07 марта 2011

Формирование патриотизма земли в Волжской Болгарии (Булгарии)

Формирование патриотизма земли в Волжской Болгарии (Булгарии)

Патриотизм и этнопсихология взаимодополняют компоненты друг друга. Этнопсихология влияет на особенности формирования патриотизма конкретного народа. Чувашский народ очень древний народ на земном шаре. Прооснова данного народа уходит в империю хунну. Формирование шло в

1. Империи Аттилы;

2. Западнотюркском каганате;

3. Великой Болгарии;

4. В Суврком царстве в составе Хазарского каганата;

5. Волжской Болгарии;

6. Золотой Орде;

7. Казанском ханстве;

8. России.

На всех этапах (во всех трансформационных эпохах) патриотизм присутствовал у проточувашского (болгаро-суварского) народа.

В эпоху хунну (алтайская трансформационная эпоха), в условиях кочевого быта «первичный» патриотизм был в форме патриотизма рода, племени». У проточувашей яркое отображение такого почтения было в «культе предков», «проторода» и его тотема (бык, корова, волк, утка, барс и т.д.).

Именно в условиях земледельческой культуры (I-III вв. н. эры) у проточувашей формируется общий (болгаро-огурский) язык, этнокультурные и этноязыковые особенности. Появляются города и городская элита, к IV в. н. эры доминирует «патриотизм религии», «патриотизм этноса», «патриотизм земли». «Патриотизм рода» трансформируется в «патриотизм земли».

В условиях «инородческой среды» проточуваши Северного Кавказа на этапе «смешения» впитали новых иранских богов и иранские традиции, что привело к формированию (трансформации) новой этнопсихологии болгар и сувар (проточувашей).

Древнечувашская цивилизация, в отличие от западной, была как «дитя природы». В своем

развитии болгаро-чуваши прошли следующие стадии развития:

• кочевую;

• земледельческую;

• стадию цивилизации

Данная схема изложена профессором А.С. Плетневой. Человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им как единое целое, и человек в этом целом – не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека – не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.

Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом, ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.

Для древнечувашской цивилизации характерны:

- отказ от зла;

отказ от разрушения.

Чувашское духовно-нравственное начало – это миролюбие (В.А.Сбоев), стремление к духовному комфорту.

Болгары – это дети Востока, они любили природу, они любили природу, мир Евразии, пытались постичь тайны мироздания через Тенгрихана, Иисуса Христа, Аллаха. Душой цивилизации был и зороастризм. Удивительно, но такой сложной и мудрой была душа болгарской цивилизации. Болгары были не только романтиками, но и реалистами. Скромность, трудолюбие, неприхотливость и приспособляемость – это тоже свойства болгарской, а ныне чувашской цивилизации. Болгарин и Бог, болгарин и Тенгрихан, болгарин и Аллах, болгарин и Иисус Христос – все в нем. Глубина души чуваша-болгарина – это гармонии внутренняя его с миром, Вселенной, Космосом. Мир, который имеет смысл и разумную цель. Главное для болгарской цивилизации – это борьба добра и зла. Болгарин спрашивал: может ли быть здесь симметрия? И пытался найти в этом сложном историческом пути ответ: как между добром и злом найти гармонию, любовь, прогресс, спокойствие.

Следует отметить, что чувашская цивилизация имеет закодированные духовно-нравственные ценности зороастризма. Это связано с проживанием болгар и сувар в течение 500 лет на Северном Кавказе и тесным влиянием на тюрков чувашской цивилизации (Сасанидской империи)

Из зороастризма болгарами взяты такие понятия:

- царь (хан) должен быть справедливым;

- богатство – не главная цель человека;

- скромность и достаток;

- вечная борьба добра и зла;

- приоритет добра.

Таким образом, на С. Кавказе проточуваши прошли этап «смешения». На С. Кавказе у проточувашей формируется «культ всадничества» из культа предков, прародителей происходит трансформация в культ кагана, вождя-всадника и второе явление «патриотизма земли» (такой патриотизм появляется в условиях «смуты» 1612 г.)

Переселившись «походами» в 60 г. VII в.; 40-60 г. VIII в.; 60 г X в. на территорию Среднего Поволжья болгары и сувары образовали Волжскую Болгарию.


Волжская Болгария являлась государством, стоявшим по уровню своего экономического, социального, политического и культурного развития на уровне Киевской Руси. Князья и военачальники, как наместники царя, управляли городами и сельскими общинами. На гербе Волжской Болгарии был изображен барс. В X в. появляется чеканная монета. Главной отраслью сельского хозяйства Волжской Болгарии было пашенное земледелие с плужной обработкой земли. Уборка производилась серпами и косой. Для основной вспашки использовались плуги. В плодородных черноземных землях использовали 4-польную систему. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, чечевицу, горох, просо, коноплю. Большое значение имело скотоводство. Разводили коров, овец, лошадей, верблюдов, коз, свиней. В лесной местности население занималось охотой на куниц, выдр, лис, белок. Также занимались рыболовством, бортничеством. Скот являлся мерилом стоимости. Наблюдается быстрый рост металлургии и кузнечного дела. Производили кольчуги, саблю, домашнюю утварь, керамику, одежду, обувь, украшения. Волга являлась магистральным торговым путем, который связывал богатый пушниной Север, хлебородное Поволжье, Русь ремесленную с Кавказом, Средней Азией. Экспортировали хлеб, мед, воск, пушнину. С развитием ремесленного производства и торговли в X в. возникли г. Булгар, Сувар, Биляр, Ошель, Тигашево. Город Болгар в X - XI вв. являлся столицей Волжской Болгарии, располагался недалеко от устья Камы. Ежегодно мы со студентами ЧГПУ им. И.Я. Яковлева посещаем столицу Волжской Болгарии.

Военные походы. Наступление Владимиро-Суздальской земли на Болгарию начинается походом 1120 г. Походы были продолжены в 1164, 1186, 1205 гг. Тяжелые последствия для Болгарии имел поход русских князей в 1220г., в результате которого был разрушен Ошель – центр племени эсегель, город, к которому тяготели южные районы современного Чувашского Поволжья, а также Тигашево. Летописи также сообщают о взятии болгарами г. Мурома.

Между Болгарией и русскими княжествами сохранялись мирные отношения, существовали не только оживленные торговые отношения, но и довольно прочные политические связи, закрепленные браками между русскими князьями и болгарской знатью. Известно, что жена князя Андрея Боголюбского была болгаркой, вероятнее всего христианской.

Войны были постоянными между разными государствами. Так, по мнению С.П. Хантингтона, войны были:

1. между царями;

2. между государствами;

3. между различными идеологиями;

4. могут быть между цивилизациями.

На сегодня, по его утверждению, их 8-9 мировых цивилизаций. Восточно-христианская, западно-христианская, исламская и т.д.

В этих условиях понятие патриотизм земли (отчизны) приобретает значение патриотизм (государства). А. Тойнби в своей работе в разделе «Сравнительное исследование цивилизации» о православной религии пишет: « Попробуем определить, какое общество предшествовало православному христианскому. При первом приближении мы не встречаем трудностей, так как здесь налицо и универсальное государство, и универсальная церковь, и движение племен – явления не только аналогичные, но даже идентичные тем, что уже встречались нам в исследовании исторических оснований западного общества, а значит, православное христианское общество, подобно западному христианскому, находится в сыновнем родстве с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что одно общество может находиться в «отечески родственных» отношениях с несколькими разными обществами. Чтобы понять, каким образом это становится возможным, обратимся вновь к географическому фактору.

Если мы попытаемся отыскать стержневую ось православного христианского мира, то обнаружим, что, подобно исходной линии западного общества, она берет свое начало в центре эллинского мира, в Эгейском море. Однако простерлась она в другом направлении и на другое расстояние. Тогда как в первом случае движение шло на северо-запад – от Эгейского моря к Лотарингии, во втором случае оно шло в северо-восточном направлении, пересекая по диагонали Анатолию (нынешнюю Турцию), проходя между Константинополем и Неокесарией. Эта линия значительно короче, чем линия между Римом и Римской стеной. И это обусловлено тем историческим фактором, что экспансия православного общества была гораздо менее масштабной, чем экспансия западнохристианского общества.

Экспансия православного христианского общества шла отнюдь не по прямой, и наша условная осевая линия, будь она продолжена в обоих направлениях, образовала бы фигуру полумесяца с рогами, обращенными на северо-запад и северо-восток. На северо-востоке православное христианство первоначально закрепилось в Грузии, в предгорьях Кавказа, а к началу VIII в. н.э. оно перевалило через Кавказский хребет, достигnнув Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую степь. [1]

А.Тойнби далее пишет:

Православное христианское общество могло теперь распространять сове влияние на степь во всех ее пределах, подобно тому как западное общество, установив отправной пункт на Иберийском полуострове, постепенно овладело Южной Атлантикой и утвердило себя в заморских землях, именуемых ныне Латинской Америкой. Однако пока православное христианство медлило у северного подножия Кавказа на краю степи, иудаизм и ислам также вышли на историческую арену.

Иудаизм распространился среди хазар, живших между Нижней Волгой и Доном, а ислам – среди белых болгар на Средней Волге. Эти обстоятельства положили конец экспансии православного христианства на северо-восток. [2]

На северо-западе православное христианство охватило Балканы и приготовилось совершить прыжок в Центральную Европу, но здесь оно оказалось в конкуренции с западным христианством, которое начало действовать раньше и имело к тому времени достаточно прочные позиции. В IX в. эти два конкурирующих между собой общества были готовы начать позиционную войну. Папа сделал болгарам предложение объединить церкви; Византия, или Восточная Римская империя – призрак Римской империи, - направила своих миссионеров Кирилла и Мефодия к славянам Моравии и Богемии. Однако эти взаимные выпады были прерваны внезапным набегом языческих мадьярских кочевников, пришедших из Евразийской степи и занявших территорию, называемую ныне Венгерский Альфельд. Граница между западным и православным христианством окончательно определилась в Х – ХI вв., причем венгры, подобно полякам и скандинавам, вошли в состав западного общества.

Православное христианство распространялось и вдоль своей поперечной оси, которая пересекала главную ось в Константинополе. Морской путь через Дарданеллы и Эгейское море привел православное христианство на свою прародину – к «отеческому» эллинскому обществу, а отсюда оно направилось по древнему пути греческой морской экспансии в Южную Италию, где принялось старательно отвоевывать себе место среди мусульманских и западнохристианских общин. Однако прочно закрепиться здесь православное христианство не смогло и в ХI в. вынуждено было отступать под натиском норманнов, отвоевавших этот форпост для западного христианства. Большего успеха православное христианство добилось, продвигаясь в противоположном направлении – через Босфор и Черное море. Преодолев Черное море и широкую приморскую степь, православие ХI в. обосновалось на Руси. Освоив этот дом, оно пошло дальше – по лесам Северной Европы и Азии сначала до Северного Ледовитого океана – и наконец в XVII в. достигло Тихого океана, распространив свое влияние от Великой Евразийской степи до Дальнего Востока.

Итак, проследив экспансию православия и сопоставив этот процесс с аналогичными процессами из истории западного общества, мы прояснили вопрос, каким образом и почему эллинское общество стало «отцом» двух «сыновей». Другими словами, дифференциация западного и православного христианства породила два различных общества. Из одной «куколки» - католической церкви – образовались два самостоятельных организма: римско-католическая церковь и православная церковь. Схизма продолжалась в течение трех веков и привела к трем разрушительным кризисам. Первый кризис, разразившийся в VIII в., представлял собой конфликт между иконоборцами и папой по вопросу об обряде – конфликт, завершившийся возрождением постулатов Римской империи в православном христианстве Львом Исаврийцем. Аналогичная попытка эвокации призрака Римской империи, предпринятая незадолго до этого Карлом Великим, закончилась неудачей. Второй кризис – это конфликт IХ в. между вселенским патриархом Константинополя и папой по вопросу о церковном авторитете, - конфликт, столь драматично сказавшийся на судьбе патриарха Фотия и вызвавший глубокий раскол между иерархиями Рима и Константинополя, соперничавшими за сферы влияния в Юго-Восточной Европе. Третий кризис привел к окончательному разрыву между двумя иерархиями, что случилось в ХI в.

Догматический вопрос, вокруг которого разгорелись страсти, не был чисто богословским вопросом, он тесно увязывался современниками с политической борьбой.

Разрыв 1054 г., завершивший схизму католической церкви, тем самым завершил и процесс дифференциации социальных структур. Образовались два новых общества – западное и православное.


Католическая церковь на Западе функционировала под началом римской иерархии, что на несколько веков задержало процесс артикуляции западного общества в самоцентрированные локальные государства нового времени. Между тем православная церковь стала государственным институтом, сначала в восстановленной Восточной Римской империи, а затем и в государственных, принявших православие позже. [3]

Патриотизм земли был в Волжской Болгарии, где с 922 г. часть элиты во главе с Алмушем (Алмасом) приняла ислам. По утверждению Ибн Фадлана (922 г.) болгары «часто воевали с соседями». Археологические исследования показывают, что немало разрушенных городов сохранилось на территории Среднего Поволжья.

Монголо-татарская агрессия уничтожила 30 % населения Волжской Болгарии. 60-летняя война конца XIV – начала XV вв. истребила до 80 % населения Болгарского улуса Золотой Орды. Процессы выживания и вытеснения «худых болгар» продолжался и в последующие годы.

Вывод

1. О наличии патриотизма земли (отчизны) болгар мы можем проследить в постоянной защите Волжской Булгарии.

2. В 1223г. болгары разбили отряд монголо-татар под г. Сувар («Баранья битва»). Сувары обменяли 4,500 воинов на 4,500 баранов, всего погибло со стороны неприятеля около 500 воинов.

Для болгар-мусульман и болгар-язычников в условиях Волжской Болгарии не имел значение религиозный признак (в отличие от Золотой Орды и Казанского ханства);

3. Патриотизм религиозный не доминировал;

4. Наличие 500-летних этнографических и географических границ (Волжская Болгария) и привело к мирному синкретизму культур с доминированием проточувашского (болгарско-огурского) языка (татарские ученые утверждают болгаро-кыпчатского языка, что исторически не верно);

5. Культурный и религиозный синкретизм консолидировал угро-финские и тюркско-иранские этнообразующие народы в условиях Волжской Болгарии (до 1236 г.).

6. Таким образом, следует отметить, что у болгар и сувар в условиях централизованной Волжской Болгарии сформировалось понятие патриотизма земли (государства), закрепилось понимание, что государство имеет определенные этнорелигиозные, географические границы и этногеополитические задачи.

Население знало, что Волжская Болгария существует около 500 лет, Болгаро-тюрская и угро-финская административная, военная и религиозная элита защищали свои геополитические интересы. Угро-финское население и элиты тяготели к Волжской Болгарии и за всю историю государства болгар не было восстаний угро-финского населения против болгар. Мордва, черемисы (мари), муромчане, северные народы искали покровительство у волжских болгар, активно с ними торговали.

7. Думаем, что для болгар («белых» по утверждению А.Тойнби) был «патриотизм общей государственности», но такое понимание могло сохраниться до 1236 г. После монголо-татарского геноцида «худые болгары» вынуждены были уйти в леса и болота Горной Болгарии (Горная сторона). Языческая религия стала формой религиозного, культурно-языкового патриотизма. Ты – язычник, значит, ты – чуваш, ты чуваш – мусульманин – ты предатель. Патриотизм государства перешел в патриотизм земли (территории), патриотизм земли перешел в патриотизм религии. Процесс такой трансформации ускорился в последующие годы. Мы называем их «сменой цивилизации». Этот процесс шел с 1236 г. по 1552 г. – (I этап); с сер. XVI по 60-70 гг. XIX вв. (II этап).

Литература

1. Тойнби А. Сравнительное исследование цивилизаций. / А. Тойнби - С.47

2. Тойнби А. Сравнительное исследование цивилизаций. / А. Тойнби - С.48

3. Тойнби А. Сравнительное исследование цивилизаций. / А. Тойнби - С.49

Комментариев нет: