17 марта 2011

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.

 

Цивилизационный подход в истории, культурологии, литературе, экономике, социологии России в начале ΧΧΙ в. нашло широкое применение.

Наследие Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, Л.Н.Гумилева, А.Дж.Тойнби, С.П.Хантингтона получили широкое осмысление в трудах российских ученых, цивилизационный подход в истории Чувашии стал применяется в начале ΧΧI в. Первым был русский профессор , доктор истории И.Н.Смирнов (1856 – 1904 гг.). Он предложил понятие «болгарская цивилизация» «цивилизации Среднего Поволжья». Циклы развития использовали чувашские исследователи Г.И.Комиссаров, Н.В.Никольский, И.Д.Кузнецов.

Ныне живущий профессор В.Д.Димитриев в дискуссиях с автором этих строк так же стал обращать серьезное внимание на цивилизационный подход. Так, например, 25 мая 2010 г. на республиканском круглом столе «Чувашия – субъект российской цивилизации» он выступил с докладом «Вхождение Чувашии в состав российской цивилизации», где отметил о вкладе Н.Я.Данилевского , А.Дж.Тойнби, И.Н. Смирнова, Г.И.Тафаева в разработку цивилизационного подхода в истории.

Я предлагаю следующие циклы развития для древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации:

·        Алтайская эпоха;

·        Северо-Кавказкая;

·        Волжско-Камская;

·        Ордынскя эпоха;

·        Российская.

Английский историк А.Дж.Тойнби в циклическом пути развития цивилизаций видел:

·        Генезис;

·        Рост;

·        Надлом;

·        Распад.

Мы предлагаем и трансформационные циклы развития, которые происходят по направлениям:

·        Военно – политическое;

·        Социально – экономическое;

·        Антропологическое;

·        Территориальное;

·        Этнокультурное;

·        Этноязыковое;

·        Религиозные;

·        Этнопсихологическое.

 

Для древнечувашской цивилизации характерны циклы:

·        Генезис ( Азия );

·        Смешение ( Северный Кавказ );

·        Рост – расцвет ( Волжско – Камская, Болгария );

·        Надлом ( Золотая Орда и Казанское ханство );

·        Распад ( Казания ).

Болгаро – чувашская литература также вписывается в цивилизационные циклы развития древнеболгарской и новочувашской ( национально – региональной ) цивилизации.

1.      Алтайская трансформационная эпоха:

·        Устное народное творчество;

·        Эпос об Улыпе;

·        Легенды о Тоумане и его сыне ( Модэ );

·        «Земля основа государства » (Модэ)

2.      Северо – Кавказская эпоха:

·        Устное народное творчество;

·        Эпос об Улыпе;

·        Легенда об Аттиле;

·        Легенда о Кубрате, Органе, Алп-Илитвере, княжне Боарикс [1]

·         Легенда о переселение на Среднюю Волгу ( «Мост Азамата»)

3.      Волжско – Камская эпоха.

·         Устное народное творчество:

·         Земля Улыпа;

·         Гора Чабырли;

·         Богатырь- Чемень;[ 2]

·         Формируются сказки, заговоры, заклинания, народные песни, пословицы и поговорки.

4.      Ордынская эпоха:

·        Устное народное творчество;

·        Исторические предания о разгроме Пюлер, Болгар, Сувар;

·        Последний тархан и т.д. [3]

5.      Российская эпоха ( сер.ΧVΙ в.)

·        Устное народное творчество;

·        Кондрат – богатырь;

·        Степан Разин;

·        Емельян Пугачев;

·        Топпай Ӗсмӗл (Йюмзя Топай) [4]

Наиболее ценными для преподавателей,студентов, школьниов Чувашской Республики являются исследования В.Д. Димитриева Чувашские исторические предания [5], Халӑх эпосе, Истории халапӗсем,Чувашская литература: Хрестоматия для 10 и 11 классов, Улып.

Представленные легенды, эпосы, первые литературные произведения вписываются в цивилизационные циклы:

·         Генезис (Алтайская эпоха);

·         Смешение (Великая Болгария, Сувария);

·         Рост ( Волжско-Камская эпоха, Волжская Болгария);

·         Надлом (Золотая Орда);

·         Распад (Казанское ханство). Золотая Орда и Казанское ханство мы отнесли к Ордынской эпохе древнечувашской цивилизации.

Трансформация смена цивилизации (российская эпоха). Первые письменные образцы ( литературные отрывки )мы можем ( по В.Д.Димитреву) отнести к арабским рассказам времен Волжско – Камской Болгарии ( Ибн-Фадлан и т.д). Г.Ф.Юмарт также считает, что первые письменные произведения можно отнести к российским летописным сводом, арабско- пересидским авторам [6].

В.Н Пушкин автор-составитель хрестоматии для 10,11 классов, не использовал понятие «цивилизационные циклы», но составил хрестоматию по историко-литературным циклам:

·        Устное народное творчество;

·        Легенда об Улыпе;

·        Гора Чабырли;

·        Мост Азамата;

·        Чемень;

·        Лунная девушка;

·        Народные заговоры, заклинания, народные песни.

Позиция В.Н Пушкина ясна, он, верно, относит все фольклорные (народное творчество) произведения к дописьменной истории болгаро-чуваш. Талантливый исследователь и литературный критик В.Н Пушкин в предисловии к хрестоматии писал: «Вы приступаете к изучению нового предмета – «Чувашская литература». До сих пор вы знакомились с чувашским языком – одним из древнейших в семье тюркских языков. Новый предмет является продолжением дисциплины «Чувашский язык» и тесно связан с «Культурой родного края».

В хрестоматию включены отрывки из наиболее значительных произведений известных чувашских писателей. Она предусматривает изучение чувашской литературы на основе исторического подхода и в кокой – то степени охватывает все основные этапы ее развития. Из-за отсутствия переводов на русский язык в хрестоматию не включены памятники древней тюрской  письменности, средневековой булгарской культуры, старописьменной литературы. Большое внимание уделено произведениям ΧVΙΙΙ и ΧΙΧ веков, а основной базой изучения чувашской словесности является литература ΧΧ века.» [7]

Далее литератор дает историко-литературную хронологию:

1.      Первые образцы литературных произведений;

2.      Ранняя чувашская литература;

3.      Новописьменная литература;

4.      Литература перв. пол. ΧΧ в;

5.      Литература второй половине ΧΧ в;

6.      В хрестоматию для 11 класса включена литература конца ΧΧ в. начала ΧΧΙ вв.

Началом истории является устное народное творчество (по А.Дж.Тойнби «Героические века»).Письменный период начинается с вхождения Чувашии входе национально - освободительной войны (1546-1552 гг.) в состав российской цивилизации.

По В.Н Пушкину начало этому процессу (в литературе) положил Ермей Рожанский, в ранней Н.Я Бичурин, новописьменный И.Я Яковлев, в литературе ΧΧ в.  К.Иванов, М.Сеспель, П.Хузангай, Я.Ухсай, Х.Уяр, К.Турхан, В.Митта, Г.Волков, Р.Сарби, Б.Чиндыков, и т.д.

В условиях российской эпохи новочувашская ( национально-региональная) литература не только сформировалась, но и объединила чувашский народ, сохранила болгаро-чувашское самосознание.

Цивилизационные циклы

Цивилизационный символ

1.

Алтайская, трансформационная эпоха, Империи хунну

Религиозно-тотемные символы, легенда об Улыпе, легенда о Модэ.

2.

Северо-Кавказкая эпоха, империя Аттилы, Великая Болгария, Хазарский каганат, Суварское царство в составе Хазарии.

Религиозно-тотемные символы, эпос об Улыпе, о Кубрате, Органе, о крещении Кубрата, Алп-Илитвере и его крещении. Символы барс, лань, волк, бык и т.д.

3.

Волжско-Камская эпоха, Волжская Болгария.

Легенда об Улыпе,  о разгроме татарами Болгар, Сувар, Биляр.

4.

Золотая Орда, Казания.

Легенда об Улыпе, о последнем царе, Тархане, о Валем Хуςа и т.д.

 

 

 

        Цивилизационные символы чувашских писателей и поэтов.

1.      Российская эпоха (с сер. ΧVΙ в.)

·        Язычество ( Е.Рожанский);

·        Черная работа (Хведи Чуваш);

·        Переселение ( Н.Я.Бичурин);

·        Мы чуваши посещаем Киремети (М.Федоров);

·        Прощай, страна моих отцов ( С.Михайлов);

·        Помогать бедным и обездоленным сородичам ( И.Я.Яковлев );

·        Помолюсь – авось поможет ( М.Федоров);

·        Умирать пока не собираемся (Ф.Павлов);

·        Трудись, не пьянствуй (М.Акимов)

·        Нет сильнее человека. В целом мире никого ( К.Иванов);

·         Край мой, распят (М.Сеспель);

·        Я верю, придешь ты в мир, придешь чуваш! (М.Сеспель);

·        Честь рода соблюдай, не позволяй чужим ногам топтать землю под священным деревом (М.Юман);

·        Я живу в России (П.Хузангай);

·        Меня татарином считают (Я.Ухсай);

·        Люди ненавидят друг друга …Злоба, зависть, раздоры…(Х.Уяр);

·        Переход чувашей в мусульманство. (К.Турхан);

·        На далекой чужбине (А.Артемьев);

·        Зов сердца (М.Ильбеков);

·        Терпи (А.Воробьев);

·        Зов родины ( Г.Волков);

·        Наступила весна (М.Юхма);

·        Страданье (Г.Айги);

·        Колесо судьбы сменить нельзя (Н.Теветкель);

·        Как славный Улып ( Н.Исмыков);

·        Родимый дом, родное слово (П.Эйзин);

·        Нету замене родне (П.Яккусем);

·        Родина моя…Да-да,чувашка я! (Р.Сарби);

·        Нынче крайних ищут ( А.Смолин);

·        Душу страхом ты томишь (Б.Чиндыков);

·        Плач (А.Сидоров);

2.      Цивилизационные символы российской эпохи (1551-1917гг.):

·        Язычество;

·        Переселение;

·        Труд;

·        Край распят;

3.      Советская эпоха российская цивализации (1917-1991 гг.):

·        Я верю;

·        Человек;

·        Помощь чувашу;

·        Честь рода;

·        Живу в России;

·        Воля-свобода;

·        Терпение;

·        Страдание;

4.      Современная российская эпоха (с концаΧΧ-нач.ΧΧΙ вв.)

·        Наступила весна (Юхма Мишши);

·        Пермены (Г.Айги).

   

 Вывод

·        Каждый цикл развития имеет свои цивилизационные символы;

·        Алтайская - войны;

·        Северо - Кавказская – переселение;

·        Волжско - Камская – «Золотой век»;

·        Ордынская – геноцид, войны, терпение, исламизация;

·        Российская – труд, воля, терпение, злоба, ненависть;

·        Российская после 1992 г. – наступила весна (Юхма Мишши).

Закрепляются символы капиталистической системы:

·        Я, работодатель, тот кто против меня, «я всех уволю»;

·        А кто что-либо имеет против меня, «то тем дам в руку метлу и будете подметать улицу».

Символы капитализма:

·         Я работодатель;

·         Я уволю;

·         Я заставлю;

·         Кто богатый, тот человек.

 

Литература

1. История халапӗсем – Шупашкар, 2007. – С. 17- 26.

2. См.: там же – С. 26 - 67.

3. См.: там же – С. 68 - 160.

4. См.: там же – С. 275.

5. В.Д.Димитриев - Чувашские исторические предания. Очерки истории чувашского народа с древнейших времен до сер. ΧΙΧ в. - Чебоксары, 1993.

6. Чӑвӑш халӑх пултарулӑхе. Халӑх эпосӗ. - Шупашкар, 2004. - 382 с.                 

7. Чувашская литература: Хрестоматия для 10 класса.–Чебоксары,2007.–С. 3.

Комментариев нет: