Цивилизационный символизм в произведениях
чувашского художника Н.В. Овчинникова
Впервые термин «цивилизация» был введен в употребление французским исследователем Мирабо Старшим. В его понимании цивилизация включает:
· Культуру;
· Благосостояние;
· Законы.
Далее понятие «цивилизация» расширялось, были добавлены (модули по Г.Тафаеву) матрицы:
· Территория;
· Религия;
· Этносы (народы);
· Техника;
· Экономика;
· Политика.
Теоретиками цивилизации стали Н.Я. Данилевский, О, Шпенглер, А. Дж. Тойнби, К. Квигли, С.П. Хантингтон и др. мы предлагаем использовать понятие цивилизация в истории и культуре чувашского народа. С 90 г . ХХ в. мы активно внедряли понятия:
· Древнеболгарская цивилизация;
· Древнечувашская цивилизация;
· Древнетюрская (национально-региональная) цивилизация;
· Цивилизационные символы;
· Введено понятие трансформационные эпохи, цивилизационные этапы древнеболгарской цивилизации.
Модулями цивилизации ( по Г.И. Тафаеву) являются:
· Религия;
· Этносы;
· Территория;
· Менталитет;
· Культура и т.д.
В 20-70 гг. ХХ в. в Советском Союзе их называли «идстройка», а «базисом» экономику, технику. Мы попытались исследовать творчество Н.В. Овчинникова через призму цивилизационных символов в искусстве. Исследователи творчества Н. Овчинникова писали, что Николай Васильевич Овчинников родился в деревне Мижули Мариинско-Посадского района Чувашии 14 октября 1918 года. Отец, Василий Федотович -участник Октябрьской революции, красный командир, по тому времени грамотный, работал сельским учителем, мать, Ирина Ивановна - крестьянка.
Когда Коле исполнилось шесть лет, отец привёл его в школу, где он впервые взял в руки букварь и был несказанно рад, увидев на страницах картинки окружающего мира - домики, лошадки - и первые буквы чувашского алфавита. Школьник часто срисовывал эти изображения в свою тетрадку, а показывать одноклассникам робел из-за стеснительного характера.
Активно рисовать Н.Овчинников стал в 7 классе. Была оказана серьезная поддержка со стороны учителя. Преподаватель чувашского языка Фёдор Семенович Орлов одобрил увлечение Николая рисованием и стал кое-что ему подсказывать и помогать.
С 1939 года он- студент факультета живописи. Но учиться не пришлось: призвали в Красную Армию. После принятия присяги присвоили звание и назначили заместителем политрука, одновременно сдал на права водителя третьего класса. С 1939 по 1940 год Николай Васильевич - участник войны с Финляндией на Карельском перешейке. С 1941 по 1945 год - участник Великой Отечественной войны. Воевал на Западном фронте, участвовал в обороне Ленинграда. Ранен под Тихвином. Карандаши, кисти при благоприятных условиях из рук не выпускал. Писал, рисовал портреты однополчан. Однажды, когда приехали за танками в город Челябинск Николай Васильевич показал свои фронтовые рисунки на областной художественной выставке. В 1944 году его приняли в члены Союза художников СССР.
В 1945 году демобилизовался из рядов Советской Армии. Солдат-орденоносец Великой Отечественной войны продолжил учебу в институте имени И.Е. Репина. Учился на «отлично», был Сталинским стипендиатом.
Сегодня картины Н.В. Овчинникова украшают салоны 34 музеев страны и мира, частные коллекции. В Париже хранится более 100 произведений, в их числе несколько работ в галерее «Феникс», в Японии - 24 картины, есть в США, Италии, Германии, Англии.
Мы дружили с Н. Овчинниковым, иногда спорили по истории Чувашии. На основе этих споров подготовили совместно с А.Д. Даниловым учебное пособие «История Чувашии в изобразительном искусстве», «Дети рисуют историю Чувашии», совместно с М.Г. Григоряном.
Перед смертью Н.В. Овчинников мне сказал: «Не ругай нас, художников, что мы не знаем своей истории, в школе ее не изучали». Мы тогда договорились, что он будет писать серию портретов «героев болгаро-чувашской истории».
Планировали, что в эту серию войдут:
· Шаньюй Модэ;
· Император Аттила;
· Княгиня Боарикс;
· Каган Кубрат;
· Каган Орган;
· Каган Аспарух;
· Эльтебер Алп-Илитвер;
· Эльтебер Алмуш (Алмас);
· Князь Ахкубек Тогаев;
· Князь Магмет Бозубов;
· Йюмзя Топай.
Из этой серии художник написал, к сожалению, только «Хан Кубрат». При написании он меня спрашивал об военной одежде. Я отметил, что (кагана Кубрата) доспехи на груди необходимо убрать. По истории они были размером меньше и располагались, как чувашские женские украшения на грудях. В окончательном варианте «Хан Кубрат» одежда представлена в версии художника. Мое предложение было реализовано в флаге рода Дуло, которое несет знаменосец за каганом Кубратом.
Обратим внимание на цивилизационный символизм художника: Основные работы: «Мать» (1948), «Подписание декрета об образовании Чувашской Автономии» (1950), «Первенец» (1953), «В сельмаге» (1954), «Лесорубы» (1957), «Воробушки» (1958), «Здравствуй, Земля!» (1963), «В семье Советских космонавтов» (1964), «Анна Алексеевна - мать космонавта А.Г. Николаева» (1966), «Портрет П.П. Хузангая» (1966), «И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в чувашской школе» (1968), «Чувашская мадонна» (1974), «Первые зрители» (1974), «Невеста» (1979), «Покорители» (1980), «Навеки вместе» (1981- 1985), «После смены» (1979), «Моя родина» (1993), «Автопортрет» (2004), «Амазонки», «Хан Кубрат».
40-50 гг. ХХ в. | 60-90 гг. ХХ в. | Конец ХХ- начало ХХI вв. |
«Мать» (1948) «Подписание дикрета об образовании ЧР» (1950) «Лесорубы» (1957) | «Здравствуй земля» (1953) «Портрет П.П. Хузангая» (1966) «И.Н. Ульянов и И.Я, Яковлев в чувашской школе» (1968) «Чувашская мадонна» (1974) «Навеки вместе» (1981-1985) | «Моя родина» (1993) «Амазонки» «И.Я. Бичурин» «Хан Кубрат» «Н.В. Федоров» |
Цивилизационный символизм советской системы:
«Мать» (1957) Этическая принадлежность, любовь к чувашским школам | «Декрет об образовании Чувашской автономии» независимость (автономия) «Навеки вместе» вхождение Чувашии в состав России | «Лесорубы» «Чувашская мадонна» (1974) |
Через 30 лет художник Овчинников вернулся к теме «Мать» в форме «Чувашская мадонна». Такое возвращение к истокам чувашской «женской доли» произошло с художником А.А. Кокелем.
Цивилизационный символизм:
· Этическая история (фольклор);
· Этический патриотизм;
· Возвращение к истории этноса (чуваш).
Мы отметили, что для Агеева, Элли Юрьева символами цивилизации древних чуваш являлась языческая религия ( I- религия). Вторым символом для них был символ чувашской цивилизации «Мать- Родина», «Земля- Родина», «Культ земли предков».
История чуваш звучит в нем и в конце ХХ – начале XXI вв. «Моя родина», «Хан Кубрат», «И.Я Бичурин с А.С. Пушкиным», «Амазонки» все эти символы этической истории. Перед смертью великий художник не зациклился на территории, а ушел в осмысление и изложение чувашской истории (этической истории).
Циклы развития Н. Овчинникова:
· Генезис- «Мать» (1957);
· Рост- «Декрет об автономии» (1950);
· Расцвет- «Здравствуй, Земля!» (космос);
· Зрелость- «Чувашская мадонна» (1974), «Хан Кубрат, «Амазонки», «Н.Я. Бичурин».
Генезис | Рост | Расцвет | Зрелость |
Истоки | Независимость | Космос | Истоки |
Творческий человек, писатель, художник, историк, музыкант, поэт начинают свой путь от истоков и возвращаются к истокам (истории). В классическом виде такой путь «от истоков к истокам» проделали А.А. Кокель, Элли Юрьев, Н.В, Овчинников. В Библии говорится «из праха земного, в прах земной».
Литература
1. Васютина, Н. С. Эстетическое воспитание школьников на материале местной художественной культуры / Н. С. Васютина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. ‒ 2000. ‒ №3 (16). ‒ С. 101—113.
2. Воронов, Н. В. Николай Васильевич Овчинников : жизнь и творчество / Н. В. Воронов, С. М. Червонная. ‒ Чебоксары : Чуваш, кн. изд‒во, 1981. ‒ 40 с.
3. Николай Васильевич Овчинников : живопись, графика : Кат. выст. / [авт. вступ. ст. и сост. А. А. Трофимов]. ‒ М. Сов. худож., 1978. ‒ 29 с.
4. Николай Овчинников : живопись, графика : кат. выст. / [авт. ст. и сост. Григорьев А. Г.]. ‒ М.: Сов. худож., 1992. ‒ 22 с.
5. Овчинников, Н. В. Живопись : [альбом] / Н. В. Овчинников ; [сост., авт. вступ. ст. П. В. Сымкин]. ‒ Чебоксары, 1998. ‒ 104 с.
6. Овчинников, Н. В. Миг между прошлым и будущим / Н. В. Овчинников. ‒ Чебоксары : ЧГИГН, 1998. ‒ 127 с.
7. Попов, А. А. Художественные средства и приемы образного выражения в творчестве Н. В. Овчинникова / А. А. Попов // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш, гос. пед. ун-т. ‒ Чебоксары, 2004. ‒ № 1 (3), т. 2. ‒ С. 121—126.
8. Романов, Ю. Н. Пейзажная живопись в творчестве Н. В. Овчинникова / Ю. Н. Романов // Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов / Чуваш, гос. пед. ун-т. -Чебоксары, 2001. - Вып. 9, т. 2. - С. 212‒217.
9. Союз художников Чувашии : живопись, графика, скульптура, декор. ‒ прикл. искусство, искусствоведение, монумент, искусство, дизайн одежды : альбом-каталог : 70-летию посвящается / [под общ. ред. Р. Федорова]. ‒ Чебоксары : Союз художников Чувашии, 2005. ‒ 199 с.
10. Ургалкина, Н. А. Чувашское советское искусство, 1917‒1970 гг. : живопись / Н. А. Ургалкина. ‒ Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1973. ‒ 119 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий