07 марта 2011

КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНАЯ

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

О культурно-региональной идентичности писали в Древней Греции и Риме. По их мнению, существовали Эллинская цивилизация и варвары. Варвары – это варвары, а Греция – это Греция – культура, города, ремесла, театры и философия.

До принятия христианства Римом и Византией (Восточноримской империей) идентичность опиралась на культуру и религию (язычество), после принятия учения Иисуса Христа – на христианство.

Таким образом, с V в. идентичность распространилась на единство «в христианской вере».

По мнению С. П. Хантингтона Цивилизация является наивысшей культурной целостностью. Деревни, рай­оны, этнические группы, национальности, религиозные группы — у них у всех сформирована культура на различных уровнях гетерогенности. Культу­ра деревни на юге Италии может отличаться от культуры деревни на севере Италии, но они будут разделять общую итальянскую культуру, которая отли­чает их от немецких деревень. Европейские сообщества, в свою очередь, бу­дут обладать общими культурными чертами, которые отличают их от китай­ских или индийских сообществ.

По С. П. Хантингтону:

1. этносы;

2. религии;

3. культуры.

Данные кирпичики (модули по Г. И. Тафаеву) являются элементами культурно-религиозной идентичности.

Далее С. П. Хантингтон отмечает, что цивилизации — это самые большие «мы», внутри которых каждый чувствует себя в культурном плане
как дома и отличает себя от всех остальных «них». Цивилизации могут состоять из большого количества людей, как китайская цивилизация, или очень небольшого, как англоязычные жители островов Карибского моря. В течение всей истории существовало множество мелких групп людей, которые обладали индивидуальной культурой, но не имели никакой культурной идентичности более высокого уровня. Принято также делать различия по размеру между главными и периферийными цивилизациями (Бэгби) и по значимости между главными и запаздывающими или прерванными цивилизациями (Тойнби) [1].

По С. П. Хантингтону у цивилизаций нет четко определенных границ и точного начала и конца. Люди могут идентифицировать себя по-разному и делают это. В результате состав и форма цивилизаций меняются со временем. Культуры народов взаимодействуют и накладываются друг на друга. Степень, с которой куль­туры цивилизаций разнятся или походят друг на друга, также сильно варьи­руется. Цивилизации, таким образом, являются многосторонними целостностями, и на то, что границы между ними редко бывают четкими.

В-четвертых, цивилизации хотя и смертны, но живут они очень долго; они эволюционируют, адаптируются и являются наиболее стойкими из человеческих ассоциаций «реальностями чрезвычайной «tongue duree».

Их «уникальная и особенная сущность» заключается в «длительной исторической непрерывности. На самом деле, жизнь цивилизации является самой долгой историей из всех". Империи возвышаются и рушатся, правительства приходят и уходят — цивилизации остаются и «переживают политические, социальные, экономические и даже идеологические потрясения» [2].

Чувашия с середины XVI в. развивалась в составе российской цивилизации. Ее этапы:

1. восточнославянский (VIII – XIII вв.);

2. московский (XIII – XV вв.);

3. великорусский (середина XVXVII вв.);

4. императорский (XVIII в. – 1917 г.);

5. советский (1917 – 1992 гг.);

6. постсоветский (с 1992 г.) [2].

Чувашия вошла в великорусский отрезок времени развития российской цивилизации.

До середины XVI по С. П. Хантингтону «жизнь цивилизаций является самой долгой историей».

«Долгая история» проходила для древних чувашей (болгар, сувар) в составе:

1) Империя хунну (Азия);

2) Империя Аттилы (Евразия);

3) Западно-тюркский каганат (Евразия);

4) Великая Болгария (Северный Кавказ);

5) Волжская Болгария (Среднее Поволжье);

6) Золотая Орда (Евразия);

7) Казания (Среднее Поволжье).

Международная история, — приходит к выводу Богемен, — точно подтверждает тезис о том, что политические системы являются недолговечными средствами для достижения цели на поверхности цивилизации и что судьба каждого сообще­ства, объединенного лингвистически и духовно, зависит, в конечном счете, от выживания определенных фундаментальных идей, вокруг которых сплачива­лись многочисленные поколения и которые, таким образом, символизируют преемственность общества. Практически все основные цивилизации, суще­ствующие в мире в двадцатом веке, возникли, по крайней мере, тысячу лет на­зад или, как в случае с Латинской Америкой, являются непосредственными «отпрысками» другой, давно живущей цивилизации [3].

С. П. Хантингтон замечает, что поскольку цивилизации являются культурными единствами, а не политическими, они сами не занимаются поддержанием порядка, восстанов­лением справедливости, сбором налогов, ведением войн, заключением сою­зов и не делают ничего из того, чем заняты правительства. Политическое устройство отличается у различных цивилизаций, а также в разное время в пределах какой-либо из них. Цивилизация, таким образом, может содержать одно или более политических образований. Эти образования могут быть го­родами-государствами, империями, федерациями, конфедерациями, нацио­нальными государствами, многонациональными государствами, и у всех них могут быть различные формы правления. По мере того как цивилизация эво­люционирует, число, и природа составляющих ее образований обычно меня­ются. В некоторых случаях цивилизация и политическая целостность могут совпадать. Как отметил Люциан Пай, Китай — это «цивилизация, претендую­щая на то, чтобы быть государством». Япония - это цивилизация, являю­щаяся государством. Однако в большинство цивилизаций входит более одно­го государства или других политических единиц, В современном мире боль­шинство цивилизаций включают в себя по два или более государств [4].

И, наконец, исследователи обычно согласны в идентификации важнейших цивилизаций в человеческой истории и тех, что существуют в современном мире. Их мнения, тем не менее, часто расходятся в том, что касается общего числа существовавших в истории цивилизаций. К. Квигли отстаивал шестнадцать явных исторических случаев и еще восемь очень вероятных. А. Дж. Тойнби сначала назвал число двадцать два, затем — двадцать три; О. Шпенглер выде­лил восемь основных культур. Макнил называл во всей истории девять циви­лизаций; Бэгби тоже видел девять важнейших цивилизаций или двенадцать, если из китайской и западной выделить японскую и православную. Бродель называл девять, а Ростовани — семь важнейших современных цивилизаций. Эти различия отчасти зависят от того, считать ли такие культурные группы, как китайцы и индусы, единой исторической цивилизацией или же двумя близкими друг другу цивилизациями, одна из которых отпочковалась от дру­гой. Несмотря на эти различия, идентичность не оспаривается. Сделав обзор литературы, Мелко приходит к заключению, что существует «разумное со­гласие» относительно двенадцати важнейших цивилизаций, из которых семь уже исчезли (месопотамская, египетская, критская, классическая, византийская, центрально-американская, андская), а пять продолжают существовать (ки­тайская, японская, индуистская, исламская и западная). К этим пяти цивили­зациям целесообразно добавить православную, латиноамериканскую и, воз­можно, африканскую цивилизации, отмечает С. П. Хантингтон.

Мировые (культурно-религиозные) цивилизации по С. П. Хантингтону:

1) Западно-христианская;

2) Восточно-христианская;

3) Японская;

4) Китайская (Синская);

5) Индийская;

6) Исламская;

7) Латиноамериканская;

8) Африканская.

Ядро цивилизации, душа цивилизации – это язык, религия, ценности, обычаи и традиции (по С. П. Хантингтону).

Элементы идентичности:

1) язык;

2) религия;

3) ценности;

4) традиции;

5) обычаи.

Они являются «кирпичиками» самоидентичности цивилизации.

С. П. Хантингтон говорит:

· об экономическом регионализме;

· об общности культуры;

· о культурно-религиозной схожести.

Для древнечувашской цивилизации наиболее близки (независимо от религиозной принадлежности современных чувашей).

· Синская (Китайская) цивилизация;

· Индийская цивилизация;

· Исламская цивилизация;

· Восточно-христианская цивилизация;

· Западно-христианская цивилизация.

С. П. Хантингтон о данных цивилизациях писал:

1. СИНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Все ученые признают существование либо одной отдельной китайской цивилизации, которая возникла, по крайней мере, в 1500 году до н. э. (возможно даже на тысячу лет раньше), или двух китайских цивилизаций, одна их кото­рых сменила другую в первые столетия христианской эпохи. В своей статье журнале «Foreign Affairs» я назвал эту цивилизацию конфуцианской. Более точным термином, однако, будет «синская цивилизация». Несмотря на то, что конфуцианство является основной составляющей китайской цивилизации, китайская цивилизация — нечто большее, чем учение Конфуция, и не огра­ничивается также Китаем как политической целостностью. Термин «синский», который употребляли многие ученые, подходяще описывает общую культуру Китая и китайских сообществ в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи.

2. ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

По крайней мере, одна из ряда сменяющих друг друга цивилизаций, как это повсеместно признано, существовала в Индостане как минимум с 1500 г. до н. э. Все цивилизации этого ряда именуются индийскими, индусскими или индуистскими, причем последний термин предпочтительнее в отношении самой современной цивилизации. В той или иной форме индуизм был цен­тральной культурой Индостана со второго тысячелетия нашей эры – «…это более чем религия или социальная система; это сама суть индийской циви­лизации». Индуизм сохранил эту роль до наших дней, несмотря на то, что в самой Индии имеется значительная мусульманская община, а также несколь­ко менее многочисленных культурных меньшинств. Как и «синский», термин «индуистский» также проводит различие между названием цивилизации и названием стержневого государства, что крайне желательно в случаях, подобных тому, когда цивилизация не ограничивается пределами этой страны.

3. ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Все ведущие ученые признают существование отдельной исламской цивили­зации. Возникший на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, ислам стремительно распространился на Северную Африку и Пиренейский полуостров, а также на восток, в Среднюю Азию, Индостан и Юго-Восточную Азию. В результате этого внутри ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, пер­сидскую и малайскую.

По мнению исследователя, тюркская является «субцивилизацией». Мы предложили вариант – древнетюркская и новотюркская цивилизации.

Древнетюркская цивилизация:

1) Гуннская;

2) Болгаро-Суварская;

3) Хазарская;

4) Чувашская.

Остальные тюркские государства (этносы) мы отнесли к новотюркской субцивилизации.

Когда и в каких условиях произошла смена цивилизационной идентичности древних чувашей?

· Волжская Болгария – цивилизация городская, земледельческая, торгово-речная;

· С 1236 г. разгром монголо-татарми и закрепление с 1243 г. земель Волжско-Камской Болгарии за Золотой Ордой, а с 1445 г. за Казанским ханством (Казанией);

· С середины XVI в. вхождение Чувашии в состав России.

Мы рассматриваем три цивилизационных цикла:

1) Волжская Болгария – 500 лет;

2) Золотая Орда и Казания -300 лет;

3) Россия (более 450 лет).

Смена культурно-религиозной идентичности произошла в течение этих 1000-1300 лет три раза.

Волжская Болгария, Золотая Орда и Казанское ханство – языческо-исламские цивилизации.

1) Волжская Болгария – госязык и госкультура древнеболгарские (древнечувашские), доминирование язычества. В 922 г. элитой принят ислам;

2) Золотая Орда – возвращение болгарской элиты в язычество;

3) Казания – возрождение ислама и доминирование татаро-кыпчакской культуры и языка;

Идентичность формировалась на основе:

· языка;

· религии;

· территории;

· татаро-кыпчакских традиций и исламских обрядов.

4) Россия – национальное возрождение чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов проходит за счет национальных и русских традиций, обрядов, христианской религии.

Обратим внимание на чувашско-болгарскую легенду о взятии Пюлер (Болгар). Легенда противопоставляет ведьму-язычницу с городской аристократией, которая приняла ислам.

Ведьма-язычница является этнической болгаркой, но она ненавидела болгар-мусульман, которые управляли городом.

Язычница (йюмзя) подсказала каким способом можно уничтожить г.Пюлер – Биляр (вариант г. Болгар).

По душе пришелся хану

Воеводы хитрый план:

-Эй! Подать коня кагану!-

Засверкал очами хан...

И, вскочил на аргамака.

Он помчался вдаль стрелой:

«Скоро царь булгар, собака,

Гнев узнаешь страшный мой!»

Вот и хата ведьмы старой

На краю села стоит;

Вот ведьма… божьей карой

За столом она сидит!..

Но каган без страха входит

В это мрачное жилье;

Отдышался и заводит

Речь про дело он свое...

Тут колдунья стелет сразу

Скатерть белую на стол,

А сама совиным глазом

Все косится на котел,

Что стоит в печи зажженной-

Пар оттуда так и прет!..-

И горячей каши пшенной

Молча гостю подает.

А в середке каши этой

Масла плавает глазок;

На пару он разогретый,

Даже светиться чуток...

Тут Тимер из каши масло

Ловко ложкой ухватил -

И колдунье стало ясно,

Что за гость пред нею был!..

Лишь каган один могучий

Кушать кашу так умел…

«Вот так диво! Вот так случай!

Здесь сам черт бы оробел!»

Ведьма в страхе задрожала

И промолвила скорей:

-Я тебя, каган, узнала,

Повелитель всех людей!..

Говоришь ты верно, бабка,

Пред тобою Батый-хан...(Тамерлан)

И не снявши даже шапку,

Попросил ее каган:

От людей своих слыхал я,

Будто ведьмой ты слывешь?..

Вот к тебе и прискакал я.

Горе будет, коль солжешь!..

Говорит здесь вся округа -

Есть такой в народе слух! –

Что ты дьявола подруга,

Или — сам нечистый дух...

Будто знаешь о свершенных

И о будущих делах;

И людишек будто сонных

Душишь ты в своих домах...

Отвечай же, чародейка,

Как разбить мне град Пюлер?

Обмануть хоть чуть посмей-ка

Вмиг убьет тебя Тимер! –

- Грозный Хан! Царь над царями!

Ты могуч, как неба гром...

Только взять Пюлер войсками

Ты не сможешь нипочем!..

Ты с отвагой дерзновенной

Обнажить успеешь меч,

Но сперва, о, царь вселенной,

Лучше город сей...поджечь!..

Ты для этого сначала

Сделай тысячу силков

И зерна под них немало

Набросай для голубков.

А потом, Тимер, ты должен

К ножкам птичек привязать,

Трут горящий, серу тоже

И — пустить их полетать...

Ты не бойся! Все исправно

Птицы дом родной найдут,

И булгарский город славный

С десяти концов зажгут!..

Вот тогда-то с войском смелым

Ты в Пюлер легко войдешь,

И свое лихое дело

Совершать ты в нем начнешь.

Как сказала бабка это,

Поскакал назад Тимер, -

Чтоб по ведьмину совету

Голубей послать в Пюлер...

И как ночь на степь спустилась,

И вокруг всех обнял сон,

Злодеянье совершилось –

Град пылал со всех сторон!..

Таким образом, мы видим, что в условиях Волжской Болгарии произошел раскол части болгар на мусульман (с 922 г.) и язычников. Именно мусульманская часть болгарской аристократии в 1236 г. перешла на сторону Батыя, но в 1391 и 1395 гг. при походе Тамерлана на Болгарские земли, аристократия и народ оказались в язычестве.

Был дан жесткий отпор татаро-ордынским войскам Тамерлана. В этой войне было уничтожено более 30 городов, 2 тыс. сел и до 80% населения болгарской земли.

Языческая и исламская родовая аристократия, жреческая каста выступили совместно против агрессоров.

Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756 г.): «Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая узда человечества; это главная пружина цивилизации; она на­ставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает наше сердце и так далее». В его трактате о цивилизации говорится: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов обще­жития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».

Что получили от российской христианской цивилизации народы Среднего Поволжья:

1) смягчение нравов;

2) учтивость, вежливость;

3) знания (книгопечатание);

4) грамотность (школьное образование);

5) городское развитие;

6) развитие торговли;

7) развитие науки;

8) технический прогресс.

Проповедь цивилизационной самоидентичности ярко звучит в «Завещании» И. Я. Яковлева – просветителя народов Среднего Поволжья.

Мы знаем, что «кирпичиками» самоидентификации являются:

1) религия;

2) этнос;

3) культура;

4) мирное сосуществование.

Иван Яковлевич Яковлев все четыре условия идентификации обозначил так:

1. Крепче всего берегите величайшую святыню — веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный.

И. Я. Яковлев видел, что формируется православная цивилизация, и он был ее сторонником.

2. Чтите и любите великий, добрый и умный рус­ский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встре­тил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему, гряду­щему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и ум­ных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомне­ния, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью. Зало­гом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного, характера.

И. Я. Яковлев хорошо знал свою чувашскую историю и события середины XVI в. Так он писал «народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас».

3. Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: работу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа.

И. Я. Яковлев говорит о культуре и просвещении народа.

4. Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом Завете Спасителя: любите и ненавидящих вас и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.

И. Я. Яковлев пропагандирует мирное сосуществование, как в семье, так и между народами.

«Завещание» И. Я. Яковлева является обращением к мировой общечеловеческой цивилизации.

По мнению Апостола чувашского Возрождения, планетарная цивилизация сохранит самобытность культур, языков и религий. Обращение «будьте дружны между собой» надо рассматривать как поиск межкультурного и межцивилизационного диалога не только в условиях Урало-Поволжского региона, но и в масштабе всей планеты.

Религии, этносы, культуры, по И. Я. Яковлеву, должны быть инструментами дружбы, а не способами сведения «счетов и распрей», они должны иметь «жизненную силу уступчивости и снисхождения».

Выводы

1. Переход языческих народов Среднего Поволжья в лоно российской христианской цивилизации избавил народы от татарской исламизации и ассимиляции.

2. Российская самоидентификация сохраняется у народов Среднего Поволжья и в условиях XXI в.

3. Самоидентификация народов Среднего Поволжья опирается на этническую, культурную, религиозную и территориальную принадлежность к Российской Федерации.

4. У мусульманских татар самоидентификация формируется с детства (родителями) с учетом исламского фактора.

5. И. Я. Яковлев, чувашский просветитель народов Среднего Поволжья, в своем «Завещании» показал пути мирного сосуществования религий, этносов и культур.

Литература:

1. Хантингтон, С. П. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. – С. 130-135.

2. Викторов, В. В. Российская цивилизация. – М., 2009. – С. 27.

3. Хантингтон, С. П. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. – С. 130.

4. Хантингтон, С. П. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. – С. 130-135.

Комментариев нет: