17 марта 2011

СИМВОЛИЗМ НОВОЧУВАШСКОЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ

СИМВОЛИЗМ НОВОЧУВАШСКОЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ

Под новочувашской цивилизацией мы понимаем процессы, котрые стали формироваться после вхождения Чувашии в состав российской цивилизации.

 

 

Трансформация Чувашии обернулась для древнечувашской цивилизации (языческой) качественным скачком. Изменения пошли в направлениях социально-экономических, религиозных и других форм трансформации. Началась вторая фаза (этап смены цивилизации).В условиях российской эпохи Чувашия в течение 460 лет сформировалась в новочувашскую.

Для древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации был характерен символизм:

  1. Религиозно – тотемный;
  2. Историко – государственный;
  3. Природно – географический;

В устном народном творчестве болгаро-чуваш преобладет религиозно – тотемный и языческий символизм, например, в легенде об Улыпе, Чемене:

Религиозные символы:

    • крест, крут, рунические изображения. Сохранились в историко – государственной символике;
    •  древо жизни (вечная жизнь)

      Природно – географическая символика

·         утка;

·         дуб;

·         волк;

·         борс.

В каких хронологических рамках эти символы (цивилизации) несли большую смысловую (патриотическую, религиозную) нагрузку.

 

 

Империя Хунну

Империя Аттилы

Великая Болгария

Сувария

1.

Земля

Страна

Каган

Царь

2.

Луна

Солнце

Солнце

Луна

Волк

Луна

Звезда

Солнце

Луна

звезды

3.

Вода

Огонь

Огонь

Вода

Огонь

4.

Ива

Дуб

Дуб

Дуб

5.

Дуб

Гора

Гора

Гора

6.

Волк

Конь

Барс

Трезубец

Крест

Барс

Крест

 

С 20-50 гг. XVI в. начинает формироваться новочувашская:

1.      Территория (Чувашская, с 1521 года);

2.      Этнос (с 1508 года);

3.      Российско – гсударственное самосознание (идентификация) с 1523 года. Вхождение Присурской Чувашии в состав России;

4.      Религиозная самоидетификация (национально – освободительная война Чувашии против Казании (с 1546 по 1552 гг.);

В новой Чувашии в условиях российской цивилизации постепенно формируется  литература. Исследователь В. Пушкин делит её на хронологические циклы:

1.      Устное народное творчество;

2.      Первые образцы литературных произведений;

3.      Ранняя литература;

4.      Новописьменная литература.

    Если мы сопоставим данную хронологию., то она может вписаться в концепцию цикличного развития цивилизаций ( по А.Дж. Тойнби)

А.Дж. Тойнби

 

Цивилизация

Литература

Генезис

Устное народное творчество

Рост

 

 

 

Первые литературные произведения

Ранняя чувашская литература

Новописьменная литература

Литература XX века

Литература XXI века

 

Надлом (прогноз)

 

                        20-30 гг. XXI века

 

Распад (прогноз)

                        40-60 гг. XXI века

 

 

 

Цивилизационные циклы не всегда совпадают с циклами развития литературы. Чувашская литература начинает вписываться в понятие новочувашская цивилизация (середина XVI века).

Следует отметить, что в чувашской литературе и до начала XXI века доминирует религиозно-тотемный символизм (языческо православная цивилизация (синкретическая).

1.      Ермей Рожанский (1741- первая четверть XIX века).

В произведении «О чувашах» он оставил религиозные (цивилизация язычников) символы:

·         Бог мать;

·         Бог плодов;

·         Бог земли;

·         Небесный Бог;

·         Чук (обряд);

·         Йюмзя.

2.      Хведи Чуваш (1810-1815) [1]

· Кукушка;

· Рож;

· Песня (жизнь);

· Старость;

· Душа;

· Печаль

Сопоставим символы цивилизации и чувашскую историю XVIII-XIX вв.

·        Язычество;

·        Православие;

·        Хлеб-работа;

·        Душа чистая, но печальная

Новочувашская цивилизации рождалась в муках православия и ухода язычества, но  она жила в черной работе, борясь за хлеб – жизнь. Душа чуваша (XVIIIXIX вв.) оставалась чистой, но в печали.

3.      Легенды, сказки, пословицы, эпосы передавали чуваши друг другу. Поиск цивилизационных истоков начал Н.Я. Бичурин (1777-1853). Их он увидел в Азии, Монголии, Китае, Алтае. Исследователь отмечал, что чуваши – это «новый народ».

4.      Максим Федоров (середина XIX века). Поиск чувашских корней:

·         Волга- Атăл;

·         Мы чуваши;

·         Бог (православие);

·         Яйца, молоко и мед (торговля);

·         Наша доля.

5.      Спиридон Михайлов (1821-1961) [2]

· Сохраню любовь;

· Конь;

· Жизнь;

· Сердце;

· Хозяин;

· Умеют читать, писать;

· Добрые и честные.

 

Как трансформировалась  этнопсихология чувашского народа за прошедшие 100 лет.

 

XVIII – начало XIX века

Середина XIX века

1. Рож,  хлеб

1. Поиск цивилизационных истоков

2. Песня

2. Язычество

3. Душа печальна

3. Православие

4. Работа черная

4. Хозяин

5. Писать не разумеем

5. Знают читать и писать

6. Киреметь

6. Добрые и честные

 

6.      Иван Яковлев (1848-1930)

Духовное завещание чувашскому народу.

·         Любовь к Богу (православие);

·         Уважение к русской культуре;

·         Распространение грамотности среди чуваш;

·         Сохранение чувашского языка;

·         Берегите семью;

·         Любите труд;

·         Помогайте друг другу, будьте милосердными.

7.      Михаил Федоров (1848-1904) [3] Символизм произведения «Леший»

· Конь;

· Лес;

· Киреметь;

· Рекруты;

· Злой дух;

· Смерть;

· Богач;

· Хлеб – поле;

· Подслеповат;

· Подати;

· Нужда;

8.      Федор Павлов (1892-1931) . Из произведения «В деревне»

· Огород – труд;

· Корова;

·  Свадьба;

· Пьют;

· Песня;

· Умри.

9.      Михаил Якимов (1884-1914)

·         Лошадь пала;

·         Бог;

·         Голодный;

·         Город;

·         Больной;

·         С голодухи помираю;

·         Поп;

·         Купцы.

Чувашская литература XIX века завершается смертью К. Иванова (1890-1915). В произведении «Нарспи» (символизм – языческой цивилизации).

·        Лес;

·        Земля;

·        Любовь;

·        Свадьба;

·        Измена;

·        Язычество;

·        Киреметь;

·        Богатство;

·        Вода – колодец;

·        Смерть;

·        Уход язычества – прошлого;

·        Не забили на селе (память).

Цивилизационный символизм конца XIX – начала XX века.

             Конец XIX века

Начало XX века

Любовь к Богу (православие)

Труд

Грамотность

Голод

Труд

Господа

Милосердие

Город

Лес – кереметь

Поп

Смерть чуваш

Смерть

Чуваш курит

Нужда

Чуваш поет

Голод

Нужда

Больной

 

 

Цивилизационные болгаро – чувашские символы эпох (циклов)

1.      Алтайская эпоха    -           языческая;

2.      Северо – Кавказская -                языческая;

3.      Волжско - Камская    -             языческо – исламская;

4.      Российская      -         синкретическая (языческо - православная)

Рассмотрим российскую эпоху в циклах развития (российская цивилизация).

1.      С середины XVI-XVII вв.

·         Защита;

·         Любовь;

·         Киреметь.

2.      XVIII – начало XIX века

·      Хлеб – работа;

·      Песня – жизнь;

·      Черная работа;

·      Киреметь;

·      Писать не разумеем

3.      Середина XIX века

·        Поиск истоков чувашской цивилизации;

·        Православие;

·        Читать разумеют;

·        Добрые и честные.

4.      Конец XIX века

·        Грамотность;

·        Труд.

5.      Начало XX века.

·        Труд;

·        Голод;

·        Болезни;

·        Город;

Исследуя чувашскую историю, литературу, мы видим цивилизационные (историко – генетические) символы.

 

Выводы

1.      По мере формирования новочувашской (национально – региональной) цивилизации мы можем реально увидеть циклы развития;

2.      Цивилизационные циклы развития чувашской истории не всегда сопоставимы с циклами развития чувашской литературы;

3.      По мере трансформации Чувашского края и народа душа новочувашской цивилизации претерпела серьезную деформацию;

4.      Символы цивилизации серьезно менялись, но основополагающие символы остались;

5.      Цивилизационный синкретизм у чуваш существует и в XXI веке..

 

Литература

1.      Чувашская литература: Хрестоматия для 10 классов. – Чебоксары, 2007.- С. 37-38.

2.      Чувашская литература: Хрестоматия для 10 классов. – Чебоксары, 2007.- С.53-64.

3.      Чувашская литература: Хрестоматия для 10 классов. – Чебоксары, 2007.- С. 73-77.

Комментариев нет: