15 марта 2011

НОСИТЕЛИ R-ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ГЕНЕЗИСА ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ (ДРЕВНЕЧУВАШСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ

НОСИТЕЛИ R-ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ГЕНЕЗИСА ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ (ДРЕВНЕЧУВАШСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ

Исторические личности Шаньюй Модэ (Империя хунну), император Аттила (Империя гуннов), Чингис-хан (Империя Монголов) достаточно известная в истории правители своих государств (администраторы - управленцы).

Модэ, Аттила и Чингис-хан для китайской цивилизации рассматривается как представители «варваров». Аттила для греко-римской цивилизации «бич божий», «варвар».

Для древнеболгарской цивилизации интерес представляют 10 шашьюев, которые правили до ухода проточувашей на территорию Средней Азии.

Рассмотрим синхронистическую таблицу « Империи хунну»

Шаньюй

Годы жизни Шаньюев

Основные события, реформы

Тоумань

220—209 до н.э.

Первый шаньюй, известный по имени. В его правление хунну были стеснены юэчжами, Дунху и империей Цинь. Когда империя Цинь ослабела, из-за смуты смог вернуть себе часть Ордоса. Отдал Модэ, сына от второй жены, в заложники к юэчжам и напал на них, чтобы они убили Модэ. Но Модэ сбежал и, получив от отца войско, убил Туманя и своего старшего брата.

Модэ

209—174 до н.э.

Согласно легенде, Модэ был старшим и нелюбимым сыном шаньюя Тоуманя, который послал Модэ к согдийцам, потребовавшим заложника. Тумань планировал совершить набег на Согдиану, чтобы согдианцы вынуждены были убить сына. Но Модэ предугадал намерения отца и при начале набега убил своего стражника и бежал. Удаль Модэ произвела такое впечатление на хуннов, что Тумань был вынужден поставить его во главе одного из уделов государства, дав в управление 10 тысяч семей. Модэ стал обучать воинов. Он ввел в обращение свистящую стрелу и приказал воинам стрелять в том направлении, куда пустит стрелу он. Невыполнение приказа каралось смертью. Однажды внезапно он пустил стрелу в любимого коня, а тем, кто не выстрелил, приказал отрубить головы. Потом он выстрелил в свою любимую жену, а нестрелявших — обезглавил. В конце концов, Модэ выстрелил в своего отца, не последовать его примеру не рискнул ни один из воинов. Так он стал правителем хуннов в 209 году до н. э.

Лаошан

174—161 до н.э.

Продолжил политику Модэ. Разгромил юэчжей, укрепил границы и создал чиновничий аппарат из беглых китайских сановников. Желая получить доступ к свободной торговле, развязал вторую хунно-китайскую войну и добился выгодного мира в 162 году до н. э.

Цзюньчэнь

161—126 до н.э.

Сын Лаошана. Активно воевал с Китаем. В его правление хунну добились наибольшего усиления, но в конце начался упадок.

Ичжисе

126—114 до н.э.

Второй сын Лаошаня, брат Цзюньчэня. Пришел к власти в результате переворота; провозгласил себя шаньюем, добился поддержки князей и разбил племянника Юйбн, который бежал в Китай. В начале правления пытался атаковать китайцев, но активные действия полководцев У-ди принудили его к обороне. Лично сражался с ханьской армией в 119 году до н. э., но был разбит.

Увэй

114—105 до н.э.

Ушилу

105—102 до н.э.

Сын Увэя. Был «склонен к буйству и войне», удачно, но недолго воевал против У-ди.

Сюйлиху

102—101 до н.э.

Сын Ичжисе. В недолгое правление смог провести удачное наступление на китайскую границу.

Цзюйдихоу

101—96 до н.э.

шаньюй хунну с 101 года до н. э. по 96 год до н. э„ Выбран шаньюем съездом князей из младших принцев крови. Отбил наступление китайцев.

Хулугу

96-85 до н.э.

Цзюйдихоу имел двоих сыновей: старший (восточный чжуки-князь) и младший (великий восточный предводитель). Цзюйдихоу завещал престол старшему сыну, который стал править под именем Хулугу. Младший брат (его имя неизвестно) был поставлен наследником престола, но вскоре умер, а его сын был отстранён от власти. Отбил крупнейшие наступление У-ди на хунну.

Хронология правления шаньюев завершается в 215 г. н.э. Последний был Хучуцюань (195-215 гг.). Китайские администраторы (князья) стали управлять остатками хунну.

Мы завершаем таблицу приходом шаньюя Хулугу (96-85 гг. до н.э.). Это связано с тем, что проточуваши с 71 по 86 гг. до н.э. вынуждены были покинуть пределы империи и переместиться на территорию Средней Азии (озеро Балхаш). Период генезиса для проточувашей мы называем алтайской трансформационной эпохой.

Последствия пребывания проточувашей (праболгар) в Азии мы можем увидеть:

1) в языке (более 100 китайских и 900 монгольских слов);

2) в музыке;

3) в орнаменте и рунических символах;

4) в мировоззрении (религии).

По мнению исследователей (языковедов, искусствоведов) племена Сио (Сиу, США), аппачи (США) имеют немало языковых и рунических сходств с племенами Сибири, Дальнего Востока:

· Сио в языке;

· Аппачи в рунических символах.

Племена Сио (Сиу) в разговорном языке используют 300 тюркских слов. Аппачи в рунических символах обозначают символы, которые однотипны с чувашскими [1].


Следует отметить наличие однотипных взглядов как у проточувашей, так и у американских индейцев, о делении Вселенной (мира) на три уровня:

· верхний – небесный;

· средний – земной;

· нижний – подземный [2].

По чувашским религиозным (языческим) верованиям верхний (небесный) относился к эпохе Модэ и Северного Кавказа и принадлежал Тенгрихану, нижний (подземный) – принадлежал злым богам, Киремети, Исраелю, лешим (Арбюри и т.д.), средний мир – принадлежал человеку.

Сходно и понятие «Мирового дерева», которое соединяет все три уровня Вселенной. На чувашском государственном гербе и государственном флаге изображено Мировое дерево (дерево жизни).

В 2007 г. мы издали в Москве «Курс лекций по истории и культуре чувашского края». Доктор философских наук Г. Д. Петрова в лекции «Народная мудрость в национальной самобытности чувашского народа» о чувашском мироздании пишет, что предания о возникновении, строении и развитии Вселенной занимают особое место в мифопоэтическом мировоззре­нии. Космогоническая мифология в чувашской традиции объясняют проис­хождение того или иного элемента космоса, описывают как возникла Все­ленная в том виде, в каком она представляется сознанию чувашей. У чувашей сотворение мира представляется в следующей последовательности: хаос вода и суша - земля и небо - солнце, месяц, звезды - время -растения - животные - человек - предметы человеческого обихода (дом, ут­варь). Становление мира у чувашей рисуется как результат последовательно­го противопоставления пар: огонь - вода, небо — земля, земля - вода, верх -низ, передняя сторона - задняя сторона, правое — левое и т.п. А вторая линия развития - постепенное усиление или ослабление какого-либо признака, на­пример, движение по цепочке: неживая природа - растения - животные — люди и т.д. В космогонических мифах движение осуществляется от прошло­го к настоящему, от божественного к человеческому, от природного к куль­турному, от космического к социальному, от стихий к вещам, то есть от внешнего и далекого к внутреннему и близкому для людей [3]

Вертикальная структура модели мира является трехчастной и состоит из ярусов: верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного или водного).

Верхний мир, по мнению чувашей, является жилищем богов, добрых духов и персонифицированных небесных светил. При этом атрибутами верх­него мира являются Турǎ тǎвě («Гора Бога»), молочное озеро или медовые реки, золотой дворец Всевышнего, вершина Мирового дерева, птицы - орел, лебедь и т.д.

Средний мир для чувашей представляется жилищем людей, шаманов (йюмǎç, тухатмǎш, асамçǎ) духов - хозяев природных и культурных объектов (ийе). По преданиям, в средний мир помещаются космические опоры, миро­вая гора Ама ту, мировое дерево Ама йывǎç, копытные животные - олень, бык, конь, а также человек. Отсюда в чувашской традиции средний мир, зем­ная твердь в космогонических представлениях занимают центральное место. На уровне среднего мира совершаются все основные акты мироздания. В его центре располагается гора Ама ту, окруженная водой. Мировое дерево Ама йывǎç помещается на ее вершине, где корни дерева уходят в нижний мир, а крона — в верхний. Ветви этого дерева поддерживают небосвод и доходят до самой отдаленной периферии во всех направлениях.

Жилищем демонических духов, чудовищ, вместилищем ада, миром мрака, холода, зла, смерти, воплощением первородного хаоса представляется нижний мир, атрибутами которого являются мировой океан, мировая гора, дерево с тремя острыми вершинами, пресмыкающиеся — змеи, драконы, жабы и т.д.

Человекоподобные персонажи Тура (олицетворял небо, позднее счи­тался верховным богом) и Шуйттан (дьявол, олицетворение зла, позднее считался хозяином нижнего мира) выступают в более поздних мифах. Собст­венно творцом является Тура, а Шуйттан выступает в качестве его против­ника, неумело подражающего действиям Тура.

Миф о появлении Киреметя и киреметищ находится в этом же ряду. Сын верховного бога, его первенец, первоначально назывался Киреметем. Само название киремети происходит от мусульманского культа святых «карамат». Он разъезжал по земле в колеснице, запряженной белыми конями, принося с собою плодородие и изобилие. Подстрекаемые Шуйттаном люди убили его. Для того, чтобы скрыть от бога свое преступление, они сожгли тело убитого и прах развеяли по ветру. Там, где пал на землю прах, выросли деревья, а с ними возродился и сын бога — но уже не в одном лице, а во мно­жестве враждебных человеку существ. Так произошли киремети. Их число увеличилось еще более, когда они переженились. Киреметище состояло из сориентированной по сторонам света четырехугольной ограды с воротами по трем сторонам; в центре находились жертвенное дерево и специальное со­оружение — киремет ладди. Все это представляло собой земное подобие мо­дели мира [4].

Первые стоянки собирателей и бродячих охотников, владеющих огнем и каменными орудиями обнаружены в Техасе, Неваде, Калифорнии и в районе Сандиа (25 – 15 тыс. лет до н.э.), а более поздние в Кловисе (15 – 9 тыс. лет до н.э.) и во Флориде (9 – 7 тыс. лет до н.э.). Поиски земледельцев в Аризоне и Нью-Мексико датируется 7 – 6 тыс. до н.э. [5].

Традиционно считается, что Америка не является прародиной человечества, она была обжита людьми современного вида через существующий 28-30 тыс. лет назад сухопутный мост между Америкой и Чукоткой, так называемой Берингию.

Современная наука считает, что древние обитатели материка принадлежали к протомонгольской, прототюркской или протоазиатской группе, языком и генетически связанной с алтайскими, финно-угорскими, синно-тибетскими народами [6].

· Алтайские-прототюркские (протохуннские);

· Финно-угорские (протомарийские, протомадьярские);

· Сино-тибетские (протокитайские).

Эти утверждения базируются на следующих особенностях индейцев:

1) На лингвистических (языковых) параллелях Сио (Сиу) и др. с азиатскими народами Сибири, Дальнего Востока;

2) Антропологических особенностях: прямые темные волосы, слабый волосяной покров тела индейцев, разрез глаз, выпуклые скулы и т.д.;

3) Религиозные представления о трех сводах (уровнях) Вселенной;

4) Система рунических символов;

5) Система обозначения счета (Алтайско-Синской).

Обратимся к схеме, на которой представлено переселение протоазиатских групп.

I – прототюрки (протомонголы);

II – протофинно-угры;

III – протокитайцы;

IV – протохунну.

Лингвистические особенности индейцев Северной Америки показывают, что это архаичный протоазиатский язык. Например, у индейцев Сио (Сиу) сохранилось до 300 прототюркских слов, которые имеют параллели с древнетюркским (носители R-языка болгаро-чувашского типа) и новотюркским языком (носители Z-языка татаро-кыпчакского типа).

Таким образом, мы можем отметить, что протоазиатская группа генетически, религиозно, мировоззренчески близка к прототюркам, протоуграм, протофиннам, прототибетцам, протокитайцам, ушла несколькими этапами (28-30 тыс. лет назад) сухопутной дорогой (Азия – Америка) на территорию другого континента.

В формировании цивилизации индейцев Америки приняли участие:

1) прототюрки;

2) протомонголы;

3) протоманьчжуры;

4) прототибетцы;

5) протокитайцы;

6) протоугры;

7) протофинны.

Например, некоторые китайские ученые при изучении легенд ольмеков (Центральная Америка), которые появились в этих местах 4 тыс. лет назад, отмечают древнейшее предание ольмеков, в котором рассказывается об их предках, прибывших морем на кораблях. Они знали чары, волшебство, рисунчатое письмо, песни, поклонялись единому богу «Владыке Всего». Но однажды, мудрецы – цвет народа, снова сели на свои корабли и поплыли на восток, пообещав вернуться накануне конца света 23 декабря 2012 г. Исследователи отмечают, что совершенная нефритовая резьба древних ольмекских умельцев сходны с мастерством китайских ремесленников эпохи Ужоу [7].

Древнейшая письменность американских индейцев (майя, сапотеков) в системе точек и черточек ольмеки использовали как систему цифр [8].

Глядя на обозначение этих цифр можно увидеть их сходство с китайским обозначением цифр, а в Империи хунну проточуваши (протоболгары) успешно использовали китайский вариант написания цифр.

Таким образом, мы может отметить:

1) В генезисе американских индейцев участвовали протомонголы, протоугры, протокитайцы, протоманьчжуры, возможно и прототунгусы;

2) прототюрки (архаичный R-язык) смогли проникнуть на территорию Азии и Африки 28-30 тыс. лет назад (по некоторым данным 7-10 тыс. лет до н.э.);

3) В мифологии индейцев исследователи отмечают серьезные параллели (сходства) с мифологией и мировоззрением прототюркских племен, американских сио и ольмеков;

4) Протокитайские племена эпохи Ужоу оказали, по мнению исследователей, серьезное влияние на племена американских индейцев ольмеков;

5) руническое письмо, счетная система американских индейцев сходны с протокитайским и прототюркским письмом и счетом (эпоха Тоумань и Модэ, в Китае эпоха Ужоу).

Мы отмечали, что внутриутробное развитие древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации произошло в Империи хунну (до периода шаньюя Хулагу 96-85 гг. до н.э.). Учитывая период до шаньюя Тамуня (220-209 гг. до н.э.) внутриутробное развитие древнетюркской общности могло продолжаться несколько тысячелетий. С учетом наличия 300 прототюркских слов (R-язык в языке сио (сиу)) развитие могло длиться более 5 тыс. лет. Под внутриутробным генезисом прототюркских племен (R-язык) мы понимаем от 1500 – до 3000 лет.

Кроме перечисленных R-языка и Z-языка в протохуннский отрезок времени (внутриутробный генезис) формируются протомонгольский язык, протоманьчжурский и прототунгусский языки.

Таким образом, мы можем рассмотреть хронологию формирования прототюркской общности (носители R-языка) в трех периодах (отрезках времени):

0 стадия – протоазиатская;

1 стадия – протохуннская;

2 стадия – хуннская.

Хуннскую стадию можно назвать тоуманьской (с 220 г. до н.э.) [9]. Языковеды и историки отмечают появление в хуннском «протоэтнокотле»:

· тюркской этноязыковой общности;

· монгольской этноязыковой и этнокультурной общности;

· тунгуссо-маньчжурской этноязыковой общности.

Под общностью мы подразумеваем формирование к I в. н.э. (эпоха правления шаньюя Учжулю 8 г. до н.э. – 13 г. н.э.). Вторая стадия заняла время пребывания «протовсех» в составе Империи хунну (начало тоуманьского периода с 220 г. до н.э., по учжулюйскому периоду 13 г. н.э.).

В хуннской стадии образовались два тюркских языка:

1) наиболее древний тюркский язык носителей R-языка (гунны, болгары, сувары, хазары);

2) новотюркский язык носителей Z-языка (татары, кыпчаки, уйгуры, кумыки, казахи и т.д.).

Обособление древнетюркского языка (болгаро-чувашского типа) произошло на второй стадии, т.е. хуннской. Территориальная трансформация старотюрков (носителей R-языка болгаро-чувашского типа).

В условиях протомонгольского общения и Китайских войн (захватов) болгаро-чувашский тип (R-язык) впитал в себя около 900 монгольских и более 100 китайских слов.

На государственном языке (R-языке) говорили в:

1) Империи Аттилы;

2) Великой Болгарии кагана Кубрата;

3) Хазарском каганате;Суварском царстве в составе Хазарского каганата (Алп-Илитвера);

4) Волжско-Камской Болгарии;

5) в землях Волжской Болгарии и Горной стороны Казании (1236 – 1552 гг.).

На сегодня (XXI век) из старотюркских носителей R-языка болгаро-чувашского типа сохранились чуваши (Чувашская Республика, Российская Федерация, г. Чебоксары – Веда Сувар).

Языковеды мира пишут:

1) пратюркский язык;

2) прототюркский язык;

3) старотюркский язык;

4) древнетюркский R-язык;

5) древнетюркский язык;

6) тюркский язык (архаичный);

7) булгарская языковая группа;

8) булгаро-чувашский тип языка;

9) носители R-языка;

10) по данным глоттохронологии возник за 300 лет до н.э. (III в. до н.э.).

Мы придерживаемся общепринятой классификации чувашско-болгарского типа языка, в отличие от татарских языковедов, которые искажают историю развития тюркского языка. Они пишут о болгаро-татарском типе языка, что исторически неверно, или о татаро-кыпчакском типе языка.

В РФ и мировом языкознании общепринята языковая классификация А. Н. Самойловича:

1) Юго-восточная языковая группа:

· Узбекская;

· Уйгурская;

· Чагатайская.

2) Юго-западная языковая группа:

· Азербайджанская;

· Гагаузская;

· Турецкая;

· Туркменская.

3) Булгарская (Чувашская) языковая группа:

· Чувашская;

- гунны;

- печенеги;

- болгары;

- сувары;

- хазары.

4) Северо-восточная языковая группа:

· Алтайская;

· Башкирская;

· Казахская;

· Караимская;

· Татарская;

· Карачаево-болкарская;

· Киргизская;

· Кумыкская;

· Ногайская.

Сохраняется классификация известного языковеда Н. А. Баскакова:

1) Восточная или Восточнохуннская ветвь:

· Уйгурская группа:

- Тувинский ;

- Тофаларский;

- Якутский;

- Хакасский;

- Сары-уйгурский.

· Киргизско-кыпчакская группа:

- Киргизский;

- Алтайский.

2) Западная или Западнохуннская ветвь:

· Булгарская группа:

- Чувашский

· Огузская группа:

- Туркенский;

- Гагаузский;

- Азербайджанский;

- Турецкий.

· Кыпчакская группа:

- Кумыкский;

- Караимский;

- Карачаево-балкарский;

- Крымско-татарский Татарский;

- Башкирский;

- Ногайский;

- Казахский;

-Каракалпакский.

Как видно из перечня, всемирно известные языковеды мира А. Н. Самойлович и Н. А. Баскаков отмечают булгарскую языковую группу (носителей R-языка).

Отметим ушедших (умерших) этносов, носителей R-языка (болгаро-чувашский тип):

1) гунны;

2) печенеги;

3) болгары;

4) сувары;

5) хазары.

Они входили в булгарскую (болгарскую) языковую группу. Поэтому утверждать, как многие татарские языковеды, о том, что болгарский язык был «болгаро-татарским языком» исторически неверно. Нельзя искажать историю и невозможно (это антинаучно) опровергнуть классификацию общепризнанных языковедов А. Н. Самойловича и Н. А. Баскакова.

Татарский языковед М. З. Закиев в работе «Происхождение тюрков и татар» в таблице №40 рассматривает чувашскую языковую группу:

40

Чуваши (сильное монгольское и финно-угорское влияние отдалило этот язык от общетюркского)

СНГ

1842346

Автор делит кыпчакскую группу на кыпчако-болгарскую подгруппу, вписывая башкир и татар (булгаро-татар) [10]. Специалисты-языковеды были крайне удивлены такой классификации татарского автора, но политика, к сожалению, доминирует над истинной наукой.

Выводы

1. Внутриутробный генезис древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации начался в условиях протохуннской общности.

2. В хуннскую эпоху праболгарская протоцивилизация из-за войн и вторжения во внутренние дела, пройдя территориальную трансформацию, оказалась во II в. на Северном Кавказе.

3. Носители тюркского R-языка (чуваши, болгары, сувары, хазары) образовали несколько федеральных государств (конфедераций): Империю Аттилы, Великую (Старую) Болгарию, Союз печенегов, Хазарский каганат, Суварское царство в составе Хазарского каганата, Волжско-Камскую Болгарию.

4. Монголо-татарское нашествие уничтожило Волжско-Камскую Болгарию (Булгарию), носители R-языка оказались на краю гибели. Тюрко-татары (носители Z-языка) в течение 300-летнего господства «адаптировали элементы чужеродной культуры» (по А. Дж. Тойнби).

· А. Дж. Тойнби в работе «Постижение истории» в части «Героические века» писал, что «Проникновение варваров в цивилизацию осуществляется, во-первых, через поток военнопленных, во-вторых, с группами заложников, в-третьих, через торговцев и, наконец, через завоевателей».

· Монголо-татарское завоевание (варваров) носителей Z-языка, заставило болгар («худоболгар-чувашей»), носителей R-языка, уйти в леса, болота, овраги Горной стороны.

· Невзирая на разгром Волжско-Камской Болгарии (R-языка) монголо-татары (носители Z-языка) не смогли полностью уничтожить и ассимилировать «волжских римлян» (по Н. И. Ашмарину) и болгарскую цивилизацию (по И. Н. Смирнову).

· Чуваши сохранили свой болгаро-чувашский тип R-языка, болгарскую этнокультуру, мировоззрение, традиции, обычаи, одежду, музыку, танцы, болгарский свободолюбивый мир, свою болгарскую душу.

· В условиях России чуваши («худоболгары») трансформировались из язычества в православие, но болгарский язык (R-язык) и болгарская душа остались в синкретической душе современного чуваша.

ЛИТЕРАТУРА

1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. для вузов. – М., 2001. – С. 151.

2. Культурология. Там же. – С. 153.

3. Курс лекций по истории и культуре Чувашского края / под ред. Г. И. Тафаева. – М., С. 85.

4. См.: Чǎваш фольклорě/ Ред. С. В. Эльгер. – Ш., 1949.; Чǎваш халǎх сǎмахěсем. – Ш.: Чǎв.кěн. изд-ви, 1973; Хрестоматия по культуре чувашского края. Дореволюционный период / под ред. Скворцова М. И. – Чебоксары: Чув. кН. изд-во, 2001; Чувашский фольклор. / Сост. И. С. Тукташ. – Чебоксары, 1949; Салмин А. К. Народная обрядность чувашей. – Чебоксары, 1994; Сборник чувашского фольклора. В 2-х т. – Чебоксары, 2000.

5. Культурология. Там же. – С. 147.

6. Культурология. Там же. – С. 146.

7. Культурология. Там же. – С. 325.

8. Культурология. Там же. – С. 327.

9. См.: Синхронистическую таблицу. – С. 2.

10. Закиев, М. З. Происхождение тюрков и татар / М. З. Закиев. – Казань, 2000. – С. 10-13.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Ссылки на авторов не уместны . Есть и другие авторы . Может быть предки чувашей хунны смешались с уграми .Были савиры в Дагестане .И ряд авторов говорит,что хазары не однородны . Это может быть имели ввиду предков чувашей в составе хазар .С Атиллой не ходили савиры .во всяком случае массово . Было переселение персидским шахом части савир (после которого они утратили главенство,отдав его хазарам ) Переселение это на территорию подвластную шаху.Вот надо где искать .И не так уж далёкое время . Смотреть ресидскую историю .По языку болгар скажу ,что часть их переселилась в италию и там при их компактном проживании немного язык сохранялся . Необычный для местных . Тоже никто не смотрел .