ИЗЛОЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ Р. Г. ФАХРУТДИНОВЫМ В УЧЕБНИКЕ ДЛЯ ШКОЛ «ИСТОРИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА И ТАТАРСТАНА»
Золотая Орда для татар Республики Татарстан является «Золотым веком» в их сложной и многовековой истории. По мнению Р. Г. Фахрутдинова протоистория татарского народа начинается с образования Тюркского каганата
Кимакское и Тюркское государства являлись основой тюркского народа. Исследователь Р. Г. Фахрутдинов о Кимакском каганате пишет, что в кимакское общество проникла и руническая письменность. Об этом свидетельствуют исторические и археологические источники. На одном металлическом зеркале, найденном в женском погребении в верхнем течении Иртыша, написано, например, такое изречение: «Знатная женщина освобождается от своего (чувства) зависти. Ее счастливый удел наступает...».
В целом раннесредневековый кимакский период неплохо известен в научном мире. Кимакский каганат, образованный после распада Тюркского каганата, оставил заметный след в этнической и политической истории татарского народа, прежде всего сибирских татар. Одним из ранних, дозолотоордынских компонентов формирования сибирских татар являются именно кимаки [1].
По Р. Г. Фахрутдинову история татар включает:
1. Кимакский каганат;
2. Тюркский каганат;
3. Восточнотюркский кагант;
4. Золотая Орда;
5. Казанское ханство и др. татарские ханства середины XVI в.
Он не отрицает вклад Волжско-Камской Булгарии (Болгарии), но упор в своих работах делает на Золотую Орду и Казанское ханство.
О протоистории татар в Монголии Р. Г. Фахрутдинов пишет, что с самого начала взаимоотношения монголов с древними татарами были довольно натянутыми и со временем они превратились в кровную вражду. Дело в том, что татары убили отца Чингиза Есугей-богатура за то, что тот в свое время взял в плен и умертвил вождя татар Тимучин-ака. Кстати, последний был убит в день рождения первенца Есугея, который назвал его также Тимучином (Тэмуджен), т. е. именем своего противника, очевидно, в честь его воинских доблестей. А новорожденный Тэмуджен, он же позднее Чингиз-хан, т. е. «Великий Хан», стал, таким образом, кровным врагом татар. В свою очередь Тзмуджен-Чингиз таковыми считал татар за то, что они также убили (отравили) его отца. Между прочим, этот вопрос до конца не выяснен; Л. Н. Гумилев, например, считает, что Бсугей умер лишь на четвертые сутки после того, как он случайно оказался на трапезе у татар и умирая потом у себя дома, обвинил татар в том, что именно они его отравили. Но так иди иначе, эти события послужили поводом крайнего обострения и без того натянутых отношений между татарами и монголами, а вождь последних, Чингиз-хан, после этого постоянно называл татар убийцами их дедов и отцов, призывал, более того, приказывал уничтожать их. Однако, несмотря на несколько таких распоряжений, невозможно было истребить многочисленные татарские племена. Они смогли сохранить свое девическое лицо, например, после войны между монголами и татарами в 1198 году, источники отмечают четыре больших татарских племени:. чаган-татар, алчи-татар, дутаут-татар, алухай-татар. Естественно, в результате шовинистической политики вожди Монгольской империи часть татар была ликвидирована или ассимилирована. Однако это имеет отношение в первую очередь к тем татарам, которые жили в близком соседстве с монголами, постоянно общались с ними. Татары были до этого многочисленны. И не зря позднее выдающийся историк средневековья Рашид ад-дин (XIV век), он же госсекретарь иранского правителя Газан-хана, располагавшего огромной библиотекой ценнейших рукописей, которыми успешно пользовался и наш персидский автор при создании своего классического труда «Сборник летописей», перечислил 14 тюркских племен, одно из самых больших из них назвал татарским, состоявшим в свое время из 70 тысяч юрт (домов, семей).
Вот что писал он о татарах: «Из-за [их] чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали под их именем и все назывались татарами». Это - достоверное и очень серьезное сообщение, и определения его автора являются поистине энциклопедическими. Кстати, крупнейший отечественный востоковед, академик В. В. Баргольд писал, что «сочинение Рашид ад-дина представляло собой огромную историческую энциклопедию, какой в средние века не было ни у одного народа ни в Азии, ни в Европе».
Мы сказали, что часть татар была ассимилирована монголами. Можно сказать, что ассимиляция была даже обоюдной. Во всяком случае, заметный тюркский пласт в тогдашнем монгольском языке связан именно с татарами. Известно, что сам Чингиз-хан знал и татарский язык; имеются некоторые сведения о том, что его мать, красавица Оэлун, родилась от смешанного татаро-монгольского брака. Кстати, один Чингиз-хан, в отличие от всех монголов (диких и черных «татар»), был «высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой»; у него из татар были две жены и еще приемный сын. Верховным судьей империи и одним из крупных военачальников был татарин Шики-Хутуку. Вообще, как в личной жизни Чингиз-хана, так и в его государственных делах татары сыграли немаловажную роль. В его кодексе основных законов под названием «Великая яса» («яса» от тюркского слова «ясак» — подать, дань) было мною тюркско-татарских терминов и титулов. Изречения Чингиз-хана, высказанные в основном в стихотворной форме, назывались тюркским словом «билик» (белек—знание). Ханская печать была двух родов, для обозначения которых употреблялись тюркские термины «ал тамга» (алая тамга) и «кок тамга» (синяя тамга). Кстати, само слово «хан» тюркского происхождения.
Однако, несмотря на все это, Чингиз-хан, будучи в первую очередь вождем монголов и не забывший своего обещания отомстить татарам, начал ставить их передними отрядами своего войска, когда приступил к осуществлению широкого плана захватничеких войн [2].
Исследователь подробно освещает процесс образования Золотой Орды и захват Китая, Средней Азии. Делит историю Золотой Орды на периоды:
1) ранний период;
2) период могущества;
3) период упадка;
4) период распада.
Р. Г. Фахрутдинов в своем учебнике подробно объясняет учащимся политико-государственное устройство и экономическую жизнь Татарстана, вооружение татарских воинов.
О вооружении и армии монголов он пишет, что касаясь обычая держать воинов полуголодными по принципу «от сытой собаки плохая охота», то он был присущ многим средневековым, да и не только средневековым армиям.
Одна китайская хроника XIII века сообщает, что полученную на войне добычу монголы делят поровну, оставляя одновременно Чингиз-хану, т. е. в пользу государства, соответствующую долю независимо от того, велика или мала была эта добыча. Деление по справедливости являлось таким же жестким требованием Ясы, как и сама воинская дисциплина. В той же хронике имеется, например, еще и такое небезынтересное сообщение: каждый монгольский воин в походе имел несколько лошадей, совершая дальние переходы, он поочередно менял их, отчего лошади эти не изнурялись и не гибли.
Мы уже отметили, что система управления государством, заложенная Чингиз-ханом, продолжалась и в тех объединениях, которые отделились от Монгольской империи и являлись государствами не монголоязычных, а домонгольских этносов — тюркоязычных, ираноязычных, арабоязычных и т. д. Такой же была система управления войсками, почти такая же структура существовала в армиях этих государств.
Именно в Золотой Орде имелась аналогичная организация войск и войсковых подразделений, т. е. то же правое и левое крыло, те же тьмы, тысячи, сотни, десятки. Обращением «Огланам правого и левого крыла, бесчисленным добрым начальникам: тысячным, сотникам и десятникам во главе с темником Идегеем» начинается известный ярлык золотоордынского хана Тимур-Куглука 1398 года. Для лучшего представления эти войсковые соединения можно было бы сравнить с современными подразделениями: десяток — отделение, сотня — рота, тысяча — полк, тьма — дивизия. А вот правое и левое крыло подходили бы к понятиям фронтов, естественно, в переводе к средневековой численности войск.
В источниках имеются некоторые сведения об отдельных воинских регалиях, войсковых музыкальных инструментах. Говорится, например, о том, что в бой вступали со знаменами. Золотоордынское боевое знамя, унаследованное еще от Чингиз-хана, в «Идегее» названо черным («кара-ту»). Кстати, черное знамя было одним из основных государственных символов и Багдадского халифата. В «Книге побед» сказано, что войска обеих сторон, т. е. Тохтамыша и Тимура, начали сражение «с боем барабанов и литавр и звуками труб». Звуками военных труб с обеих сторон началась известная Куликовская битва 1380 года между войсками Мамая и Дмитрия Донского, о чем сообщается в русских источниках.
Коротко о численности войск в Золотой Орде. Она была различной в разные годы существования государства и зависела в основном от его мощи и стабильности: в период могущества численность войска была больше, чем во времена смут и неурядиц. В армии Ногая периода Берке было до 300000 воинов. Ибн-Баттута пишет, что на приеме у Узбек-хана присутствовало 17 темников, отсюда—170000 воинов. Однако это вовсе не означает, что при посещении арабским путешественником ханского дворца туда явились все темники. Бесспорно, их было больше. Тохтамыш имел армию численностью более 200000 человек в вышеназванном Кондурчинском сражении 1391 года, почтя половина из которых погибла на поле битвы. Те татарские государства, которые возникли после падения Золотой Орды, также имели солидные армии. Конница Ахмат-хаиа, правителя Большой Орды, при встрече с войсками московского великого князя Ивана III на реке Угре в 1480 году состояла из 100000 воинов. Есть некоторые сведения о том, что войска Крымского ханства и Ногайской Орды имели до 300000 человек.
В исторических источниках сохранились любопытные сведения о снаряжении войск Чингиз-хана, позднее и Тамерлана. А вот сообщение, имеющее непосредственное отношение к Золотой Орде — его оставил известный нам ал-Омари, арабский ученый-энциклопедист периода Узбека. Вот что он пишет о явке татарина в строй для отправки на войну: «...каждый всадник... взял с собой двух слуг, тридцать голов овец, пять голов коней, два медных котла и телегу для перевозки оружия».
В те времена еще не было регулярных армий в современном понятии, т. е. армий с постоянным контингентом войск, с казенным вооружением и обмундированием и т. д. Каждый мужчина, способный носить боевое оружие, уходил в поход со своим конем, оружием, продовольствием и всем необходимым для дальних переходов. Всем должны быть понятны слова ал-Омари о двух слугах каждого всадника — это те люди, которые выполняли роль и оруженосца, и конюха, и повара. Словом, они делали ту работу, которая давала возможность воину успешно выполнять свою боевую задачу. Вполне возможно, что в случае гибели воина один из них вставал на его место.
Конечно, помимо этого, были и свои регулярные части — это большая ханская дружина, дружины огланов-царевичей, беклери-бека, карачи-биев, эмиров и другой военно-феодальной верхушки. Надо полагать, был и необходимый запас продовольствия, обмундирования и другого снабжения. Были в войсках специалисты-ремесленники по изготовлению оружия, по пошиву одежды и обуви. Иосифат Барбаро, например» пишет, об этом так: «Военные люди в высшей апепсии храбры и отважны... В их войске есть ремесленники—ткачи, кузнецы, оружейники и другие, и вообще есть все необходимые ремесла».
В письменных источниках и произведениях фольклора имеются данные о вооружении, разных видах оружия. Особенно богатый материал дают археологические исследования [3].
Очень подробно автор говорит о культуре и городах Золотой Орды и Болгарских земель.
В отличие от А. Х. Халикова автор не делает упор на жестокий геноцид монгол на землях Болгарии. По мнению Р. Г. Фахрутдинова болгарские земли достигли расцвета. В § 30-35 имеется более 30 прекрасных цветных иллюстраций, которые говорят о расцвете градостроительства, кузнечном деле в Золотой Орде. Далее в § 36-37 говорится о последней попытке возрождения Золотой Орды, которую предпринял Тохтамыш.
Автор очень подробно и с огорчением излагает историю кризиса, развала и падения Золотой Орды. Он пишет, что первые признаки будущей войны появились в 1385 году в Азербайджане, богатые уделы которого привлекли внимание Тимура. Однако войско Тохтамыша было тогда многочисленнее, и его противник ушел от сражения. Первый разведочный бой между ними произошел в 1388 году в восточных пределах Синей Орды, однако не принес какой-либо стороне ощутимой победы. Лишь Тамерлан, озлобленный поддержкой Тохтамыша хорезмийцами, отдал потом приказ ограбить и уничтожить их столицу Ургенч — древнейший центр цивилизации.
Важное сражение между Тохтамышем и Тимуром произошло 18 июня 1391 года в центре Золотой Орды — в Поволжье, на реке Кондурче (в нынешней Самарской области). Количество войск с обеих сторон было почти одинаковым — примерно по 200 тысяч человек. Начало битвы было в пользу татар, даже создалась угроза полного окружения войска противника. Однако полководческий талант Тамерлана, применившего более современную тактику ведения войны, оказался выше, и Тохтамыш был побежден. К тому же в решающий момент ему изменили некоторые военачальники. Согласно сообщениям источников, на поле сражения осталась почти половина армии Тохтамыша. Огромные потери понес и противник, поэтому Тимур, несмотря на свою победу, не рискнул идти на Сарай и далее на запад, а повернул армию назад и вернулся в Самарканд, захватив богатейший трофей и большое число пленников.
Однако и после столь сильного поражения Тохтамыш вновь сумел собрать большую армию. Через четыре года стороны встретились вновь — на этот раз на Северном Кавказе в долине реки Терек 15 апреля 1395 года. Ожесточенная битва, несмотря на начальные военные успехи татар, как и на реке Кондурче, вновь принесла победу Тимуру, и Тохтамыш ушел на север, в сторону Булгара. В погоне за ним и осуществляя свою давнишнюю мечту, Тамерлан прошел почти всю Золотую Орду вплоть до Крыма и уничтожил важнейшие центры государства во главе с его столицей Сараем-Берке. При этом часть городов, среди них тот же Сарай, а также Гульстая, Укек, Бельджамен, Маджар, были полностью разрушены и сравнялись с землей.
Тохтамыш потерпел свое последнее поражение в 1398 году уже от нового ордынского хана Тимур-Кутлука и, по некоторым данным, умер в 1406 году в Западной Сибири в скитаниях, будучи стариком и брошенный на произвол судьбы даже своими соратниками. Так кончилась жизнь некогда могучего хана, отдавшего всю свою кипучую энергию на восстановление единства и мощи Золотой Орды.
Завоеваниями Тамерлана, бесспорно, был нанесен огромный Урон Золотой Орде. Однако она еще продолжала существовать со своей огромной территорией, уцелевшими от разрушений еще довольно многочисленными городами, во главе со своей первой и уже последней столицей Сараем-Бату, наконец, с ее былой мощью, ставшей почти легендой. И последняя попытка возрождения этой мощи связана с именем Идегея - видного политического и государственного деятеля и талантливого полководца, личности, несомненно, выдающейся, но весьма противоречивой.
Неординарность личности Идегея видна даже в его внешности, которую описал его современник Ибн-Арабшах: «Был он очень смугл (лицом), среднего роста, плотного телосложения, отважен, страшен на вид, высокого ума, щедр, с приятной улыбкой, меткой проницательностью и сообразительностью». Появился Идегей на арене истории ближе к концу 70-х годов примерно в 25-летнем возрасте (он 1352 года рождения) одновременно с Тохтамышем. Они были друзьями, и даже их судьба вначале складывалась почти одинаково: оба бежали к Аксак-Тимуру, спасаясь от Урус-хана и его сыновей, обоих обласкал Тимур. Но их дальнейшая жизнь и деятельность сложилась так, что они стали непримиримыми врагами. Идегей провел 16 боев с Тохтамышем и его сыновьями, и последний бой в 1419 году оказался роковым и для него, и для его противника — сына Тохтамыша Кадыр-Берди.
Идегей происходил из племени «ак-мангыт» — белый мангыт, впоследствии это племя явилось основным этническим компонентом в формировании ногайских татар. Его отец Балтыча являлся беклери-беком при дворе упомянутого Тимур-Мелика. Тохтамыш, победив и казнив последнего, о чем мы уже писали выше, предложил Балтыче перейти на его сторону. Тот отказался и также был казнен. Убийство отца вызвало кровную вражду между Идегеем и Тохтамышем и именно это определило всю дальнейшую политику Идегея в отношении нового хана Золотой Орды. Бесспорно, Идегей, почувствовав в себе силы будущего политика, стремился к управлению государством, но не в лице хана, ибо не был джучидом и не имел права на престол, а в качестве «некоронованного короля», державшего в своем подчинении послушных ханов. Тохтамыш же никогда не стал бы таковым для него.
Идегей, тогда как ордынский князь, вместе с джучидом Тимур-Кутлуком, сыном упомянутого Тимур-Мелика, в 1391 году в качестве проводника в армии Тамерлана вернулся в Дешт-и-Кипчак. После битвы на Кондурче он не уехал обратно с Тимуром, а остался в Поволжье для претворения в жизнь своих политических планов. А эти планы состояли в провозглашении Тимур-Кутлука ханом Золотой Орды вместо Тохтамыша.
Возможность возведения на престол Тимур-Кутлука представилась Идегею лишь после поражения Тохтамыша на Тереке, да и то не сразу. Тохтамыш, после того как ушел на север, в 1396 году предпринял поход в Крым с целью возвращения Золотой Орде этого западного улуса [4].
Я рассматриваю процесс раскола, распада и падения Болгарских земель как смену цивилизаций.
В. Д. Димитриев подробно осветил процесс геноцида болгарских земель, который начался в
В
В 1239-1241 гг. болгары вновь вернули себе независимость. Их ханы Джилка и Баян восстали, но были вынуждены покориться. С их вхождением в состав Золотой Орды начинается ордынская трансформационная эпоха, которая длилась более 300 лет.
I. Латентный (скрытый) тип развития татарской цивилизации начинается внутри древнечувашской (болгарской) цивилизации с
II. Второй этап (этап обвального кризиса) начинается в годы управления Золотой Ордой Болгарских земель. Хаос начинается с
1) С
2) С
Хаос (этап обвального кризиса) был навязан в плане смены парадигм древне чувашской (болгарской) цивилизации.
Древнечувашская цивилизация в условиях обвального этапа вытеснялась, истреблялась, ассимилировалась, принуждалась.
Этот процесс шел с
Произошли:
1) интеграция «накопившихся предпосылок» смены цивилизаций;
2) закрепление новой татарской цивилизации (произошла трансформация);
3) формирование новых (татарских) социальных слоев;
4) закрепление ассимиляционного процесса болгарского населения;
5) укрепление процесса религиозной дифференциации населения;
6) ускорение процесса этноязыкового (этнокультурного) вытеснения болгаро-чувашей с Центральной Болгарии;
7) выдвижение новых татарских лидеров:
8) закрепление процесса рекрутирования прототатарской и происламской элиты из болгар, марийцев, мордвы и т.д.;
9) ускорение процесса притока в Болгарские земли кыпчакского населения.
III. Третий этап - патовая ситуация.
1) Идет дальнейшее поглощение болгарской цивилизации.
2) Депрессия в экономике, хозяйстве (спад и войны завершились).
3) Дальнейшая перестройка татарской цивилизации и трансформация болгаро-чувашей (уход).
4) Осознание болгарским обществом утери своего языка, территории, элиты, культуры, военно-политической и социально-экономической силы.
IV. Четвертый этап - завершение переходного (трансформационного) периода начинается с образованием Казанского ханства (с 1438/45 гг.). На историков считают, что переход в Среднее Поволжье орды Уду Мухаммеда не имело существенных тиснений в этнической плане и а «основной своей массе оставалось аборигенного болгарского происхождениям. М. И. Ахметзянов называет болгар «коренным населением Казанского ханства». Р. Г. Фахрутдинов, ранее также придерживавшийся этой точки зрения, в последних своих работах отмечает приход в середине XV а. в Среднее Поволжье «солидного количества татарского населения, сыгравшего большую рать в окончательном формировании народности казанских татар».
Попытаемся разобраться в этом вопросе. В первую очередь, необходимо хотя бы ориентировочно определить численность местного населения в середине XV в. и численность орды Уду-Мухаммеда, появившейся в Среднем Поволжье. По мнению этнолога Д. М. Исхакова. «надо полагать, что собственно булгарские группы к началу XV в. были не слишком многочисленными».
В эпоху до монголо-татарской агрессии различные авторы приводят цифры от 2 до 3 млн. собственно болгарского населения Великой Болгарии. Как известно, татарская агрессия уничтожила до 80% болгаро-чувашского населения. Известно и то, что государственным языком Волжской Болгарии был старочувашский язык. Но, к сожалению, в настоящее время (с 80-х гг. XX в.) процесс искажения болгарской истории со стороны татарских ученых принял чисто националистический (антинаучный) подход. К сожалению, чувашские ученые в силу своего менталитета не дают отпор антинаучным взглядам, которые закрепляются в Татарстане на уровне государственной политики. Вновь сошлемся на татарских ученых.
Исследователь ссылается на «Казанскую историю», а которой о приходе Улу-Мухаммеда в Казань говорится: «И ради ему бысть изо оставшихся от плена худые болгары. И молиша его казанцы быти ему заступника бедам их, и помощника от насилия, воевания рускаго, и быти царьству строителя, да не до коница запустеют и повинишися ему».
По данной хронологии (Золотой Орде) мои подходы (по Г. И. Тафаеву) отличаются от подходов Р. Г. Фахрутдинова, для которого Золотая Орда - расцвет. Для нас – чувашей («худых болгар») это период Болгарской Холокосты (по Г. И. Тафаеву). В. Д. Димитриев сторонник геноцидного периода для чувашей.
Р. Г. Фахрутдинов о падении Золотой Орды пишет, что когда-то могущественной и единой при Бату, Берке, Менгу-Тимур, Узбек и Джанибек ханах, произошло в результате целого ряда очень серьезных объективных и субъективных причин. Не все эти причины до конца ясны, не
все они достаточно хорошо отражены в исторических источниках. Но среди этих причин, приведших к окончательному распаду некогда мощного и цветущего Золотоордынского государства, бесспорны: два крупнейших стихийных бедствия, унесших с собой огромное число населения; страшные завоевания Тамерлана с уничтожением массы производительных сил, разрушением крупнейших городов и других богатейших очагов культуры, в результате чего погибло и было увезено в плен более одного миллиона человек; усиление Руси с ее частыми вмешательствами в дела Золотой Орды (Куликовская битва и другие политические акты); и, наконец, ничем не оправданная смута, ненужная борьба за власть и совершенно нелепая феодальная междоусобица [5].
Позиция Р. Г. Фахрутдинова звучит так: Великий Гегель говорил, что история, увы, ничему не научила людей. После смерти гениального философа прошло более полутора столетий, и мы провожаем XX, просвещенный, век. Человечество шагает в третье тысячелетие нашей эры, эры великих потрясений и великих надежд. Трагическая история Золотой Орды — одного из крупнейших очагов мировой цивилизации должна призвать нас к миру, единству и сплочению.
В конце параграфа подготовлены вопросы и задания:
1. Расскажите о золотоордынском хане Тохтамыше и его попытках восстановления единства Золотой Орды.
2. Кто такой Тамерлан и какой след он оставил в судьбе Золотой Орды? Назовите его войны с Тохтамышем с указанием причины поражения последнего.
3. Что вы знаете об Идегее? Перечислите его заслуги и ошибки. В чем, на ваш взгляд, его трагедия?
4. Коротко расскажите о последнем периоде истории Золотой Орды. Какие исторические события связаны с именем Улу-Мухаммед-хана?
5. Назовите причины распада Золотой Орды. Попробуйте дать им политическую оценку.
Литература
- Фахрутдинов, Р. Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000. – с. 45.
- Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 95-96.
- Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 121-122.
- Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 163-164.
- Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 171.
Комментариев нет:
Отправить комментарий