Вызов-и-Ответ в болгаро-чувашском эпосе Улып
Вызов – и – Ответ – научный термин, предложенный английским историком и социологом А.Дж. Тойнби. Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) окончил Винчестерский колледж и Оксфордский университет. Был признанным знатоком древнего мира, профессором Лондонского университета (1919-1924) и Лондонской школы экономических наук (1925-1955), автором множества исследований по историко-философским, социологическим и геополитическим проблемам.
Следует отметить, что часть большого багажа А.Дж. Тойнби издана в России. Мы предлагаем рассмотреть эпос об Улыпе через теорию цивилизации А.Дж. Тойнби. Эпос об Улыпе стал складываться в условиях Империи хунну и включает четыре хронологических периода:
· Сибирь – Азия;
· Северный Кавказ – Европа;
· Среднее Поволжье: Волжско-Камская Болгария, Золотая Орда и Казанское ханство.
Понятие Вызов–и–Ответ А. Дж. Тойнби рассматривает в процессе формирования эпоса об Улыпе – Великане. Позиция А. Дж. Тойнби изложена в работе «Постижение истории» [1]. Легенда об Улыпе рассмотрена в книге «Халах эпосе» [2], «Улып» [3].
В. Д. Димитриев в предисловии к «Улыпу» отмечает, что самый древний эпос был составлен в начале III тысячелетия до нашей эры в государстве Шумер. Это эпические песни о Гильгамеше - полулегендарном правителе города Урука в Шумере (XXVIII век до нашей эры). В поэме описываются дружба Гильгамеша с диким силачом Энкиду, отчаяние Гильгамеша после смерти друга и его странствования в поисках бессмертия, посещение им предка Утнаништи, пережившего потоп, и т.п.
Вторыми по древности являются письменно оформленные, всемирно известные эпопеи «Илиада» и«Одиссея». Их создание на основе множества эпических сказаний приписывается Гомеру. Полагают, что «Илиада» возникла между концом VIII и серединой VII века до нашей эры, а «Одиссея» - на полвека позже. Как известно, в «Илиаде» изображаются трагические события последнего года Троянской войны (начало ХII века до нашей эры), а в «Одиссее» воспеваются странствования героя в сказочных странах, его возвращение на родину, избиение его соперников и т.п. (время - середина VIII века до нащей эры).
В древнеиндийской эпической поэме «Махабхарата», «Великое сказание о потомках Бхараты,», цикл основных сказаний которой существовал еще в VI - V веках до нашей эры, рассказывается о борьбе за престол потомков царя Бхараты, мифического родоначальника племени бхаратов. В IV-III веках до нашей эры автором Вальмики древнеиндийские эпические сказания о долгом счастливом правлении царя Рамы государством были объединены в поэму «Рамаяна».
С VIII - VIIвеков до нашей эры до XVI века нашей эры на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье среди абхазо-адыгейских, сармато-аланских, скифских, чечено-ингушских племен и народов, затем и среди балкар и карачаевцев складывались нартские сказания «Нарты», «Нартиада». В ранних нартах отражена жизнь в доклассовом обществе, патриархально-родовой строй, возникновение социального неравенства, государственных образований, борьба с иноземными завоевателями, быт и культура народов, кровная месть и т.п. Первые записи нартского эпоса произведены еще в XIX веке, их публикации и исследование осуществлены в ххвеке.
Персидско-таджикский поэт Абдулькасим Фирдоуси (ок. 940-0К. 1020 гг.), использовав ранее появившиеся мифологические и эпические сказания, исторические предания и созданные до него три «Шахнаме,), к
Центральный сюжет в болгаро-чувашском эпосе «Улып» - сопротивление произволу иноземному порабощению. Для эпоса характернаисторизация содержания.
Действие Вызова-и-ответа А. Дж. Тойнби отмечает столкновение двух сверхличностей - излюбленный сюжет великих мифов и драм, созданных человеческим воображением. Столкновение между Яхве и Змием - история грехопадения человека, рассказанная в Книге Бытия. Другой сюжет из противоборства тех же антагонистов отыщем в Новом завете. Здесь дана история Искупления. Столкновение между Господом и сатаной - сюжет Книги Иова. Столкновение между Господом и Мефистофелем - сюжет «Фауста» Гете. Столкновение между Артемидой и Афродитой - сюжет «Ипполита» Еврипида».
Другую версию того же сюжета можно найти в повсеместно распространенном и вечно повторяющемся мифе о столкновении между Девой и Отцом ее Чада. Образы этого мифа под бесконечным многообразием имен разыгрывались на тысячах подмостков: Даная и Золотой Дождь; Европа и Бык; Семела и Зевс; Психея и Купидон; Гретхен и Фауст. Эта тема в измененном виде звучит также в Благовещении. В наше время этот миф нашел свое отражение в словах одного из западных астрономов, который по вопросу о генезисе планетарной системы заявил следующее: «Мы верим ... что какие-нибудь две тысячи миллионов лет тому назад ... вторая звезда, слепо блуждая по Вселенной, попала случайно в область нахождения Солнца. Подобно тому, как Солнце и Луна являются причинами приливов и отливов на Земле, эта звезда стала причиной приливов на Солнце. Но они, естественно, должны были сильно отличаться от тех незначительных приливов, которые маленькая Луна способна произвести в океане; гигантская приливная волна должна была пройти по поверхности Солнца, образуя огромную гору, которая становилась все больше и больше, по мере того как сила притяжения увеличивалась. И прежде чем вторая звезда стала удаляться, эта гигантская гора, разросшаяся до чудовищных размеров, разлетелась в клочья, подобно тому как дробится rpeбень морской волны. С тех пор вокруг своего родителя Солнца стали вращаться различной величины тела. Они суть большие и малые планеты. Земля принадлежит к числу средних» [5].
Земная мифология предполагает два сюжета:
· зло
· добро
Наиболее остро эта концепция борьбы добра и зла изложена в зороастризме и греко-римской мифологии в «Улыпе» – болгаро-чувашской легенде (Героический эпос) ведёт борьбу со злом.
Проследим его детство.
«Улып родился в поле около горы Арамази, что в Армении. Мама его была из кочевников, а отец был царём из другого места. Родился он в полную луну, ночью. Ему предсказали, что он в жизни встретит много горя и трудностей. Улып рос не по дням, а по часам быстро», таким образом, ему в жизни предсказали «борьбу между злом и добром», «много горя и трудностей» [6].
«Улып родился в глухом лесу, мама мальчика назвала его Улып – Великан и попросила помочь ему Энтепу передать Улыпа волчьей стае, они выкормили его. Вскоре мама Улыпа умерла».
В первом стихе и во втором мы можем увидеть его рождение:
· Улып родился от матери кочевницы в лесу (дубовом);
· Мама его вышла замуж за царя;
· Кочевники проживали у горы Арамази;
· Родился ночью, в полную луну;
· Растили Улыпа волки;
· Волки – тотем тюрков и американских индейцев;
· Мама Улыпа вскоре умерла;
· Улыпу предсказали много трудностей и горя.
Причиной большой силы Улыпа была передача божественной силы мальчику.
В четвёртом стихе говорится, что мама Улыпа не была захоронена в земле, а превратилась в орла и улетела на небо.
Интересные сказания о крупных костях, о крупных животных, которые жили до «всемирного потопа» [7]. Например, в стихе 75 и 76 говорится о периоде пребывания Улыпа в степях Алтая и тайге Сибири [8].
Интересно то, что переселение с территории Империи хунну произошло в сторону Европы на территорию Северного Кавказа. (по Улыпу)
Таким образом, предсказание богов сбылось «печали и трудности» обрушились на Улыпа и его народ. Известно, что чувашский народ вынес много «печали и трудностей» за свою трёхтысячелетнюю историю.
Для проточуваш (болгаро-сувар) Улып был сверхчеловеком, задачей которого была защита в условиях Вызова. Действие Улыпа – Ответ на внешний вызов. Мы знаем, что в большинстве всех стихов центральный сюжет в древнечувашской мифологии – сопротивление иноземному порабощению. А. Дж. Тойнби отмечает, что и в данном исследовании тема столкновения двух сверхчеловеческих персонажей затрагивалась не разобщество в своем жизненном процессе сталкивается с рядом проблем, и каждая из них есть вызов.
Иными, словами, можно сказать, что функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить «внутренний творческий импульс» В постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций. Если в качестве примера внешнего фактора взять климатические и географические условия, то мы обнаружим, что наше утверждение согласуется.
Что говорится о климатических и географических условиях проживания Улыпа?
Улып проживал в Азии в суровых климатических условиях тайги и леса. Много кочевал и оказался в Европе в Причерноморье около горы Амади у большого синего моря. Климат позволил заниматься скотоводством. «Скот, за которым они ухаживали, давал им пищу и одежду». «Они пасли стада и ходили на охоту». По мосту Азамат он перенёс людей и скот в Среднее Поволжье. «С тех пор сын Улыпа сам начал корчевать леса и очищать места, чтобы засеять рожью».
«У Улыпа было много скота, и жил он в полном достатке и довольствии»[10].
Люди Улыпа постоянно перемещались:
· Азия (Сибирь);
· Европа (Северный Кавказ);
· Среднее Поволжье (Волжско-Камская Болгария).
· Горная сторона (Золотая Орда, Казанское ханство).
География и климат являлись Вызовом-и-Ответом для праболгар.
Английский историк А. Дж. Тойнби о генезисе цивилизации и влияние на этот процесс среды пишет:
«Что представляла собой среда, в которой возникла сирийская цивилизация? Природная среда - климат и топография Сирийского побережья, человеческое окружение - минойская цивилизация, поскольку сирийская цивилизация создана минойскими переселенцами, искавшими убежища на Сирийском побережье в период постминойского междуцарствия. Если природа Средиземноморского побережья, воспринявшая излучение минойской культуры, была действительно положительным фактором, благодаря которому возникла сирийская цивилизация, то почему одновременно с ней не возникли сестринские цивилизации на Средиземноморском побережье Южной Италии, Сицилии, Северо-Западной Африки? Климат и топография здесь типичны для Средиземноморья, удаление от Крита и Киклад, где возникла минойская цивилизация, незначительно. Современные западные археологи все более склоняются к мнению, восходящему к традициям эллинской мифологии, согласно которому минойская цивилизация своего последнего периода оказывала культурное влияние не только на Восток, на побережье Сирии, но и на Запад – на побережье Сицилии, а может быть, ещё дальше. Климат в Азии, Причерноморье, конечно, резко отличались. В Азии существовала кочевая Алтай
культура.
Плетнёва в исследовании «Кочевники Средневековья» о первой фазе кочевания пишет, что огромные пространства степей не были еще освоены полностью, и поэтому объяснять существование той или иной формы кочевания исключительно географическими условиями было бы неправильно. Сухие, непригодные для развития скотоводства степи просто не были заселены кочевниками, а с длительными многолетними засухами, ежегодно повторяющимися[13] морозными многоснежными зимами или даже с неблагоприятными для кочевания климатическими изменениями кочевники могли успешно бороться путем перекочевки на новые места. При перекочевке, иногда очень длительной, таборное кочевание было единственно возможной формой ведения хозяйства.
Несмотря на большое разнообразие причин, приводивших население к необходимости переходить к первой форме (стадии) кочевания, цель перехода всегда была одна: приобретепие любой ценой новых пастбищ, Мaксимальное расширение территории для выпаса стад и охоты.
Поиски новых пастбищ приводили кочевников, как правило, на путь завоеваний, поскольку ни один народ пе отдавал своей земли добровольно, без сопротивления. Военные действия, целью которых был захват территорий с одновременным уничтожением ранее жившего здесь на-селепия или частичного включения его в свои объединения, можно назвать термином «нашествие».
Люди Улыпа в условиях Вызова-и-Ответа ответили:
· территориальной;
· этнокультурной;
· военно-политической;
· социально-экономической;
· этнорелигиозной трансформации.
В любом случае Улып должен был приспасабливаться к новым Азиатским, Причерноморским и Средневолжским условиям. Трансформируясь, Улып и его народ в Среднем Поволжье сохранились.
Выводы
«Вызов» для народа Улыпа привёл к «Ответу»:
1. Из Сибири (Империя Модэ)Улып (народ) откочевал на территорию Прикаспия, Северного Кавказа;
2. Из Армении (Арамади) Улып (народ) спустился на равнину;
3. После серьёзных битв с противником : горных людей, степных людей, лесных людей Улып и его народ направились на Среднюю Волгу;
4. В условиях Волжско-Камской Болгарии Улыпу пришлось вести борьбу с монголо-татарским нашествием, защищать свой болгаро – чувашский язык (R - язык), культуру, территорию и жизнь.
Литература
- Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби.-М, 2004 - С. 113-130.
- Халах эпосе – Шупашкар, 2004 – 382 с.
- Улып: Чувашский народный эпос / Ф. Сюин – Чебоксары, 2009 – 462 с.
- Сюин Ф. Улып: Чувашский народный эпос / Ф. Сюин – Чебоксары – С. 5-6.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби – М, 2004 –С. 113-114.
- Халах эпосе – С.25.
- Халах эпосе – С.38-39
- Там же – С.45
- Тойнби А. Дж. Постижение истории – С.114
- Чувашская литература. – Чебоксары, 2007 – С.78
- Постижение истории – С.112
- Плетнёва А. С. Кочевники Среднвевековья / А. С. Плетнёва – М., 1982 – С.13
- Кочевники Среднвевековья – С.14
Комментариев нет:
Отправить комментарий