Раскол души древнеболгарской цивилизации
Вот глава всех войск кагана
Первый поднял голос свой
-Не разбить нам, хан, смутьяна,
Коль пойдём в открытый бой!
Нет, с царём булгарским ныне
Нам сражаться не в расчёт,
Пусть твой светлый взор окинет
Эти рвы, что полны вод;
Эти стены крепостные
И бойниц суровый вид…
Видишь, копья в них стальные!
То несметно рать стоит!..
Хан владыка всей Вселенной
Ход и много сил у нас
Но без хитрости военной
Нам Пюлер не взять сейчас.
Как бы войск непобедимых
Славу нам не уронить,
Сыновей да жён любимых
Нам позором не покрыть…
Говорят, что вражьи стрелы
За семь вёрст разят, Тимер!..
(Легенда о взятии Пюлера)
В каком случае происходит раскол души? Душа цивилизации (культура, язык, религия, менталитет, психология) в условиях кризиса вторжения варваров (неприятеля), геноцида раскалывается (душа плачет и звереет). Душа цивилизации ищет выхода из сложившегося критического положения.
В этих условиях происходит:
1. Раскол цивилизации;
2. Раскол общественных институтов;
3. Раскол религии;
4. Раскол души;
5. Раскол семьи;
Мир рушится, общество страдает, а её члены ищут выход в религии, в бегстве в леса, болота. Вражда, насилие, убийство становятся элементами повседневной жизни. Раскол и геноцид в условиях Золотой Орды и Казанского ханства вызывают ненависть, зависть, злорадство, злопамятство, воздаяние злом за зло. Войны в условиях Золотой Орды и Казанского ханства меняют менталитет (душу) цивилизации. Культура становится агрессивной, грубой, безнравственной. Грубость, дерзость, насмешки, ссоры, проклятия, жестокость, грехопадение, осуждение, сплетни, клевета становятся нормой повседневной жизни. Продажа своих детей за долги баскакам Золотой Орды становится способом оплаты и сохранения жизни родителей.
В. Д. Димитриев писал, что Ногайская Орда могла выставлять на войну до 200 тысяч конных воинов, кочевала на территории бывшей Болгарской земли до конца ХVII в. До строительства Симбирской укреплённой линии в 1652-1654 гг., систематически совершала грабительские нападения на русские, мордовские, чувашские и татарские земли в ХV- ХVII вв.
Следует сказать, что после полного опустошения Болгарской земли город Булгар с его крепостью ещё держался как золотоордынский укреплённый пункт лет 10-15. Некоторые ханы даже чеканили монеты: Тимур в 1411г., Джелал-ад-дин, третий раз провозглашённый ханом Орды, в 1412г., Кепек-хан в 1414г., Чекри в 1414-1415гг., Улу-Мухаммед в 1426-1427гг.
Последнее упоминание о Болгарах в русских летописях относится к
Мы видим, что в ходе монголо-татарского ига разорением Волжской Болгарии войсками Тамерлана (1391 - 1395 гг.) древнеболгарская цивилизация была уничтожена. Душа грубела, становилась агрессивной. Семейные ценности рушились.
Российский исследователь В.А.Сбоев (1810-1855гг.) об ожесточении культуры писал, что в чувашской истории имеется «чистый» период и «грубый» период.2.
По нашему мнению, хронология «чистого» периода относится к Волжско-Камской Болгарии. В.А. отмечал, что «…чувашских языческих поверьях нельзя не различить два слоя, из которых один – первичный, довольно «чист» и мог принадлежать народу образованному». Второй период – «грубый», мы относим к Ордынской эпохе (1243-1552 гг.) По Сбоеву «от постепенного погружения массы народа в невежество и грубость». Таким образом, мы можем видеть процесс раскола и распада души древнеболгарской цивилизации.
I- Волжско-Камский – 500-летний расцвет.
II- Ордынская эпоха с 1243 по 1252гг. (Золотая Орда и Казания) раскол и распад «грубость и невежество» по В.А. Сбоеву.
Мы можем отметить душу «чистую, образованную» и душу «грубую, необразованную». Почему болгарская душа так изменилась в ходе Ордынской эпохи? Впомним позицию К.Квигли, изложенную им в статье «Исторические фазы цивилизации». Так, он утверждает, что в результате войн, возникающих в период конфликтов, число политических единиц в цивилизации уменьшается. В конце концов, одно из государств оказывается победителем. Когда это происходит, мы имеем дело с пятой фазой эволюции цивилизаций. Как и в переходе от третьей к четвёртой фазе, центральная зона подвергается завоеванию этим единым государством раньше, чем вся остальная цивилизация подчиняется универсальной империи.
Когда в цивилизации устанавливается универсальная империя, общество вступает в свой «золотой век». По крайней мере, так этот период представляется последующими поколениями. Это период мира и относительного процветания. Известно, что в современном мире некоторые исследователи, особенно турецкие и татарские рассматривают эпоху Золотой Орды как «золотой век» тюрков и татар. Такая позиция характерна для татарского исследователя Р.Г. Фахрутдинова. Он в разделе «Культура Золотой Орды. Духовная культура» о татарской культуре пишет, что элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром, предшествовавшим появлению данного государства. Этот мир состоял из двух основных компонентов: местного тюркоязычного, главным образом кипчакского, и пришлого центральноазиатского – также тюркского, татарского и, в определённой степени, особенно в ранний период, ещё и монгольского.
Духовный мир центральноазиатских тюрок, в том числе и древних татар, а также их западных соплеменников-кипчаков, получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей.
Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отличаются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны.
Исследователи считают, что кипчаки в своих изваяниях воплотили культ героизированного предка.3.
1. Для татар «золотым веком» является Золотая Орда (Улус Джучи).
2. Для болгар (чуваш) «золотым веком» духовности является Волжско-Камская Болгария. Этот век является для них «чистой» душой, а Золотая Орда и Казанское ханство для чуваш является «грязной» душой.
Вновь обратим внимание на позицию К.Квигли. Он отмечает, что стадия разложения – период глубокого экономического упадка, снижающегося уровня жизни, гражданских войн между различными правящими кликами, растущего бескультурья. Попытки приостановить разорение законодательными мерами оказываются тщетными. Все институты общества утрачивают доверие масс. Массовый характер приобретает отказ сражаться за общество и даже поддерживать его уплатой налогов. Всё большее влияние приобретает новые религиозные движения.
По К.Квигли стадия вторжения – это когда цивилизация не в состоянии защищаться, потому что она уже не хочет этого делать, и оказывается вполне открытой варварским вторжениям. Но это «варвары» только в том смысле, что они «чужие». Зачастую эти чужие представляют с собой более молодую и более мощную цивилизацию. В результате этих вторжений извне цивилизация подвергается разрушению и прекращает своё существование. Изложим позицию К.Квигли в схеме.
В условиях конфликта, разложения, вторжения душа подвергается кровавой ломке, унижению, душа насилуется и уничтожается.
Душа этноса трансформируется. Она становится:
· трусливой;
· сварливой;
· мстительной;
· завистливой;
· малодушной;
· скупой;
Трусость, мстительность, зависть становятся в условиях 300-летнего геноцида основой этнопсихологии «худых болгар» (чуваш). В своём Духовном завещании И.Я.Яковлев (1848-1930гг.) обратился к своим соотечественникам: «Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к вам придёт откуда-нибудь со стороны, помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищем научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счёт народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к народному языку нет измены русскому делу; служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших.
На какие ценности опиралась душа болгарина (чуваша)?
· на язык;
· на язычество;
· на этнокультуру;
· на этноидентичность;
Эти ценности спасли чувашскую душу.
Что происходило внутри ордынского общества в условиях Волжской Болгарии?
I. Латентный (скрытый) этап развития татарской цивилизации начинается внутри древнечувашской (болгарской) цивилизации 1236г.
(после татаро-монгольской агрессии и уничтожения 30% болгарского населения в течение 10-летнего геноцида населения Волжской Болгарии).
II. Второй этап (этап обвального кризиса) начинается в годы управления Золотой Ордой Болгарскими землями.
Хаос начинается с 1361г. с похода Булата Тимура и уничтожения г.Болгар и части его населения. Это период длится до 1419г. За 60 лет войсками Тамерлана г. Болгар был разрушен. Особенно сильно город пострадал в 1391, 1395гг. а всего до
1) С 1236г. в латентный период татарская цивилизация накапливала (скрытно) «предпосылки» смены древнеболгарской цивилизации. Не сумев победить древнеболгаускую цивилизацию в скрытной (внутренней) борьбе, татарская (скрытая) цивилизация вступила во внешнюю борьбу ( вооружённое вторжение татарского князя Булат Тимура в 1361г.)
Используя агрессию Булат Тимура, татарская кочевая цивилизация стала закрепляться в госструктурах Болгарской земли.
Хаос (этап обвального кризиса) был навязан в плане смены парадигм древнечувашской (болгарской) цивилизации, которая на этом этапе вытеснялась, истреблялась, ассимилировалась, принуждалась. Этот процесс шёл с 1236г. до образования Казанского ханства. Именно в ходе второго этапа (хаоса) татарская цивилизация достигла наибольших успехов в процессе смены цивилизации.
Произошли:
1) интеграция «накопившихся предпосылок» смены цивилизации;
2) закрепление новой татарской цивилизации;
3) формирование новых (татарских) социальных слоёв;
4) закрепление ассимиляционного процесса болгарского населения;
5) укрепление процесса религиозной дифференциации населения;
6) ускорение процесса этноязыкового (этнокультурного вытеснения)
болгаро- чуваш из Центральной Болгарии;
7) выдвижение новых татарских политических лидеров;
8) закрепление процесса рекрутирования протатарской и происламской элиты из болгар, марийцев, мордвы и т.д.;
9) ускорение процесса притока в Болгарские земли кыпчакского населения.
III. На третьем этапе (патовая ситуация) происходит:
1. Дальнейшее поглощение болгарской цивилизации татарской.
2.Депресия в экономике, хозяйстве (спад и войны завершились)
3.Дальнейшая перестройка татарской цивилизации и трансформация древнечувашской (уход).
4. Осознание болгарским обществом утери своего языка, территории, элиты, культуры, военно-политической и социально-экономической силы.
IV. Четвёртый этап – завершение переходного (трансформационного) периода начинается с образования Казанского ханства (1445г.). Ряд историков считают, что переход в Среднее Поволжье орды Улу-Мухаммеда не имел существенных изменений в этническом плане и в «основной своей массе оставалось аборигенного болгарского происхождения». М.И. Ахметзянов называет болгар «коренным населением Казанского ханства». Р.Г. Фахрутдинов, ранее также придерживавшийся этой точке зрения, в последних своих работах отмечает приход в середине ХV в. в Среднее Поволжье «солидного количества татарского населения, сыгравшего большую роль в окончательном формировании народности казанских татар».
С 1236 по
Ордынская знать ставила задачи:
· править;
· отобрать;
· ограбить;
· отвоевать;
· указать;
· захватить;
· сломать душу народа (врага).
Насилие порождает насилие. Душа болгарина не покорилась. Князья и народ в 1239- 1240гг. восстали, но они были расколоты и разбиты. С
И.Н.Афанасьев о чувашском менталитете писал, что чувашский этнос до настоящего времени сохраняет в основном такие формы жизнеобеспечения как подбор и производство. Отъём как способ поддержания жизни чужд чувашской ментальности. Основная масса сельского и большая часть горожан поддерживают свою жизнь на основе выращивания сельскохозяйственной продукции. Агрессия по отношению к соседним этносам, решение проблем на основе территориальных и других притязаний не свойственно чувашскому народу. Это подтверждается общей толерантностью, миролюбием чуваш, стремлением решать проблемы только на основе взаимного согласия и договорённости.4. Он приводит позицию Л.Н.Гумилёва. Фаза этногенеза характеризуется:
а) направлением изменения и уровнем активности этнической системы в целом, т.е. миграционной, демографической, хозяйственной, военной, природопреобразующей;
б) доминирующим в данной фазе типами пассионариев определённого уровня;
в) единым для данной фазы общественным императивом поведения;
г) степенью внутренней сложности системы, характеризуемой пределами и направлением изменения количества субэтносов;
д) направлением изменения и уровнем резистентности (её способности сопротивляться внешним воздействиям) этнической системы.
Фаза подъёма характеризуется интенсивным ростом пассионарного толчка, приведшего к появлению этой системы. Во вновь возникшей системе складывается высокая дисциплина, жесткой регламентации подвергается поведение членов коллектива, брачные отношения, использование ландшафта. Все эти ограничения воспринимаются представителями чувашского этноса как необходимое условие достойного образа жизни. 5.
Н.И. Ашмарин писал, что основываясь на тех данных, которые даёт нам сравнительное изучение инородческих языков Поволжья, можно сказать утвердительно, что одним из первых распространителей культуры между инородцами были чуваши.
Несомненные следы их своеобразного тюркского наречия мы находим в языках всех тех инородческих племён, которые соприкасаются чувашами. Многие чувашские слова, сохранившиеся в в языках черемисском, вотском, и отчасти в мордовском, свидетельствуют нам, что эти племена не избегли чувашского влияния. Значительное число чувашских выражений, встречающихся в современном венгерском языке, также говорят нам о том, что много веков назад, когда венгры кочевали на русских равнинах, они приняли от чувашей названия некоторых предметов, раньше им неизвестных. Об этих заимствованиях много говорят и учёные венгерцы.
Чувашские слова, усвоенные в старину мадьярами, по своему характеру ясно показывают нам, что чуваши в эпоху заимствований уже были народом, знакомым с началами земледелия, а, следовательно, культурными. Почему же ранняя история Поволжья не говорит нам ничего об этой народности и почему уровень её культуры повысился так незначительно за такой громадный период времени? Н.И. Ашмарин подробно изучил чувашскую мифологию, прекрасно знал духовный мир чуваша. 6.
Древнейшие исторические памятники называют нам оба народа, которые, обитая на берегах Волги, распространили свою славу далеко за пределы своего политического влияния – камские болгары и хазары. Кто были эти два народа, каким языком говорили они и куда они после исчезли – об этом история не даёт нам почти никаких ответов. Что касается их языка, то об этом сохранились сведения, что язык болгар и хазар сходны один с другим. Некоторые народности перенимали у них черты их оседлости, то не вправе ли мы думать, что чувашский народ занимал тогда довольно видное место среди приволжских обитателей и не могли не обратить на себя внимания. Некоторые учёные видят в нём потомков хазар, крепость которых на Дону, известная под именем Саркела, т.е. Белой вежи, объясняется из чувашского языка. Венгерец Hunfalvy, обозревая по историческим данным те народности, которые жили с мадьярами, утверждает, что предположение тождества чувашей и хазар имеет за собой вполне достаточного основания.
Чувашские племена и венгры также показывают нам, что язык чувашей в наше время сильно изменился. Из него вышли некоторые новые черты, которых мы в древнем периоде не замечаем, а это может произойти от того, что чуваши с тех пор приняли в себя некоторые другие народности, что и изменило их язык. То обстоятельство, что слова, выражающие более отвлечённые понятия и указывающие на развитие общественного быта, все тюркские, говорит нам, что в чувашском народе финское племя подчинилось более развитому тюркскому. Впрочем, мы не знаем примеров, чтобы финны, при столкновениях с тюрками, играли роль активную – они всюду подчиняются и ассимилируются.
Таким образом, припоминая историю, Поволжья с наиболее древнего периода и, проследив состав инородческих языков, мы можем сказать утвердительно о трёх народностях, которые последовательно подчинили своему влиянию население Поволжья, какова бы не велика разница в их влиянии – чувашах в древний период, затем татарах, сменивших их на Волге, и наконец, русских, позднейших завоевателей этого края. 7.
Итак, мы видим три хронологических этапа в истории Среднего Поволжья.
1. Эпоха Волжско-Камской Болгарии, когда болгары (чуваши) оказали большую цивилизационную роль на народы Среднего Поволжья;
2. Ордынская эпоха, когда монголо-татары разгромили Волжско-Камскую Болгариию, и пошёл процесс смены языка, культуры, души древнеболгарской цивилизации. На её смену пришла татаро-кыпчакская цивилизация, душой которой стал ислам, кыпчакский язык и культура.
3. С середины ХVI в. народы Среднего Поволжья оказываются в составе Российской цивилизации, начинается Российская эпоха.
Н.И.Ашмарин отмечает, что образовавшись от смешения тюрков с финнами, чуваши соединили в себе тюркскую суровость и реализм с поэтической натурой финнов, с их любовью к природе и бесконечным добродушием. Особый характерный юмор, который отличает чувашей от прочих соседей, и их выдающаяся любовь к их музыке не говорит ли нам о дарованиях этого племени, которые ещё не успели заглохнуть под гнётом тяжёлых исторических условий. Может быть, роль этого народа в истории была бы иная, если бы татарская орда, хлынувши диким потоком из Поволжских степей не затопила этих первых порослей чувашской культуры и не водворили на берегах Волги своё грубое господство. Сделавшись первенствующей народностью, они оттеснили чуваш, мало того, даже многие из последних, подчинившись татарам, забыли свой язык и окончательно смешались с завоевателями. До сих пор в некоторых татарских говорах можно встретить ещё не окончательно стёртые формы и слова чувашской речи. Сделавшись политическими повелителями инородцев, татары значительно ассимировали их. Изучая инородческие языки мы можем проследить в них последовательную смену чувашского влияния татарским. Что дали татары инородцам, способствовали ли они их бытовому и умственному развитию, сообщая им своё узкое миросозерцание, узкое благодаря религии, отнимающую всякую оригинальность мысли и стремление к самосовершенствованию. Ответ на этот вопрос может дать современное состояние татар. Они надолго остановили умственное развитие инородцев. Утвердивши свою власть над инородцами, татары, вероятно, также слились между ними мелкими колониями.
Колонизация эта, конечно же, не имела цели просветительной, она совершалась только в видах более удобного управления инородцами, а также для взимания с инородцев дани. С инородцами они обращались жестоко – деспотически. 8.
Припоминая историю Поволжья, мы видим, что здесь за тот период времени относительно которого мы можем что-либо знать, три народности были передовыми и сообщали окружающим их племенам свои черты в нравах, быт и язык, это - чуваши, татары и русские как бы ни была велика разница в силе и значении их влияния.
Чуваши в этой мерке явились несомненными римлянами, так как, судя по языку, они были здесь первыми носителями культуры среди инородцев. Чуваши влияли на черемис, вотяков и мордву.
Выводы
1.Раскол в душе болгар произошёл в условиях монголо-татарской агрессии и геноцида;
1. Процесс смены души происходил в условиях Ордынской эпохи (1243-1552гг.;
3. Раскол души завершился в ходе победы чувашского народа в национально-освободительной войне против Казанского ханства (1546-1552гг.);
4. В середине ХVI в. чувашско-языческая душа победила. Она отошла от
казанского ислама и стала свободной;
5.Новый раскол чувашской души завершается в условиях российской цивилизации. В середине ХVIII в. душа чуваша становится христианско- языческой (синкретической);
6. В 60-70гг. ХIX в. в ходе Яковлевского Возрождения чувашская душа становится христианской (православной).
Литература
1. Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья.– Чебоксары, 1997.-С. 36-37
2. Тафаев,Г.И., Малая Родина.Часть IV/ Г.И.Тафаев- Чебоксары, 2009.-С.198-199
3. Фахрутдинов, Р.Г. История татарского народа и Татарстана/Р.Г.Фахрутдинов – Казань, 2000. –С. 141-142
4. Афанасьев, И.Н.Этнический характер и детерминирующие условия среды/И.Н.Афанасьев - Чебоксары, 2003.– С.51
5. Афанасьев, И.Н.Этнический характер и детерминирующие условия среды/И.Н.Афанасьев - Чебоксары, 2003 – С.52
6. Ашмарин, Н.И.. Чувашская народная словесность/Н.И. Ашмарин– Чебоксары., 2003. - С.325-326
7. Ашмарин, Н.И.. Чувашская народная словесность/Н.И. Ашмарин– Чебоксары, 2003.– С. 327
8. Ашмарин, Н.И.. Чувашская народная словесность/Н.И. Ашмарин– Чебоксары, 2003.– С. 328
Комментариев нет:
Отправить комментарий