ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ (БУЛГАРИЯ) В УЧЕБНИКЕ ДЛЯ ШКОЛ «ИСТОРИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА И ТАРАТРСТАНА»
Р. Г. ФАХРУТДИНОВА
Р. Г. Фахрутдинов всемирно известный татарский археолог, специалист по Волжско-Камской Болгарии, Золотой Орде и Казанскому ханству (Казании). Например, в представленном учебнике для школ Республики Татарстан в V разделе «Волжская Булгария» имеется восемь параграфом, в VI разделе «Золотая Орда» - 14, в VII разделе «Казанское ханство» - 11 параграфов. Из всего учебного материала 50 страниц отводится разделам «Первобытное общество на территории Татарстана» и «Ранние тюрки и тюркские племена», «Первые раннесредневековые государства татарского народа», остальные 250 страниц отводятся Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанскому ханству.
В моих учебниках для школ и вузов основной материал относится к эпохам:
1) Алтайской трансформационной эпохе (Империя хунну);
2) Северо-Кавказской эпохе (Великая Болгария, Сувария, Хазарское ханство);
3) Волжско-Камской эпохе (Волжская Болгария);
4) Ордынской эпохе. Смены цивилизаций (Золотая Орда, Казанское ханство);
5) Российской эпохе.
Из всей массы 60 % отводится первым трем эпохам (до
По Ф. Р. Фахрутдинову:
Волжская Булгария
§ 15. Ранние болгары на Волге. Образование нового болгарского государства – Волжской Булгарии
§ 16. Территория, население, соседи
§ 17. Хозяйство, ремесло и военное дело
§ 18. Общественно-политический строй
§ 19. Города Волжской Булгарии. Булгар и Сувар
§ 20. Буляр и другие города. Селения
§ 21. Культура и просвещение
§ 22. Внешние связи
Мы говорили, что автор данного учебника для школ Татарстана является всемирно известным археологом и находится на объективных исторических подходах. Он дружит и работает с чувашским историком В. Д. Димитриевым, а также, могу сказать, что являясь сторонником дружбы с Р. Г. Фахрутдиновым и часто общаясь с ним по телефону, я активно «штурмовал» работы татарского историка-археолога.
Р. Г. Фахрутдиновым 23 сентября
Мы, чувашские ученые, должны быть благодарны татарскому археологу и прекрасному историку за теплое отношение к чувашской исторической школе. Р. Г. Фахрутдинов пишет правду и является другом чувашского народа. Чувашская научная и творческая интеллигенция благодарна российско-татарскому ученому за сохранение исторической правды, ведь археологическая и историческая наука должны основываться только на достоверных и правдивых научных фактах.
Президент РФ Д. Медведев в
Излагая проблему переселения болгар Р. Г. Фахрутдинов пишет, что об этих раннеболгарских могильниках мы чуть подробнее рассказали потому, дорогие ребята, что все вы должны иметь общее представление о новых достижениях археологической науки в нашей республике. Именно эти исследования открыли новые страницы нашей отдаленной, но чрезвычайно интересной истории. Помимо могильников, в последние десятилетия изучен целый ряд других ранних археологических памятников, среди них остатки открытых поселений и некоторые городища. Все эти памятники дали в руки археологов совершенно новые элементы материальной культуры раннесредневекового мира Средней Волги. Например, среди гончарной и лепной керамики появляются совершенно новые формы сосудов и их орнаментации. Они сильно отличаются от керамики юго-западных протоболгарских могильников и поселений. Эти новые формы характерны для памятников другого — юго-восточного культурного мира: мира огузов, печенегов и кипчаков. Таким образом, еще в этот ранний период на Средней Волге, кроме булгарских племен, появляются другие этнические массивы. Это — приуральские тюркизированные угры и чуть позднее зауральско-приаральские огузо-кипчакские племена.
Но это еще не все. Мы уже с вами раньше говорили, что до прихода болгар жили в наших краях и другие тюркоязычные группы. Однако весьма важно то, что все эти племена объединяло одно общее — все они были раннетюркскими и почти все своим происхождением и появлением связаны с гуннами. Конечно, в древнем Татарстане и соседних районах, как мы уже видели выше, жили и местные, финские племена. Доболгарские и болгарские тюркоязычные народы, появившись здесь, вошли с ними в широкий этнический и культурный контакт [1].
Исследователь также отмечает, что при всем этом нале учесть следующее. Все эти племена и народности еще не были объединены в один прочими союз с единым, сильным управлением. К тому же у них не было какой-либо единой веры. Все они оставались еще язычниками, пусть на высшем уровне развития язычества - «тенгрианства» у тюркских народов. Однако каждое Племя по старой традиции продолжало почитать свой тотем. Конечно, появились уже первые зачатки ислама, принятого руководством болгарского общества из Средней Азии, Например, первый исторически известный болгарский князь Алмас был уже мусульманином. Какая-то часть болгар была знакома с этой новой религией еще в период проживания на юге среди хазар.
Однако для укрепления власти создавшегося господствующего класса, для поднятия авторитета царя, наконец, для окончательного объединения болгарских и других племен в одно единое государство под общей классовой религией, под единой идеологией нужно было официально, всенародно принять ислам. А это можно было сделать, обратившись к главе всех мусульман мира. Это был багдадский халиф. К нему и обратился Алмас с просьбой прислать к нему факиха — мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.
Просьба болгарского князя была удовлетворена: из Багдада через Среднюю Азию в 922 году прибыло к болгарам посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси и секретарем посольства Ахмедом ибн-Фадланом. Именно Ибн-Фадлан, который фактически выполнял основную миссию посольства, написал потом, уже после возвращения в Багдад, путевые заметки под названием «Записка». Рукопись самого автора еще не найдена, но дошли до нас ее различные списки. И вот книга знаменитого арабского путешественника позволяет нам представить картину прибытия посольства на болгарскую землю, а также узнать весьма интересные факты из жизни болгар, с некоторыми из которых мы кратко ознакомимся в наших последующих рассказах, А пока вернемся к началу приезда Ибн-Фадлана и его спутников.
Посольство прибыло в страну древних болгар 12 мухаррема 310 года по хиджри (в пер. с араб. «переселение», «уход»), что соответствует 12 мая 922 года по нашему летосчислению.
С этого периода (
В XII веке в результате социально-экономического и политического роста государства его границы расширились. Так, северные пределы дошли до бассейна реки Казанки — в ее бассейне поисками казанских археологов в последнее время обнаружен целый ряд поселений, возникших где-то к концу именно этого столетия. Примерно в это же время увеличились владения Волжской Булгарии в юго-восточном направлении. В сообщении Лаврентьевской, самой ранней русской летописи, говорится о сражении сторожевого отряда булгар с монголами в 1229 году на реке Яик (Урал). В некоторых поздних источниках, например, в «Казанской истории» русского автора XVI столетия, в татарском историческом повествовании «Дефтер-и Чингиз-намэ» («Книга о Чингизе») земли от Волги и Камы до Яика также названы булгарскими. Здесь, конечно, речь идет о землях, находившихся под контролем булгар, о государственных границах Булгарии. Этническая же территория, т. е. земли, заселенные самими булгарами, не выходили, как и до этого, за пределы Шешмы на востоке. На юго-востоке, со стороны степи, эта граница ограничивалась верховьем реки Большой Черемшан и далее на юг она шла неширокой полосой вдоль левобережья Волги на широтах Самарской Луки. Словом, эта территория сохранилась в пределах земель X—XI веков. За пределами указанной территории археологами не выявлены места компактного проживания булгар. Лишь в золотоордынский период в нижнем течении Самары и реки Кинель возникли отдельные поселения. Вся степь южнее и юго-восточнее не принадлежала этнической территории Булгарии, хотя, как уже отметили, контролировалась ею с целью отражения нападения кочевников.
Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальный период существования этого государства, в X — XI веках, был довольно пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, сувар, баранджаров, в источниках X века упоминаются еще и эсегелы, или эскелы (искилы). При этом сообщается, что и булгары, и берсула, и эсегелы относительно образа жизни все стоят на одной и той же ступени развития. С именами некоторых из этих основных племен связаны названия отдельных крупных городов, например, булгары — город Булгар, сувары — Сувар. Известный русский историк XVIII века В. Н. Татищев, пользовавшийся недошедшими до нас историческими источниками, но которые были тогда ему известны, назвал Буляр городом билиров. А билиры были известны еще по западноевропейским источникам: в конце X века какая-то часть из них переселилась на территорию Венгрии во главе с князем Хасаном и основала там город Пешт, т. е. одну из двух половинок древнего Будапешта, столицы этой страны. Тот же Татищев писал о существовании также племени чалмата; название этого племени принято связывать с Чулманом — тогдашним названием реки Кама.
Такая пестрота населения Волжской Булгарии была в основном в начальный период существования государства. Более поздние путешественники, например, араб ал-Гарнати, побывавший в этой стране в XII веке, а также другие географы уже не отмечают среди булгар названных выше племен. В их рассказах отсутствуют также сведения о других, новых племенах. Принято считать, что в XII веке была создана единая народность с общим названием «булгары».
Помимо самого населения Волжской Булгарии были племена, которые оказались под ее политическим, экономическим и культурным воздействием. Прежде всего, это непосредственные, ближайшие соседи булгар, племена финно-угорской языковой группы, более конкретно — финской подгруппы: предки современных марийцев, удмуртов и восточной мордвы-мокшы [2].
Исследователь подробно освещает не только историю этносов, но хозяйство, ремесло, военное дело, общественный строй болгар.
В § 19 автор рассказывает о городах Волжской Болгарии (стр. 71-79), в § 20 – о культуре и просвещении болгар. Благодаря представленным на стр. 82-83 ремесленных изделиях и украшениях чувашей читатель сможет увидеть эволюцию ромбических болгаро-рунических узоров в растительный (исламский). В § 22 говорится о внешних связях, ученый рассказывает о взаимоотношениях с Древней Русью, Средней Азией, Хазарией. Весь раздел очень насыщен цветными и черно-белыми иллюстрациями, картами. На стр. 74-75 представлены картины реконструкции дворцов и крепостных стен в г. Суваре А. П. Смирнова, на 80 стр. - «Черитево городище» (реконструктор Ф. Х. Валеева).
Глава имеет документы и материалы, в которых изложены выдержки из книг Ибн-Русте, Ахмеда Ибн-Фадлана, В. Н. Татащева.
Имеются также вопросы и задания:
1. Расскажите историю города Булгара (когда примерно он возник что пишут о нем восточные географы и т. д.)
2. Что вы знаете о Суваре — другом известном городе Волжской Бул-гарии? Какие археологические находки там сделаны?
3. Расскажите коротко о Буляре — Великом городе. Что вам известно о нем из русских летописей?
4. Какие еще города Волжской Булгарии вам известны и где они находились? Сколько было всего городов у булгар?
5. Что вы знаете о булгарской культуре? Расскажите вкратце об архитектуре, ювелирном искусстве.
6. Расскажите об образе жизни волжских булгар, об их духовной культуре, литературе, письменности, просвещении.
7. Расскажите о внешних связях Волжской Булгарии: с какими странами и народами они вели торговые отношения, какие политически события вам запомнились? [3]
Литература
1. Фахрутдинов, Р. Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000. – C 57-59
2. Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 61-62
3. Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 90-91
Комментариев нет:
Отправить комментарий