15 марта 2011

А. Х. ХАЛИКОВ О ЗОЛОТООРДЫНСКОМ ПЕРИОДЕ БОЛГАРСКОЙ ЗЕМЛИ

А. Х. ХАЛИКОВ О ЗОЛОТООРДЫНСКОМ ПЕРИОДЕ

БОЛГАРСКОЙ ЗЕМЛИ

Отвечай же, чародейка,

Как разбить мне град Пюлер?..

Обмануть хоть чуть посмей-ка –

Вмиг убьет тебя Тимер!

- Грозный Хан! Царь над царями!

Ты могуч, как неба гром...

Только взять Пюлер войсками

Ты не сможешь нипочем!..

Ты с отвагой дерзновенной

Обнажить успеешь меч,

Но сперва, о, царь вселенной,

Лучше город сей... поджечь!..

Разгром г. Пюлер (вариант г. Болгар) Тамерланом в 1391 г.

Древнеболгарская земля за всю свою историю подвергалась многим испытаниям:

· голод;

· мор;

· нашествия врагов;

· наводнения;

· холод, жара и др. природные катаклизмы.

С Северного Кавказа праболгары терпели различные бедствия. В эпосе об Улыпе говорится: «сохрани нас, о великий Аслати, от всех зол и бед, от врагов и недругов, от злых духов, от мора, от огня и» [1].

Войны и бедствия были верными спутниками праболгар (болгар, сувар, хазар). Главной причиной переселения болгар на территорию Среднего Поволжья была столетняя хазаро-арабская война (640-737 гг.). Например, А. В. Гадло отмечает, что, несомненно, длительной и упорной была борьба ха­зар с теми осколками племенных образований, которые, как свидетельствуют источники IX—X вв., оказались на Средней Волге. Здесь появились булгары, т. е. одна из групп оногуро-булгарского объединения, которая предпочла отойти на север, в то время как Аспарух от­катывался на запад. Здесь появились входившие в од­ну группу с хазарами после аварского нашествия савиры, предки чувашей. Здесь же оказалась и группа б-р-сула, потомки барсилов. Наконец, здесь же оказа­лась родоплеменная группа баланджар.

Существенные данные к характеристике развития Хазарин в течение VII в. содержит включенная в ком­пиляцию Мовсеса Каганкатваци «Хроника» династии Михранидов, одного из владетельных родов Албании, сумевших на рубеже 20—30-х годов захватить власть в стране и в течение почти столетия удержаться, умело лавируя между империей, Сасанидами, арабами и ме­стными феодалами.

Самой крупной личностью династии был Джуаншер, получивший от персов титул аспарапета и князя Албании, а от греков сан протон-патриция. Годы его правления, согласно «Хронике», — 636—669. Он, как говорит «Хроника», «самодержавно и с великолепием господствовал от пределов Иверии до ворот гуннских и до реки Аракса». Его отцу князю Вараз-Григору, сов­ременнику Ираклия и Виро, удалось подчинить «дикие народы Кавказа», т.е. распространить свою власть на горные области северо-восточной Албании. Сам Джуаншер также, по словам источника, «благоразумно приводил в сознание дикие племена Кавказа».

Годы правления Джуаншера, как свидетельствуют арабские авторы (ал-Баладзори, ал-Якуби, ат-Табари), совпали с первым вторжением на территорию Закав­казья арабов и их первыми попытками прорваться на север от Дербенда [2].

По эпосу об Улыпе и другим источникам мы можем увидеть, что на Северном Кавказе постоянно происходили войны, поэтому был «голод, мор, враги, зло, беды». Войны и голод вынудили народ Улыпа (болгар, сувар, барсил) переселиться на территорию Среднего Поволжья. В эпосе об Улыпе о переселении говорится:

Там три ночи ночевали,

Вдруг на птичий след напали

И по следу понемножку

Проложили мы дорожку.

Все следы она свела

У Большого Цивиля,

Словно Атыла просторы

Наконец открылись взору.

Как нарядны и ярки

Луговые лепестки!

А поодаль тихо дремлет

Под березником деревня.

Между белых тех берез

Белый камень в землю врос.

Вдруг невиданная птица

На него, слетев, садится.

Жемчуг в тысячу лучей

В оперении сияет.

Из агатовых очей

Слезы горькие стекают.

— Птица, птица, что с тобой,

Отчего в такой печали?

Или ранена стрелой?

Или спутника поймали?

Вдруг таинственная птица

Отряхнулась, извернулась

И в красавицу девицу

Перед нами обернулась.

Обликом — что солнышко,

Голосом — соловушка.

Не ступает, а плывет,

Песню райскую поет.

— Расскажу про боль свою,

Отчего я слезы лью.

Я Мерчень. И мне, не скрою,

Жить вольготно под горою.

Сколько злата-серебра

В руки мне дает гора.

Только раз за все столетье

Выбираюсь вот сюда

И всю ночь при лунном свете

Жду я Улыпа тогда.

Но пустынно побережье —

Улып не спешит как прежде.

Где же, где ты, патыр мой,

Почему не здесь со мной?

Одному тебе в угоду

Наряжалась к хороводу,

Косу туго заплетала,

Молния в косе блистала.

Если бы кто-либо смог

В руки взять мой волосок,

От моих волшебных чар

Получил бы вечность в дар.

Только я не обронила

Волосинки ни одной.

А тебе, желанный мой,

Даже душу бы вручила.

Вот явилась к Цивилю

И страдаю, и люблю.

Жив ли он, мой славный Улып?

Сердце рядом с ним вздохнуло б.

— Мы об Улыпе не знаем

И придумывать не станем, —

Наш последовал ответ.

А на нет суда ведь нет [3].

Земля для праболгар (проточуваш) стала среднеповолжской. Процитируем Модэ – шаньюй Империи хунну: «земля – основа государства». Чувашская народная пословица гласит: «нет ничего старше хлеба, нет ничего дороже земли». Хлеб и земля, земля и вода были для праболгар и сувар дороже всего.

По-чувашски:

· çǎкар – хлеб;

· çер – земля;

· шив – вода.

Объединение этих слов дает понятие çершив – родина (государство).

Поэт Яков Ухсай в своем произведении «Песня про Волгу» писал:

Лейся, песня, долго-долго

По над Волгою рекой!...

Хороша ты, наша Волга,

Славен берег твой крутой.

В биллях, в памяти народной

Ты осталась на века

Непокорной и свободной,

Волга – матушка-река!

Ты купала нас при свете

Разгоревшейся зари,

Не с того ли твои дети,

Погляди, богатыри!

И в глазах, и в ушах наших

Чистый свет твоей воды,

Всех ты рек, роднее, краше,

Мы родством с тобой горды!

Враг завистливый, жестокий

На тебя пошел войной,

Замутить хотел истоки

Нашей радости большой [4].

Что главнее для болгаро-чуваша?

· земля;

· вода;

· хлеб.

Что главнее для Я. Г. Ухсая – чувашского поэта?

· песня;

· вода – Волга;

· дети – богатыри;

· свобода;

· непокорность;

· завистливый враг;

· враг жестокий.

Рассмотрим народный символизм:

· земля;

· вода;

· свобода;

· дети-богатыри – будущее;

· враг.

Необходимо отметить символы древнечувашской цивилизации

· родной язык – Яков Ухсай о родном чувашском языке писал задушевные стихи, например, «Родной язык»:

У Вислы я брожу иль у Дуная,

Взбираюсь ли на склон седых Карпат,

Везде родной язык я вспоминаю,

Везде его слова в душе звучат.

А если земляка случайно встречу,

От радости захватывает дух.

Ласкают слух слова родимой речи,

Приятной, мягкой, как лебяжий пух.

В народной песне — грустной иль задорной

Как славно ты звенишь, родной язык!

Ты свеж, и чист, и светел, словно горный

Вниз по камням струящийся родник.

Для задушевной, дружеской беседы

Чувашского народа сыновья

Из лунного тебя сковали света

И напоили песней соловья.

Но в час, когда мы говорим с врагами,

Становится иною наша речь;

Тогда родной язык горит, как пламя,

Звенит, как обнаженный к бою меч.

Мы любим мир, но, если нас затронешь,

Сплотимся мы в один военный стан...

Не позабуду битву за Воронеж

Я — гвардии советский капитан.

В сраженьях под Орлом и под Варшавой

Немало пало братьев дорогих.

В Берлин и в Будапешт дорогой славы,

И мой народ шагал в ряду других [5].

Рассмотрим символизм чувашской цивилизации:

· родной язык;

· душа звучит;

· дух;

· песня;

· ласкает слух;

· сыновья;

· пламя;

· язык – меч в бою;

· народ (гордость).

Зададимся вопросом: что спасло болгар и сувар в годы 300-летней монголо-татарской этнокультурной, этноязыковой и этнорелигиозной экспансии?

· земля;

· хлеб;

· язык;

· дух;

· народ;

· обнаженный в бою меч (носители R-языка).

Таким образом, мы можем отметить, что с IX по 1236 г. Волжско-Камская эпоха формировалась со своей этнодушой, этноязыком, этнопсихологией, этномиров, этнотерриторий.

Символами древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации являлись:

1) земля Волжской Болгарии;

2) хлеб (сытность) этой земли;

3) болгарский (чувашский) язык (R-язык);

4) болгарский свободолюбивый дух;

5) болгарский народ, народы финно-угорской семьи (друзья).

Татарский исследователь А. Х. Халиков о татарах писал, что в самом конце XII века, точнее в 1198 году, татары подняли восстание против китайского засилья. Очевид­но, именно эти события имеются в виду и в сообщении Бекрана. Он пишет, что «китайские войска, объединив­шись с войсками кэркитов и собственно монгол, возглав­ляемых уже Тимучином (Чингисханом), нанесли тата­рам в долине р. Улджи (современная р. Улдза на севе­ро-востоке Монголии) жестокое поражение». Часть та­тар, вероятно, именно в это время ушла на запад и «поселилась в тылу страны Туркестан», а их царь Кутлу-хан (Кучлук) вместе с войсками хорезмшаха Мухамме­да сумел нанести поражение китайским войскам.

Оставшиеся на востоке татары, состоявшие из племен алухай, дудаут, алчи и чагаи, попытались объединиться, но вскоре, в 1202, а затем окончательно в 1204 году были полностью разбиты монголами. Победа была настолько выдающаяся (тем более, что Тимучин разгромил и других непокорных, в том числе найманов, меркитов и кэриетов), что в 1206 году, и год Барса, специаль­но собравшийся курултай объявил Тимучина единственным и могущественным предводителем во всей монгольской степи, над всеми монгольскими и остатками татарских племен и нарек его Чингис-ханом, т. е. ханом вселенной.

С этою времени имя «татар» в исторических доку­ментах уже не фигурирует как самостоятельная этниче­ская группа. Произошла своеобразная модификация этнонима «татары», или своеобразный камуфляж, когда на собственно монгол распространилось имя татар, а остатки татар стали, наоборот, именоваться монголами.

Действительно, синхронные китайские источники, на­пример, «Мэн-да Вэй-лу» и «Хэй-до ши-мое» уже не знают монгол, а все монгольские и связанные с ними племена называют татарами и отмечают, что «их имеет­ся три рода: черные, белые и дикие. Так называемые белые татары несколько более тонкой наружности, веж­ливы и почитают родителей... Так называемые дикие татары весьма бедны, да еще примитивны и не обладают никакими способностями... Нынешний император Чингис, а также все (его) полководцы, министры и сановники являются черными татарами». Белыми татарами (бай да-да) назывались, скорее всего, тюркоязычные онгуты, жившие на северо-востоке Китая. Возможно, часть их на рубеже XII—XIII вв. переселилась в Туркестан. Дикими татарами назывались тунгусо-манчжур­ские племена севера, а черные татары (хэй-да) — это настоящие монголы. Все эти группы населения объеди­няются, особенно в глазах иностранцев, под общим име­нем татар. Очень четко это еще в XIX веке подметил выдающийся казанский ученый Шихабутдин Марджаии. Он писал, что после объединения Чингис-ханом всех разрозненных монгольских и «разных татарских пле­мен» название «магул», как название рода, вышло из употребления, осталось название «татар» Жак общее название для всех племен, хоти основной род, по суще­ству, монгольский» [6].

А. Х. Халиков достаточно подробно рассматривает проблему происхождения татарского народа. Он отмечает, что название «татары» еще более прикрепляется к мон­голам и вместе с ними проникает в Европу после того, как Чингисхан и чингизиды в 1210—1240 гг. предпри­няли завоевание Азии и Европы, т. е. большинства зе­мель Старого Света. В 1210—1227 гг. Чингис-хан параллельно с завоеванием северных (к северу от р. Хуанхэ) районов Китая, где к окончательной покорности были приведены и остатки белых татар, начинает наступление на запад. Как сообщает уже упомянутый Бекран, в 1208 году «на Кутлу-хана найманского хана Кучлука, царя первых татар, обрушилось нашествие других татар, которые опустошили мир и царь которых — Чин­гисхан Тимучин». Таким образом, в 1210—1220 гг. с та­тарами (Кучлук был убит в 1218 году) было покончено, но имя татар сохранилось. Более того, это имя практи­чески перешло и на монгольскую знать.

В связи с этим любопытно сообщение «Мэн-да Бей-лу» о том, что, хотя монголы и «обозначают название династии как «великое монгольское государство», но очевидцы нередко замечали, как знатные люди, напри­мер, наместник Чингис-хана в Китае Мухали (умер в 1223 году) «каждый раз сам называл себя «мы, татары», все их сановники и командующие также называли себя «мы, татары». К тому же в монгольских войсках, бро­шенных на завоевание Китая, Восточного Туркестана, Средней Азии и других западных стран, значительную роль играли выходцы из собственно татар или называв­шихся татарами уйгуров. Так, Рашид-ад-дин, пишет, что «из этого татарского народа, как во время Чингис-хана, так и после него, многие стали великими и уважаемыми эмирами и доверенными государства». Среди них осо­бенно выделялись представители племени «онгут», или белых татар, обычно входившие в лучшую гвардию мон­гольских войск. Известно также, что по постановлению Чингис-хана все покоренные народы, в том числе и уй­гуры (белые татары), должны были поставлять воинов в его войска. По свидетельству Рашид-ад-дина, войска, собранные «из уйгуров, карлуков, туркмен, кашгарцев и кучарцев, под командованием темника Meлик-шаха сражались на стороне Чингис-хана в Хорасане». Показательно, что многие из них, относящиеся к тюрк­ским родам, «назывались татарами». Все это хорошо согласуется с утверждением Гильома Рубрука в середи­не XIII века, что «Чингис повсюду посылал вперед та­тар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут татары».

Действительно, все персидские, арабские, армянские, русские и европейские источники тою времени называют это нашествие татарским, а монгол, являющихся движу­щей силой нашествия, татарами. Мусульманские авто­ры, современники монгольского нашествия Ибн-ал-Асир и Мухаммад ан-Нисави знают только имя татар. То же отно­сится и к армянским источникам. Начиная с 1220 года, с первого знакомства армян и других народов Закав­казья с ужасами монгольского нашествия, монголы здесь известны в основном под именем татар. Армянские син­хронные источники сообщают: «Появились с востока не­известные варварские племена, которых называют тата­рами» (Памятная записка Григора Сисеции). «В году 669 армянского летоисчисления 1220 г. 20 тысяч татар вышли из страны Чина и Мачина Китая и дошли до области Гугарк (Южная Армения). Разоряя все на пу­ти, они достигли Тбхиса (Тбилиси)» (из «Летописи Се-бастацы»).

Вместе с тем следует отметить значительно большую осведомленность армянских летописцев, которые назы­вают монгол не только татарами (в абсолютно преобла­дающем случае), но и «народом стрелков», «харата-тары» (черные татары) и даже «мугалы». Например, армянский историк XIII века Степанос Орбелян объ­ясняет, что «мугалами» в народе называют «татар». Киракос Гандзакаци эти термины иногда употребляет вместе: «мунгал-татары». В основном «татарами» или «тотарами» русские летописи и другие источники назы­вают монгол и а всем протяжении завоевания ими рус­ских земель, степей Восточной Европы и Поволжья. Ранние летописи — Лаврентьевская, Ипатьевская и др.— так пишут о первом знакомстве с монгольскими войска­ми: «В лето 6731 (1223 год). Того же лета побоища татарове князей русских. По грехам нашим, прийдоша языци незнаеми, ... безбожники моавитяне, рекомии татарове, их же добре никто весть ясно кто суть и отколе приидоша и что язык их и котораго племени суть и что вера их. И зовут их татары, а инии глаголят таурмени, а друзии печенези...» [7].

Исследуя монографию А. Х. Халикова, необходимо отметить, что он не объединяет болгар и сувар, по его мнению, это разные народы. Так же он замечает, что везде оно бы­ло заменено словом «татар». Только под этим именем монголы известны и в других европейских источниках. Так, венгерский монах-доминиканец Юлиан, непосред­ственно видевший летом 1236 года огромное скопление монгольских полчищ в степях Поволжья перед их наше­ствием на Булгарию и Русь, называет их татарами и предупреждает о них своего короля (Бела IV), которым, очевидно, он и был послан на разведку. Юлиан пишет, что недалеко от реки Этиль он «нашел татар и посла татарского вождя, который знал венгерский, русский, куманский» тевтонский, сарацинский и татарский (язы­ки), сказавший, что татарское войско, находившееся там же по-соседству, в пяти дневках оттуда, хочет идти против Алеманни». «О татарах, устремившихся из сво­их мест и опустошивших северные земли» в 1238 году, сообщает и «Большая Хроника» Матвея Парижского. В анонимном продолжении «Истории царства французского» (XIII в.) говорится, что «Франция и все другие земли были напуганы известиями о татарах». В като­лических храмах Германии в это время даже читают мо­литву «Господи, избави нас от ярости татар». Кельнская хроника монастыря св. Пантелеона сообщает: «Значи­тельный страх перед этим варварским народом охватил отдельные страны, не только Францию, но и Бургундию, Испанию, которым имя татар было дотоле неизвестно».

Вот эти, как и аналогичные сообщения русских лето­писей, армянских хроник о незнакомстве их прежде с татарами полностью опровергают мнение некоторых ав­торов о том, что имя «татар» в Европе было известно еще до монгольского нашествия.

Причины и основные этапы монгольских (татаро-монгольских в Европе) завоеваний достаточно подроб­но разобраны как в русскоязычной, так и иноязычной литературе. Среди первых особо следует отметить опуб­ликованный в 1970 г. сборник «Татаро-монголы в Азии и Европе». Авторы сборника полагают, что движущей силой монгольских походов были переход монгол и свя­занных с ними племен к новой феодальной или кочевническо-феодальной общественной формации и выдви­жение на историческую арену такого выдающегося пол­ководца, каким был Чингисхан. Л. Н. Гумилев в одной из своих последних работ отмечает, что в основе причин монгольского нашествия лежат этногенетнческие причи­ны, вызванные, прежде всего взрывом этнической консо­лидации монгол, что Л. Н. Гумилев называет пассионарностью.

Закаленная во многих войсках и походах на азиат­ские государства, организованная и сплоченная армия монгол, уже в Азии называвшихся татарами, стала в начале 20-х годов XIII века на пороге Восточной Евро­пы. И первыми на ее пути оказались Волжская Булгария и русские княжества [8].

К сожалению, некоторые татарские авторы не стремятся показать «правду разорения», геноцид и Холокост Волжско-Камской Болгарии (Булгарии). В отличие от татарских коллег, А. Х. Халиков в своих работах показал всю правду геноцида со стороны монголо-татар. Он отмечает, что булгары внесли огромную лепту в историю борьбы народов Евразии против монгольских завоеваний, и она была значительно более существенной, чем предполагают многие исследователи (Б. Шпулер, Л. Н. Гумилев, В. В. Каргалов, Ю. А. Лимонов, Р. Г. Фахрутдинов и др.).

Длительное ожесточенное сопротивление булгар монгольским ордам – свидетельство не только их высо­кого патриотизма, но и значительного развития эконо­мики, культуры и социально-политического строя Волж­ской Булгарии. Эти достижения не пропали даром, они по-новому преломились в новых условиях, когда булгары стали играть во вновь созданной Золотой Орде далеко не последнюю роль [9].

В своей работе «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария» А. Х. Халиков предлагает для изучения 11 глав:

1 глава. Монголы, татары и их завоевания

2 глава. Сопротивление булгар монгольскому нашествию

3 глава. Золотая Орда

4 глава. Народы Булгарии в составе Золотой Орды

5 глава. Булгария в период распада Золотой Орды

6 глава. Территория, города и села Булгарии в золотоордынское время

7 глава. Экономика, экономические и культурно-политические связи Булгарии в золотоордынский период

8 глава. Булгария и Русь в XIII –XIV вв.

9 глава. Общественные отношения и булгарские князья в золотоордынское время

10 глава. Религия, культура и искусство

11 глава. Булгарская народность в период Золотой Орды

Так же автор приводит материалы русских летописей, в которых булгарские князья – «начаша ходити русский князи и болгаре в Орду, ко царю отчин своих просити у царя на столованиа своя».

Бату хан обложил все покоренные народы данью (не менее десятой части всех доходов) и стремился ак­тивно собирать эти налоги со всех завоеванных облас­тей и стран. Дань эту собирали специальные сборщики или так называемые тамгачи. Обычно они назначались из числа покорных монголам грамотных людей, нередко из торговцев. Иногда сбор дани откупался этими торговцами на определенных условиях. Нередко в роли таких сборщиков выступали и булгарские купцы.

Несколько позднее, а именно и 1257—1259 гг., т. е. во времена правления хана Берке, во всех завоеванных монголами землях и пределах Золотой Орды, в том числе и в Булгарии, была проведена перепись всего податного населении, и учреждена постоянная военно-политическая организации монгол в виде десятников, сотников, тысячников и темников, занимающихся охра­ной сборщиков дани, а также представителей ордын­ской власти на местах. С этого времени Золотая Орда превращается в независимое от Каракорума государст­во, к чему стремился еще Бату хан.

О том, что Золотая Орда создавалась как государст­во, стремившееся к господству не только над кочевни­ками, но и оседлым миром, свидетельствует и такой факт. Во времена Бату хана и Берке ставка ханов попеременно находилась то в городе (Булгаре, затем и Сарае), то в степи, как кочевая Орда. Да и позднее, вплоть до конца XIV—начала XV вв., эта традиция продолжала сохраняться — вспомним перемещения Тохтамыша и Улуг-Мухаммада летом в степи, а зимой в города.

В своем развитии Золотая Орда пережила несколь­ко этапов: становление при ханах Бату и Берке (1242— 1266 гг.), расцвет при ханах от Менгу-Тимура до Узбека, Джанибека и Бердибека (1267—1359), упадок с 60-х до 80-х годов XIV века. С конца XIV и до 80-х годов XV вв. Орда хотя и номинально сохраняется, она уже практически не господствует, а лишь властвует в пределах Поволжья. В пределах бывшей Булгарии образуется новое государство — Казанское княжество, а затем м Казанское ханство. За этот период на ханском престоле сменилось до 50 ханов, потомков Чингис хана [10].

В главе 4 «Народы Булгарии в составе Золотой Орды» исследователь рассказывает о сопротивлении болгар. Например, автор отмечает, что отчаянно сопротивлявшаяся монголо-татарской агрессии Булгарии в 40-е годы XIII столетия практически перестала существовать как единое с обулгаризированными буртасами государство. В известной мере изменились территория и населенность территории Булгарии. В собственно Булгарии в значительной степени поредело население в центральных (закамских) районах, наметился существенный от­ток оставшихся в живых людей на север – в Предкамье и на запад – в Предволжье, а также на восток – в Предуралье и Среднее Прикамье, где в условиях большей лесистости сохранялась отно­сительно спокойная обстановка. Такая же ситуация бы­ла характерна и для земель обулгаризированных буртас, где основная часть уцелевшего населения отсту­пала в более безопасные районы Примокшанья, бассейна среднего и даже нижнего течения Суры.

Наступила новая пора в истории Булгарии и ее населения [11].

А. Х. Халиков также рассказывает о буртасах. Следует отметить, что ираноязычные (тюркизированные) буртасы воевали в X в. с болгарами (по Ибн-Фадлану), но к XIXII вв. буртасы ассимилировались и ними (некоторые исследователи полагают, что в 1236 г. они были, что исторически не верно). Автор так же пишет о «смуте» в Золотой Орде и как она отразилась на Болгарских землях. В главе 5 «Булгария в период распада Золотой Орды» А. Х. Халиков подробно расскрывает вопрос распада Золотой Орды.

При хане Джанибеке наметились признаки упадка Золотой Орды, на что, в первую очередь, быстро реагируют и булгарские феодалы. Около середины XIV века вновь начинают появляться собственные булгарские князья, о чем свидетельствует печать булгарского князя Ильгама 750 г. по хиджре, или 1349 – 1350 гг. по христианскому летосчислению, описанная Н. Ф. Калини­ным. Под 1358 г. во время правления в Золотой Орде хана Бердибека неоднократно упоми­нается имя еще одного булгарского эмира — Алимбея (Али-бека), вероятно, сидевшего в Булгаре. По край­ней мере, булгаро-татарские предания и исторические легенды называют имя этого эмира, но связывают его обычно с походами Тамерлана или Аксак Тимура на Булгарию. Но, как известно, Аксак Тимур походами на Булгар специально не ходил. Поэтому, под именем Тимура следует видеть ордынского князя Булат Тимура, в 1361 г. захватившего булгарский престол.

Летописец под 1361 г. об этом событии пишет дос­таточно отчетливо: «а Булак Темерь князь Ординскы Болгар взял и все городы по Волзе и улусы и отня весь Волжский путь. А иныи князь Ординскии, Тагаи имя ему, иже от Бездежа а тои Наручадь ту страну отняв собе, ту пребываюше». Почти одновременно третий ор­дынский князь Секиз-бей, по предположению М. Г. Са-фаргалеева, правивший до этого в Азаке (Азове-Тане) и изгнанный оттуда в 1361 г. Мамаем, появился в рай­оне реки Пьяны — «за Пьяна все пограбил», а затем «обрывся рвом и ту седе». Так, три зоны основного расселения булгар и обулгаризированных буртас в один и тот же 1361 год были захвачены выходцами из Орды.

А. Х. Халиков пишет, что болгарские города были захвачены насильственно, что свидетельствует об опреде­ленной самостоятельности этих земель, или автоном­ности, которую они, очевидно, попытались получить во времена Джанибека и Бердибека, но эти попытки были пресечены нападениями ордынских невладетельных кня­зей.

Как считают исследователи, особенно пострадал Булгар, который, по мнению археологов, сгорел, о чем говорят прослои пожарищ на Болгарском городище в позднезолотоордынском слое, единодушно относимые учеными к 1361 г., т. е. ко времени похода Булат Ти­мура на Булгар. Но досталось и многим другим селам н городам Булгарии, а также землям обулгаризированных буртас. Именно к 1361 — 1363 годам относится боль­шинство кладов золотоордынских монет как на терри­тории Булгарии, так и на землях буртас — будущих татар-мишарей. Так, на первой территории известно около 40 кладов монет, зарытых в пределах 1310 — 1380-х годов, из них в 36 кладах время чеканки самой поздней монеты относится к 1358 — 1362 годам, а на второй территории среди 30 кладов, зарытых в 1310 — 1380-е годы, 25 содержит последние монеты, чеканен­ные в 1358 — 1362 годах.

Все это свидетельствует о том, что в начале 60-х голов XIV века население бывшей Булгарии оказыва­ется в критическом положении, что вынудило его спеш­но зарывать свои накопления и, очевидно, уходить в более безопасные места. Возможно, эти события были вызваны не только агрессивными золотоордынскими князьями типа Булат-Тимура, Тагая и Секиз-бея, но и природными условиями. В частности, на 1360—1370-е годы приходится серия очень тяжелых засух с суровы­ми бесснежными зимами, особенно в южных районах. Так, под 1361 г. русский летописец отмечал, что на Волге была зима суровая и бесснежная, а лето очень жаркое, и «бысть в татарах глад великий», а под 1362 г., при таких же природных условиях «бысть мятеж силен в Орде. Мнози цари и царевичи и радии иссекошась меж собой». Все это вынуждало население искать более спокойные и благоприятные места обитания.

В этих условиях наблюдаются тенденции к возвы­шению отдельных княжеств как в пределах собственно Булгарии, так и в землях обулгаризированных буртас [12].

· А. Х. Халиков размещает буртас (обулгаризированных) на территории Чувашской Болгарии (Горной стопроне);

· Необходимо отметить, что в XIXII вв. буртасы были ассимилированы болгарами;

· Одна часть буртасов вошла в состав «худых болгар» (чувашей), вторая – в состав мищарей, третья – ушла на русские земли, где обрусела;

· А. Х. Халиков предлагает для изучения карту размещения народов Среднего Поволжья, где отмечает «чувашей-ведов» (с. 74).

Необходимо заметить, что «чуваши-веда» не были дикими племенами «веда». Чуваши – это болгаро-сувары («худые болгары»), носители болгаро-чувашского типа R-языка, болгарской культуры и цивилизации.

Ложное, антинаучное определение «чуваша-веда» с 70-х гг. XX в. продолжает интерпретироваться в научной литературе.

Татарский исследователь А. Х. Халиков о разгроме Болгарских земель в конце XIV в. пишет, что в 1377 г. ордынцы постарались прибрать к рукам все бывшие булгаро-буртасские земли. В 1377 г. Урус хан из Синей Орды захватил Сарай и установил свою власть не только над нижневолжскими землями, но и над собственно Булгарией. В эти годы источники (Дяфтари Чингис-намэ) называют Булгарию «урусхановым юртом». В том же 1377 г., ордынский князь небезыз­вестный Мамай овладел областью Пьяны, и эта земля, заселенная потомками буртас — будущими сергачскими мишарами, стала именоваться «Мамаевой ордой». В Мамаевом побоище 1380 г., как известно, участвуют и буртасы. Это, очевидно, были предки сергачских ми­шарей с цокающим говором. Мы не знаем, участвова­ли ли в Куликовской битве воины из других булгарских или булгаро-буртасских княжеств, но упоминание среди воинов Мамая бесермян (так обычно в XIII— XIV вв. называли булгар-мусульман) как будто говорит за такое участие.

Об этом же свидетельствует и уход в 80-е годы XIV века значительной части булгаро-ордынских фео­далов к победителю Мамая Дмитрию Донскому. Среди них источники называют Ослан (Арслан) мурзу — пред­ка таких известных на Руси фамилий, как Адашевы, Загоскины, Павловы и др.; Исахара мурзу (свояк Ма­мая) — предка Загряжских, Курбатовых, Бекляшевых и др.; Мансура мурзу — основателя рода Мансуровых, Мосоловых, Годуновых, Сабуровых и др. Некоторые из этих выходцев перемещаются еще дальше на запад. Так, в том же 1380 г. вместе с сыном Мамая Мансур-Киятом в Литву уходят тюркоязычные феодалы — предки пос­ледующих достаточно известных российских фамилий Глинских, Балакиревых, Булгаковых, Бердяевых и др.

Но ордынцы, даже несмотря на разгром Мамая на Куликовом поле, не собирались отдавать свою власть над Поволжьем и Русью. В том же 1380 г, на ордынский престол феодалами, недовольными неумелой политикой Мамая, был посажен не бел помощи владыки Средней Азии Аксак Тимура (Тамерлана) хан Тохтамыш — по­темок Тукай-Тимура, тринадцатого сына Джучи. До этого он с 1376 г. находился при дворе Тимура в Самар­канде.

Тохтамыш, севший на золотоордынский престол, изменил своему покровителю Тимуру, и тогда же сторону Тохтамыша перебежал Идегей — сын Балтычка, главного эмира кыпчако-ногайской орды Урус-хана. Од­нако Идегей помнил, что отец его был казнен в 1379 г Тохтамышем и поэтому Идегей был Тохтамышу больше врагом, чем другом.

К концу 1380 г. власть Тохтамыша распространяется не только на все районы Дешт-и-Кипчака, но и бывшую Булгарию. Покорность Тохтамышу изъявляют и северо-восточные русские князья — нижегородский — Дмитрий Константинович и Олег — Рязанский. Все они, как и булгары, участвуют ближе к осени 1382 г. в массирован­ном походе Тохтамыша на Дмитрия Донского, в резуль­тате чего были взяты и сожжены не только Москва, но и многие другие города – Владимир, Можайск, Переяславль, Звенигород, Юрьев и др. Причем, поход этот, начавшись на левобережье Волги, возможно, в районе Казани, откуда Тохтамыш переправился на правый бе­рег, шел через Сернач (Сергач), т.е. земли будущих сергачскнх мишарей.

Особое внимание Тохтамыш попытался оказать Волжской Булгарии, особенно ее купечеству, считая, как и предшествующие золотоордынские ханы, что на нем держится экономическая, да и политическая мощь Золотой Орды. Так, еще летом 1382 г., как об этом сообщает московский летописец, Тохтамыш «посла та­тар своих в Болгары, еже есть град на Волзе, и повеле торговци русскые избити и гости грабити, а суды их с товаром отимати». В этом проявилась ордынская по­литика протекционизма в отношении булгарских куп­цов и ослабления с этой целью торгово-экономического потенциала русских купцов. Этому же служила прове­денная Тохтамышем в 1380 г. денежная реформа с целью унификации денежно-весовой системы.

В результате удалось на некоторое время объеди­нить Булгарию во главе с городом Булгар. Именно к самому концу XIV века (к 1395 г.) относится первое и единственное упоминание Булгара на Волге как «Бол­гары Великие». В это же время египтянин ад-Калка-шанди, автор труда, законченного в 1412 г., сообщает о стремлении булгарских государей к независимости от Золотой Орды[13].

У чувашей (болгар) сохранилась легенда о разгроме Тамерланом Болгарской земли (1391, 1395 гг.). Рассмотрим ее подробнее.

Жди возмездия, басурман!

- Растоптал ты счастье наше,

Кровожадный Батый-хан…

Но полна уж горя чаша –

Жди возмездья, басурман!..

Сколько старцев хилых, тощих

И младенцев ты не бей,

Соловьи в пюлерских рощах

Запоют еще сильней…

И опять у нас в Пюлере

Гусли звонко зазвучат,

И по целой по неделе

Загуляет стар и млад!..

Вновь на игрища молодки

В шалях шелковых пойдут,

Словно белые лебедки.

Словно павы, поплывут...

Их сафьяновы сапожки

Каблучками застучат,

И на стройные их ножки

Снова парни поглядят!

В поле рожь заколосится

Выше всадника с конем...

Снова проса и пшеницы

Мы богато соберем.

И опять полны амбары

Будут хлебом круглый год,

И опять мы полной чарой

Будем пиво пить и мед...

И коней растить отличных –

В поле, в степь на них скакать.

Для работ же их обычных

По пять лет не запрягать!

По степи помчимся лихо

С целой сворою собак:

Зайца глупого, зайчиху

Вмиг догонит аргамак!

И, как встарь, молодок будут

Парни красть и миловать...

Ну и в сношёк не забудут

Тех молодок превращать!..

По реке по нашей Каме,

Что течет под боком, тут,

Парни бравые с плотами,

И на лодках поплывут...

Медведей ученых будут,

На потеху мужикам

И всему честному люду,

Вновь водить по деревням.

Коль в избу к кому заглянут —

Свечи там, как светляки…

И пред ними снова станут

Бить поклоны старики!..

Чук справляя, в печке гуся

Снова будут жарить…

Выводы

1. А. Х. Халиков свою работу «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария» опубликовал в 1994 г. в Казани (Республика Татарстан), в которой предлагает изучить 11 глав, характеризующих геноцид и частичное возрождение Болгарских земель в 40-60-х гг. XIV в.

2. А. Х. Халиков достаточно подробно освещает ход и процесс геноцида Болгарских земель со стороны монголо-татар.

3. Татарский исследователь относит чувашей к финно-угорским племенам «веда», что исторически неверно.

4. Также А. Х. Халиков преувеличивает роль буртасов (буртассов).

5. Научно-исторические взгляды автора на «чувашей-ведов» тиражируются многими современными татарскими изданиями начала XXI в.

Литература

1) Чувашская литература – Чебоксары

2) , 2007. – С. 8.

3) Гадло, А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А. В. Гадло. – Л., 1979. – С. 137.

4) Федор С. В. Улып: Чувашский народный эпос / Ф. Сюин; перевод А. И. Дмитриева. – Чебоксары, 2009. – С. 31-32.

5) Ухсай, Я. Избирательные произведения. В 2-х томах. Т 1. / Я. Ухсай. – М., 1983. – С. 63.

6) Ухсай, Я. Там же. – С. 63 – 64.

7) Халиков, А. Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А. Х. Халиков. – Казань, 1994. – С. 13-14.

8) Халиков, А. Х. Там же. – С. 15 – 16.

9) Халиков, А. Х. Там же. – С. 17 – 18.

10) Халиков, А. Х. Там же. – С. 41.

11) Халиков, А. Х. Там же. – С. 45.

12) Халиков, А. Х. Там же. – С. 53.

13) Халиков, А. Х. Там же. – С. 64 – 65.

14) Халиков, А. Х. Там же. – С. 67 – 68.

Комментариев нет: