07 марта 2011

ИСТОРИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА В УЧЕБНИКЕ ДЛЯ ШКОЛ Р. Г. ФАХРУТДИНОВА

ИСТОРИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА В УЧЕБНИКЕ ДЛЯ ШКОЛ

Р. Г. ФАХРУТДИНОВА

Доктор исторических наук, профессор, руководитель института истории академии наук Республики Татарстан Равиль Габдурахманович Фахрутдинов, который является автором несколько десятков книг и около 500 научных статей по древней и средневековой истории Татарстана. Среди них: «Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии» (Казань, 1986), «Очерки по истории» (Москва, 1984) и др.

Исследователь достаточно успешно работает по истории Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанскому ханству. Он активно пропагандирует историю татарского народа и Татарстана среди школьников Республики Татарстан. Так, например, из-под его пера вышел учебник для школ «История татарского народа и Татарстана» (Казань, 2000). Рецензиатами данного учебниками были кандидаты исторических наук, доценты Д. М. Исхаков, Л. Н. Старостин.

Мы, чувашские историки, можем сказать, что учебник Р. Г. Фахрутдинова является объективным исследованием древней и средневековой истории татарского народа, который не умаляет роли чувашского народа в истории Волжско-Камской Болгарии (Булгарии).

Исследователь в обращении к учащимся пишет: «вы берете в свои руки новый учебник по истории. Это история татарского народа и Республики Татарстан с древнейших времен до 1552 года—до падения Казанского ханства. Именно в 1552 году прекращает свое существование одно из крупнейших государств татарского народа позднего средневековья. Впоследствии, до 1783 года, были завоеваны и другие татарские ханства. После этих событий история татар, а на территории нынешнего Татар­стана история и других народов, продолжается в составе Российской империи.

До недавнего времени в учебниках истории освещалось в основном прошлое Русского государства, а истории других народов, населяв­ших СССР и Россию, уделялось незначительное внимание. Более того, целые страницы многовековой и богатой истории нерусских, прежде всего тюркских народов, среди них и татарского, замалчива­лись или преподносились с негативной оценкой. Это касается главным образом истории Золотой Орды, исследование и пропаганда которой у нас в Татарстане фактически были запрещены постановлением сталинского ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года. Почти такое же отрицательное отношение создалось и при изучении истории та­тарских государств, образованных после падения Золотой Орды.

Сегодня — в период начавшейся демократизации общества, нового мышления, заполнения «белых пятен» в истории народов, восстановления исторической памяти — возникает большая необ­ходимость объективной оценки и более полного освещения всех периодов истории Татарстана и всего татарского народа. Наста­ло время осмыслить историю нашего народа, а также других народов, населяющих Республику Татарстан, по-новому, освобож­даясь от бывшей идеологизации исторической памяти, в целом от старого стереотипа мышления и поведения» [1].

Учебник для школ «История татарского народа и Татарстана» имеет 6 разделов, список литературы и хронологическую таблицу.

В списке рекомендованной литературы размещены татарские исследователи М. Г. Худяков, А. Х. Халиков, А. Г. Мухамадиев, М. Г. Сафаргалиев, а также советско-российские ученые-исследователи, такие как М. И. Артамонов, В. В. Бартольд, Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский, Л. Н. Гумилев, С. А. Плетнева, А. П. Смирнов и др. К сожалению, чувашских авторов в этом списке нет.

Тираж учебника достигает 60 тыс. экземпляров, а тираж учебников по истории Чувашии и культуре родного края – от 100 до 3 тыс. экземпляров.

В ведении учебника для школ Р. Г. Фахрутдинов сообщает учащимся о проживании татарского народа в Российской Федерации и Татарстане. Также он отмечает, что татар в РФ составляет более 6 млн. человек на 1989 г. Известно, что в мире татар насчитывается около 10 млн. человек.

Татарский исследователь отмечает, что самое большое количество татар проживает в своей родной республике, в Татарстане, их здесь 1 765 404 человека. Много татар и в Башкортостане — 1 120 702. Основная масса татарско­го населения сосредоточена в Поволжско-Приуральском и За­падно-Сибирском регионах. Вот несколько цифр по данным пе­реписи 1989 года: Тюменская область — 227443 человека, Челя­бинская — 224 605, Свердловская — 183 781, Ульяновская – 159 093, Оренбургская — 158 564, Пермская — 150 460, Самар­ская — 115 280, Удмуртская республика — 110343 человека. Даже в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в общей сложности числится 204637 татар. Большое количество татар живет в крупных городах и промышленных центрах. В Москве, напри­мер, они занимают по своей численности (157376 чел.) четвер­тое место после русских, украинцев и евреев.

Именно на земле вышеназванных пределов располагалась в свое время Золотая Орда — общее и единое средневековое го­сударство всего татарского народа, именно на ней после паде­ния Орды образовались пять татарских ханств: Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское. Прямыми потомками населения этих ханств являются современные этно­графические группы татарского народа: казанские, крымские, сибирские, астраханские и татары-мишари (последние проживали на территориях Казанского и Касимовского ханств). Кроме этих групп, имеются румынские и польско-литовские татары, которые окончательно сформировались как народность вне своей истори­ческой родины, т. е. они являются экстерриториальными. Все названные группы татар, хотя и имеют некоторые различия, особенности в языке и культуре, возникли на общей этнической основе, носят общий этноним, т. е. самоназвание «татары», объ­единяющий весь татарский народ в единый этнос.

Татары исповедуют ислам — одну из трех (наряду с христи­анством и буддизмом) мировых религий. В качестве официаль­ной религии ислам был принят в Волжской Булгарии еще в начале X века, в 922 году. Вместе с исламом проникла тогда в средневековый Татарстан и арабская письменность, сыгравшая огромную роль в просвещении и в целом в духовной культуре народа. Ислам являлся государственной религией и еще более окреп в периоды Золотой Орды и последующих татарских ханств, хотя во всех этих государствах существовала известная веротерпимость. Это свидетельствует о том, что татарское общество с давних времен было в достаточной степени демократичным [2].

Площадь Республики Татарстан составляет 67, 8 тыс. кв. км., (площадь Чувашской Республики – 18,3 тыс. кв. км.) с населением около 4 млн. человек, где 50% приходится на татар, остальные русские, чуваши, марийцы, евреи, украинцы и др.

1) Татарский профессор делает акцент на связь Золотой Орды с татарами. По его мнению, Золотая Орда – государство татарского народа;

2) Также он указывает на связь исламской Булгарии с татарской историей;

3) Татарские ханства были веротерпимыми государствами.

В I разделе «Первобытное общество на территории Татарстана» автор выделил следующие темы:

§ 1. Земли Татарстана в первобытную эпоху

§ 2. Древние люди в Поволжье и Прикамье

§ 3. Новый каменный век

§ 4. Из жизни первобытных людей

§ 5. Первые успехи в древней металлургии

§ 6. Разложение родового строя

Первая глава занимает всего 20 страниц. В параграфах автор дает определение понятию «палеолит». Р. Г. Фахрутдинов отмечает, что на территории Среднего Поволжья люди появились около 100 тыс. лет назад, что подтверждается археологическими исследованиями.

Следует также отметить, что автор является первоклассным археологом, который знакомит учащихся с различными археологическими исследованиями, проведенными на территории Татарстана. В учебнике на 13 стр. имеется изображение мамонта.

Во втором разделе Р. Г. Фахрутдинов знакомит юных читателей с понятием «археологическая культура», рассказывает о зачатках металлургической промышленности в Среднем Поволжье. Учащимся автор предлагает рассмотреть изображение топоров и зеркал на стр. 19-21. К каждому разделу прилагаются вопросы и задания. Например, в первой главе:

1. Чем отличались от современных древние климатические условия в Поволжье и Приуралье?

2. Когда появились первые люди на территории Среднего Поволжья и Приуралья?

3. Какие древние племена и археологические культуры нашего края вам известны?

4. Как жили древние люди, чем занимались? Перескажите вкратце эпи­зод об охоте на тигра.

5. Какими орудиями труда и оружием пользовались первобытные лю­ди? Что вы можете сказать о достоинствах металлических орудий в отличии от каменных?

6. Сравните первобытнообщинный строй Поволжско-Приуральского региона с таковыми на других территориях (в Западной Европе и других местах) по учебникам истории древнего мира и отечествен­ной истории (бывшей Истории СССР).

7. Назовите причины распада родового строя [3].

Выводы

1. Татарский археолог Р. Г. Фахрутдинов утверждает, что на территории Среднего Поволжья первые люди появились около 100 тыс. лет назад.

2. Чувашские ученые-археологи и историки считают, что более 80 тыс. лет назад.

3. В учебнике для школ «История татарского народа и Татарстана» Р. Г. Фахрутдиновым широко представлены рисунки, образцы археологических находок (на 20 стр. 4 изображения).

4. Достаточно научно освещаются термины, археологические культуры: абашевская, балановская и т.д.

Литература

  1. Фахрутдинов, Р. Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000. – C. 3
  2. Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 7
  3. Фахрутдинов, Р. Г. Там же. – С. 2

1 комментарий:

Rais Karauchy комментирует...

НОВОЕ, ВЕРНЕЕ, ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ, В ОСВЕЩЕНИИ ИСТОРИИ ТАТАР

Видимо, мало еще кому известно (а кое-кому и выгодно «не знать» и «не замечать»), что вышли в последние годы замечательные труды (книги, статьи) независимого татарского историка-исследователя Г.Р. Еникеева (Гали Еникей) по истории татар.

Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».
См. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3

Следует заметить, что в подписанной доктором исторических наук Д.М. Исхаковым рецензии от Института истории им. Марджани АН РТ на первую книгу Г.Р. Еникеева "Чингиз-хан и татары: мифы и реальность" изложено, в частности, следующее:
"В данной работе в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа'''. '''Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа'' см. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1

Пожалуй, главная заслуга Г. Еникеева именно в том, что он смог заметить, "вытащить" из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, и собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Г. Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.

Замечательно также, что изложенное Г.Р Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ им. Ш. Марджани), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) "не замечаемого" официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими (татарстанскими).

Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, "факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Булгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно" (Мурад Аджи).