07 марта 2011

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЗЕМЛИ ПРОТОЧУВАШЕЙ В УСЛОВИЯХ «СМЕШЕНИЯ» НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЗЕМЛИ

ПРОТОЧУВАШЕЙ В УСЛОВИЯХ «СМЕШЕНИЯ»

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Древнечувашская цивилизация прошла стадию генезиса (рождения)в условиях Империи хунну. Л.Н. Гумилев отмечал, что чуваши – это остатки хунну, конечно такое однобокое утверждение не соответствует исторической действительности. Оногуры (болгары) входили в состав Империи хунну. Хунну находилась на стадии кочевого быта. Для болгар (проточувашей) первичной формой патриотизма был «патриотизм рода, племени». По мере формирования государства, культуры, языка закрепляются географические и этнокультурные границы. Культ предков трансформируется в «культ земли», «культ императора». Военные походы «вырывали» из общества до 200-300 тыс. мужчин – воинов, которые участвовали в различных набегах на Китай и Запад.

Кочевой быт доминировал у проточувашей до их переселения на Северный Кавказ в конце II – начале III вв.

На Северном Кавказе проточуваши (болгары и сувары) входили в империю Аттилы до 453 г., а затем в Западнотюркский каганат. В 635 году под главенством болгар было сформировано государство Великая Болгария, после 60 г. VII в. Суварское царство в составе Хазарского каганата (651 г.)

Аттила – вождь гуннского союза племен (с 434), вторгшихся из-за волжских степей в Паннонию (современная Венгрия).

В начале правил союзом совместно со сводным братом Бледой. В 445 г. Убил его, а сам утвердился во главе гуннов. В период правления Аттилы союз гуннов достиг наивысшего могущества.

После возвращения из Рима Аттила предпринял длительную поездку по своей стране и начал глобальную реформу в и Гуннии. Аэций писал: «Аттила улучшил связь между прикаспийскими степями и Дунаем, чтобы облегчить поставки продовольствия с востока на запад государства…, отныне ветчина и рис регулярно доставлялась из Азии до берегов Рейна. Он организовал стратегические и административные центры вдоль главных дорог, помогал населения развивать сельское хозяйство и промышленность везде, где это было возможно. Аттила наладил производство высококачественного вооружения, с применением восточной и западной технологий (в том числе – железных панцирей, которых мы не имеем!). В 420 году он «исчез» за пределами известного римлянами мира…Что могли делать наши шпионы? Они докладывали об удивительных вещах: конница Аттилы, за которой они следовали в течение 15 дней в совершенно неизвестных римлянах землях, исчезает в тумане среди безымянных вершин. Спустя много месяцев она возвращается как из небытия, чтобы следовать в другом направлении – вслед за солнцем».

Первый «пробный» поход на Восточную Римскую империю Аттила совершил еще со своим братом в 443 г. Поход был удачен, и спустя четыре года, уже будучи единоличным правителем, Аттила вновь двинул свои войска на империю. Его воины разорили Фракию, Иллирию и Нижнюю Мизию – практически всю северную часть Балканского полуострова. Они дошли до стен Константинополя – столицы Восточной Римской империи. Восточноримский император Феодосий. Он отдал Аттиле нижнедунайские земли – Дикию Прибрежную – и обязался выплатить гуннам в качестве годовой дани 2100 фунтов золота. Имперская казна с огромным трудом сумела собрать такие гигантские по тем временам деньги.

Гуннское войско было преимущественно конным и обладало большой мобильностью. Кроме этого, каждый всадник был вооружен полутораметровым луком, обладавшим большой поражающей силой. Всякий бой гунны начинали внезапно, атакуя противника на полном скаку и засыпая неприятеля сотнями стрел. Так что к моменту начала рукопашной схватки вражеское войско уже несло значительные потери от стрел варваров, а его боевые порядки были расстроены. Планируя боевые операции Аттила умело использовал особенности местности. К примеру, часть воинов он отправлял на возвышенность, откуда они начинали обстреливать вражескую армию. Солдаты противника поднимали щиты, спасаясь от стрел, а в это время другой отряд гуннов нападал на них спереди, расстреливая в упор не прикрытых щитами людей.

Аттила совершил ряд опустошительных походов на территории Восточной Римской империи (443, 447-448 гг.), в результате которых покорил ее провинции Иллирию и Фракию (северную часть Балканского полуострова), дошел почти до Константинополя и обложил ежегодной данью византийского императора.

В 451 г. вторгся в Галлию, входившую в состав Западной Римской империи. На Каталаунских полях у Шалона на реке Марна в том же году произошло сражение войск Аттилы против объединенных сил римлян и германских племен, которое закончилось поражением гуннов. Аттила отступил за Рейн. В 452 г. он предпринял новый поход, опустошил Северную Италию, подошел к Риму, но не взял его и, ограничившись выкупом, отошел в Паннонию.

Отличительная особенность походов Аттилы – использование маневренных возможностей конницы. Аттила стал императором в 40-летнем возрасте после смерти дяди. Под главенством Аттилы в его империи было объединено до 45 – 50 различных народов. В 445-453 гг. под предводительством Аттилы гунны и их союзники завоевали Германию, Францию, Северную Италию, наложили дань на Римскую империю. «Имя Аттилы завоевало себе место в истории… рядом с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря», - отмечал А. Тьерри. Империя Аттила было государством – федерацией 50 народов. Проточуваши (болгары и сувары) участвовали в различных военных походах.

Существовал «культ предков», «культ земли», «культ вождя». Говорить о патриотизме в условиях военного государства будет не верным, не было фиксированных географических и этноязыковых границ, но «патриотизм земли» вероятнее всего был. Отечество в ходе постоянных нашествий и походов было заменено «отцовскими богами». Боги (Тентриханство) тюрское язычество стало основой религиозного понимания патриотизма.

С появлением Волжской Болгарии утверждением своего болгарского кагана (и своего этноса) Кубрата зарождается «патриотизм земли (общего государства, своего этнокультурного государства)».

Каган Кубрат. Относительно даты его рождения ведется споры: либо 605 г., либо 607 г. Умер в 660 г. Жена была гречанкой. Ее звали Евдокия. После смерти его труп был сожжен. Существует две точки зрения на происхождение Кубрата: 1) Азиатский варвар 2)Цивилизационный аристократ (имел тонкие пальцы, играл на различных музыкальных инструментах, знал греческий язык). В малолетстве принял христианство. Его опорой становится родовая аристократия.

Великая Болгария где этнообразующей основой были проточуваши и ираноязычные народы, а также Суварское царство в составе Хазарского каганата оставили для нас ряд документов и легенд. Легенду (история болгар и сувар) об Улыпе (Олыпе) можно изложить в цивилизационном процессе (циклах развития):

Цивилизационные циклы:

1. Рождение (Улыпа);

2. Рождение (сыновей Болгара и Сувара);

3. Смерть Улыпа;

4. Переселение (рост);

5. Рождение на Средней Волге.

В этой легенде показан путь болгар и сувар, который они проделали от Северного Кавказа до Среднего Поволжья. «Сыновья Улыпа пошли со своими стадами на север. Вскоре им преградили путь горные люди, но они отбились и через три дня пришли к большой реке, впадающей в море. Они называли эту реку Атыл – Волга – и берегом пошли дальше. … Ровно через семь лет они пришли на то место, о котором говорил отец: здесь в Атыл вливалась другая великая река. Младший сын Улыпа поселился между реками, старший сын занял правый берег Атыла, вплоть до того места, где впадает в нее тихоструйная Сура».Следует отметить, что суварская летопись об Улыпе – это возможный вариант об Алп-Илитвере (Улып – Эльтебере). «По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, с Арамазейских гор спустился Улып-великан. Его послал на нашу землю бог-громовержец Аслати, чтобы творить добро. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Спустившись с гор, Улып увидел в долинах многочисленные стада. Улып забыл наказ отца Аслати, отобрал у людей скот и разорил их жилища. Выбрав самую красивую девушку, женился на ней и стал жить хозяином всех богатств здешней земли. В весенний праздник Калама она умерла. Улып погоревал, погоревал и пошел искать себе новую жену в родных горах Арамази». Так как сувары проживали на Северном Кавказе, то, следовательно, в легенде говорится о горах Арамазейских, такие горы существуют в Армении. Алп-Илитвер посещая Армению, женился на христианской принцессе из Албании, это соседняя страна с Арменией. Летописец был языческим жрецом, он вкладывает в уста Улыпа слова «вместо добра сеял зло», в 682 г. Альп-Илитвер принял христианство, по мнению язычника, приняв христианство, Улып «сеял зло».

Арабы, неоднократно нападая на хазар и сувар, грабили города, жгли поселения, вытаптывали нивы и виноградники, угоняли скот, население забиралось в плен. Поэтому началось переселение сувар.

Ш.Ф. Хузин в работе «Ранние булгары и Волжская Булгария (VIII – начало XIII в.)» отмечает, что после крупного поражения Хазарского каганата от арабов в 737 г. значительная часть болгар ушла в Среднее Поволжье. [1]

Роль хазар (в их составе и сувар) в истории была прогрессивной. Они остановили натиск арабов, открыли двери византийской культуре, поддерживали порядок и безопасность в прикаспийский и причерноморских степях, что дало мощный толчок для развития экономики, культуры, религии и обусловило заселение суварами и болгарами Среднего Поволжья.

Таким образом, постоянная военная опасность (набеги арабов) гибель укрепленных городов Суварского княжества заставило сувар покинуть территорию Северного Дагестана и переселились в Среднее Поволжье, где уже проживали родственные им племена.

По легенде об Улыпе мы видим «культ воина». Болгарские легенды отмечают «культ всадничества». Таким образом, в легенде мы видим:

1. Запрятанная история проточувашей (1200 летний отрезок). «Однажды старший сын охотился и забрел на другой берег. Там он увидел поле, сплошь покрытое желтыми колосьями. Он спросил у людей, которые работали на этом поле, кто они и что делают.

Мы – русские, убираем созревший хлеб,- ответили ему.

С тех пор сын Улыпа сам начал корчевать леса и очищенные места засевать рожью.

Когда во время пашни в лапти набивалось много земли, великан снимал их и вытряхивал. На этих местах образовались большие ли, малые ли холмы, которые и по сей день зовутся Землей Улыпа.

И весь день народ ведет свое происхождение от племени Улыпа».

2. Собирательный образ Улыпа – это царь, каган, хан, объединитель болгар и сувар. Вариант Алп-Илитвер – царь Суварский, правил до 683-685 гг. принял в 682 г. христианство.

3. «Культ всадничества», «культ вождя».

В «Истории авган» принятие христианства знатью сувар описано так: «Отделяя все примеси нечистой отеческой религии, он препятствовал поклонению другим богам, а поклонялся живому Богу, Творцу неба и земли, Сыну единородному, и Духу единосильному. Отделяя все примеси зла от души своей, как новорожденное дитя жаждал он несмешанного молока, в разных местах он строил церкви и увеличивал почет священников Божьих. Епископ приказал срубить старейшину и так сказать мать высоких деревьев, которым приносили жертвы во имя суетных идолов и которым многие поклонялись в стране Гуннов. Князь и дворяне почитали его спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ. Этим высоким густолиственным дубам поклонялись, как скверному идолу Аспандиату, принося ему в жертву лошадей; кровь их поливали вокруг деревьев, а голову и кожу вешали на сучья деревьев. Когда жрецы-чародеи, колдуны и знахари услышали, что он приказал срубить громадное исполинское дерево, которое всех соблазнило и сокрушало, то они подняли вопль, рвали волосы и громко восклицали к князю Гуннов и к вельможам страны. Они говорили: «Как вы, зная, можете и смеете делать то, что противно нам, и враг богов наших вместе с вами срубает то дерево. Почему вы слушаете его и внемлете ему; разрушаете, разоряете, грабите капища кумиров наших, которых поставили отцы ваши, и вся страна наша поклонялась до сих пор, и получила благие дары от идолов, капища от поклоняемых деревьев. Изобилие народа страны нашей делала о вас сильными и победоносными в войнах с врагами нашими. За кого же вы теперь почитаете его, что слушаетесь словам его, и даете ему право истреблять, разрушать и разорять капища богов наших? Когда вы поклонялись деревьям во имя исполинского имени храброго Спандиата и приносили им жертвы, не получали вы разве всего, чего просили? Вы получали блага: он исцелял больных, возвышал неимущих и нищих; мы силою их наводили вам во время знойной засухи и сильных жаров дожди, которые прохлаждали жар знойный, освежали растения и зелень, и созревали плоды в наслаждение и пищу вам. Также мы успокаивали вас на счет сильных дождей, небесных сверкающих явлений облаков и грома. Теперь же хотя вы и верите другим его заблуждающимся словам, и поклоняетесь Богу, о котором он проповедует, однако оставить и опровергать настоящих богов ваших, которым поклонялись выи отцы ваши, не следует и не должно вам бросать их, отрекаться от них и предавать их в руки его, чтобы он раздробил их под ногами. Но вы им тоже поклоняйтесь, чтобы они в гневе не нанесли стране нашей великих и жестоких ударов. Кто дерзнет приблизиться и дотронуться до тех мест., где построены и утверждены капища исполинского Аспандиата или к прекрасному дереву, хранителю и защитнику страны нашей? Ибо те, которые по незнанию брали от того дерева или падшие ветви, или сучья для своих нужд, то оно наказывало их страшными муками, бешенством, даже смертью, и истребляло дом и род их. Ему ли теперь дотронуться и срезать его; или разрушать капища наших богов? Мы знаем, если он будет упорствовать и приблизиться к нам, то они накажут его
страшными недугами, даже лишат его жизни». [2]

Выводы

1. У сувар существовала сильная жреческая каста, которая трансформировала богов ираноязычных народов Северного Кавказа (Аспандиата) в плане суваризации;

2. Процесс присвоения иранского бога Аспандиата проточувашам (суварами)- это способ патриотизации богов, приспособления к новой земле (патриотизм земли). Боги новой земли (Северного Кавказа) присваивались для пользы сувар. Такой путь упразднял этнограницы. «Прекрасное дерево дуб» становился общеэтническим символом народов Северного Кавказа.

3. «Патриотизм земли» становится патриотизмом всего «общего государства».

4. Алп-Илитвер и его сыновья вынуждены были поставлять арабам партии невольников. Кроме этого суварам приходилось поставлять для исламских войск продовольствие (зерно, мясо, вино)

В этих условиях после 737г. суварские князья на сходе приняли решение об уходе болгар и сувар в Среднее Поволжье, где уже с конца VII в. проживала часть болгар и сувар. Переселенцы принесли с собой знания о строительстве, военном деле. Переселенцы принесли и свою веру – Тегриханство, христианство, а часть и мусульманство. Именно патриотизм земли помог восстановить Волжскую Болгарию, которая стала наследницей Великой Болгарии на Северном Кавказе.

Литература

1. Хузин, Ф.Ш. Ранние булгары и Волжская Булгария / Ф.Ш. Хузин - Казань, 2006 – С. 35

2. Тафаев, Г.И. Введение в чувашскую историю / Г.И. Тафаев – Чебоксары, 2002 – С. 44-52

Комментариев нет: