НАДЛОМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
С конца XIX в. среди интеллигенции поволжских народов разгорается борьба за наследие «болгарской цивилизации». Еще в конце XIX –начале XX в. профессор Казанского императорского университета И. Н. Смирнов (1856-1904 гг.) выдвинул концепцию болгарской цивилизации, цивилизации Среднего Поволжья. Мы в десятках книг, учебниках и монографиях говорили о большом вкладе русского профессора И. Н. Смирнова говорили в мае
Таким образом, наследие болгарской цивилизации в конце XX - начале XXI вв. изучается в Чувашской Республике и в других республиках Поволжья с интересом. К сожалению, с
В четвертом томе своего исследования «Надломы цивилизации» А. Дж. Тойнби отмечает, что одной из вечных слабостей человеческого разума является склонность искать причину собственных неудач вне себя, приписывая их силам, находящимся за пределами контроля и являющимся феноменами, не подвластными человеку. Это ментальный маневр, с помощью которого человек избавляется от чувства собственной неполноценности и потенции для объяснения несчастий и невзгод человеческой судьбы. [1]
Мы, чуваши объясняем такое падение патриотизма и нигилизма спецификой чувашской души, чувашского мира. Чуваш не воинственный, он не агрессивный. Хотя у чуваш нет денег на издания, нет нефти, газа. Чуваш уходящий, чувашский народ старый, чуваш устал жить и т. д. Новая чувашская цивилизация устала жить. А для части кандидатов исторических наук (молодых) закрепилось понятие «у чуваш не был цивилизации», «экспансия татар была, есть и будет». Женщины- чувашки стали утверждать «жаль, что мы не родились татарками». Этнопсихология чуваш резко изменилось в конце XX в (с
Вспомните таябинско-яльчинский пример, когда чувашские девушки массово выходили (принуждали?) замуж за таябинских татар и кыпчаков (конец ХII- середина XIV). Они принимали ислам, рожали от мусульман (татар) детей.
Археологические исследования проводились в городе Таяба (на кладбище) показали, что захоронены были женщины и дети по мусульманским обрядам, на этом кладбище хоронили и мужчин- язычников. Таким образом, мы видим, что кризис и упадок мы прошли в XIII- XIV вв. (геноцидные годы, болгарский холокост).Душа чуваша («худых болгар») ломалась, зверела, приспосабливалась, бежала, ассимилировалась, исламизировалась.
А. Дж. Тойнби о «периоде падения» писал следующее: он наиболее привлекателен для душ чувствительных, особенно в периоды падений и неудач. Так, в период упадка эллинистической цивилизации подобные настроения быди распространены среди самых широких кругов. Философы разных направлений объясняли таким образом причины социального распада, явления вполне ощутимого, но не подвластного воле человека. Упадок объяснялся как случаеное или неизбежное следствие «космического старения». Такова была философия эпикурейца Лукреция, представителя последнего поколения эллинистического смутного времени.
Да, сокрушился наш век, и земля до того истощилась,
Что производит едва лишь мелких животных...
Да и хлебов наливных, виноградников тучных она же
Много сама по себе сотворила вначале для смертных,
Сладкие также плоды им давая и тучные пастьбы,-
Все, что теперь лишь едва вырастает при нашей работе:
Мы изнуряем волов, надрываем и пахарей силы.
Тупим железо, и все ж не дает урожая нам поле,-
Так оно скупо плоды производит и множит работу.
«Космическое старение» позиция греческих философов.
1. Космическое (историко-генетическое старение чувашского народа началось после уничтожения села в
2. Второй цикл разочарования начался в годы «смутного времени» конце
Чувашская душа повторно разочаровалась. Душа сказала, что нет любви, только паразитизм и агрессия. В чувашах стал побеждать тоябинский синдром. За деньги можно купить и любовь и все остальное.
И уже пахарь-старик, головою качая, со вздохом
Чаще и чаще глядит на бесплодность тяжелой работы,
Если же с прошлым начнет настоящее сравнить время,
То постоянно тогда восхваляет родителей долю.
И виноградарь, смотря на тщедушные, чахлые лозы,
Век злополучный клянет, и на время он сетует горько
И беспрестанно ворчит, что народ, благочестия полный,
В древности жизнь проводил беззаботно, довольствуясь малым,
Хоть и земельный надел был в то время значительно меньшим,
Не понимая, что все дряхлеет и мало-помалу,
Жизни далеким путем истомленное, сходит в могилу.
(Лукреций. О природе вещей.)
Н.Я. Данилевский писал, что цивилизации созревают проходят цикл плодононощения и умирают.
Что произошло с чувашской (новочувашской) цивилизацией?
· Древнечувашская до середины ХVI в;
· Новочуваская (христианская) стала формироваться по мере трансформации в условиях российской цивилизации.
· После монголо-татарского геноцида произошла смена цивилизации, которая длилась с 1236- по
Обратим внимание на позицию А. Дж. Тойнби. Эта тема через какие-нибудь триста лет вновь возрождается в полемическом труде Киприана, одного из отцов западной христианской церкви.
«Следовало бы вам сознавать, что общество теперь дряхлое. У него нет жизненной силы, чтобы выстоять, и нет страсти и здоровья, чтобы быть сильным. Эта истина самоочевидна… даже если мы промолчим.»[2]
Самый серьезный надлом цивилизации (болгарской) произошел в ходе монголо-татарского ига (с 1236 по
Археолог А.П. Смирнов о влиянии Волжско-Камской Болгарии на народы Среднего Поволжья писал, что история волжских булгар- одна из значительных и интересных страниц нашего прошлого.
Объединив многие племена среднего Поволжья, Булгарское государство сыграло немалую роль в процессе этногенеза народов Поволжья. Без знания истории волжских булгар нельзя написать историю казанских татар, чуваш, мордвы, мари, удмуртов и коми. Нельзя забывать, что волжские булгары явились основой, на которой сформировалось Казанское ханство и, наконец, история волжских булгар тесно связана с историей древней Руси, особенно с историей Владимиро- Суздальского, Рязанского и Московского княжеств.
Тесные культурные взаимоотношения булгар с Русью характеризуют период Х- ХIV вв. и вместе с тем этот период наполнен борьбой между русскими и булгарскими князьями за включение племен Поволжья в свою феодальную систему, борьбой, закончившейся присоединением Казани к Москве в 1552 году. Историческое значение Булгарского государства этим не исчерпывается. Его столица «Великие Болгары» являлась международной ярмаркой, где сходились купцы из разных стран тогдашнего цивилизованного мира- Руси, Византии, Арабского халифата, Хорезма и Китая. Все это делает понятным наше внимание к истории булгар.[3]
Для чуваш золотой век- это 500 летний век Волжско-Камской Болгарии(Палхар патшалахе). Болгария для чуваш- век расцвета, носителей R- языка (болгаро-чувашского типа), век радости.
В этих стихах мы видим Золотой век болгарского расцвета. Стихи пронизаны любовью, добротой, товариществом, богатством, миром.
· Любовь;
· Мир;
· Радость;
· Приволье;
· Сытость.
Философия расцвета, нет в стихах горя, измены, убийств, геноцида. Стихи- это вера в будущее, бессмертие чувашской (болгарской) души мира.
· 500 летий расцвет;
· 500 летий мир;
· 500 летнее процветание.
О старении или о смерти в этих веках не говорилось. А. Дж. Тойнби в теории старения (надлома) далее пишет, что западные защитники предопределения или детерминизма в судьбах цивилизаций обращаются к закону старения и смерти, который, как они полагают, распространяется на всю сферу планетарной жизни. Один из наиболее известных представителей этой школы, Освальд Шпенглер, утверждает, что цивилизацию можно сравнить с организмом, а значит, она проходит периоды детства, юности, зрелости и старости. Но мы уже показали выше, что общества не являются организмами, с какой бы стороны их ни рассматривали. В субъективных понятиях они представляют собой основу пересечения полей активности отдельных индивидуумов, энергия которых и есть та жизненная сила, что творит историю общества.
По Освальду Шпенглеру цивилизации проходят:
· Детство;
· Юность;
· Зрелость;
· Старость.
А.П. Смирнов о переселении болгар: возникновение Булгарского государства обычно связывают с появлением в Поволжье в VII веке нашей эры кочевых булгарских племен, до этого обитавших в Приазовье. Об этом событии сообщают византийские источники, упоминающие о племенах булгар, родственных утургурам и кутаргурам. Но этот весьма фрагментарный материал не позволяет воссоздать всю историю сложения Булгарского царства, и мы оказались бы бессильными в этом вопросе без привлечения данных археологии.
Изучение археологических материала Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья, начиная с I тысячелетия до н. э. и кончая булгарскими, указывает на существование в культуре булгар многих элементов ранних культур края,- обстоятельство, позволяющее заключить о большой роли местных племен в формировании Булгарского государства.
В такой плоскости вопрос о возникновении царства волжских булгар был поставлен нами в 1938 году. В старых исследованиях только иногда кратко упоминается о подчинении местных оседлых племен пришлой булгарской орде, как, например, в работах Н. Фирсова, Ю. Готье и В. Смолина. Недостаточное внимание в этому вопросу объясняется тем, что письменные источники крайне скудны, а археологические, несмотря на большое их количество, изучены были еще слабо.
За исключением небольшого числа отрывочных свидетельств византийских и армянских историков, наибольшее количество письменных документов относится ко времени после Х века, когда булгарская государственность уже сложилась.[4]
Таким образом, мы можем отметить, что созревание в условиях Среднего Поволжья болгар прошел с IX по Х вв., а детство в условиях Кавказа (смешение по К. Квигли).
· Детство (Северный Кавказ);
· Юность (до Х в. Волжская Болгария);
· Зрелость (с Х по 1236г.);
· Стадия старости Волжско-Камской Болгарии не дошел из- за монголо- татарского геноцида (ига)
Расцвет- зрелость ( по О. Шпенглеру) Волжско-Камская Болгария достигла с Х по 1236 года.
О. Шпенглер считал, что каждая цивилизация, каждый период архаики, каждый взлет, каждое падение и каждая непостижимая фаза каждого из этих движений обладают определенным временным периодом, который всегда один и тот же и который всегда имеет свое символическое обозначение. Каков смысл пятидесятилетнего периода в ритме политической, интеллектуальной и художественной жизни, который превалирует во всех цивилизациях?.. Каково значение тысячелетия, которое есть идеальный временной период всех цивилизаций, сравнимый в пропорции с индивидуальным жизненным сроком человека,- семьдесят лет?
· Цивилизационная фаза до 5 тыс. лет;
· Цивилизационные ритмы- 1 тыс. лет.
Китайская цивилизациионная фаза перевалила за 5 тыс. летний отрезок. .
По мнению английского историка А. Дж. Тойнби правильный, на наш взгляд, ответ состоит в том, что общество не является организмом. Каждое общество- это представитель некоторого вида из рода обществ. Ни эллиниским, ни каким-либо еще. Это род Ното. По его мнению мир- это человеческое сообщество оно длится на локальные цивилизации, он называет основателями Волжской Болгарии «белыми болгарами».
Мы отметили о циклах древнеболгарской цивилизации: детство, юность, зрелость – расцвет. Старость болгарская цивилизация не достигла, а оказалось в условиях надлома и геноцида. В книгах случается по мнению А.Дж. Тойнби происходит надлом цивилизации. Касаясь проблемы надломов цивилизаций, резонно задаться вопросом, а есть ли основании предполагать, что надломы сопровождаются какими-либо симптомами физической ил психической дегенерации. Были ли афиняне поколения Сократа, Еврипида, Фукидида, Фидия и Перикла, пережившие катастрофу
Объяснение надломов цивилизаций с точки зрения евгеники, как представляется, можно найти у Платона в «Государстве», где он говорит, что общество с идеальным устройством нелегко вывести из равновесия, но в конце концов все, что рождается, обречено на распад; даже идеальное устройство не может существовать вечно и в конце концов надломится. Надлом этот связан с периодическим ритмом ( с кратким периодом для краткоживущих существ и длительным периодом для тех, кто на другом конце шкалы), которой является ритмом жизни как в животном, так и в растительном царстве и который зависит от физической и психологической плодовитости. Особые законы человеческой евгеники расстроят разум и интуицию нашего обученного правящего меньшинства, несмотря на всю их интеллектуальную силу; эти законы ускользнут от их взора, и однажды они произведут детей несвоевременно.
Платон выработал поразительные числовые формулы для выражения продолжительности человеческой жизни и утверждал, что социальное разложение наступает в результате игнорирования этого математического закона евгеники вождями общества. Но даже из этого ясно, что Платон не считает расовую дегенерацию, связываемую им с социальным надломом, автоматическим или предопределенным явлением. Скорее, он видит здесь интеллектуальную ошибку, техническую неудачу, ошибочный шаг.
В любом случае нет оснований следовать Платону, признавая расовую дегенерацию хотя бы как вторичное звено в причинной связи явлений, ведущих общество к надлому и упадку. Безусловно, во времена социального упадка члены распадающегося общества могут казаться пигмеями или уродам и, особенно в сравнении с царским величием их предшественников, живших в эпоху социального роста. Однако назвать эту болезнь дегенерацией- значит поставить неверный диагноз. Болезнь, овладевающая детьми декаданса, крепко оковывая их «скорбию и железом», не есть результат распада естественных свойств человека; она представляет собой распад их социального населения, лишая их возможности приложения своих сил в творческом социальном действии. Понижение уровня является следствием социального надлома, но не его причиной.[5]
А теперь обратимся к еще одной гипотезе предопределения, согласно которой цивилизации следуют одна за другой по закону их природы, заданному космосом в бесконечно повторяющемся цикле чередований рождения и смерти.
Применение теории циклов к истории человечества было естественным следствием сенсационного астрономического открытия, сделанного в вавилонском мире в конце III тыс. до н.э. Открытие это сводилось к тому, что три астрономических цикла, давно подмеченных людьми - смена дня и ночи, лунный месячный цикл и солнечный годовой, - есть проявление космической взаимосвязи, значительно более широкой, чем солнечная система. Из этого проистекало, что вегетационный цикл, полностью определяемый Солнцем, имеет свой аналог в космическом чередовании рождения и смерти. Умы, подпавшие под влияние этой идеи, готовы были проецировать схему периодичности на любой объект изучения.
Эллинская и эллинистическая литература пропитана мыслями этой философии циклов. Платон, очевидно, был очарован ею, поскольку эта тема проходит через все его сочинения.
Развивая гипотезу циклов, Платон применяет ее и к истории эллинов, и к описанию космоса как целого. Космос он представляет в виде вечного чередования катастроф и возрождений. То же учение вновь появляется в поэзии Вергилия. Позже к нему обращается Марк Аврелий. Но там, где Вергилий видит триумфальное возрождение героического века, Марк Аврелий, писавший спустя какие-нибудь двести лет, чувствует только опустошение.
Таков мировой обиход - вверх-вниз, из века в век...
Вот покроет нас всех земля, а там уж ее превращение,
Затем опять беспредельно будет превращаться,
А потом снова беспредельно.
Эта философия вечных повторений, которая поразила, правда не захватив полностью, эллинский гений[6].
К сожалению, татаро – кыпчакам удалось ликвидировать болгарскую цивилизацию. Агрессия надлом завершился для древнеболгарской цивилизации трансформацией:
· В недрах сформировалась - чувашская ;
· Не обломках ее сформировалась - татарская.
Литература
1. Тойнби А. Дж. Надлом цивилизации / А.Дж.Тойнби – С. 303.
2. Тойнби А. Дж. Надлом цивилизации / А.Дж.Тойнби – С. 304.
3. Смирнов А. П. Волжская Булгария. / А.П.Смирнов - М., 1951. – С. 3.
4. Смирнов А. П. Волжская Булгария. / А.П.Смирнов - М., 1951. – С. 3.
5. Тойнби А. Дж. Надлом цивилизации / А.Дж.Тойнби – С. 306 - 307.
6. Тойнби А. Дж. Надлом цивилизации / А.Дж.Тойнби – С. 307.
Заполните таблицу «Волжско-Камская древнеболгарская цивилизация»
Переселение болгар в Среднее Поволжье | Эпос об Улыпе о переселении болгар, сувар, Северного Кавказа | Народ и климат в Среднем Поволжье | Хозяйство, города Волжской Болгарии | Реформы эльтебера Алмуша |
| | | | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий