13 марта 2011

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

На сегодня существуют взгляды о двух типах цивилизационного развития. В исторической науке развитие цивилизаций рассматривается в совокупном (параллельном) развитии, а в ряде случаев борьбы двух типов цивилизаций, таких как:

1. Западная цивилизация – прогрессивная (греко-римская);

2. Восточная – консервативная (китайская, иранская, японская).

Древнечувашская (древнеболгарская) школа зарождается в недрах Империи хунну – как Восточная цивилизация.

Многие ученые, писатели XIX-XX вв. рассматривали Россию, как цивилизацию третьего пути. Но если быть честным, то попытка создания Западно-Восточной цивилизации (евразийской) была предпринята императором Аттилой – сообществом тюркских, славянских, германских и ираноязычных народов эпохи Переселения (IV-VII вв.). Им отмечается восточный тип развития цивилизации.

По мнению исследователей:

1. консерватизм;

2. патриархальность;

3. культ предков;

4. связь с природой;

5. традиции.

Восточным типом цивилизации в классическом виде являлись Империя хунну и Китайская империя Цин-шихуаня.

Войны внутри восточных цивилизаций продолжались, по мнению Н. Н. Крадина и Ю. С. Худякова около 500 лет.

Так, например, В. П. Никоноров и Ю. С. Худяков о войне между Империей хунну и Китаем пишут, что оставшийся безымянным для китайцев, сын Ли Лина занимал пост «динлин-вана» - правителя динлинов. С его помощью китайским дипломатам удалось организовать против хунну широкую военную коалицию враждебных кочевых племен. В ходе ожесточенной кровопролитной воны со своими бывшими вассалами, в которой не щадил «ни старых, ни малых», у хунну погибла треть всего населения. Война шла на полное истребление хуннского народа. Китайцам, наконец, удалось побить хуннских «варваров» руками других «варваров». После этих поражений хунну «совсем обессилили, все зависимые от них владения отложились». Хунну не смогли оказать какой-либо действенной помощи своим союзникам, сохранившим лояльность по отношению к Хуннской державе.

Когда в 67 г. до н.э. объединенные силы нескольких союзных племен империи Хань владений Западного края напали на княжество Гуши, оставшееся верным хуннскому шаньюю, хунну были не в состоянии вмешаться. Жители Гуши были вынуждены спасаться бегством. На обезлюдевшие земли ханьюйский императорский двор переселил китайских военных поселенцев. Ими была сооружена крепость Чэшичэн – опорный пункт империи Хань в Восточном Туркестане. Хунну пытались бороться. Они совершали несколько походов на усуней и другие владения Западного края. Дважды хуннские войска атаковали китайские поселения, штурмовали Чэшичэн, но взять крепость так и не смогли. В 61 г. до н. э. против хунну вновь выступили динлины и нанесли им поражение.

Постоянные военные неудачи, гибель значитель­ной части населения, потеря большого количества скота легли суровыми испытаниями на хуннский на­род и очень ослабили Хуннскую державу. К середине I в. до н.э. хуннское влияние на большей части Вос­точного Туркестана значительно ослабло.

До прихода в Западный край хунну и вытеснен­ных ими из района Ганьсу юэчжей и усуней на этой обширной территории жили многочисленные племена иранских номадов — саков. Хотя большая часть сакских племен под давлением юэчжей ушла с Восточно­го Тянь-Шаня на юг, в Среднюю Азию и Бактрию, не­которые иранские кочевые объединения остались в юж­ных районах Западного края в хуннское время. В па­мятниках Нии и Лоулани обнаружены предметы воору­жения этих номадов [1].

По мнению болгарского ученого Петко Колева, болгары были родственны саксам и по этнической принадлежности относились к ираноязычным народам. Мы рассматриваем генезис болгар как тюрко-иранский этногенез. Но в ходе 500-летней этноборьбы победил тюркский язык, культура, восточные традиции.

Например, В. П. Никоноров отмечает, что хуннские воины были вооружены «сложносоставными луками. У почти полностью сохранив­шегося лука из Нии кроме срединных боковых и фрон­тальной накладок на верхнем плече имеется между деревянными планками плечевая роговая накладка. Плечи лука обмотаны сухожилиями, концевых накла­док нет. Появление плечевых накладок сви­детельствует о принципиально важном техническом усовершенствовании. Кочевники из Нии и Лоулани, испытавшие на себе мощь хуннских луков и попы­тавшиеся сделать их сами, применили роговую на­кладку не только для усиления жесткости середины кибити, но и для повышения упругости.

Вероятно, отряды кочевых племен Западного края формировались из легковооруженных всадников, глав­ным оружием которых были луки и стрелы. Не усту­пая в этом виде оружия хунну, они не могли соперни­чать с Хун некой державой в борьбе за господство над Центральной Азией и предпочли пойти на союз с им­перией Хань.

Однако могущественная Ханьская импе­рия преследовала в Западном крае свои цели. Прави­тели Китая стремились обеспечить контроль над тор­говыми путями в Среднюю Азию, для чего создавали на завоеванных территориях крепости, опорные пунк­ты, административные округа, переселяли китайцев из внутренних районов страны. Для хунну потеря своего влияния в Восточном Туркестане означала утрату по­следнего важного источника доходов, поэтому даже распад Хуннское державы не остановил попыток от­дельных хуннских орд сохранить под своим контро­лем некоторые кочевые племена и районы Западного края [2].

В 71-68 гг. до н.э. болгары и сувары (оногондуры) ушли из империи и осели на территории Средней Азии. С конца II в. они оказалась на Северном Кавказе. Со II V вв. среди болгар и сувар шел процесс «оседания» на землю, и как утверждает французский экономист и историк Эмиль Левассер (1828-1911 гг.), народы прошли следующие стадии (ступени) развития культуры:

1. охотничья;

2. кочевая;

3. земледельческая;

4. промышленная.

Болгары и сувары, а в последующем и европейские гунны, осев, занялись земледелием.

Великое переселение народов и вторжение гуннов в Европу, Крым, Причерноморье, Северный Кавказ вынудило многих народов (болгар, сувар, славян, германцев, грузин и др.) войти в состав Империи Аттилы. Иордан в своей работе «Getica» пишет, что Аттила был рожден от Мундзука, которому прихо­дись братьями Октар и Роас; как рассказывают, они держали власть до Аттилы, хотя и не над всеми теми землями, которыми владел он. После их смерти Аттила наследовал им в гуннском королевстве вместе с братом Бледою.


После того как был коварно умерщвлен брат его Бледа, повеле­вавший значительной частью гуннов, Аттила соединил под своей I властью все племя целиком и, собрав множество других племен, которые он держал тогда в своем подчинении, задумал покорить первенствующие народы мира - римлян и везеготов. Говорили, что войско его достигало пятисот тысяч.


Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил на все трепет, широко известный повсюду страшным о нем представ­лением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могу­щество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи. Хотя он по самой природе своей всегда отличался самонадеянностью, но она возросла в нем еще от находки Марсова меча, признававшегося священным у скифских царей. Историк Приск рассказывает, что меч этот был открыт при таком случае. Некий пастух, говорит он, заметил, что одна телка из его стада хромает, но не находил причины ее ранения; озабоченный, он проследил кровавые следы, пока не приблизился к мечу, на который она, пока щипала траву, неосторожно наступила; пастух выкопал меч и тотчас же принес его Аттиле. Тот обрадовался приношению и, будучи без того высокомерным, возомнил, что по­ставлен владыкою всего мира и что через Марсов меч ему даровано могуществу в войнах [3].

Аттила по Иордану был «милостив к тем, кому однажды доверился». У чувашей до XIX века, как отмечают исследователи, сохранилась эта черта – доверие к хорошему человеку, который помог чувашу в трудное время, к каждому, кто делает добро. Попытка создания евразийской империи была прервана в ходе разгрома Аттилы на Каталаунских полях в 451 г. Иордан об этой битве подробно написал в книге «Getica».

Итак, сошлись на Каталаунских полях, которые иначе называют Мавриакскими; они тянутся на сто лев (как говорят галлы) в длину и на семьдесят в ширину. Галльская лева измеряется одной тысячью и пятьюстами шагами. Этот кусок земли стал местом битвы бесчисленных племен. Здесь схватились сильнейшие полки с обеих сторон, и не было тут ни какого тайного подползания, но сражались открытым боем. Какую можно сыскать причину, достойную того, чтобы привести в движение такие толпы? Какая же ненависть воодуше­вила всех вооружиться друг против друга? Доказано, что род чело­веческий живет для королей, если по безумному порыву единого ума совершается побоище народов и по воле надменного короля в одно мгновение уничтожается то, что природа производила в течение стольких веков!

Но раньше, чем сообщить о самом ходе битвы, необходимо показать, что происходило вначале, перед сражением. Битва была настолько же славна, насколько была она многообразна и запутанна. Сангибан, король аланов, в страхе перед будущими событиями обещает сдаться Аттиле и передать в подчинение ему галльский город Аврелиан, где он тогда стоял. Как только узнали об этом Теодорид и Аэций, тотчас же укрепляют они город, раньше чем подошел Аттила, боль­шими земляными насыпями, стерегут подозрительного Сангибана и располагают его со всем его племенем в середине между своими вспомогательными войсками.

Аттила, король гуннов, встревоженный этим событием и, не доверяя своим войскам, устрашился вступить в сражение. Между тем, обдумав, что бегство гораздо печальнее самой гибели, он приказал через гадателей вопросить о будущем. Они, вглядываясь по своему обычаю то во внутренности животных, то в какие-то жилки на обскобленных костях, объявляют, что гуннам грозит беда. Небольшим утешением в этом пред­сказании было лишь то, что верховный вождь противной стороны дол­жен был пасть и смертью своей омрачить торжество покинутой им побе­ды. Аттила, обеспокоенный подобным предсказанием, считал, что сле­дует хотя бы ценой собственной погибели стремиться убить Аэция, который как раз стоял на пути его — Аттилы — движения. Будучи за­мечательно изобретательным, в военных делах, он начинает битву около девятого часа дня, причем с трепетом, рассчитывая, что, если дело его обернется плохо, наступающая ночь выручит его.

Сошлись стороны, как мы уже сказали, на Каталаунских полях. Место это было отлогое; оно как бы вспучивалось, вырастало вершиной холма. Как то, так и другое войско стремилось завладеть им, потому что удобство местности доставляет немалую выгоду; таким образом, правую сторону его занимали гунны со всеми своими (союзниками), левую же — римляне и везеготы со своими вспомогательными отря­дами. И они вступают в бой на самой горе за оставшуюся (ничьей) вершину.

Правое крыло держал Теодерид с везеготами, левое — Аэций с римлянами; в середине поставили Сангибана, о котором мы говорили выше и который предводительствовал аланами; они руководствовались военной осторожностью, чтобы тот, чьему настроению они мало дове­ряли, был окружен толпой верных людей. Ибо легко принимается необходимость сражаться, когда бегству поставлено препятствие [4].

После смерти Аттилы в 453 г. создание Восточно-Западной цивилизации (евразийской) было отложено. Болгары, сувары и ираноязычные народы Северного Кавказа попали в лоно Тюркского каганата. Старотюрки (гунны, болгары и сувары) оказались в составе зарождающейся новотюркской цивилизации.

Российские историки задаются следующим вопросом: «Откуда есть, пошла Русская земля?». Этот же вопрос интересовал в начале XII века монаха Нестора, сводя в «Повесть временных лет» летописные известия о возникновении и ранней истории русского государства. В повести говорится, что началом государственности стало призвание новгородскими славянами в 862 году варягов на княжение.

Протороссийская (проторусская) цивилизация формировалась на территории Европы с середины V века. В. В. Викторов о процессе формирования пишет, что с конца IV-VII вв. произошло массовое передвижение варварских племен на территорию Западной Европы, вошедшее в историю как Великое переселение народов, повлиявшее на расселение и славянских народов [5].

Старотюркская (древнеболгарская) цивилизация возникла в недрах Империи хунну, Империи Аттилы и продолжила свою трансформацию в условиях Великой Болгарии и Хазарского каганата (до 60-х гг. X века), а с IX века на территории Среднего Поволжья.

Переселение новотюрков произошло в 60-е гг. VII века после смерти кагана Кубрата. В 68 г., т.е. через 21 год после смерти отца всех болгар Кубрата, болгары воссоздали тюрко-славянское государство на Балканах.

Великая Болгария (635 - 660 гг.);

1. Волжская Болгария (IX в. – 1236 г.);

2. Дунайская (Аспарухова) Болгария (с 681 г.).

Таким образом, на вопрос: «Откуда есть, пошла Болгарская земля?», мы можем с уверенностью ответить, что истоком является Азия.

Процесс смешения - Европа (Причерноморье, Дунайские Балканы, Среднее Поволжье).

Великая Болгария до 660 г. входила как мировое государство, куда входила часть территории Украины, Крыма, Ставропольского края, Дагестана, Чехии, Осетии (Российская Федерация). Она была европейско-византийского типа.

В 619 г. Орган и Кубрат приняли христианство. Таким образом, государство формировалось при помощи византийской дипломатии, и являлась буфером – защитой от других держав.

После крещения в 619 г. будущий каган Кубрат вошел в христианский мир, а как киевский князь Владимир в 988 г.

Конечно, можно отнести поступок Кубрата как отзыв на просьбу русской княжны Ольги.

1. Ольга – христианка;

1. Кубрат – христианин;

2. Святослав – сын Ольги, отказался от христианства, оставшись язычником;

2. Аспарух – сын Кубрата, отказался от христианства, оставшись язычником;

3. Владимир – принял христианство в 988 г.

3. Баян – принял ислам, став мусульманином.

Русская цивилизация вошла в мир христианства с 988 г. Староболгарская цивилизация распалась и пошла по пути трех цивилизаций:

1) Языческой;

2) Христианской;

3) Исламской.

Борьба, которая шла в болгарском обществе с 640 г., в 660 гг. трагично обернулась для него распадом и перемещением и, кроме того, цивилизационной оккупацией:

1. Золотой Ордой, Казанией (исламской) и Волжской Болгарией;

2. Дунайской Болгарией – 500-летней оккупации Османской (исламской) цивилизации.

Язычество и христианство спасло чувашей (волжских болгар) и славянских болгар от исламизации.

Рассмотрим в процессе территориальной трансформации следующее:

1) Язычество (Аспарух) – Дунай;

2) Ислам (Баян) – территория Северного Кавказа (Балканы);

3) Христианство восстановилось в тюркско-славянской Болгарии;

4) Тюркское язычество (Тенгриханство) – иранский зороастризм переместился на территорию Среднего Поволжья.

Религиозная экспансия шла по мере победы арабов и разгрома Святославом (60 г. X в.) Хазарского каганата, угнав их в глубь и жарь.

Святослав и половцы, разгромив Хазарию, ускорили проникновение ислама на другие территории. Ислам усилился в Волжской Болгарии (в 922 г. состоялось официальное принятие ислама при Ибн Фадлане).

Условиями возникновения древнетюркской (древнечувашской) цивилизации являлась постоянная геополитическая борьба:

1. между Империей хунну и империей Китая;

2. Восточноримской и Западноримской империей с варягами;

3. борьба с Западной империей и Империей Аттилы;

4. геополитическая борьба шла параллельно с цивилизационной (религиозной и культурной экспансией);

5. борьба земледельческих и кочевых племен шла в форме экспансии жизни, т.е. за пространство (почву, территорию).

Борьба между Империи хунну и Китайской цивилизацией, Запада (Рима, Византии) с Аттилой, формирование при содействии императора Византии – Ираклия.

Великой Болгарии (Кубрат) все эти факта показывают, что геополитик Хаусхофер был прав в своем утверждении.

Ключевыми в построениях Хаусхофера были выражения «кровь и почва» (Blut und Boden), «пространство и положение» (Raum und Lage), «сила и пространство» (Macht und Raum), «жизненное пространство »(Lebensrauin). Главной движущей силой государства он считал обеспечение и расширение жизненного пространства. Расширяя свое жизненное пространство, утверждал он, динамическое государство обеспечивает себе большую экономическую автаркию или независимость от своих соседей. Завоевание такой свободы рассматривалось как показатель истинной великой державы. Важным способом территориального расширения такой державы, по его мнению, является поглощение.

Хаусхофер выделяет следующие моменты:

1) почва;

2) сила;

3) пространство;

4) независимость;

5) поглощение;

6) кровь (народ).

Народ и почва формируют силу. Пространство достигает независимости. Независимость и сила несут для других поглощение. Рассмотрим все схематично.

Все эти схемы, по Хаусхоферу, вписываются в понятия цивилизационная и геополитическая борьба (экспансия жизни).

Из схем видно, что Великая Болгария через христианство оказалась геополитически и цивилизационно связанной с Византийской империей.

По С. П. Хантингтону, пока цивилизации противостоят натиску времени, они эволюционируют. Они динамичны; они знают взлеты и падения, они сливаются и делятся; и, как известно любому студенту, они также исчезают и их хоронят пески времени. Фазы их эволюции можно описать по-разному. Квигли видит семь стадий, сквозь которые проходят цивилизации: смесь, созревание, экспансия, время конфликта, всеобщая империя, упадок и завоевание. Другую общую модель изменений выводит Мелко: от выкристаллизованной феодальной системы — через феодальную систему переходного периода — через выкристаллизован­ную государственную систему — через государственную систему переход­ного периода — до выкристаллизованной имперской системы. А. Тойнби считает, что цивилизация возникает в ответ на брошенные ей вызовы и затем про­ходит сквозь период роста, включающий усиление контроля над средой, чем занимается творческая элита, далее следует время беспорядков, возникно­вение всеобщего государства, а затем — распад. Несмотря на то, что между этими теориями есть различия, все они сходятся в том, что цивилизация в своей эволюции проходит времена беспорядков или конфликтов, затем соз­дания единого государства и, наконец, упадка или распада.

Выводы

1. Геополитические факторы влияют на формирование цивилизации.

2. Цивилизационные особенности (модули по Г. И. Тафаеву) оказывают серьезное влияние на генезис, расцвет, упадок конкретной цивилизации.

3. Древнечувашская (древнеболгарская) цивилизация прошла все стадии своего развития в Империи хунну, Империи Аттилы, Великой Болгарии, Суварии и в составе Хазарского каганата, Волжско-Камской Болгарии, Золотой Орды и Казании.

4. Пик своего расцвета она достигла в Волжско-Камской Болгарии.

5. Пройдя несколько смен цивилизаций, она сохранилась в составе Московии, России, СССР, Российской Федерации.

Литература

1. Никоноров, В. П., Худяков, Ю. С. Свистящие «стрелы» Маодуня и «марсов» меч Аттилы / В. П. Никоноров, Ю. С. Худяков. – М., 2004. - С. 104-105.

2. См там же: С. 109.

3. Иордан Getica / Иордан. – С. 94-96.

4. См там же: С. 97-98.

5. Викторов, В. В. Российская цивилизация / В. В. Викторов. – М., 2009. – С. 14.

Комментариев нет: