15 марта 2011

Адаптация древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации в процессе территориальной трансформации

Адаптация древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации в процессе территориальной трансформации

В этом материале мы говорим о видах адаптации к:

● климатическим условиям (агроклиматическим);

● растительному миру (агроклиматическим условиям);

● водным ресурсам;

●окружающим народам;

● историко-территориальным сообществам (государствам). [1]

Процесс адаптации мы рассматриваем в процессе генезиса цивилизации (древнеболгарской)

Древнеболгарская цивилизация родилась в Азии, прошла период смешения на Северном Кавказе, достигла роста и расцвета в условиях Волжско-Камской Болгарии и распада в годы Ордынской эпохи:

Алтайская эпоха;

Северокавказская эпоха;

Волжско-Камская эпоха;

Ордынская эпоха;

Российская эпоха;

Азия;

Северный Кавказ;

Среднее Поволжье.

Во всех трансформационных эпохах древним болгарам, «худым» болгарам-чувашам приходилось адаптироваться к различным условиям проживания:

● климату;

● народам;

● государствам;

● часовым поясам (временным).

По А. Дж. Тойнби цивилизации «представляют собой общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы»;

● Именно цивилизации должны рассматриваться историками;

● Цивилизации сопоставимы друг с другом;

● Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;

● Преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем преемственность между фазами развития одной цивилизации.

По его мнению цивилизации отличаются:

● территорией (пространством);

● большим историческим отрезком существования.

- более 1000 лет (Азия)

- 800 лет (Европа)

- 500 лет (Евразия)

А. Дж. Тойнби насчитал 21 цивилизацию, а к концу жизни (1975 г.) оставил:

1. Западную христианскую;

2. Православную христианскую;

3. Исламскую;

4. Дальневосточную;

5. Индуистскую.

Он считал, что между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга («Постижение истории»).

Хуннская империя формировалась на Дальнем Востоке и более 500 лет воевала с Китаем. Таким образом, серьезная адаптация праболгар происходило в Империи хунну. Н. Н. Крадин об экологической и экономической адаптации хунну в главе 3 «Хунну и Великая степь» пишет, что экологическая и экономическая адаптация номадизма являлась далеко не полной. С одной стороны, климатические стрессы, экстенсивность скотоводства, невозможность внедрения технологических инноваций и прочие причины делали получаемый прибавочный продукт во многом нестабильным. С другой стороны, перейдя к подвижному скотоводству, номады тем не менее не утратили необходимости потребления растительной земледельческой пищи. По этой причине номадизм редко бывал отделим от иных отраслей присваивающе-производящего хозяйства.

Иногда стремление номадов к контактам со своими оседлыми соседями рассматривается как свидетельство неэффективности скотоводческой экономики. Но это не совсем точно. Номады в принципе могли обходиться без земледельческих рынков и городов. Само по себе кочевое скотоводство является достаточно независимым и сбалансированным типом адаптации в аридных экологических зонах. Другое дело, что такая адаптация вынуждает от многого отказываться. Образ существования «чистых» кочевников всегда более скуден, чем быт номадов, использующих дополнительные источники существования. «Бедный кочевник ­чистый кочевник» («poor nomad who is the pure nomad»), - сказал О. Латгимор.

Казалось бы, проще всего дополнять свою экономику иными видами хозяйственной деятельности, в первую очередь земледелием, тем более, что многочисленные факты свидетельствуют о наличии у самих кочевников зачатков собирательства и земледелия.

Но оседлость и земледелие в массовом масштабе невозможны на большей части степных пространств Евразии. Занятие земледелием возможно только там, где количество годовых атмосферных осадков не менее 400 мм или имеется разветвленная речная сеть. Большая часть территории Монголии под эти условия не попадает. Там всего 2,3% земель пригодны для занятия земледелием.

К тому же отказ от пасторального образа жизни рассматривался номадами как крайне нежелательная альтернатива. Психология кочевника отрицательно относилась к стационарности как к оскорбляющей самолюбие свободного номада. Не случайно, например, у позднесредневековых татар существовала поговорка «чтоб тебе как христианину оставаться всегда на одном месте и нюхать собственную вонь». Поэтому перешедшие к занятию земледелием кочевники рассматривали свое состояние как вынужденное и при первой же возможности возвращались к подвижному скотоводству.

По данным причинам кочевники чаще предпочитали развивать сельскохозяйственный сектор в экономике путем включения в состав своих обществ земледельческого населения, попавшего в степь из соседних государств. Это могли быть: (1) угнанные в плен крестьяне и ремесленники (только за годы хунно-ханьской войны в период правления императора У-ди кочевники угнали около 30 тыс. человек); (2) лица, бежавшие к номадам в силу различных обстоятельств (преступники, должники, рабы и иные эксплуатируемые категории и др.); (3) жители присоединенных к кочевой империи оседлых народов.

Все эти варианты известны и в хуннской истории. Описание отношений между Ханьской империей и державой Хунну дает богатый цифровой материал в отношении пополнения земледельческо-ремесленного сектора хуннской экономики из числа пленных китайцев.

Интересно, что три волны активности хуннских набегов за людьми свидетельствуют о нуждах степной империи в развитии внутреннего ремесленно-земледельческого сектора экономики. Такая надобность прослеживается практически с момента создания Хуннской державы вплоть до открытия приграничных рынков при императоре Сяо-вэне в 157 г. до н.э., в годы войны с Китаем, а также в период хозяйственно-экологического кризиса с рубежа новой эры.

Перебежчиков в Хуннской державе, наверное, также было немало, хотя на этот счет нет точных цифровых выкладок. Первые перебежчики известны еще с периода «борющихся царств». Большое количество ханьцев перешло к хунну в период «смутного времени» после свержения династии Цинь. Обеспокоенность китайской администрации данной проблемой вынуждала ханьских императоров еще в середине II в. до н.э. обращаться к шаньюям с просьбой не принимать перебежчиков. Но недовольные притеснениями местных магнатов и бюрократии имелись всегда. Широко известна цитата из «Истории ранней династии Хань» под 33 г. до н.э., в которой говорится об озабоченности ханьского двора частыми побегами рабов к хунну. Нет оснований полагать, что в другие времена было по-иному.

Данные категории населения селились в специальных населенных пунктах, создаваемых внутри кочевого общества в местах, пригодных для занятия земледелием или хотя бы огородничеством. В настоящее время на территории Монголии и Забайкалья известно около двадцати хуннских городищ, не считая неукрепленных поселений этого же времени. Жители данных населенных пунктов снабжали кочевую часть Хуннской имперской конфедерации продуктами земледелия и изделиями ремесла.

Вместе с тем, судя хотя бы по палеоэкономической реконструкции деятельности жителей Иволгинского городища, внутренняя седентеризация едва ли могла полностью обеспечить кочевое общество собственной ремесленно-земледельческой продукцией. Поэтому номады чаще использовали другой способ пополнения своей узкоспециализированной экономики. Они получали недостающие продукты сельского хозяйства и товары ремесленников по различным каналам от соседних оседло-городских обществ.

Следовательно, адаптация номадизма к «Внешнему Миру», главным образом к соседним земледельческим цивилизациям, являлась важным дополняющим фактором жизнедеятельности кочевых обществ.

Эта адаптация могла осуществляться различными способами: (1) посредническая торговля между земледельческими цивилизациями и соучастие в ней; (2) широкие обменные и торговые связи с соседними оседло-земледельческими обществами; (3) периодические набеги, нерегулярный грабеж и разовая контрибуция с земледельческих обществ; (4) данническая эксплуатация и навязывание вассальных связей земледельцам; (5) завоевание земледельческих обществ; (6) вхождение в состав земледельческих государств в качестве зависимой, неполноправной части социума.

Первые два способа, а также последний, являлись «мирными» способами адаптации кочевников к оседлому миру. Третий-пятый способы адаптации номадов к внешней среде являлись «немирными». Вопрос о том, какие из них имели у кочевников большее распространение, имеет давнюю историю. Существуют свои сторонники и своя аргументация как точки зрения враждебности или неприязни номадизма и оседлого мира, так и концепции кочевническо-земледельческого «симбиоза». Давая оценку обоим подходам, В.А. Пуляркин правильно отметил их однобокость:

«Предвзятая концепция об извечно враждебных жителям оазисов кочевниках, господствовавшая в прошлом, сменяется... такой же заранее заданной концепцией «хороших» кочевников. Последние, согласно этой концепции, если и наносили тяжелый урон земледельцам, то лишь в силу «агрессивной политики феодальных владык»».

Таким образом, и номадофобия, и номадофилия одинаково односторонне, редукционистски изображают реальные исторические отношения между кочевниками и земледельцами. Номады в процессе приспособления к окружающим условиям использовали как «мирные», так и «немирные» способы адаптации.

Вместе с тем в различных пространственных и временных условиях менялось соотношение данных способов адаптации, как менялась и роль кочевничества во всемирно-историческом процессе в целом. В период генезиса пастушества очевидна его важная позитивная роль в освоении Ойкумены, металлургической революции (сейминско-турбинский феномен тонкостенного литья), распространении культурных инноваций по территории Евразии, цивилизаторское воздействие на «мир тайги» и др. На стадии расцвета кочевничества нередко именно народы степи выступали инициаторами многих войн и завоеваний, сопровождавшихся массовыми убийствами и уничтожением культурных ценностей. Наконец, с периода нового времени, когда принципиально изменилось соотношение сил между номадами и их более могущественными соседями, кочевники стали активно уничтожаться или вытесняться в отдаленные и плохо пригодные для обитания районы. В этой связи представляется не совсем правильным рассматривать отношения между степью и оседлым миром как чисто симбиотическое соседство, дополняющее друг друга. Это обусловливается рядом принципиальных обстоятельств.

С одной стороны, взаимодействие между кочевниками и земледельцами представляло собой одну из форм общественного разделения труда в рамках региональных «миров-­экономик». Однако, несмотря на это, оседлое хозяйство в силу большей автаркичности, как правило, было менее заинтересовано в установлении торговых связей, чем кочевое. Можно согласиться с мнением М.Ф. Косарева по данному поводу, что:

Северный Кавказ

«Встречающиеся в литературе утверждения, что он выгоден не только кочевникам, но и земледельцам, не вполне объективны, ибо запутывают бесспорную истину, что без кочевников земледельцы процветали бы в гораздо большей мере, кочевники же без «симбиоза» с земледельцами не смогли бы стать настолько сильными, чтобы уничтожить многие достижения человеческой (земледельческой) культуры».

По этой причине земледельцы часто использовали внешнюю торговлю как средство политического давления на номадов, и последним нередко приходилось отстаивать свои права на торговлю вооруженным путем. Это универсальная для всех регионов и эпох закономерность. [2]

На Северном Кавказе болгары и сувары вошли (с IV в.) в состав Империи Аттилы. А после смерти Аттилы (453 г.) создали союз болгарских и суварских племен, куда вошли и ираноязычные нарды Северного Кавказа. А. В. Гадло в исследовании «Этническая история Северного Кавказа IV – X вв.» утверждал о гуннах-суварах. Восставшие против Ирана армяне полностью оценили значение северных варваров как военной силы. Они попытались привлечь «северян» на свою сторону. Армянские повстанцы «че­рез Албанию, освобождая ее, направились к Хонским воротам, которыми завла­дели силою персы, взяли и разрушили ворота врага и перебили войска, что располагались внутри...». После этого армяне попытались создать коалицию связанных с гуннами племен Северного Кавказа. Осуществить этот замысел было поручено представителю Албании, которой была передана также охрана ворот на север в страну хонов-гуннов. Однако, несмотря на очевидный успех по­сольства, получить своевременной поддержки армянам не удалось. Предавший восстание Васак перехватил ини­циативу, «закрыл и запер ворота» и постарался укре­пить «пограничную крепость Чора». С этой целью он провел набор войск в Грузии, а также среди племен, обитавших на южном склоне восточной части Большого Кавказа и в глубине гор. В перечне племен, союзни­ков Васака, особо привлекает внимание упоминание «равнинного и горного» Таваспарана (современный Та­басаран), лежавшего рядом с Чором к западу от прохо­да и, видимо, постоянно подвергавшегося нападению гуннов при их движении по прикаспийскому пути. В оп­позиции к гуннам оказалось также и население « крепост­ной стороны гор», т. е. обитатели восточной оконечности Кавказа к северу от Таваспарана.

Действия, предпринятые Васаком, задержали гуннов - горные проходы оказались для них закрыты. Они не участвовали в решающей битве, которая произошла 26 мая 451 г. на Аварайском поле. Но воспользовавшись тем, что союзные персам племена отправили свои вой­ска вглубь Армении, они нанесли «по уговору с армяна­ми» удар по их селениям и крепостям. Гунны также полностью разрушили укрепления, которые Сасаниды только что возвели на севере Албании. Известие о раз­рушении крепости в проходе было в 454 г. принесено хай­ландуром и «царского рода» Белом царю кушан. [3]

Какое гуннское племя было опорой армян во время восстания 451 г. не ясно - отмечает Гадло, но мы можем сказать, что – это савиры-сувары. Так в эпосе об Улыпе говорится «с южных Арамазейских (Арамади, Армения) гор спустился Улып – Великан. Улып погоревал-погоревал и пошел искать себе жену на родных горах Арамази (Арамади, Армения)». [4]

После распада Великой Болгарии (635 – 660 гг.) болгары и часть сувар перешли на север и совместно создали Волжско-Камскую цивилизацию, которая просуществовала до 1236 г.

Радикальная адаптация к условиям Золотой Орды и Казанского ханства началась у болгар с 1236 г., которая длилась до 1552 г. (разгрома Россией Казани). По мере развития и перемещения болгарам приходилось адаптироваться к природно-климатическим условиям.

На территории Империи хунну было до + 36 – летом, – 50 зимой, климат был резко-континентальным. На Северном Кавказе сувары и болгары стали адаптироваться к новым природным условиям (агроклиматическим):

Летом + 24 – 30

Зимой – до 34

Они стали проживать в умеренном поясе (область умеренного континентального климата). [5]

Часть сувар проживало в предгорьях Кавказа (Дагестана), область высокогорного климата (– 8; + 8).

Среднее Поволжье

Летом + 38, + 40

Зимой – 47

Область умеренно континентального климата. Климат – многолетний режим погоды, т.е. совокупность последовательных смен возможных условий погоды за десятилетия, характерных для данной местности.

Климатообразующие факторы подразделяются на физические: вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, циркуляция атмосферы, влагооборот, режим солнечной радиации; и географические: широта места, подстилающая поверхность, рельеф.

Формируется климат в результате взаимодействия атмосферы с поверхностью Земли. [6]

1. В Алтайскую эпоху проточуваши располагались на Западно-Сибирской плите и у гор Алтай (прародина), где происходили землетрясения. На этих территориях в XXXXI вв. найдены каменный уголь, марганцовые руды.

2. В Северно-Кавказскую эпоху болгары и сувары находились на Русской платформе. Найдены нефть, газ, но часто происходят землетрясения. В легенде «Мост Азамата» отмечается «горы Арамази (Арамади, Армения) затряслись, загремел гром, засветила молния и полились несканчаемые потоки воды. Горные озера и реки вышли из берегов, и потоки воды устремились в долины и начали заливать луга, на которых Улып пас свои стада». [7]

Почему все это происходит? Геологи отмечают, что тектоника - отрасль геологии, изучающая развитие структуры земной коры и ее изменения под влиянием тектонических движений и деформаций, связанных с развитием Земли в целом.

Эпейрогенические или колебательные движения ­это повсеместно и постоянно проявляющиеся медлен­ные поднятия и опускания земной коры.

Орогенические или интенсивные вертикальные дви­жения, проявляющиеся главным образом в геосинкли­нальной (горообразующей) стадии.

На границе геосинклиналей и платформ в период го­рообразования образуются краевые прогибы. К ним приурочены месторождения солей, нефти, газа и камен­ного угля.

Тектонические движения происходят чрезвычайно мед­ленно, при этом слои горных пород ведут себя подобно вязкому, пластичному веществу, изгибаются плавно. Порой они не выдерживают напряжений и разрываются. Одна часть (блок) земной коры перемещается относительно другой в вертикальном или горизонтальном направлении.

Складки подразделяются на антиклинальные (изогну­тые кверху) и синклинальные (изогнутые книзу).

Из разрывных нарушений выделяются сбросы и взбросы (перемещения блоков по вертикали), надвиги (наползание одних блоков на другие), сдвиги (смещения блоков по горизонтали). Разрывные структуры: грабены (опущенные по разломам участки земной коры), горсты (поднятые по разломам участки земной коры). [8]

3. В Волжско-Камскую и последующие эпохи болгары, сувары, барсилы проживали на территории Среднего Поволжья. Они находились на Русской платформе. В этом месте в 30 гг. XX в. были обнаружены нефть и газ. За тысячелетия вулканов и землетрясений на территории не наблюдалось.

Если на Алтае сложно было вести земледелие, то на Северном Кавказе и Среднем Поволжье болгары, сувары, барсилы, хазары могли успешно заниматься земледелием. Главное – почва, климат, навыки, трудолюбие.

Почвоведы пишут, что почва – это самый поверхностный, часто тонкий слой земной коры, обладающий естественным плодородием. Он возник под воздействием воды, воздуха и живых орга­низмов.

К главнейшим почвообразующим факторам относятся: климат, влияющий на ход вы­ветривания горных пород; тепло и влага, определяющие интенсивность процесса обра­зования почв; растительный покров и животный мир; материнская порода, на которой возникает почва. Физические свойства почвы и первоначальное содержание в ней хи­мических элементов зависят от материнской породы.

Выветривание начинает образование почв. Благодаря ему происходит разрушение и измельчение горных пород, и эти массы слагают нижние слои почв. Постепенно рых­лая масса горных пород прогревается и увлажняется. Создаются благоприятные усло­вия для поселения здесь и размножения различных микроорганизмов - водорослей, грибов, бактерий. В результате их жизнедеятельности на поверхности обломков горных пород образуется тончайшая пленка органического вещества, на которой затем произрастают низшие растения - мхи и лишайники. [9]

1. Алтай:

· черноземные степные;

· горностепные почвы;

· горнолесные почвы;

· дерново-подзолистые;

· горно-луговые;

· ледники гор.

2. Северный Кавказ:

· бурые полупустынные;

· бурые лесные;

· серые лесные;

· горнолесные;

· ледники гор.

3. Среднее Поволжье:

· черноземные степи;

· серые лесные;

· пойменные речные (Сура, Цивиль, Волга, Кама, Свияга, Аниш).

Происходила адаптация болгар, сувар, барсил, хазар к растительному миру:

1. Алтай:

· степная растительность;

· пустынная;

· темнохвойные леса;

· широколиственные леса;

· лиственные и сосновые леса.

2. Северный Кавказ:

· сосновые леса. По легенде об Улыпе «высокие сосны были ему только по пояс»;

· степи;

· альпийские луга «луга покрылись красными и белыми цветами» (Улып);

· опустыненные степи.

3. Среднее Поволжье:

· широколиственные леса;

· сосновые леса;

· лиственно-сосновые «шумели сплошные дремучие леса» (Улып);

· растительные поймы рек.

Наиболее опасные (техногенные) земли болгар, сувар, хазар, биляр были Алтай, Северный Кавказ (вулканы, землетрясения). К сожалению, засухи повторяются в Среднем Поволжье. Повторяемость засух в Поволжье от 21 % и более. Например, засуха была в конце XIX в., 20 г. XX в., 40 г. XX в., 1972 г., 2003 г., 2010 г. Засуха 20 г. XX в. унесла жизни до 5 мил. человек из них около 100 тыс. чувашского населения автономии, засуха 2010 г. уничтожила до 50 % урожая, а по Р.Ф. (европейская часть) было уничтожено до 3 тыс. домов, около 100 человек сгорело, ущерб от засухи и пожаров составил более 2 млрд. руб.

5 октября 2010 г. президент ЧР М. Игнатьев издал указ «О дополнительных мерах по созданию условий для устойчивого развития сельского хозяйство при неблагоприятных условиях». К сожалению, аномальные погодные явления 2010 года показали уязвимость функ­ционирования важнейшей отрасли экономики - сельского хозяйства. Только прямые потери крестьян республики вследствие гибели посе­вов из-за засухи, по предваритель­ным данным, составили 1,54 млрд. рублей, общая сумма ущерба оцени­вается в сумме 5,9 млрд. рублей.

Кабинетом Министров республи­ки предприняты конкретные меры по дополнительной государственной поддержке сельского хозяйства на сумму 580,2 млн. рублей:

- на возмещение части затрат по ликвидации последствий засухи - 302,8 млн. рублей,

- на поддержку животноводства по обеспечению кормами - 250 млн. рублей,

- на поддержку растениеводства по закупке семян для проведения сева озимых культур и приобрете­нию средств химизации - 27,4 млн. рублей.

Достигнута договоренность с Министерством финансов Российской Федерации о выделении Чувашской Республике прямых безвозмездных дотаций из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности республиканско­го бюджета Чувашской Республики

в сумме 125,4 млн. рублей.

В таких же объемах - 125,4 млн. рублей - ожидается дополнитель­ная финансовая помощь республике в рамках оказания второго транша поддержки из федерального бюдже­та субъектам, пострадавшим от засухи в 2010 году.

Дополнительно предусмотрены косвенные меры господдержки, оце­ниваемые на сумму более 900 млн. рублей:

- отсрочка платежей в республи­канский лизинговый фонд;

- дополнительные объемы льгот­ных кредитов для проведения поле­вых работ, закупок кормов и заго­товки зерна;

- отсрочка погашения долгов сельхозтоваропроизводителей - участников программы финансового оздоровления.

Кредитными организациями осу­ществляется пролонгация ранее полученных кредитов для хозяйств, пострадавших от засухи.

Сложившаяся ситуация предоп­ределила необходимость создания условий для обеспечения устойчи­вости функционирования сельского хозяйства при неблагоприятных природных явлениях, принятия мер, направленных на минимизацию вли­яния аномальных погодных явлений на ведение сельскохозяйственного производства в республике.

Указом предусматривается государ­ственная поддержка:

- мероприятий по внедрению тех­нологий с использованием мелиора­тивных систем, как в виде прямых субсидий, так и в форме возмещения части расходов на уплату субсидиро­вания процентной ставки по привле­каемым кредитам на осуществление указанных работ;

- организаций агропромышленно­го комплекса в Чувашской Республи­ке, внедряющих биотехнологии, рас­ширяющих свое производство и со­здающих новые виды производства, для которых предлагается оказание поддержки в форме возмещения ча­сти расходов на уплату субсидирова­ния процентной ставки по привлека­емым кредитам;

- привлечения инвестиций посред­ством предоставления налоговых льгот организациям, зарегистрирован­ным за пределами Чувашской Рес­публики, в отношении их обособлен­ных подразделений, осуществляющих деятельность на территории Чуваш­ской Республики в рамках реализа­ции приоритетного национального проекта «Развитие агропромышлен­ного комплекса» с привлечением инновационных технологий по произ­водству сельскохозяйственной про­дукции.

В рамках обеспечения гарантиро­ванного сбыта произведенной в рес­публике сельскохозяйственной про­дукции Указом предусматриваются:

дополнительные меры поддержки пищевых и перерабатывающих орга­низаций через предоставление льгот­ных кредитов на строительство и реконструкцию объектов по глубо­кой переработке сельскохозяйствен­ной продукции (мяса, молока, кар­тофеля и плодоовощной продук­ции);

усиление роли казенного унитар­ного предприятия «Продовольствен­ный фонд Чувашской Республики», которое в дальнейшем будет иметь доступ к льготным кредитам, при­влекаемым на закупку сельскохозяй­ственной продукции от сельскохо­зяйственных товаропроизводителей и материально-технических ресурсов для нужд организаций агропромыш­ленного комплекса в Чувашской Республике;

дальнейшее развитие сельскохо­зяйственных рынков по схемам, предусматривающим прямые постав­ки сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителям «производитель - покупатель», «поле - магазин» [10].

Процесс адаптации народов России к техногенным катастрофам продолжается (засуха, землетрясение, вулканы и т.д.).

Тысячелетиями происходит адаптация болгар и сувар к другим народам: 1. В Империи хунну:

· динлины (скифский народ);

· протоманьчжуры;

· протомонголы;

· прототюрки;

· прототунгуссы.

2. На Северном Кавказе:

· ираноязычные народы;

· горские народы;

· тюркские народы;

· славяне (праславяне);

· еврейский народ.

3. На территории Среднего Поволжья:

· черемисы (марийцы);

· болгары, сувары, барсилы;

· буртасы;

· мордва;

· коми;

· муромчане;

· удмурты;

· татары (после 1236 г.);

· хазары-болгары;

· хазары-сувары;

· хазары-евреи;

· русские (славяне).

Вывод

Наиболее жестокая (кровавая) адаптация народов Поволжья и Руси произошла в условиях Золотой Орды, а в Поволжье и в условиях Казанского ханства «худоболгары» вынуждены были адаптироваться к исламу, к татро-кыпчакскому языку (Z-языку) и их экспансии. [11]

Литература

1. Тафаев, Г. И. Введение в историю Чувашии: учеб. пособие. / Г.И. Тафев – Чебоксары, 2009. – 144 с.

2. Крадин, Н. Н. Империя Хунну. / Н.Н. Крадин – М., 2001. – С. 95 – 99.

3. Гадло, А. В. Этническая история Северного Кавказа IV – X вв. / А.В. Гадло – Л., 1979. – С. 30.

4. Чувашская литература: Хрестоматия для X кл. – Чебоксары, 2007. – С. 5.

5. Атлас. География России. – М., 2008. – С. 14.

6. Атлас – С. 15

7. Чувашская литература. – С. 8 – 9.

8. Атлас – С. 10

9. Атлас – С. 18

10. Советская Чувашия , 2010. 5 октября.

11. Тафаев, Г. И. Трансформация древнеболгарской цивилизации / Г.И. Тафаев – Чебоксары, 2010.

Тафаев, Г. И. Героические века древнеболгарской цивилизации / Г.И. Тафаев – Чебоксары, 2010.

Тафаев, Г. И. Цивилизации народов Среднего Поволжья в условиях трансформации. / Г.И. Тафаев – Чебоксары, 2010.

Тафаев Г.И. Смена цивилизации / Тафаев Г.И. – Чебоксары, 2009.

Комментариев нет: