических источников, территория и население Европы тех времен делились на две части: Римская империя и варвары, к которым римляне относили народы, жившие севернее, прежде всего германские и кельтские племена.
Германские племена готов в начале нашей эры обитали на южном побережье Балтийского моря. В конце II в. н.э. они стали передвигаться на юго-восток, в Ш в. н.э. достигли Северного Причерноморья и начали военные походы на Римскую империю. В IV в. н.э. на территории от Дуная до Дона сложился обширный Готский племенной союз.
Таким образом, к IV в. н.э. на европейской части Великой Степи образовались два крупных племенных союза: алан (восточнее Дона) и их западных соседей готов. В эти союзы входило много других племен.
Великое переселение народов — условное название массовых миграций самых разных этносов на территории Евразии, вызванных глобальным потеплением климата и высыханием степей.
Особой активности передвижение народов Европы достигло в конце IV в., когда здесь появились гунны.
Великое переселение народов ознаменовало собой конец рабовладельческого периода и начало новой феодальной эпохи в истории Европы.
Крушение Римской империи. В III—IV вв. Римская империя испытывала серьезные внутренние проблемы, основной причиной которых была экономика, основанная на рабском труде (при этом значительная часть римлян испытывала презрение к труду и предпочитала роскошный образ жизни). К тому же на огромных, с трудом управляемых территориях часто происходили восстания.
Массовые вторжения варваров — германских, сарматских, гуннских и других племен привели к крушению империи и разделению ее в конце IV в. на Западную и Восточную.
В конце V в. под натиском варваров Западная Римская империя пала. Позднее на ее территории возникло нескольких варварских государств.
Восточная Римская империя (Византия) продолжала существовать еще почти тысячу лет.
Главным восточным соперником Рима, а затем и Византии был Иран (Персия) — государство с древней и самобытной культурой. Основной ареной противостояния этих государств было Закавказье.[2]
В теме представлены 13 иллюстраций, одна карта, и таблица событий. Мы в истории древнеболгарской цивилизации даем до 60 иллюстраций из них по 10-12 карт.[3]
Существует большое количество заданий для работы с иллюстрациями из учебника:
• составить рассказ по иллюстрациям;
• объяснить факты, составляющие сюжет;
• перерисовать несложные рисунки, о воспроизвести диаграммы и картограммы;
• сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи. Например, студенты ХГФ задание: по изображению воинов в полном вооружении определить, к какой стране и к какому времени относится данная одежда и в каких войнах могли участвовать воины.
Студенты ХГФ (ИЗО, ДИЗ) рисуют (пишут) различные иллюстрации по темам урока. Например:
• эпоха Модэ;
• эпоха Аттилы;
• каган Кубрат, Боарикс, Орган, Алп-Илитвер;
• эпоха Волжско-Камской Болгарии;
• эпоха смены цивилизации (ордынская экспансия и разгром болгар).
Многие иллюстрации студентов ХГФ включены в учебные пособия по ИКРК и истории Чувашии.
В 2002-2006 гг.мы совместно с газетой «Тантăш» и журналом «Саман» организовали конкурс молодых художников по Чувашской Республике. Занявшие призовые места были награждены грамотами, денежными премиями и книгами.
Выводы.
1. Регулярно мы организуем посещение гг. Болгар, Сувар, Биляр. Фотографии постоянно включаем в свои учебные пособия по ИКРК и Истории Чувашии.
2. Студенты регулярно выступают по рефератам о художниках Чувашии.
Литература
1. Тафаев, Г.И. Легенда о взятии Болгар (Пăлхар) / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.
2. Енькка, Е. Родной край для 8 кл. Учебное пособие / Е. Енькка ‒ Чебоксары. ‒ С.109-113.
3. Тафаев, Г.И. Введение в историю Чувашии. Учебное пособие / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.
Комментариев нет:
Отправить комментарий