ТАТАРСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Р. Х. БАРИЕВ О ВЕЛИКОЙ БОЛГАРИИ: НАЧАЛО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
В эпосе об Улыпе говорится «и прибыл Улып на Северный Кавказ из Сибири, где долгое время кочевал».
Татарский исследователь Р. Х. Бариев о перемещении болгар и сувар на территорию Северного Кавказа, отмечал, что историческая судьба хазар несколько веков была связана с их южными соседями савирами - народом многочисленным и могущественным в VI в. Византиец Феофан под
К концу V в. в Эвлисии (Приазовской низменности) сложился союз оногуров, который представлял для северных владений Византийской империи серьезную опасность. Оногурский союз в основном состоял из двух племенных объединений - утургуров и кутургуров, которые появились в этих местах вместе с гуннами и ранее входили в их конфедерацию.
Р. Х. Бариев используя исследования Л. Н. Гумилева, В. В. Радлова, А. Н. Бернштама отмечает, что несколько по-своему понимал происхождение булгарских племен Л. Н. Гумилев. Он писал: «...B конце V в. и в VI в., когда гуннская трагедия закончилась и гуннов, как этноса, не стало, угорские этносы выступают в греческих источниках с двойным названием: «гунны-савиры», «гунны-утигуры», «гунны-кутригуры», «хунну-гуры». Если даже приуральские угры не смешивались с потомками хуннов, то очевидно, что они установили контакт на основе симбиоза, а отнюдь не химеры. Многие историки не сомневались в тюркском происхождении булгар. В. В. Радлов связывал утургуров, кутургуров, сарагуров и оногуров с уйгурами, считая их западнотюркскими племенами. Родственными с уйгурами считал также и савиров А. Н. Бернштам. О связи савиров с тюрками говорят и следующие сведения: савир - обычное тюркское слово, означающее «здоровый, чистый мужчина (тюрк, «сау(сав)» - здоровый, чистый, «ир» - мужчина; исследователи переводят с иранского сувар как водв, река, ар – человек, т.е. речной, водный человек; вождь савиров назывался тюркским титулом эльтебер». «Но вряд ли можно сомневаться в том, - писал Н. Я. Мерперт, - что утургуры и кутургуры принадлежали к числу тюрко-язычных народов. Об этом свидетельствуют и сами племенные названия с характерным окончанием «гур» (ср. с наименованием западно-тюркских племен - уйгуров) и несомненное родство с болгарами, принадлежность которых к тюркской языковой группе может считаться установленной». В другом месте ученый продолжал: «Языковая принадлежность савиров менее ясна, чем утургуров и кутургуров. Возможно, что в их объединении наряду с тюркскими языками некоторую роль играли языки угро-финской группы» [2].
Следует отметить:
· угры были носителями промодьярского языка;
· утигуры, оногуры (по-чувашски ут – иди, оно - десять);
· савиры (сувары) перевод сура – вода, ар – человек;
· говорится об уйгурах (по-чувашски) уй – степь, степняки, языковеды относят их к носителям Z- языка;
· некоторые языковеды считают, что сувары в Сибири говорили на угорском языке (промадьярском) языке.
Мы не хотим дискутировать по проблемам языка, но следует отметить, что большинство языковедов XIX-XX вв. отмечали, что болгаро-чувашский тип языка использовался гуннами, болгарами, суварами, хазарами.
Татарский исследователь далее отмечает, что авары не задержались на землях булгар между Доном и Кубанью. Их власть над булгарами оказалась непрочной и непродолжительной. Однако вслед за аварами булгары были подвергнуты нападению тюрок. Булгары в союзе с аланами предприняли попытку защитить свои земли, но потерпели поражение. В
Материал по Великой Болгарии (Старой Болгарии) не противоречит общеустоявшимся публикациям. Так Р. Х. Бариев замечает, что в византийских источниках говорится об участии булгар в составе аварских войск в войнах против Византии. Феофилакт Симокатта сообщает о битве византийцев с булгарским отрядом в 90-х годах VI в. Булгары шли в авангарде аварских войск в
Обратимся к работе А. В. Гадло «Этническая история Северного Кавказа IV – X вв.» к главе «Северный Кавказ в VII в. Великая Болгария» [5]. Где же, по его мнению, находилась Великая Болгария? Что понимал Ширакаци под названием Гиппийские горы, вполне очевидно из его труда. В соответствии с представлениями Птоломея он связывал Гиппийские горы с Волгой и помещал их в том районе, где от бассейна Волги в сторону Танаиса (Дона) отходит «рукав» и откуда сама система Волги поворачивает на восток. Под «рукавом», отходящим от системы Волги к Дону, можно понимать только систему Маныча, которая ограничивает с севера Ставропольскую возвышенность. Ее, вероятнее всего, и следует принимать за область Гиппийских гор. Такая локализация подтверждается другим местом «Географии», где Ширакаци при описании Азиатской Сарматии (так вслед за Птоломеем он именует область междуморья) говорит, что в ней «лежат горы Кераунские и Гиппийские», откуда вытекает «пять рек, впадающих в Меотийское море». Здесь же он говорит о Кавказе и стекающих с него (в северо-западном направлении) двух реках, под которыми явно подразумевается Кубань и два рукава ее дельты. По Страбону, Кераунские горы являются северо-восточным ответвлением Кавказа. У Ширакаци поворот Волги к востоку начинается где-то вблизи Кераунеких гор. Таким образом, очевидно, что автор «Географии» Гиппийские горы помещает западнее Кераунских и считает их водоразделом, с которого в западном направлении к Меотиде стекают реки, не связанные с Кавказскими горами и находящиеся севернее Кубани.
Разбирая вопрос о Гиппийских горах, М. И. Артамонов колебался между их локализацией в области Ергиней и в области Ставропольской возвышенности. Его колебания были вызваны тем, что он допускал мысль о том, что под «рукавом», идущим к Танаису, можно понимать цепь Сарпинских озер на территории Калмыкии. Однако у Ширакаци ясно говорится, что «рукав» отходит не от Волги, а от двух ее истоков, т. е. от ее системы, и, наконец, что он идет непосредственно «к Танаису», а это не соответствует положению Сарпы.
К северу от Кубани (Валданис и Псевхрос), по Ширакаци, живут народы тюрок и булгар. Последние «именуются по названиям рек». Он перечисляет названия болгарских племен — купи-булгар, дучи-булкар, огхондор-блкар — пришельцы, чдар-болкар. Исследователи проявили много остроумия, пытаясь расшифровать эти наименования, однако согласия они добились только в одном — в локализации купи-булгар, признав, что река Купи есть Куфис—Кофин византийских писателей, т. е. Кубань.
Действительно, локализовать отдельные племена булгар, согласно этому перечню, невозможно, поскольку абсолютно не подлежат надежной идентификации реки Дучи и Чдар. Кроме того, автор явно отступает от своего тезиса о том, что булгары «именуются по рекам», называя среди них огхондор-блкар. Достоверные выводы, которые, на наш взгляд, следуют из данного места «Армянской географии», — это, во-первых, утверждение о том, что этноним «булгар» жил в междуморье и, во-вторых, что отдельные родоплеменные объединения, носившие этот этноним, были связаны с речными системами Западного Предкавказья. Несомненно также, что оногуры-огхондоры входили в систему булгарских родоплеменных групп, но рассматривались здесь как «пришельцы». То есть из текста явно следует, что купи-булгар, дучи-булкар и чдар-болкар — это старые объединения булгарских родов, находившиеся в этом районе до прихода сюда племени оногуров. Последние, видимо, подчинив себе часть булгар и слившись с нею, стали здесь господствующей группировкой.
Как видим, сведения Анании Ширакаци и византийских хронистов Никифора и Феофана совпадают. В восточном Приазовье действительно была расположена Великая (т. е. большая, коренная) Болгария, но, как свидетельствует Ширакаци, она лежала не на побережье, а в районе Гиппийских гор. Побережье — Эвлисия — было в VI в. областью утигуров, которые первыми вошли в контакт с империей и первыми сошли со сцены, уступив место тем группам, которые обитали в глубине степи. Последние, очевидно, в начале VII в. расширили свои кочевья до побережья, вернув стране утраченное имя.
Важным памятником, отражающим собственно булгарскую (вероятнее, булгаро-оногурскую) этногенетическую легенду, является известный «Именник болгарских ханов». Этот памятник представляет собой состоящую из двух частей глоссу, которая попала в XV в. в текст одной из версий «Еллинского летописца». Первая часть глоссы составлена в правление Аспаруха на Дунае (681—701 гг.), вторая — в начале правления хана Умора (
Первая часть памятника исторична только с имени третьего лица, указанного в списке: «Гостун, наместник, два года, из рода Ерми...». После него стоит имя Курт, которое отождествляется всеми исследователями с именем Курбата. О нем сказано, что он правил 60 лет и принадлежал к роду Дуло. За ним в списке следует Безмер, происходивший из того же рода, его срок правления 3 года. За Безмером идет Аспарух (Есперих), о нем оказано (во второй части), что он правил 61 год и также происходил из рода Дуло.
К роду Дуло приписаны и два первых вождя, названные в «Именнике» — Авитохол, о котором сказано, что он жил 300 лет, и Ирник, срок жизни которого обозначен цифрой 108. Эта цифра считается ошибкой переписчика, и ее обычно исправляют на цифру 150. Род Дуло прерывается с приходом к власти Кормисоша, четвертого правителя после Аспаруха. О нем говорится: «Сий же князь измени род Дулов, рекше вихтоунь». Последнее слово следует понимать как определение к слову «Дулов», т. е. «род Дуло, называемый (род) вихтунов». Вихтоун, вероятнее всего, титул — бег-тун, т. е. первый из бегов, глава племени, князь. Таким образом, собственно оногуро-булгарское этногенетическое предание было преданием господствующего рода, который, по представлению сказителя, современника Аспаруха, властвовал над племенем 515 лет до переселения на Дунай.
Вполне понятно, что хронология первых бег-тунов не имеет под собой реального основания и сказитель помнят свою историю только с того момента, когда род бег-тунов был отстранен и во главе народа оказался наместник Гостун. Это должно было произойти около
Некоторые исследователи «Именника» склонны отождествлять Авитохола с Аттилой, а Ирника с сыном Аттилы Эрнаком. Первое отождествление явно фантастично. Авитохол — это фольклорно-эпический образ, е которым, видимо, было связано древнейшее прошлое оногуро-булгарского этноса, и отнесение этого образа к роду Дуло не что иное, как проявление социального пиетета к господствующему роду бег-тунов. Второе отождествление заслуживает внимания. Мы действительно знаем, что младший сын Аттилы ушел на восток после разгрома гуннской конференции на западе. Если от года появления Аспаруха на Дунае (в источнике этот факт принят за рубеж отсчета) отбросить годы правления перечисленных в первой части списка вождей, то мы получим
Вполне вероятно, что известие об Эрнаке наложилось на древнее предание, в котором фигурировал предводитель с именем, похожим на имя Эрнака. Таким лицом мог быть предводитель гуннов Херан, который, по Еги-ше, в марзпанство Васака Сюнийского (443 – 451 гг.) совершил поход в Закавказье и дошел до областей, подвластных империи. Возможно, образы Херана и Эрнака слились в народной памяти хайландуров-оногуров, что помогло их потомкам адаптировать в своей среде историческую фикцию о стопятидесятилетнем правлении Ирника, к которому, судя по данным «Именника», стремились возвести себя Аспарух и его потомки. В «Именнике» обращает на себя внимание отсутствие всяких воспоминаний о периоде возвышения в Предкавказье утигуров, здесь не упомянута даже такая яркая» фигура этого периода, как Сандилх, Это — явное стремление утвердить мысль об исконности рода Дуло и его преемственности от древней гуннской державы на Дунае. Такое стремление могло быть вызвано относительной молодостью рода Дуло, который занял место бег-тунов только с вокняжением Кубрата.
А. В. Гадло о столкновении мадьяров и болгар писал, что при всей соблазнительности версии о том, что в родовом имени булгаро-оногурских бег-тунов проявилась их принадлежность племенному союзу Дулу, нельзя, однако, пройти мимо легенды о происхождении и странствиях предков венгерского народа, изложенной в «Хронике» Шимона Кезаи (около
Перевод Улыпа (по-чувашски богатырь). По-чувашски железо переводится как тимер.
На северном Кавказе Улып:
· осел на земле;
· стал царем;
· женился;
· стал отцом двух сыновей (Болгар, Сувар);
· воевал;
· из-за войны «народ Улыпа должен был покинуть землю предков»;
· Улып «проклял землю предков».
В песне 5 (стихе) «Вражья сила »эпоса об Улыпе, о его столкновении и его народа поется:
То, о чем мечтал народ, —
И на гору убегает.
Роет логово себе,
Камни, будто при пальбе,
Все подножье покрывают.
Счастье... Неспроста чуваш
За него дрались бесстрашно
И кидались, словно львы,
Не жалея головы!
Всех сильнее, наконец
Оказался твой отец,
Патыр и царя зверей
Мог убить рукой своей.
Он сражался с диким сбродом,
Чтобы счастье дать народу.
Но и сам погиб герой,
Разбивая вражий рой.
Торжествует враг заклятый!
Книгу Кирешмет запрятал.
Видно, чувашам давно
Видеть счастье не дано.
Где Тузи-гора покруче,
Илмейкера грот гадючий.
Враз оттуда — сам дракон,
Астагой зовется он,
Для охоты — семь голов
И прислужников-рабов.
И давай чинить разбой,
Только пламя над избой...
Посмотрел чуваш назад —
Сто болезней там кишат,
Лихоманка и хвороба
Доведут людей до гроба.
Посмотрел чуваш вперед —
Кирешмет оттуда прет.
Коль ему не дать коня,
Каши жертвенной с огня,
Страшной злобой закипает,
На любого нападет.
Тот, кто может, в лес густой
Убегает сам не свой,
Но и там легко попасть,
Став добычей, в волчью пасть.
Многих участь — жертва мора:
Кости, кости без разбора...
А из тех, кто не зарыт,
Расплодится леших стая
И, всю землю сотрясая,
Понесется во всю прыть.
А народ и грусть, и гнев,
Чтобы дать душе излиться,
Превратил тогда в напев,
Отпустил его, как птицу.
Прятал он в глуши лесов
Песню эту от врагов.
Но проклятый Кирешмет
Все равно находит след
И тотчас ее в пещеру
Доставляет Илмейкеру [7].
Во второй половины VI в. произошла ликвидация огорских объединений и их вынужденный отход на запад, что привело к распаду утигурского, савирского и барсилского конгломератов. Однако он не мог задержать социально-экономические процессы, наметившиеся уже в первой половине VI в. и выразившиеся в тенденции к образованию на территории Северного Кавказа кочевых раннеклассовых обществ, стремившихся к объединению и расширению своих хозяйственных территорий. С ликвидацией последствий тюркского вторжения эта тенденция стала проявляться с еще большей силой, однако объединение северокавказских общностей шло уже не вокруг утративших свой престиж родовых групп, а вокруг новых или возродившихся древних ячеек кочевых племен.
Союзы племен в VI в.
А. В. Гадло о столкновениях оногурских (великоболгарских) племен с арабскими войсками у г. Баланджар писал, что сведения о походе и гибели Абдуррахмана и Салмана ибн Раби'а были доставлены халифу Осману участником похода Карзой ибн Ка'б ансаритом, а также в письменном донесении, посланном Хабибом ибн Масламой. Очевидно, именно эта официальная информация легла в основу первых известий о Баланджаре, проникших в арабскую традицию. По этим известиям Баланджар, как мы отметили выше, «целое царство», или страна. То, что имя племени и страны превратилось в дальнейшем в имя города, а потом и «замкам – обычная вещь в арабской исторической и географической литературе. Точно так же трансформировалось имя хазар [8].
Наиболее раннее событие, в котором участвует племя баланджар, описано ат-Табари. Оно относится ко второй половине 60-х годов VI в. Это вторжение в подвластную Ирану часть Закавказья (Арминию) четырех «народов» — абхазов, банджар, баланджар и «алла-нов». Второй раз ат-Табари называет баланджар среди северокавказских союзников тюркского кагана Синджи-бу (Истеми). В этом повествовании баланджар названы рядом с абхазами и банджаром. Ибн ал-Асир повторяет оба рассказа ат-Табари, но в первом упускает имя «алланов», а во втором союзниками Синджибу (у него Синджнбура) называет хазар, абхазов и баланджар. Оба известия, несомненно, были заимствованы из иранских источников и этнонимы б-ндж-р (б-нг-р) и б-л-ндж-р (б-л-нг-р) попали в арабскую письменную традицию из иранского языка. Следовательно, в них надо видеть пехлевийские обозначения этнических групп, с которыми Сасаниды сталкивались на Северном Кавказе.
Некоторые ученые отрицают наличие такого города, Например, А. Я. Гаркави писал: «Я рассмотрел все имеющиеся арабские свидетельства по сему предмету, и в результате арабского отдельного города по имени Баланджар никогда не существовало».
Великая Болгария возникла после победы болгаро-оногурского восстания против западнотюркского каганата. Р. Х. Бариев о процессе рождения отмечает, что на рубеже VI и VII вв. начались восстания против Западно-Тюркского каганата народов, обитающих на Северном Кавказе. Первыми восстали соседние с болгарами огоры, но потерпели поражение. Однако неудачная война тюрок с Персией ослабила их. К тому же начались раздоры в самом каганате. «Борьба этих племен, - пишет Н. Я. Мерперт, - и прежде всего болгар, немало способствовала дальнейшему ослаблению каганата и временному прекращению тюркских походов на запад. Эти события привлекли к себе самое пристальное внимание Византии, которая вступила в это время в решающую фазу своей борьбы с аварами и была заинтересована в обеспечении своего тыла на северо-востоке и в сильном союзнике на этой территории». Такими союзниками могли быть в сложившихся условиях только болгары.
По сообщению Никифора, незадолго до попытки аваров захватить императора Ираклия (примерно в 619г.) «государь гуннского народа вместе со своими правителями и дорифорами прибыл в Византию, домогаясь у императора разрешения принять христианство. Тот же охотно его принял» [9].
Таким образом, каган Кубрат был крещен в малолетстве (12-14 лет) в Константинополе (Византийская империя). Исследователь в главе «Великая Булгария: взлет и гибель» отмечает, что Орган, покидая Константинополь после успешных переговоров с императором Ираклием, оставил там заложником своего малолетнего племянника Кубрата. По сообщению автора VII в. епископа Иоанна Никиусского, Кубрат императорским двором был принят благосклонно, крещен там и воспитан. У Кубрата сложились близкие отношения с императором Ираклием. После смерти Органы во главе булгарской державы оказался человек, близкий по духу византийцам и преданный императору.
Кубрат успешно продолжал начатое Органой объединение булгарских племен и освобождение их из-под власти Западно-Тюркского каганата. Ники-фор (IX в.), описывая события под
Такой источник, как «Армянская география VII в.» указывает, что булгарские племена располагались к северу от р. Кубань в районе Гиппийских, или Булгарских, гор, которые обычно отождествляют с Ергенями, тянущимися от Волги до Маныча, или со Ставропольской возвышенностью. Булгары именуются по названиям рек, указывает источник: купи-болгар, дучи-болкар, огхон-дор-блкар, которые пришельцы, чдар-болкар [10].
Столицей нового государтсва стала Фанагория. В это время в стране начинают складываться три социальные группы: булгары-кочевники, булгары-земледельцы и булгары-ремесленники в городах. Первому государству булгар не было суждено долголетие - оно просуществовало всего четверть века. Великая Булгария не намного пережила смерть своего основателя – Кубрат умер в царствование византийского императора Константина II (641-668), предположительно в
Мы считаем, что Кубрат правил до своей смерти в
Что касается сыновей Кубрата, то все историки признают, что Батбай и Аспарух являются реально существовавшими историческими лицами, но Кот-раг (Кодрак), считает Н. Я. Мерперт, это не реальное лицо, а лишь один из принятых у византийских авторов название племени кутургуров (кутригуров). Мы можем вспомнить, что у тюркоязычных племен и народов, видимо, было не редкостью называть племя или народ по имени вождя или кагана, который оказал им в свое правление наибольшую услугу, запомнился им своими выдающимися делами. Так, в последующем узбеки назвались по имени Узбек-хана, а ногайцы - по имени темника Ногая. Возможно, в данном случае с именем Котрага произошло нечто подобное, хотя историки не сохранили его имя и не могли сохранить, ибо он со своим союзом племен ушел за Дон, видимо, на его среднее течение и поэтому оказался вне поля зрения византийских и армянских авторов. Батбай стоял во главе кубанской группы булгар (купи-болгар), а Аспарух возглавлял племена вогхандор, унногундуров византийских авторов. Вогхандоры, видимо, тождественны огхондор-блкарам армянских источников.
Исследователи считает, что главной причиной гибели Великой Болгарии являлся Хазарский каганат. Известно, что каганат возник в
· по А. С. Плетневой - хазары были этнически очень близки к болгарам;
· по Р. Х. Бариеву хазары и булгары были родственными народами;
· по Г. И. Тафаеву болгары, сувары, хазары не только этнокультурно были близки, но и говорили на своем материнском (родном) языке, были носителями R-языка.
Видимо, после смерти Кубрата, борьба между хазарами и булгарами шла с переменным успехом, ибо она закончилась лишь к 80-м годам VII в. полной победой хазар. Племена, которые пожелали быть в Хазарском каганате, остались (Батбай), а те, которые не пожелали подчиниться хазарам, ушли (Аспарух, Кодрак).
По-чувашски:
ü Патпай – Пуян (Баян) – богатый;
ü Аспарух (Аспарух) – умный, знающий;
ü Кǎтрак (Кодрак) – кудрявый.
Болгаро-чувашский эпос об Улыпе подробно рассказывает о жизни народа Улыпа на Северном Кавказе и о его переселении.
В очень давние времена, спустившись с гор Арамази (по армянской транскрипции Арамади) жил Улып-богатырь. У него было много скота, и жил он в полном достатке и довольстве (царь). Все беды и несчастья обходили его стороной. Но однажды кто-то из богов разгневался, горы Арамази (Арамади) затряслись, загремел гром, засверкала молния и потекли нескончаемые потоки воды. Все горные озера и реки вышли из своих берегов, и потоки воды устремились в долины и стали затоплять луга, на которых Улып пас свои стада. Такого никогда не было, но богатырь знал, как спасти свои стада. А луга с каждым днем затопляло все больше и больше. Тогда Улып при своей богатырской силе стал перебрасывать своих коров, лошадей и овец на более высокие незатопленные места. Три дня и три ночи трудился Великан, но скота у него было так много, что до окончания дела было очень далеко. Рядом с Улыпом жил кузнец-богатырь Азамат, который решил помочь своему соседу. За семь дней и семь ночей он сковал узорчатый, сверкающий семью цветами радуги мост. Один конец моста упирался в горы Арамази, другой опускался на волжские луга. Улып с женой перегнал свои стада по этому мосту на волжский берег [11].
В этой легенде о «мосте Азамата» мы можем проследить историю:
1. болгаро-хазарской войны или хазаро-исламской (арабской) войны;
2. Горы Арамази (Арамади) расположены в Армении;
3. По легенде Улып был царем и очень богатым (вариант Алп-Илитвера, по Г. И. Тафаеву);
4. горы Арамази затряслись;
5. Загремел гром, засверкала молния и потекли потоки воды (можно сопоставить с землетрясением и наводнением);
6. Мы считаем, что это вариант войны с мусульманскими войсками: войска – гром, молния; потоки воды длились 10 дней – по историческим данным война длилась 100 лет (640-747 гг.);
7. Война заставила болгар и сувар (савир) переселиться на территорию Среднего Поволжья, поэтому Улып перегнал свои стада по мосту Азамата на волский берег;
8. Ушли в Поволжье жена, дети, скотоводы со своими стадами коров, овец и лошадей;
9. Сыновья Улыпа пошли со своими стадами;
10. Ровно через 7 лет год они пришли в то место, о котором говорил им отец: здесь в Адыл (Атǎл) вливалась другая столь же великая река;
11. Народ Улыпа шел, преодолевая войны (сражения) с горными, степными и лесными людьми;
12. Горные люди – предгорье Северного Кавказа;
13. Степные люди – территория г. Волгограда;
14. Лесные люди – буртасы, их территория тянулась до г. Симбирска и части Горной стороны.
ЛИТЕРАТУРА
- Бариев, Р. Х. Волжские булгары / Р. Х. Бариев. – М., 2005. – С. 31-32.
- Бариев, Р. Х. Там же. – С. 34-35.
- Бариев, Р. Х. Там же. – С. 36.
- Бариев, Р. Х. Там же. – С. 37.
- Гадло, А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А. В. Гадло. – Л., 1979. – с. 107-126.
- Гадло, А. В. Там же. – С. 113-118.
- Федор С. В. Улып: Чувашский народный эпос / Ф. Сюин; перевод А. И. Дмитриева. – Чебоксары, 2009. – С. 89-90.
- Гадло, А. В. Там же. – С. 107.
- Бариев, Р. Х. Там же. – С. 37.
- Бариев, Р. Х. Там же. – С. 39-40.
- Чувашская литература – Чебоксары, 2007. – С. 8-9.
Комментариев нет:
Отправить комментарий