15 марта 2011

ГЕРОИЧЕСКИЕ ВЕКА ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ (ЛЕГЕНДА ОБ УЛЫПЕ)

ГЕРОИЧЕСКИЕ ВЕКА ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ (ЛЕГЕНДА ОБ УЛЫПЕ)

Выделим понятия:

1) героические века;

2) древнеболгарская цивилизация;

3) устное творчество.

Термин «героические века» часто используется в литературе, истории, культурологи писателями, поэтами, историками. Героические века научный термин в обобщенном виде показывающий героическое прошлое (варварское прошлое) по А. Дж. Тойнби.

Английский исследователь А. Дж. Тойнби в многотомном сочинении «Постижение истории» в шестой части «Героические века» (варварское прошлое) пишет об историко-героических эпохах, которые формировались в «героически-варварском прошлом» народов.

Чувашский исследователь В. Д. Димитриев о прошлом устном народном творчестве пишет, что в наш век — век радио и телевидения, газет, журналов и книг, выходя­щих сотнями тысяч названий и нередко миллионными тиражами, устное на­родное творчество продолжает жить, волнует не только детей, но и взрослых, питает современную художественную литературу и искусство. К примеру, народная мудрость, фольклорные темы и сюжеты, преображенные талантом Расула Гамзатова и Чингиза Айтматова в замечательные творения, вошли в золотой фонд мировой литературы. Сколько фольклорных тем только за по­следние десятилетия послужили сюжетной основой опер, балетов и кино­фильмов! Фольклорная тематика привлекает художников.

Например, языческая поэма К. Иванова «Нарспи» стала основой рок-мюзикла «Нарспи», который в 2008 г. стал новым словом в музыкальной жизни Чувашской республики. В 2010 г. коллектив филармонии показал данное музыкальное представление жителям г. Москвы.

Историк В. Д. Димитриев отмечает, что к чувашским историческим преданиям проявляли интерес отдельные русские ученые конца XVIII-XIX веков: К. С. Милькович, В. И. Лебедев, В. А. Сбоев, Н. И. Золотницкий, С. М Шпилевский, В. К. Магницкий.

Весьма успешный опыт обобщения чувашских преданий принадлежит пионеру чувашской науки историку и этнографу С. М. Михайлову. Согласно преданиям, указывал ученый, предки чувашей прибыли в Волго-Камье из Азии, с юго-востока, жили в Волжской Болгарии. Во время нашествия мон­голов чуваши из-за реки Камы переселились на правобережье Волги, «удаля­ясь в лесистые богатые места от грозных своих завоевателей». Казанские ха­ны взимали с чувашских крестьян большие налоги, посланные от них для по­боров вельможи, притесняли народ, уводили в неволю чувашских девиц. Чу­ваши, будучи не в состоянии переносить угнетение, решили искать защиты у московского царя, который принял их ласково и обещал им свое покрови­тельство. Особенно отличился в борьбе с татарскими феодалами храбрый чу­вашский наездник Сарый. Чуваши содействовали русскому войску во взятии Казани, указывали русским воеводам дороги и секретно устроенные татар­скими военачальниками укрепления. В ряде преданий повествуется о жизни чувашских крестьян в России, угнетении их помещиками и чиновниками. Ис­торик зафиксировал ряд преданий о массовом участии чувашей в Пугачевском восстании.

С какого периода времени мы можем взять за начало героических веков древнеболгарской цивилизации? Рассмотрим хронологию и территорию трансформации на схеме.

По мере укрепления государственности болгар героические века еще более обогащались историческими преданиями и легендами.

1. Азия:

· Империя хунну:

– две легенды о возвращении Модэ (смерти Тоуманя);

– легенда о защите Модэ своей земли «Земля основа государства».

2. Европа:

· Империя Аттилы:

– легенда о смерти Аттилы;

– легенда о лани и т.д.;

· Великая Болгария:

– легенда о разделе Великой Болгарии между сыновьями кагана Кубрата;

– легенда о крещении Органа, Кубрата и Алп-Илитвера;

– легенда об Улыпе-богатыре, Улыпе-царе.

3. Среднее Поволжье:

· Волжско-Камская Болгария;

· Золотая Орда;

· Казанское ханство.

– около 500 различных легенд и исторических сказаний [1]. Наибольшее количество исторических легенд и преданий сохранились у чувашей, что связано с их пребыванием на территории Северного Кавказа (легенда об Улыпе и др.), а также разгром Волжско-Камской Болгарии. Много легенд сохранилось по ордынской эпохе (Золотая Орда и Казания). Например, В. Д. Димитриев отмечает, что чувашский историк и этнограф, Н. В. Никольский, резюмируя содержание собранных им чувашских преданий, еще в 1911 году писал, что чуваши ездили в Москву искать управу на татарских ханов, нестерпимо при­теснивших их. При взятии Казани чуваши помогали Ивану IV, за что он пожаловал им земли и дарственную грамоту с золотой печатью на владение ими. Степан Разин обещал чувашским крестьянам большие выгоды. Чуваши верили ему и держали его сторону. Емельян Пугачев «являлся к богатым, требовал у них хлеба и денег, раздавал то и другое беднякам. К последним он относился вообще хорошо. Освобождал чуваш из-под опеки духовенства чиновников; вешал тех и других; чувашам позволил держать прежнюю «чувашскую» веру». Чуваши в своих преданиях, указывал исследователь, рассказывают о насильственном крещении их, приводах «толпами к ближайшей реке, пруду», о тяжелой, продолжительной солдатской службе.

Профессором М. Я. Сироткиным рассмотрен ряд исторических преда­ний чувашей [2]. И. И. Одюковым исследованы предания о древних и волж­ских болгарах (I—XV века), определен тематический состав всех чуваш­ских преданий и дан их обобщающий обзор. Историки — академик М. Н. Тихомиров, профессора И. Д. Кузнецов, В. Ф. Каховский, П. В. Денисов, В. Д. Димитриев, литературоведы В. Я. Канюков, Г. Ф. Юмарт и другие в своих исследованиях ис­пользовали некоторые из чувашских преданий в качестве источника.

В. Д. Димитриев утверждает, что чувашских исторических преданий издано мало. Отметим важнейшие публикации. С. М. Михайлов в 1853 году опубликовал предания о разбойни­ках и расправе с пугачевцами в г. Ядрине [3]. В 1884 году чувашским крестья­нином села Тюрлемы Чебоксарского уезда Казанской губернии М. П. Арзамасовым при содействии В. К. Магницкого было опубликовано 8 преданий о жизни чувашей в Волжской Болгарии, под монголо-татарским игом и в Ка­занском ханстве, обращении их за помощью к Москве и их совместной с рус­скими борьбе против Казани, записанных от односельчанина Ивана Артамонова при участии татарского крестьянина Валита из деревни Альменева [4]. В изданных в 1940—1980-х годах сборниках «Чǎваш фольклорě» помещено 11 преданий, «Чǎваш юмах-халапěсем» и «Сказки и предания чуваш» — по 22 предания на чувашском и русском языках, причем 17 из них представлены в обоих сборниках. В сборнике текстов «Чǎваш халǎх сǎмахлахě» издано 195 предании. Опубликованные тексты отражают отдельные события с болгарских времен до 20-х годов XX века. Некоторые предания подверг­лись той или иной литературной обработке и местами расходятся с оригина­лами записей [5]. Ряд интересных историко-топонимических преданий издала А. С. Канюкова [6].

Чувашские и татарские исследователи создают учебные программы для изучения наследия народов Урало-Поволжского региона. Например, татарский исследователь А. З. Хабибуллин в республике Татарстан издал учебную программу «Устное народное творчество» для студентов специализации «Русский язык и литература в межнациональном общении» [7].

Представим несколько тем:

Тема 1. Фольклор как предмет филологического изучения

Фольклор и фольклористика. Фольклор как предмет изучения разных на­ук: литературоведения, лингвистики, истории, этнографии, психологии и др. Специфика произведений фольклора: синкретизм, традиционность и из­меняемость, коллективное и индивидуальное начала в фольклоре, устная и письменная форма бытования. Вариативность как фундаментальная черта фольклора. Национальное своеобразие фольклора разных народов.

Фольклор и религия.

Фольклор и литература.

Тема 4. Семейно-обрядовый фольклор русского и татарского народов

Главные обряды жизненного цикла: родильный, свадебный, похоронный.

Свадьба как сакральное, юридически-бытовое и художественное явление. Общая характеристика русского традиционного свадебного обряда. Жанровые разновидности свадебных песнопений.

Свадебный обряд в татарской традиции, его содержание и национально-религиозная специфика. Жанровый состав татарского свадебного фольклора. Песни-оды («Яр-яр»), песни-наставления («вэгазь», «канатлы суз») и заклина­ния, игровые песни. Главные идеи, поэтические образы и символы свадебных песнопений.

Похоронный обряд и похоронные причитания. Поэтика русских похорон­ных причитаний.

Мунаджаты как жанр татарского народного творчества. Происхождение жанра. Религиозно-философское содержание татарских мунаджатов. Их основные темы, мотивы и образы [8].

Для чего мы, народы Урало-Поволжского региона должны изучать устное народное творчество? По определению В. Д. Димитриева осмысление той исторической правды и основных идей, которые содержатся в преданиях, выяснение на­родной оценки важнейших событий и личностей прошлого, дум и чаяний чу­вашских трудовых масс, пропуская фольклорную информацию через призму научных принципов социального подхода, объективности и историзма и со­поставляя сообщения преданий со свидетельствами письменных исторических источников.

В каком случае мы можем изучать героическое прошлое (героические века по А. Дж. Тойнби) чувашского народа? Только в том случае, когда легенды, сказания (фольклор) собран, обработан и издан для широкого круга читателей.

Великий просветитель народов Среднего Поволжья И. Я. Яковлев о «чаяниях народа» (по В. Д. Димитриеву) писал: «Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны, помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищем научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к народному языку нет измены русскому делу; служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших».

Обратим внимание на символизм И. Я. Яковлева:

· счастье;

· работа;

· память;

· забота;

· образование;

· знания;

· бедность;

· слабость;

· невежество;

· народ;

· любовь;

· сердце;

· родной язык;

· мать.

По чувашскому просветителю И. Я. Яковлеву:

· счастье в работе;

· сохранение памяти народов;

· образование и знания у народа искоренят бедность и слабость, невежество;

· любовь народа (братьев) сохранит через сердце родной язык;

· мать любовью сохранит историко-генетическую память: устное народное творчество, чувашский язык.

Выводы по И. Я. Яковлеву:

1) память – фольклор;

2) народ – территория;

3) язык – будущее.

Устное народное творчество – это форма сохранения исторической памяти, народа, его языка, цивилизационного самосознания и идентификации в мировом человеческом сообществе.

Болгаро-чуваши, сохранив и передав своим детям эпос об Улыпе, показали, что народ имеет историко-генетическую преемственность. В каких условиях писался этот эпос? Что говорится в нем?

Рассмотрим политическую ситуацию на Северном Кавказе, Закавказье и Византийской империи в период написания эпоса об Улыпе.

B ходе цивилизационного развития на судьбы болгаро-сувар оказали влияние различные мировые цивилизации:

· китайская;

· византийская;

· исламская;

· восточно-христианская (российская).

Из летописного материала известно, что проточувашам на Северном Кавказе приходилось постоянно воевать: то на стороне Ирана, то на стороне Византии.

Постоянные персидско-византийские войны, в которых «пушечным мясом» были проточуваши, вряд ли долго могли радовать знать болгаро-сувар. В результате межцивилизационного конфликта гибли болгары, сувары (проточуваши) и др.

Болгарские ханы, приняв в 619 г. христианство (Алп-Илитвер – в 682 г.), ориентировались на Византийскую империю, а часть болгар и сувар - на Иранское государство, в последующем на Арабский халифат. Думается, что принятие в Волжской Болгарии в 921 г. ислама той знатью, которая еще в VIII в. рассматривала Арабский халифат своей союзницей, будучи еще на Северном Кавказе.

Геополитическая борьба распространялась и на этнокультурное «просачивание» и религиозное проникновение в среду болгар и сувар (гуннов).

А. В. Гадло пишет: «Юстиниану удалось бежать из Фанагории и с помощью болгарского хана Тервеля вернуть себе престол. Карательные экспедиции, направленные им после этого в Таврику, вызвали восстание против империи и заставили ее население искать поддержки у хазар. Хазары воспользовались сложившейся ситуацией и оккупировали всю Таврику до Херсона. Поддержав восстание жителей Таврики против Юстиниана, они, кроме того, помогли собрать силы для борьбы с Юстинианом новому претенденту на византийский престол Вардану-Филиппику, которому удалось вновь свергнуть Юстиниана в 711 г[9].

По-чувашски Тервел пишется как:

· Теребат;

· Теребой;

· Теребен (сходно с г. Дербент, Северный Кавказ);

· Теремек;

· Терек (сходно с рекой Терек, Северный Кавказ) .

Влияние Византийской цивилизации на болгар и сувар ощущалось до 40-50-х гг. VIII в., а хазарских болгар и сувар - до падения Хазарии. Именно в этом ключе следует рассматривать борьбу религий в Хазарском каганате, где долгое время проживали и участвовали в управлении болгары и сувары. Поэтому, говоря о предыстории эпоса об Улыпе, надо видеть религиозный фон, на котором он формировался.

Первый фон - это византийское влияние и христианский пласт.

Второй - это язычество и тенгриханство (культ всадничества, хана, богатыря).

Третий — это арабо-хазарская война и разгром Суварского царства в Дагестане; уход сувар на территорию Среднего Поволжья.

В связи с этим можно уточнить и хронологию влияния Хазарского тюркского мира на славян.

Хазарский каганат можно рассматривать как территорию Руси, России, Российской Федерации. Почему?

Этническая история Хазарского каганата показывает, что это государство тюркско-славянское, тюркско-финское. Хазарский конгломерат (конфедерация) включал: болгар, сувар, хазар, марийцев, удмуртов, мордву, славян, горные народы Северного Кавказа, грузин, армян, буртас. Таким образом, можно увидеть историю Руси с 651 г. - начала образования Хазарского каганата.

Улып

Конечно, верно то, что были войны и захваты. Но верно и то, что г. Киев был форпостом каганата. История должна быть не политизированной, а объективной.

Возвращаясь к эпосу об Улыпе, мы можем увидеть различные компоненты историко-генетической памяти народа.

Византийский фон

Улып

Византийская (греческая) цивилизация была заинтересована в политико-культурном влиянии на гуннов - болгар и сувар. Еще в конце VI в. часть болгар исповедовала христианство. В 619 г. ханы Орган и Кубрат приняли в Константинополе христианство. В 682 г. суварскому князю Алп-Илитверу, мечтавшему отделиться от каганата, удалось обратить свой народ в христианство.

Христианизация в Хазарии не устраивала кагана, т.к. это означало политико-культурное подчинение соседним христианским странам - могучей Византийской империи. В то время культ языческого бога-героя Тенгрихана укреплял его власть в каганате. Культ Тенгрихана достиг своего пика. Он был ведущим богом каганата.

Обратим внимание на текст эпоса об Улыпе: «По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, - с южных Арамазейских гор спустился на нашу землю бог - громовержец Аслати, чтобы творить добро. Улып был огромного роста и обладал богатырской силой. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Высокие сосны были ему только по пояс».

По тексту мы видим: «на чувашской земле ... шумели сплошные дремучие леса...».

Вопрос: Когда у нас, в Среднем Поволжье, шумели дремучие леса?

Ответ:

– в VII в.;

VIII в.;

IX в.;

X в.

Вопрос: О какой территории идет речь?

Ответ:

– Центральная Болгария;

– Свияжская земля;

– Горная сторона;

– Арская земля.

По тексту: «...с южных Арамазейских гор спустился...».

Вопрос: Где расположены Арамазейские горы? Почему с юга?

Ответ: Арамазейские горы (Арамади) расположены в Армении. Сувары и хазары не раз ходили военными походами в Армению и Албанию (Агванию). Например, по А. В. Гадло: «активная политика на западе междуморья не мешала хазарам одновременно активизироваться и на востоке. Как сообщает «История агван», в 710 г. «выступил владетель хазар с 80 тыс. мужей и взял Агванию». Хазары, видимо, в том же году покинули Агванию» но сам факт их вторжения в область, находившуюся под контролем халифата, весьма показателен. Он явно свидетельствует о значительном усилении хазарского политического образования и о его консолидации».

В работе М. И. Артамонова «История хазар» отмечено: «В войне из-за Лазики 550-556 гг. союзниками то Ирана, то Византии выступают савиры, хазары в это время византийскими источниками не упоминаются. Только Моисей Каланкатуйский приписывает вторжение 552 г. в Албанию хазарам. Но так как пленные, захваченные Хосроем из числа вторгшихся в Албанию неприятелей и поселенные им в районе Кабалы, известны в дальнейшем под именем савир, то и это вторжение, вероятно, направленное Византией и являвшееся одним из эпизодов Ирано-Византийской войны, естественно связывать не с хазарами, а с савирами, как главной действующей силой. Хазары, беленджеры и болгары, о которых говорится у Табари, могли при этом играть только второстепенную роль, как часть савирского ополчения. Эти савиры хозяйничали в Албании более 10 лет. Только в 60-х г. (после 562 г.) Хосрой Ануширван разгромил их и для предотвращения дальнейших набегов восстановил и усилил укрепления Дербента».

Мы видим в этом отрывке активное продвижение сувар в горы Албании и Армении.

«В 571 г., в связи с восстанием армян, Юстин II расторг мирный договор с Ираном, заключенный в 562 г., и, заручившись поддержкой тюркютов (посольство 571 г.), послал войска в Закавказье. Военные действия между Византией и Ираном продолжались вплоть до 591 г., когда Византия завладела большей частью Армении и Картли. Во время этой войны византийские войска, вступив в Албанию, встретили здесь савир и в обеспечение покорности взяли у них заложников. Тем не менее, как только византийские войска оставили Албанию, савиры перешли на сторону Ирана. Тогда византийское войско вновь вторглось в Албанию и заставило савир переселиться за р. Куру в пределы территории, находившейся под контролем империи. В следующем 576 г. в Византию прибыло посольство от савир, и было принято весьма благосклонно.

Византия обещала платить савирам за союз вдвое больше, чем давали персы, явно рассчитывая использовать их как пограничную охрану» [10].

До 591 г. савиры (сувары) проживали в горах и войско Византийской империи «заставило их переселиться за реку Куру». Обратно на север Дагестана. Получается, что савиры (Улып) сошли с Арамазейских гор с юга.

М. И. Артамонов далее пишет: «Обычно полагают, что савир, встреченных византийцами в Албании, вытеснили туда авары, но это могли быть и те варвары, которых в числе 10 тысяч захватил Хосрой и которые, как мы видели, вторглись в Закавказье еще до аварского нашествия и до постройки Дербента, отрезавшего закавказских савир от их соплеменников, оставшихся к северу от Кавказа. Название этих савир хазарами у Табари и в «Истории албан» могло появиться и в порядке перенесения на них имени, лучше известного и арабскому и албанскому историкам, и также потому, что в составе савир находились хазары или, наоборот, савиры были в составе хазар. Не случайно Масуди называет хазар тюркскими савирами, а Балазури город Кабалу, который, по заключению А. Крымского, был центром савирских поселений в Азербайджане, именует Хазар. Такое смешение савир и хазар может объясняться только тем, что те и другие переплетались между собой, составляли одно и то же военно-политическое объединение, во главе которого, однако, стояли савиры, так как в первой половине VI в. в большинстве исторических известий именно их наименование служит для обозначения прикаспийских варваров, обитавших севернее Дербента. Смешению тех и других между собой способствовала и их одинаковая этническая принадлежность: и те и другие были, по сути дела, болгарами; савиры в форме сувары известны не только на Северном Кавказе, но и на Волге в составе волжских болгар. Сначала хазары входили в савирский союз, а затем, когда значительная часть савир переселилась в Закавказье, а оставшаяся была серьезно потрепана аварами, господствующее положение в Северном Дагестане перешло к хазарам и савиры оказались в числе подвластного им населения» [11].

При изучении эпоса об Улыпе следует обратить внимание на болгарскую легенду о трех братьях. Многое в легендах сходно. У чувашей Улып (Алп), у болгар - три брата.

По М. И. Артамонову: «Некоторые исследователи, отрицая связь между хазарами и акацирами и не доверяя приведенным выше данным о хазарах, содержащимся в источниках, относящихся к значительно более позднему времени, чем события, о которых в них говорится, датируют появление хазар концом VI в., опираясь на сообщения Михаила Сирийского (1126-1199 гг.) и Бар-Гебрея (1226-1286 гг.), восходящие якобы к «Церковной истории» Иоанна Эфесского, жившего в VI в. (ум. около 586 г.). Действительно, в хронике первого из названных здесь авторов говорится, что в царствование императора Маврикия (582-602 гг.) из внутренней Скифии вышли три брата с 30 тысячами скифов. Они сделали путь в 65 дней, выйдя со стороны Имеонских гор. Так как на пути были реки, они шли зимой и достигли реки Танаиса, которая вытекает из Меотийского озера и вливается в Понтийское море. Находясь у границ Римской империи, один из братьев, именем Булгар, взял 10 тысяч человек, отделился от своих братьев и перешел Танаис к реке Дунаю, которая также вливается в Понтийское море, и обратился к царю Маврикию с просьбой дать ему землю с тем, чтобы жить в дружбе с римлянами. Тот дал ему Верхнюю и Нижнюю Дакию, защищенное место, которое со времен Анастасия (491-518 гг.) опустошал аварский народ. Они победили их там и стали защитой для римлян. Римляне назвали этих скифов булгарами. Два других брата пришли в страну алан, называемую Берсилия, в которой римлянами были построены города Каспия, называвшиеся вратами Тигауе. Булгары (жившие в Мизии и Дакии) и пугуры — их (городов Берсилии) жители — были некогда христианами. Когда над той страной (Берсилией) стал господствовать чужой народ, они были названы хазарами по имени того старшего брата, которого имя было Хазарик. Это был сильный и широко распространенный народ» [12].

Отметим имена братьев:

· Булгар (Болгар);

· Барсил;

· Хазарик (Хазар).

Просим обратить внимание на тот факт, что «болгары и пугуры (барсилы) были некогда христианами».

Таким образом, мы можем отметить:

1) В 528 г. болгарский каган Грод принял христианство.

2) В 619 г. каган Орган и Кубрат приняли христианство.

3) В 682 г. каган Алп-Илитвер принял христианство.

Приведем отрывок из эпоса об Улыпе: «Спустившись с гор, Улып увидел многочисленные стада. Их пасли очень маленькие, но его понятиям, люди. Скот, за которым они ухаживали, давал им пищу и одежду».

Вопрос: Чем занимались болгары и сувары?

Ответ: Занимались скотоводством («их пасли», «скот, за которым они ухаживали») (Арамади по-армянски).

Отрывок из эпоса об Улыпе: «Улып забыл наказ отца Аслати, отобрал у людей скот и разорил их жилище. Выбрав самую красивую девушку, женился на ней и стал жить хозяином всех богатств здешней земли. Жена родила ему двух сыновей. Сыновья от отца великана росли тоже богатырями-великанами. Они пасли стада и ходили на охоту. Их стрелы поражали любого зверя за семь верст».

Сопоставим эпос об Улыпе с болгарской легендой о трех братьях: Булгаре, Барсиле, Хазарике.

У чувашей два сына, у болгар - три.

«Улып отобрал у людей скот и разорил их жилище», - говорится в тексте.

Можно ли отождествлять Улыпа с Алп-Илитвером, реальным царем Суварии?

Алп-Илитвер ходил походом на юг в Албанию, Армению и «отобрал у людей скот и разорил их жилище».

По А. В. Гадло: «Утверждая свое господство в Восточном Предкавказье, хазары бдительно следили за событиями, происходившими к югу от Дербента. Ослабление арабского владычества в Закавказье и отложение от халифата его закавказских вассалов вызвали немедленную реакцию со стороны хазарского образования. В 684 г. (по другой версии, в 685/686 г.) хазары совершили набег в Закавказье, волны которого прокатились по Албании, Армении и Грузии. М. И. Артамонов справедливо, на наш взгляд, связывал вторжение хазар в Закавказье с их стремлением пресечь наметившуюся политическую интеграцию «царства гуннов» и связанных с ним образований юго-восточного Дагестана с Албанией, что нашло свое отражение в действиях миссии Исраиля.

Набег 684 г. на страны Закавказья несомненно закрепил «царство гуннов» в орбите Хазарской державы. Как сообщает «История агван», правитель Албании Вараз-Трдат должен был нести тройной гнет и одновременно «платил подать трем народам – хазарам, таджикам (т.е. арабам) и грекам». Хазары в этом перечне, несомненно, заняли место гуннов. Однако, как показывает дальнейшее развитие арабо-хазарских отношений, «гунны» не потеряли своей этнической обособленности. По-видимому, хазары отошли на север, предоставив «гуннам» вновь территории Прикаспийского Дагестана. В «Истории халифов» Гевонда, написанной в конце VIII в. и охватывающей события от 632 до 788 г., которая является для периода арабо-хазарских войн важнейшим местным (кавказским) письменным источником, отмеченная обособленность страны гуннов в рамках Хазарского государства отчетливо выявляется на протяжении всей первой половины VIII в.» [13].

Алп-Илитвер в 682 г. начал проводить церковную реформу и вероятнее всего в 684-686 гг. был еще жив и управлял Суварией.

Отрывок из эпоса об Улыпе: «В Весенний праздник Калама умерла их мать. Улып погоревал-погоревал и пошел искать себе жену на родных горах Арамази».

Вопрос: Из каких мест Улып взял жену?

Ответ: Алп-Илитвер взял в жены албанскую принцессу, которая была родом из горной Албании. Поэтому эти горы были для него родными.

Отрывок из эпоса об Улыпе: «День прошел, два прошло, три минуло, нет Улыпа. Сыновья забеспокоились и отправились на поиски отца. Поднялись на самую высокую гору, и нашли своего отца прикованным к скале».

Сопоставьте с греческим эпосом о Прометее:

«Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов, суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом — никакой растительности, не видно ни единой травинки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет у подножия скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины Кавказских гор, подернутые легкой дымкой. Постепенно заволакивают даль грозные тучи, скрывая горные вершины. Все больше закрывают тучи небо. Еще мрачнее становится кругом. Безотрадная, суровая местность. Никогда не ступала здесь нога человека. Сюда, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Прометея. Рухнула со страшным грохотом скала с прикованным к ней Прометеем в неизмеримую бездну, в вековечный мрак.

Прошли века, и поднял Зевс на свет из тьмы Прометея. Но страдания его не кончились, еще тяжелее стали они. Опять лежит он, распростертый на скале, пригвожденный к ней, опутанный оковами. Жгут его тело палящие лучи солнца, проносятся над ним бури, по его изможденному телу хлещут дожди и град, зимой же хлопьями падает снег на Прометея и леденящий холод сковывает его. И этих мук мало! Каждый день огромный орел прилетает, шумя могучими крыльями, на скалу. Он садится на грудь Прометея и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим клювом печень титана. Потоками льется кровь, черными сгустками застывает она у подножия скал, разлагается на солнце и невыносимым смрадом заражает воздух. Каждое утро прилетает орел и вновь принимается за свою кровавую трапезу. За ночь заживают раны, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки. Истомился могучий титан Прометей, но не сломлен его гордый дух страданиями.

Титаны давно примирились с Зевсом и покорились ему. Они признали его власть, и Зевс освободил их из мрачного Тартара. Теперь они, громадные, могучие, пришли на край земли к скале, где лежал скованный Прометей. Они окружили скалу и убеждают Прометея покориться Зевсу. Пришла и мать Прометея, Фемида, и молит сына смирить свой гордый дух и не противиться Зевсу. Она молит сына сжалиться над ней: ведь так невыносимо страдает она, видя муки сына. Сам Зевс забыл уже свой прежний гнев. Теперь держава его сильна, ничто не может поколебать ее, ничто не страшно ему. Да и правит он уже не как тиран, он охраняет государства, хранит законы. Он покровительствует людям и правде среди них. Только одно беспокоит еще громовержца — это тайна, которую знает один Прометей. Зевс готов, если Прометей откроет ему роковую тайну, помиловать могучего титана. Уже близко время, когда кончатся муки Прометея, родился и возмужал великий герой, которому суждено судьбой освободить от оков титана. Непреклонный Прометей по-прежнему хранит тайну, изнывая от мук, но и его начинают покидать силы.

Наконец и великий герой, которому суждено освободить Прометея, во время своих странствий приходит сюда, на край земли. Герой этот — Геракл, сильнейший из людей, могучий, как бог. С ужасом смотрит он на мученья Прометея, и сострадание овладевает им. Титан рассказывает Гераклу о злой судьбе своей и о том, какие великие подвиги предстоит Гераклу совершить. Полный внимания, слушает титана Геракл. Но еще не весь ужас страданий Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев — это летит орел на свой кровавый пир. Он кружится высоко в небе над Прометеем, готовый спуститься к нему на грудь. Геракл не дает ему терзать Прометея. Он схватил лук, вынул из колчана смертоносную стрелу, призвал стреловержца Аполлона, чтобы верней направил он полет стрелы, и пустил ее. Громко зазвенела тетива лука, взвилась стрела, и пронзенный орел упал в бурное море у самого подножия скалы. Миг освобождения настал. Принесся с высокого Олимпа быстрый Гермес. С ласковой речью обратился он к могучему Прометею и обещал ему немедленное освобождение, если откроет он тайну, как избежать Зевсу злую судьбу. Согласился, наконец, могучий Прометей открыть Зевсу тайну и сказал:

— Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие Мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции.

Прометей открыл великую тайну. Геракл разбил своей тяжелой палицей его оковы и вырвал из груди его острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось предсказание, что смертный освободит его. Громкими, радостными криками приветствовали титаны освобождение Прометея.

С тех пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки.

Вместо же Прометея в подземное царство душ умерших согласился сойти мудрый кентавр Хирон. Этим избавился он от страданий, которые причиняла ему неисцелимая рана, нанесенная нечаянно Гераклом».

Отрывок из эпоса об Улыпе: «Увидев сыновей, он сказал:

— За то, что я ослушался Аслати и вместо добра сеял зло, боги приковали меня здесь на вечные времена. Так что вы, дети мои, не сейте злые семена, не делайте людям вреда, а поселитесь среди них и живите в мире и согласии. Идите отсюда прямо на север. Через три дня вы дойдете до большой реки, впадающей в море, и продолжите ваш путь вдоль этой реки. Через семь лет вы придете в такое место, где река соединяется с другой такой же большой рекой. Здесь вы жертвоприношением умилостивите богов и попросите их, чтобы они помогали вам в дальнейшей жизни. А после этого — поселитесь: младший — между реками, а старший — по правую сторону той реки, которая впадает в море. Это будет родиной вашего племени. И если вы посеете на этой земле семена добра, ваши потомки будут помнить и почитать вас во веки веков».

Языческий фон (тенгриханство)

По мнению С. А. Плетневой, «Хазарское государство объединило десятки разных племен. Исторические документы и сведения доказывают, что и у болгар, и у сувар и хазар был один язык, одни и те же обычаи. Они поклонялись многим богам, среди которых главным богом был Тангар или Тенгрихан. Ему строили капища, приносили в жертву коней. Распространено было поклонение деревьям, особенно почитали один высокий дуб, почитаемым деревьям приносили жертву. Золотые языческие амулеты носили савиры». Культ бога-героя переплетался с культом вождей.

В болгаро-савирском обществе существовала каста жрецов, которая активно вмешивалась в деятельность хана, знати. Особенно это было видно в ходе христианской реформы Алп-Илитвера (Улыпа). Раскол в обществе углубился, что привело к обострению отношений с Хазарией и Арабским халифатом. С Хазарией вопрос был снят. Алп-Илитвер выдал свою дочь за хазарского кагана, вторая дочь вышла замуж за албанского царя.

В эпосе говорится о сыновьях, а фактически у Алп-Илитвера (Улыпа) были две дочери.

Третий фон — арабо-хазарская война

Отрывок из эпоса об Улыпе: «Сыновья обещали выполнить наказы отца, попрощались и ушли. Зная, что больше он никогда уже не увидит своих сыновей, Улып заплакал горючими слезами. Его слезы растопили горные льды, и с гор потекли в долины ручьи, заливая зеленые луга. Луга покрылись красными и белыми цветами.

Сыновья Ульша пошли со своими стадами на север. Вскоре им преградили путь горные люди, но они отбились от них и через три дня пришли к большой реке, впадающей в море. Они назвали эту реку Адыл — Волга и ее берегом пошли дальше. Здесь им пришлось защищаться от нападений степных людей. Добрались они до горного кряжа, который рассекала река и за которым начинались густые непроходимые леса. Лесные люди тоже пытались остановить их, но они, при своей богатырской силе, легко справились с ними и продолжили свой путь.

Ровно через семь лет они пришли в то место, о котором говорил отец: здесь в Адыл вливалась другая столь же великая река. Братья остановились, в ближайшую среду зарезали утку и принесли ее в жертву богу-громовержцу Аслати.

— Грозный Аслати! — обратились братья с молитвой к богу. — От всего сердца приносим тебе эту жертву и просим сделать так, чтобы наше племя росло и крепло. Сохрани нас, о великий Аслати, от всех зол и бед, от врагов и недругов, от злых духов, от мора, от огня, от голода».

Какие беды были у чувашей на Северном Кавказе?

В эпосе говорится: «Сохрани нас, о великий Аслати, от всех зол и бед, от врагов и недругов, от злых духов, от мора, от огня, от голода». Все эти беды сопровождали сувар и болгар раньше на Северном Кавказе.

Историко-генетическая память у чувашей сохранилась. Они помнят о своем пребывании на Северном Кавказе, а значит, о Великой Болгарии и Суварии.

По болгаро-чувашским легендам Улып представляется:

· сыном царя;

· царем;

· перед смертью мама Улыпа попросила его передать волкам для воспитания (легенда об основании Рима);

· жена бога дала силу Улыпу;

· мама Улыпа превратилась в птицу;

· отца Улыпа звали Лǎп;

· некоторые легенды об Улыпе сходны с легендами о похождениях Геракла (вляние греко-римской цивилизации);

· погиб Улып в ходе всемирного потопа;

· Улып по многим легендам был на территории Северного Кавказа;

· Улып подпирал небо, он мог летать;

· Улып дружил с волком;

· на территорию Среднего Поволжья Улыпа привел волк языческого бога Пихампара;

· Улып был прикован цепью к горам Кавказа;

· Улып с мамой перешел в Чувашию по мосту Азамат (радуге);

· мама Улыпа привела его на территорию Среднего Поволжья;

· до Кавказа Улып жил в Сибири и проживал в лесу;

· легенда о дружбе детей с отцом Улыпом сходна с легендой о распаде Великой Болгарии кагана Кубрата;

· при переселении с Кавказа Улып проживал в районе Жигулевских гор;

· Улып по Волге много путешествовал;

· Улып проживал в Волжско-Камской Болгарии;

· Улып проживал около моря, и когда упала звезда с неба, он сломал ветку дуба и поджег ее, дав огонь кочевникам.

Выводы:

1. Улып пришел на территорию Северного Кавказа из Сибири (Сувар);

2. Улып был кочевником;

3. Улып стал царем;

4. Улып был прикован к скале (Прометей);

5. Улып добыл огонь из упавшей звезды (Прометей);

6. Улып взял себе жену с гор Арамази – Арамади (Аремения);

7. Улып ушел не территорию Среднего Поволжья;

8. Улып жил в Волжско-Камской Болгарии [14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Димитриев, В. Д. Чувашские исторические предания. – Чебоксары, 1993.

2. Сироткин, М. Я. Чувашский фольклор. – Чебоксары, 1965. – С. 88-99.

3. Михайлов, С. М. Чувашские разговоры и сказки. – Казань, 1853. – С. 13-22.

4. Викторов И., Семенов И. Чǎваш илемлě литератури. – М., 1926. – С. 140-144.

5. Чǎваш фольклорě. Илья Тукташ хатěрленě Шупашкар, 1949. – С. 174-189.

6. Канюкова, А. С. Чǎваш диалектологийě хрестоматийě. – Шупашкар, 1970.

7. Устное народное творчество. – Казань: КГУ, 2004. – С. 19.

8. Устное народное творчество. Там же. – С. 4-6.

9. Гадло, А. В. Этническая история Северного Кавказа IVX вв. – Л., 1979. – С. 156.

10. Артамонов, М. И. История хазар. – Л., 1962. – С. 127.

11. Артамонов, М. И. Там же. – С. 127-128.

12. Артамонов, М. И. Там же. – С. 127-128.

13. Гадло, А. В. Там же. – С. 154.

14. Халǎх эпосě. – Чебоксары, 2004. – С. 25-53.

Комментариев нет: