СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ (ЛОКАЛЬНОЙ)
ЦИВИЛИЗАЦИИ: РАСПАД
История прототюркских, тюркско-монгольских государств вписывается в стадии развития и распада Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, С.П. Хантингтона1
Древнечувашский (проболгарский) этнос входили в состав данных евразийских государств.
Н.Я. Данилевский выдвинул концепцию культурно-исторических типов. По Н.Я. Данилевскому:
1) самобытный тип составляют племя или семейство народов, ощущающих внутреннее родство и способных по своим задаткам к историческому развитию.
2) для возможности зарождения и развития самобытной цивилизации народ и входящие в его состав дробные национальные единицы должны обладать политической независимостью.
3) каждый культурно-исторический тип вырабатывает самостоятельные и не передаваемые другим начала цивилизации; влияние других культур на формирующийся тип очень ограничено.
4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляет федерацию, или политическую систему государств.
5) культурно-исторические типы в своем развитии проходят стадии, аналогичные жизненному циклу организма, - рост, цветение и увядание: «Народы … рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают» 2.
Можно ли наложить циклы развития на евразийские государства?
Создание европейского государства (территориальное размещение) предпринята была каганом Кубратом (635-660 гг.). Повторно в IXв. – Волжская Болгария (IX –
(635 – 660 гг.) Волжская Болгария в Среднем Поволжье – 500 лет , до монголо – татарского разгрома (
1. Дунайско-Балканская Болгария, пережив гигантские исторические потрясения (потеряв свой протоболгарский язык, культуру) выжила и трансформировалась в славянскую цивилизацию, которая в XXIв. входит в состав восточно-христианской цивилизации.
2. Волжско-Камская Болгария (Чувашская Болгария), достигнув к
Из недр древнеболгарской стала формироваться чувашская, а на обломках Болгарской земли стала формироваться в условиях Золотой Орды татаро-исламская цивилизация.
Процесс смены начинается с
Чувашский историк В.Д.Димитриев в работе: «Опустошение Болгарской земли в конце XIV – начале XVI веков» пишет о геноциде болгар со стороны татар: о разгроме монголо-татарами Волжской Болгарии, уничтожении ее городов и многих селений, несметного количества населения в
Во второй половине XIII в. разгромленные в
Изучая историю Волжской Болгарии, мы можем вывести цикличность развития древней цивилизации.
А.Тойнби предлагает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение4. Схема, предложенная А.Тойнби просматривается в развитии Волжско-Камской Болгарии.
До распада (А.Тойнби) происходит надлом. В чем причина надлома древней цивилизации?
а) Отказ большинства от мимесиса. Во время катаклизмов большинство может потерять веру в идеалы меньшинства и, не имея сдерживающих традиций, оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.
1. Катаклизмы – монголо – татарское нашествие
2. Потеря веры в идеалы меньшинства – исламизировавшаяся часть болгар отошла от ислама и вернулись в язычество (их будут называть чуваши), другая часть мусульман (болгар) перешла на сторону Золотой Орды. А.Х. Халиков в работе «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария»5:
Отчаянно сопротивлявшаяся монголо-татарской агрессии Булгария в 40-е годы XIII столетия практически перестала существовать как единое с обулгаризированными буртасами государство. В известной мере изменились территория и населенность Булгарии. В собственно Булгарии в значительной степени поредело население в центральных (закамских) районах, наметился существенный отток оставшихся в живых людей на север — в Предкамье и на запад — в Предволжье, а также на восток — в Предуралье и Среднее Прикамье, где в условиях большей лесистости сохранялась относительно спокойная обстановка. Такая же ситуация была характерна и для земель обулгаризированных буртас, где основная часть уцелевшего населения отступила в более безопасные районы Примокшанья, бассейна среднего и даже нижнего течения Суры.
Наступила новая пора в истории Булгарии и ее населения. Бату-хан при основании Золотой Орды в качестве отправного пункта в ее развитии избрал Булгарию. С тех пор бывшая Булгария развивалась почти в едином русле с Золотой Ордой и на ней отражались все исторические перипетии ордынской истории. Вместе с Ордой Булгария переживала период ее становления в 50—70-е годы XIII столетия, возмужания и расцвета в конце XIII и первой половине XIV вв., смуты 60-х годов XIV в, и распад на рубеже XIV—XV и первой половине XV вв. Но в каждый из этих периодов Булгария вносила свои коррективы и они отражались как в истории Орды, так и Булгарии.
На первых порах Орда еще держалась на награбленных богатствах, но для того, чтобы сохранять и приумножать их, она была вынуждена развивать и поощрять международную торговлю, а также проводить систематический сбор с покоренных народов и стран дани и иные поборы.
Булгария же, несмотря на жесточайший и неоднократный разгром и разрушение ее основных экономических и политических центров, очевидно сумела сохранить свои силы в торговле, особенно международной. К тому же она обладала и грамотными людьми в области фискальной системы, что было немаловажно для монгол в сборе дани и налогов с порабощенного населения Восточной Европы. Поэтому Бату-хан не только избрал Булгарию местом своей начальной ставки, но попытался создать ей, говоря современным языком, режим наибольшего благоприятствования.
Так, еще в середине 40-х годов XIII века в Булгаре, как это полагают Г. А. Федоров-Давыдов и некоторые из его учеников, начинается чекан самых первых ордынских монет, причем они чеканятся от имени легендарного мусульманского халифа ан-Насир лнд-Дина, подчеркивая тем самым религиозную значимость этого явления. К тому же, несмотря на размещение своей первоначальной ставки в Булгаре, Бату-хан, очевидно, сохранил номинально и собственно булгарскую администрацию, лояльную к новой власти. Как уже отмечалось выше, в первые десятилетня господства Орды булгарские князья еще спрашивали разрешение на свой княжеский престол в Орде.
«Пассивность» была достигнута геноцидом со стороны монголо-татар. Из «спящего равновесия» болгарское общество стало выходить после 60-летней войны (1361-1419 гг.), походов 1391 и 1395 гг. Тамерланом. Произошла изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение.
Что произошло в годы Золотой Орды с болгарской аристократией?
1. Правящее меньшинство оттатарилось;
2. Меньшинство признало татаро - кыпчатский язык;
3. Стала формироваться языческая (болгарская) чувашская аристократия, которая в начале
4. Под «вырождением» мы должны понимать, что в годы Казанского ханства бывшая болгаро-чувашская (языческо-исламская) аристократия резко поляризуется и особенно в годы национальной борьбы за независимость против Казани (1546-1552 гг.)
Трансформация элиты завершается в условиях войны за независимость Чувашии от Казани (1546-1552 гг.).
а) ортодоксально-языческая аристократия (князья, йомзи, торгово-ремесленные слои)
б) ортодоксально-исламская (татаро-кыпчатская) элита повела свой народ против русских. «Надлом», который зрел в течение 200 лет (с 1243-1445 гг.) перерос в распад. «Распад» для народов (марийцев, удмуртов, худых - болгар) входивших в Казанское ханство привел к образованию (национально-региональных) локальных цивилизаций в условиях России.
Надлом завершился распадом (ликвидацией) Казанского ханства.
В стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
1. Правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общество, но усиленно цепляющееся за власть. С целью удержания власти оно пытается создать универсальное государство. Для татарского этноса путем ассимиляции малых народов (этнографического материала) в условиях Казанского ханства.
2. Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Реакция народов поиск выхода из казанского тупика. Народы Казанского ханства выбрали вхождение в состав России. Альтернативный путь вхождения спас народы (марийцев, мордву, чувашей, удмуртов, 100 тыс. русских палонянников) от исламизации и ассимиляции. И, как заметил А.Тойнби «альтернативная религия» становится более значимыми по своим последствиям . Путь распада привел к новой смене цивилизаций в условиях российской. Смена цивилизации привела к трансформации языческой (марийской, мордовской, удмуртской, чувашской) локальных (языческих) цивилизаций в православные локальные в условиях России.
Выводы:
1. По А.Тойнби будущее Земли
2. Российская (мировая) цивилизация будет стремиться к унификации и стандартизации национально-государственных субъектов на принципах «Вселенского государства» и Вселенской религии (церкви). Надлом, который сохраняется в российской цивилизации в конечном счете может привести к распаду.
Литература
1. Хантингтон С.П. Умер 24 декабря 2008 года в США.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский – М., 1991 – 347с.
3. Димитриев В.Д. Опустошение Болгарской земли в конце XIV – начале XV в. / В.Д.Димитриев // Известия НАНИ ЧР. – 1996 - №2. - С.47
4. Тойнби А.Дж. Постижение истории / А.Дж.Тойнби – М., 2004.
5. Халиков А.Х. Монголы, Татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков – Казань., 1994 – С.53-54
Комментариев нет:
Отправить комментарий