13 марта 2011

Проблемы чувашской культуры и быта в учебниках истории и культры родного края


Проблемы чувашской культуры и быта в учебниках истории и культры родного края

В условиях Чувашской Республики продолжает сохраняться и в начале XXI в. сформировавшиеся в 20-30 гг. XX в. (советский период российской цивилизации) взгляд на отдельное развитие:

1) чувашской истории;

2) чувашской культуры.

Такое двуядерное деление стало формироваться в условиях Чувашского края (с середины XVI в.), а возможно и с эпохи Волжской Болгарии, как известно, в времена Золотой Орды и Казанского ханства (Казании) чувашская история была во многом забыта.

Сохранились исторические предания, которые опубликовал В. Д. Димитриев в книге «Исторические предания чувашского народа».

В ходе смены цивилизации историческая память была частично уничтожена.

В. А. Сбоев, который свое детство провел в д. Первое Чурашево (ныне Мариинско-Посадский район ЧР), о культуре чувашей писал: «Нельзя не различать два слоя, из которых один, первоначальный, довольно чист и мог принадлежать народу образованному; другой – груб и образовался от постепенного погружения массы народа в невежество и грубость».

По нашему мнению, мы можем увидеть в этих словах В. А. Сбоева две хронологические (цивилизационные) стадии развития болгаро-чувашей.

1) Волжская Болгария – образованная, чистая;

2) Золотая Орда и Казанское ханство (Казания) – грубая и невежественная.

Мы можем увидеть следующее:

1. В Волжской Болгарии хорошо развивались наука, литература, история и культура. Историко-генетическая память болгар была обобщена в летописи «История Болгарии», которая была уничтожена монголо-татарами в 1236 г.;

2. Образованная часть болгарского народа уничтожалась или ассимилировалась, народ превращался в «худых болгар» (чувашей);

3. Геноцид (Болгарский Холокост) заставил «худых болгар» уйти в леса, болота, овраги Горной стороны. Географический фактор и цивилизационная сопротивляемость болгаро-чувашей спасает их от гибели (от грубости и невежества, по В. А. Сбоеву). Историческая память болгар сформировала исторические предания и легенды об Улыпе, Чемене и др.

4. История часто забывается, а культура и религия сохраняются;

5. Культура, быт, язык, традиции, язычество, ремесла начинают возрождаться с середины XVI в. в условиях российской цивилизации.

Чувашская история всегда догоняла чувашскую культуру. Чувашские традиции, язык, культура, религия всегда шли впереди чувашской истории, а история бежала вслед чувашской культуре. Возможно, что это специфика развития Урало-Поволжских народов. Процесс забегания культуры мы наблюдаем также у марийцев, мордвы, коми, удмуртов, татар и башкир. Возможно, это нормальный процесс, а может, и специфика малых народов России.

В количественном и качественном отношении деятели культуры опережали историков. Исследователи культуры отмечают, что первым мощным очагом чувашской профессиональ­ной музыки была Симбирская чувашская школа, воспи­тавшая крупных дирижеров и педагогов С. В. Смо­ленского и И. М. Дмитриева, талантливых композиторов, музыкальных деятелей, этномузыковедов и собирателей Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, Г. Г. Лискова, П. М. Мироно­ва, Т. П. Парамонова, исполнителей А. И. Токсину, И. В. Ва­сильева, А. Г. Казакову, М. Е. Измайлова.

В начале XX века в Чебоксарах образовалась патриотическая группа деятелей просвещения и науки. Воспитанни­ки Яковлевской школы гармонично влились в общую школу музыкальной культуры. Вместе с ними А. Н. Тогаев, В. П. Во­робьев, Г. Я. Хирбю, Г. С. Лебедев, Ф. М. Лукин, А. Г. Орлов-Шузьм и другие композиторы в 30-х годах подняли на­родную и профессиональную песню на новый уровень.

Прерванный Великой Отечественной войной процесс роста чувашской музыкальной культуры с новой силой яв­ляется в 60-70 гг. XX в. Крупные произведения этой поры за­метно расширяют диапазон музыки. Появляются оперы, симфонии, многочастные песенно-хоровые сценические произведения. В полный голос звучат творения А. В. Асламаса, Ф. В. Васильева, Л. М. Токарева, М. А. Алексеева, А. А. Петрова, А. Г. Васильева, Г. А. Маркиянова и др., невзирая на «откат истинно национальных оттенков чувашской музыки».

Процесс развития культуры в начале XXI в. продолжается, об этом говорил на VII съезде ЧНК (март 2009 г.) президент ЧР Н. В. Федоров.

Невзирая на существование в Чувашии с 30-х гг. XX в. различных вызов, которым принадлежит активная роль в деле подготовки чувашских историков и политологов, в настоящее время раскол историков и искусствоведов сохраняется.

Существует центр науки – гуманитарный институт, директором которого является В. С. Григорьев. Он активно работал и работает, но отставание чувашской исторической школы, особенно от татарской сохраняется и отставание чувашской исторической школы от татарской закрепляется.

Таким образом, следует отметить, что в начале XXI в. процесс отставания истории от чувашской культуры продолжает сохраняться. Догнать и тем более перегнать процесс развития чувашской культуры чувашским историкам не удается. Культура сохраняет нацию, а историко-генетическая память продлевает ее. Процессы в истории идут сложнее и болезненнее, чем в культуре, хотя и в истории, и в культуре проблем накопилось много.

Кафедра культурологии ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (зав. кафедрой Г. Л. Никонова) пытаются этот разрыв ликвидировать. Они ежегодно организуют различные научные конференции. Упор в этом процессе делается на молодых ученых и студентов. Так, например, в 2008 г. они провели совместно с кафедрой региональной истории ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (зав. кафедрой Г. И. Тафаев) научно-практическую конференцию «Проблемы региональной истории», в которой участвовало около 20 студенто-историков II курса исторического факультета.

15 мая 2009 г. факультет русской филологии, кафедры культурологии и региональной истории совместно провели Всероссийскую научно-практическую конференцию студентов и молодых ученых. На секции «Проблемы исторической регионалистики» выступили с различными темами 26 студентов II-V курсов исторического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (науч. рук. Г. И. Тафаев, Д. А. Захаров, Е. Л. Ефимов).

В сентябре 2001 г. автором был выпущен экспериментальный учебник для школ Чувашской Республики «Введение в чувашскую историю» в количестве 1 тыс. экземпляров (учебник рекомендован МО ЧР) [1].

В учебнике было представлено множество цветных иллюстраций, схем, таблиц, карт. Он состоял из двух блоков:

- история;

- культура.

Учебник рекомендован академиком В. Д. Димитриевым.

Большой упор в учебнике сделан на рассмотрение материала по северокавказскому трансформационному этапу развития древнечувашской цивилизации. В разделах введен ряд новых теоретических положений. В частности, в пояснении для родителей сказано: «Болгаро-чувашскую цивилизацию на различных этапах развития можно охарактеризовать как:

- языческо-христианскую цивилизацию (II в. - 40-е гг. VIII в.);

- языческо-мусульманскую цивилизацию (с 922 г. - 1236 г.);

- мусульманско-языческую цивилизацию (1236-1551 гг.);

- языческо-православную цивилизацию (с 1551 г.).

Таким образом, болгаро-суваро-чуваши в цивилизационном процессе прошли стадии трансформации в составе государств:

- Империя хунну;

- Империя Аттилы;

- Тюркский каганат;

- Великая Болгария (Северный Кавказ);

- Суварское княжество Алп-Илитвера (Хазарский каганат);

- Волжская Болгария (Среднее Поволжье);

- Золотая Орда;

- Казанское ханство;

- Российская империя;

- Советское государство;

- Российская Федерация.

Рецензия на новый учебник была представлена писателем П. Ялгиром и опубликована в СМИ Чувашии, а также в Интернете.

С 2001 г. автором было выпущено более 20 учебников по истории древнечувашской цивилизации, но все они были предназначены для студентов гуманитарных факультетов вузов Чувашии [2].

ЧРИО (директор В. Д. Данилов) специализируется по подготовке учебников для общеобразовательных учебных заведений республики, которые закупаются школами Урало-Поволжского региона.

Мы понимаем, что «Мой город» специфическое учебное пособие, где упор сделан на процесс социально-экономического и этнокультурного развития г. Чебоксары. Учебник получил положительную реакцию родителей, но следует отметить, что было бы целесообразней усилить цветовосприятие (цветные иллюстрации).

Еще один учебник для 5 класса «Чаваш Ен» подготовлен Е. В. Александровой (Елена Енькка), изданный в количестве 7 тыс. экземпляров.

Е. В. Александровой также выпущено учебное пособие «Родной край» для 6-7 классов (имеются и для других классов) в количестве 20 тыс. экземпляров. В обоих учебника достаточно полно рассказывается о духовной и материальной культуре чувашского народа.

В 2007 г. автором совместно с доктором философских наук, профессором Г. Д. Петровой издан в Москве «Курс лекций по истории и культуре Чувашского края» в количестве 1 тыс. экземпляров, объемом до 300 страниц в твердом переплете. Мы разделили пособие на два блока:

- история древнечувашской цивилизации;

- культура Чувашии.

В первый блок вошли проблемы этногенеза, Империи хунну, Великой Болгарии, Волжской Болгарии, смены цивилизации, институт президентства и деятельность Н. В. Федорова. Во второй блок вошли проблемы этнографии и культуры чувашского народа: чувашская одежда, чувашский календарь (В. Д. Димитриева) и г. Чебоксары как культурная столица Поволжья.

В настоящее время готовится серия учебников для школ и студентов гуманитарных вузов еспублики.

Самостоятельно нами выпущено более 10 «Атласов» по различным хронологическим периодам и большое количество учебных пособий по «Истории чувашского народа и Чувашии в схемах и таблицах».

В конце 2009 г. автором был издан учебник для школ Республики «Введение в историю Чувашии» в количестве 500 экземпляров.

1. Первоначальным изданием учебников и учебных пособий по культуре Чувашского края и чувашского народа занимался И. Я. Яковлев.

2. Тематику изучения истории Чувашии расширили исследователи 20-30-х гг. Н. И. Ашмарин, С. М. Михайлов, М. П. Петров-Пинехпи и др.

3. Различные учебники и учебные пособия по этнографии и культуре для вузов успешно подготовил Н. В. Никольский (1879-1961).

4. Следует отметить и многочисленные работы по этнографии и культуре Г. И. Комисарова (1883-1969).

5. Первым базовым учебником для школ Чувашии по истории и культуре следует считать «Родной край» В. Ф. Каховского. Он дополнил после И. Я. Яковлева, Н. В. Никольского основу для базовых учебников по истории и культуре родного края (ЧАССР).

6. В условиях перестройки 80-90-х гг. XX в. национально-региональный компонент стал обязательным во всех школах России. Процесс активного создания учебников по истории Чувашии и культуре родного края начинается с начала XXI в. Выходят различные учебники, авторами которых являются В. П. Иванов, Г. И. Тафаев, В. Д. Данилов, Б. И. Павлов, А. П. Данилова, Т. Н. Иванова, Е. В. Александрова (Енькка).

7. Процесс совершенствования учебников для школ и вузов продолжается, но, к сожалению, учебники по истории и культуре родного края выходят с различными авторскими подходами, а в некоторых случаях эти подходы античувашские.

Комментариев нет: