ЭТАПЫ СМЕНЫ ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В
УСЛОВИЯХ ОРДЫНСКОЙ ЭПОХИ
Последствия монголо-татарской экспансии XIII в. для большинства народов Евразии были тяжелейшими. Многие государства и этносы просто исчезли. Одним из таких цивилизационных государств была Волжско-Камская Болгария.
Мы предлагаем такое понятие как ордынская трансформационная эпоха, которая начинается для древнеболгарской цивилизации с
Захват и разгром Волжско-Камской Болгарии имели страшные последствия для болгар и народов Среднего Поволжья. М. Г. Сафаргалиев в работе «Распад Золотой Орды» [1] в введении «Золотая Орда и русская историографическая наука» о процессе изучения проблемы пишет, что изучение истории Золотой Орды имеет уже многовековую давность. Вопрос об образовании Золотой Орды интересовал еще казанского летописца. Отдельные проблемы истории монгольской державы были затронуты и в трудах историков XVIII в.— В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, П. А. Рычкова и др. Один из наиболее видных представителей русской дворянской исторической мысли начала XIX века Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» уделил значительное место истории Золотой Орды. Карамзина в первую очередь интересовал один узкий вопрос — русско-татарские отношения.
Как бы ни была односторонней точка зрения Н. М. Карамзина, она вызвала большой интерес у русских историков к истории Золотой Орды. Одним из показателей растущего интереса явился конкурс, объявленный Российской Академией наук в 1826 году, на тему «Какие последствия произвело господство монголов в России и именно, какое имело оно влияние на политические связи государства, на образ травления и на внутреннее управление оного, равно как на просвещение и образование народа?».
Мы бы поставили следующие проблемы:
1) Золотая Орда и чувашская историческая наука;
2) Золотая Орда и проблемы исторической регионалистики.
К сожалению, на начало XXI в. обобщающего исследования по проблемам «Золотая Орда и чувашская историческая наука» и «Золотая Орда и проблемы исторической регионалистики» нет. Успешно работали по разным проблемам взаимоотношения болгар (чувашей) в условиях Золотой Орды исследователи Н. И. Ашмарин, Г. И. Комиссаров, И. Д. Кузнецов, В. Д. Димитриев. Для чувашской исторической школы наиболее фундаментальной была исследовательская работа В. Д. Димитриева «Опустошение болгарской земли в конце XIV – начале XV вв.» [2].
В. Д. Димитриев при исследовании опирался на 75 источников и литературу. Например, были использованы: ПСРЛ исследования С. М. Шпилевского, Р. Г. Фахрутдинова, К. В. Кудряшова, Б. Д. Грекова, А. Ю. Якубовского, М. Г. Сафаргалиева, Л. Т. Махмутова, В. Г. Тизенгаузена, Г. О. Авляева, Х. Г. Гамади, А. П. Смирнова, Н. И. Воробьева, И. П. Панькова, М. А. Усманова, А. Г. Мухамадиева, В. Л. Егорова, Р. Г. Кузеева, А. Х. Халикова, Г. В. Юсупова, М. Н. Тихомирова, В. А. Кучкина, Г. А. Федорова-Давыдова, П. С. Савельева и др.
Из перечисленных авторов В. Д. Димитриев привлек исследования русских, татарских, башкирских ученых. Представители русского, татарского, башкирского и чувашского народов достаточно активно интересуется проблемами Золотой Орды.
В
Чувашские, татарские, башкирские регионалисты интересуются данной проблемой, но наиболее активно представители Татарстана, Башкортостана и Чувашии.
Какие трансформационные направления привели к господству татаро-кыпчаков в землях Волжско-Камской Болгарии (Булгарии):
1) военно-политическая трансформация;
2) социально-экономическая;
3) этноязыковая;
4) этнокультурная;
5) религиозная;
6) территориальная;
7) этнопсихологическая;
8) антропологическая.
К сожалению, историки Чувашской Республики в этом и некоторых других вопросах отстают от ученых Татарстана, Башкортостана и Мордовии.
Было бы целесообразно разработать три региональные и одну общефедеральную программы по теме «Золотая Орда и народы Среднего Поволжья».
· программа для Татарстана;
· программа для Чувашии;
· программа для Башкортостана.
Программы могут быть хронологически синхронизированы для всех трех ученых сообществ. Конечно позиции чувашских, татарских, башкирских ученых на проблему будут различными, но для конкретного субъекта Российской Федерации (Среднее Поволжье) было бы целесообразно разработать такие научные программы (с учетом изучения истории конкретных народов Среднего Поволжья). Возможно предложение для всех трех ученых сообществ не найдет поддержки. Мы понимаем, что ученые Урало-Поволжского региона с 40-50-х гг. XX века расколоты и эта пропасть расширяется.
1. Для мордовских, марийских, удмуртских, чувашских ученых разгром и оккупация монголо-татарами их земель рассматривается как геноцид (холокоста).
2. Татарские ученые (большинство) рассматривают Золотую Орду как государство татар (Золотой век татарского народа).
3. Чувашские ученые (большинство) рассматривают разгром Волжско-Камской Болгарии трагедию болгарского (чувашского) народа. Чувашского-болгарское государство было разгромлено, часть уничтожена, часть выжила на Горной стороне.
Мы считаем, что с
Не было бы ошибкой полагать, что роль Болгара сводилась к роли посредника между Закамьем и Сараем Берке, В золотоордынскую эпоху Болгар был весьма оживленным городом, куда съезжались купцы всех стран. Аль-Омари в книге «Пути взоров по государствам разных стран» отмечал: «Купцы наших стран, говорил Номан (знакомый автору купец), не забираются дальше города Булгара; купцы булгарские ездят до Чулы-мана, а купцы чулыманские ездят до земель югорских, которые на окраине севера».
В археологическом материале прекрасно отражены эти стороны жизни города. Мы находим в Болгаре в громадном количестве и монеты, чеканенные в южных городах и восточные вещи, среди которых обычны зеркала, сфероконические сосуды, поливную посуду. Значителен был и вывоз из Китая,— зеркала, монеты (встречаемые единицами) и селадон, изготовлявшийся из беловатой огнеупорной глины; эта керамика высокого обжига покрывалась снаружи поливой оливкового цвета различных оттенков. Встречалась и зеленая поливная керамика из Херсонеса. Известен ряд монет из Индии. В качестве более редких находок здесь встречаются западные монеты. Из Булгарии в обмен на привозимые предметы роскоши вывозились кроме мехов, составлявших основную статью экспорта, кожи, кость, скот и рабы, труд которых в эту эпоху применялся еще очень широко, о чем говорит, в частности, Плано де-Карпини. Сообщает о продаже пленных в рабство и русский летописец: в 1376 году 70 ушкуев под командой Прокофия и Смольянина взяли Кострому разбоем; а было всех разбойников две тысячи... Потом они пошли на Н. Новгород и «пришедше в Болгары и тамо полон христианский продали бесерменом Костромской и Новгородский...», а сами в насадах пошли по Волге на низ...
Широкие торговые связи определили несколько интернациональный характер города Болгара. Нам известна армянская колония, возникшая здесь еще до эпохи монгольского завоевания. Центром ее являлась «Греческая палата», находившаяся на запад от городища и представляющая развалины христианской церкви. К этому же времени относится ряд армянских надгробий армянского летосчисления (XIV век н. э.).
В Болгаре проживали и русские, не составляя впрочем, отдельной колонии, а живя в массе городского населения. Раскопки последних лет открыли в ремесленном квартале города отдельные дома, принадлежавшие, судя по керамике курганного типа, выходцам из Руси.
Мы плохо знаем внутреннюю историю золотоордынской Булгарии. Этот период для нас еще более темен, чем эпоха X—XII вв. Булгарские князья пользовались своими уделами и были подчинены непосредственно самой Золотой Орде. Весьма возможно, что этот порядок установился после Менгу-Тимура.
На короткое время в XIV веке вырастает значение Биляра, где начали чеканить монету. Однако, у нас нет никаких данных, ни исторических, ни археологических, чтобы говорить о продолжительном оживленны города в XIV веке. Вероятно, это был временный подъем. Значительно лучше обстояло дело в Болгаре, где монета чеканилась с 1240 до 1420 года. Чеканка монеты в этом пункте показывает, что Болгар был одним из крупных феодальных центров Булгарии.
Отрывочные летописные данные о внутреннем положения Булгарии позволяют выделить два княжества — Булгарское и Жукотикское. Их центрами были два наиболее богатых города. И недаром новгородские ушкуйники при своих военно-торговых походах главное внимание уделяли именно этим двум городам. Судя по свидетельству Никоновской летописи от 1359 года, жукотинские князья не подчинялись булгарскому царю и имели право непосредственно сноситься с Золотой Ордой [4].
Невзирая на временный расцвет болгар и прилегающих к городу территорий с
На территории Чувашской Болгарии (Горная сторона) татаро-кыпчакские воины находились в крепости Таяба и ряде других укреплений (Веда Сувар - Чебоксары). С
Природно-географический фактор позволил части болгар сохраниться в болотах, лесах и оврагах Горной Болгарии. На основе этногенеза болгар и черемис сформировался чувашский народ (
1) болгары-язычники;
2) болгары-мусульмане (приняли татаро-кыпчакский язык, носители Z-языка и отатарились. Часть болгар-мысульман вернулась в язычество);
3) худоболгары-язычники (трансформировались на основе носителей R-языка и язычества в чуваш Горной и Арской стороны);
4) чуваши (
5) Чувашия (
А. П. Смирнов о территории болгарских княжеств (носителей R-языка чувашского типа) пишет, что существовали два княжества Булгарское, на что указывает чеканка там монет. Меньшее значение имело Жукотинокое.
Существование этих двух княжеств, прежде всего, ставит вопрос о занимаемой ими территорий. Относительно территории, принадлежавшей князьям Джукетау, существуют две точки зрения: первая, высказанная С. М. Шпилевским, который включал в состав Жукотина правый берег Камы до рек Кермени и Шумбута включительно, и вторая П. А. Пономарева, относившего к Жукотину только примыкавшее к нему городище по левому берегу Камы. Едва ли последняя точка зрения основательна. Жукотинское княжество, как рисуют его летописи, вовсе не было столь незначительным. Вероятнее всего, упоминаемое городище Джукетау являлось центром восточной части бывшего Булгарского царства.
Точнее определяется территория Булгарского княжества. Оно включало в свой состав западную, южную и северную части прежнего Булгарского царства. Большое значение имела Казань.
Земли Волжско-Камской Булгарии (Болгарии)
Можно отметить, что появление на Горной стороне Веда Сувар по В. Д. Димитриеву, В. Ф. Каховскому, Б. В. Каховскому, Г. И. Тафаеву могло быть в 30-40-х гг. XIII века. После разгрома г. Сувар большая часть его жителей (от 15 до 40 тыс. человек) и окрестных деревень бежали в леса и болота Горной стороны (Горной Болгарии, Чувашской Болгарии).
В годы Казанского ханства от Суры до Свияжска примерно проживало 200 тыс. человек. Особый вопрос по основанию г. Казани (в
Так, например, А. П. Смирнов о рождении г. Казани пишет, что большое значение, которое придавали Казани булгары, вызывалось также и тем, что расположенный вдали, в лесах, этот город мало привлекал внимание русских ушкуйников.
Находка надписи XII века и упоминание казанских булгар русскими летописями в 1157 году указывает на существование булгарских поселений по р. Казанке еще в XII веке. Эта область уже в домонгольскую эпоху стала играть немаловажную роль. Она входила в состав Булгарского княжества, и великий князь булгарский был одновременно и ее князем. Отсюда возникла путаница в терминологии, когда один и тот же князь то выступает от имени булгар, то сталкивается с русским по вопросам казанских земель.
Более поздние летописные данные упоминают Казань под
Это историческое свидетельство признавалось весьма важным, так как здесь впервые упоминается город Казань. Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев полагали временем начала Казани 1376 год. С. М. Шпилевский правильно отметил некоторую несогласованность в этом вопросе летописных сводов. Под тем же годом Воскресенская Летопись, передавая о походе русских князей на Болгар с большими подробностями, чем Никоновская, называет не Казань, а город Болгар: «Тое же зимы посылал князь великий Дмитрей Ивановичь князя Дмитреа Михайловича Волынского ратию на безбожныя Болгары, а князь Дмитрей Константиновичь Суждалский посла сыны своа князя Василиа н князя Ивана, с ними ж боар и воя многи; и приидоша к Болгаром в великое говение марта 16.. Князь же Болгарьский Асан, и Махмат салтан добиста челом великому князю и тестю его князю Дмитрию Констянтиновичю двема тысячма рублев, а ратем их тремя тысячма рублев, а дарагу и таможника посадиша князя великого в Болгарех, и отъидоша прочь, много зла створивше поганым; суды их и села и зимнипи пожгоша, а людей изсекоша». Так же сообщают об этом событии Львовская летопись и источники Татищева.
Несомненно, что в описании данного события речь идет не о Казани, а о Болгаре. Это следует хотя бы из того, что Болгар еще продолжал играть большую роль, он все еще являлся торговым центром, куда сходились все интересы окружающих государств. По сравнению с Болгаром Казань была незначительным городом, и там не было смысла сажать таможенника; и наоборот, были все основания сделать это в Болгарах. Эти соображения заставляют принять точку зрения С. М. Шпилевского.
Но сообщение Никоновской летописи все же нельзя сбросить со счетов. Город Казань и булгары-казанцы не в первый раз упоминаются в этом своде. О казанской земле говорит летописец под 1229 и 1232 голами. Все эти материалы показывают, что город Казань, возникнув в ХII веке, благодаря удобному стратегическому положению быстро развивался и в XIV веке достиг значительного расцвета. Только этим можно объяснить, что Никоновская летопись путает булгар и казанцев. Нельзя согласиться со Шпилевским, который считал, что, так как ни один источник не упоминает о Казани ранее XIV века, то и свидетельство Никоновской летописи не доказывает существования Казани в 1376 году, но оно объясняет только в позднейшем, современном самому летописцу смысле, их город и землю. Однако это те совсем верно. Та же Никоновская летопись, описывая более ранние события, не упоминает о Казани и казанцах. Так, «под 994 годом мы встречаем: «Ходи Володимер на Болгары, и много ратовав их победи». Патриаршая летопись говорит: «На Воложские и Камские Болгары ходив и победи...». Путаница в обозначениях появляется только с XII века, а С. М. Шпилевский отмечает ее лишь с XIII века. Точно так же нет оснований не доверять свидетельству летописца о походах новгородских ушкуйников в 1391 и 1409 гг. на Казань.
О походе 1391 года Никоновская летопись говорит: «Того же лета Новогородцы и Устюжане и прочии к тому съвокупишися, и идоша в насадех и в вушкуех рекою Вяткою на Низ, и взяша Жукотин и Казань н пакы выидоши на Волгу». Считая, что в данном случае слово Казань стоит ошибочно вместо Кашан, Шпилевский пишет: «По точному смыслу этого места летописи выходит, что Казань вместе с Жукотиным были на Каме, потому что ехавшие вниз Вяткою, взявши эти города, из которых о Жукотине известно, что он был на Каме, вышли на Волгу. Это невольно приводит к необходимости под городом, который назван здесь Казанью, искать другой город. Этот горой легко найти в соседстве с Жукотиным, на запад от которого, как было выше объяснено, на Каме стоял г. Кашам, который и должно разуметь здесь вместо Казани. Важным подтверждением этому представляется то, что в двух списках Воскресенской летописи было написано не Казань, а Казнь, только в Карамзинском списке стоит Казань. Невозможно признавать случайностью одинаковую описку, встречающуюся в двух списках. Очевидно, что было написано не Казань, и, может быть, не Казнь, как читает редактор Воскресенской летописи, а Каж, Кать (Кашан)».
Но если отбросить предположение С. М. Шпилевского и взять свидетельство летописи, относясь к нему с доверием, так как нет причин подвергать его сомнению, то получим несколько иную картину. Какие у нас основания искать город, упоминаемый летописью, на Каме рядом с Жукстиньм? В тексте сказано о пути вниз по Вятке, о взятии города Жукотина и Казани (причем летописец ни слова не говорит о месте расположения обоих городов), и затем о выходе на Волгу. Ведь путь ушкуйников мог проходить несколько иначе, чем это рисует С. М. Шпилевский. Спустившись вниз по Вятке, они вышли на Каму, взяли город Жукотин и, пройдя некоторый путь по Каме, направились по р. Меше и ее притокам к Старой Казани и оттуда по Казанке могли выйти на Волгу. Такой путь не противоречит данным летописи и совершенно понятен, так как Казань к концу XIV века достигла большой степени благосостояния и могла представлять интерес для ушкуйников.
Помимо исторических и археологических сведений, дающих безусловное право утверждать заселение района Казанки в ХII веже, мы располагаем еще фольклорным материалом, касающимся основания Казани.
Легенды, посвященные Казани, разноречивы и относят основание города к разному времени. Довольно распространенным вариантом является предание о возникновении Казани на рубеже XIV—XV вв., связывающее это событие с нашествием Тамерлана. Легенда рисует картину, как после семилетней осады город Болгар был взят и его владетель Абдуллах-хан убит, а сыновья его Гадым-бек и Алтун-бек бежали и спаслись в лесу. После этого они направились в Старую Казань. Другая легенда, записанная в казанской истории неизвестного сочинителя, относит основание этого города к более падшему времени — царствованию хана Саина, который долго искал удобного места для построения города и нашел его на Волге, на самой окраине Русской земли. Место это было «зело пренарочито искато пажитно и всякому и всякими земляными Семены родимо и овощмы преизобильно и зверисто и рыбно и всякого угодья житейского полно»...
Взаимная проверка археологических и исторических сведений дает больше оснований доверять второму варианту предания, говорящему о более раннем возникновении города.
Конец XIII — первая половина XIV века были периодом расцвета Золотой Орды. Эпоха ханов Узбека и Джанибека была также периодом спокойного существования Булгарии. Для этого времени мы можем констатировать рост влияния булгар, а завоевателей. Булгары, как ближайшие соседи древней Руси и восточных стран и знакомые с их культурой, способствовали под властью Золотой Орды процессу развития городов и ремесел па территории нижнего Поволжья. Являясь центром караванной торговли, территория Булгарии служила ярмаркой для встречного потока товаров, идущих из Руси, Восточной Европы, с Кавказа, да Персии, Средней Азии, Монголии и Китая [5].
Исследователь отмечает, что булгары оказали влияние на завоевателей края (татаро-кыпчаков). Археологи и историки отмечают, что некоторое «оживление» наблюдалось после разгрома болгарской земли в 40-60-х гг. XIV в. В
Исследователи о тяжелом положении коренного населения и сепаратизме болгар пишут, что бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого мы не умели передать по-латыни, а по-немецки оно называется Ильтис, поляки же и русские называют этого зверя дохорь, и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст того, должен быть отведен к татарам и обращен в их раба…
Баскаков или наместников своих они ставят в землю тех кому позволяют вернуться; как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению, и если люди какого-нибудь города или земли не делаю того, что они хотят, то эти баскаки возражают им, что они не верны татарам и таким образом разрушают их город или землю.
Подобная обстановка не могла содействовать экономическому и культурному развитию страны. Приведенные слова Плано Карпини прекрасно объясняют причину застоя в булгарской деревне.
Если в среднем в каждой деревне проживало от 100 до 200 человек, то сельское население болгарской земли (на
Численность населения Волжской Болгарии до
1. Холокост начался в осени
2. Второй этап Холокосты начался с
· экономический рост болгарских земель;
· сепаратизм болгарской аристократии (исламской и языческой);
· экспансия болгарской власти.
Однако в булгарских княжествах замечаются значительные сдвиги, Несмотря на тяжелые политические условия, к половине XIV века Булгария оправилась, что замечается хотя бы по развитию ремесла. Раскопками последних лет на городище Великие Болгары открыты литейные печи. Это несомненный показатель роста производительных сил Булгарии в половине XIV века.
Эта новая обстановка несомненно повлекла за собой ряд изменений в положении Булгарии. Стало заметным стремление булгарских князей к сепаратизму, к экспансии.
Конец относительного спокойствия Булгарского царства под монгольской властью приходится на время начала смут в Золотой Орде. Как известно, в 1357 году Джанибек был убит в результате дворцового заговора. Его место занял его сын Бердибек, царствование которого продолжалось всего два года, с 1357 по 1359 год. С этого времени и начался период смут в Золотой Орде, когда отдельные эмиры стали править подвластными им территориями совершенно самостоятельно. Так, Хаджичедес завладел окрестностями Астрахани, Урус-хан — своими уделами, Айбек-хан своими. В это время Мамай вступил в Крым, доставил ханом отрока из детей Узбека, по имени Абдуллаха, и двинулся на Сарай.
Булгарские князья не остались в стороне и от дворцовой борьбы, которая велась в Золотой Орде. П. С. Савельев, разбиравший монеты 771 года с именем князя Хасана, битые в Золотой Орде, опираясь на свидетельство русского летописца за 1370 год, отметил, что Хасан присвоил себе титул хана и завладел столицей царства Сараем. Свергнутой Мамаем, посадившим на царство «Мамант-салтана», Хасан снова вернулся в Болгары. Против захватчика Мамай организовал экспедицию. В Воскресенской летописи под 1370 годом сказно: «Мамай посади у себе на царство другого царя Мамант-салтана. А князь Дмитрей Кнастянтиновичь Суждалский посла брата своего князя Бориса и сына своего князя Василия с многими вои, с ними же посол царев Ачнхожа, на Болгарскаго князя Асана; Осан же выела противу их с челобитьем и с многими дары, они же дары поимаша, а на княжении посадиша Салтана Бакова сына и възвратившася в своаси». Однако, через несколько лет мы снова встречаемся в летописях с именами Осана и Махмат-салтана.
Различные летописные своды связывают имена этих князей и с Болгаром. и с Казанью. Вероятнее всего, что эти князья жили в двух городах — в Болгаре и в Казани, и этим объясняется путаница летописных сведений. Осан был в Казани, а Мамант-салтан в Болгаре. Я не думаю, что свергнутый и изгнанный из Сарая князь мог так покойно устроиться в центре Булгарского княжества. Для того, чтобы его сбросить, Золотая Орда обладала достаточной силой, а булгары не располагали даже отрядами, способными прогнать ушкуйников. Об этом времени кратко говорят русские летописи, отмечая: «Замятня велика в орде». В этой «замятне» принимали, ловидимому, какое-то участие и булгары; может быть их стремление к самостоятельности заставило Булак-Тимура напомнить булгарам времена Батыя. В
Относительно имени Булак-Тимура было высказано несколько точек зрения. Так, В. Григорьев признал возможным считать Булак-Тимура сыном Джанибека или каким-нибудь сильным вельможей, пытавшимся взять власть в свои руки. Он известен еще нападением на русских в 1367 году, когда он совершил поход на Нижегородское княжество. Это нападение не сопровождалось разрушением Болгара, хотя несомненно, что город был взят и в какой-то мере пострадал, но у нас нет никаких оснований говорить о полном его разрушении. Значительное число монет 60-х годов свидетельствует об интенсивной жизни Болгара в эту эпоху.
Булгарская экспансия в Заволжье встретилась во второй половине XIV века с наступательным движением русских. В 1360 году новгородцы открыли целую серию походовна Булгарию, чем положили начало планомерному наступлению русских на восток. Походы сопровождались многочисленными набегами ушкуйников: «Взяша Новгородци Жюкотин и много Бесермен посекоша мужий и жен» — так говорится в летописи.
Выше уже было отмечено, что Жукотин представлял собою богатый город. Эти богатства и интересовали новгородских ушуйников. Поход 1360 года представлял простой набег и не сопровождался ни отнятием территории, ни основательным разрушением города. Джукетау вскоре опять отстроился.
Никоновская летопись сообщает об этом походе более подробно, датируя его 1360 годом. «Из Великого Новагорода разбойницы приидоша в Жукотин и множество Татар побита и богатство их взяша, и за то разбойничьство христиане пограблены быша в Болгарех от Татар. Того же лета князи Жуконстии поидоша во Орду ко царю и биша челом царю, дабы царь оборонил себя и их от разбойников, понеже много убийства и грабления от них сотворяшеся беспрестаии. Царь же Хидыр посла трех послов своих на Русь: Уруса, Каирбека, Алтынибея ко князем Русским, чтоб разбойников поймали и к нему прислали. И бысть всем князем съезд на Костроме: князь велики Дмитрей Констаньтиновичь из Володимеря, и брат его старейший, князь велики Андрей Константа-иовичь из Ннжняго Новагорода, и князь Константин Ростовьскнй, н поимаша разбойников и выдаша их всех послом царевым и со всем богатьством их, и тако послаша их во Орду» [6].
Английский историк и социолог А. Дж. Тойнби о ритме распада в условиях надломленной цивилизации пишет, что распад цивилизации, как и рост ее, есть процесс непрерывный и кумулятивный: что у этого процесса есть повторяющийся ритм: что за каждым музыкальным тактом идет следующий такт и что основой чередующегося ритма является Вызов-и-Ответ. Однако в том же самом контексте мы отметили момент различия между ритмом распада и ритмом роста, который - и это совершенно очевидно имеет большое значение.
1) Мы отметили, что «спад» начинается с геноцида – Холокост, который начался с осени
2) С 40 – 60-х гг. XIV в. «оживление» и «сепаратизм», экспансия древнеболгарской цивилизации в условиях ордынской эпохи.
«Оживление – сепаратизм» привело болгар к восстановлению на
«Передышка - оживление» завершилась 60-летней ордынско-болгаро-гражданской войной (1391, 1395 гг. до
Профессор В. Д. Димитриев о болгарском Холокосте пишет, что в 1384-1385 гг. Тохтамыш, выступив против самаркандского правителя Аксак Тимура, занял и ограбил города Азербайджана. В походе, несомненно, участвовали и болгары. В
Хитрый и коварный князь Едигей, искусный интриган, склонял Аксак Тимура к походу против Тохтамыша. В феврале
Основная добыча ордынских войск (1391, 1395 гг.) были захваченные земли Болгарии и Мордовии. Болгары потеряли до 80% населения (II этап болгарской Холокосты).
Болгарское «оживление» обернулось болгарским «сепаратизмом» - языческо-исламской аристократии. Так как при уничтожении г. Болгар Тамерлан обвинил болгар-горожан (
· Передышка 40-60-х гг. XIV в. привела к ускорению смены цивилизации, к усилению раскола общества на языческую и исламскую часть;
· Передышка была формой перегруппировки двух сил: болгаро-языческих и татаро-исламских;
· Передышка оказалась прелюдией катастрофы. II этапа геноцида (после 60-х гг. XIV в. до начала XV вв.)
Передышка оборвалась новой катастрофой в 90-х гг. XIV в.
Новая волна «смуты» длилась до начала XV в. В. Д. Димитриев о новой волне «смуты» отмечает, что летом
Чувашский исследователь о трагических годах болгаро-чувашского народа пишет, что в это время Болгарская земля еще не была полностью опустошена, могла выделить своих воинов в татарское войско по требованию эмиров. В те же месяцы, когда Едигей разорял Подмосковье, некий татарский ханыч (эмир) и «съ нимь мнози Татарове, и Болгарская сила, и Мордва, взяша Новградъ Нижний и пожгоша весь, монастыри и святыа церкви все те огневи предаша, а люди старыа и сущаа младенци иссекоша, а молодиа въ полонъ поведоша». Затем грабители взяли Городец, подожгли его, а жители «побегоша кто куде; они же... всеми путми гонишася въ следъ ихъ, секуще люди акы траву». Обратно шли «воюючи и секучи остатки людей... по лесомъ ищучи людей, и многа люди по лесомъ иссекоша; и оттоле поидоша къ Суре, начаша Суру воевати, Кормышъ пожгоша; погосты и села повоеваша, и все огневи предаша, полонъ аки скот погнаша въ свою землю». Награбленное, конечно, досталось ханычу. Болгары в этом походе участвовали только как подневольные воины.
В следующем году новгородские ушкуйники двумя группами отправились на грабежи. В первой группе 150 ушкуев из Заволочья по Двине вышли на Волгу к Костроме, воюя, взяли Нижний Новгород и двинулись вниз по Волге. Другая группа из 100 ушкуев во главе с Анфалом вышла «задними водами» на Каму. Жукотинские и болгарские князья взяли у Анфала перемирие, дали ему выкуп, но затем «изсекоша» разбойников. Некоторые из них разбежались. Анфала поймали и отправили на расправу в Сарай. Но там его освободили, вероятно, за мзду. В
Последний раз болгарские и жукотинские князья упоминаются в русских летописях в январе 1411г. Они со своими отрядами, вместе с мордовскими князьями, участвовали в сражении в Лыскове между Московским, Ростовским и Ярославским князьями, с одной стороны, Суздальско-Нижегородским князем Данилом Борисовичем, с другой, на стороне последнего. «Бысть межу ими сеча зла, и ту убиень бысть князь Суздальский... и мнози падоша ото обоа страны».
Самым трагичным периодом в жизни оседлого населения
Болгарской земли – болгаро-чувашей были конец XIV в. и первые
два десятилетия XV столетия, до гибели Едигея в 1419 году [8].
500-летний период Волжско-Камской цивилизации был памятен для большей части, оставшихся на родине болгар. Часть ушла в леса Горной и Арской (Удмуртской) земель, часть – до 80% убиты, до 170 городов и городищ, 2000 деревень были разрушены и уничтожены. Население, как жители после разгрома турками Византийской империи в
· Болгарское процветание – 500 лет;
· Византийской процветание – 1500 лет.
После
Обратим внимание на слова В. Д. Димитриева, который пишет, что по данным писцовых переписей Казанского уезда второй половины XVI - начала XVII вв. установлено, что в левобережье появилось около 200 чувашских селений. В Чувашии B XVI-XVII вв. числилось также до 200 материнских селений.Чувашский город Веда-Суар (Вǎта Сǎвар) на месте Чебоксар был основан переселенцами из г. Сувара в конце XIII в. В левобережье возник только г. Казань. Сравнение численности городищ и селищ с количеством основанных болгаро-чувашскими беженцами городов и селений свидетельствует о том, что, даже по самым осторожным подсчетам не менее 4/5 болгаро-чувашского о населения было уничтожено. Это было время величайших трагедий в истории чувашского народа, невиданного геноцида в его отношении. Болгаро-чувашская элита, интеллигенция была в основном уничтожена. Автор «Казанского летописца» пишет, что в Приказанье и Заказанье собрались «худые болгары». Беженцы на новых местах отошли от ислама, поскольку их перебили мусульмане же. Венгерский этнограф и лингвист Д. Месарош, тщательно исследовавший в селениях Среднего Поволжья мифологию и фольклор чувашей, в книге «Памятники старой чувашской веры» в
Улу-Мухаммед с трехтысячным отрядом не мог бы разгромить под Белевым 40-тысячное войско Московского великого князя Василия II, через некоторое время даже взять его в плен. У хана было не менее 40 тысяч татарских воинов. В дальнейшем приток татар в ханство усилился. «Казанский летописец» сообщает: «И начаша збиратися ко царю мнози варвари от различных стран: от Златыя Орды, от Асторохани, и от Азова и от Крыма». Численность татар в крае росла также за счет отатаривания главным образом чувашей, а также марийцев, удмуртов.
Почти 50-летняя война (1361 – 1409 гг.) была беспрецедентной по своему характеру. Война привела к конфликтам и разрушениям, гибели до 80% населения, уничтожению материальных и духовных ценностей. В эти годы чувашское население (худоболгарское) этнопсихологически меняется, оно становится:
1) ленивым;
2) трусливым;
3) завистливым;
4) отсталым;
5) бедным;
6) диким;
7) мстительным;
8) грязным;
9) пьющим.
Русский этнограф В. А. Сбоев (1810 – 1855 гг.) о культуре чувашей писал, что в чувашских языческих поверьях нельзя не различать два слоя, из которых один, первоначальный, довольно чист и мог принять принадлежать народу образованному; другой, наносной, груб и образовался от постоянного погружения народной массы в невежество и грубость.
· Процесс формирования чистого, образованного народа, по нашему мнению, продолжался в течение 500 лет в древнеболгарской цивилизации.
· Процесс постепенного погружения болгарской народной массы в невежество и грубость занял 300 лет (Золотая Орда, Казания).
Чтобы воспитать человечество, приучить его к образованности, чистоте, нравственности, культуре, нежности, любви, трудолюбию, семейности, доброте, жалости и т.п. нужно не менее 500 лет (воспитать «социальное животное» по А. Дж. Тойнби).
Чтобы человек и человечество ушло в варварство, грубость, невежество достаточно и 300 лет. Процесс воспитания занимает большее время, чем процесс деградации.
Феномен болгаро-чувашской цивилизации показывает, что в условиях Холокосты болгарское население превратилось в невежественную и грубую массу (по В. А. Сбоеву).
1) Еврейский Холокост;
2) Болгарский Холокост;
3) Армянский Холокост;
4) Советский Холокост (Сталинский).
Положительные черты болгарской этнопсихологии:
· гостеприимство;
· терпеливость;
· хлебосольность;
· сердечность;
· честность;
· чистоплотность;
· аккуратность;
· трудолюбие;
· взаимоподдержка;
· доброта;
· уважительность.
К сожалению, все перечисленные выше пункты чистого, образованного болгарина в ходе 300-летней ордынской эпохи трансформировались, и болгарин превратился в «худоболгарина» - чуваша.
Выводы
1. Ордынская эпоха для древнеболгарской цивилизации продолжалась и в Казанском ханстве. Процесс смены цивилизации для «худоболгар» ускорился в Казанском ханстве.
2. Опускание чистого, образованного болгарина в варварство, невежество и грубость продолжалось в течение 300 лет.
3. Генетики доказали, что негативные черты человека закладываются в утробе матери, они передаются по наследству. Предрасположенность к плохому: пьянству, грубости, лжи, мстительности, зависти и т.д. передается на уровне генетики «каковы родители таковы и дети». В течении 300-летней ордынской эпохи часть худоболгарцев передавала из поколение в поколение «грязные» черты, которые закреплялись в этнопсихологии.
4. Смена цивилизации не привела к потери болгарами своего тюркского болгаро-чувашского типа (р-языка).
5. Болгаро-чуваши сохранили все хорошие болгарские черты, традиции, обычаи, культуру, музыку, орнамент, руническое письмо, одежду, ремесленные навыки и т.п.
6. В этногенезе чуваш принимали участие несколько этнокомпонентов:
· болгары;
· худоболгары;
· черемисы (предки марийцев);
· русские славяне;
· татаро-кыпчаки (яльчикско-таябинский феномен).
Литература
1. Сафаргалиев, М. Г. Распад Золотой Орды. – Саранск, 1960. – С. 3
2. Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья. – Чебоксары: ЧГУ, 1997. – С. 7-44
3. Смирнов, А. П. Волжские булгары. – М., 1951. – С. 59
4. Смирнов, А. П. Там же. – С. 59-60
5. Смирнов, А. П. Там же. – С. 62-63
6. Смирнов, А. П. Там же. – С. 67-68
7. Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья. – Чебоксары: ЧГУ, 1997. – С. 30
8. Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья. – Чебоксары: ЧГУ, 1997. – С. 34-35
Комментариев нет:
Отправить комментарий