Региональная история в учебных пособиях для общеобразовательных учебных заведений Чувашии
С образованием Чувашской автономии начинается ускоренный процесс формирования чувашской (инородческой) интеллигенции. Конечно, сам процесс формирования интеллигенции начинается с 60-80 гг. ХХ века. Процесс был начат И.Я.Яковлевым в Симбирской чувашской школой.
Просветитель народов Среднего Поволжья писал: Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: их них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших.
Таким образом, творческая интеллигенция «не чуждалась языка своего».
Чувашская автономия (20 – 30 гг. ХХ в), создание вузов (30 - 60гг.ХХ в) дала толчок и способствовала подготовке чувашской интеллигенции. С 20-30 гг. ХХ в. появились различные учебные программы по истории, этнографии и т.д. Активно создавал «Краткий курс» по этнографии чуваш Н.В.Никольский.[1]
Об истории переселения предков чуваш Н.В.Никольский отмечает, что несколько яснее становится трактовка вопроса о чувашских местожительствах с эпохи великого переселения народов (в V веке).
Из Азии в пределы Европы двинулась масса народа и осела в разных местах Европы. Часть гуннов осела на Кавказе, на берегу Черного моря. Отсюда они продвигались по рекам Волге и Дону на север.
Эти события нашли себе отражение в народных преданиях чуваш. Известный тюрколог Вамбери признает чуваш за тюрков, «которые задолго до появления ислама, из своей отчизны, лежащей на юге, переселились на Волгу». По его словам, на это указывает предание чуваш: «они (чуваши) уверяют, что пришли от Черного моря, через горы и называют своими предками Чуваша».
По исследованию Н.Н.Поппе, чуваши двинулись в Камско-Волжский район с юга, «вероятно, из местностей, лежащих между нижним течением Дона и Волгой» в начале христианской эры.[2]
Не позднее VII в. нашей эры компактная масса чуваш существует уже в виде самостоятельного государства в Волжско-Камском крае, заняв, конечно, гораздо ранее VII в. район нижнего течения р. Камы, Вятки, район р.Черемшана с притоками, район Свияги и соответственные районы Волги.
Татаро-монгольское нашествие несколько нарушило географическую карту чувашского народа, заставив части его уйти из открытых мест в глухие – лесистые леса и даже болотистые. Река Цивиль с притоками, Сура, Кокшага, Ветлуга, имевшие ранее около себя чуваш в небольших количествах, в XIII –XIV вв. получают значительное количество насельников из чуваш. В русский период своей истории часть чуваш является на Симбирскую засеку (XVII в.), в Закамье (XVII и XIII вв.). В ХIХ в. наиболее нуждающиеся в земле чуваши расселились по Тоболу, Иртышу, Енисею, Амуру. Как в XVIII, так и в XIХ в. Приволжье среднее и отчасти нижнее является главным районом колонизации чуваш.[3]
Таким образом, исследователи-этнографы, историки живо интересовались чувашской историей, культурой, языком.
Активно приступил к изданию учебных пособий для школ Чувашии В.Ф.Каховский. Он издал около 10 различных учебников для различных классов школ. Так, например, под его руководством был издан учебник «Родной край».[4]
Учебник предназначается для 7-8 классов. Он состоит из тем:
1. Первобытнообщинный строй.
2. Возникновение и развитие феодализма.
3. Начало разложения феодализма. Развитие капиталистических отношений.
4. Разложение и кризис феодальной системы.
5. Победа капитализма в России.
Пять тем должны были изучить учащиеся 7-8 классов (
Учебник Г.И.Тафаева (2002, 2009) имел 5 глав:
1. Алтайская трансформационная эпоха;
2. Северо-Кавказская эпоха;
3. Волжско-Камская эпоха древнечувашской цивилизации;
4. Ордынская эпоха;
5. Российская эпоха
Учебник Е.Енькка имеет разделы:
1. Прототюркская эпоха;
2. Огурская эпоха;
3. Оногурская эпоха;
4. Древнебулгарская эпоха;
По Е.Енькка и Е.И.Егорову прототюркская, огурская, оногурская – эти эпохи – азиатские, древнебулгарская начинается с гуннского переселения.
Рассмотрим содержание учебных пособий. В введении В.Ф.Каховский говорит, что родной край – это место, где ты родился, живешь и учишься. По имени народа, издавна живущего здесь, наш край называется Чувашией. Она является частицей великой страны. В Чувашской республике в дружной семье живут и трудятся чуваши, русские, татары, марийцы, мордва, украинцы и представители многих других национальностей.[5]
В первом разделе учебника для 7-8 классов В.Ф.Каховского, даются сведения из истории Чувашского народа в первобытную эпоху. Там, говорится, что Чувашский край находится в Среднем Поволжье. Древние люди впервые проникли сюда с юга около 80 тысяч лет назад.
В то далекое время климат был холодный. Северные области Европы были покрыты ледником. В приледниковой полосе образовалась зона болотистой тундры с мелкой растительностью. Холодное дыхание ледника распространялось до Поволжья. Здесь тогда водились покрытые густой шерстью мамонты, бизоны, северные олени. Древние люди охотились на этих животных, питались их мясом, одевались в звериные шкуры.
Люди жили небольшими группами – так легче было прокормиться. В поисках пищи они бродили с места на место, устраивая временные стойбища. В поселениях древних людей археологи находят грубые каменные орудия труда: кремниевые скребки, ножевидные резцы, наконечники, копья и другие вещи. Стоянки древнекаменного века обнаружены в Чувашии близ современных селений Уразлино (Янтиковский район), Ямашево (Канашский район) и Большое Янгильдино (Чебоксарский район).
Около 12 тысяч лет назад ледниковая эпоха кончилась. Климат стал теплым и влажным. Территория Восточной Европы постепенно покрылась дремучим лесом, а в ее южных областях появились степи. В лесах водились лоси, медведи, кабаны, волки, лисицы, зайцы и разнообразные птицы. В полноводных реках и озерах было много разной рыбы.
Изменились условия жизни людей. Они изобрели новые орудия охоты – лук и стрелы, с помощью которых охотились на осторожных и юрких зверей и птиц. Охота, как и прежде, была основным занятием людей.
Люди постоянно совершенствовали орудия труда. Появились каменные топоры, молотки, ножи. Их тщательно обрабатывали, а рабочие части хорошо оттачивали. В топорах и молотках высверливали отверстия для прикрепления ручки. Орудия труда стали прочными и более производительными. Этот период называется неолитом, новокаменным веком. Он продолжается с ХV по III тысячелетие до н.э.
Юхма Мишши
Женщины научились изготовлять глиняные сосуды. В них варили пищу.
Люди трудились совместно: охотились на зверей с помощью лука и стрел, силок, или устраивая ловчие ямы; сетями из волокон крапивы и костяными удочками ловили рыбу; собирали съедобные травы, плоды, ягоды, грибы и т.д. Для ведения хозяйства наиболее благоприятные условия имелись вблизи лесов и водоемов (рек и озер). Поэтому неолитические поселения-стоянки располагались по берегам Суры, Цивиля, Аниша и других рек. На одной стоянке было 10-12 жилищ (землянок). На такой стоянке обитал один род. Несколько родовых поселений, расположенных недалеко друг от друга, образовало территорию племени. Племени объединялись в союзы.
Население было еще редкое, оно гуще было только в местах жительства племени. Вокруг этого места лежала территория для охоты, а дальше тянулась полоса леса, отделявшая племя от других племен.
В неолитическое время в правобережье Средней Волги обитали древнейшие предки марийского и мордовского народов.
В конце неолита люди научились выплавлять из руды медь. Затем медь смешивали с оловом и получали твердый сплав – бронзу. Из меди и бронзы изготовляли орудия труда – топоры, ножи, серпы, мотыги и другие предметы. Металлические орудия по сравнению с каменными были более прочными, острыми, удобными в работе. Появились грозные металлические оружия – кинжалы, мечи, наконечники копий и стрел.
В бронзовом веке в южных областях нашей страны появилось земледелие и животноводство. Скотоводческие племена вели кочевой образ жизни. Кочевники - скотоводы имели молоко, молочные продукты и мяса значительно больше, чем оседлое население. У них было много шкурок, шерсти, пряжи и тканей. Эти продукты скотоводы выменивали на хлеб. Между ними и земледельческим населением возник регулярный обмен.
В скотоводческом хозяйстве и земледелии ведущую роль стал играть мужской труд. Мужчина стал собственником скота. Поэтому пастух-воин выдвинулся на первое место в обществе, оттеснив женщину на второе. На смену матриархата пришел патриархат – господство мужчины в семье и родо –племенном коллективе. Теперь счет родства велся по мужской линии.
Участились межплеменные военные столкновения с целью захвата накопленного богатства и рабов. Для совместных военных набегов или защиты от нападения племена объединялись в большие территориальные союзы. Их них образовались народы, которые имели свою территорию, язык и создали самобытную культуру.
В начале 2-го тысячелетия до нашей эры в лесное пространство Среднего Поволжья вторглись скотоводческие племена. Они пришли из Среднего Приднепровья, занимались разведением скота и возделыванием хлебных культур. Пришлые племена условно называли балановцами – по изученному первому крупному их могильнику близ д. Баланово Козловского района.
«IX Перовские чтения»
Балановцы были первыми скотоводами и земледельцами нашего края. Они пасли скот на лугах и в широколиственных лесах. Для посева хлебных растений под пашню выбирали в молодом лесу ровные площадки. Мелкие деревья и кустарники вырубали бронзовым топором и оставляли до следующего года. У крупных деревьев снимали кору, чтобы они на корню высыхали. Высохшие деревья и хворост сжигали. Образовавшуюся после пожога золу перемешивали с землей с помощью мотыги. Таким образом удобряли землю. Затем поле засевали семенами злаковых культур - пшеницы, ячменя и проса. Такой способ земледелия называется подсечным или огневым.
Балановцы собирали урожай бронзовыми серпами. Молотили хлеб палками или оббивали снопы об столб. Зерно хранили в больших глиняных горшках, размалывали его с помощью зернотерки.
Балановцы устраивали свои селения вблизи лесов или подсеков. Жилища их были большие, срублены из дерева. В одном таком доме обитала большая патриархальная семья.
Поселения балановцев обнаружены в Чувашии во многих местах. Наиболее крупные из них расположены близ современных деревень Чебаково, Сареево (в Ядринском районе), Моргауши, Шоркино, Абашево (в Чебоксарском районе), Балабаш-Нурусово (в Батыревском районе), Стемасы, Напольное, Порецкое и в других местах по Суре и Цивилю.
Балановцы хоронили покойников в неглубоких ямах, на боку, с подогнутыми ногами. В могилу клали разные предметы (топоры, кинжалы, орудия труда), украшения.[6]
В.Ф.Каховский рассказывает о железном веке, о тюркских предках Чувашского народа. Археолог отмечает, что древние тюркоязычные предки чувашей в железном веке обитали далеко от своей будущей родины, в Центральной Азии, по соседству с древнемонгольскими племенами. В чувашском языке сохранились сотни древнемонгольских слов, которые красноречиво говорят о совместной жизни предков чувашей и монголов и об их хозяйственных занятиях. Приведем некоторые из них:
чувашские | монгольские | русский перевод |
ăру | ураг | племя, поколение |
ĕне | ÿне | корова |
пăру | буру | телка |
урпа | арбай | ячмень |
пăрçа | бурцаг | горох |
тимĕр | темур | железо |
паттăр | багатур | богатырь |
Во втором веке до нашей эры предки чувашей двинулись на запад и поселились в Средней Азии, где они смешались с местными иноязычными племенами. В первом веке нашей эры тюркоязычные племена, в составе которых были предки чувашей, перешли Волгу и заняли степи между Каспийским и Азовским морями.
В V в. н.э. в Приазовских степях образовался большой союз кочевых скотоводческих племен во главе с болгарами. В это время в Северном Дагестане поселились сувары (сувазы). По языку и происхождению сувары были родственны с болгарами. Сувары занимались земледелием и скотоводством.
В VII в. Булгарское царство под ударами хазар распалось. Большая группа болгарских племен под предводительством своего вождя Аспаруха ушла на запад и поселилась в низовьях Дуная, где в то время жили славяне. Пришлые болгары смешались со славянами, переняли их язык и обычаи. Образовавшийся новый народ получил имя болгар. Другая группа болгарских племен подалась на север и поселилась в Среднем Поволжье. Оставшиеся на юге болгарские племена позже были оттеснены в кавказские горы. Здесь они участвовали в формировании балкарской народности.
Следовательно, предки чувашского народа – волжские булгары (так будем их называть, чтобы отличить от древних болгар) – были по своему происхождению родственны с дунайскими болгарами. Об этом говорят многочисленные исторические факты. В языке современных дунайских болгар сохранились тюркские слова, общие с чувашскими.
На чувашском языке | На болгарском языке | Перевод на русский язык |
ватă | вотав | старый |
енчĕк | енджик | котомка, сумка |
кĕсъе | кесия | кисет, карман |
палăк | белег | Знак, примета |
сум | сам | счет |
тĕкĕр | тикра | зеркало |
тус | дост | друг, приятель |
туя | тояга | палка, посох |
тÿшек | душек | перина |
чавка | чавка | галка |
шерпет | шербет | медовый напиток |
шÿрпе | чорба | суп и т. д. |
У чувашей и дунайских болгар в пошлом было немало общего в покрое женской одежды, в головных уборах и украшениях. Многие предметы быта и орудия труда у них имели одинаковые названия. Сходные элементы обнаруживаются у них в народных поверьях, обычаях и обрядах. Эти материалы говорят о том, что древнеболгарские племена вошли в состав как дунайских болгар, так и чувашского народа.
Древний суварский народ после ухода родственных болгарских племен был покорен хазарами.
В 30-х годах VIII века основная масса сувар, спасаясь от арабского нашествия, вынуждена была оставить свои цветущие селения и ушла по Волге на север. Сувары поселились на плодородных землях левобережья Волги по соседству с булгарами. Оставшиеся на Кавказе сувары вошли в состав азербайджанского и кумыкского народов.
Даются вопросы:
1. Какие исторические данные говорят о том, что предки чувашей в глубокой древности жили в Центральной Азии?
2. По какой причине произошел распад Булгарского царства на Кавказе?
3. Приведите исторические факты, говорящие о родстве дунайских болгар и чувашей.
4. Покажите на карте, где жили булгары и сувары в Среднем Поволжье.[7]
Учебник Г.И.Тафаева «Введение в историю Чувашии» первый вариант – 1 тыс. экз., второй − 500 экз. Во вступительном слове В.Д.Димитриев говорит о необходимости издания цветных учебников для школ Чувашии. В частности он утверждает, что русский ученый М.М.Щербатов написал многотомное сочинение «История Российская от древнейших времен». Во введении историк обратил внимание на трудности при изучении истории и назвал семь причин, вызывающих эти трудности:
1) позднее появление русской письменности:
2) нерадивое отношение наших предков к тому, чтобы оставить записи о своих делах и тем самым сохранить о них память;
3) недостаток летописцев и в ряде случаев недостоверность их сведений;
4) противоречия в рассказах отдельных писателей и тенденциозность их известий;
5) значительный удельный вес элементов чудесного в описании и объяснении событий древними писателями, что происходит от распространенности суеверий;
6) невежество писателей, делавших ошибки в написании имен собственных в летоисчислении;
7) недостаток архивных материалов, многие из которых погибли во время татаро-монгольского нашествия, польско-шведской интервенции, а также в результате пожаров и так далее.
Можно ли все указанное отнести к чувашской истории?
Да, болгары пользовались руническим письмом до ХVIII в. н.э., и только яковлевская реформа (сер. ХIХ в.), появление чувашского алфавита на основе русской графики позволили восстановить забытую историю.
«Нерадивое отношение наших предков к своей истории», постоянные войны, которые происходили на территории Великой и Волжской Болгарии, Золотой Орды, уничтожили множество рукописей болгар.
Исчезла и «История Болгарии», которая была уничтожена во время разгрома монголо-татарами Волжской Болгарии и Болгарского улуса в годы Золотой Орды.[8]
Историю Чувашии приходилось изучать с большими трудностями. Профессор утверждают, что в ХХ веке широко были развернуты археологические раскопки памятников Волжской Болгарии (А.П.Смирнов, В.Ф.Каховский, Г.А.Федоров-Давыдов, Б.В.Каховский, Р.Г.Фахрутдинов и др.). Они дали ценнейший материал по болгаро-чувашской истории. Болгарские памятники исследовали на Северном Кавказе С.А.Плетнева, М.И.Артамонов, Х.Х.Биджиев и др. В.Д.Димитриевым выявлены и исследованы как источник чувашского исторического предания.
Историк Н.Н.Белова считает, что гибель архива Казанского дворца и местных документов привела к тому, что исследователи должны довольствоваться оставшимися малочисленными и разрозненными материалами. Еще дореволюционные историки Н.П.Загоскин, И.М.Покровский, П.Е.Малов пытались собрать и опубликовать эти материалы. Ныне такая работа ведется М.А.Усмановым, В.Д.Димитриевым, Г.Н.Айплатовым, С.Х. Алишевым и другими.
Только с вхождением Чувашии в состав России стали систематизировать исторические источники. Сегодня можно выделить несколько групп исторических документов:
1) Официальный актовый материал;
2) Статистические данные;
3) Материал писцового делопроизводства;
4) Частный актовый материал.
Наиболее важными из официальных актовых материалов являются царские и боярские указы, которые содержатся в «Полном собрании законов Российской империи» и сборнике «Законодательные акты Русского государства второй половины ХVI – первой половины ХVII веков». В первом издании (с 1649 по
Данная группа исторических источников дает нам сведения о новой социальной категории – новокрещенах. Крещение сопровождалось предоставлением льгот и привилегий, которые зафиксированы в «Полном собрании законов Российской империи».[9]
В отличие от В.Ф.Каховского и Е. Енькка, профессор Г.И.Тафаев первую главу назвал «Алтайская трансформационная эпоха древнечувашской цивилизации», где говорит о цивилизации. Автор опираясь на исследования Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби и С.П.Хантингтона рассказывает о теории цивилизации. Там, например, он пишет, что английский историк А.Дж.Тойнби о цивилизации писал, что среди цивилизаций, родившихся в результате ответа на вызов природной среды, - и полинезийцы, и эскимосы, и кочевники. А среди цивилизаций, родившихся в результате ответа на вызовы социального окружения, - некоторые специфические общины типа османов или спартанцев в эллинском мире, ответ которых был интенсивен, но непродолжителен в силу чрезмерной суровости этих вызовов.
Чтобы понять ход развития цивилизации, необходимо уяснить, что такое хронология – «лента времени».[10]
Считается, что I век н.э. начинается с рождения Иисуса Христа. Для болгар (чувашей) «лента времени» имеет свое значение.
Человеческая цивилизация существует где-то 5-6 тыс. лет, человек – более 8 млн. лет. Археологи утверждают, что цивилизация стала формироваться 4-5 тыс. лет назад. Первые цивилизации возникли на Востоке: Шумер, Вавилон, Ассирия, Греция, Египет. В Азии возникла Китайская и Индуистская (Индия) цивилизации.
Мир от варварства шел к цивилизации. В каких же аспектах рассматривается цивилизация?
1. Цивилизация есть общество, а значит, сочетает в себе все компоненты, необходимые для существования общества.
2. Цивилизация как город, городское общество; цивилизация как качество, отделяющее город от окружающей среды.
3. Цивилизация как совместный тип общественного устроения, характерный для высокоразвитых стран Запада и регионов, достигших передового уровня технологического развития.
4. Цивилизация – это хорошо организованное и гуманистически устроенное общество, обеспечивающее основные права личности.
5. Цивилизация как представление о результатах человеческой деятельности.
6. Цивилизация как качественная специфика каждого из крупномасштабных обществ, проявивших себя в мировой истории.
7. Цивилизация как социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т.е. сверхлокальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства («Сравнительное изучение цивилизаций»).
Теоретиком цивилизационного развития в России являлся славянофил Н.Я.Данилевский. Он предложил понятие культурно-исторические типы.
Н.Я.Данилевский в работе («Россия и Европа») рассматривает историю как на изолированные во времени и пространстве, обособленные культурно-исторические типы (цивилизации), находящиеся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Европа и Россия по его мнению разные миры, чуждые по отношению друг к другу. Деление народов истории: позитивные творцы истории; негативные творцы истории; народы и племена, оставшиеся этнографическим материалом.
Цивилизации имеет свою судьбу, свое предназначение, свою историю. Он называет стадии цивилизаций: возмужание, дряхление и гибель. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Существует многообразие цивилизаций.
Он предлагает три периода в развитии культурно-исторических типов:
1) Этнографический (древний) период;
2) Политический (государственный) период;
3) Цивилизационный период;
Н.Я.Данилевский вводит классификацию цивилизаций:
1) «первичные»;
2) «одноосновные»;
3) «двухосновные»;
4) «объединительная».
Основные законы, регулирующие возникновение, рост и упадок цивилизаций:
1. Всякое племя или семейство народов составляет самобытный культурно-исторический тип.
2. Для возникновения и развития цивилизации необходимо, чтобы народ имел политическую независимость.
3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам других типов. Каждый тип вырабатывает ее для себя.
4. Для реализации подлинно высокой культуры необходим разнообразный «этнографический материал».
5. Развитие культурно-исторических типов имеет три жизненные стадии:
- длительный период роста;
- период культурного и политического самоопределения;
- период цветения;
- период плодоношения.
Достигнув расцвета, цивилизация исчерпывает свои силы и окаменевает, становится подверженной неразрешимым противоречиям, внутренним конфликтам и утрате веры.
Ни одна из цивилизаций не проявила свою всестороннесть, большинство из них созидательны в одной или нескольких областях: греческая – в эстетической области и философии; семитская – в области религии; римская – в области права и политической организации; индийская – в сфере воображения, фантазии и мистики.
По Н.Я.Данилевскому, цивилизация проходит следующие стадии развития: рождение, созревание, плодоношение, увядание.
О.Шпенглер в своих исследованиях («Причинность и судьба. Закат Европы») отличает, что в мировой истории существуют культуры, они по его мнению есть «живые организмы». Существуют восемь великих культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская классическая или аполлоновская, арабская или магическая, мексиканская и западная. Он считает, что возможно появление русской культуры. Русская культура изолированна и самостоятельна.
· детство;
· юность;
· зрелость;
· старость.
Автор предлагает учащимся и студентам исследовать теорию через схемы и таблицы. Он ставит вопросы по теории:
Вопросы:
1. Что такое цивилизация?
2. Какие типы цивилизации известны человечеству?
3. Что такое глобализация?
4. Есть ли у Вас своя версия происхождения цивилизаций?
5. Что такое современная цивилизация?
6. Каковы ее характерные черты?
7. Что характерно для истории современной цивилизации? (подготовьте рефераты о современных цивилизациях).
8. Можно ли говорить о древнечувашской цивилизации?
9. Можно ли говорить о древнеболгарской цивилизации?
Задание на дом:
1. Расскажите о восточном и западном типах цивилизаций.
2. Расскажите биографии теоретиков цивилизации: Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, Л.Н.Гумилева, С.П.Хантингтона, К.Квигли.[11]
Империю хунну Г.И.Тафаев посвятил § Древние хунну (с. 18-31), где дал не только схемы, таблицы, но множество иллюстраций. Рассказал о территориальной, этноязыковой, этнокультурной трансформации проточуваш в Азии. Объяснил школьникам и студентам – о причинах переселения проточуваш в Европу (голод, мор, войны, вторжении и т.д.). Даны задания для повторения, имеются даты для запоминания, имеются стихотворения Юрия Семендера. Дана минихрестоматия (Н.Н.Крадин Империя хунну), размещена карта империи хунну (с.26), иллюстрации О.Леонтьева «шаньюя Модэ» и «императора Аттилы» (с.34). Н.И.Егоров и Е.Енькка в своем учебнике «Родной край» для 8 классов в введении включили следующие параграфы:
1. Основные источники исторических знаний;
2. Язык как хранитель истории;
3. Изучение истории. Исследователи и ученые чувашской истории.
К ним даются вопросы и задания.
Вопросы и задания:
1. Как вы думаете, к какой группе письменных источников (исторические традиции или остатки) относится ваш школьный дневник?
2. Выясните, что изучают такие вспомогательные исторические дисциплины, как генеология и дипломатика.
3. С какой из упомянутых в параграфе наук связано содержание учебника «Родной край. 6-7 кл.»?
4. Рассмотрите приведенные изображения портрета русского князя Андрея Боголюбского. Какое из них исторически более достоверное?[12]
Дается понятия:
· Археология;
· Анропология;
· Этимология;
· Ономастика
Автор обращает серьезное внимание на исчезающие языки (включая чувашский).
Выводы
1. К сожалению, в § 3 «Изучение истории. Исследователи и ученые чувашской истории» перечислены только часть исследований, а современных (конец ХХ – начало ХIХ вв.) не указана, что и показывает отсутствие глубины исследования по историческим проблемам.
По утверждению Н.И.Егорова и Е.Енькка «История своего народа – предмет исследований видных чувашских ученых В.Ф.Каховского, В.Г.Егорова, М.Р.Федотова, И.Д.Кузнецова, В.Д.Димитриева, П.В.Денисова, Н.И.Егорова и др.»[13]
Под «другими» вероятнее всего можно было указать еще 10-15 ученых, которые активно работают не только в русле истории Чувашии, но и чувашской культуре, языкознании и искусстве. К сожалению, среди чувашских исследователей сохраняется неприязнь, в ряде случаев усугубляется ненависть к друг другу. Мелочность, зависть, мстительность, к сожалению, сохраняется и в ХХI веке. [14]
2. Ликвидация кафедры этнопедагогики и яковлевоведение, региональной истории на чувашской филологии в ЧГПУ (май
3. Чувашская историческая, этнографическая и другая литература изданная Чувашским книжным издательством, не допускается к распространению на территории Республики Татарстан;
4. Изданная на чувашском языке литература крайне неохотно закупается чувашским читателем в книжных магазинах Чувашской Республики;
5. Финансирование издательской деятельности чувашской литературы со стороны министерств ЧР ежегодно сокращается;
6. Интерес чувашского читателя в начале ХХI века резко упал к исторической, этнографической, языковедческй и другим видам литературы.
7. Утверждение главой Чувашской Республики нового человека изменит ситуацию к лучшему.
Литература
1. Никольский Н.В.Собрание сочинений. Т.1. / Н.В.Никольский - Чебоксары, 2004.- С. 106-311.
2. Никольский Н.В.Собрание сочинений. Т.1. / Н.В.Никольский - Чебоксары, 2004.- С. 121.
3. Никольский Н.В.Собрание сочинений. Т.1. / Н.В.Никольский - Чебоксары, 2004.- С. 121.
4. Каховский В.Ф. Родной край /В.Ф.Каховский - Чебоксары, 1977.
5. Каховский В.Ф. Родной край /В.Ф.Каховский - Чебоксары, 1977.-С.5
6. Каховский В.Ф. Родной край /В.Ф.Каховский - Чебоксары, 1977 -С.7-8.
7. Каховский В.Ф. Родной край /В.Ф.Каховский - Чебоксары, 1977-С 13-14
8. Введение в историю Чувашии. Чебоксары,-2009 - С.6
9. Введение в историю Чувашии. Чебоксары,-2009 – С.7
10. Введение в историю Чувашии. Чебоксары,-2009 – С.10
11. Введение в историю Чувашии. Чебоксары -2009 -С 16-18
12. Е.Енькка Родной край – С.9
13. Е.Енькка. Родной край. – С. 20
14. Г.И.Тафаев. Проболгары в сообществе цивилизаций. Чебоксары. 2010 – С.58-60.
Комментариев нет:
Отправить комментарий