07 марта 2011

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА РОДА И ПЛЕМЕНИ В ИМПЕРИИ ХУННУ

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА РОДА И ПЛЕМЕНИ

В ИМПЕРИИ ХУННУ

Цивилизационные этапы. Древнечувашская (древнеболгарская) цивилизация в своем развитии прошла ряд этапов:

а) языческо-христианский (Северный Кавказ);

б) языческо-мусульманский (Волжская Болгария);

в) мусульманско-языческий (с 1236 г. Золотая Орда и Казанское ханство);

г) православный (с 1551 г. в составе России).

Как видно при изложении данных этапов парадигмой для нас служит релиия. Цивилизационные матрицы любой цивилизации по утверждению О. Шпенглера[1], А. Тойнби[2], С.П. Хантингтона[3] – это религия.

Поэтому, мы в основе цивилизационных этапов древнечувашской истории положили «кирпичики» (модули) цивилизаций. Как мы знаем, «кирпичики» (матрицы) цивилизаций являются элементами и патриотического воспитания.

Этнорелигиозная, этнопсихологическая, этноязыковая, этнокультурная среда влияет на формирование патриотического сознания.

2. По моему мнению, у древнечувашской цивилизации существуют трансформационные эпохи:

а) алтайский (до I в.);

б) северо-кавказский (со II в. по 40-50-е гг. VIII в.);

в) волжско-камский (40-50-е гг. VIII в. по 1236 г.);

г) ордынский (с 1243 по 1552 гг.);

е) российский (с 1551 г.).

Древнечувашская цивилизация шла по пути трансформации: социально-экономической, военно-политической, этнокультурной, религиозной, территориальной, антропологической.

Трансформация:

1. Преобразование;

2. Превращение;

3. Изменение свойств, при помощи трансформации;

Суть теории трансформации:

а) невозможность использования старых механизмов в развитии общества;

б) внедрение новых (инновационных) методов управления и т. д.;

в) глубина преобразований;

г) хронологическая удлиненность.

Мы говорим о понятии патриотизм, как «культ земли», который существовал в государствах:

1. Империя хунну;

2. Империя Аттилы;

3. Западнотюркский каганат;

4. Великая Болгария;

5. Суварское царство в составе Хазарского каганата;

6. Волжская Болгария;

7. Золотая Орда;

8. Казанское ханство;

9. Россия.

Был ли догосударственный патриотизм у древних чувашей (болгар, сувар)? У чувашей (до сер. XIX в.) сохранялся культ почитания предков (культ предков). Тюркское язычество болгар и сувар в Империи хунну доминировал.

Основа любой цивилизации – это этнос, культура, менталитет, духовно-нравственные ценности. Болгары всегда были любознательны. Болгарин, как человек Востока, имел склонность к размышлению, он созерцал и думал. У него имелась внутренняя любовь к природе. Таким образом, истоки духовно-нравственных ценностей чувашской цивилизации находятся на Востоке.

Чем же отличается Восток от Запада?

1. В устойчивости Восточной цивилизации состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т. д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации: они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по мнению Н. Я. Бичурина – одного из крупнейших востоковедов, «нашествия «варваров» не только не уничтожили китайское государство, но даже прервали его существования… И даже в северной части страны, где образовались «варварские» королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими», превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения в обществе не происходили, основы восточной цивилизации оставались незыблемыми.

Таким образом, чувашская цивилизация имеет свои специфические черты Востока:

Черты

Востока

устойчивость

консерватизм

послушание

патриархальность

2. Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество не утеряло связи с природой.

3. Третьей особенностью является приверженность традиций.

Таким образом, все традиции Востока сохранились в чувашском народе:

1. Устойчивость (консерватизм);

2. Связь с природой;

3. Приверженность традициям;

4. Послушание (исполнительность).

Праосновой патриотизма является уважение родителей или «культ предков». Эти элементы у чуваш сохранялись долгое время. Почему? Древнечувашская цивилизация часто перемещалась.

Чувашский край Волжская Болгария

Великая Болгария Империя хунну

6 5 4 3 2 1

Подпись: Волжская БолгарияПодпись: Золотая ОрдаПодпись: Казанское ханствоПодпись: Чувашская РеспубликаПодпись: Империя Хунну (Алтай)Подпись: Великая Болгария (Северный Кавказ)Территория и государства менялись, постоянно происходило территориальное сокращение расселения проточувашей (болгар и сувар).

1) до I в. хронология (более 1500 лет, алтайская эпоха);

2) северо-кавказская эпоха (около 800 лет);

3) волжско-камская эпоха (500 лет);

4) ордынская эпоха (316 лет);

6) российская эпоха (около 500 лет).

Как видно из хронологии существование этих государств государственный патриотизм не мог сформироваться быстро. Поэтому «культ предков», как форма «проточувашского патриотизма», сохранялся так долго (до середины XIX в.). На первой стадии (кочевой) проточувашским патриотизм ограничивался рамками рода или племени. Лев Гумилев о хунну пишет: «В эпоху Модэ хуннский род был патриархальным, т. е. дети принадлежали к роду отца, а не матери. Вдова старшего брата становилась женой младшего, который был обязан о ней заботиться, как о своей любимой жене. Круговая порука рода подразумевалась как обязательное условие. Это видно из того, что за преступление, совершенное одним членом семьи, несла ответственность вся семья. Эти черты показывают, что род был крепок и отнюдь не разлагался. С отцовским родом всегда бывает связана экзогамия, и у хуннов она налицо, так как жен полагалось брать исключительно из чужого рода, что видно на примере брачного права шаньюев».[4]

Кочевой образ жизни был присущ хунну. Л. Н. Гумилев далее пишет: «Китайская история сохранила описание жизни ху, предков хуннов, в доисторический период их жизни. Это тем более интересно, что в этом описании ху мало похожи на исторических хуннов по социальному строю, но близки к ним по бытовым черточкам.

В древности, по-видимому, никакого государственного устройства у хуннов не было. Отдельные семьи кочевали по степи со стадами, состоявшими из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и в меньшей степени верблюдов и ослов.

Кочевой быт отнюдь не предполагал беспорядочного блуждания по степи. Кочевники передвигались весной на летовку, расположенную в горах, где пышная растительность альпийских лугов манила к себе людей и скот, а осенью спускались на ровные малоснежные степи, в которых скот всю зиму добывал себе подножий корм. Места летовок и зимовок у кочевников строго распределялись и составляли собственность рода или семьи. Так было и у хуннов».[5]

Таким образом, по мере «оседания» проточувашей происходит переход к «земледельческой культуре», а с нее и формируется «патриотизм земли» и государства, формирование государства трансформирует патриотизм рода, семьи, в патриотизм земли. Этот процесс в хунну начинается с приходом к власти Модэ (219 г. до н. э.). Шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы обеспечить престол любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим – Модэ и отдал его в заложники юэчжам. Напав на последних, Тумань надеялся, что они убьют его сына. Но Модэ оказался человеком решительным. Ему удалось похитить у юэчжей коня и вернуться к отцу, о предательстве которого он, конечно, знал. Тумань, искренне восхищенный удалью Модэ, не только не убил его, но дал ему в управление тюмень, т. е. 10000 семейств. Модэ немедленно начал обучать военному делу свою конницу и научил ее пользоваться стрелой, издававшей при полете свист. Он приказал всем пускать стрелы лишь вслед за его свистящей стрелой; невыполнение этого приказа каралось смертной казнью. Чтобы проверить дисциплинированность своих воинов, Модэ пустил свистящую стрелу в своего аргамака и не выстрелившим в великолепного коня приказал отрубить головы. Через некоторое время Модэ выстрелил в свою красавицу-жену. Некоторые из приближенных в ужасе опустили луки, не находя в себе сил стрелять беззащитную молодую женщину. Им немедленно были отрублены головы. После этого Модэ на охоте направил свистящую стрелу в аргамака своего отца, и не было ни одного уклонившегося. Увидев, что воины подготовлены достаточно, Модэ, следуя за отцом на охоту, пустил стрелы в отца.[6]

Например, Н. Н. Крадин отрицая убийство отца (Тоуманя) сыном, отмечает, что неправдоподобен факт отцеубийства. В истории кочевого мира в борьбе за престолонаследие часто встречались случаи убийства братьев, кузенов, дядей и других родственников с последующей узурпацией престола. Практически все основатели степных империй были узурпаторами автократами, которые пришли к власти путем насилия. Но вот отцеубийство (особенно в той форме, как это было изложено Сыма Цянем) больше характерно для фольклора, чем для реальной истории кочевников Центральной Азии. [7]

Все ученые приписывают слова: «земля – основа государства» шаньюю Модэ (Н.Н.Крадин[8], В.Ф.Каховский)[9]. Таким образом, «патриотизм земли» и патриотизм государства (отчизны) можно отнести к императору хуннского государства Модэ. В эпоху хуннской империи формируется «культ земли», культ императора-шаньюя, «культ воина» (патриотизм воина). В хуннском обществе сохраняется «двойной патриотизм».

кочевая стадия

земледельческая культура

род, племя, родители

родная земля, язык, культура

Языческая

религия

Языческая

религия

Культ предков трансформируется в культ вождя (шаньюя).

Во главе хуннской державы стоял шаньюй, что в переводе означает «величайший» (чувашский востоковед Н.Я.Бичурин родился в селе Акулево, в 1777г., умер 1853г. в С-Петербурге). Само название показывает, что это не царь, противопоставленный подданным, а первый между равными прочими старейшинами, власть которого отнюдь не абсолютна.

В. С. Паскин подробно проанализировал китайские источники и выявил обширный круг обязанностей шаньюя:

1) Шаньюй являлся верховным правителем Хуннской империи, представлял империю в политических и экономических отношениях с другими странами и народами. В его компетенцию входило объявление войны и мира, заключение политических договоров, право получения «подарков» и дани и их редистрибуция, заключение династических браков и т. д.

2) Шаньюй был верховным главнокомандующим империи. Он определял военную стратегию, назначал командующих крупными воинскими подразделениями, поручал им ведение военных кампаний, а также нередко лично руководил наиболее крупными военными операциями.

3) Шаньюй являлся верховной судебной инстанцией, принимавшей окончательные решения по самым спорным или наиболее важным вопросам.

4) Шаньюй выполнял высшие жреческие функции: он проводил религиозные обряды, обеспечивал подданным покровительство со стороны сверхъестественных сил[10]

Первоначально шаньюй был как будто выборным. Но институт избрания имел лишь условное значение. Главной формой передачи власти было завещание, хотя, чаще всего, шаньюй передавал престол сыну.

Шаньюй дважды в день совершал официальные поклонения солнцу и луне.

Изучая хуннское общество, можно увидеть:

1. Наличие императора;

2. Аппарат управления;

3. Существование законов;

4. Существование армии;

5. Объединительная религия - язычество.

Л. Н. Гумилев отмечал в работу « Хунну», и (шаньюй) мог делать все, что не противоречило интересам его рода.

Система чинов. Аппарат управления у хуннов был чрезвычайно громоздок и сложен. Можно даже выделить несколько классов чиновников или, вернее, вельмож, разделявшихся на восточных и западных. Понятия «восточный» и «западный» значили также «старший» и «младший». Первый класс – чжуки-князь (слово «чжуки» означает «мудрый», отмечал российский исследователь Л.Н.Гумилев). Восточным чжуки-князем должен был быть наследник престола, но это правило часто нарушалось. Второй класс – лули-князь; третий – великий предводитель; четвертый - великий дуюй; пятый – великий данху. Эти высшие чины всегда были членами шаньюева рода. Все они не имели родовых потомственных уделов, но получали их вместе с занимаемой должностью. При повышении менялся удел соответственно степени родства с шаньюем. Принцы крови занимали свои посты исключительно по признаку аристократизма. Признак этот далеко не всегда совпадал с талантом и пригодностью. Поэтому наряду с аристократией крови существовала аристократия таланта, служилая знать (не родственники шаньюя). Название их было «гудухэу», они были «помощниками» высших вельмож и выполняли всю работу по управлению. Подобно высшим вельможам, они были связаны не с отдельными родами, а с центральной системой управления. Все вельможи имели личные дружины: «высшие – по 10 тыс. человек, а низшие – по нескольку тысяч. Кроме 24 вельмож, была родовая знать: князья, связанные с родами, своеобразные начальники кланов. Таковы были Хучжюй и Хуньше – князья, кочевавшие в предгорьях Алашаня, Сижу, Гуси – на восточной границе и другие.

Итак, мы установили три категории хуннской аристократии: принцы крови, служилая аристократия и родовая знать. С такой мощной силой шаньюи были вынуждены считаться, так как обходиться без нее они не могли. Вельможи и старейшины опирались не только на традиции, но и на свои дружины, и часто шаньюи ничего не могли поделать с неугодными им князьями. Это, конечно, отчасти связывало руки правительству, так как ограничивало власть шаньюев и мешало им превратится в деспотов. Из приведенных материалов видно, что хуннская «держава» по существу была олигархией, возникшей в условиях патриархального рода.

Воины. Реформы Модэ превратили патриархальное племя хуннов в военную державу Хунну. Каждый хунн стал воином, имел начальника и был обязан строго подчиняться ему. Однако старая родовая система не была нарушена, и во главе боевых подразделений стояли не выходцы из низов, как случалось позднее у монголов при Чингис-хане, а принцы крови и родовые старейшины. Разделение власти между шаньюями и знатью ограничивало произвол и тех и других. Такие реформы Модэ, как введение поголовной воинской обязанности, безусловного подчинения начальникам и создание системы чинов, а главное – взгляд на территорию как на основу государства, следует понимать как консолидацию племени, которая предотвратила разложение родового строя, законсервировала его на много веков.

Рядовой хунн, родившись воином, должен был быть только им и никем иным. Но, хотя честолюбие при этом страдало, он получал надежные гарантии того, что его положение не ухудшится, так как род не мог его оставить на произвол судьбы. Богатеть он мог за счет добычи, которая была его неотъемлемой собственностью. Жизнь рядового хунна в мирное время состояла из перекочевок (2-4 раза в год), военных упражнений и отдыха во время весеннего и осеннего приволья. Не случайно китайские министры отмечали высказывания пограничных рабов, что у хуннов воинам «весело жить». Поэтому китайцы нередко стремились перебежать к ним.

Войско. Общую численность войска китайцы исчисляли в 300 тыс. человек. Кажется, это несколько завышенная цифра, так как, если даже принять, что все мужчины были в войске (а нам известно, что боеспособные мужчины составляли 20 % населения), то всего на территории Монголии получится 1,5 млн. человек, т. е. вдвое больше, чем сейчас. Скорее всего, здесь одно из обычных преувеличений старых китайских хроник.

Основным оружием легковооруженного хуннского всадника был лук (Болгарский лук). Он бил до 300 шагов. Тактика хуннов состояла в изматывании противника. Например, под городом Пинчэн хунны окружили авангард китайского войска. Хунны численно превосходили китайцев. Китайцы были истомлены морозом, непривычным для жителей юга (китайцы, времен хунну проживали в более тёплых краях), и голодны, так как были отрезаны от своих обозов. И, несмотря на это, хунны не отважились на атаку. Однако тут дело не в трусости или чрезмерной осторожности. Рукопашная схватка была хуннам не нужна. Неустанно тревожа блокированного противника, они стремились добиться полного утомления врага, такого утомления, при котором оружие само выпадает из рук и ратник думает не о сопротивлении, а лишь о том, чтобы опустить голову и заснуть.

Будучи нестойкими в бою, хунны восполняли этот недостаток искусным маневрированием. Повторным отступлением они умели заманивать в засаду и окружали самонадеянного противника. Но если враг решительно переходил в наступление, хуннские всадники рассыпались, «подобно стае птиц», для того чтобы снова собраться и снова вступить в бой. Отогнать их было легко, разбить – трудно, уничтожить – невозможно.

Так как военная служба была долгом каждого хунна, за нее не полагалось никакого вознаграждения. Убив врага, воин получал «кубок вина и право на всю захваченную им добычу». Надо думать, добыча, захваченная без боя, поступала в дележ (дуван) с отчислением в пользу шаньюя, ибо иначе трудно было объяснить приведенную цитату. Война приносила немалый доход и была сравнительно безопасна, так как задачей хуннского воина было застрелить врага из лука с изрядного расстояния или, измучив его до полусмерти, связать и привести домой как раба. Хунны – народ кочевой; они в изобилии имели продукты скотоводства, но весьма нуждались в продуктах земледелия и тканях. При меновой торговле китайские и согдийские купцы обманывали неискушенных кочевников. Но зато потерянное в торговле возмещалось при удачном налете, и «справедливость» торжествовала. Военные успехи хуннов обеспечили экономическое развитие кочевого скотоводческого хозяйства. (Племенная консолидация затруднялась внутренними межэтническили столкновениями и постоянными грабежами, связанные с попыткой некоторых племён добиться незаисимости от Империи хунну).

Доходы. Для содержания шаньюя и вельмож требовались средства, которые не взыскивались с народа. Патриархальному обществу чуждо понятие налога; свободный воин не согласен никому ничего платить, так как в факте уплаты он усматривает ущемление свободы. Эти средства поступали от несвободных, т. е. подчиненных, племен в виде дани и от врагов в виде военной добычи. Покоренные дунху уплачивали дань воловьими и лошадиными шкурами и овчинами. Большие подати платили богатые земледельческие районы оазисов Восточного Туркестана. Оттуда же, по-видимому, хунны получали железное оружие, так как его изготовлением славились тангуты, обитавшие около озера Лобнор, в княжествах Жокянь и Лэулань (Шаньшань). Меха поступали, вероятно, с северной границы – от кипчаков, динлинов и хакасов. Но наряду с покоренными отсталыми племенами важным источником дохода шаньюев был Китай. Прямую дань китайцы категорически отказывались платить, считая это для себя унизительным. Вместе с тем они посылали хуннам подарки, что было замаскированной формой дани. Так, например, когда Модэ в 176 г. послал с посольством в Китай скромный подарок: одного верблюда, двух верховых лошадей и две конские четверки, он получил взамен с ответным посольством богатейшие дары: вышитый кафтан на подкладке, длинный парчовый кафтан, золотой венчик для волос, золотом оправленный пояс и носороговую пряжку к нему, десять кусков вышитых шелковых тканей темно-малинового и зеленого цвета.[11]

Выводы

1. По мнению Н.ИАшмарина в Империи хунну проточуваши находились до 71-68 гг. до н. э. [12]

2. Империя находилась на кочевой ступени и трансформировалась в земледельческую культуру.

3. Сохранился «первичный патриотизм» рода, племени.

4. По мере «оседания» и формирования общего языка, религии появляется патриотизм земли («Земля – основа государства» по Модэ).

5. Формирование «патриотизма земли» происходит в процессе установления географических, этнокультурных, этноязыковых границ в рамках «общего» государства (империя хунну).

Литература

1. Шпенглер О. «Закат Европы» / О.Шпенглер. – М.: Айрис-пресс. 2004 – 624 с.

2. Тойнби А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. – М., 2004.

3. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций / С.П. Хантингтон. – М., 2003 – 603 с

4. Гумилев Л.Н. Хунну. / Л.Н. Гумилев, - М; 1960 – С.81

5. Гумилев Л.Н. Хунну. / Л.Н. Гумилев, - М; 1960 – С.27

6. Гумилев Л.Н. Хунну. / Л.Н. Гумилев, - М; 1960 – С.63

7. Крадин Н.Н. Империя хунну. / Н.Н.Крадин, - М; 2002, - С.51

8. Крадин Н.Н. Империя хунну. / Н.Н.Крадин, - М; 2002.

9. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. / В.Ф.Каховский. – Чебоксары, 2003.

10. Крадин Н.Н. Империя хунну. / Н.Н.Крадин, - М; 2002.

11. Гумилев Л.Н. Хунну. / Л.Н. Гумилев, - М; 1960 – С.76-81

Комментариев нет: