04 марта 2011

ИМПЕРИЯ ХУННУ И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПРОТОЧУВАШ (ПРАБОЛГАР) В ЕВРОПУ

Историки и археологи перечисляя мировые цивилизации древности, начинают с цивилизации Древнего Востока. прародиной всех цивилизаций являются цивилизации Древнего Египта, Шумера, Вавилона, Китая.

Историки и геополитики называют Древний Египет речной цивилизацией. Река Нил была стержнем государства, успешно развивалось земледелие, строились ирригационные системы для орошения земли.

Египетская земледельческо-речная цивилизация имела жесткую социальную структуру:

· Фараон - всевластный обожествляемый правитель

· высшая знать - жрецы, родовая и военная аристократия.

· чиновники

· купцы, воины

· ремесленники, земледельцы(свободные крестьяне)

· рабы

Особенность сруктуры общества-иерархичность.

Иерархия- последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения.

Таким образом, мы ясно видим, что цивилизация имеет развитую социально-классовую структуру. Кроме египетской цивилизации на рубеже III-II тыс. до н.э. происходит генезис: Вавилонской, Китайской, Индийской, Древнегреческой, Древнеримской цивилизаций.

Цивилизации имеют отличительные черты переходного периода:

· ремесло отделилось от сельского хозяйства;

· строительство ирригационных систем для искусственного орошения полей;

· появление социального неравенства

· возникновение государства- системы органов управления обществом и его подавления;

· строительство больших городов, зарождение архитектуры;

· создание письменности.

Развитие цивилизаций по А.Дж. Тойнби имеет цикличность и они проходили стадии генезиса,роста, расцвета, затухания(распада) и смерти.

Обратим внимание на периоды развития египетской цивилизации:

конец III тыс. до н.э.-период политической раздробленности.

середина II тыс. до н.э.-объединение Египта. Столица-Фивы.

XV в. до н.э.- Египет покорил Сирию, Палестину, Нубию.

525 г. до н.э.- захват Египта Персией.

С 332 г. до н.э.-греко-македонское господство.

С 30 г. до н.э.- Египет стал римской провинцией.

По А.Дж. Тойнби в V в. египетская цивилизационная исчезает.

О природе цивилизации прекрасно изложил американский историк и геополитик С.П.Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций».Он отмечал,что человческая история- это история цивилизаций. История охватывает целые поколения цивилизаций-от древних (шумерской и египетской, классической мезоамериканской) до христианской и исламской цивилизаций. В течение всей истории цивилизации предоставляли для людей наивысший уровень идентификации. В результате этого истоки, возниконовение, подъем, взаимодействие, достижения, закат и падение цивилизаций обстоятельно изучались выдающимися исориками, социологами и антропологами, среди которых были: Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм,Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин, Арнольд Тойнби, Адда Боземен, Эммануил Валлерстайн и Фелипе Фернан-дез-Арместо. Из-под пера этих и других исследователей вышли увесистые научные труды, посвященные сравнительному анализу цивилизаций. Эта литература крайне различна по подходу, методологии, акцентам и концепциям. Но тем не менее все сходятся в основных понятиях, затрагивающих природу, отличительные черты и движущие силы цивилизаций. [1]

По мнению С.П.Хантингтона,во-первых, различие в восприятии понятия «цивилизация» как единственная таковая и понятия «цивилизация» как одна из многих. Идея цивилизации была разработана французскими философами восемнадцатого века как противопоставление концепции «варварства». Цивилизованное общество отличается от примитивного тем, что оно оседлое, городское и грамотное. Быть цивилизованным хорошо, а нецивилизованным-плохо. [2]

Американский исследователь подробно пишет об историографии проблемы. Так он далее заметит, что существуеь корреляция между разделением людей по культурным признакам и их разделением на расы по физическим признакам. И все же нельзя ставить знак равенства между цивилизациями и расами. Люди одной и той же расы могут быть разделены на различные цивилизации; людей различных рас может объединять одна цивилизация. В частности, самые распространненые миссионерские религии, христианство и ислам, охватывают людей многих рас. Коренные различия между группами людей заключаются в их ценностях, верованиях, традициях и социальных институтах, а не в их росте, размере головы и цвете кожи.Во-вторых, цивилизации являются всеобъемющими, то есть одна из их составляющих не может быть понята без соотнесения с соответствующей цивилизацией. Цивилизации, как заметил Тойнби, "охватывают, не будучи охвачены другими".

Цивилизация является наивысшей культурной целостностью. Деревни, районы, этнические группы, национальности, религиозные группы- у них всех сформирована культура на различных уровнях гетерогенности. Культура деревни на юге Италии может отличаться от культуры деревни на севере Италии,но они будут разделять общую итальянскую культуру, которая отличает их от немецких деревень. Европейские сообщества, в свою очередь, будут обладать общими культурными чертами, которые отличают их от китайских или индийских сообществ.Цивилизация, таким образом,- наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык,история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей. Цивилизации-это самые большие «мы», внутри которых каждый чувствует себя от всех остальных «них». "цивилизации могут состоять из большого количества людей, как китайская цивилизация , или очень небольшого, как англоязычные жители острово Карибского моря.

У цивилизаций нет четко определенных границ и точного начала и конца. Люди могут идентифицировать себя по-разному и делают это. В результате состав и форма цивилизаций меняются сос временем. Культуры народов взаимодействуют и накладываются друг на друга. Степень, с которой культуры цивилизаций разнятся или походят друг на друга, также сильно варьируется. Цивилизации, таким образом, являются многосторонними целостностями, и все же реальны, не смотря на то что границы между ними редко бывают четкими. В-третьих, цивилизации хотя и смертны, но живут они очень долго; они эволюционируют, адаптируются и являются наиболее стойкими из человеческих ассоциаций, «реальностями чрезвычайной longue durre». Их «уникальная и особенная сущность» заключается в «длительной исторической непрерывности. на самом деле, жизнь цивилизации является самой долгой историей из всех.» Империи возвышаются и рушаться, правительства приходят и уходят- цивилизации остаются и «переживают политические, социальные, экономические и даже идеологические потрясения». Практически все основные цивилизации, существующие в мире в двадцатом веке, возникли по крайней мере тысячу лет назад или, как в случае с латинской америкой, являются непосредственными "отпрысками" другой, давно живущей цивилизации.

Пока цивилизации противостоят натиску времени, они эволюционирют. Они динамичны; они знают взлеты и падения, они сливаются и делятся, они также исчезают и их хоронят пески времени. Фазы их эволюции можно описать по-разному.

В-четвертых, поскольку цивилизации являются культурными единствами, а не политическими, они сами не занимаются поддержанием порядка, восстановлением справедливости, сбором налогов, ведением войн, заключением союзов и не делают ничего из того, чем заняты правительства. Политическое устройство отличается у различных цивилизаций, а также в разное время и в пределах какой-либо из них. цивилизация, таким образом, может содержать одно или более политических образований. Эти образования могут быть городами-государствами, империями, федерациями, конфедерациями, национальными государствами, многонациональными государствами, и у всех них могут быть различные формы правления. По мере того как цивилизация эволюционирует, число и природа составляющих её образований обычно меняются. В некотрых случаях цивилизация и политическая целостность могут совпадать. [3]

Проточуваши (праболгары и сувары) стали формироваться в условиях империи Хунну. По мнению болгарского ученого Петро Добрева в условиях Памира. В последующем проболгары переместились в Империю хунну.

Империя хунну тесно граничила с древнекитайской цивилизацией.Что же представляла китайская цивилизация в 200 году до н.э.?

С.П.Хантингтон о синской цивилазации писал,что все ученые признают существование либо одной отдельной китайской цивилизации, которая возникла по крайней мере в 1500 году до н.э., или двух китайских цивилизаций, одна из которых сменила другую в первые столетия христианской эпохи. В своей статье в журнале «Foreign Affairs» я назвал эту цивилизацию конфуцианской. Более точным термином, однако, будет «синская цивилизация». Не смотря на то, что конфуцианство является основной состовлящей китайской цивилизации, китайская цивилизация-нечто большее, чем учение Конфуция, и не ограничивается также китаем как политической целостностью. Термин «синский», который употребляли многие ученые, подходяще описывает общую культуру Китая и китайских сообществ в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственне культуры Вьетнама и Кореи.

Китайская цивилизация стала формироваться (генезис по А.Дж. Тойнби) во IIтыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ и Янцзы.

Почва в Китае(южном) была благополучна и как в Египте между реками сформировалась речная(земледелческая) цивилизация.

Во главе Китая стал правитель-ван, власть его(как и шаньюй в Империи хунну) была наследственной.

В VI-V вв. до н.э. китайцы активно расселилсь на севере (между реками).В это время власть ванна (царя) ослабела и образовались несколько китайских царств. В III в. до н.э. в Китае образовалось 7 «воюющих (борющихся царств. III в. до н.э.- победителем в этой войне стал владетель царства цунь. В эти годы борьба шла и в Империи хунну между отцом и сыном (Модэ), котрый закрепился 209 г. до н.э. В 221 г. до н.э. в Китае императором стал Цинь-Шихуань (первый император династии Цинь).

Н.Н.Крадин в работе «Империя Хунну» о шаньюе писал следующее: Шаньюй имел многочисленных домочадцев: жен (яньчжи), сыновей (гуту), принцесс (цзюйцзы), младших братьев и других родственников), которые располагались, как правило, в его ставе и составляли, так сказать, «королевский двор». Все они относились к его «золотому» роду Люаньди.

Относительно происхождения трех вышеприведенных в китайских летописях терминов в литературе существует различные предположения. В.А.Панов видел в слове яньчжи китайское калькирование тюркского ач-«женщина», «жена», «хозяйка» К.Сиратори связывал его с тунгусским аси(жена), а с монгольским esi (корень, клетка). Хуннское слово гуту К.Сиратори и Г. Сухбаатар возводили к монгольскому сыновья, а В.А. Панов соотносил с близким по звучанию тюркским кот(сыновья). Относительно термина Цзюйцзы все вышеупомянутые авторы полагают,что это китайчкая транкрипция древне тюрского кыз (девица,дочь).

Самыми титулованными из родственников шаньюя являлись десять «темников» из родственников наньюя, которые составляли соответственно четыре и шесть «рогов». [6]

Шаньюй Модэ как и император Китая Цинь Шихуань имел неограниченную власть (фараон Египта) мог начать войну, мог и завершить её, заключив договор.

Исследователи отмечают, что образование (генезис) Империи хунну и Китая хронологически совпадют.

Мы отметили, что в III в. до н.э. победителем стал Цинь Шихуань, а формирование хунну происходит в V-III вв. до н.э.

По всей видимости, в этот период складывается «ядро» хуннской политики, на основе которой впоследствии произошло образование кочевой империи. На это указывает ряд обстоятельств.

· Возникновение такого крупного политического образования, как хуннская держава, предполагает существование определенной этнополитической базы, на основе которой в течение некоторого времени складывались предпосылки для последующей политической интеграции в имперскую конфедерацию.

· Хуннская политика, в период, предшествовавший воцарению Модэ, при правлении Тоуманя и даже, видимо,ранее, в середине III в. до н.э. предстает как сложившаяся централизованная политическая сиситема с существующей социальной стратификацией, разработанной иерархической системой управления, сложившимися институтами высшей власти(титул шаньюй).

· Косвенным образом подтверждают исследования китайских археологов хуннских памятников во Внутренней Монголии в период «борющихся царств». Уже в эту эпоху в хуннском обществе существовали значительные социальные различия, прослеживаемые в погребальном обряде. Погребения кочевой аристократии и вождей содержали многочисленные украшения из золота и бронзы(только в могильнике Алучжайдэн (аймак Ханцзинь) было 218 предметов общим весом более 4 кг), встречаются предметы, специально сделанные для вождей.

· Согласно китайским летописям хунну начали набеги ещё в эпоху Чжоу и Цинь. Периодически они усиливались, временами ослабевали. Ещё в середине III в. до н.э. хунну представляли большую угрозу для южных соседей и успешно грабили приграничные районы китайских царств. Однако в 81-м цзюане «Ши Цзи» сообщается, что Ли Му разбил Хунну и уничтожил более 100 000 хуннских всадников. Скорее всего, достжения китайского полководца сильно преувеличины, но, возможно, косвенно это свидетельствует о силе хуннского объединения в указанную эпоху. [7]

В отличие от земледельческой цивилизации Китая,хунну придерживались скотоводческой стадии, примеры языковой (китайской) экспансии показывают, что сельскохозяйственные и ремесленные термины были заимствованы из Китая.

Прошли такие стадии:

· Кочевую стадию;

· Земледельческую культуру;

· Достигли стадию цивилизации.

Н.Н.Крадин пишет,что основные черты экстенсивного скотоводческого хозяйства мало изменились с течением времени. В жестких экологических условиях пастбищных экосистем были выработаны специфические способы алаптации к природной среде, которые подверглись лишь некоторым изменениям на протяжении столетий.Специальные исследования по сопоставлению экономики древних, средневековых и более поздних кочевников показывают, что видовой состав стад и процентное соотношение различных видов, протяженность и маршруты перекочевок во многом детерминированы структурой и продуктивностью ландшафта. Это прослеживается при сравнении средневекового населения и жителей недавнего прошлого Северной Каракалпакии, древних сарматов и калмыков этапа нового времени, ранних и поздних кочевников Казахстана, кочевников Южного Приуралья и Калмыкии в различные эпохи, монголов периода империи и современности.

По этой причине представляется возможным привлекать историк-статистические и этнографические данные по номадам нового и частично новейшего времени для реконструкции экономических, демографических, социально- политических структур и процессов у кочевников, проживающих на данной территории в эпохи древности и средневековья.

Наиболее общие сведения о скотоводческой экономике хуннского общества содержаться в первых строках 110-й главы «Ши цзи». Превод этого фрагмента вызвал значительные разногласия среди исследователей. Н.Я. Бичурин перевел его так:

«Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород».

Н.В. Кюнер предлагает данный фрагмент перевести несколько иначе: «большинство их скота- лошади, коровы и бараны. Что касается их необычного скота, то это верблюды, ослы, мулы и отличные кони»

В.С. Таскин посвятил специальную статью, посвященную разбору названий трех последних животных.

Таким образом, из рассмотренного фрагмента летописи следует, что хунну вели традиционный образ существования кочевников- скотоводов. Состав стада был классическим и включал все пять основных видов разводимых номадами животных: лошадей, овец, коз, верблюдов и крупный рогатый скот. Помимо этого у хунну имелись и другие виды разводимых животных.

Н.Э. Масанов отмечает положительные качества лошади: рефлекс стадности, способность к тебеневке, подвижность, без воды, поедая снег, легче переносят перекочевки, чем крупный рогатый скот, меньше теряют веса и способны к быстрой нажировке. Овцы являлись для кочевников источником основной молочной и мясной пищи. Баранина считалась по своим вкусовым и питательным качествам лучшим мясомю из овечьей кожи изготавливался основной ассортимент одежды, а из шерст катался незаменимый для номадов войлок. [8]

Овцы ягнились обычно в апреле или в мае( беременность 5 месяцев). Чтобы этого не происходило ранее, сктоводы применяли методы контроля за случкой животных.

После зимних голодовок овцы гораздо быстрее восстанавливали свой вес и за лето прибавляли почти 40% массы. Средняя масса могольских и аборигенных бурятских баранов равнялась 55-65, а овец 40-50 кг. Кроме мясаЮ рвцы являлись источником шерсти. Овец стригли, как правило, один раз в год, в конце весны-начале лета. Буряты настригали с одной овцы 2,5 фута шерсти.

Хунну также разводили коз. Их кости встречаются в могильниках забайкалья. В Ильмовой пади, например, их около 40%- самая представительная коллекция из всех видов жертвенных жвотных.

У чуваш считалось, что «коз держит бедный». Богатый держит корову,а две-три в хозяйстве держал, то считался сверхбогатый чуваш.

Мы отметили:

· Хунну были кочевниками;

· Хунну заимствовали ремесленные, земледельческие традиции Китая;

· Хунну занимались набегами на Китай.

Могли ли древнекитайские ученые (Конфуций 550-479 гг до н.э.) оказать влияние на аристократию-ван и шаньюев Империи хунну.

Что же предлагал Конфуций?

Цель учения Конфуция- сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах:

государство- большая семья;

стержень, на котром держится государство, это преданность и покорность, дети почитают, родителей, а подданные- своих правителей;

полная ответственность властей перед народом, чиновники должны проявлять благожелательное отношение к подчиненным;

люди должны не унижать себя высокомерием и грубостью, презирать жадность, трусость, подлость, уважать друг друга.

Выводы

· Проточуваши и в последующие годы (на Северном Кавказе, Среднем Поволжье, России) государство рассматривали как отца «Государству нужно поклониться», «Государство (царь) может наказать».

· «Чиновника надо слушаться». Даже в императорской России со стороны чуваш было очень мало жалоб.

· Чувашская этнопсихология корит высокомерие и грубость. И.Я. Яковлев- просветитель народов Поволжья (из чуваш) отмечал, «на особенную, Бог весть откуда дошедшую до них деликатность во взаимоотношениях чуваш избегает сказать кому-либо грубость, что-либо обидное, унижающее, оскорбляющее».

Достижения древнекитайской цивилизации:

· Иероглифическая письменность (II тыс. до н.э.);

· Сооружение Великой китайской стены;

· Изобретение способа производства бумаги, технологии производства фарфора, шелка, приготовления чая;

· Изобретение компаса, успехи в развитии механики и астрономии;

· Учение Конфуция.

С 71-68 гг. до н.э. проточуваши (болгары и сувары) уходят из Империи хунну и размещаются ( на 200 лет) у озера Балхаш. В конце II-начале III вв. они оседают на территории Северного Кавказа.

Вопросы и задания

1. Расскажите о древних цивилизациях?

2. Какое значение для людей имели скотоводческие, земледельческие и речные цивилизации?

3. Расскажите о теоретиках цивилизации Н.Я. Данилевском, О. Шпенглере, А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтона, К.Квигли.

4. Как возникли государства. Назовите черты государства.

5. Назовите феномен цивилизации?

6. Расскажите о взаимоотношениях хунну и китайцев.

7. Расскажите о шаньюе Модэ.

8. Отметьте конфуцианские черты в этнопедагогике чуваш.

9. Расскажите о религии Хунну.

Литература

1. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций / С.П.Хантингтон - М., 2003. – С. 47.

2. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций / С.П.Хантингтон - М., 2003. – С. 47.

3. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций / С.П.Хантингтон - М., 2003. – С. 50-53.

4. Крадин Н.Н. Империя Хунну / Н.Н.Крадин - М., 2001. - С. 95.

5. Крадин Н.Н. Империя Хунну / Н.Н.Крадин - М., 2001. - С.143.

6. Крадин Н.Н. Империя Хунну / Н.Н.Крадин - М., 2001. - С. 31-32.

7. Крадин Н.Н. Империя Хунну / Н.Н.Крадин - М., 2001. - С. 65-66.

8. Крадин Н.Н. Империя Хунну / Н.Н.Крадин - М., 2001. - С. 69-70.

Комментариев нет: