17 марта 2011

Миссианская роль чувашского народа по И.Я.Яковлеву (1848 – 1930 гг.)

Миссианская роль чувашского народа по И.Я.Яковлеву

 (1848 – 1930 гг.)

Просветитель народов Среднего Поволжья И.Я.Яковлев видел в чувашах миссианскую роль  в распространении православия среди татар и башкир. И.Я. Яковлев писал: «Послужите делу христианского просвещения, распространив свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работой на этой обширной ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны  ему; получив из его рук свет веры Христовой»[1].

Почему так считал И.Яковлев?

 Главная причина – это то что «по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские». Просветитель знал о том, что болгары несли цивилизацию народам  Волжско – Камской Болгарии, исследователь Н.И. Ашмарин писал, что чуваши – это римляне  Среднего Поволжья. Таким образом, мессианскую роль болгар отметил русский профессор  И.Н. Смирнов (1856 – 1904), профессор Н.И.Ашмарин. Об этом говорил и И.Я. Яковлев.

Миссионная роль болгар

·        И.Н. Смирнов - цивилизация

·        Н.И. Ашмарин – римляне

·        И.Я.Яковлев – в деле просвещения христианства среди народов Востока.

По И.Я.Яковлеву:

·        Чуваши должны распространять Свет Библии далеко на Восток;

·        Чуваши должны нести свет христианства просвещения среди народов России;

·          Чуваши тюрки, они близкие по языку и духу к татарам, башкирам;

·  Чуваши должны отдать свой долг русским за доброту.

Просветитель писал, что «крепче всего берегите святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания без веры в него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть мздовоздатель  за добро и за зло, что есть высшая правда – есть Божий суд, грозный и праведный»[2].

Почему у чуваш долг перед русскими?

 Он отвечает: «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями и вы приобщитесь к его светлому  и грядущему величию. 

Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу.

Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее и она будет вам матерью»[3].

Долг чувашей русским:

·  Принял вас в свою семью;

·  Чуваши братья (христиане);

·  Не обидел и не унизил чуваш;

·  Русские не обидели чуваш в прошлом (до ХVIв), он не обидит вас и в будущем (после принятия чуваш в свою семью).

Нужно платить по долгам и чувашский народ став христианами, к сожалению, не принял миссианскую роль ( по И.Я. Яковлеву)

В деле христианского просвещения судьба у чуваш оказалась другой. Чувашский народ занялся «самоедством» и погряз в зависти, мстительности и ненависти друг к другу.

Просветитель в своем «Завещании» о «самоедстве» чуваш писал: «среди чуваш нередко случаются непристойные дела. Это я наблюдал не раз. Так, если из чуваш кто – либо начинает выходить вперед, другие ему подставляют ноги, закрывают дорогу». К сожалению, вся история чувашского народа с середины ХVIIIв. тому подтверждение.

Только за 15 – 20 последних лет в Чувашской республике наметились негативные процессы:

·                        Падение рождаемости;

·                         Падение нравственности (табакокурение, алкоголизм, воровство, самоубийство и т.д.);

·                         Депатриотизация;

·                         Падение пристижа  чувашского языка и культуры;

·                         Нигилизация истории;

·                         Падение цивилизационного  самосознания.

Таким образом, о миссианской роли чуваш в деле распространения христианства в Среднем Поволжье и среди народов Востока не оправдалось. К сожалению, просветитель зря надеялся на своих православных чувашей. Неверие в свое хорошее будущее захлестнуло чуваш в начале  ХХI в. Почему? Главная причина – это изъятие болгаро – чувашской истории  (истории Волжско – Камской цивилизации)  татарами. Для чуваш  остались хунну, гунны, веда, хазары, но не цивилизация Волжской Болгарии. Как заявляют некоторые чувашские историки  «цивилизация была только у русских и татар), другие добавляют «болгары сами по себе, а чуваши сами по себе».   

В июне 2010 г. была ликвидирована кафедра региональной истории (в ЧГПУ). Таким образом, вместо того, чтобы консолидироваться, мы ускорили процессы раскола-распада духовного мира чувашского народа. Этими действиями был закреплен курс на депатриотизацию, деисторизацию  чувашского народа. С этими процессами связан «этнополитический разброс кто мы чуваши».

Например, в Чувашской республике в 2010 году стали распространяться листовки следующего содержания:

МЫ СУВАРЫ!

Общеизвестно, что в недалеком прошлом были известны народности, племена, обитающие на Среднем Поволжье: болгары/булгары, буртасы, мокша, эрзя, сувары/савиры, черемисы, славяне, вятичи, вотяки, татары и др. А к этнониму «татары» причислялись не столько по племенным признакам, а по образу жизни, характеру, воинству. Среди них нигде ни разу не упоминаются «чуваши», во всяком случае, до появления войск Ивана Грозного в этих краях.

Ученые из соседних народов, в основном признают, сто «суваро – болгары – это нынешние чуваши, сувары - предки чувашей», но не могут объяснить причину возникновения слово «чуваш». Это говорит о том, что к племени сувар каким – то образом прилипло новое название «чуваш», вытеснив родовое.

Но словарист Владимир Даль, утверждает, что слово «чуваш» является бранным словом: чуваша – чушки – свиньи…  Хотя и у русских эта скотина не в редкость…

Допускаю, что кто – то из высокомерных татар, окрестил бранным словом «чуваша» из своего лексикона какого – то грязного отребья из суварского племени (а у каких племен таких не было?), а другие писцы это подхватили продолжили всех сувар так, понаслышке называть. Они, возможно думали, что действительно этих инородцев зовут «чувашами». Ведь тогда ни у кого паспортов не было, словарей не было, как услышали, так и передали по «испорченному радио». В ту пору так привычно было по любому поводу принизить «инородцев», чужаков.

Возможно, таким образом и прилипло в ХVI веке это бранное прозвище «чуваш» к суварам. Не в суд же подавать было «за оскорбление чести и достоинства»? Да и какая, в принципе, разница, если не понимающие чужого языка инородцы не находили в этом какого – то оскорбления, как говорится , хоть горшком назови…

Известно так же, что слово «чуваши» не являлось этнонимом. А служило собирательным понятием язычников, ясачных людей, то есть налогоплательщиков (позиция татарских исследователей).

Но, с течением времени, появлением понимания значения созвучных инородцев, русских слов, у чуваш возникла осознанная реакция на это слово, означающее брань, осмеяние, унижение человека. Ладно – бы, если они не общались с теми, с «нечувашами», то и знать не знали – бы этого унизительного значения! Жили бы да не тужили.

Но! Но мы, зная и улавливая оскорбительную интональность этого слова, поневоле реагируем отрицательно. Стыдливо сдерживая свое возмущение, как – бы пламенно не призывали нас поэты гордиться своим прозвищем!

И зачем мне это далее терпеть? Многие чуваши не терпят этого, своеобразно бастуя, скрывая свою национальность. Притираясь к русским, татарам… Они по сути поневоле предают мать, отца, их древний язык, разрубая родовую связь с корнями суваро – Болгар, отрекаясь от породившего его мира, лишаясь веры, любви, традиций.

Мы не предавали родителей – не забыли родной язык.

Но нас предают наши дети, отказываясь от родного языка. Таким образом, не только вырождается древнее племя, древняя нация «сувар», а наши дети превратятся в безродных … инородцев. В этой беде и наша вина, наше молчание, бездействие.

Благодарим непокорных чувашей, сохранивших язык сувар. И мы обязаны сохранить язык сувар и будем говорить на родном суварском, называемым сегодня «чувашским».

Я не хочу, чтобы меня предавали мои дети, они этого не желают – мы все этого не хотим!

Мы должны вспомнить, изучать, исследовать свое древнее происхождение из племени суваро – булгар, которые жили вместе, рядом с русскими, мордвой, удмуртами, марийцами, татарами, по - соседски с нами, суварами.

Черемисы давно вернули себе древнее «мари», в Удмуртии «бесермяне» вернули свое исконное название…

Мв, сувары, выдержали, прошли вековые издевки, и даже слово «чуваш» заставили звучать гордо и достойно! Однако шрам в наших душах, все еще останется, пока мы сами не пересилим себя, не избавим себя окончательно от унизительной смиренности, Дети наши не хотят идти по жизни с этой душевной меткой «чуваш», мы должны избавить их от этого комплекса неполноценности, дать им мощную, объединяющую всех нас национальную идею, второе дыхание.

Они имеют право, должны шагать по своей земле с чистой душой древнего гордого Сувара, вдохновляясь на Великие дела!

Скоро перепись населения. Это прекрасная возможность признать нас суварами официально. Признать себя! Называйтесь суваром и вы останетесь, станете суваром! Наше древо жизни укрепится мощным корнем древнего народа!

Пришла пора соединить древнее с сегодняшним, ради будущего.

Разговаривайте на родном, суварском языке!

Сохраним себя. Я тоже сувар, мои дети сувары, а не чуваши!

Думающие, деловые, смелые, сильные, станьте СУВАРАМИ!

 

Одни предлагают вариант сувары, вторые (москвичи) - булгары (болгары).

МЫ БУЛГАРЫ!

Уважаемые соотечественники, извещаем Вас что Приказом  Федеральной службы государственной статистики (Росстата) №74 от 27 января 2010г., национальность БУЛГАРЫ  включена в перечень национальностей для официального опубликования данных Всероссийской переписи населения в октябре 2010г. Всем желающим записать себя булгарами предоставлены 15 кодов с наименованием булгары. Просим указывать свою национальность правильно из перечня национальностей с названием булгары (болгары).

 Наименования: булгары № кода 1595 или болгары (с языком чувашским) № кода 649, а также включены: болгары (с любым языком, кроме татарского и чувашского) № 70, болгары (с языком татарским) №648, волжские булгары №655, болгары волжско – камские №656 и т.д. Согласно общему мнению ученых Российской Академии наук мы имеем полное право именовать себя булгарами. Ниже мы  приводим краткую малоизвещаемую до недавних времен официальную информацию о БУЛГАРАХ из Российского Энциклопедического Словаря, официального издания Российской Академии наук:

БУЛГАРЫ ВОЛЖСКО – КАМСКИЕ (волжско- камские болгары), тюркоязычный народ, кочевавший в Приазовье до 7 века, затем переселились в Среднее Поволжье. В 7-15 веках основное население Волжской Булгарии. Их потомки – чуваши, казанские татары.

БУЛГАРИЯ (Болгария) ВОЛЖСКО – КАМСКАЯ, государство булгар волжско-камских, в Ср. Поволжье до нач. 15 в. (совр. Территория Чувашии (полностью) и Татарстана находились в составе Булгарии). Торговля с арабами, Византией, восточными славянами и др. Военное и торговое сотрудничество с Киевской Русью, с 1223 по 1431г. отражала натиски монголо- татарских войск направленные и на русские ина западные государства.

«Протоболгары (от греч. Protos – первый ), народ тюркского происхождения. В 4 веке жили в степях Юго-Вост. Европы (Приазовье). Создали государство известное в истории как ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ. Во 2-й пол.7века часть протоболгар продвинулось в район Камы и Ср. Волги (волжско-камские булгары), другая часть ушла за Дунай». Протоболгары входили в союз и играли в нем главенствующую роль. Византийские и др. источники вплоть до 7 века приазовских булгар именовали гуннами.

«ГУННЫ, (хунны) кочевой народ, сложился во2-4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х годов 4 в.) дало толчок т. Н. Великому переселению народов. Подчинив ряд германских других племен, возглавили мощный союз народов, предпринимавший опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества достигли при Аттиле. Продвижение гуннов на запад было остановлено их военным поражением на Каталаунских полях(451г. близ г. Труа, совр. Франция). ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ (ЭТНИЧЕСКОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ В Европе в 4-7 вв), началось с 370-х гг., когда из Приуралья двумя потоками двинулись гунны. Около 370 г. они перешли Волгу и обрушились на германские племена живших в Северном Причерноморье.

БУЛГАРСКАЯ группа языков, включает: древнебулгарский, хазарский, чувашский языки. Относится к западно-хуннской ветви тюркских языков.

Зачем нам нужно именовать себя булгарами? На самом деле мы не меняем название народа. Мы лишь возвращаем  официальное историческое имя. Под именем БУЛГАРЫ наш народ был известен в мировой истории более тысячу лет, с 4 по 16 вв. Чувашский (на самом деле булгарский) язык по мнению ученых, отличается от других родственных языков особой архаичностью (древностью). Название «чуваш» возникло в истории в начале XVI века (известно с 1521 г.) и не раскрывает историческую правду и историческую сущность нашего народа (с 1508 г.).

По И.Я.Яковлеву мессианская роль чуваш – это христианское просвещение народов Востока – татар, башкир, калмыков, якутов и других.

По Михаилу Сеспелю (1899-1922) роль чуваша «в освобождении от цепей», забитость чуваш должны отбросить. М.Сеспель родился 16 ноября  1899 в д. Шугурово Цивильского уезда, умер 15 июня 1922 около г. Остер (Украина).

В произведении  «К морю»   М.Сеспель воспевает:

·  Свободу:

·  Бесконечность;

·  Силу;

·  Жизнь;

·  Непокорность;

·  Чуваш должен быть свободным – он должен как море бушевать;

·   сгинь смиренье чуваша!

 

Море без конца и края.

Чернь и зелень, перекат!

Взвой, фонтанами играя,

Смело бейся в берега!

Люб душе огненнокрылой

Гул борьбы – шуми, вскипай!

Дай порадоваться силой

Ей, зовущей в новый край!

 

Море,море, всей громадой

За волной бросай волну

С гневом, блеском, светом ада –

На утесы, в вышину!

Зло, раскатисто на кручи

За волной волну бросай,

 

Голосом борьбы могучим

В небе тучи сотрясай!

Так ударом буйной зыби

Берег каменный встряхни.

Чтобы не сдержались глыбы,

Чтобы в пляс пошли они!

 

Море, море, пред тобою –

Новых чувашей поэт.

Душу истоптав, былое

В ней оставило свой след:

Песни горя и унынья

Там лежат на самом дне.

Море, море, песней ныне

Помоги кипучей мне –

Навсегда с души поэта

Смой ты немочь прошлых дней,

Кровь очисти песней этой,

Мощь и храбрость в сердце влей!

До краев наполни силой,

Дай геройства своего!

Чтоб о новом мире пел он,

Увлеченный новым днем!

Пусть борьбы святое дело

Солнцем сердца будет в нем!

Пусть он рубит лес и пашет,

Косит сено, холит скот,

Пусть, как все, на свадьбе пляшет

И смеется, и поет!

 

Море, море, если все же

Он уедет от зыбей

В край, что с детства все дороже,

В край, свободный от цепей,

Пусть ликуя, громогласный,

Чувашей он призовет

Новый мир любить прекрасный,

Солнце новой жизни ясной,

Века нового приход!

Глянь героем, люд забитый,

Сгинь смиренье чуваша!

Гордо в новый путь лети ты.

Крепкокрылая душа!

 

Море, море, всей громадой

Ввысь взметая глубину,

Раздробляя глыбы, падай,

За волной бросай волну!

Ты взыграй, вздымая волны

Сильные, как голос твой,

 Берег сотрясай безмолвный,

Грохочи, реви и вой!

Пламенной наполнив силой.

 

Задачу, которую поставил И.Я.Яковлев перед чувашами, к сожалению в плане миссионерства завершилась только христианизацией чуваш. Задачу, которую поставил М.Сеспель, «сгинь смиренье чуваша», обернулось марксистко-ленинской мессией и отрицанием христианства. Десятки миллионов советских людей было уничтожено в угоду построения коммунистической цивилизации.

 

Выводы

1.                      В конце ХХ – начале ХХI века произошло резкое падение рождаемости чуваш;

2.                      В условиях нигилизации среди чуваш закрепились тенденции самоедства, ненависти, мстительности, зависти и уничтожения;

3.                      Говорить о христианской миссианской роли чуваш (по И.Я.Яковлеву) в условиях ХХI в просто смешно. Такую роль в истории болгаро-чуваш  внес в XIII в. (Авраамий Болгарский, убит 1229г.)

4.                      Всероссийская перепись населения, которая прошла в октябре 2010г. показала, что ассимизация чуваш, мордвы, марийцев, коми, удмуртов ускоряется.

5.                      Численность чуваш по новой переписи может составить 1 млн. 300 тыс. человек (по данным 2002 г. чуваш в России было 1,660 тыс. человек и чуваши оказались по численности на рубеже 70-80гг. ХХв.)

 Литература

1.Чувашская литература. Хрестоматия для 10 кл. – Чебоксары, 2007. - С. 67-68.

2. Чувашская литература. Хрестоматия для 10 кл. – Чебоксары, 2007. - С.66.

3.  Чувашская литература. Хрестоматия для 10 кл. – Чебоксары, 2007 - С.67.

Комментариев нет: