07 марта 2011

РАННИЕ ТЮРКИ И ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА ЕВРАЗИИ В УЧЕБНИКЕ ДЛЯ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (ПО Р.Г. ФАХРУТДИНОВУ)

РАННИЕ ТЮРКИ И ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА ЕВРАЗИИ В УЧЕБНИКЕ ДЛЯ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (ПО Р.Г. ФАХРУТДИНОВУ)

Археолог Р. Г. Фахрутдинов истоками татарского этноса считает тюркские племена Евразии. Во II разделе учебника «История татарского народа и Татарстана» [1] «Ранние тюрки и тюркские племена Евразии» имеются параграфы:

§ 7. Гунны и Великое переселение народов

§8. Ранние тюрки в Восточной Европе и Среднем Поволжье

§ 9. Тюрки-кочевники степей Евразии. Авары, болгары, хазары

§10. Тюрки-кочевники степей Евразии. Торки, печенеги, половцы

Этот раздел занимает12 страниц. Следует отметить, что, к сожалению, автор учебника всех тюрков объединяет, и учащиеся их воспринимают как прародителей татар.

Как известно, древние тюрки (старотюрки) говорили на р-языке (болгары, сувары, хазары).

Новотюрки, т.е. татары, кыпчаки и другие были носителями з-языка. Таким образом, надо знать и объяснять учащимся, что на древнечувашском р-языке говорили в Империи хунну, Империи Аттилы, Великой Болгарии, Суварии, Хазарском каганате и Волжско-Камской Болгарии.

Р. Г. Фахрутдинов в § 7 упор делает на гуннов, он пишет, что 1600 лет тому назад, примерно к концу IV века н. э., точнее, в 375 году, началось так называемое Великое переселение народов. С запада, из Прибалтики, большой массой проникли на восток древнегерманские племена и встретились на своем пути с еще более сильным течением кочевников с востока. Последние шли в противоположном направлении, т. е. на запад. Эти два течения столкнулись, перемешались и составили новый мощный поток, в котором направляющую роль сыграли кочевники гунны. Переселение захватило всю Восточную и Западную Европу, вызвав новое перемещение племен, в результате чего возникли новые этнические массивы и объединении.

Великое переселение народов положило конец рабовладель­ческому строю античного мира. Началась новая историческая эпоха в истории Евразии — возникли и получили дальнейшее развитие феодальные отношения. Хотя падение рабо­владельческого строя привело на первых порах к крушению античной цивилизации, однако новые общественные отношении постепенно вытеснили старые, уже отжившие свой век. Начался новый, раннефеодальный период.

Итак, изменение политического и этнического облика всего средневекового Старого Света началось с гуннов. Но кто же они такие? Гунны – это тюркоязычные кочевые племена, известные с IX века до н. э. под названием хунну, которые проживали в тогдашней Центральной Монголии и Северном Китае. Со временем у них были нарушены родоплеменные отношения, и во II веке до н. э. возникло полуфеодальное государство во главе с Модэ. Прошло еще немного времени, все более обострялись противоречия, и кочевое государство разделилось на две части: южные хунну остались на своей земле, а северные ушли в Семиречье, в современные киргизско-казахские степи. Часть из них осталась там, а другая, самая большая часть продолжила свой путь далее на запад, на южный Урал.

Вот эти гунны — именно их назвали гуннами в отличие от ранних, южных хунну – и начали свой знаменитый поход на запад в IV веке. Они перешли Волгу, дошли до берегов Азов­ского моря и далее до Крыма. В 375 году гунны разгромили царство Германариха, созданное готами — древними германскими племенами — и сарматами, прорвались в Центральную Европу, завоевали земли бывшей Римской империи. На огромной тер­ритории Западной Евразии, от Волги до Рейна, образовалась другая империя — Гуннская.

Прошло еще 60—70 лет. В 30-х годах V века империя разделилась на две части: западной половиной начал править Аттила, восточной — Бледа. В 445 году Аттила убил своего соперника и стал полновластным хозяином большой части Евразии. Аттила, грозный завоеватель и талантливый пол­ководец, умер в 453 г. Империя распалась, выделились отдельные союзы племен. Сами гунны постепенно были погло­щены, ассимилированы другими тюркскими племенами, а также аланами, готами, славянами и мадьярами. Собственно гуннских археологических памятников в Восточной Европе найдено пока немного. Это объясняется вероятнее всего тем, что они постоянно кочевали и были смешаны с другими племенами.

Гунны оставили большой след в отдаленном прошлом мно­гих народов Европы и Азии и, конечно, в первую очередь тюркоязычных. Предлагаем вашему вниманию краткое описание жизни и быта этих далеких кочевников, используя сообщения их современников. Это довольно интересно, тем более, что гун­ны являются первыми исторически известными тюркскими пле­менами.

В знаменитой «Истории» греческого автора Аммиана Марцеллина, писавшего свое сочинение в последней чет­верти IV века, т. е. непосредственно в период вторжения гуннов в европейские степи, дается характеристика этик воинственных и сильных кочевников раннего средневе­ковья.

С точки зрения тогдашнего европейца, гунны показались ему дикими, питающимися почти полусырым мясом. Марцеллин пишет, что одеваются гунны в холщовые рубахи и шкуры, на голове носят кривую шапку, на ногах мягкую обувь из козьей кожи. Все они вечно кочуют, и никто не может сказать, где его родина, ибо он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше. Гонят перед собой упряжных животных и целые стада, они пасут их.

Особую заботу гунны проявляют о лошадях. Старики, дети и женщины находятся около кибиток и занимаются мирными, домашними делами, а мужчины и молодежь, привыкшие с раннего детства к верховой езде, считают позором для себя ходить пешком. Вооружены гунны мечом, тяжелым луком и арканом.

В данной главе имеются два рисунка: «Гуннский всадник» и изображение двух бронзовых котлов с бассейна р. Сульча. Следует заметить, что один гуннский котел имеется в музее Археологии (руководитель к.ист.н, доцент Б. В. Каховский) Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.

В учебнике Р. Г. Фахрутдинов пишет о первых тюрках в Среднем Поволжье. Задаваясь вопросом, когда впервые появились тюркские племена в Среднем Поволжье, в древнем Татарстане, он пишет, что долгое время считалось, что тюркизация этой земли началась где-то в VII веке н. э. с при­ходом сюда древних болгар, а раньше жили в этих краях толь­ко финно-угорские племена.

То, что Поволжско-Уральский регион издревле был родиной финно-угорских народов, не вызывает сомнений. Именно этот обширный район изобилует древними археологическими культурами и памятниками, имеющими отношение к названным на­родам. Некоторые из этих племен, например, летописные меря и мурома, позднее исчезли, будучи ассимилированными древ­нерусской народностью в результате интенсивной колонизации ими восточных земель. Те финно-угорские племена, которые жили еще восточнее и не подверглись подобной ассимиляции, считаются предками современных мордвы, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, а за Уралом — ханты и манси (прежних остяков и вогулов).

Но и тюркские народы нельзя считать появившимися здесь в более поздние времена. Археологическими исследованиями, успешно проведенными в Поволжье и Приуралье в последние десятилетия, получены ценные сведения, которые позволяют отодвинуть назад время появления в наших краях древних тюр­ков. Речь идет об известной уже нам с вами именьковской археологической культуре, время существования которой начи­нается с IV века. Это как раз тот период, когда началось Ве­ликое переселение народов и когда гунны впервые появились в Европе. Принадлежность именьковской культуры к тюркам уже не вызывает сомнений, только вот пока не известно историчес­кое название племен, которые оставили после себя эту культуру [2].

О переселении на территорию Среднего Поволжья тюрков писал А. Х. Халиков. Его позиция заключается в том, что тюрки переселились на территорию Среднего Поволжья во II в., в III-IV вв., т.е. за долго до болгар и сувар. Таким образом, он резко отрывает чуваш от тюрко-болгар.

Татарские ученые относят чуваш к первым переселенцам на территории Среднего Поволжья.

У Р. Г. Фахрутдинова позиция более мягкая, но он утверждает, что «именьковская культура - тюркская». Такое утверждение не соответствует истине. По мнению археологов именьковская культура является славянской. Мы разделяем такое утверждение. Следует отметить, что А. Х. Халиков утверждает, что чуваши – «веды», т.е. финские племена, которые были тюркизированы.

Для учащихся представляет большой интерес материал о гуннских котлах. Автор отмечает, что ставить его на огонь не могли, ибо он падал по мере сгорания дров под ним. Вообще, они были слишком дороги для бытового пользования.

Гуннские котлы являлись символом власти предводителей племен: каждый вождь обладал таким котлом и всегда держал его при себе. Об этом даже имеются сообщения в письменных источниках, хотя относятся они к более позднему времени: русский летописец сообщает, что половецкий хан Кончак во время кочевки перенес с собой через реку Сулу свой котел (Су­ла —это левый приток Днепра). Таким образом, у кочевых на­родов — и здесь гунны не составляют исключение—котел (ка­зан) всегда находился у предводителя. Такой обычай сохранялся даже в более поздние времена. Согласно народным преданиям, один из слуг Алтын-бека и Алим-бека, основателей Иски-Казани, уронил в реку золотой котел, отчего вначале Казаном (Ка­занью) назвали эту реку, а затем и город, на берегу которой его построили... И конечно, в золотом котле никогда не варили ни суп, ни кашу — он был символом княжеской власти даже во времена возникновения Казани.

В составе гуннской орды на территорию Поволжья пришли и другие тюркские племена. Жили они в наших краях парал­лельно с именьковцами. В южных, закамских районах Татар­стана, в бассейнах рек Черемшан и Сульча и южнее было об­наружено довольно много древних поселений. Их керамический


материал - а это многочисленные остатке глиняных сосудов, вылепленных от руки,- очень напоминает именьковскую кера­мику. В то же время она и отличается от нее наличием свое­образных элементов. Конечно, здесь должны учитываться и другие данные материальной культуры этих поселений. К сожалению, и именьковцы, и их соплеменники не оставили нам ни своего имени, ни языка, но данные археологии ясно свиде­тельствуют о том, что еще до прихода булгар в Среднем По­волжье жили тюркоязычные племена, внеся заметный вклад в раннесредневековую историю народов Волго-Уральского реги­она, в том числе и татарского.

В свое время была выдвинута даже идея о тождестве именьковцев с буртасами, известными по восточным источникам (именьковцев тогда называли «восточно-буртасскими племена­ми»). Однако эта теория не нашла своей научной поддержки: во-первых, буртасы в отличие от именьковцев, жили не до булгар, а одновременно с ними; во-вторых, территория имень­ковской культуры совпадает с основной этнической территорией Волжской Булгарии, а буртасы являлись соседями булгар, меж­ду ними было расстояние в три дня пути.

Буртасов называли предками и мордвы, и марийцев, и чува­шей, и даже татар-мишарей. Некоторые из этих предположений просто-напросто не нашли поддержки в научном мире из-за недостаточной аргументированности, а некоторые и вовсе не имеют под собой реальной научной основы. Можно надеяться, что проблема этнической связи буртасов с каким-либо совре­менным народом найдет свое положительное решение.

А теперь сделаем небольшой экскурс в историю тюркоязычных племен евразийских степей, оставивших тот или иной след в раннесредневековой истории татарского народа.

В § 9 «Тюрки-кочевники степей Евразии. Авары, болгары, хазары» автор пишет, что среди объединений, возникших после распада гуннской ор­ды, нужно назвать аварские кочевые племена, прибывшие из Центральной и Средней Азии. Во время своего похода на запад они подчинили себе многие другие племена тюрков. Когда ава­ры появились в Восточной Европе, в их объединении были и тюрки, и монголы, и угры Южного Урала. Перейдя Волгу, они вошли в контакт с аланами, и, воспользовавшись этим, под­чинили себе приазовских болгар. Попутно надо отметить, что названные только что аланы — это ираноязычные племена Се­верного Кавказа и степного Приазовья. Кавказские аланы счи­таются предками современных осетин, а степные аланы были поглощены большим этническим массивом тюркского мира.

В 60-х годах VI века авары продвинулись Дальше на запад, Дошли до берегов Дуная и там создали Аварский каганат; провели несколько сражений с византийскими войсками, но были разбиты в 626 году близ Константинополя. Аварское объедине­ние прекратило свое существование, некоторые племена из его состава, особенно проживавшие в Приазовье, вошли в состав Болгарского союза, возникшего в 30-х голах VII века. Следует отметить, что авары не являются предками современного аварского народа аварцев. Это случайное лингвистическое сход­ство. Авары, о которых мы кратко рассказали, были тюрко-язычными, нынешние же аварцы это кавказский народ, отно­сящийся к лезгино-аварской группе иберийско-кавказских языков, куда относятся, например, грузины, абхазцы и другие.

С гуннами в той или иной степени связана история и других кочевых народов евразийских степей, в том числе и древних болгар, или, как их еще называют в науке, протоболгар. Первые Исторические сведения об этих болгарах связаны с событиями V века н. э., когда они в составе гуннов впервые появились на Дунае. В это время болгары дважды воевали с лангобардами — южными германскими племенами и оба раза побе­дили их.

Болгары и после этих событий несколько раз сталкивались с германцами, на этот раз уже с готами, т. е. с восточно-гер­манскими племенами, но были побеждены — так было в 481 и 489 годах. В начале VI века они участвовали в византийских междоусобицах на стороне некоторых претендентов на власть в Восточно-Римской империи. С этого периода болгары почти постоянно упоминаются в византийских, сирийских и армянских источниках, например, у Павла Диакона, Феофилакта Симокатты, Захария Ритора, Моисея Каганкатваци и др.

Болгары, хотя и делали время от времени походы на Бал­каны и в Византию, в основном кочевали в степях Восточной Европы — на Северном Кавказе, причерноморских широтах и в Приазовье. Однако часть болгар, проживавшая в основном в предгорьях Кавказа, начала постепенно вести полуоседлую жизнь — летом они кочевали, зимой жили в поселениях, даже в небольших городках, которые они захватывали в своих по­ходах на юг.

Помимо собственно болгар, в их союзе были и другие род­ственные им племена, например, кутригуры и утигуры (оногуры) — они составили западную группу болгарского союза. В восточную группу союза входили также родственные болгарам барсилы, савиры (сабиры), а также хазары. Но постепенно под давлением с востока Тюркского (Западно-Тюркского) каганата авары вынуждены были уйти на запад, уведя с собой часть болгар с кутригурами и утигурами. Основная, оставшаяся на своих землях часть болгар после распада Тюркского каганата смогла объединиться и создать в начале 30-х годов VII века новый, более мощный союз под названием Великая Бол­гария. Восточные же племена, т. е. савиры, барсилы и хазары, в свою очередь образовали новое государственное объединение под названием Хазарский каганат.

Хазары являлись тюркоязычными племенами, которые вели кочевой образ жизни на Северо-Восточном Кавказе и в при­каспийских степях с VI века. Появились хазары в Восточной Европе также в составе гуннской орды. Первоначально они кочевали в западноприкаспийских степях Северного Дагестана и правобережья Нижней Волги. Вместе с савирами они даже участвовали в крупных сражениях между Ираном и Византией. Савиры же являлись крупным тюркским племенем из того же гуннского союза; позднее вместе с хазарами они составили новое объединение.

В 60-х годах VI века хазары оказались в подчинении Тюркско­го каганата. Примерно через сто лет, в середине VII века, они вышли из него и создали свое государство — Хазарский каганат. Вообще, хазары и основное население Тюркского ка­ганата, т. е. тюркюты, являлись выходцами из одного далекого рода Ашина — «волка», который символически считается нача­лом всего тюркского этноса [3].кая Болгария и Хазария. VII век. По С. А. Плетневой.

а – горы Кавказского хребта; б – известные города; 1 – Таматарха (Тмутаракань), 2 – Фанагория, 3 – Семендер, 4 – Варачан, 5 - Дербент

Таким образом, по мнению автора к древнетюркам относятся:

1) гунны;

2) авары;

3) болгары;

4) хазары.

Кто же первым переселился на территорию Татарстана? Автор, археолог отмечает, что можно предположить, что они, если даже и не были гуннами, имели отношение к союзу их племен. Во всяком случае, какая-то северная группа тюркской волны в составе гуннской орды могла оказаться в древнем Татарстане - в его степной южной части. Кстати, это уже подтверждается новыми археологическими данными – уникальными не только для нашей республики, но и для всего Среднего Поволжья.

Несколько лет тому назад в Аксубаевском районе Татарстана, у села Татарское Сунъчелеево, при реке Сульче при сельскохозяйственных работах было обнаружено два бронзовых котла. Эту находку нельзя объяснить только как результат культурного или торгового обмена между гуннами и местными племенами. Дело в том, что такие котлы не были массовыми, в них никогда не готовили пищу: их не вешали на огонь, ибо дно котла завершается массивным поддоном [4].

Таким образом, Р. Г. Фахрутдинов переселенцев не так жестко относит к гуннам, но считает, как и А. Х. Халиков, что они «имели отношение к союзу их племен».

В § 9 археолог рассказывает о синтезе (этногенезе) таких племен:

1) авар (тюрки);

2) аланов (ираноязычные племена);

3) болгар (тюрки)

4) монголов;

5) угров Южного Урала.

Синтез начался в Центральной Азии и, по моему мнению, продолжился на территории Среднего Поволжья (исключение составляют монгольские племена).

Р. Г. Фахрутдинов об уграх пишет, что в отличие от угров-мадьяр жили в средневековой Евразии и тюрки-маджары (мажары). К сожалению, в исторической ли­тературе принято было раньше видеть в мадьярах в основном венгров, вернее, больше писалось о мадьярах-венграх, оставляя в стороне другую группу мадьяр, точнее сказать, маджар (на­чальная форма в виде «маджгар»; со временем буква «г» от­пала), которые являлись тюркоязычными племенами. Здесь де­ло в том, что не только современные исследователи, даже не­которые средневековые географы путали эти две группы, что объясняется тем, что эти географы сами не видели этих племен, а писали о них по рассказам других. Однако в большинстве сочинений арабо-персидской исторической географии ясно пи­шется о двух разных племенах. Одна группа сведений совер­шенно ясно свидетельствует о маджарах-кочевниках, называя их тюрками, другая же — об оседлых мадьярах-земледельцах, которые были уграми и являлись предками современных венг­ров-мадьяр. Маджары-тюрки оставили ранний след в этничес­кой истории башкир и особенно татар-мишарей. В XIV веке на территории Северного Кавказа существовал и золотоордынский город Маджар [5].

В Чувашии очень хорошо знает истории Венгрию и венгров археолог Б. В. Каховский.

В. Д. Димитриев, В. Ф. Каховский и Б. В. Каховский в своих работах отмечают, что мадьяры (венгры) проживали на территории Хазарии, часть - в Волжско-Камской Болгарии. Языковеды замечают, что около 600 болгарских слов (р-язык) вошли в состав венгерского языка.

Татарский исследователь в учебнике приводит сведения из первоисточников о печенегах, мадьярах, буртасах. Вопросы и задания предложенные автором учебника помогают школьникам закрепить изученный материал.

Вопросы и задания:

1. Какие изменения внесло Великое переселение народов в политичес­кий и этнический мир Евразии? Коротко расскажите о гуннах, пе­речисляя их характерные черты.

2. Когда появились ранние тюрки в Среднем Поволжье и на терри­тории древнего Татарстана? Какие археологические памятники они после себя оставили?

3. Что собой представляют древнетюркскис котлы и какую роль они играли в общественной жизни наших далеких предков?

4. Коротко расскажите о падении Гуннской империи. Какие новые союзы тюркоязычных племен образовались на ее обломках?

5. Что вы знаете о тюркоязычных аварах? Перечислите общие черты между древними болгарами и хазарами.

6. Кто такие торки и печенеги? Какой след они оставили в далеком прошлом народов Восточной Европы?

7. Расскажите о половцах-кипчаках: когда и откуда они пришли в поволжско-приднепровские степи, какие политические события из их жизни вам, прежде всего, запомнились?

Литература:

1. Фахрутдинов, Р. Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000. – с. 255.

2. Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 26.

3. Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 27-30.

4. Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 26.

5. Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 35.

Комментариев нет: