ЭКСПАНСИЯ ПРАБОЛГАР НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Рассматриваемый период в истории многих цивилизаций ( с I-X в.) явились переломными эпохами,цивилизации шли по пути:
· Военной экспансии;
· Религиозной экспансии.
Английский историк и социолог А.Дж. Тойнби в исследовании «Цивилизации перед судом истории»[1] о военно-религиозной экспансии различных цивилизаций пишет,что это контрнаступление частично осуществлялось тем же способом,что и первоначальное наступление Греко-римского мира,то есть силой оружия. Но нас сегодня не слишком интересуют слабые попытки еврейского вооруженного сопротивления греческим и римским имперским завоеваниям в Палестине; или, напротив, успешные контратаки парфян или их персидских последователей, ведомых династией Сасанидов, восточнее Ефрата; или, наконец, сенсационные победы арабских мусульман, которые в III веке н.э. освободили Ближний Восток от греко-римского правления в такой же короткий срок, какой потребовался Александру Великому, чтобы завоевать его за тысячу лет до того.[1]
Однако помимо этого было и другое контрнаступление, ненасильственное, духовное, в ходе которого завоевывались не крепости и провинции, а умы и сердца. Это наступление осуществили миссионеры новых религий, возникших в тех землях, которые Греко-римская цивилизация силой завоевала и покорила. Королем миссионеров по праву может считаться св. Павел, предпринявший дерзкий марш из Антиохии в Македонию, Грецию и Рим и преуспевший на этом пути куда больше, чем некогда Антиох Великий. Новые религии разительно отличались от исконной религии Греко-римского мира. В греко-римском язычестве боги имели свои корни в различных локальных социумах: это были свои, местные и узкополитичные боги — Афина Полисная, Фортуна Пренестина, Богиня Рома. Боги же новых религий, ненасильственно завоевывавших сердца и умы греков и римлян, поднялись над местным, локальным, происхождением. Они превратились в универсальных богов, несущих спасение всему человечеству — евреям и язычникам, скифам и грекам. Если перевести это великое историческое явление на язык религии, можно сказать, что Единый Истинный Бог воспользовался тем, что сердца людей открылись в результате столкновения и крушения их древних традиций.
Менялись:
· Территориальные очертания государств, империй;
· Язык;
· Этнокультура;
· Этнорелигия;
· Этноаристократия;
· Традиции и взгляды.
Что было бы если общества, цивилизации не проходили этапы трансформации? Может сформировалась бы общемировая цивилизация Гегемона?
Цивилизация гегемон (разновидность идеологии нацистов
А что скажут историки в 3047 году? Живи мы веком раньше, мне пришлось бы извиниться за чудовищное самомнение, позволяющее мне пытаться предсказывать что-либо, столь далеко отстоящее от нашего времени. Даже сто лет были невероятно долгим сроком для людей, полагавших, что мир был создан в 4004 году до н. э. Но сегодня мне нет нужды просить извинений, ибо со времен наших прадедушек совершилась столь радикальная революция в осознании временных масштабов, что если бы сегодня я попытался составить на этих страницах масштабную карту истории, то такой краткий период времени, как тысяча сто лет, оказался бы на ней почти невидимым для невооруженного глаза отрезком.
Итак, историки 3047 года нашли бы что сказать о нашем времени, и они скажут много более интересного по сравнению с историками 2047 года, ибо им уже будут открыты новые главы в том повествовании, в котором мы занимаем лишь одну из начальных глав. Я полагаю, историки 3047 года будут в основном интересоваться колоссальным контрвлиянием, которое окажут жертвы на жизнь агрессора. К 3047 году наша Западная цивилизация — как мы знаем из истории последних двенадцати—тринадцати веков, со времен средневековья, — может измениться до неузнаваемости за счет контррадиации влияний со стороны тех самых миров, которые мы в наше время пытаемся поглотить, — православного христианства, ислама, индуизма и Дальнего Востока.
К4047 году различие, угрожающе заметное сегодня, между Западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами, вероятно, будет незначительным. Когда одни влияния будут гаситься контрвлияниями, главное, что будет иметь значение, — это единый великий опыт, общий для всего человечества: испытание, связанное с разрушением собственного локального социального наследия при столкновении с локальным наследием других цивилизаций, с поиском новой жизни — общей жизни, возникающей на обломках. Историки 4047 года скажут, что воздействие Западной цивилизации на современные ей общества во втором тысячелетии христианской эры составляет эпохальное событие потому, что это первый шаг к_унификации мира в единое сообшество. К тому времени единство человечества, вероятно, будет восприниматься как одно из фундаментальных условий человеческой жизни — как бы часть природного миропорядка, и историкам той эпохи, возможно, будет трудно представить.[2]
Цивилизации не зацикливались в своем пространстве, в своей религии. Да, было местническое мировоззрение, был генезис и переселение древних болгар, хазар, сувар, «худых» болгар (чуваш). Переселялись греки, римляне, славяне, португальские, английские и т.д. А. Дж. Тойнби о существовании замкнутого пространства и наличии языческого мировоззрения пионеров цивилизации первые шесть, или около того, тысячелетий своего существования. Древнечувашская цивилизация формировалась в сообществе империи Хунну. Она не была ещё цивилизацией отдельной.
Из хуннов евразийской цивилизации вышли:
· Монголоязычная;
· Тунгуссо- маньчжурская;
· Тюркскоязычная.
1. Столкновение (по А.Дж. Тойнби), Хуннской цивилизации (по Л.Н.Гумилеву) шло империи (номадов) с Китайской цивилизацией. Разгром 72-71 гг. до н.э. западных хунну привел к переселению болгар и сувар в степи Казахстана.
2. Столкновение и переселение произошло болгар, сувар, хазар на территории Средней Азии.
3. Столкновение и переселение болгар, сувар, хазар происходило и на территории Северного Кавказа.
А.В. Гадло в работе « Этническая история Северного Кавказа IV-X вв» о переселении болгар отмечает,что анализ свидетельств о барсилах приводит к выводу о том, что они представляли одну из трех ираноязычных групп, которые в эпоху, последовавшую за гуннским вторжением, сумели сохранить свое положение и даже на какой-то период возвыситься над другими группами степняков. Только с приливом на Северный Кавказ новых тюркоязычных племен в силу неблагоприятного стечения обстоятельств барсилы утратили свое положение и, очевидно, растворились в тюркской и алано-иранской среде. Процесс того же рода пережила ираноязычная группа, обитавшая в районе Каспийского прохода, известная в V в. под именем маскутов или масаха-гуннов. [3]
Новую легенду Прокопий передает так: «В древности великое множество гуннов, которых тогда называли киммерийцами, занимало те места, о которых я недавно упоминал, и один царь стоял во главе их всех. Как-то над ними властвовал царь, у которого было двое сыновей, один по имени Утигур, имя другого было Кутригур. Когда их отец окончил дни своей жизни, оба поделили между собой власть и своих подданных каждый назвал своим именем». Дальше следует рассказ о переселении, после чего Прокопий продолжает: «Перебив одних, заставив других... выселиться из страны, гунны заняли эти зем ли [4].Из них кутригуры, вызвав своих жен и детей, осели здесь и до моего еще времени жили в этих местах (очевидно, имеется в виду время пребывания Прокопия на Востоке —527—531 гг., данная часть написана в
В предании о происхождении кутригуров и утигуров обращает на себя внимание новая социальная модель гуннского общества, которая сменяет примитивную охотничью модель легенды IV в. «о лани». Эпонимы обоих племен — сыновья «царя», «в древности... один царь стоял во главе их всех...» Очевидно, перед нами выражение новой социально-ценностной ориентации гуннской элиты, стремившейся к упрочению своей власти внутри племени. Вместе с тем это, несомненно, и эпическое осмысление реального разъединения племенного сообщества и образования двух самостоятельных конфедераций.[5]
В чувашском эпосе об Улыпе говорится, что « он стал владеть всеми землями». Таким образом, мы видим, что данная легенда могла зародится в условиях империи Аттилы.
Последнее событие могло иметь место только после крушения державы Аттилы и совпавших с годами ее агонии перемещений в северокавказской степи. Легенда совершенно отчетливо определяет территорию, которую занимало утигуро-кутригурское объединение до своего распада и переселения кутригуров на запад от Танаиса. Это область Эвлисии-Приазовская низменность. Но эта область, как мы установили выше, с начала 60-х годов V в. стала областью оногуров, передвинувшихся на запад из восточного Предкавказья. Областью оногуров эта часть предкавказья называлась и более поздними авторами. Прокопий не знает имени оногуров. Имя утигуров, кроме него, знают только его продолжатели Агафий и Менандр. Известно, что оногуры имели до своего переселения на запад «царский род». Таким образом, в легенде о происхождении утигурови кутигуров, видимо, отразилась историческая реальность-раскол оногуров и образование двух фракций, возглавленных представителями одного рода, что произошло после переселения оногуров-хайландуров в Приазовье. Причем кутригурская фракция в результате раскола вынуждена была мигрировать дальше на запад, а утигурская осталась на местах старого расселения- в Эвлисии. В связи с расколом оногурского объединения можно поставить и факт появления булгарских групп, которые исторически бесспорно были связаны со всеми тремя племенными сообществами во Фракии и Армении.[6]
Легенда об Улыпе говорит о переселении болгар, сувар, биляр на север, но следует отметить, что часть болгар (праболгар) во главе Асларухов ушла на Дунай. В легенде об Улыпе об этом брате не говорится. Таким образом, мы можем более точно сказать, что легенда об Улыпе формировалась на основе других гуннско-болгарских легенд, но поформилась в условиях хазарско-арабских войн. Уход сувар произошел в
Подготовка к активным военныи действиям на восточных границах, начатая Византией с приходом к власти императора Юстина I (518—527 гг.), заставила правительство империи обратить серьезное внимание на племена Предкавказья. Повод для этого был подан вторжениями гуннов-булгар во Фракию и гуннов-савиров в Армению и Малую Азию. В
История обращения и гибели Горда (Грода, Гордия Гурлия) приводится в хрониках Иоанна Малалы, Феофана, Дионисия Тельмахрского, Иоанна Никиуского и Михаила Сирийского. В целом она рисуется однозначно. Горд принял на себя вместе с крещением обязанности федерата империи, и ему было поручено «соблюдать интересы ромеев и охранять Боспор». Кроме того он обязался платить императбру дань скотом (быками или воловьими шкурами). По прибытии в «свою землю» Горд попытался провести религиозную реформу, он разрушил идолов племенных богов и, поскольку они были сделаны из драгоценных .металлов, отправил лом в Бос-пор, где обменял его на мелкую ходячую монету милиариссии (по Иоанну Малале). Эти действия неофита вызвали против него восстание. Во главе восстания оказались жрецы разрушенных идолов и брат Горда Муагел (Муагер, Мугел), который возглавлял войско конфедерации. Был составлен заговор, его поддержало войско гуннов, и Горд был убит, а его место занял Муагер. Антивизантийские настроения в среде восставших гуннов были так велики, что, предводительствуемые новым вождем, они ворвались в Боспор и'перебили стражу города. Одновременно с Боспором были разгромлены также византийские поселения на Тамани—Кепы и Фанагория. Для возвращения Боспора императору Юстиниану пришлось отправлять специальную карательную экспедицию, которая вернула империи город и изгнала гуннов из его округи только в 533-
Возможно княжна Суварии Боа была крещена, крещен был Горд. Боа и Горд (
Военно-территориальная экспансия чаще всего возникала внутри государства (конфедерации). Так, например, болгарские (оногурские) племена оказывались в центре конфликта.
Исследователи отмечают, что урепление Боспора новыми стенами и усиление его военной мощи, предпринятые Юстинианом после изгнания гуннов Муагела, в конечном счете привели к повышению авторитета империи и возобновлению Византии» скогуннских контактов в районе Керченского пролива. Послы Юстиниана, направленные «к правителю гуннов-утигуров» в
Однако наличие двух крупных гуннских конфедераций, представлявших постоянную опасность северо-восточным рубежам империи, не могло не беспокоить Юстиниана. Его послам удалось подкупить верхушку утнгурской конфедерации и спровоцировать нападение утигуров на родственный кутригурский союз. В это время, как показывает анализ источников, утигуры и кутригуры представляли политически самостоятельные объединения, внешняя политика которых была абсолютно независима. Положение кутригуров вблизи границ империи по Дунаю открывало для них возможность постоянных набегов на ее территорию и постоянного обогащения за счет контрибуции, продажи пленных и откровенных подачек со стороны правительства Византии. Утигуры не принимали участия в набегах кутригуров, к ним не поступала захваченная в этих набегах добыча, они оказались оттесненными от тех источников обогащения, которые были открыты кутригурами. Такое положение рождало в среде утигурской верхушки зависть по отношению к кутригурам, которая поддерживалась и разжигалась византийской дипломатией.
В 552-
Узнав о том, что Юстиниан предоставил убежище кутригурам, вождь утигуров Сандил, как сообщает Прокопий, понял «игру императора». Он направил в Константинополь послов, которые передали Юстиниану его устное послание. Прокопий, очевидно, был знаком с протоколом приема и в своем труде привел текст этого послания. Оно начиналось притчей о пастухах, собаках и волках, которая представляет любопытный образец гуннского фольклора, насыщенного скотоводческими образами и реалиями, отражающими хозяйственную основу общества приазовских гуннов.
Следует отметить: тотемы болгар, сувар, хазар и чуваш сходны.
· Собака;
· Волк ( тотем многих тюрок);
· О пастушечьей жизни говорится в эпохе чуваш Улып.
Послание содержало изложение той социальной идиллии, к которой стремилась элита утигуров. Сандил говорил: «. . .живем мы в хижинах в стране пустынной и во всех отношениях бесплодной, а этим кутригурам дается возможность наедаться хлебом, они имеют полную возможность напиваться допьяна вином и выбирать себе всякие приправы; конечно, они могут в банях мыться, золотом сияют эти бродяги, есть у них тонкие одеяния, разноцветные и разукрашенные золотом. . .» Из приведенного отрывка явствует, что претензии, изложенные Сандилом, которого Прокопий называет царем утигуров, имеют чисто паразитарный характер, отражающий паразитизм военной племенной верхушки эпохи образования классового общества. Любопытно, что в речи послов Сандила, несмотря на ее напыщенность и гневность, не содержалось угроз и предупреждений в адрес империи. Гунны Предкавказья, вернее, их верхушка, были заинтересованы в ее дружбе и использовали раскрытую ими «игру императора» лишь как новый предлог для получения даров и субсидий.
Как жили болгары-оногуры?
· В хижинах;
· Домах;
· Палатках;
· В банях мылись (традиция хунну);
· Одевались в золото;
· Имели тонкие одеяния,разноцветные, которые сияли золотом.
Болгарские племена кутригуры ( по-чувашски задние-западные) по расположению народа в конфедерации, утигуры (ут-идущие) натравливались друг на друга. Экспансия жизни продолжалась. Исследователи отмечали, что борьба родственных народов продолжалась в 557/558 году.
Оно описано продолжателем Прокопия Агафием Миринейским, который отразил историю 552—579 гг. Он писал между 557—582 гг. Как следует из рассказа-Агафия, кутригуры, несмотря на урон, нанесенный им набегом утигуров, сумели через несколько лет восстановить свой военный потенциал. Временное затишье на северо-восточной границе империи было прервано новым вторжением конницы кутригуров. Они без всяких препятствий проникли внутрь страны и, быстро пройдя Мизию и Скифию (провинции), вторглись во Фракию, откуда часть их двинулась через Длинные стены Анастасия прямо к Константинополю. Кутригуры во время этого вторжения не столько стремились отомстить Византии за ее коварство, сколько продемонстрировать свое возрождение и тем добиться выплаты денежных субсидий в тех же размерах, в каких они выплачивались утигурам. Кроме того, кутригуры стремились к захвату пленных. «Массы людей уводились в плен», — говорит Агафий. Среди пленников было много женщин. Очевидно, кутригуры рассчитывали таким образом восполнить количество рабочих рук внутри конфедерации, которое уменьшилось после бегства рабов, и восстановить демографическое равновесие, нарушенное после захвата их детей и жен утигурами. Немаловажное значение для них имели также захваченная во время похода добыча и выкуп пленных. Император вновь решил прибегнуть к помощи Сандила (у Агафия Сандилх). Он пригрозил Сандилу как своему федерату и наемнику расторжением тех договорных обязательств, которые были заключены прежде с ним и его «народом», и установлением подобных же обязательств с кутригурами. Письмо императора заставило Сандила поднять войско и немедленно двинуться в поход. Агафий говорит, что «он в тот же день бросился мстить кутригурам».
Несколько иначе об этом рассказывает продолжатель. Агафия Менандр.Он говорит, что после отражения похода кутригуров Юстиниан «не давал покоя вождю утигуров Сандилху, частыми посольствами и другими способами подстрекая его во что бы то ни стало» возобновить войну с кутригурами. Юстиниан обещал в случае победы передать Сандилху то жалование, которое было от империи назначено вождю кутригуров Забергану, но Сандилх, видимо, предвидя возможные последствия новой войны с кутригурами, по свидетельству Менандра, не спешил с выполнением замысла императора. Он «писал» в Константинополь: «Было бы... беззаконно вконец истребить наших единоплеменников, не только говорящих одним языком с нами, но при том и родственников наших, хотя и подвластных другим вождям».[8]
· Болгары-куртригуры;
· Болгары-утригуры;
· Были соплеменники;
· Говорили на одном языке (носилети R-языка чувашского типа гунны, болгары, сувары, хазары).
Аристократия считала, что нельзя истреблять своих соплеменников. Но война за территорию продолжалась.
Очевидно, после сооытия
Сначала утигуры «внезапно напали на неприятельскую территорию, поразив неожиданностью нападения ее обитателей и обратив в рабство большое количество захваченных женщин и детей». А затем устремились к Дунаю, где подкараулили возвращавшихся из Фракии кутригуров и, «перебив множество», отобрали все деньги и всю добычу. С этого момента началась настоящая истребительная война между родственными объединениями. Части кутригуров удалось ускользнуть, они убежали вглубь страны, где соединились с соплеменниками, уцелевшими от погрома. Кутригуры и утигуры в течении долгого времени «то делали набеги и захватывали добычу, то вступали в открытые бои». «Подорвав свои силы и разорив себя, — как говорит Агафий, — они даже потеряли свое племенное имя... Если и сохранилась их часть, — продолжает он, —то, будучи рассеянной, она подчинена другим и называется их именами.
В
Литература
1. Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории.- М., 2003. - С. 403.
2. Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории.- М., 2003. - С. 401.
3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа, 1979. - С. 68.
4. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа, 1979. - С. 78.
5. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа, 1979. - С. 79.
6. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа, 1979. - С. 79.
7. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа, 1979. - С. 80-81.
8. Агафий. О царствовании Юстиниана. // Пер. М.В. Левченко.М.; Л.,1953.
Золото кагана Кубрата
Комментариев нет:
Отправить комментарий