Праболгары на Северном Кавказе и Причерноморье
Праболгары( проболгары) по мнению исследователей стали проникать на территорию Причерноморья и Северного Кавказа на рубеже II и III вв. нашей эры.
I век-рождение Иисуса Христа и усиление столкновений цивилизаций.
· I век - Империя хунну и Китай;
· II век - Греко-римская цивилизация и Сирийская цивилизация;
· V-VI вв.- империя Аттилы и Западная цивилизация.
А.Дж. Тойнби в работе «Цивилизации перед судом истории» о процессе зарождения греко-римской цивилизации в разделе «Христиантво и цивилизация» писал, что эти два слова — «Иисус Христос» — имеют неоценимое значение для нас и будут, рискну предсказать, все так же важны для человечества и две, и три тысячи лет спустя. Эти два слова были свидетелями столкновения между Греко-римской и Сирийской цивилизациями, - столкновения, в результате которого и родилось христианство. Слово «Иисус» — это третье лицо единственного числа одного семитского глагола; «Христос» — пассивное причастие от греческого глагола. Это двойное имя само по себе — свидетель того, что христианство было рождено от брака двух культур.
Рассмотрим существующие сегодня в мире четыре высшие религии, несущие всемирную миссию: христианство, ислам, индуизм и махаянистскую форму буддизма, преобладающую на Дальнем Востоке. Исторически все они продукт столкновения Греко-римской цивилизации с другими, современными ей цивилизациями. Христианство и ислам возникли как альтернативные ответы Сирийского мира на греко-римское вторжение; христианство — как ненасильственный Ответ, ислам, напротив, -- насильственный. Махаянистский буддизм и индуизм суть также ответы — мягкий и бурный - Индийского мира все на тот же греко-римский Вызов.
Оглядываясь на греко-римскую историю сегодня, то есть примерно тринадцать веков спустя после падения греко-римской цивилизации, мы увидим, что из этой перспективы наиболее значительным моментом в истории Греко-римского мира кажутся встречи его с другими цивилизациями; эти встречи важны не столько своими ближайшими политическими и экономическими результатами, сколько долгосрочными последствиями в религиозном плане. Эта иллюстрация на греко-римском примере, историю которого мы знаем в полном объеме, дает нам некую идею о временных интервалах столкновений между цивилизациями. Воздействие Греко-римского мира на другие современные ему цивилизации — сравнимое с воздействием нынешнего Западного мира на его современников начиная с рубежа XV и XVI веков — началось с завоеваний Александра Великого в IV веке до н. э., через пять или шесть столетий после освобождения Ближнего Востока от греко-римского господства арабами-мусульманами; в VII веке н. э. Ближневосточный мир все еще переводил классические греческие философские и научные труды. Почти шестнадцать веков, с IV века до н. э. по XIII век христианской эры, происходили столкновения Греко-римского мира с современными ему цивилизациями.[1]
Теперь давайте измерим по этой временной шкале в шестнадцать веков продолжительность столкновения Западной цивилизации так что та экспансия вполне сравнима с экспансией нашего времени и по широте охвата, и по мощи. Когда мы оглядываемся на историю Греко-римского мира в период последних четырех веков до Рождества Христова, нам особенно бросается в глаза именно эта великая экспансия и глубина ее проникновения. Войны, революции, экономические кризисы, которые бушевали на поверхности греко-римской истории и волновали умы людей, боровшихся за выживание в то время, сегодня не кажутся нам столь уж значительными в сравнении с культурным греческим влиянием, охватившим Малую Азию, Сирию, Египет, Вавилонию, Персию, Индию, Китай.
Но почему же вообще имеет для нас значение воздействие Греко-римской цивилизации на другие цивилизации? В основном из-за контрвлияния этих других цивилизаций на Греко-римский мир. [2]
Древнеболгарское сообщество (цивилизация оказалось во II-III вв. у границ греко-римской цивилизации.
Чтобы болгары консолидировались в союз болгаро-суварских племен, им пришлось пройти период смешения в Империи Аттилы(100 лет).
Исследователь А.Н. Бернштам о послеаттиловском периоде в разделе своей работы «Распад западно-гуннского племенного союза» пишет следующее: После смерти Аттилы гуннское объединение распадается.Иордан отмечает восстание гепидов под предводительством Адарика. Это восстание, по Иордану, освободило и ряд других народов: старший сын Аттилы был убит, младшие сыновья, Ирнах и Денгизих, удалились с гуннами на восток. Ряд племен — сциры, сарагуры и аланы — осели в Малой Скифии и нижней Мизии.
Племенной состав удалившихся на Восток гуннов в деталях неизвестен.Имеется только свидетельство, что они на востоке делятся на две части-на гуннов-акатиров и гуннов-кидаритов. Первые вероятно связаны с племенами сарагуров, огоров и онугуров. История вторых, гуннов-кидаритов (эфталитов) связана с историей Средней Азии, Кавказа и Ирана.
Однако эти две основных ветви гуннов не были оторваны друг от друга. Одной из них руководил Денгизих, другой— Ирнах. Денгизих продолжал войны с Римом (он был убит в
В это время гунны занимались сплочением вокруг себя племен для похода в Иран. Часть сарагуров и акатиров уже вела борьбу с народами Кавказа. Удар гуннов на кавказские владения Ирана был дополнением набегов эфталитов.
Обратим внимание на слова Бернштама о сарагурах.
На Северном Кавказе осели тюркские племена:
· Сарагуры (желтые, белые по-чувашски);
· Огуры ( оногуры, по-чувашски союз десяти огурских племен);
· Оногуры (10 племен).
Из этого этнокультурного и этноязыкового сообщества (носители R-языка) выщли болгары и сувары. Большая часть болгар впитала в себя гунно-огурские этнотрадиции. Процесс этноязыкового и этнокультурного смешения и формирования общего этноязыкового пространства закрепился после смерти Аттилы (453 год). А.Н. Бернштам о процессах, которые происходили на территории Северного Кавказа и Аму-Дарьи пишет, что Приск отмечает, что «персы, воевавшие уже давно с кидаритами, устрашенные и этим нашествием (сарагуров и акатиров отправили римлянам посольство…»
Таким образом устанавливаем, что кидариты и акатиры-не совсем одно и то же. Это две ветви гуннов, вернее два союза, гунно-акатирских и гунно-кидаритских племен. Первый союз имел большое значение в сложения хазар, второй был соединением восточноевропейских гуннов с среднеазиатскими кочевниками эфталитами.
Распад гуннской державы Аттилы стал фактическим концом самостоятельного существования гуннского племенного союза. Гунны Восточной Европы в дальнейшем выступают в источниках под двойными названиями, свидетельствующими о возрастающей роли племен, им прежде подвластных.
Источники еще долго сохраняют термин «гунн», отличая этим словом кочевые объединения, в которых гуннские племена играют если не господствующую, то, во всяком случае, руководящую роль.
Вместе с тем разгром гуннов на Западе и новое усиление кочевников дает возможность и на юге Восточной Европы подняться новым племенным образованиям варварского типа. Их подъем особенно отражен двойными названиями: гунны-кидариты, гунны-акатиры, гунно-авары и т. д. Происходит «омоложение» варварской периферии за счет вновь поднятого племенного резерва. Создаются новые объединения, ориентация походов. Так как основной резерв идет с Востока (эфталиты), то гуннское общество 'Известно своими походами, главным образом на Кавказе и в Закаспии.
История западных гуннов, когда они вступают в союз с эфталитами, заканчивается в Vв.
Ирнах, который поселился сначала в Добрудже (Малая Скифия), был разбит готами; то же случилось и с Денги-зихом, и гунны, ненадолго задержавшись у Днепра (названного, кстати, ими «Гунновар»), вернулись в Черноморские степи. Здесь они снова входят в союз с аланами, которые стали известны на Востоке и даже в Китае, куда они отправили в
В V в. мы видим существование:
· Утургуров (утигуров);
· Кутургуров.
1. По-чувашски утигуры переводятся бегающие (степные) огуры;
2. Котригуры по-чувашски переводится кут задняя часть или крайняя часть огуров.
Исследователь отмечает, что в VI в. термин «гунн» исчезает и лишь спорадически встречается у некоторых историков более позднего времени в качестве анахронизма.
Появляется новое объединение кочевников-авары. Оно возникает и является историческим продолжением тех же кочевых племен юга России, которые в более раннее время входили в состав гуннского союза. Политическое господство аваров укреплялось тем, что они являлись авангардом двигавшейся с Востока части кочевников жужан (в связи с разгромом их тюрками). Если названные выше группы племен (кутургуров, утургуров, болгар и т. д.) и входили в состав аварского объединения, то сформировались они несколько ранее; в частности, болгары (кутургуры) известны были до формирования аварского союза племен.
В новых условиях естественно получают первенство племена, сохранившие в какой-то степени силу и крепость родовых связей. Для юга России это были авары, которые в качестве варварского резерва и поднимаются над всей массой раздробленных и разноплеменных союзов и, распространив свое племенное название «авар» (верней «абар»), создают новое племенное объединение, являющееся логическим продолжением первого гуннского; логическим- в смысле продолжения этногенетических процессов, совпадающих в данном случае процессом образования классов.
В гуннском образовании шел процесс классового расслоения, продолжался этногенетический процесс, дальнейшее развитие которого в той же среде привело к формированию тюркского языка.
Когда Приск встретил грека, он был крайне удивлен «эллинской речью», так как «скифы, будучи сборищем разных народов, сверх своего собственного языка, варварского, охотно употребляют язык гуннов, или готов, или же авзониев (латинский) в сношениях с римлянами. . .»
Следует обратить внимание на указание, что гунны, кроме «языка гуннов», употребляют свой «варварский» язык. Очевидно, что в условиях разноплеменного состава гуннского объединения выработался свой язык скорей всего на базе тюркского языка господствующего гуннского рода. Согласно более поздним свидетельствам, племена, происходившие от гуннского племенного союза (кочующая часть — печенеги), знали тюркский язык. Сын Аттилы Денгизих носил тюркское имя (от слова Денгиз-море).
Таким образом, мы можем сказать, что имя сына Аттилы Тинес переводится Морской (сильный как море), а имя Аттила по-чувашски переводится отец. Мы можем отметить, что носители R-языка были: гунны, болгары, сувары, хазары.
А.Н. Бернштам писал следующее: по армянским историкам позднее гунны (V-VI вв. до н.э.) поклонялось божеству Тенгрихан-небесный царь.
Тенгрихану поклонялись болгары, сувары, хазары. По-чувашски тен-небо, хан-титул. Общий перевод Хан Неба, у чуваш существует слово тенче-мир, вселенная. Можно перевести как Хан Вселенной, Хан Мироздания.
Гуннский период, особенно время Аттилы, оставил неизгладимый след в истории. Этот след имеется не только в исторических сочинениях и хрониках, описывающих гуннское нашествие, но и в многочисленных эпических произведениях. Сводку преданий и их интерпретацию можно найти в трудах Ам. Тьерри, А. Вельтмана и др. Память о гуннах сохранилась в скандинавских сагах, народных квидах Севера, витязных песнях и сказаниях Эдды, в исландских и гренландских сагах XI—XIII вв., в Волуспа (сборник северных сказаний), в латинских .и мадьярских сказаниях и т. д. и т. д. Наконец, отражение гуннского нашествия встречаем мы и в «Песни о Нибелунгах».
Гуннам посвящены авентюры XX и XIX «Песни о Нибелунгах», в которых описываются женитьба Этцеля (Аттилы) на бургундке Кримгильде (бывшей жене Зигфрида) и войны между гуннами и бургундами. Сообщается ряд интересных деталей, касающихся, главным образом, быта гуннов. «Нибелунги» доказывают проникновение гуннов во время Аттилы в Западную Европу, успешное сражение их с бургундами. Покорение бургундов произошло до поражения гуннов западными варварскими племенами под руководством римского полководца Аэция.
Предвидя нашествие гуннов, бургунды стремились к союзу с готами, но, как сообщает Проспер Аквитанский (V в.), союзом «Гундикарий» (по «Нибелунгам» — Гунтер) пользовался недолго, ибо его вместе с его народом и родом уничтожили гунны» . «Песнь о Нибелунгах» также говорит, что союз, который пытался создать Аттила в западной Европе, был непрочен, и временно входившие в гуннское объединение к выходу из него, ориентируясь на новый союз с теми племенами, которые были ближе к ним по своему экономическому и социальному, а быть может и племенному положению. Поэтому в «Нибелунгах» отразились восстание гуннов и борьба их с бургундами внутри гуннского союза, во дворце Аттилы. Сам Аттила погибает от руки своей жены бургундки Кримгильды. «Песнь о Нибелунгах» вместе с тем ещё подтверждает несовместимость, в условиях общественных отношений этой эпохи, союза земледельческих и скотоводческих племен.
Болгарские племена занимали значительную территорию Причерноморья. М.И. Артамонов о Великой Болгарии кагана Кубрата отмечал, что на развалинах Западнотюркютского каганата возникло не одно Хазарское государство. Параллельно происходило объединение болгарских племен Приазовья и Причерноморья, которые перед тюркютским завоеванием составляли два основных союза — утнгур и кутригур. Первый из них оказался под властью тюркютов, а второй связал свою судьбу с аварами, причем значительная часть его населения ушла вместе с последними в Паниопию.
В VII в. в поле зрения истории появляется племя гуннугундур, которое Никифор, Феофан, а за ним и Константин Багрянородный называют так же болгарами. По всей вероятности это то же самое племя, которое раньше было известно под именем оногур и находилось к востоку от Азовского моря, между Доном и Кубанью, там, где по данным «Космографии» равениского анонима помещалась страна Оногория и где в дальнейшем были известны временно заслонившие его утигуры.
В
Что это за гуннский государь и откуда он явился? Во всяком случае это не независимый владетель, так как в первой трети VII в. ни в Приазовье, ни в Северном Причерноморье, не было гунно-болгарских племен, не подчинявшихся тюркютам или аварам. Это, следовательно, мог быть только один из вассалов тюркютского или аварского кагана.
Как видно из текста изложенного сообщения, окруженный свитою гуннский государь прибыл в Константинополь для переговоров по церковным вопросам, т. е. прибыл из области, в которой было распространено христианство, хотя его свита и не была еще крещеной. Никифор сообщает, что «ромейские архонты были восприемниками гуннских архонтов, а их жены — гуннских жен», но о крещении самого гуннского владетеля не говорит ни слова. Из этого можно было бы заключить, что он уже исповедовал христианскую веру, но возможно и другое предположение, а именно, что, согласившись на крещение бывшей при нем свиты, сам гуннский государь воздержался от обращения и остался при религии предков. Как бы то ни было, и государь и его свита были почтены подарками, а сам гуннский владетель, кроме того, еще пожалован высоким саном, из чего следует, что в Византии придавали большое политическое значение укреплению связей с «гуннами», которых он представлял.
К сожалению, как уже сказано, источник не указывает, что это были за гунны и как назывался их владетель. Маркварт отожествил его с Органой, дядей Кубрата — вождя и объединителя болгар, а Златарский с самим Кубратом.
Известно, что союз с приазовскими племенами был одним из принципов политики Византии в Северном Причерноморье, так как только при этом условии империя могла не беспокоиться за свои владения в Крыму. Еще в первой половине VI в. Византия принимала меры к насаждению христианства среди этих племен, как лучшему средству для распространения среди них своего политического влияния. В VIII в., в составе Готской епархии существовало Оногурское епископство, которое могло быть основано значительно раньше, еще в связи с деятельностью просветителей гуннов Кардоста и Макара. Таким образом, правитель гуннугундур — болгар мог быть заинтересован в церковных делах своих подданных и в ведении переговоров по этому поводу с Византией. Он, по-видимому, и был тем гуннским государем, о прибытии которого в Константинополь в 61
Междоусобная война в Западнотюркютском каганате в 630—631 гг. сильно пошатнула мощь этой державы и дала возможность некоторым племенам освободиться из-под власти тюркютов. Период между 630 и
Существет мнение, что авары, поселившиеся в Паннионии, никогда не простирали свою власть на Северное Причерноморье, а следовательно не могли быть изгнаны оттуда Кубратом . Если это так, то указание на авар у Никифора следует считать ошибочным и надо полагать, что Кубрат освободил болгар не от авар, а от тюркютов. Действительно, у нас нет никаких прямых данных об аварах в Северном Причерноморье после
А.В.Гадло достаточно подробно осветил историю оседания праболгар на территории Северного Кавказа. Исследователь указывает, что зафиксированное Приском продвижение оногуров-хайландуров на запад, видимо, привело к их столкновению не только с акацирами, но и булгарами. «География» армянского ученого VII в. Анании Ширакаци сохранила представление о существовании в западной части Предкавказья большого булгарского массива. Хоренаци, как следует из его глоссы о переселении булгар в Закавказье, в 80-х годах V в. знал о таком массиве и называл его «земля булгаров», он считал, что она расположена «в цепи (вар. перевода — «в поясе») великой Кавказской горы». В западных источниках впервые имя булгар появляется в Анонимном хронографе
Вновь в западной литературе имя булгар всплывает только после падения державы Аттилы. В
Среди булгарских групп Западного Предкавказья Анания Ширакаци называет группу огхондор-булкар, к этнониму которой он присоединяет их характеристику — «пришельцы». Очевидно, огхондор-булкары в VII в. на Северном Кавказе являлись остатком группы, часть которой выселилась в V в. в Армению (вх'ндур-булгар) под предводительством вождя Бунда. Двойной этноним этой группы должен означать ее сложный состав. Можно предположить, что при продвижении оногуров на запад их часть слилась с частью булгарского массива, заняв обособленное положение в общей массе булгарских родоплеменных объединений, что и позволило считать их одновременно и булгарами, и огхондорами-пришельцами. В период распада державы Аттилы и появления на Северном Кавказе савиров, подтолкнувших на запад весь оногурский массив, оногуры-булгары раскололись («большая смута»). Часть их ушла в Армению, где их зафиксировал Мовсес Хоренаци, а часть осталась в Предкавказье. То же случилось с другими булгарскими группами — часть их отошла под натиском оногуров за Танаис и проникла во Фракию, а другая осталась под главенством оногуров в Приазовье, где их имя оказалось на время поглощенным именем оногуров.
Пламенное объединение оногуров в дальнейшем играло значительную роль в истории Северного Кавказа. Здесь же отметим, что оногуры появляются на Северном Кавказе, судя по данным Егише, до построения укреплений в проходе Чор, т. е. до 40-х годов V в. и вначале занимают восточные области Предкавказья, где Егише их фиксирует под именем хайландуров. В дальнейшем они поглощают племенную группу булгар, которая в течение всей истории пребывания оногуров в Предкавказье оказывается тесно связанной с ними, то теряясь в недрах их конфедерации, то занимая в ней главенствующее положение. Остается неясным размещение сарагуров и огоров (угров). Видимо, следует принять только то, что они потеснили акациров, захватив часть их территории, и укрепились — первые в центральном, а вторые в северном районах междуморья.
В восточном Предкавказье с конца V в. господствующее положение занимают савиры, которые воспринимались европейскими современниками как главная альтернатива остаткам гуннского союза в Причерноморье. Иордан, говоря о народах, живущих близ Понта, помещает гуннов между булгарами и хунугурами (оногурами). В его текст врывается поэтический троп, видимо, заимствованный в каком-то не дошедшем до нас произведении: «А там и гунны как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие— савирами, но места их поселений раздельны: альциагиры- около Херсона...». О савирах Иордан ничего сказать по существу еще не. может. Альциагиры его источнику известны лучше. Он дает характеристику их хозяйства и быта, которая, очевидно, может быть распространена и на другие племена: «Летом они бродят по степям, раскидывая свои становища в зависимости от того, куда привлечет их корм для скота, зимой же переходят к Понтийскому морю».
Альциагиры и оногуры (хунугуры), видимо, полностью отрезал» от Понтийских областей племя акациров, вытеснив его на северо-восток Предкавказья в область сухих солончаковых степей. Возможно, акациры в 60-х годах еще пытались удержать свое положение союзом с сарагурами, но, как свидетельствуют западные источники VI в. они полностью выпали из поля зрения византийской дипломатии. [8]
Смирнов, археолог Среднего Поволжья в работе «Волжские булгары» о болгарах и Волжской Болгарии пишет, что самым древним письменным документом, упоминающим о булгарах является свидетельство сирийца Мар-Абаса-Катину, жившего в III веке н. э., о том, что булгары, обитавшие к северу от Кавказских гор, в 149—127 гг. до н. э. вторглись в Армению (ошибка).
Это сообщение передано автором VIII века Моисеем Хоренским. Ему принадлежит и следующее упоминание о булгарах: «Восемнадцатая страна, азиатская половина Сарматии, граничит восточными оконечностями гор Рипия, рекой Танаисом, морем Меотис, проливом, соединяющим его с Понтом Евксинским, далее на восток берегами того же моря (Понта) до впадения в него реки Каракса (т. е. Ингира), далее Кавказскими горами, -прилегающими « Грузии и Албании до Камийского моря м до впадения в него реки Соянос (Сунджи). О такой реке нигде не слыхать. В Сарматии лежат горы Кераунские н Гиппийские, которые выпускают из себя пять рек, «падающих в Меотийское озеро. Из Кавказа текут две реки: Валданис (т. е. Кубань), текущая до горы Кракс, которая начинается у Кавказа и тянется -на северо-запад между Меотисом и Понтом. Другая река Псевхрос отделяет Босфор от тех мест, где находится городок Никокс. К северу от них (нее) живут народы турков и болгар, которые именуются по иазваиию гор.[9]
Другое свидетельство, также одно из самых древних, интересное тем, что разделяет болгар и гуннов, принадлежит византийцу Феофану. «В сем году (506 год до н.э) Ватвиан, занявши всю Фракию, Скифию и Мизию со множеством гуннов и болгар, покорил Ахиян и Одиссополь, равно как поразил Кирилла, военачальника Фракийского и, опустошая все, дошел до самого Константинополя...».
Под 671 годом у Феофана говорится: «В это время народ болгарский вступил во Фракию. Здесь необходимо сказать о древности Унновундов, Болгар и Котрагов. По ту сторону на северных берегах Евксинского Понта, за озером, называемым Меотийоким, на восточных берегах Меотийского озера, за Фанагорией, кроме евреев живут многие народы. За тем озером, выше реки Куфиса, в которой ловят болгарскую рыбу кенст, находится древняя Великая Болгария и живут соплеменные болгарам котраги. Во времена Константина на западе Кубрат, обладатель Болгарии и Котрагов, скончался, оставив пятерых сынов, которым завещал никогда не расходиться, ибо таким только образом могли они всегда владычествовать и остаться не порабощенными от другого народа. Но не в продолжительном времени по кончине его пять сынов пришли к разногласию и разошлись все, каждый с подвластным ему народом. Старший сын по имени Ватвиан (Боян), соблюдая завещание отца, поныне остался в земле своих предков, второй сын, брат его, по имени Котраг, перешедший за Танаис, поселился насупротив старшего брата... Когда
они таким образом разделились на пять частей и стали малочисленными, го хазары, великий народ, вышедший из Верзитии, самой дальней страны первой Сарматки, овладели всею Запонтийскою Болгарией до самого Понта и, сделавши данником старшего брата Ватвиана, начальника первой Болгарии, поныне получают от него подати».
Имеется упоминание о Болгарии и у Константина Багрянородного: «И Болгария, и самый Истр, и знаменитая гора, называемая Гемос, идущая до самого моря, суть части Фракии, теперь же чужие. Эта часть Фракии поставлена была во власть константинопольского императора и в ней до сего времени не было правителя. А с тех пор как ненавистное богу болгарское племя перешло через реку Истр, сам император вторжением скифов и болгар вынужден был ввести порядок в эту часть Фракии и поставить в ней правителя. Произошел же переход варваров через Истр реку в конце царствования Константина Погоната. Тогда и это имя сделалось известным, прежде же их называли оногундурами».
В византийской истории Никифора Грегора говорится о болгарах, как одном из скифских племен: «Теперь я объясню, откуда получила имя Болгария. Есть страна, лежащая по ту сторону и севернее Истра, а река через нее протекает Волга, от нее и сами туземные жители получили название болгар, а сначала были они скифы. Оттуда с детьми и женами переселились они сюда в то время, когда язва иконоборства нападала на благочестивых. Перешли они реку Истр в громадном числе и распространились по обеим Мизиям». Далее, говоря о скифах, Грегора пишет: «Названия различные дают им древние мудрецы: Гомер называет их киммерийцами, Геродот разнородными скифами, Плутарх — кимварами и тевтонами»...«Так и скифы — те, которые поселились ближе всех к древней скифской земле, сохраняли неизменным свое название, ибо и сами называются скифами, и земля, питающая их, зовется скифской землей».
Упоминания об этих племенах встречаются в работах Прокопия, Агафия и Менандра, для которых они известны под именем утургуров и кутургуров.
Из перечисленных свидетельств древних авторов явствует, что болгары были автохтонами степей Приазовья и входили в число алано-сарматских племен, долгое время по литературной традиции называвшихся скифами (не соответствует истории).
Византийские историки разделяли котрагов и болгар точно так же, как не смешивали гуннов и болгар (свидетельство Феофана), считая их самостоятельными народами.
Археологический материал III—IX вв. нашей эры весьма однохарактерен для большой территории юго-восточной Европы. Одни и те же памятники встречаются и у Харькова, где был открыт Салтовский могильник, и на Северном Кавказе, где известны могильники той же культуры у аула Чми, Кумбулта, и аналогичные памятники по р. Кубани. Эта культура связывается обычно с аланскими племенами. Болгарские племена по занимаемой территории и по характеристике, данной им византийскими историками, должны быть отнесены к этой группе племен, генетически связанной с сарматами.
История I тысячелетия н. э. в северном Причерноморье представляет картину постоянных столкновений между отдельными племенами. Читая хроники византийских историков можно на коротком отрезке времени наблюдать смену названий господствующих племен. Это положение может быть объяснено только тем, что слагавшиеся в северном Причерноморье союзы племен, как союзы оборонительные и наступательные, быстро возникали и быстро распадались « зависимости от политической обстановки.
В III веке н. э. в Восточной Европе возник союз племен, возглавлявшийся военными отрядами пришлых готских племен, появившихся из Прибалтики, известный в истории под именем «царства Германариха». Этот союз, развивавший наступательную деятельность, заставил не вошедшие в него племена степей Причерноморья объединиться в целях обороны и создать другие союзы. В IV веке возникли союзы актов и гуннов, вступившие в борьбу с готами. В 375 году гунны разбили готов. Позднее, в V веке, возникает союз племен, возглавляемый болгарами. Только этим можно объяснить появление имени болгар в сочинениях западных писателей . Этот последний союз племен предпринял ряд военных (походов во Фракию (482, 499, 502 гг.). В VI веке он достиг могущества и его имя стало широко известно византийским писателям. Распад этого могущественного союза племен можно связать с сообщением о смерти Кровата и о расселении его сыновей.
Военные столкновения между племенами и образование Хазарского каганата заставили часть булгарских племен откочевать к северу.
Так могли кочевники-булгары из группы алан-сарматов вместе с остатками гуннов и других кочевников появиться в среднем Поволжье.
Среди керамического материала городища Великие Болгары встречается немало обломков посуды, напоминающих по фактуре, форме и орнаменту посуду салтовского типа и сарматскую. Особенно интересны ручки в виде животных, повторяющие сарматские из района р. Кубани. Этот факт крайне знаменателен и косвенно свидетельствует о приходе на среднюю Волгу с юга значительной и однородной по этническому составу группы, сумевшей сохранить на новом месте в продолжении длительного времени среди чуждых племен свои этнографические признаки.
В числе откочевавших племен были булгары, давшие свое имя городу Болгару, и савиры или савары, упоминаемые Птолемеем, автором II века н. э., смешавшиеся с оседлыми племенами среднего Поволжья и основавшие город Сувар или Сивар.
Появление в Среднем Поволжье кочевников не было новым явлением. На несколько веков раньше здесь кочевали сарматы, о чем можно судить по раскопкам сарматского могильника близ сел. Киишки, Башкирской АССР, открытого экспедицией Государственной Академии истории материальной культуры «под руководством П. А. Дмитриева и относящегося ко времени III—II до н. э.
После распада болгарского союза племен часть их перешла на Дунай, где они ассимилировались с славянами, а часть осталась в области Меотиды.
Значительно позднее, в X веке, в сочинении Абуль-Хасана Али ибн-Хусейна аль-Масуди, эта последняя часть булгар упоминается иногда вблизи Черного и Азовского морей. Его сведения относятся к этим остаткам булгарских племен, черным болгарам, а не к волжским. Этим и объясняется сбивчивость и кажущаяся ошибочность сообщений аль-Масуди.
Археологический материал, характеризующий волжских булгар, достаточно хорошо известен по раскопкам ряда городищ. Изучение его дает возможность установить тесную связь между булгарскими памятниками и более ранними городищами края с «рогожной» керамикой. [10]
Вопросы и задания
· Когда и где размещались болгары и сувары на территории Северного Кавказа?
· Нарисуйте карту Северного Кавказа и Великой Болгарии;
· Расскажите о взаимоотношениях гуннов, болгар и сувар, хазар;
· Расскажите о каганах Органе и Кубрате;
· Где и когда они приняли христианство?
· Расскажите о причинах распада Великой Болгарии.
Литература
1. Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории / А.Дж.Тойнби - М., 2003. - С. 404.
2. Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории / - М. 2003. – С. 405.
3. Бернштам А.Н. Распад западно-гуннского племенного союза / А.Н.Бернштам - С. 165.
4. Артамонов М.И. История хазар / М.И.Артамонов – Л., 1962. – С. 159.
5. Артамонов М.И. История хазар / М.И.Артамонов – Л., 1962. – С. 158.
6. Артамонов М.И. История хазар / М.И.Артамонов – Л., 1962. – С. 160.
7. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А.В.Гадло – Л., 1979. – С. 56 – 58.
8. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А.В.Гадло – Л., 1979. – С. 58 – 59.
9. Смирнов А.П. Волжские булгары / А.П.Смирнов - М., 1951. - С. 9 – 10.
10. Смирнов А.П. Волжские булгары / А.П.Смирнов - М., 1951. - С. 10 – 11.
Комментариев нет:
Отправить комментарий