Постсоветская модернизация Чувашской Республики в условиях Российской цивилизации
По мнению В. В. Викторова постсоветский начинается с
Петровский этап – с
Мы предлагаем следующий вариант территориальной трансформации:
1. Марий Эл;
2. Чувашия;
3. Удмуртия;
4. Татария;
5. Башкирия;
6. Мордовия.
По этим семи направлениям шла трансформация народов Среднего Поволжья в условиях российской цивилизации. Мы предлагаем вариант российской трансформационной эпохи (с середины XVI в.).
Трансформация для малых народов в условиях российской цивилизации может завершиться по Н. Я. Данилевскому «этнографическим материалом», который войдет в «русский тип» (российский тип).
Посмотрим, что мы имеем на сегодня. Постсоветский процесс (по В. В. Викторову) или российский (по Г. И. Тафаеву) продолжается с
Варианты:
1. Постсоветский (по В. В. Викторову);
2. российский (современный по Г. И. Тафаеву).
Что произошло?
· Главное для национальных субъектов РФ – это повышение статуса республик (Чувашская автономия, ЧАССР, ЧССР, Чувашская Республика).
· Обновление государственных символов: Государственных флага, гимна, символа.
· С учетом повышения статуса происходит формирование института президентства (1991 – 1993 гг.).
В конце августа
принимается Закон Чувашской ССР об учреждении поста Президента. В
октябре
выборах Президента Чувашской ССР». Его предлагалось избирать на 5 лет.
Он рассматривался как высшее должностное лицо и глава исполнительной
власти, посредством которого законодатели предполагали реализовывать провозглашенный в 1990 году государственный суверенитет.
В
До 20-х гг. XX века высшим носителем государственного суверенитета являлся многонациональный советский народ, то после декларирования суверенитета входящих в нее республик высшим носителем его провозглашался титульный народ конкретной республики, например, чувашей в Чувашии.
Говоря о постсоветском периоде можно отметить:
1. Произошла демократизация общественно-политической жизни в стране и в Чувашии.
2. Появились демократические партии и общественные движения, например, ЧАП (Чувашская партия Возрождения), ЧОКЦ (Чувашский общественно-культурный центр), ЧНК (Чувашский национальный конгресс) и т.д.
3. Принята декларация о суверенитете.
4. Повысился правовой статус Республики.
5. В декабре
6. В
7. В
8. Институт президентства в ЧР укрепился в ходе прошедших выборов главы республики. Им стал с
9. Произошел определенный прорыв чувашской культуры, языка, традиций внутри российской цивилизации и выход лучших достижений чувашской духовной жизни в мировое духовное пространство.
10. К сожалению, перепись в
11. В конце XX – начале XXI вв. цивилизационная сопротивляемость чувашской нации резко ослабла.
Теоретик морской цивилизации Альфред Мэхэн (1840-1914 гг.) предлагал рассматривать могущество государство по шести параметрам:
1) Выгодное географическое положение.
2) Физико-географическая конфигурация – выход к мировому океану, морям, рекам.
3) Приближенность границ.
4) Статистическое количество населения.
5) Национальный характер.
6) Политический характер правления.
В стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики (до
В «стратегии ЧР» (стратегия Н. В. Федорова) отмечается:
1. Чувашская Республика имеет выгодное географическое положение (в центре России).
2. Развита инфраструктура.
3. Сохраняется межнациональный и конфессиональный мир;
4. Имеются хорошие перспективы сохранения уровня рождаемости в регионе.
5. Сохраняется национальная черта – трудолюбие.
6. Развивается демократичный характер политической системы ЧР.
По Н. В. Федорову «стратегия» ставит определенные задачи. Так, говорится, что в соответствии с действующей Стратегией развития до 2010 года в Чувашской Республике активно реализуются указы Президента Чувашской Республики, направленные на формирование современной инфраструктуры, в том числе на жилищное и дорожное строительство, обеспечение населения качественной питьевой водой, обеспечение занятости сельского населения и условий для занятия физической культуры и спортом, пропаганды здорового образа жизни. Это все формирует базис для ускоренного развития малого предпринимательства, инновационной среды и информационных технологий, реализации инновационных программ в сфере здравоохранения, образования и культуры, благоустройства населенных пунктов и территорий.
Н. В. Федоров ставит следующие задачи:
1) формирование инфраструктуры;
2) жилищное и дорожное строительство;
3) качественная питьевая вода;полная занятость населения;
4) здоровый образ жизни.
Он также отмечает, что задачи, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют, прежде всего, чисто экономический характер и связаны с созданием на территории Чувашии условий для достойной жизни и деятельности населения. Только население, живущее в достойной среде обитания, соответствующей современным цивилизованным стандартам, может обеспечить экономическое процветание общества и социальную стабильность и с уверенностью смотреть в будущее. Граждане должны свободно чувствовать себя в условиях всеобщей информатизации общества, воспринимать и осваивать новейшие достижения науки и техники, стремиться жить в соответствии с общечеловеческими гуманистическими и духовными ценностями, традициями своей страны и родной Чувашии.
В условиях развивающейся глобализации, когда открытость границ, доступность информации и прогрессирующая мобильность населения повышают требования ко всем сторонам жизни жителей Чувашской Республики как в социальном плане (качество жизни), так и в экономическом (конкурентоспособность), необходимо создать такие условия на территории Чувашии, чтобы молодые, активные, образованные граждане стремились жить и работать на чувашской земле. Только такой имидж региона - «место для жизни трудолюбивых людей, стремящихся к новым знаниям» - продемонстрирует положительные отличия, являющиеся источником устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих лидерство региона на глобальном рынке, будет содействовать превращению Чувашии в инновационный, конкурентоспособный, процветающий и удобный для жителей регион, в котором у каждого есть выбор в достижении поставленных целей, с растущей экономикой, обеспечивающей постоянный рост качества жизни.
В условиях кризиса (2008-2009 гг.) финансирование культуры, науки, образования определенно уменьшилось. В связи с проблемами ЧНК обратился с письмом «о наболевшем» к министру культуры Р. М. Лизаковой.
В письме содержалось следующее:
1. Необходимо в корне изменить содержание празднования Дня Республики с целью превращения его в действительный чувашский национальный праздник для населения Чувашской Республики и чувашской диаспоры.
2. Необходимо возобновить ежегодное проведение республиканского праздника «Акатуй». На вопросы представителей чувашской диаспоры ЧНК не может давать обоснованного ответа. Мы сами от них требуем ежегодного проведения праздника «Акатуй», они на местах его внедряют повсеместно. Получается, мы сами от них требуем, а сами в Чувашской Республике не проводим.
3. На телевидении и радио крайне мало чувашских передач, за что чувашская диаспора высказывает обоснованные претензии. В сельской местности полная информационная блокада - радио не работает, газет не читают, а по телевидению идут одни боевики и реклама.
4. В республике нарушается действующее законодательство о пропаганде государственных символов. Так, полный текст Гимна Чувашской Республики по радио передают только один раз в неделю - по воскресеньям. Такое положение особенно удивляет представителей чувашской диаспоры. Народ не знает текста Гимна, поэтому и петь не может.
5. В городах Чувашской Республики крайне мало рекламы и наглядных оформлений на чувашском языке, не хватает «чувашского духа» (не смотря на то, что об этом неоднократно говорил Президент Чувашии Н.В. Федоров).
6. В республике не видна работа республиканского Дома народного творчества. Он мало проводит чувашские национальные праздники, фестивали, конкурсы. По этой причине ЧНК вынужден заниматься проведением Всероссийского конкурса чувашской эстрадной песни «Кёмёл саса», республиканского конкурса «Чаваш пики» и т.д.
7. В республике крайне слабо хоровое пение. Чувашия раньше этим славилась, молодёжь умела петь, нынче молодежь не знает чувашских народных песен. В этих условиях, о какой культуре среди молодежи можно говорить?
8. В сельских клубах мало кружков.
9. В республике мало этнологов, национальных режиссеров, дирижеров и исполнителей на чувашских национальных музыкальных инструментах, других национальных кадров культуры и искусства. Слабо развиваются чувашские народные инструменты.
10. Беден репертуар театров, они увлеклись коммерческими представлениями, даже Чувашский академический театр. В этом театре даже прекратили показ «Нарспи». В репертуаре театра оперы балета нет чувашских национальных представлений.
11. Мало выделяется денег на национальную политику [4].
1 мая
РЕЗОЛЮЦИЯ
митинга представителей трудовых коллективов, студенческой
молодежи и профсоюзного актива Чувашской Республики
В соответствии с решением Исполкома ФНПР сегодня по всей стране проходит Общероссийская первомайская акция профсоюзов под девизом «Работа! Зарплата! Достойная жизнь!», поддержанная профсоюзами Чувашии.
Мы, участники митинга, отмечаем, что Правительством Российской Федерации и Чувашской Республики предпринят ряд мер по преодолению финансового кризиса:
1. разработаны антикризисные программы;
2. начала работать программа дополнительной занятости населения;
3. увеличен максимальный размер пособия по безработице;
4. уменьшены квоты на привлечение в 2009 году иностранной рабочей
силы;
5. приближены сроки использования материнского капитала.
Но, несмотря на принимаемые меры, негативные тенденции в экономике и социальной сфере продолжают развиваться:
1) сокращаются рабочие места;
2) на многих предприятиях введен режим неполного рабочего времени;
3) работники отправляются в вынужденные отпуска;
4) растет задолженность по оплате труда.
Все это ведет к снижению достигнутого уровня социальной защищенности работников и созданию негативного морально-психологического настроя, как в трудовых коллективах, так и в обществе в целом.
В этой ситуации профсоюзы считают необходимым веста открытый, честный диалог с органами власти всех уровней, партией «Единая Россия», деловыми кругами республики по совместному поиску путей преодоления возникающих трудностей и минимизации последствий кризиса для тружеников республики и их семей.
В целях преодоления негативных последствий кризиса, снижения социальной напряженности в обществе мы, участники митинга, требуем:
От Президента, Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Чувашской Республики:
1. упростить механизм доведения финансовых средств, выделяемых государством на преодоление кризиса, до предприятий реального сектора экономики;
2. снизить до приемлемых ставки банковских кредитов для предприятий и населения и не допускать их роста;
разработать механизм поддержки предприятий, которые не сокращают персонал и не снижают уровень заработной платы;
3. восстановить обязательное страхование от потери работы;
4. не допускать роста тарифов естественных монополий без адекватного увеличения размеров заработной платы, пенсий, доходов населения;
5. пересмотреть методику расчета прожиточного минимума с учетом реальных потребностей человека;
снизить федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 15 процентов;
6. разработать механизм по защите материальных прав работников на выплату заработной платы в полном объеме в случае ее задержки или банкротства предприятий;
7. обеспечить замещение трудовыми пенсиями не менее 40 процентов утраченного заработка;
в рамках Программы занятости предусмотреть организацию гарантированных рабочих мест выпускникам учебных заведений;
8. повысить минимальный размер пособия по безработице.
От работодателей:
1) доводить до работников достоверную информацию о финансово-экономическом положении предприятия во избежание трудовых конфликтов в коллективе;
2) предпринимать все необходимые меры по недопущению:
3) необоснованных отправлений работников в отпуска без сохранения заработной платы;
4) массовых сокращений, снижения оплаты труда и социальных гарантий;
5) роста задолженности по заработной плате;
6) необоснованных и вынужденных увольнений работников по соглашению сторон и по собственному желанию.
Постсоветский период российской цивилизации мы рассматриваем в 24-26 темах. Учебная программа по «Истории Чувашии» (составитель Г. И. Тафаев) имеет три раздела.
Выводы
1. Постсоветский этап российской цивилизации позволил поднять правовой статус региона (Чувашской Республики).
2. С 90-х гг. XX века сформировался и успешно функционирует институт президентства в ЧР.
3. Принята Декларация и о суверенитете.
4. Успешно функционирует многопартийность.
5. В области культуры, образования, науки за последние 15 лет закрепились положительные тенденции, но, к сожалению, из-за кризиса 2008-2009 гг. произошел спад в области экономики, строительства жилья, увеличилось количество безработных.
6. Цивилизационная сопротивляемость чувашской нации резко спала.
Литература
1. Викторов, В. В. Российская цивилизация / В. В. Викторов. – М., 2009. – С. 27.
2. Советская Чувашия. – 2009, 28 августа.
3. Советская Чувашия. – 2007, 30 марта.
4. Чувашский мир. – 2008, декабрь.
5. История Чувашии: учеб.-метод. комп. / сост. Г. И. Тафаев; отред. Б. В. Каховский. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2007. – С. 133.
Комментариев нет:
Отправить комментарий