Цивилизационный символизм ордынской
эпохи древнеболгарской цивилизации (1236-1551 гг.)
Древнеболгарская цивилизация как египетская, греческая, римская, китайская цивилизации прошла стадии (циклы) развития по А.Дж. Тойнби генезиса, расцвета и затухания.
Стадию «плодоношения» по Н.Я. Данилевскому она прошла в условиях Среднего Поволжья. Мы считаем, что древнеболгарская цивилизация, как и большинство мировых цивилизаций прошла трансформации:
· Военно-политическую;
· Социально-экономическую;
· Территориальную;
· Антропологическую;
· Этнокультурную;
· Этноязыковую;
· Этнорелигиозную;
· Этнопсихологическую.
Все направления активно, а иногда «геноцидно» влияли на формирование души древнеболгарской цивилизации. Язык, культура, душа ломалась она черствела, грубела, но выживала. Мы можем успешно использовать теорию цивилизации в развитии древнеболгарской цивилизации. Многие (практически все) позиции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтона накладываются на циклы (стадии) развития древних болгар, сувар, хазар, татар, башкир, казахов, русских.
Обратим внимание на позицию Освальда Шпенглера. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая 1880, Бланкенбург, Германия — 8 мая 1936. Мюнхен. Германия) — выдающийся немецкий философ и культуролог.
Биография. Шпенглер родился 29 мая 1880 года в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор (Гарц, нынешняя земля Саксония-Ангальт) в семье почтового чиновника. Он был старшим из четырех детей и единственным мальчиком. В 1891 году семья переехала в Галле, где юный Шпенглер изучал латинский язык в заведениях Франке. Шпенглер изучает математику, естественные науки и философию в университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах. Он защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии в 1904. Затем Шпенглер работает учителем в Гамбурге. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако, после прихода к власти нацистов в 1933 году и изъятия одной из его книг, вел уединённую жизнь. Основные труды:
· «Закат Европы» (нем. Der Untergang des Abendlandes, T.1 - 1918, T.2 - 1922).
· «Человек и техника» (нем. Der Mensch und die Technik, 1931).
· «Годы решений» (нем. Jahre der Entscheidungen, 1933).
Взгляды исследователя. Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить более богатой содержанием картиной— циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской- «магическая», западной «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее (цивилизация).
Так, культура Древней Греции находит свое завершение в цивилизации Древнего Рима. Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX веке, переживает свой расцвет в XV-XVIII вв. и с XIX в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться»; конец западной цивилизации (с 2000 г .), по Шпенглеру, проделавшему колоссальную работу по сбору фактического материала о различных мировых культурах, сопоставим (или «одновременен»)с I-II вв. в Древнем Риме или XI-XIII вв. в Китае.
Сравнительный анализ культур, как считает Шпенглер, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
Исследователи (математики) доказали, что цивилизации существует до 1500 лет, но китайская (синская) цивилизация существует более 5 тыс. лет. На сегодня она одна из могущественных и процветающих на планете. Древнеболгарская зародилась («внутриутробное развитие») в Империи Хунну, и существовала в условиях Волжско-Камской Болгарии до 1236 г .
С 1236 г . начинается период (эпоха) ордынской смены цивилизации. Вновь обратим внимание на взгляды О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби по теории цивилизаций. Так, О. Шпенглер замечает, что каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»).
В качестве фундамента исторического метода Шпенглера выступал концепт «смысла чисел», ещё более дистанцирующий друг от друга природу и историю. По мысли Шпенглера, духовная жизнь человека, наделенного «бодрствующим сознанием», разворачивается во времени и в определенном направлении. Как результат, в сознании индивида конституируется присущая только ему, его личная картина мира: либо образно-символическая, либо рационально-понятийная. Посредством типа математического числа или слова фиксируется образное мирочувствование уже ставшего, осуществленного «природа», согласно Шпенглеру, «исчислима». История же как динамичное осуществление возможной культуры сопряжена с хронологическими величинами и чужда однозначным расчетам.
При этом, согласно Шпенглеру, саморазвитие культуры возможно лишь в контексте осознания её субъектами значимости процедур измерения, счёта, формирования и фиксации образов внешнего мира и т. д. Так, в контексте концепции «смысла чисел», античная культура, базирующаяся, по Шпенглеру, на конечности, телесности числового ряда, противоположена цивилизации современного Запада, фундируемой числовой идеей бесконечности.
Культуры, по мнению Шпенглера, возникают «с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», и столь же бесцельно уходят со сцены («... лишь живые культуры умирают»), не оставляя после себя ничего. Морфология культуры Шпенглера сообщила западному миру, что он неудержимо клонится к закату: по убеждению Шпенглера, рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обреченной на гибель. Великие культуры прошлого, по мысли Шпенглера, как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее.
Взгляды ученого, конечно можно отнести не только к западно-христианской, но и восточно-христианской и др. цивилизациям.
Несколько слов о А.Дж. Тойнби. Исследователи отмечают, что Тойнби, Арнольд Джозеф (Toynbee, Arnold Joseph) (1889-1975), английский историк, родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1913 женился на Розалинде Мёррей, дочери Гилберта Мёррея, оксфордского профессора-классика. Их сын Филип стал известным романистом. Они развелись в 1946, и в том же году Тойнби женился на своей давней помощнице Веронике Марджори Боултер. В 1919-1924 был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 — научным руководителем Королевского института международных отношений и научным сотрудником Лондонского университета. В 1920-1946 — редактор «Обзора международных отношений». Во время Второй мировой войны Тойнби — директор научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал кавалером ордена Кавалеров почета. Умер Тойнби в Йорке 22 октября 1975.
Многочисленные публикации Тойнби включают научные монографии, в том числе Западный вопрос в Греции и Турции (The Western Question in Greece and Turkey, 1922), Греческая историческая мысль (Greek Historical Thought, 1924), Исследование истории (A Study of History, 12 vols., 1934-1961), а также несколько томов очерков и лекций, опубликованных после того, как под руководством Д.Сомервелла было выпущено ставшее бестселлером сокращенное (в одном томе) изложение первых шести томов Исследования истории. Наиболее интересна публикация Гиффордовских лекций — Подход историка к религии (An Historian's Approach to Religion, 1956). Из поздних работ Тойнби отметим следующие: Америка и мировая революция (America and the World Revolution, 1962); Между Нигером и Нилом (Between Niger and Nile, 1965); Изменяющиеся города (Cities on the Move, 1970) и Константин Багрянородный и его эпоха (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973).
А.Дж. Тойнби последовал за О.Шпенглером и его Закатом Европы в отрицании традиционной концепции единства мировой истории, предложив взамен сравнительное исследование культур, обнаруживающих поразительное сходство в жизненном цикле — возникновении, развитии и упадке. Однако он отвергал шпенглеровскую теорию культур как организмов, имеющих продолжительность жизни в 1000 лет, и в качестве причин их упадка называл нравственное вырождение и утрату творческого подхода к возникающим проблемам.
Теоретиками «локальных цивилизаций» являются Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби. Мы попытаемся при исследовании проблемы, опираясь на концепцию цикличности локальных цивилизаций, проследить историю древнеболгарской цивилизации. По А.Дж. Тойнби рост цивилизации, отнюдь не сводится к географическому распространению общества. Он не вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизации не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого- то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает.
А.Дж. Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации. По А.Дж. Тойнби цивилизации проходят стадии «генезиса- роста- разложения- надлома и упадка».
Некоторые исследователи резко критикуют данную схему, но мы считаем более детальное изучение процессов генезиса и упадка цивилизаций вписывает схему А.Дж. Тойнби. Наша позиция не «зацикливания» на схеме А.Дж. Тойнби. Мы считаем, что определенные цивилизации списываются в схему «генезиса- роста- упадка», но часть цивилизаций не укладывается в схему Тойнби.
Мы рассматриваем в понятиях «генезис- расцвет- трансформация».
Схема развития древнеболгарской цивилизации.
1. Генезис- Империя Хунну;
2. Смешение- Северный Кавказ;
3. Расцвет- Волжско-Камская Болгария до 1236.;
4. Трансформация – в условиях Золотой Орды и Казанского ханства.
Процесс трансформации мы делим на два этапа:
1. С 1236-1552 гг. радикальная смена цивилизации, через татаризацию, исламизацию, геноцид (болгарский холокост), смена продолжалась 316 лет;
2. После вхождения (сер. XVI в.) в состав российской цивилизации (эволюционная смена цивилизации) она длится уже более 460 лет.
Смена цивилизации.
Радикальная смена цивилизации (ордынская эпоха) с 1236-1552 гг. | Эволюционная смена цивилизации (российская эпоха) с 1551 гг. |
316 лет | 460 лет |
Татаризация, исламизация, гибель древнеболгарской цивилизации | Христианизация, русификация, трансформация и формирование новочувашской локальной (национально-региональной) цивилизации в состав российской |
Попробуем разобраться с цивилизационными символами, которая с течении 316 лет подвергалась:
· Геноциду;
· Татаризации;
· Исламизации;
· Вытеснению в леса, болота, овраги Горной стороны.
Легенда о взятии Пюлера Батый-ханом
Возле города Пюлера,
Где седой ковыль шумит,
Войско грозного Тимера
Пестрым лагерем стоит!..
Батый-хан рыжебородый,
Чуть забрезжил солнца свет,
Приказал всем воеводам
Собираться на совет...
Вот глава всех войск кагана
Первый поднял голос свой:
— Не разбить нам, хан, смутьяна,
Коль пойдем в открытый бой!
Нет, с царем булгарским ныне
Нам сражаться не расчет,
Пусть твой светлый взор окинет
Эти рвы, что полны вод;
Эти стены крепостные
И бойниц суровый вид...
Видишь, копья в них стальные?
То несметна рать стоит!..
Хан владыка всей Вселенной
Хот и много сил у нас,
Но без хитрости военной
Нам Пюлер не взять сейчас.
Как бы воиск непобедимых
Славу нам не уронить,
Сыновей да жен любимых
Нам позором не покрыть...
Говорят, что вражьи стрелы
За семь верст разят, Тимер!..
Нет, в бою открытом, смелом
Брать не должен ты Пюлер!
Мудрый хан! Булгар строптивых-
Не поможет нам Аллах !-
Словно зайцев мы трусливых,
Умертвим в своих домах...
Здесь в селе неподалеку,
Я услыхал колдунья есть.
К ней поспеть ты можешь к сроку,
На коня лишь стоит сесть!
Говорят, она ночами
Варит зелено вино,
Говорят, она с чертями
Хороводит заодно;
До рассвета пляшет, скачет,
Точно ведьма, с помелом;
Как сова, хохочет, плачет
У неверных под окном;
И во сне петлей их душит,
И клюкой своею бьет...
И трусливые их души
И пекло к дьяволу берет!..
Но тебе, Тимер, лишь стоит
Бросить ей в лицо золой –
И она тебе откроет
То, что скрыто вечной тьмой...
Только глянет глазом злющим
Как алдыр у ведьмы глаз!-
Все, что ждет тебя в грядущем,
Ты узнаешь в тот же час!..
Говорят, колдунья знает,
Как сей город лучше взять!
Конь твой славный ожидает,
Прикажи лишь оседлать!..
О военно-экономической мощи Волжско-Камской Болгарии:
· Не разбить нам;
· Нам сражаться не расчет;
· Эти рвы полны вод;
· И бойниц суровый вид;
· Стены крепостные;
· Несметна рать стоит;
· Вражьи стрелы;
· Брать не должен ты Пюлер (Биляр).
Наличие сильной (до 30-40 тыс.) болгарской армии, оборонительных сооружений и рвов сдерживало военные аппетиты Тамерлана. Нужна была хитрость. Главная цель татарского хана Тамерлана была «словно зайцев мы трусливых, умертвим в своих домах». Поводом к погромам Волжско-Камских земель было «возвращение части болгар из ислама в язычество». Тамерлан обратился к йюмзе, болгарской женщине, которая ненавидела болгар-мусульман. Она и решила оказать помощь Тамерлану в разгроме города. В легенде, обобщил внешность йюмзи:
· черти;
· хоровод;
· ведьма;
· хохочет;
· тьма;
· душа;
· глаз;
· колдунья-йюмзя.
Мы считаем, что одна из главных причин раскола общества в Волжско-Камской Болгарии начинается с принятием в 922г. ислама. До 90 % болгарского населения государства были сторонники язычества (народной религии). Городское население в Волжско-Камской Болгарии составляло около 3-4 %. Например, в г. Сувар, Болгар, Биляр проживало от 10 до 25 тыс. человек, а в государстве до 1236 г . – 3 млн. человек.
Религиозный раскол Волжско-Камской Болгарии до 1236 г .
Ислам | Язычество | Иудаизм | Христианство |
Представители ислама 10% населения | Представители этнической религии | Представители иудаизма (евреи, болгаро-хазары, сувары-хазары) | Русские, болгары (Авраамий Болгарский) был убит в |
Религиозный раскол, конечно вписывается в теорию «генезиса-роста-раскола- распада и упадка».
1. Батый разгромил Волжско-Камскую Болгарию в 1236 г . Погибло 30% населения, более 30 городов и тысячи деревень было сожжено. (погибло от 600 тыс. до 900 тыс. человек).
2. Тамерлан в 1391 г ., 1395 г . уничтожил до 40% населения болгарских земель. Принято считать (В.Д. Димитриев) с 1361 по 1419 гг. болгарское население было уничтожено до 70 %.
В болгаро-чувашской легенде «О взятии Пюлера Тамерланом» во II части «В гостях у ведьмы» (йюмзи) говориться о встрече татарского хана Тамерлана с болгарской йюмзи (1391г.).
По душе пришелся хану
Воеводы хитрый план:
-Эй! Погнать коня кагану!-
Засверкал очами хан...
И, вскочил на аргамака,
Он помчался вдаль стрелой:
«Скоро царь булгар, собака,
Гнев узнаешь страшный мой!»
Вот и хата ведьмы старой
На краю села стоит;
И ведьма., божьей карой
За столом она сидит!..
Но каган без страха входитa
В это мрачное жилье;
Отдышался и заводит
Речь про дело он свое...
Тут колдунья стелет сразу
Скатерть белую на стол,
А сама совиным глазом
Все косится на котел,
Что стоит в печи зажженной-
Пар оттуда так и прет!..-
И горячей каши пшенной
Молча гостю подает.
А в середке каши этой
Масла плавает глазок;
На пару он разогретый,
Даже светиться чуток...
Тут Тимер из каши масло
Ловко ложкой ухватил –
И колдунье стало ясно,
Что за гость пред нею был!..
Лишь каган один могучий
Кушать кашу так умел..
«Вот так диво! Вот так случай
Здесь сам черт бы оробел!»
Ведьма в страхе задрожала
И промолвила скорей:
-Я тебя, каган, узнала,
Повелитель всех людей!..
Говоришь ты верно, бабка,
Пред тобою Тамерлан
И не снявши даже шапку,
Попросил ее каган:
От людей своих слыхал я,
Будто ведьмой ты слывешь?..
Вот к тебе и прискакал я,
Горе будет, коль солжешь!..
Говорит здесь вся округа -
Есть такой в народе слух! –
Что ты дьявола подруга,
Или — сам нечистый дух...
Будто знаешь о свершенных
Ио будущих делах;
И людишек будто сонных
Душишь ты в своих домах...
Отвечай же, чародейка.
Как разбить мне град Пюлер?..
Обмануть хоть чуть посмей-ка —
Вмиг убьет тебя Тимер!
-Грозный Хан! Царь над царями!
Ты могуч, как неба гром...
Только взять Пюлер войсками
Ты не сможешь нипочем!..
Ты с отвагой дерзновенной
Обнажить успеешь меч,
Но сперва» о, царь вселенной,
Лучше город сей...поджечь!..
Ты для этого сначала
Сделай тысячу силков
И зерна под них немало
Набросай для голубков.
А потом, Тимер, ты должен
К ножкам птичек привязать,
Трут горящий, серу тоже
И — пустить их полетать...
Ты не бойся! Все исправно
Птицы дом родной найдут,
И булгарский город славный
С десяти концов зажгут!..
Вот тогда-то с войском смелым
Ты в Пюлер легко войдешь,
И свое лихое дело
Совершать ты в нем начнешь.
Как сказала бабка это,
Поскакал назад Тимер, -
Чтоб по ведьмину совету
Голубей послать в Пюлер...
И как ночь на степь спустилась,
И вокруг все обнял сои,
Злодеянье совершилось –
Град пылал со всех сторон!.
Цивилизационный символизм раскола: религиозный раскол; цивилизационный раскол.
По легенде позиция болгарки- йюмзи:
Птицы дом родной найдут,
И булгарский город славный
С десяти концов сожгут!
Вот тогда-то с войском смелым
Ты в Пюлер лихо войдешь,
И свое лихое дело
Совершать ты в нем начнешь.
Мы отметили, что религиозный раскол в болгарском обществе закрепился с 922 г . (дата принятия ислама). Углубился раскол после убийства в 1229 г . Авраама Болгарского миссионера-болгарина. В течении последующих лет с 1236 по 1552 гг. религиозный раскол привел в смене цивилизации. После Тамерланского геноцида (болгарского холокоста) на обломках агонизирующего общества возникла в условиях распада Золотой Орды- Казанское ханство. Из недр (души и тела) Волжско-Камской цивилизации болгар родилась чувашская локальная цивилизация.
В легенде мы видим и цивилизационный раскол, который звучит в словах: «скоро царь булгар, собака, гнев узнаешь страшный мой!», «словно зайцев мы трусливых, умертвим в своих домах».
Варвар- Тамерлан ненавидел городскую цивилизацию. Недаром он уничтожил в различных улусах Чингисхановской империи более 160 городов. Легенда показывает не только религиозный раскол, но и столкновение цивилизаций ( по С.П. Хантингтону).
Расколы цивилизации.
Религиозный раскол | Цивилизационный раскол |
· раскол самоидентификации · исламская · языческая · христианская · иудейская | · цивилизация городская · цивилизация земледельческая · варварско-кочевая |
Этноязыковой раскол
Носители болгаро-чувашского типа (R-языка) | Носители татаро-кыпчатского типа (Z- языка) |
Этнокультурный раскол
Носители болгарской цивилизации (чуваши, марийцы, мордва, удмурты, коми) | Носители золотоордынскской цивилизации (татары, казахи, башкиры, узбеки и т.д.) |
Выводы
1. Болгаро-чувашская легенда «высвечивает» процесс формирования в условиях смены цивилизации закрепления религиозной самодентификации;
2. В словах легенды мы можем проследить цивилизационную борьбу (войну) цивилизаций между тюрко-городской (носители R- языка) и степной (носители Z- языка). Борьба болгаро-чувашского типа с татаро-кыпчатским завершилась окончательной победой татар на землях Волжско-Камской Болгарии;
3. Цивилизационно-религиозная самоидентификация, которая кристаллизировалась в условиях 316 летней ордынской эпохи привела к формированию двух враждебных цивилизаций;
4. Древнеболгарская цивилизация носителей R- языка ушла в леса, болота, овраги Арской и Горной стороны;
5. Тюрско-татарская носителей Z-языка победила и на обломках Золотой Орды сформировала Казанское ханство (1445-1552 гг.)
Литература
1. Шпенглер, О. Закат Европы / О.Шпенглер ‒ М., 1993.
2. Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории / А.Дж. Тойнби ‒ М., 2003.
3. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби ‒ М., 2004.
4. Тафаев, Г.И. Легенда о вязтии Болгар (Пăлхар) / Г.И. Тафаев, Чебоксары, 2009.
5. Тафаев Г.И. Введение в историю Чувашии: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2009. - 144 с. (формат А4)
6. Тафаев Г.И. Смена цивилизации: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2009. - 156 с.
7. Тафаев Г.И. Праболгары в сообществе цивилизаций: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 160 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий