07 марта 2011

ГЕНЕЗИС И ТРАНСФОРМАЦИЯ БОЛГАРО-ЧУВАШСКОЙ АРИСТОКРАТИИ В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНОЙ СМЕНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ГЕНЕЗИС И ТРАНСФОРМАЦИЯ БОЛГАРО-ЧУВАШСКОЙ АРИСТОКРАТИИ В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНОЙ СМЕНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сложная история древнеболгарской цивилизации, постоянные этнокультурные, этнорелигиозные и территориальные потрясения вырабатывали в древнеболгарской цивилизации «энергию жизни», которая стимулировала и закрепляла утонченную политическую ситуацию аристократии. Хуннская, гуннская, болгаро-суварская, болгарская, элита (Модэ, Боарикс, Орган, Кубрат, Алп-Илитвер, Алмуш, тарханы, йомзи, сотники и др.) улавливали малейшие исторические колебания своих государств.

Циклы колебаний (200 лет) закрепляли и расширяли кругозор и мудрость древнеболгарской аристократии.

Этапы (фазы) связаны с направлениями трансформации:

1. Военно-политическое;

2. Социально-экономическое;

3. Территориальное;

4. Этнокультурное (этноязыковое);

5. Религиозное;

6. Антропологическое;

7. Этнопсихологическое.


В ряде случае они шли параллельно при отсутствии синхронности, в других – радикально, в некоторых – эволюционно. Все эти особенности, о которых мы говорили, вывели хронологическую таблицу трансформационных этапов болгаро-чувашской (древнечувашской) цивилизации.

1. Алтайская эпоха (Империя Хунну);

2. Северо-Кавказская (Тюркский каганат, Западнотюркский, Великая Болгария);

3. Волжско-Камская (Волжская Болгария, Суварское царство в составе Хазарского каганата);

4. Ордынская (Золотая Орда, Казанское ханство);

5. Российская (с середины XVI века).

Мы связываем 4 трансформационные эпохи с древнечувашской (древнеболгарской) цивилизацией, пятая - российская эпоха, с формированием новой чувашской локальной цивилизацией в условиях формирования российской цивилизации.

Разгром Казанского ханства и вхождение Чувашии в состав России явился для чувашского народа точкой отсчета новой Чувашии.


Некоторые сторонники ценностной трактовки элит делали попытки определить конкретные показатели, параметры элиты, характеризующие последствия ее влияния на общество. Так, Н.Бердяев на основе анализа опыта различных государств и народов вывел коэффициент элиты как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Как только этот коэффициент опускался до примерно одного процента, то империя прекращала существование, в обществе наблюдались застой и закостенение. Сама элита превращалась в касту, жречество.

Для старочувашского и новочувашского обществ (до 90г. XIX века). Жреческая каста несла стимул (форму) сохранения древнечувашской языческой цивилизации. Чувашская жреческая каста остается в памяти народа как нравственная элита, сохранившая и возродившая чувашскую цивилизацию в годы Золотой Орды, Казанского ханства и Российского периода чувашского истории. Народная самобытность, национальная психология долгое время формировалась при активном воздействии на народ жреческой касты. Этнограф Г. Комиссаров с сочувствием замечает: «Психология народа бывает, ясна тогда, когда народ этот представляет из себя строго обособленную единицу, живет и действует по принципам самоопределения, на все, накладывая печать самобытности». Условия исторического существования чувашей не дали им возможности сохранить в целостности черты народной самобытности и создать свою национальную психику»[1]

1. Высшая аристократия (по Н.Н.Крадину)

Шаньюй имел многочисленных домочадцев: жен (яньчжи), сыновей (гуту),принцесс (цзюйцзы), младших братьев и других родст­венников), которые располагались, как правило, в его ставке и составляли, так сказать, королевский двор». Все они относились к его «золотому» роду Люаньди.

Относительно происхождения трех вышеприведенных в китай­ских летописях терминов в литературе существуют различные пред­положения. В А. Панов видел в слове яньчжи китайское калькирование тюркского ач — «женщина», «жена», «хозяйка», с тунгусским аси (жена), а с монгольским esi (корень, клетка). Хуннское слово гуту К. Сиратори и Г.Сухбаатар возводили к монгольскому koud (сыновья), а В.А. Панов соотносил с близким по звучанию тюркским кот (сыновья). Отно­сительно термина цзуйцзы (или дзюйцы) все вышеупомяну­тые авторы (как и ряд других исследователей) полагают, что это ки­тайская транскрипция древнетюркского кыз/кыс (девица, дочь).

Самыми титулованными из родственников шаньюя являлись десять «темников» из родственников шаньюя, которые составляли соответственно четыре и шесть «рогов».

Четыре рога — левый и правый сянь-ван (по хуннски туци-ван), левый и правый лули-ван. Они являлись наиболее богатыми и могущественными аристократами, так как по «классификации» Сыма Цяня они относились к так называемым «сильным» (т.е. имевшим в своем подчинении реально не менее 10 тыс. всадников) «темникам» (ваньци). Фань Е располагает их по степени знатности в следующем порядке: левый сянь-ван, левый лули-ван, правый сянь-ван, правый лули-ван. Следует иметь в виду, что слова левый и правый примерно соответствуют значениям восточный и запад­ный, старший и младший.

В.А. Панов считает, что приставка ван к данным титулам — это дело рук Сыма Цяня, который ввел слово князь, поясняя тем самым, что речь идет о правителе во многом самостоятельного удела. Свою аргументацию Панов основывает на аналогии с древнетюркской титулатурой. В «Тан шу» упоминается, что знаме­нитый Кюльтегин имел титул «восточного чжуки-князя» (эта тради­ция, видимо, досталась от хуннов), хотя на тюркском (об этом име­ется соответствующая запись в рунах) данный титул назывался туг («знаменитый», от тюрк, туг — «знамя»). Приставка ван была добав­лена китайцами для большей солидности.

Источники позволяют проиллюстрировать степень богатства этих сановников. В 72г. до н.э. китайские и усуньские войска совместными силами разбили правого лули-вана и захватили почти целиком его ставку. Плененными оказались 39 тыс. человек и сре­ди них родственники шаньюя: тесть, старшая невестка и цзюйцы — принцесса (почему они оказались 8 ставке правого лули-вана, наверное, навсегда для нас останется загадкой), дувэй князя Лиюя, племенные вожди, тысячники и другие командиры. Усуням в каче­стве трофеев достелен весь скот — свыше 700 тыс. голов животных (600 тыс. овец, 50 тыс. лошадей, 50 тыс. крупного рогатого скота, верблюдов, ослов и мулов).[2]

По Н.Н. Крадину, как правило, левый и правый сянь-ваны руководили соответ­ственно восточным и западным крыльями империи. По аналогии с другими крупными кочевыми обществами можно предположишь, что в каждом крыле империи существовало вторичное дробление пополам. Тогда младшими соправителями сянь-ванов выступали лули-ваны. По сути дела, четыре «рога», или ина­че четыре крыла, четыре ветви хуннского народа символизировали собой компоненты (возможно, четыре стороны света) хуннской идеальной структуры Социума и Космоса.

В сущности, крылья империи (и «малые крылья») лредставяли собой нечто вроде «государство и государстве». Их правители являлись проводниками центральной власти в регионах и одновременно глав­нокомандующими крупными армейскими подразделениями. Левый и правый сянь-ваны обладали особенно большими полномочиями и даже некоторой автономией в вопросах войны и мира. Особенно полно их власть проявлялась в пе­риоды нашествий ханьцев несколькими армиями с юга. Так как по­стоянные советы с центром были невозможны по ряду очевидных причин (к тому же шаньюй, как правило, сам находился в аналогич­ном нелегком положении), на плечи левых и правых сянь-налов ло­жилась вся тяжесть ответственности за самостоятельно принятые ре­шения.

Поскольку левый сянь-ван, как правило, был официальным на­следником престола, эта должность являлась хорошей школой уп­равления для будущего правителя кочевой империи. При Модэ и его ближайших преемниках титула левого сянь-вана удостаивался, как правило, старший сын от главной яньчжи шаньюя. Позже, со 102г. до н.э., когда порядок престолонаследия изменился, этот ти­тул стали передавать в соответствии с очередью от брата к брату или от дяди к племяннику.

Китайские хроники позволяют проследить, как осуществлялась данная процедура. После смерти шаньюя Хуханье в 31г. до н.э. осталось около 20 сыновей. На престол был возведен самый старший из них — Дяотаомогао под именем Фучжулэй жоти шаньюй. Интересно, что он был рожден не от главной жены покойного шаньюя — чжуаньцзюй яньчжи, а от его второй по рангу жены - старшей яньчжи. В таком же порядке (т.е. по возрасту) получили должности и остальные сыновья: Цзюймисюй стал левым сянь-ваном, Цзюймочэ — левым лули-ваном, Нанчжиясы — правым сянь ваном. Старший сын шаньюя Сиседунухоу был направлен в Китай «прислуживать императору». Какие должности заняли следующие по возрасту, братья Сянь и Лэ, не упоминается.

Через десять лет шаньюй умер. Его место занял Цзюймисюй под именем Соусе жоти. На пост левого сянь-вана переместился Цзюй­мочэ, а Нанчжиясы (надо полагать) — на пост левого лули-вана. Старший сын шаньюя Сыйлюсыхоу отправился в Китай.

Ещё через восемь лет, в 12г. до н.э., Соусе жоти шаньюй скон­чался. Цзюймочэ был возведен на престол под именем шаньюя Чэя жоти. Нанчжиясы был назначен левым сянь-ваном, а сын шаньюя Уидан был направлен к Ханьскому двору.

Наконец, после смерти в 8 г. н.э. шаньюя Чэя трон наследовал Нанчжиясы под именем Учжулю жоти шаньюя. Левым сянь-ваном он поставил Лэ (Сянь, надо полагать, к тому времени умер: ведь прошло уже 39 лет). Должность правого сянь-вана получил сын от пятой яньчжи Юй, а сын шаньюя Утиясы получил указ отправ­ляться в Хань.

В начале 1 в. н.э. сразу подряд умерло несколько левых сянь-
ванов. Шаныой Учжулю, полагая, что данный титул приносит не­
счастья, заменил его на титул «хуюй». Тем не менее, через какой-то
промежуток времени титул левого сянь-вана был возвращен, и он
сохранился даже после распада империи на Северную и Южную
конфедерации.[3]

Шесть рогов — левый и правый дацзян (великий военачальник), левый и правый великий дувэй, левый и правый великий данху. Эти шесть перечисленных должностей не являлись «князьями», как четыре «рога», и относились, по Сыма Цяню, к так называемым «слабым» десятитысячникам, имевшим в своем подчинении по не­сколько тысяч воинов. Тем не менее они были близкими кровными род­ственниками шаньюя, выполняли ответственные дипломатические поручения, активно участвовали в борьбе за власть на самом высоком уровне и даже получали право на пре­стол (например, шаньюй Цзюйдихоу был дувэем). Только с конца I в. н.э., по китайским источникам среди на­значенных на должности шести «рогов» прослеживаются некров­ные родственники.

О. Прицак посвятил анализу должностных обязанностей хуннских вань-ци специальную статью, в которой пришел к выводу, что носители шести «рогов» занимались главным образом дипломати­ческой деятельностью, внешней торговлей, культурными связями и управлением завоеванными территориями.

Однако это не совсем так. Не отрицая того, что вышеуказанные лица могли выполнять данные функции, отмечу, что в первую очередь они были носителями титулов «десятитысячников», упра­вителями соответствующих административно-территориальных подразделений и одновременно их военачальниками. Это под­тверждается неоднократным упоминанием об участии сановников шести «рогов» в боевых действиях.

Особо следует отметить звания левого и правого дацзяна (упоми­нается в период 91—55гг. до н.э.). Этот ранг давался, возможно, близким родственникам шаньюя и наиболее приближенным лицам из неродственников. Известно, что его имел младший сын шаньюя Цзюйдихоу. В 96г. до н.э. он был даже временно возведен на престол. Также имеются упоминания под 68г. до н.э., что дочь левого дацзяна была старшей яньчжи при шаньюе Сюйлюйцю-аньцзюе. Носитель данного титула руководил крупным военным формированием и, судя по количеству подчиненных ему всадни­ков, соответствовал в армейской иерархии рангу «темника».

Можно допустить, что ко времени распада Хуннской империи в 48 г. н.э. первоначальный статус данных титулов девальвировал­ся. Возможно, это связано с тем, что само название этих рангов отражало их служилый, а не наследственно-аристократический характер. Дувэи, данху и военачальники разных уровней имел! у каждого крупного «князя». Так или иначе, в период ослабления центральной власти вперед выступают вожди племенных и надпле-менных объединений: «князья» - «ваны». Едва ли случайно, что Фань Е не отмечает среди представителей шести «рогов» ни великого дацзяна, ни великого дувэя, ни великого данху. Это только «князья» — левый и правый жичу-ваны, левый и правый вэньюй-ти-ваны, левый и правый чжаньцзян-ваны.

Кроме родственников шаньюя в число высшей хуннской арис­тократии входили и другие знатные семейства — Хуянь, Лань и позднее появившееся Сюйбу. Фань Е в описании южнохуннской конфедерации упоминает еще одну фамилию — Цюлинь. По его словам, эти семейства являлись постоянными экзогамными парт­нерами царствующего рода Люаньди и выполняли в подразделе­ниях левого и правого крыльев судебные обязанности.[4]

Из 24 высших административных рангов империи первые 10 наследовались, как правило, только родственниками шаньюя, пос­ледующие 14 — представителями других знатных кланов. Послед­ние имели в своем подчинении по несколько тысяч всадников и ломимо неизвестного нам гражданского титула обладали военным званием ванъци — «темника».

К сожалению, китайские источники донесли до современных исследователей названия только двух самых высших из данных 14 титулов — звания левого и правого гудухоу. Но, конечно, они не были единственными. На самом деле гудухоу было гораздо больше, чем два. Фань Е располагает по иерархии вслед за левым и правым гудухоу (правда, у южных хунну) еще двоих — левого и правого шичжу гудухоу. У северных хунну упоминается титул юцэянь-гудухоу. Возможно, из этого же разряда титулы левого и правого гуси-хоу.

Согласно Сыма Цяню, левый и правый гудухоу «помогали в управлении» шаньюю. Нобуо Ямала расширяет эту цитату, полагая, что гудухоу руководили соответственно левым и правым подкрыльями центра империи. По мнению О.Прицака, в их компетенцию входили обязанности по внутреннему управлению (административные, судебные, полицей­ские, охранительные функции) центральными областями империи и завоеванными территориями.

Так или иначе, источники показывают широкий (однако несво­димый к указанным выше) круг полномочий гудухоу: (1) руководство военными подразделениями империи; (2) управление кочевым населением; (3) контроль за дей­ствиями региональных правителей; (4) участие в политичес­ких мероприятиях и совещаниях высшей знати в ставке.

Будучи, как правило, прямыми назначенцами шаньюя, гудухоу пользовались его доверием и обладали подчас значительной влас­тью. Не случайно именно им шаньюй поручал контроль над не­надежными региональными правителями. Имеются сведения, что в других кочевых империях Центральной Азии существовали ана­логичные функционеры|. Особенно много упоминаний о гудухоу появляется с рубежа новой эры, причем после распада империи они сохраняются как на Севере, так и на Юге. Напрашивается мысль, что, возможно, это обстоятельство является свидетельством постепенного ослаб­ления рода Люаньди и усиления влияния в конфедерации других знатных кланов.

С этого времени становятся известными случаи, когда гудухоу стали откровенно претендовать на престол. После смерти шаньюя Учжулю в 13г. н.э. Хуннской державой какое-то время фактически управлял правый великий гудухоу Дан из клана Сюйбу. В резуль­тате интриг ему удалось посадить на щ»стол сторонника проки-тайской партии Сяня, а после смерти последнего Дан сам пытался претендовать на трон и даже незадолго до своей смерти был произведен Ван Маном в лжешаньюи.[5]

Только намного позже, в 188г., когда хунну из некогда могуче­го народа превратились в жалких вассалов, охраняющих границы Китая от набегов сяньбийцев, потомки грозных шаньюев практи­чески потеряли власть и авторитет среди номадов. Дело дошло до того, что наследный шаньюй был изгнан, а на его место вожди возвели гудухоу из рода Сюйбу.

Таким образом, (по Н.Н. Крадин) мы видим, что в Империи хунну существовала высшая аристократия военные вожди, племенные вожди и жреческая каста.

Аристократия (хуннская) обсуждала свои «дела» на съездах.

Исследователи полагают, что данные «съезды» являлись лишь традиционными племенными праздни­ками, на которые собирались только члены клана Люаяьди и их соплеменники. Главная цель этих мероприятий заключалась в поддержании этнического единства племени. Это правильно, по­скольку аналогичные ритуалы, известные у средневековых монголов, выполняли стаби­лизирующие функции по установлению или поддержанию традиционного миропорядка. Но только этим функции данных мероприятий не ограничивались, Более поздняя информация из «Хоу Хань шу» сообщает, что на «съезды» собирались представители всех племен и структурных подразделений империи. Они не только приносили жертвы и веселились, но и обсуждали важные вопросы внешней и внутриполитической стратегии.

«Используя жертвоприношения, [сюнну] собирали все кочевья, обсуждали государственные дела и устраивали развлечения — скачки лошадей и бег верблюдов» (Чувашская традиция Акатуй).

При Модэ зимний и весенний праздники отмечались в Лунчэне, а Новый год праздновался в Дайлине. С течением времени произошли определенные изменения. Спустя два с лишним века Фань Е отмечает, что южные хунну все три раза в год собирались в Лунчэне:

«Сюнну согласно обычаю три раза в год совершали жертвоприношения в Лунчэне, где все­гда в первой, пятой и девятой луне в день у приносили жертвы духу неба. После того как южный шаньюй изъявил покорность (Хань), стали совершаться еще жертвоприношения ханьскому импе­ратору. Используя жертвоприношения, (сюнну) собирали все кочевья, обсуждали государствен­ные дела и устраивали бег верблюдов».

Относительно того, существовал ли реально Лунчэн («город или храм дракона») или же это было искаженное китайцами название места традиционного сбора кочевников;«три драконовых жертвоприношения»), однозначного мнения нет. Лунчэн, по мнению Намио Эгами, можно пере­вести как ветви деревьев, воткнутые в землю или в камни — нечто подобное современному дубу.

Похожую точку зрения высказал и Ван Вэймао. Он полагает, что Лунчэн не был конкрет­ным населенным пунктом, а представлял место, в которое собирались хунну для совещания, со­вершения религиозных церемоний и иных нужд. Эти места постоянно менялись. Первоначально Лунчэн, по мнению Ван Вэймао, мог находиться во Внутренней Монголии. После вытеснения ко­чевников за Гоби он был перенесен в центр Монголии на западный берег Орхона. В этом месте сохранились следы древнего городища. Однако монгольские исследователи настаивают на ото­ждествлении Лунчэна с конкретным населенным пунктом и помещают его примерно в то же самое место неподалеку от Орхона между 47. и 48° с.ш., а китайский историк Ма Чаншоу располагает Лунчэн на противоположном берегу Орхона неподалеку от озера Хэшочойдамуху.

Власть шаньюя, высших военачальников и племенных вождей на местах поддерживалась строгими» но простыми законами.

2. Трансформация элит на Северном Кавказе

Территориальное перемещение из Азии в Европу проточувашей (болгар и сувар) происходит в конце II - начале III веков. Болгары и сувары размещаются на территории Северного Кавказа в среде ираноязычных и горных народов Причерноморья. В условиях Северо-Кавказской эпохи происходит дальнейшее формирование болгаро-суварской элиты.

Следует заметить:

1. Протоболгарская элита Орган, Кубрат в 619г. принимают христианство;

2. Суварская элита Алп-Илитвер в 682г. принимают христианство в Агвании (Северный Кавказ);

3. В обоих случаях каган женится (Кубрат, Алп-Илитвер) на христианских девушках из знатных родов;

4. Языческая религия болгар, сувар побеждает.

В «Истории агван» принятие христианства знатью сувар описано так: «Отделяя все примеси нечистой отеческой религии, он препятствовал поклонению другим богам, а поклонялся живому Богу, Творцу неба и земли, Сыну единородному, и Духу единосильному. Отделяя все примеси зла от души своей, как новорожденное дитя жаждал он несмешанного молока, в разных местах он строил церкви и увеличивал почет священников Божьих. Епископ приказал срубить старейшину и так сказать мать высоких деревьев, которым приносили жертвы во имя суетных идолов и которым многие поклонялись в стране Гуннов. Князь и дворяне почитали его спасителем богов, жизнеподателем и дароватеяем всех благ. Этим высоким густолиственным дубам поклонялись, как скверному идолу Аспандиату, принося ему в жертву лошадей; кровь их поливали вокруг деревьев, а голову и кожу вешали на сучья деревьев. Когда жрецы-чародеи, колдуны и знахари услышали, что он приказал срубить громадное исполинское дерево, которое всех соблазнило и сокрушило, то они подняли вопль, рвали волосы и громко восклицали к князю Гуннов и к вельможам страны. Они говорили: «Как вы, зная, можете и смеете делать то, что противно нам, и враг богов наших вместе с вами срубает то дерево. Почему вы слушаете его и внемлете ему: разрушаете, разоряете, грабите капища кумиров наших, которых поставили отцы ваши, и вся страна наша поклонялась до сих пор, и получила благие дары от идолов, капищ и от поклоняемых деревьев.

Изобилие народа страны нашей делало вас сильными и победоносными в войнах с врагами нашими. За кого же вы теперь почитаете его, что слушаетесь словам его, и даете ему право истреблять, разрушать и разорять капища богов наших? Когда вы поклонялись деревьям во имя исполинского имени храброго Спандиата и приносили им жертвы, не получали вы разве всего, чего просили? Вы получали блага: он исцелял больных, возвышал неимущих и нищих; мы силою их наводили вам во время знойной засухи и сильных жаров дожди, которые прохлаждали жар знойный, освежали растения и зелень, и созревали плоды в наслаждение и пищу вам. Также мы успокаивали вас на счет сильных дождей, небесных сверкающих явлений облаков, грома. Теперь же хотя вы и верите другим его заблуждающимся словам, и поклоняетесь Богу, о котором он проповедует, однако оставить и отвергать настоящих богов ваших, которым поклонялись вы и отцы ваши, не следует и не должно вам бросать их, отрекаться от них и предавать их в руки его, чтобы он раздробил их под ногами. Но вы им тоже поклоняйтесь, чтобы они в гневе не нанесли стране нашей великих и жестоких ударов. Кто дерзнет приблизиться и дотронуться до тех мест, где построены и утверждены капища исполинского Спандиата или к прекрасному древу, хранителю и защитнику страны нашей? Ибо те, которые по незнанию брали от того дерева или падшие ветви, или сучья для своих нужд, то оно наказывало их страшными муками, бешенством, даже смертью, и истребляло дом ирод их. Ему ли теперь дотронуться и срезать его; или разрушать капища наших богов? Мы знаем, если он будет упорствовать, и приблизится к нам, то они накажут его страшными недугами, даже лишат жизни».

Борьба элиты происходит на фоне возвышения Византийской цивилизации и исламского Арабского халифата. Обостряется борьба элит и с утверждением в Хазарском каганате иудаизма. Таким образом, мы можем отметить следующие элиты:

1. Языческая элита;

2. Христианская элита;

3. Исламская элита;

4. Иудейская элита (Тюрко-еврейская)

А.В.Гадло в книге «Этническая история Северного Кавказа в IV-X веках» пишет, что «…род Дуло удержал власть над переселившейся на Дунай группой в течение 64 лет, после чего к власти пришла группа Вокиль (Укиль), которая через 20 лет с небольшим потеряла свое положение. Новая группа Угаин удержалась у власти только 3 года, после чего вновь восстановилось положение группы Вокиль. Вторая часть «Именника» была составлена через 40 дней после прихода к власти последней и, очевидно, ознаменовала ее победу. Имя группы Вокиль тождественно наимено­ванию угорского народа вогул. Вполне вероятно, что эта группа восходила к тому угорскому пласту, который ми­грировал на Северный Кавказ из Южной Сибири в со­ставе древних гуннских групп и сохранился в недрах оногурского объединения. Как видим, «Именник» отра­жает внутреннюю борьбу, которой были охвачены родоплеменные группы западной части Северного Кавказа в первой половине VII в. и продолжение этой борьбы в VIII в. в Подунавье.

Автор начала X в. Ибн Рустэ на самом западе Кав­каза называет народ тулас. Этноним тулас легко сопоставим с родовым именем оногуров-булгар Дуло (Дула). Рядом с тулас Ибн Рустэ помещает народ лугар (по-чувашски - вакар),
имя которого может быть искаженной передачей имени
венгров-мёгер (магор—мугер). Следующий традиции
Ибн Рустэ автор «Худуд ал-алам'а» говорит, что тулас и
лугар-две области в стране хазар. Эти свидетельства
дают основание для вывода о том, что родовое имя оногуро-булгарской династии покрыло собой в IX в. (к которому восходят данные Ибн Рустэ) все население Во­сточного Приазовья — потомков орды Батбаяна.

Возвышение булгаро-оногурской конфедерации и рас­ширение ее владений на территории Северного Кавказа нашли отражение не только в западной, но и в восточ­ной литературе. Первые арабские отряды, которые про­двинулись в Предкавказье, столкнулись здесь со «стра­ной» Баланджар (Беленджер), в имени которой, по-ви­димому, следует видеть один из вариантов транслитера­ции имени оногуров. Вопрос о Баланджаре весьма акту­ален в связи с дискуссией последних лет вокруг про­блемы хазарских городов на территории Дагестана.

По данным ат-Табари (в персидском переводе Бала­ми), Баланджаром называлось «целое царство и много городов». Баланджар находился так далеко от об­ластей непосредственной активности арабов в Иранском Азербайджане, что представлялся им лежащим на краю света, чуть ближе мифической стены, якобы построен­ной Александром (Зулькарнаином) для сдерживания северных народов Яджудж и Мажудж (Гога и Магога).

По ат-Табари, арабский полководец Абдуррахман ибн Раби'а проник в эту страну в 652/653 г. на 200 фарсахов, что принесло ему особую славу- Подвиг его брата Сал­мана ибн Раби'а, по одной из версий, также достигшего Баланджара. воспевался поэтом Абдуррахманом ибн. Джумани ал-Бахили, его соплеменником, наравне с под­вигом Кутейбы ибн Муслима, который проник в Сияи-кстан (Китай). В арабском мире долго жили легенды не только об Абдуррахмане и Салмане но и об воинах, участниках первых битв в этой далекой стране».[6]

А.С.Плетнева обращает внимание на формирование торгово-экономической элиты (аристократии). По А.С.Плетневой арабоязычные географы, в частности Ибн-Хордадбех и автор «Худуд-ал-Алам», дают два абсолютно идентичные списка хазарских городов, в который входит 10 названий: Итиль, Семендер, Хамлидж, Байда, Белспджср, Савгар, Хтлг, Лкн, Сур, Маемада. Список этот составлен уже IX—X вв., поэтому в него попал, например, Итиль, возникший на Волге около середины VIII в. Однако большинство наименований относится, видимо, к северокавказским поселениям. Локализация древних городов почти всегда очень условна. Даже крупнейшие из них отождествляются с конкретными памятниками гипотетично, тем более трудно сказать, где находились Хамлидж и Байда, Савгар, Хтлг и др. Мы можем лишь констатировать, что в древнейшей Хазарин были уже довольно большие укрепленные поселения, которые современники называли городами.

На равнинной территории Дагестана в настоящее вре­мя также обнаружены остатки древних поселений. Они круглые или овальные в плане, не превышают 100м и диаметре я окружены мощными саманными стенами, не­обходимыми не только для охраны от врагов, но и от ежегодных весенних паводков. Культурные слои на этих поселениях датируются 111 — IX вв., укрепления же на них были сооружены в хазарский период. Очевидно, просле­женное учеными увлажнение климата в то время заста­вило жителей обнести свои опорные пункты стенами. Другой причиной, повлекшей возведение укреплений, были, видимо, вторжения арабов в Хазарию в начале VIII в.

Небольшие размеры крепостей указывают на то, что внутри их обитала, как правило, одна аристократическая семья. Кольцевые или овальные в плане городища харак­терны именно для кочевников. Недаром даже в тюркских сказках богатырь говорит жене: «Я поеду вперед. Где бу­дет черта — иди. Где будет круг — ночуй». Герой таким способом намечает пункты для перехода — перекочевки своей семьи. Многие кочевники, в частности башкиры, почти до середины XIX в. устраивали подобного тина стойбища. Бурный процесс оседания на землю, наличие городов, имущественного неравенства, особенно ярко видимого при изучении некрополей, маленьких крепостей, весьма напо­минающих феодальные замки,— все это свидетельствует о возникновении в каганате уже в ту эпоху классового общества. Судя по бытованию в Хазарии постоянных зи­мовищ, земли — пашни и пастбища, рыбные и охотничьи угодья распределялись между родами. В X в. в письме Иосифа об этом пишется как о давно известном факте: «Каждый из (наших) родов имеет известное (наследственное) владение, (полученное им) от их предков».[7]

Племенной союз хазар и болгарских племен превращался в классовое государство.

О борьбе христианской элиты с языческой А.С.Плетнева замечает, что экономическое развитие, расслоение общества на классы, становление государства неизбежно повлекло за собой изменения в духовной жизни общества. Многочисленные языческие верования должны были смениться единственной государственной религией. Такой религией мог стать какой-то общий культ или одна из мировых религий.

Еще до истории, описанной Иосифом и говорящей об интересе, проявленном Хазарским каганатом к иудаизму, в Хазарии произошли события, рассказ о которых сохранился в «Истории агван» Моисея Каганкатваци. В нем повествуется о миссии епископа Исраила в 80-х годах VII века к язычникам-савирам.

Савиры «приносили жертву огню и воде, приклонялись некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые в глазах их казались удивительными». Они устраивали коллективные камлания – «дикие пляски и битвы на мечах в нагом состоянии». Однако среди множества божеств (тенгри) наиболее почитаемый был Тенгри-хан – «чудовищный громадный герой», бог неба и света. Ему посвящали деревья (дубы), строили капища, приносили в жертву коней, кровь которых «поливали вокруг священных деревьев, а голову и кожу вешали на сучья». По-видимому, именного его символические изображения – «золотые языческие амулеты» - носили савиры.

Поклонение единому божеству – Тенгри-хану – говорит уже о стремлении савир создать какой-то общий культ – культ бога-героя. Поскольку солнечные амулеты Тенгри-хана были распространены по всему каганату, можно думать, что культ этого бога приняли все народы государства. Культ бога-героя переплетался с культом княжеской власти, с культом вождей. Вполне возможно, что и сакрализация власти самогокагана началась с внедрения культа Тенгри-хана. Однако савирскому князю Алп-Илитверу, мечтавшему, видимо, отделиться от каганата, удалось на некоторое время обратить свой народ в христианство. Святилища были разрушены, священные дубы сожжены, епископ Исраил «своими руками ломал амулеты и из них делал изображения креста господня». Тогда же, очевидно, были выстроены два христианских храма на некрополе у Беленджера.

Кагану крайне не понравилось обособление Алп-Илитвера. Он быстро привел его к изъявлению покорности, а в залог взял у него дочь в супружество, т.е. в гарем (по сведениям Ибн-Фадлана хазарские кагана и позже, в X веке, брали в жены дочерей вассальных князей). Христианизация Хазарии вообще не устраивала кагана, поскольку она по существу означала идеологическое подчинение соседним христианским странам и, главное, могущественной Византийской империи, в то время как культ языческого Тенгри-хана укреплял его власть в качестве представителя бога на земле.[8]

Образование классового общества на Северном Кавказе формировало новую элиту (аристократия). Борьба этой элиты шла в русле захвата территорий, городов, населения (экономический фактор), а также религиозного влияния (духовный фактор).

3. Трансформация элит на территории Среднего Поволжья

В условиях Среднего Поволжья Проточуваши (болгаро-сувары) прошли три трансформационные эпохи: По Н.В.Никольскому чуваши прошли три исторических этапа. Думаем, что «русский этап» следует завершить в 1917г. Мы российскую трансформационную эпоху чувашской цивилизации начинаем с середины 1551г. (вхождение Чувашии в состав России). Элементы этого процесса зарождаются в 1523г. – часть присурских чувашей всходит в состав России. Прорусская аристократия (чувашская) формируется с 1523г. Она первая ставит задачу вхождения в состав России.

Но вернемся к Волжской Болгарии – государству проточувашей.

Новые учебники истории издаются в Москве, тиражируют следующие позиции:

1. Племена – среди современных татар и чувашей – объединились в государство во главе с ханом.[9]

2. Татарские муллы расходились по окраинам Казанского ханства, неся свет мусульманской веры языческим племенам земледельцев и охотников. Это были предки современных народов – чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов.[10]

Чуваши, по мнению татарских исследователей, не имеют отношения к болгарам. Чувашские ученые-историки умудряются говорить «болгары сами по себе, чуваши сами по себе», «у чуваш не было никакой цивилизации, цивилизации были у татар и русских».

1) Письменные известия о Волжской Болгарии относятся к началу X века – времени становления болгарского государства, центром которого стал город Болгар (ныне с. Болгары Спасского района Татарстана). Молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Следует отметить, что аристократия Хазарского каганата (основано в 651г) приняла иудаизм (А.С.Плетнева, М.И.Артамонов, Х.Х.Биджиев, А.В.Гадло), мы отметили, что аристократия вела религиозные войны. Аристократия в этих войнах (столетняя война с 640-737 гг.) активно использовала религиозный фактор. Таким образом, следует сказать, что для укрепления своего положения болгарский царь Алмуш (Альмас) обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Болгария приняла ислам в качестве государственной религии в 922г. Произошел распад Хазарского каганата после его разгрома киевским князем Святославом I Игоревичем в 965г. закрепил фактическую независимость Волжской Болгарии. Формируется высшая племенная аристократия, которая служит Алмушу (по Ибн-Фадлану).

2) Волжско-Камская Булгария становится самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье, благосостояние которого обеспечивалось за счет ее выгодного природно-географического положения на перечисленных водных и сухопутных торговых путей, а также благодаря обилию плодородных черноземных почв. Волжская Булгария стала центром производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий различных ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как «булгари», изделия из металла (оружие, замки), кожи). Однако основной оборот булгарских купцов составляет торговый транзит между Востоком и Западом, кроме того, Булгар и Биляр были известны своими рынками невольников. Для осуществления торговых операций в Волжской Болгарии с начала X века чеканилась собственная монета – дирхем. Формируется торгово-купеческая элита, городская аристократия (чиновники, управленцы городов).

3) Оживленная торговля способствовала развитию городов. Помимо Болгара были известны и другие города, такие как Сувар, Биляр (Буляр), Ошель, Тигашево, Таяба и др. Города являлись не только административными, и торговыми центрами, но и мощными крепостями, где восседали пламенные вожди (Ошель), болгарские феодалы (Тигашево, Таяба). Были города, где концентрировалась языческая знать и языческое население (Тигашевское Святилище, Ага-Базар у Болгар). Необходимость защиты от набегов кочевников из соседних степей, заставляла булгар возводить оборонительные валы и рвы, которые нередко достигали в длину нескольких километров (Болгар – 6км). В обороне государства немалую роль играли также многочисленные укрепленные усадьбы булгарской знати (около 170 городов и городищ).

4) Религиозная элита (мусульманская, языческая, христианская). Принятие ислама в 922-923гг. способствовало приобщению Волжской Болгарии к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо постепенно стало заменяться арабским, открывались начальные школы и медресе. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения. В Волжской Булгарии появляются собственные ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Создание «Истории Болгарии (Булгарии)» показывает о зарождении исторических знаний, а также потребности аристократии «знать свою историю».

5) Следует отметить и процесс, связанный с вовлечением мордовской, марийской, удмуртской, башкирской аристократии в сферу влияния Волжской Болгарии (Булгарии). Например, дочь царя Алмуша была замужем за военачальника Этрека, сына Катагана.[11] А.Х.Халиков отмечает, что в X веке мордва была втянута в сферу экономического и политического воздействия Булгарского государства. Ряд товаров булгарского экспорта – лисьи и бобровые меха,мед, рыба – поставлялись мордовским землям. Часть из них шла в качестве дани, но и не исключено и начало развития между мордвой и Булгарией товарно-денежных отношений, о чем свидетельствуют найденные в мордовских землях восточные дирхемы, в том числе чеканные в городах Булгаре и Суваре.Исследователи отмечают, что находясь территориально между болгарами и русскими, и став ареной борьбы между ними, мордовские племена оказались в незавидном положении. Часть их была вынуждена войти в вассальные отношения к русским княжествам, часть – к Волжской Булгарии. Именно сложившаяся историческая обстановка с самого начала предопределила поведение мордовских князей.


В начале XIII века среди части мордвы образовалось полупатриархально-полуфеодальное государство, точнее объединение, во главе которого стоял князь Пургас. На основании изучения географической топонимики, можно предполагать, что летописная «Пургасова волость» была районом преимущественного расселения эрзи и зависела от Волжской Болгарии.

Князь Пургас предпринимал непосредственное участие в походах булгарских феодалов против русских княжеств и той части мордвы, которая была в союзе с русскими князьями. Ипатьевская летопись свидетельствует, что Ярославу Мудрому приходилось вести борьбу с мордвой и не всегда успешно.

Представители мордовских, марийских знатных родов сотрудничали с аристократией Волжской Болгарии. Были случаи, когда болгарская знать выдавала своих дочерей за русских князей (Андрей Боголюбский). Были случаи, когда мусульманская элита участвовала в избиении болгар, христиан, например, Авраама Болгарского, Феодора.

Моголо-татарская агрессия вскоре изменила политическую, социально-экономическую ситуацию, а с нею и положение болгарской элиты. Следует сказать, что раскол на сторонников монголо-татар и сохранения независимости привел к поражению Волжской Болгарии. Часть болгарской элиты и войск встала на сторону монголо-татар. В.Д.Димитриев, В.Ф.Каховский, Г.И.Комиссаров, А.Х.Халиков отмечают, что болгары потеряли большое количество князей, сотников и десятников.

«Многие болгары избегшие, пришли в Русь, и просили, чтобы им дали место. Князь великий Юрий вельми рад сему был, и повелел их развести по городам около Волги и в другие». Очевидно, тогда и появились села с булгарскими выходцами около Костромы и еще выше по Волге, в частности, в Новоторжеской земле под Тверью. Вероятно, во Владимере нашел убежище и один из болгарских царевичей – эмир Гата, принявший там, в 1237г. крещение и заложивший в основу рода князей графов Зубовых».[12]

Таким образом, следует отметить:

1. 30 % населения было убито татарами;

2. До 30 городов и городищ было уничтожено и сравнено с землей;

3. Болгарская аристократия оказалась в страшной ситуации: одна часть покорилась татарам, часть убежала на Русь и приняла христианство, третья часть ушла в Горную сторону и четвертая – была уничтожена.

В условиях Волжской Болгарии, где этнообразующей основой были болгары, сувары. Они говорили на древнечувашском (болгаро-огурском) языке. Была общая этнокультурная общность, религиозная терпимость. По нашему мнению, древнеболгарская цивилизация находилось на фазе «расцвета», но после 13-летней войны Волжская Болгария в 1236г. была разгромлена. Болгар, Сувар, и другие города были разрушены. Начинается период геноцида и «смена цивилиза­ции».

Древнечувашская (болгарская цивилизация после) 1236 г. оказалась на краю гибели. Невзирая на геноцид, со стороны монголо-татар древнеболгарская цивилизация просуществовала до 1438 года, а в «расколотом» виде до 1552г.

Патриотически-настроенные болгары выступали не раз против ордынцев. Восстание за землю, за отечество продолжалось с 1240 по 1241 гг. Врагами было уничтожено за 10 лет войны более 30% населения (из 1,5 млн. человек). Второй геноцидный период начинается с 1361г. и длился до 1419г. За 60 лет было уничто­жено около 80 % болгарского населения, 32 города, 2000 населенных пунктов.

Чуваш­ский историк В.Ф. Димитриев в работе «Опустошение болгарской земли в конце XIV - начале XV веков» пишет, что в жестоком сражении, длившемся с 14 по 16 апреля, Тохтамыш потерпел поражение, имея огромные потери, и с остатками войск бежал в Болгарскую землю, к границам русских княжеств. Большинство войска Тохтамыша было взято в плен. Персидский автор Шериф-ад-дин Иезди сообщает, что «Тохтамыш-хан бросил ханство, дом и все, что имел, явное и скрытое, и, спаса­ясь за жизнь свою, с несколькими людьми ушел в сторону Булгара, в лесистую ме­стность. Победоносное войско (Тимура) в этой стороне реки дошло до того же мес­та, до которого оно в первом походе на Дешт добралось с той стороны реки и огра­било (все это). Место (же) это недалеко от «страны мрака». М.Г. Сафаргалиев за­ключает, что «войска Тимура и во втором своем походе, как и в первом, дошли до Булгар и «ограбили» все, что было восстановлено при монголах... Города Булгар, Жукотин, Керменчук и другие были, несомненно, разграблены и опустошены Ти­муром во время второго похода 1395 года». Автор ссылается и на многочисленные предания казанских татар, отраженные в «Повести о нашествии Тимура к болга­рам», «Сказании об Аксак Темиуре». В «Болгарских повествованиях» Хюсам-Эддина Болгарского (XVI в.) говорится, что Аксак Тимур «в три дня город Болгар обратил в ничто, как будто и не существовало его... Приказав разбивать каменные укрепления унпием (тараном), бросил их на дно Волги; велел у Бичуры-хана и две­надцати его визирей отрубить головы; девиц и женщин, подобных жемчужинам, обратил в рабынь, роздал начальникам войск; повесил тридцать шесть ученых на виселице, а в продолжение одной недели приказал разогнать уцелевший народ в разные стороны, наказав, чтобы они здесь не обитали». И все население разбрелось в северном, западном и восточном направлениях. В другом предании сообщается, что «город Булгар, имевший до этого десять тысяч двадцать четыре дома, был об­ращен в ничто и небытие: в мире осталось только одно имя его». В третьем преда­нии указывается, что в Болгарскую землю Аксак Тимур прибыл после взятия им Астрахани, т.е. во время похода 1395 г. Выводы М.Г. Сафаргалиева подтверждают и татарские источники XVII-XVIII вв., проанализированные М.А. Усмановым, Ар­хеологи считают, что город Биляр прекратил свое существование еще в 30-40 гг. XIV в. Однако татарские шаджара и в особенности чувашские исторические преда­ния говорят о взятии Аксак Тимуром Биляра. На сюжет преданий народным поэтом Чувашии Н.И. Полоруссовым-Шелеби написана лиро-эпическая поэма «Взятие Ак­сак Тимуром Биляра». Оставив Болгарскую землю, Аксак Тимур разрушил город Укек, разорил юго-западные улусы по Дону, Днепру, в Крыму (г. Кафу), откуда на­правился в Рязанскую землю, где также причинил много ущерба. Спустившись на Северный Кавказ, войско Тимура разграбило здесь населенные пункты и крепости затем - Астрахань, сожгло г. Сарай, разрушило другие города. Нетронутым остался только Мангитский Юрт Едигея. Весной 1396г. войско Тимура ушло в
Иран.

В 1395 г. Тохтамыш попытался удержаться в Болгарской земле, также разо­рял ее, собирал с местного населения «золото, серебро и дары многие, чтобы призвать «татар отовсюду к себе», предпринял поход в районы, расположенные север­нее нижней Камы. Затем, собрав татарское войско, он удалился в Крым.

В 1399 г. князь Семен Дмитриевич Суздальский привел и Нижний Новгород ханыча Ентяка с тысячью татар, которые разграбили город. Московский великий князь Василий Дмитриевич, узнав об этом, в отместку почему-то направил боль­шое войско во главе со своим братом Юрием Дмитриевичем не против Ентяка, а в Болгарскую землю. Русские воины, не встретив никакого сопротивления и проти­водействия со стороны болгар, заняли города «Болгары Великие», Жукотин, Ка­шан, Керменчук» и всю землю их повоева, и много Бесермень и Татаръ побита... и воевавъ три месяца, възвратися съ великою победою и съ многою корыстию въ землю Русскую». Ограбить обессилившийся, накануне разграбленный и жестоко побитый Аксак Тимуром болгарский народ и заявлять о великой победе над ним не стоило никакого труда. Это событие лишь свидетельствует о том, что к концу XIV в. еще не все население Болгарской земли было истреблено, уведено в плен и сбе­жало в северо-западные, северные и северо-восточные лесные районы.

Процесс «смены» цивилизации можно изложить. Этапы:

1. Латентный (скрытый) этап развития татарской цивилизации начинается внутри древнечувашской (болгарской) цивилизации с 1236 г. (после та­таро-монгольской агрессии и уничтожения 30 % болгарского населения в течение 10-летнего геноцида населения Волжской Болгарии).

2. Второй этап (обвального кризиса) начинается в годы управления Золо­той Ордой Болгарскими землями. Хаос начинается с 1361 г. походом Булат Тимура и уничтожением г. Болгар и части населения и длится до 1419 г. В течение 60 лет войсками Тамерлана г. Болгар был уничтожен в 1391,1395 гг., а до 1419г. всего было истреблено более 80 % болгарско­го населения, около 170 городов и 2000 населенных пунктов. Обвальный кризис длился с 1361 по 1419г. Внутри болгарского общества шла борьба двух цивилизаций.

· С 1236г. эта борьба выражалась то в войнах-геноцидах против болгар-чувашей, то в экономическом прогрессе (сер. XIV - строительство г. Болгар) - восстановлении былой экономической, торгово-ростовщической мощи болгарской цивилизации.

· С 1236г. в латентный период, татарская цивилизация накапливала «предпосылки» для смены древнечувашской цивилизации (скрытно). Не сумев победить болгарскую цивилизацию в скрытной (внутренней) борьбе, татарская (скрытая) цивилизация навязала внешнюю борьбу.

Не сумев победить в войнах с 1236 по 1361г., татарская кочевая цивилиза­ция, используя идею независимости, Булат Тимур, стала закрепляться в госструк­турах Болгарской земли.

Хаос (этап обвального кризиса) был навязан в плане смены парадигм древ­нечувашской (болгарской) цивилизации.

Древнечувашская цивилизация в условиях обвального этапа вытеснялась, истреблялась, ассимилировалась, принуждалась.

Этот процесс шел с 1236г. до образования Казанского ханства (1438/45 п.). Именно в ходе второго этапа (хаоса) татарская цивилизация достигла наибольших успехов в процессе «смены цивилизаций».

Произошли:

1) Интеграция «накопившихся предпосылок» смены цивилизаций;

2) Закрепление новой татарской цивилизации (произошла трансформация);

3) Формирование новых (татарских) социальных слоев;

4) Закрепление ассимиляционного процесса болгарского населения;

5) Укрепление процесса религиозной дифференциации населения;

6) Ускорение процесса этноязыкового (этнокультурного) вытеснения болгаро-чувашей с Центральной Болгарии;

7) Выдвижение новых татарских лидеров;

8) Закрепление процесса рекрутирования прототатарской и происламской элиты из болгар, марийцев, мордвы и т.д.

3. Третий этап - патовая ситуация. Для этого этапа характерны:

· Дальнейшее поглощение болгарской цивилизации.

· Депрессия в экономике, хозяйстве (спад и войны завершились).

· Дальнейшая перестройка татарской цивилизации и трансформация болгаро-чувашей (уход).

· Осознание болгарским обществом утери своего языка, территории, элиты, культуры, военно-политической и социально-экономической силы.

Четвертый этап – завершение переходного (трансформационного) периода – начинается с образования Казанского ханства (1438/45гг). Ряд историков считает, что переход и Сродное Поволжье орды Улу-Мухаммеда не повлек за собой сущест­венных изменений и этническом плене и население и «основной своей массе оставалось оборигенного болгарского происхождения». М.И. Ахметзянов называет болгар «коренным населением Казанского ханства». Р.Г. Фахрутдинов, ранее также придерживавшейся этой точки зрения, и последних своих работах отмечает приход и середине XV н. и Среднее Поволжье солидного количества татарского населения, сыгравшего большую роль и окончательном формировании народности казанских татар.

По Н.Я. Данилевскому главная задача любой цивилизации - уничтожить ядро:

· политическую независимость;

· этноязыковую самобытность;

· духовную самобытность.

Следует добавить четвертый пункт – уничтожение аристократии (элиты) покоренного народа.

Выводы

1. Находясь и управляя различными государствами, проточувашская аристократия постоянно менялась;

2. На всех этапах истории проточувашской аристократии приходилось воспринимать различные религиозные традиции: язычество, христианство, ислам и вновь язычество в условиях «смены» цивилизации;

3. Наиболее геноцидная история, как для аристократии, так и населения оказались годы существования Золотой Орды и Казанского ханства;

4. Болгарская аристократия (элита) подвергалась ассимиляции, уничтожению и выдавливанию со стороны монголо-татар;

5. Раздробленность чувашской аристократии (элиты) наблюдалась на всех периодах чувашской истории.

6. Чувашская родовая аристократия была уничтожена в ходе Петровской модернизации по мере формирования российской цивилизации.

7. Элита, которая стала формироваться из чувашского народа в условиях Яколевского национального Возрождения, способствовала созданию Чувашской автономии (20г. XX в.)

8. Чувашская элита, к сожалению, крайне плохо знает родной язык, свою историю и культуру.

9. Чувашская бюрократия (административная элита) не желает помогать своей научной и творческой интеллигенции в деле сохранения национального самосознания, здание книг по истории и культуре своего народа.

10. Новая элита стремится дистанцироваться от народа путём заключения браков с представителями русского этноса.

Литература

1. Г.И.Комиссаров. О чувашах / Комиссаров Г.И.-Чебоксары. 2003. - С.41

2. Крадин Н.Н. Империя хунну / Н.Н.Крадин –М., 2002. – С.143

3. Крадин Н.Н. Империя хунну / Н.Н.Крадин – М., 2002. – С.146

4. Крадин Н.Н. Империя хунну / Н.Н.Крадин – М., 2002 – С.147

5. Крадин Н.Н. Империя хунну / Н.Н.Крадин – М., 2002. – С.148

6. А.В.Гадло. Этническая история Северного Кавказа в IV-Xвв./ Гадло А.В.-Л.,-1979-с.118-119

7. Плетнева А.С. Кочевники Средневековья: поиски исторических закономерностей./ А.С. Плетнева –М., 1982 - .С. 30-31

8. Плетнева А.С. Кочевники Средневековья: поиски исторических закономерностей./ А.С. Плетнева –М., 1982 - .С. 33-34

9. Учебное пособие. Российская история с древнейших времен до начала XVI века / - М., 2005- С.32

10. Учебное пособие. Российская история с древнейших времен до начала XVI века / - М., 2005- С.220

11. Путешествие Ибн-Фадлана. - М.,- Казань – 1992 – С.24

12. А.Х.Халиков. Моголы, татары Золотой Орды и Булгарии/ Халиков А.Х. – Казань – 1994 – С.36


Комментариев нет: