30 июня 2011

Функции и компоненты учебника «Истории и культуры родного края» в общеобразовательных учебных заведениях Чувашской Республики.


Функции и компоненты учебника «Истории и культуры родного края» в общеобразовательных учебных заведениях Чувашской Республики.


В Чувашской Республике с конца ХХ в. был введен предмет «История и культура родного края (ИКРК) [1] и «Мой город»  [2]. Авторами учебников являлись Е. Енькка, А.П. Данилова, В.Д. Данилов, Т.И. Иванова.  В вузовской системе по «Истории Чувашии» активно работал Г.И. Тафаев [3]. В конце ХХ в. стали появляться новые учебники, вводятся новые предметы в различных типах школ, многоуровневое образование, углубленное изучение истории и культуры, расширяется объем историко-хрестоматийной литературы и источников, которые можно использовать в работе.[4]
Следует заметить, что овладение методикой работы с учебником ИКРК позволит рационализировать работу преподавателя истории, т.к. в учебнике материал:
Систематизирован;
Структурирован;
Взаимосвязан с предыдущими и последующими     темами;
учитывает     психолого-педагогические особенности данной возрастной категории учащихся.
Учебные пособия по «ИКРК» (Е. Енькка) предназначены для:
1.   «Таван ен» для 5 класса;
2.   «Родной край» для 6-7 классов;
3.   «Родной край» для 8 классов.
К сожалению, нет хорошего учебного пособия для старших классов. Перечисленные учебные пособия являются базовым их можно отнести к массовым книгам (учебникам). Например, Таван ен издан тиражом в 70 тыс.экземпляров, Родной край для 6-7 классов 20 тыс. экземпляров, для 8 классов- 7 тыс. экземпляров.
Учебники для «Истории Чувашии» автором (Г.И. Тафаевым) изданы по 200-1000 экземпляров. Функции современного учебника («ИКРК», «История Чувашии») следующие:
информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);
систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);
обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);
воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).
Исследователи –методисты отмечают:
1.   Учебник должен раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности;
2.   В дидактике утвердилось определение школьного учебника- это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.
Таким образом, рекомендации методистов (мы являемся руководителями педагогических практик в СОШ Чувашской Республики) происходят в школах г. Чебоксары и районах республики.
В наше время раздаются призывы отказаться от традиционного учебника. Большинство педагогов, методистов и учителей школ считают, что учебник нужен и полезен. Без осмысления учебного материала школьник и студент вообще не будет знать материал по истории и культуре родного края.
Конечно существуют множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневого учебника, учитывающего дифференциацию обучения. Методисты ЧРИО и ученые ЧГПУ и ЧГУ активно изучают процесс апробации своих учебников по ИКРК, Истории Чувашии, чувашскому языку, чувашской литературе.  Она набирается и с учетом процесса происходит изменение структуры учебников. Изменяется, что –то заменяется, что-то дополняется. Это постоянные процесс обновления.
Какие компоненты учебников должны работать? Методисты отмечают:
1.   Каждая глава может начинаться с плана-схемы – своеобразного логического конспекта;
2.   В тексте книги выделяются и разъясняются понятия, термины, ключевые слова;
3.   В основной текст включены отрывки документов, справочный аппарат, вопросы и задания, отличающиеся по типу и уровню сложности;
4.   Вопросы логически продолжают или уточняют содержание;
5.   В конце тем для старшеклассников даются рекомендации;
6.   Вопросы для обобщений, дополнительный текстовый материал содержится в конце разделов.
Конечно, такая структура не жесткая схема действия, но она работает в школьном учебнике. Мы придерживаемся данной структуры и в вузовских учебных пособиях.
Предлагаем ознакомиться с учебным пособием Е. Енькка Родной край для 8 классов. Данное пособие мы считаем представляет классический образец учебника по ИКРК. Предлагаем изучить § 19 Тюркские каганаты.[5]
С середины I тыс. н.э. в степях Центральной Азии начинают разыгрываться не менее трагические «действа» возникновения и крушения государств, возвышения и падения целых народов. Но теперь главным действующим лицом становятся «почти забы­тые» огузские племена — потомки древних носителей плиточ­ной культуры.
Жуань-жуани и тюрки. Как мы помним, в начале нашей эры в результате глобаль­ного потепления евразийские степи стали высыхать, и с этого времени огуроязычные племена стали покидать Центральную Азию. Но в IV в. засуха закончилась и степь нача­ла восстанавливаться: она быстро покрылась буйной растительностью, туда потянулись травоядные животные, за ними — хищни­ки. Затем в степь стали возвращаться лю­ди — остатки огурских племен и появлять­ся огузские племена (вспомним: прямые потомки прототюрков, обитавшие на восточ­ной окраине Центральной Азии еще с древ­нейших времен и говорившие на Z-языкe).
Среди возвратившихся в степь племен возвысились племена огуроязычных жуань-жуаней (жужаней), создали свое государство- Жуань-жуаньский каганат и стали властителями степей Центральной Азии почти на 200 лет (с 360 до 552 гт.).
С конца IV в. н.э. на юге Восточного Тянь-Шаня крупное объединение огузских племен теле. В 460 г. жуань-жуани себе часть этих племен и перв­ое на Алтай для разработки богатых железных руд.
Эти  огузские племена впоследствии получили название тюрки ашина или как тюрк, что означает  «синие (небесные) тюрки».
 Возвышение тюрков-ашина. Улучшение климатических условий привело к быстрому росту численности стад, экономическо­му благосостоянию и, следовательно, росту численности населения. История стала пов­торяться — как почти тысячу лет назад огурские племена стали осваивать обширные степи Центральной Азии, так уже в IV—V вв. н.э. огузы-теле стали постепенно занимать территории Монголии и Восточного Казах­стана.
Тюрки-ашина, проживая на Алтае, зани­маясь скотоводством, металлургией и метал­лообработкой, выплачивали жуань-жуаням дань железом — в основном оружием и доспехами. Постепенно усилившись, они су­мели стать ядром, вокруг которого стали со­бираться другие огузские племена.
В середине VI в. тюрки-ашина подняли восстание против своих правителей. Пос­ледний каган жуань-жуаней Анахуань в 551 г. был разгромлен в решающей схват­ке с тюрками-ашина и покончил жизнь самоубийством.
Вождь тюрков Бумын принял титул ка­гана, но умер в 552 г. Ему наследовали Кара-каган (552—553 гг.) и Мугань-каган (553— 557 гг.), которые довершили разгром жу­ань-жуаней.
Часть жуань-жуаней ушла на восток — в Корею, другая — на территорию Северного Ки­тая, а основная масса откочевала на запад. Оставшиеся на месте огуроязычные племена стали ассимилироваться огузами и терять свой язык.
Таким образом, в степях Центральной Азии закончилась эпоха господства огурских племен, говоривших на R-языке. С это­го времени на историческую арену выходят Z-язычные тюрки-огузы. (Время с середины I тыс. н.э. принято называть древнетюрк-ской эпохой.)
Тюркские каганаты. Таким образом, в 652 г, был основан Первый Тюркский каганат, с возникновением этого обширного каганата, охватившего подавляющее большинство тюркоязычных племен Азии, термин тюрк при­обрел широкое распространение как политоним и этноним. До этого это было название лишь небольшого племени на Алтае, нахо­дившегося под властью жуань-жуаней.
К концу VI в. большая территория Евра­зии была объединена тюрками в громадный Первый Тюркский каганат (552—603 гг.). На большей части территории каганата огузские племена ассимилировали остатки огурских и иранских племен.
В начале VII в. каганат распался на За­падный (основная территория — Средняя Азия) и Восточный (Центральная Азия).
Восточный Тюркский каганат в 630 г., а позднее и Западный Тюркский каганат потерпели поражение от Китая.
Условия создания учебника:
1.   Как бы ни различались школьные учебники в Российской Федерации в них много общего. Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету (см. Е. Енькка);
2.   Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки к уроку учителю важно выявить основные, базовые знания. Это примерно треть содержания. Остальное при объяснении на уроке составит дополнительный материал, помогающий ярко и убедительно раскрывать базовые знания;
3.   Весь материал в школьных курсах истории не может излагаться одинаково подробно. Развернутое изложение, как правило, сочетается с конспективным. Основные факты даются подробно, образно, дополняются документами и иллюстрациями. Сведения, необходимые для связи между основными фактами, даются в виде краткой справки (см. Г.И. Тафаева);
4.   Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. Но мнению ученых и методистов  для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.
К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности. Например, в ИКРК (Е. Енькка ) более 100 различных иллюстраций, которые автор-художник сама рисует и по тематике размещает в учебном пособии. У Г.И. Тафаева около 50-60 различных иллюстраций, фотографий: Алтая, Северного Кавказа, Среднего Поволжья, гг. Болгар, Сувар, Биляр, Титащево, Таяба, Казани. Все фотографии авторские. Он организует ежегодные экскурсии в гг. Болгар, Сувар, Биляр.
Следует отметить, что основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
В оценке качества учебной литературы по ИКРК ученые придерживаются следующих критериев:
• соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;
• отражение в нем ценностей современного чувашского общества;
• научность подходов к изложению фактов;
• представление исторических фактов с разных точек зрения;
соответствие содержания книги программным требованиям;
соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся;
• качество источниковедческой базы учебного материала;
•методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями.[6]

Выводы
1.   Функции учебника, конечно остаются неизменными- это информационная, систематизирующая, обучающая, воспитательная.
2.   Компоненты учебного пособия менее жестки, они могут в различных учебниках, учебных пособиях меняться, но условия должны соответствовать.

Литература
1.   Енькка, Е. Родной край / Е. Енькка. Учебное пособие для 6-7 кл. ‒ Чебоксары, 2004.
2.   Данилова, А.П. Мой город / А.П. Данилова. Учебник для 8 кл. ‒ Чебоксары, 2003.
Данилова, А.П. Мой город / А.П. Данилова. Учебник для 5 кл. ‒ Чебоксары, 2004.
3.   История Чувашии / сост. Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары : ЧГПУ, 2007. ‒ 133 с.
4.   История родного края. Учебное пособие : Хрестоматия. Ч.I – Чебоксары, 1993.
5.   Енькка Е. Родной край. Учебное пособие для 8 кл. / Е. Енькка ‒ Чебоксары, 2009. ‒ С. 128-131.
6.   Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. и др. Историческое образование в современной России : Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский ‒ М., 1997.
Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории. В 2 ч. / А.Т. Степанищев ‒ М., 2002.

Комментариев нет: