17 марта 2011

Y-хромосомная и территориальная трансформация народа Улып

Y-хромосомная и территориальная трансформация народа Улып

XXI в. дает нам возможность при исследовании генеологического «древа человеческой жизни» увидеть не только свое прошлое, но и заглянуть в свое будущее.

По мере того как народы мира теряют свое прошлое: язык, территорию ускоряется процесс потери историко-генетической и культурно-идентичной памяти. Это мы можем увидеть у народов Российской Федерации да и в других странах мира.

В свое время Арнольд Тойнби в книге «Цивилизация перед судом истории» о противоречиях цивилизационного прогресса и регресса отмечал, что сегодняшний западный взгляд на историю чрезвычайно противоречив. Если наш исторический горизонт значительно расширился и в пространстве и во времени, то наше историческое видение — то, что мы фактически видим в противоположность тому, что могли бы увидеть при желании, -  быстро сужается до поля зрения зашоренной лошади или перископа подводной лодки.

Это, конечно, поразительно, однако это всего лишь одно из многих противоречий, характеризующих, по-видимому, времена, в которые мы живем. Нетрудно найти примеры, принимающие иногда угрожающие формы в глазах многих из нас. Скажем, наш мир возвысился до беспрецедентно высокой степени гуманистического сознания. Мы признаем социальные права человека любого класса, нации и расы; и одновременно мы погрузились в пучину классовой борьбы, национализма и расизма. Эти низменные страсти находят выход в хладнокровных, планомерных жестокостях; и эти два несовместимых состояния души и нормы поведения сегодня можно видеть идущими бок о бок не просто в одном мире, но и в одной и той же стране и даже в одной и той же душе.

XXI век показывает, что перечисленные А. Тойнби доводы существуют:

·       Расизм;

·       Национализм;

·       Классовая (социальная) борьба;

·       Жестокость;

·       Войны;

·       Болезни;

·       Экологические бедствия;

·       Технические катастрофы и т.д.

Кроме всех по А.Дж.Тойнби беспрецедентная   производительная   мощь   соседствует   со   столь   же беспрецедентным дефицитом. Мы изобрели машины, которые работают за нас, но сейчас, как никогда раньше, не хватает рабочей силы в сфере услуг, даже в такой необходимой и элементарной области, как помощь матерям в уходе за детьми. Мы наблюдаем постоянное чередование широчайшей безработицы и острой нехватки рабочей силы. Несомненно, противоречие между расширенным историческим горизонтом и суженным историческим видением есть некая характеристика нашей эпохи. Однако, если рассматривать это явление само по себе, какое же здесь удивительное противоречие!

Давайте вспомним, каким образом наш горизонт расширился в первый раз. В пространстве наше поле зрения раздвинулось до размеров всего человечества и всей обитаемой земной поверхности, а также звездного космоса, в котором наша планета -  лишь исчезающе малая пылинка, Во времени наше историческое поле зрения раздвинулось, вобрав в себя все цивилизации, расцветшие и погибшие за последние шесть тысяч лет; всю предыдущую историю человеческого рода до его генезиса где-то между 600 тысячами и миллионом лет назад; историю жизни на этой планете за примерно 800 миллионов лет. Какой великолепный исторический горизонт! И тем не менее в это же самое время наше поле исторического видения имело тенденцию съеживаться во времени и пространстве до границ конкретного королевства или республики, к которым каждый из нас принадлежит. Самые старые из западноевропейских стран- скажем Англия или Франция - насчитывают на сегодня не более тысячи лет непрерывного человеческого существования; самая большая из существующих стран – например Бразилия или Соединенные Штаты – занимает лишь малую толику пространства планеты.

Да, человечество открыло Y – хромосому. Как отмечается в интернете

молекулярные биологи восстановили картину расселения человечества из африканской прародины. Источник информации - Y-хромосома.

Люди время от времени размножаются, и в эти моменты запускаются молекулярные механизмы обмена генами между парными (одинаковыми) хромосомами. Но среди 46 хромосом есть одна, которая не имеет пары, содержится только в клетках мужчин и передается исключительно от отца к сыну. Это Y-хромосома — самая маленькая и самая необычная в геноме человека. Ее главная биологическая функция — определение пола -выполняется с помощью единственного гена SRY. SRY запускает в работу каскад других генов, в результате чего у человеческих самцов формируются семенники.

В последние несколько лет Y-хромосома стала любимым объектом исследователей, изучающих эволюцию Homo sapiens. Логика ученых следующая. Геном одного человека всегда отличается от генома другого: гены одни и те же, но на молекулярном уровне устроены немного по-разному, то есть несут различные мутации, постоянно возникающие в ходе эволюции. Эти мутации кочуют от одного человека к другому, поскольку хромосомы постоянно перемешиваются. Все хромосомы — но только не Y: раз возникнув, мутация хромосомы Y будет передаваться только от отца к сыну. Если у мужчины рождаются только девочки, то его Y-хромосома исчезает навсегда, если мальчиков двое и больше — она захватывает все больше мужчин-потомков. Легко понять, что если численность людей растет медленно (а так и было в древности), то в конце концов в каждом племени останется только один тип Y-хромосомы. Если же племя разделилось, то в каждой новой популяции будут свои мутации.

Вот по этим мутациям, которые и сейчас в основном встречаются там, где они впервые появились, удалось восстановить карту путешествий человеческих племен на протяжении многих тысяч лет. Это путешествие началось в Африке.

Создана карта миграций человечества за 60 тысяч лет. Активно завоевывает пространство лингвистическая география (о названии языков и их расселении).

Таким образом, активно функционируют:

·       Лингвистическая география;

·       Генеологическое древо жизни человечества.

Лингвистическое древо показывает расселение языков, а генеологическое-расселение человечества. Как отмечает А.Дж.Тойнби «началось расширение нашего горизонта». Исследователь замечает, что прежде чем началось расширение нашего горизонта -  до того как западные мореплаватели совершили кругосветные плавания, а западные космографы и геологи раздвинули границы нашей Вселенной и во времени и в пространстве, - наши донационалистические средневековые предшественники обладали более широким и точным историческим видением, нежели мы сегодня, для них история не означала лишь историю какого-либо местного сообщества, она охватывала историю и Израиля, и Греции, и Рима. И даже если они ошибались, считая, что мир был создан в 4004 году до н. э., то в любом случае лучше охватить взглядом период до 4004 года до н. э., нежели всего лишь до декларации независимости или плавания Мейфлауэра», Колумба или Хенгиста и Хорсы. (Между прочим, 4004 год до н. э. оказался, хотя предки этого и не знали, очень важной датой: он отмечает примерное время возникновения первых представителей вида человеческих обществ, называемых цивилизацией. В хуннскую входили проточуваши. Они впитали около 100 китайских слов, 900 монгольских слов. Обратим внимание на позицию А.Дж.Тойнби по теории цивилизации. Несколько слов по автобиографии английского ученого. Тойнби, Арнольд Джозеф (1889-1975), английский историк, родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. С юношеских лет много путешествовал. До конца своих дней исповедовал принцип "лучше один раз увидеть"; посетил большинство мест, в которых происходили описываемые им события.

В 1913 женился на Розалинде Мёррей, дочери Гилберта Мёррея, оксфордского профессора-классика. Их сын Филип стал известным романистом. Они развелись в 1946, и в том же году Тойнби женился на своей давней помощнице Веронике Марджори Боултер. В 1919-1924 был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 — научным руководителем Королевского института международных отношений и научным сотрудником Лондонского университета. В 1920-1946 — редактор «Обзора международных отношений». Во время Первой и Второй мировых войн служил в министерстве иностранных дел, входил в английскую делегацию на Парижской мирной конференции. Во время Второй мировой войны Тойнби — директор научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал кавалером ордена Кавалеров почета. Умер Тойнби в Йорке 22 октября 1975.

Первый труд ученого был опубликован в 1915 году, а мировую известность Арнольду Тойнби принесла работа «Постижение истории» (1934-1961). В этом капитальном двенадцатитомном труде он выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, причем движущей силой их развития считал «творческую элиту», отвечающую на различные исторические «вызовы» и увлекающую за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации. Прогресс человечества, по А.Тойнби, заключается в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества ученый видел в духовном обновлении.

Тойнби последовал за О.Шпенглером и его Закатом Европы в отрицании традиционной концепции единства мировой истории, предложив взамен сравнительное исследование культур, обнаруживающих поразительное сходство в жизненном цикле — возникновении, развитии и упадке. Однако он отвергал шпенглеровскую теорию культур как организмов, имеющих продолжительность жизни в 1000 лет, и в качестве причин их упадка называл нравственное вырождение и утрату творческого подхода к возникающим проблемам. По сравнительным таблицам Тойнби выходило, что в Западной Европе во времена Наполеоновских войн и в Габсбургской монархии в 1526-1918, несмотря на Тридцатилетнюю войну, Первую мировую войну и т.п., царил мир. Однако и сам Тойнби, и многие его поклонники были склонны отмахиваться от указаний на неточности, считая эти поправки заурядными общими местами; по их мнению, имело значение только то, что более или менее явно следовало из томов 1-6, а именно что возвращение к католицизму в той или иной его форме могло бы остановить закат западной цивилизации, начавшийся вместе с эпохой Реформации.

Тома 7-10, опубликованные в 1954 после 15-летнего перерыва, уже не содержали ни этой концепции, ни многих других прежних идей. Показав в «Приложении» к 6-му тому, что множество высказываний и эпизодов жизни Иисуса Христа можно найти в дохристианском эллинистическом фольклоре и что само христианство возникло из религиозного синкретизма, Тойнби отвергал претензии христианства на исключительность. Наша цивилизация, считал он, погибнет; но она, подобно эллинизму, сослужит свою историческую роль, если, умирая, породит новую синкретическую религию.

Необыкновенная эрудиция Тойнби несомненна, однако его концепция и методы были подвергнуты критике. Популярность Тойнби — в значительной мере феномен американской культуры, в Англии у него больше критиков, чем поклонников. Тем не менее его идеи об историческом значении религии и плодотворности надматериальных ориентиров, разумеется, были вполне здравыми, и даже его критики признавали, что ему удалось их популяризировать.

Многочисленные публикации Тойнби включают научные монографии, в том числе Западный вопрос в Греции и Турции, Греческая историческая мысль, Исследование истории (1934-1961), а также несколько томов очерков и лекций, опубликованных после того, как под руководством Д.Сомервелла было выпущено ставшее бестселлером сокращенное (в одном томе) изложение первых шести томов Исследования истории. Наиболее интересна публикация Гиффордовских лекций—Подход историка к религии (1956). Из поздних работ Тойнби отметим следующие: Америка и мировая революция (1962); Между Нигером и Нилом(1965); Изменяющиеся города () и Константин Багрянородный и его эпоха (1973). Он в своих работах говорил о продвижении христианства, иудаизма и ислама на территорию Северного Кавказа, Среднего Поволжья. Так он писал о «белых болгарах» (волжских болгарах).

 

С.П. Хантингтон «продолжил дело английского исследователя». Ознакомимся с биографией политолога. Самуэль Филлипс Хантингтон (18 апреля 1927, Нью-Йорк – 24 декабря 2008, Мартас Виньярд, Массачусетс)- известный американский социолог и политолог. Получил высшее образование в Йельском университете в 1948 году — степень магистра в Чикагском университете, защитил докторскую диссертацию в    Гарвардском                 университете, где и преподавал до конца жизни.

В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооруженными                               силами и теории модернизации. Основатель и главный редактор              журнала «Международные отношения».

В 1973 году работал  заместителем  директора Центра международных отношений; в 1977—1978 годах —координатором отдела планирования                       в Совете национальной безопасности США; в 1978—1989 годах —-директором Центра международных отношений.

Показателем высокого авторитета Хантингтона среди                       политологов является избрание его в 1984—1985 годах вице-президентом, а в 1986—1987 — президентом Американской Ассоциации политических наук.

Основные работы и воззрения.

         Хантингтон - автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и цивилизации. Среди них  следует выделить:

·        Солдат и государство: теория и политика гражданско-военных отношений» (1957);

·        Третья волна: Демократизация в  конце 20 столетия (1991);

·        Столкновение цивилизаций (1993);

·       Кто мы? Вызовы американской национальной                        идентичности (2004).

Большую известность получила его концепция «столкновения цивилизаций», которая описывает динамику  современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной                                                                                                                                     основе.

Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка.                                              (1996) — историко-философский трактат Самюэля Хантингтона, посвящённый миру после холодной войны. Эта книга стала продолжением и развитием идей автора, изложенных в его более ранней                                              работе — статье «Столкновение цивилизаций», опубликованной в 1993 году в американском политологическом журнале «Международные отношения». Обосновал идею многополюсного мира.

Понятие цивилизации.                          

·       Хантинттон замечает, что идея цивилизации впервые была разработана французскими                                                                                           философами XVIII в. как антитеза варварства. Цивилизация первоначально трактовалась  как оседлое, городское, грамотное общество.

·       Немецкие философы ХIХ века противопоставили цивилизацию культуре.

·          Хантингтон  отстаивает идею множественных цивилизаций, основой которых являются  язык и религия.

 

Конфликты между цивилизациями.

Хантингтон утверждает, что географическое соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтами между ними.                                                         Эти  конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах цивилизаций. Иногда эти  конфликты можно предвидеть                                                   исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций.

Основные идеи книги:

·       Цивилизации — это большие конгломераты                                         стран, обладаюшие какими-либо определяющими  признаками. Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии.

·       Цивилизации, в отличие от стран, обычно существуют долгое время —                        как правило, более тысячелетия.

·         После возникновения самых ранних цивилизаций,                                                                     в течение почти трёх тысячелетий между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными.

·       Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира                                                                                     и представляет историю человечества соответственно этому пониманию

·       Западная  цивилизация возникла в VIII - IX веках  нашей эры. Она                достигла своего зенита в начале XX века. Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные  цивилизации.

·       Восприятие западного влияния и технологический прогресс                          могут происходить раздельно или совпадать.

·       Религиозный фанатизм часто является реакцией обывателя на модернизацию, вестернезацию или же на сочетание того и другого.

·       Некоторые цивилизации имеют свои «стержневые», то есть главные, страны, а другие цивилизации не имеют стержневых сран. Цивилизации, имеющие стержневые страны обычно более стабильны.

·       В процессе глобальных перемен, международные организации, возникшие после Второй мировой войны должны будут постепенно изменяться в сторону более справедливого учета интересов всех стран. Например, Совет безопасности ООН должна быть представлена каждая цивилизация.

Список цивилизаций согласно классификации С. Хантингтона                         

·       Латиноамериканская цивилизация;

·       Буддийская цивилизация;

·       Японская цивилизация;

·       Православная цивилизация;

·       Африканская (возможно) цивилизация;

·       Западная цивилизация;

·       Исламская цивилизация;

·       Индуистская цивилизация;

·       Синская цивилизация.

Таким образом, мы можем отметить, что человеческую историю можно расположить в виде:

·       Генеологического древа;

·       Лингвистического древа;

·       Цивилизационного древа.

Генеологическое древо начинает существовать 8 миллионов лет назад. По мере хромосомной трансформации человечество изменилось, адаптировалось к природно-климатическим условиям (по А.Тойнби природная среда).

Как отмечают генетики и археологи, человечество вышло из Африки 100 тысяч лет назад, появилась в Европе 35-40 тысяч лет назад, Австралии- 50-60 тысяч лет назад, Америке-15-35 тысяч лет назад.

 

Лингвистическое древо по мнению языковедов стало формироваться с бореального праязыка (Африка) 150 тысяч лет назад, то есть до ухода пралюдей (100 тысяч лет назад) на праязыке (бореальный). Языки стали распространятся по Аравийскому полуострову, далее в Австралию, Океанию. По мнению языковедов из наиболее древних языков в мире сохранился бушменский язык, которому около 200 тысяч лет. Некоторые ученые считают, что праязык мог сформироваться 1 миллион (600-700 тысяч лет назад). Расщепление бореального праязыка начинается 50 тысяч лет назад.

Таким образом, мы хотим отметить:

1.     Прототюрки;

2.     Протоманьчжуры;

3.     Прототунгуссы;

4.     Протомонголы могли

·       Формироваться в условиях первого переселения , то есть 35 тысяч лет назад в условиях Центральной Азии.

·       У племен  Северной Америки, которые переселялись от 15-35 тысяч лет назад из Азии сохранились 300 слов прототюркских.

·       Вторая волна переселения индоаравийцев в Азию, конечно задело прототюрков.

·       Тибетско - синская (китайская) в определенной мере так же оказала свое влияние на проточуваш.

В XXI в. языковое деление сохраняется:

·       Алтайская семья;

·       Тюркская группа;

·       Монгольская группа;

·       Тунгусо-маньчжурская;

·       Японская.

Все перечисленные языковые группы входят в алтайскую семью. Чувашский язык входит в болгарскую группу (носители R-языка), татары (носители Z-языка).

На Северном Кавказе  болгары, сувары, хазары, барсилы соприкасались с северокавказской языковой семьей:

1.     Абхазо-адыгейская группа абхазы, кабардинцы, адыги;

2.     Дагестанская группа чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины.

Конечно, на III-VIII вв. многих из перечисленных народов не было, но языковые различия существовали.

Третье перемещение болгар, сувар, биляр относится к 70 году VII в. Именно в эти годы они «осели» на территории Среднего Поволжья, их приняла Уральско-юкагирская языковая семья.

Финно-угорская языковая группа марийцы, мордва, коми, удмурты и т.д. Данные народы жили с I века нашей эры на территории Среднего Поволжья.

 

Выводы

1.      Исследуя хромосомное, лингвистическое, цивилизационное древо чуваш (болгар, сувар, биляр) мы можем проследить родство болгар, сувар, биляр с современными чувашами.

2.      Прототюрки, протоиранцы оказались в Азии- 15-35 тысяч лет назад (район Алтая, Байкала, Тибета, Северного Китая).

3.      Из западных тюрков (носителей R-языка) сформировались проточуваши, часть болгар.

4.      В условиях Северного Кавказа болгары, сувары, биляры, хазары прошли эпоху «смешения». (по К.Квигли).

5.      Дальнейшее развитие и расцвет древнетюркская (древнечувашская) цивилизация достигла в условиях Волжско-камской трансформации (IX-1236 год).

6.      Древние проточуваши впитали этноязыковые, этнокультурные традиции народов сино-тибетской семьи, алтайской, индоевропейской, урало-юкагирской языковой семьи.

7.      Процесс лингвистической (этноязыковой), цивилизационной трансформации у современных  чуваш активно продолжается.

8.      В XXI-XXII вв. природные (техногенные) катастрофы, войны, вторжения космитических цивилизаций могут изменить генеологический и цивилизационный мир человечества.

9.      Современная глобализация высвечивает процессы не только экологические или климатические, но и ускоряет процессы ассимиляции.

10.  Мир будущего (XXII век) будет иметь 3-5 модульных цивилизаций, менее 1000 языков и народов, менее 50 государств.

11.  Человеческий геном сохраниться, лингвистическая карта мира изменится, мир цивилизаций будет существовать.

 

Литература                                            

1.      Тойнби А.Дж. Постижение истории/ А. Дж. Тойнби. - М., 2004.

2.   Багдасарьян Н. Г. Культурология / Н. Г. Багдасарьян. - М., 2007.

3.   Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций / С. П. Хантингтон. - М., 2003.

4. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизация / Л. И. Семенникова. - Брянск, 1995.

5.  Мчедлов, М. П. Российская цивилизация / М. П. Мчедлов. - М., 2003.- С.656.

6. Викторов, В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности / В. В. Викторов. - М., 2009. - С. 336.

7. Тафаев, Г. И. Российская цивилизация в условиях модернизации (цивилизационный аспект) / Г. И. Тафаев. - Чебоксары, 2000.

8. Тафаев Г.И. Генезис и трансформация проточувашской элиты/ Тафаев Г.И. / Мат. За 5-а междун. нац. конф. Настоящие постижения на европейската науки, - 2009. Том 9 – София – С.45-60

9. Платонов О. А. Русская цивилизация / О. А. Платонов. - М., 1992.

10. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки / Л. Мечников.- М., 1995.

Заполните таблицу

Великое переселение народов ( IVVII вв.)

Племена и народы

Их предводители

Место расселения

Достигнутые результаты

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет: