13 марта 2011

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ (ЛОКАЛЬНОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ: РАСПАД

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ (ЛОКАЛЬНОЙ)

ЦИВИЛИЗАЦИИ: РАСПАД

Древнечувашская (древнеболгарская) цивилизация формировалась в условиях Империи хунну (до 1 в. н. э.) как кочевая цивилизация (внутриутробная стадия). Империя хунну образовалась как евразийская цивилизация. Вторую попытку создания евразийского государства предпринял Аттила (Империя гуннов) до 453 г.). Третья попытка тюрков создания евразийской империи была предпринята Тюркским каганатом (Западнотюркским каганатом). Четвертая монголо-татарами (Золотая Орда с 1343 г.).

История прототюркских, тюркско-монгольских государств вписывается в стадии развития и распада Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, С.П. Хантингтона1

Древнечувашский (проболгарский) этнос входили в состав данных евразийских государств.

Н.Я. Данилевский выдвинул концепцию культурно-исторических типов. По Н.Я. Данилевскому:

1) самобытный тип составляют племя или семейство народов, ощущающих внутреннее родство и способных по своим задаткам к историческому развитию.

2) для возможности зарождения и развития самобытной цивилизации народ и входящие в его состав дробные национальные единицы должны обладать политической независимостью.

3) каждый культурно-исторический тип вырабатывает самостоятельные и не передаваемые другим начала цивилизации; влияние других культур на формирующийся тип очень ограничено.

4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляет федерацию, или политическую систему государств.

5) культурно-исторические типы в своем развитии проходят стадии, аналогичные жизненному циклу организма, - рост, цветение и увядание: «Народы … рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают» 2.

Можно ли наложить циклы развития на евразийские государства?

Создание европейского государства (территориальное размещение) предпринята была каганом Кубратом (635-660 гг.). Повторно в IXв. – Волжская Болгария (IX1236 г.).

Великая Болгария просуществовала на Северном Кавказе 25 лет

(635 – 660 гг.) Волжская Болгария в Среднем Поволжье – 500 лет , до монголо – татарского разгрома (1236 г.) Великая Болгария прошла хронологически уплотненную историю (25 лет). «Надлом» завершился «распадом» и формированием двух сестринских цивилизаций.

1. Дунайско-Балканская Болгария, пережив гигантские исторические потрясения (потеряв свой протоболгарский язык, культуру) выжила и трансформировалась в славянскую цивилизацию, которая в XXIв. входит в состав восточно-христианской цивилизации.

2. Волжско-Камская Болгария (Чувашская Болгария), достигнув к 1236 г. стадии «расцвета» («плодоношения» по Н.Я.Данилевскому) вошла через геноцид в предлагаемую мною стадию «смены» цивилизации (с 1236г.). Процесс радикальной смены длился с 1243г. с образованием Золотой Орды до разгрома Казанского ханства в 1552 г. Россией.

Из недр древнеболгарской стала формироваться чувашская, а на обломках Болгарской земли стала формироваться в условиях Золотой Орды татаро-исламская цивилизация.

Процесс смены начинается с 1236 г., т.е. разгромом Волжской Болгарии (Булгарии) монголо - татарами.

Чувашский историк В.Д.Димитриев в работе: «Опустошение Болгарской земли в конце XIV – начале XVI веков» пишет о геноциде болгар со стороны татар: о разгроме монголо-татарами Волжской Болгарии, уничтожении ее городов и многих селений, несметного количества населения в 1236 г. известно из русских и восточных источников. Еще тогда часть болгаро - чувашей перебежала в Приказанье и на правобережье Волги, в бассейн Большого и Малого Цивиля. В конце XIII в. на месте Чебоксар переселившимися из г. Сувара болгаро-чувашами был основан г. Веда-Суар. Эта трагедия исследована достаточно глубоко. В образовавшуюся в 1243 г. Золотую Орду, или Улус Джучи, были включены Хорезм, Дешт-и-Кыпчак (Кыпчакская степь), простиравшийся от Иртыша до низовьев Дуная, Крым и Болгарская земля. Западные кыпчаки (по русским источникам – половцы), воинственные тюркские племена, достигли Днепра в 1054 г. и более 180 лет тревожили частыми нападениями русские княжества. В конце XII-начале XIII вв. часть половцев была вывезена в Сирию и Египет как невольники (мамелюки). Они стали служить в египетской армии. Их военачальники захватили египетский престол и занимали его с 1258 по 1516 гг. в Нижнем Поволжье, Придонье, Приднепровье часть половцев осела в городах. Они ассимилировали остатки хазар. В целом, половцы находились на довольно высоком уровне развития, знали ремесла, занимались торговлей. С образованием Золотой Орды западные кыпчаки вместе с татарами составили основу ее военной силы. Те и другие говорили на совершенно сходных языках кыпчакской группы. Л.Т. Махмутова установила, что в словаре кыпчакского языка 1303 г. 80% слов совпадают с татарскими. Золотая Орда стала тюркской кочевой империей (районами оседлого населения являлись только Хорезм, Болгарская земля, южное побережье Крыма). Монголы в ней, представляя «синюю кровь», были ханами и эмирами высшей аристократией. Татары и западные кыпчаки в 14-15 вв. консолидировались в Орде в единую татарскую народность. Видный египетский ученый-арабист, филолог и историк Амин Аль-Холи, исследовавший арабские источники о Золотой Орде, пришел к выводу: «Кыпчаки – древние племена, родственные татарам. После завоевания кыпчакских земель татарами они полностью ассимилировались с ними». Из восточных кыпчаков образовались мангиты (ногайцы), затем казахи, узбеки. От татар сохранились сибирские татары. При ханах Берке (1256-1266) и Узбеке (1312-1342) татары и кыпчаки были исламизированы. Однако даже в начале XV в., как писал арабский автор Ибн-Арабшах (1389-1450), среди татар были еще идолопоклонники. С рубежа XIII-XIV вв. государственным языком Золотой Орды стал татарский (кыпчакский).

Во второй половине XIII в. разгромленные в 1236 г. города Болгар, Биляр, Жукотин, Сувар, Керменчук и другие, а также многие селения были восстановлены, возникли новые города Балымер, Кашан, Тетеш, Иски, Казань, Кам, Таяба и др. В городах появились каменные постройки. Город Болгар в начальный период Золотой Орды, до строительства города Сарая-Бату, являлся со столицей, а в дальнейшем оставался летней резиденцией ханов. В Болгаре с конца 40-х гг. 13 в. до 1342 г. чеканились золотоордынские (джучидские) монеты ханов Бату, Мунке, Берке и др. В Болгарской земле, ставшей основным поставщиком хлеба для всей Орды, орудовали монголо-татарские даруги и баскаки. В нее начали проникать кыпчако-татары3.

Изучая историю Волжской Болгарии, мы можем вывести цикличность развития древней цивилизации.

А.Тойнби предлагает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение4. Схема, предложенная А.Тойнби просматривается в развитии Волжско-Камской Болгарии.

До распада (А.Тойнби) происходит надлом. В чем причина надлома древней цивилизации?

а) Отказ большинства от мимесиса. Во время катаклизмов большинство может потерять веру в идеалы меньшинства и, не имея сдерживающих традиций, оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.

1. Катаклизмы – монголо – татарское нашествие 1236 г. и уничтожение до 30% болгарского населения, городов, деревень.

2. Потеря веры в идеалы меньшинства – исламизировавшаяся часть болгар отошла от ислама и вернулись в язычество (их будут называть чуваши), другая часть мусульман (болгар) перешла на сторону Золотой Орды. А.Х. Халиков в работе «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария»5:

Отчаянно сопротивлявшаяся монголо-татарской агрессии Булгария в 40-е годы XIII столетия практически пере­стала существовать как единое с обулгаризированными буртасами госу­дарство. В известной мере изменились территория и населенность Булгарии. В собственно Булгарии в значительной степени поредело насе­ление в центральных (закамских) районах, наметился существенный от­ток оставшихся в живых людей на север — в Предкамье и на запад — в Предволжье, а также на восток — в Предуралье и Среднее Прикамье, где в условиях большей лесистости сохранялась отно­сительно спокойная обстановка. Такая же ситуация бы­ла характерна и для земель обулгаризированных буртас, где основная часть уцелевшего населения отсту­пила в более безопасные районы Примокшанья, бас­сейна среднего и даже нижнего течения Суры.

Наступила новая пора в истории Булгарии и ее на­селения. Бату-хан при основании Золотой Орды в качестве отправного пункта в ее развитии избрал Булгарию. С тех пор бывшая Булгария развивалась почти в еди­ном русле с Золотой Ордой и на ней отражались все исторические перипетии ордынской истории. Вместе с Ордой Булгария переживала период ее становления в 50—70-е годы XIII столетия, возмужания и расцвета в конце XIII и первой половине XIV вв., смуты 60-х годов XIV в, и распад на рубеже XIVXV и первой половине XV вв. Но в каждый из этих периодов Булгария вносила свои коррективы и они отражались как в истории Орды, так и Булгарии.

На первых порах Орда еще держалась на награб­ленных богатствах, но для того, чтобы сохранять и приумножать их, она была вынуждена развивать и поощрять международную торговлю, а также проводить систематический сбор с покоренных народов и стран дани и иные поборы.

Булгария же, несмотря на жесточайший и неодно­кратный разгром и разрушение ее основных экономических и политических центров, очевидно сумела сохранить свои силы в торговле, особенно международной. К тому же она обладала и грамотными людьми в области фискальной системы, что было немаловажно для монгол в сборе дани и налогов с порабощенного населения Восточной Европы. Поэтому Бату-хан не только избрал Булгарию местом своей начальной став­ки, но попытался создать ей, говоря современным языком, режим наибольшего благоприятствования.

Так, еще в середине 40-х годов XIII века в Булгаре, как это полагают Г. А. Федоров-Давыдов и некоторые из его учеников, начинается чекан самых первых ор­дынских монет, причем они чеканятся от имени леген­дарного мусульманского халифа ан-Насир лнд-Дина, подчеркивая тем самым религиозную значимость этого явления. К тому же, несмотря на размещение своей первоначальной ставки в Булгаре, Бату-хан, очевидно, сохранил номинально и собственно булгарскую адми­нистрацию, лояльную к новой власти. Как уже отмечалось выше, в первые десятилетня господства Орды булгарские князья еще спрашивали разрешение на свой княжеский престол в Орде.

«Пассивность» была достигнута геноцидом со стороны монголо-татар. Из «спящего равновесия» болгарское общество стало выходить после 60-летней войны (1361-1419 гг.), походов 1391 и 1395 гг. Тамерланом. Произошла изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение.

Что произошло в годы Золотой Орды с болгарской аристократией?

1. Правящее меньшинство оттатарилось;

2. Меньшинство признало татаро - кыпчатский язык;

3. Стала формироваться языческая (болгарская) чувашская аристократия, которая в начале 20-30 гг. XIV в. объединилась по стратегическим путям с исламской (Болгаро-исламской, татаро-кыпчатской) аристократией по вопросу создания независимого Казанского ханства(1438/45-1552 гг)

4. Под «вырождением» мы должны понимать, что в годы Казанского ханства бывшая болгаро-чувашская (языческо-исламская) аристократия резко поляризуется и особенно в годы национальной борьбы за независимость против Казани (1546-1552 гг.)

Трансформация элиты завершается в условиях войны за независимость Чувашии от Казани (1546-1552 гг.).

а) ортодоксально-языческая аристократия (князья, йомзи, торгово-ремесленные слои)

б) ортодоксально-исламская (татаро-кыпчатская) элита повела свой народ против русских. «Надлом», который зрел в течение 200 лет (с 1243-1445 гг.) перерос в распад. «Распад» для народов (марийцев, удмуртов, худых - болгар) входивших в Казанское ханство привел к образованию (национально-региональных) локальных цивилизаций в условиях России.

Надлом завершился распадом (ликвидацией) Казанского ханства.

В стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:

1. Правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общество, но усиленно цепляющееся за власть. С целью удержания власти оно пытается создать универсальное государство. Для татарского этноса путем ассимиляции малых народов (этнографического материала) в условиях Казанского ханства.

2. Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Реакция народов поиск выхода из казанского тупика. Народы Казанского ханства выбрали вхождение в состав России. Альтернативный путь вхождения спас народы (марийцев, мордву, чувашей, удмуртов, 100 тыс. русских палонянников) от исламизации и ассимиляции. И, как заметил А.Тойнби «альтернативная религия» становится более значимыми по своим последствиям . Путь распада привел к новой смене цивилизаций в условиях российской. Смена цивилизации привела к трансформации языческой (марийской, мордовской, удмуртской, чувашской) локальных (языческих) цивилизаций в православные локальные в условиях России.

Выводы:

1. По А.Тойнби будущее Земли

2. Российская (мировая) цивилизация будет стремиться к унификации и стандартизации национально-государственных субъектов на принципах «Вселенского государства» и Вселенской религии (церкви). Надлом, который сохраняется в российской цивилизации в конечном счете может привести к распаду.

Литература

1. Хантингтон С.П. Умер 24 декабря 2008 года в США.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский – М., 1991 – 347с.

3. Димитриев В.Д. Опустошение Болгарской земли в конце XIV – начале XV в. / В.Д.Димитриев // Известия НАНИ ЧР. – 1996 - №2. - С.47

4. Тойнби А.Дж. Постижение истории / А.Дж.Тойнби – М., 2004.

5. Халиков А.Х. Монголы, Татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков – Казань., 1994 – С.53-54

Комментариев нет: