07 марта 2011

СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЧУВАШСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ГЕНЕЗИС

Российская историческая наука в конце XX – начала XXI вв. стала работать в русле цивиливационного подхода в изучении истории и культуры. Цивилизационные теории Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, С.П.Хантингтона послужили теоретической основой осмысления российской истории.

По А.Дж. Тойнби:

Циклы (стадии) развития цивилизации по А. Тойнби

разложение

надлом

расцвет

Рождение

(генезис)

Можно ли рассматривать историю проточуваш (болгарочуваш) в процессе смены циклов цивилизаций. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтон предлагают циклы (стадии) развития. Где родилась проточувашская (древнечувашская) цивилизация?

Мы рассматриваем развитие (становление) древнечувашской (протоболгарской) цивилизации в государственных образованиях:

1. Империя хунну;

2. Империя Аттила;

3. Тюткский каганат;

4. Западнотюркский каганат;

5. Великая Болгария;

6. Волжско-Камская Болгария;

7. Золотая Орда;

8. Казанское ханство;

9. Россия.

В этой хронологии следует выдеть промежуток с 1546-по июнь 1551 гг., как называемое государство Чувашия (Чувашский край):

1. 1546 г. освобождение Чувашии от Казанской (Исламской) администрации

2. Июнь 1551 г. вхождение Чувашии в состав России.

Генезис (зачатие) древнечувашской цивилизации произошел в Империи хунну. Но произошло «зачатие», а не рождение. Генезис растянулся на тысячелетие, «внутриутробное» развитие (900-1000 лет) в условиях Азии (Империя хунну): Евразия (Империя Аттилы); Тюркского и Западнотюркского каганатов; Европы (Великой Болгарии).

Предлагаем свою схему, приемлемую для древнечувашской цивилизации:

Государство

Стадии по О. Шпенглеру

Стадии по А.Дж. Тойнби

Фазы по Квигли

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Империя хунну

Империя Аттилы

Тюркский каганат

Западнотюркский

Великая Болгария

Волжская Болгария

Золотая Орда

Казанское ханство

Россия

рождение

рождение

рождение

рождение

рождение

рост

созревание

увядание

смена (Тафаев)

рождение

рождение

рождение

рождение

рождение

расцвет

надлом

разложение

смена (Тафаев)

генезис

генезис

генезис

генезис

смешение

расцвет

пора конфликтов

пора войн

смена-рождение (Тафаев)

Н.Н. Крадин в монографии «Империя хунну» пишет о хунну: исследования китайских археологов хуннских (или хунноподобных) памятников во Внутренней Монголии в период «борющихся царств». Уже в эту эпоху в хуннском обществе существовали значительные социальные различия, прослеживаемые в погребальном обряде. Погребения кочевой аристократии и вождей содержали многочисленные украшения из золота и бронзы (только в могильнике Алучжайдэн (аймак Ханцзинь) было 218 предметов общим весом более 4 кг), встречаются предметы, специально сделанные для вождей (пластина с надписью титула «шао фу», украшения для церемониальной шапки, которые носили хуннские вожди, и др.) Согласно китайским летописцам хунну начали набеги еще в эпоху Чжоу и Цинь. Периодически они усиливались, временами ослабевали. Еще в середине III в. до н.э. хунну представляли большую угрозу для южных соседей и успешно грабили приграничные районы китайских царств. Однако в 81-м цзюане «Ши Цзи» сообщается, что Ли Му разбил хунну и уничтожил более 100 000 хуннских всадников. Скорее всего, достижения китайского полководца сильно преувеличены, но, возможно, косвенно это свидетельствует о силе хуннского объединения в указанную эпоху. Можно согласиться с выводом Л.Н. Гумилева, что после этого власть в степи перешла к дунху.

Следовательно, сложная политическая система сложилась у хунну еще до возникновения державы Модэ на рубеже III - II вв. до н.э.[1] «Внутриутробное» развитие в Империи хунну у проточувашей мы можем увидеть в языковых и культурных заимствованиях, например, у китайцев они взяли более 100 слов. Заимствования касаются:

1. Отношения к небу (религиозные, мировоззренческие термины);

2. Ремесленные термины;

3. Сельскохозяйственные термины;

4. Отношение к человеку.

Более 900 монгольских слов сохранились у современных чуваш. Все термины - это связанные со скотоводством.

Большинство исследователей считают, что гуннская общность вышла из «недр» Империи хунну. Хунну - цивилизационная общность, гунны - регрессивная общность (Аттила - бичь божий). Здесь мы поставим проблему «цивилизация - материнская», «цивилизация - сестринская», последнюю следует более подробно изучить (в контексте Империя хунну - Империя Аттилы); Великая Болгария - Волжская Болгария, Золотая Орда - Казанское ханство, Византийская цивилизация - Российская цивилизация. По А.Дж. Тойнби в цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление и т.д.

Для того чтобы она появилась, по А. Тойнби, «необходимо стечение ряда условий». Поскольку это не всегда имеет место, поскольку некоторые цивилизации оказываются застывшими, или «недоразвитыми». К последним Тойнби относит общество полинезийцев и эскимосов. Он подробно исследовал вопрос о возникновении очагов цивилизации второго поколения, которых он насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская. Проблема рождения цивилизаций является для Тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин.[2]

Волжская Болгария, Золотая Орда, Казанское ханство, Россия - можно отнести к цивилизациям третьего поколения, которые формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее - на основе возникшего в ее недрах христианства - формируется третичная, западноевропейская, считает А. Тойнби. Всего, согласно А. Тойнби, к середине ХХ в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.

Волжская Болгария, Золотая Орда, Казанское ханство формировались на основе исламской религии, а Российская цивилизация на основе христианства.

Выводы

1. Древнечувашская (до 1551г.) и новочувашская (после 1551г.) цивилизации имеют свои стадии развития;

2. Генезис (генезис и внутриутробное развитие древнечувашская прошла в условиях Империи хунну)

3. Генезис (рождение) по Квигли - «смешение», по-нашему мнению, можно отнести к северокавказской трансформационной эпохе древнечувашской цивилизации.

4. Накладывая концепцию «генезиса цивилизации» по А. Тойнби на историю чувашского народа мы можем сказать, что болгарочувашская цивилизация имеет все стадии развития и в настоящее время участвует в процессе формирования российской цивилизации.

Литература

1. Крадин Н.Н. Империя хунну / Н.Н.Крадин - М., 2002 - С. 32.

2. Тойнби А. Постижение истории. Причина генезиса цивилизации. / А.Тайнби – М., 2004 – С.105-107.

Комментариев нет: