07 марта 2011

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ЧУВАШСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКЕ

Цивилизационный подход

в чувашской исторической регионалистике

Для историка независимо от этнической и религиозной принадлежности главное правда, полуправда или в угоду политике – ложь, через десятилетия высвечиваются. Каждый историк по своему трактует свою правду, свою полуправду, свою ложь. Александр Македонский заказывал свою правду, Чингисхан – свою, Гитлер и Сталин ‑ заказывали свою «правдивую» историю. Как дозировать правду, полуправду, ложь на рубеже веков (XX – начала XXI вв.). Российская история оказалась в сложной ситуации – кризиса, что это сталинизм, брежневизм, догматизм, сектантство или возвращение к правде от сплетни полуправды и лжи. Тоталитарная модель (социалистическая цивилизация) в конце XX века наша история по мнению западных исследователей, завершилась, по мнению российских ученых, «перевернулась» или возвратилась в русло «неработающей правды». В конце XX века всем потребовалась правда. Правда о репрессиях, Правда о белом движении, Правда о казачестве, Правда о царской семье, Правда о Сталине, Правда о Великой Отечественной войне и т.д. Все хотели правды и многие ее получили. Правда «сталинизма», правда «перестройки», правда Афганистана и Чечни общество в избытке «наелись». В начале XX века все изменилось. Оказалось, что лучше правды – это святость, комфорт, прогресс. Правда и регресс, правда и стагнация, правда и прогресс идут рядом. Кадры историков на рубеже века «расслоились». Одни отошли от марксистко-ленинской методологии, другие модернизировались в либерал-демократов, третьи трансформировались, четвертые ушил в «мир иной». Изменилась экономика. Рынок захлестнул общество, изменилась психология людей. Из советских людей они превратились в российский народ. Многие историки Чувашии вынуждены были отказаться от многих положений марксизма о классовой борьбе, о формациях и т.д. Советские методологические и научно-исследовательские методы оказались пересмотрены. Наиболее ярким сторонником марксистских подходов в Чувашии был И.Д. Кузнецов. Такова была эпоха и винить в ортодосканальном марксизме будь ошибкой, каждая эпоха выдвигала свои кадры – историков.

Что такое чувашская историческая регионалистика?

1. Монополизация центра в области научно-исследовательских проектов завершилась. Все увереннее научные школы основывают свое историческое пространство. Примерно с 60-90-х гг. XX в. Урало-Поволжская регионалистика обрела свое лицо. Монополия центральных исследовательских центров и школ завершилась. Но центральные учреждения имеют возможность политизировано играть, используя систему грантов. Научные исследования поощряются изучение в отказывают. Так, по своей программе «Российская цивилизация в условиях трансформации: региональный аспект» московский исследовательский центр отказал. При отказе в гранте какой-либо аргументации не было предъявлено. Исследование было разработано с учетом цивилизационного подхода в истории. Невзирая на политизированность при отказе финансирования (Москвой) чувашская историческая регионалистика продолжает развиваться, ее силы опираются на свои научные традиции, продолжают издавать монографии, учебные и учебно-методические пособия. Удивительно то, что мы представили документы на проведение международной конференции по теме «Цивилизации народов Поволжья и Приуралья», которая прошла 19-20 мая 2006 г. в г. Чебоксары (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева). Приняли участие представители Венгрии, Болгарии, Турции, Японии, прибыло 36 ученых из Москвы, Урало-Поволжского региона. Мы просили под грант 30 тысяч рублей на проведение конференции, но нам было отказано. Для нас конференция обошлась в 50 тысяч рублей с изданием 7 научных сборников. Отказ в финансировании конференции по локальным цивилизациям показывает, что московские центры не заинтересованы в развитии чувашской регионалистики и болезненно реагируют на научные разработки, которые где-то опережают центр, или поднимают самосознание российских этносов.

2. О наших подходах к проблеме локальных цивилизаций. Ученые с различных позиций рассматривают понятие «цивилизация». Платон говорит о «золотом веке», Аристотель – о различных видах государственного устройства (монархия, аристократия, полития, олигархия, тирания, демократия). Дж. Вико в работе «Основания новой науки об общей природе наций» делит историю на циклы трех эпох: век героев. Век людей, век богов.

Чувашская цивилизация, по нашему мнению, прошла различные этапы. Мы предлагаем свой вариант цивилизационных этапов в развитии чувашской (древнечувашской) цивилизации.

Модернизационные периоды сопоставимы с российской историей. Чувашия вошла в состав России с 1551 г. По мнению российских ученых Россия имеет московский этап своего развития (для чувашей он охватывает 1551–1700 гг.).

Нам думается, что для чувашской истории она такова:

1. Московский (1551–1700 гг.);

2. Петровский (1700–1860 гг.);

3. Яковлевский (1860–1920 гг.);

4. Советский (1920–1991 гг.);

5. Постсоветский (с 1992 г.).

Модеринизационные этапы входят в российскую трансформационную эпоху (см. Схему трансформационных эпох).

В настоящее время мы продолжаем разработку регионально-цивилизационного подхода к чувашской истории. На рубеже веков в российской науке появилась плеяда сильных ученых, которые успешно применяют теорию цивилизаций с учетом российской специфики. Среди них Семеникова, Панарин, Ахиезер, Платонов, Мчедлов, Яковленко, Сахаров, Троицкий, Тишков и др. Количество ученых-цивилизационников в Российской Федерации растет. Многие знают, что в Российской Федерации были переизданы работы О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева. Например, мы в курсах «История чувашского труда и Чувашии», «История и культура родного народа» достаточно подробно изучаем работы Н.Я. Данилевского, В.И. Ламанского, Л.Н. Гумилева, А. Тойнби, С.П. Хантингтона. Студенты готовят курсовые и дипломные проекты по теории цивилизации. Так, в течении 2003-2007 учебных годов защищены дипломные исследования по И.Н. Смирнову, А. Тойби, И.Я. Данилевскому. Студенты выступили с темой «Цивилизационная концепция С.П. Хантингтона» на республиканской конференции «Юность Большой Волги» в 2005 г. Студенты проявляют интерес к работам Л.Н. Гумилева. Например, в 2008 году будет представлено дипломное исследование по теме: «Евразийская концепция Л.Н. Гумилева». Студенты IIIV курсов исторического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева готовят курсовые работы по евразийскому и неоевразийскому движению. В 2004 г. была защищена работа по теме «цивилизационный подход в изучении истории чувашского народа в Чувашии». Автором за последние 10 лет выпущено около 50 учебных и учебно-методических пособий, атласов для общеобразовательных школ совместно с подготовленных с учетом цивилизационной теории, опубликовано около 60 статей по локальным цивилизациям. В 2005 году выпущена монография «Чувашская цивилизация» (Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т. – 334 с.). Таким образом, следует отметить, что региональные ученые успешно используют теорию цивилизации, разработанных оО.Тойнби и др. применительно к российской специфике. На сегодня подготовлены учебные пособия «Истоки чувашской цивилизации. Древний мир», «Истоки чувашской цивилизации. Средние века». Данные пособия будут изданы в 2007 году. Чувашский государственный гуманитарный институт выпустил в 2001 году книгу «История Чувашии новейшего времени» книга I (1917-1945), в 2007 г. выйдет вторая часть. Мы готовим к изданию в 2008 г. учебные пособия «Чувашская цивилизация. Новое время», «Чувашская цивилизация. Новейшее время», «Чувашская нация средствами изобразительного искусства». «Атлас чувашского народа и Чувашии с середины XVI до начала XXI вв.», «История и культура в иллюстрациях» .

Задачи чувашских историков:

1. Продолжить разработку новой периодизации чувашской истории с учетом цивилизационного подхода;

2. Продолжить разработку теории чувашской локальной цивилизации (древнечувашской цивилизации) с учетом всех факторов воздействия на ее генезис и развитие: территориальный, языковой, духовно-нравственный, этнокультурный, религиозный факторы.

3. Разнообразить темы курсовых, дипломных работ, включив темы по работам К. Квигли, Л.Н. Гумилева, других теоретиков цивилизационного подхода в истории.

4. Необходимо продолжить поиск новых архивных материалов по белому движению, голоду 1920-1922 гг. в Поволжье, раскулачиванию, эмиграции времен Великой Отечественной войны.

5. Необходимо уделить серьезное внимание вопросам этногенеза чувашского народа, монголо-татарскому и казанскому народам (ордынской эпохи) чувашской цивилизации.

6. Нельзя отбрасывать роль психолого-личностного подхода к истории, роль С. Разина, Е. Пугачева и чувашской истории. Выступления чувашских крестьян в этих «бунтах» явились катализатором депрессий или развития в Чувашском крае. Что здесь больше: цивилизационного или антицивилизационного. Изучая этот период в истории чувашского народа мы должны понять:

1. Крестьянская война;

2. Крестьянский бунт;

3. Царистская идеология;

4. Казацкая война;

5. Казацко-крестьянский бунт;

6. Позиция чувашской аристрократии.

Вопрос: почему с. Сундырь отказался перейти на службу Е. Пугачеву. Горожане выступили против пугачевцев. Е. Пугачев казнил 12 солдат и капитана инвалидной команды (с ребенком капитана) и приказал сжечь село (250 домов из 300 и одна церковь из двух сгорели).

7. Особым вопросом в чувашской истории является европейская (российская) колонизация Чувашского края. Методы, формы, этапы, личности исследования. Европейская или азиатская (евразийская) колонизация Чувашского края. Можно детально разработать причины отставания, «европизации», «капитализации» Чувашского края».

8. Чувашские ученые продолжают исследования по рабочему классу, аграрной проблеме. Кончено, сейчас нет классовой предвзятости. Проблемы достаточно исторические и следует продолжить их изучение.

9. Следует продолжить изучение исторических личностей, которые сумели консолидировать чувашей-болгар: каганы, Орган, Кубрат, Атп-Илибер и т.д.

10. Настало время более подробно изучить личность святого Авраама Болгарского.

11. Думается, что историки должны более детально обосновать время зарождения г. Веда Сувар (г. Чебоксары). Мы считаем, что время основания не только 1237 г. (по В.Д. Димитриеву), но и далее X в. (923 г.) По утверждению археологов Хулаш, Тигашево, Таяба основаны в X в. Мы считаем, что процесс заселения Горной Болгарии (Чувашского края) шел с 923 г., археологи доказали, что города Тигашево, Таяба, Хулаш возникли в 30-50 гг. X века. Таким образом, мы считаем, что процесс продвижения болгар укрепился с 923 г. Знать, ремесленники, крестьяне Центральной Болгарии из-за непринятия исламизации стали переселяться в леса Горной Болгарии. Получается, что основание г. Веда Сувар следует отнести к 930-950 гг. X в.

Новое для исследователей – это открытое изучение предпринимательства, развитие купечества в Чувашском крае. При изучении этого направления в чувашской исторической регионалистике делается упор на деятельность купцов Ефремовых, Таланцевых и др.

Комментариев нет: