ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Цивилизационный подход в истории, культурологии, литературе, экономике, социологии России в начале ΧΧΙ в. нашло широкое применение.
Наследие Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, Л.Н.Гумилева, А.Дж.Тойнби, С.П.Хантингтона получили широкое осмысление в трудах российских ученых, цивилизационный подход в истории Чувашии стал применяется в начале ΧΧI в. Первым был русский профессор , доктор истории И.Н.Смирнов (1856 – 1904 гг.). Он предложил понятие «болгарская цивилизация» «цивилизации Среднего Поволжья». Циклы развития использовали чувашские исследователи Г.И.Комиссаров, Н.В.Никольский, И.Д.Кузнецов.
Ныне живущий профессор В.Д.Димитриев в дискуссиях с автором этих строк так же стал обращать серьезное внимание на цивилизационный подход. Так, например, 25 мая
Я предлагаю следующие циклы развития для древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации:
· Алтайская эпоха;
· Северо-Кавказкая;
· Волжско-Камская;
· Ордынскя эпоха;
· Российская.
Английский историк А.Дж.Тойнби в циклическом пути развития цивилизаций видел:
· Генезис;
· Рост;
· Надлом;
· Распад.
Мы предлагаем и трансформационные циклы развития, которые происходят по направлениям:
· Военно – политическое;
· Социально – экономическое;
· Антропологическое;
· Территориальное;
· Этнокультурное;
· Этноязыковое;
· Религиозные;
· Этнопсихологическое.
Для древнечувашской цивилизации характерны циклы:
· Генезис ( Азия );
· Смешение ( Северный Кавказ );
· Рост – расцвет ( Волжско – Камская, Болгария );
· Надлом ( Золотая Орда и Казанское ханство );
· Распад ( Казания ).
Болгаро – чувашская литература также вписывается в цивилизационные циклы развития древнеболгарской и новочувашской ( национально – региональной ) цивилизации.
1. Алтайская трансформационная эпоха:
· Устное народное творчество;
· Эпос об Улыпе;
· Легенды о Тоумане и его сыне ( Модэ );
· «Земля основа государства » (Модэ)
· Устное народное творчество;
· Эпос об Улыпе;
· Легенда об Аттиле;
· Легенда о Кубрате, Органе, Алп-Илитвере, княжне Боарикс [1]
· Легенда о переселение на Среднюю Волгу ( «Мост Азамата»)
· Устное народное творчество:
· Земля Улыпа;
· Гора Чабырли;
· Богатырь- Чемень;[ 2]
· Формируются сказки, заговоры, заклинания, народные песни, пословицы и поговорки.
· Устное народное творчество;
· Исторические предания о разгроме Пюлер, Болгар, Сувар;
· Последний тархан и т.д. [3]
5. Российская эпоха ( сер.ΧVΙ в.)
· Устное народное творчество;
· Кондрат – богатырь;
· Степан Разин;
· Емельян Пугачев;
· Топпай Ӗсмӗл (Йюмзя Топай) [4]
Наиболее ценными для преподавателей,студентов, школьниов Чувашской Республики являются исследования В.Д. Димитриева Чувашские исторические предания [5], Халӑх эпосе, Истории халапӗсем,Чувашская литература: Хрестоматия для 10 и 11 классов, Улып.
Представленные легенды, эпосы, первые литературные произведения вписываются в цивилизационные циклы:
· Генезис (Алтайская эпоха);
· Смешение (Великая Болгария, Сувария);
· Рост ( Волжско-Камская эпоха, Волжская Болгария);
· Надлом (Золотая Орда);
· Распад (Казанское ханство). Золотая Орда и Казанское ханство мы отнесли к Ордынской эпохе древнечувашской цивилизации.
Трансформация смена цивилизации (российская эпоха). Первые письменные образцы ( литературные отрывки )мы можем ( по В.Д.Димитреву) отнести к арабским рассказам времен Волжско – Камской Болгарии ( Ибн-Фадлан и т.д). Г.Ф.Юмарт также считает, что первые письменные произведения можно отнести к российским летописным сводом, арабско- пересидским авторам [6].
В.Н Пушкин автор-составитель хрестоматии для 10,11 классов, не использовал понятие «цивилизационные циклы», но составил хрестоматию по историко-литературным циклам:
· Устное народное творчество;
· Легенда об Улыпе;
· Гора Чабырли;
· Мост Азамата;
· Чемень;
· Лунная девушка;
· Народные заговоры, заклинания, народные песни.
Позиция В.Н Пушкина ясна, он, верно, относит все фольклорные (народное творчество) произведения к дописьменной истории болгаро-чуваш. Талантливый исследователь и литературный критик В.Н Пушкин в предисловии к хрестоматии писал: «Вы приступаете к изучению нового предмета – «Чувашская литература». До сих пор вы знакомились с чувашским языком – одним из древнейших в семье тюркских языков. Новый предмет является продолжением дисциплины «Чувашский язык» и тесно связан с «Культурой родного края».
В хрестоматию включены отрывки из наиболее значительных произведений известных чувашских писателей. Она предусматривает изучение чувашской литературы на основе исторического подхода и в кокой – то степени охватывает все основные этапы ее развития. Из-за отсутствия переводов на русский язык в хрестоматию не включены памятники древней тюрской письменности, средневековой булгарской культуры, старописьменной литературы. Большое внимание уделено произведениям ΧVΙΙΙ и ΧΙΧ веков, а основной базой изучения чувашской словесности является литература ΧΧ века.» [7]
Далее литератор дает историко-литературную хронологию:
1. Первые образцы литературных произведений;
2. Ранняя чувашская литература;
3. Новописьменная литература;
4. Литература перв. пол. ΧΧ в;
5. Литература второй половине ΧΧ в;
6. В хрестоматию для 11 класса включена литература конца ΧΧ в. начала ΧΧΙ вв.
Началом истории является устное народное творчество (по А.Дж.Тойнби «Героические века»).Письменный период начинается с вхождения Чувашии входе национально - освободительной войны (1546-1552 гг.) в состав российской цивилизации.
По В.Н Пушкину начало этому процессу (в литературе) положил Ермей Рожанский, в ранней Н.Я Бичурин, новописьменный И.Я Яковлев, в литературе ΧΧ в. К.Иванов, М.Сеспель, П.Хузангай, Я.Ухсай, Х.Уяр, К.Турхан, В.Митта, Г.Волков, Р.Сарби, Б.Чиндыков, и т.д.
В условиях российской эпохи новочувашская ( национально-региональная) литература не только сформировалась, но и объединила чувашский народ, сохранила болгаро-чувашское самосознание.
№ | Цивилизационные циклы | Цивилизационный символ |
1. | Алтайская, трансформационная эпоха, Империи хунну | Религиозно-тотемные символы, легенда об Улыпе, легенда о Модэ. |
2. | Северо-Кавказкая эпоха, империя Аттилы, Великая Болгария, Хазарский каганат, Суварское царство в составе Хазарии. | Религиозно-тотемные символы, эпос об Улыпе, о Кубрате, Органе, о крещении Кубрата, Алп-Илитвере и его крещении. Символы барс, лань, волк, бык и т.д. |
3. | Волжско-Камская эпоха, Волжская Болгария. | Легенда об Улыпе, о разгроме татарами Болгар, Сувар, Биляр. |
4. | Золотая Орда, Казания. | Легенда об Улыпе, о последнем царе, Тархане, о Валем Хуςа и т.д. |
Цивилизационные символы чувашских писателей и поэтов.
1. Российская эпоха (с сер. ΧVΙ в.)
· Язычество ( Е.Рожанский);
· Черная работа (Хведи Чуваш);
· Переселение ( Н.Я.Бичурин);
· Мы чуваши посещаем Киремети (М.Федоров);
· Прощай, страна моих отцов ( С.Михайлов);
· Помогать бедным и обездоленным сородичам ( И.Я.Яковлев );
· Помолюсь – авось поможет ( М.Федоров);
· Умирать пока не собираемся (Ф.Павлов);
· Трудись, не пьянствуй (М.Акимов)
· Нет сильнее человека. В целом мире никого ( К.Иванов);
· Край мой, распят (М.Сеспель);
· Я верю, придешь ты в мир, придешь чуваш! (М.Сеспель);
· Честь рода соблюдай, не позволяй чужим ногам топтать землю под священным деревом (М.Юман);
· Я живу в России (П.Хузангай);
· Меня татарином считают (Я.Ухсай);
· Люди ненавидят друг друга …Злоба, зависть, раздоры…(Х.Уяр);
· Переход чувашей в мусульманство. (К.Турхан);
· На далекой чужбине (А.Артемьев);
· Зов сердца (М.Ильбеков);
· Терпи (А.Воробьев);
· Зов родины ( Г.Волков);
· Наступила весна (М.Юхма);
· Страданье (Г.Айги);
· Колесо судьбы сменить нельзя (Н.Теветкель);
· Как славный Улып ( Н.Исмыков);
· Родимый дом, родное слово (П.Эйзин);
· Нету замене родне (П.Яккусем);
· Родина моя…Да-да,чувашка я! (Р.Сарби);
· Нынче крайних ищут ( А.Смолин);
· Душу страхом ты томишь (Б.Чиндыков);
· Плач (А.Сидоров);
2. Цивилизационные символы российской эпохи (1551-1917гг.):
· Язычество;
· Переселение;
· Труд;
· Край распят;
3. Советская эпоха российская цивализации (1917-1991 гг.):
· Я верю;
· Человек;
· Помощь чувашу;
· Честь рода;
· Живу в России;
· Воля-свобода;
· Терпение;
· Страдание;
4. Современная российская эпоха (с концаΧΧ-нач.ΧΧΙ вв.)
· Наступила весна (Юхма Мишши);
· Пермены (Г.Айги).
Вывод
· Каждый цикл развития имеет свои цивилизационные символы;
· Алтайская - войны;
· Северо - Кавказская – переселение;
· Волжско - Камская – «Золотой век»;
· Ордынская – геноцид, войны, терпение, исламизация;
· Российская – труд, воля, терпение, злоба, ненависть;
· Российская после 1992 г. – наступила весна (Юхма Мишши).
Закрепляются символы капиталистической системы:
· Я, работодатель, тот кто против меня, «я всех уволю»;
· А кто что-либо имеет против меня, «то тем дам в руку метлу и будете подметать улицу».
Символы капитализма:
· Я работодатель;
· Я уволю;
· Я заставлю;
· Кто богатый, тот человек.
Литература
1. История халапӗсем – Шупашкар, 2007. – С. 17- 26.
2. См.: там же – С. 26 - 67.
3. См.: там же – С. 68 - 160.
4. См.: там же – С. 275.
5. В.Д.Димитриев - Чувашские исторические предания. Очерки истории чувашского народа с древнейших времен до сер. ΧΙΧ в. - Чебоксары, 1993.
6. Чӑвӑш халӑх пултарулӑхе. Халӑх эпосӗ. - Шупашкар, 2004. - 382 с.
7. Чувашская литература: Хрестоматия для 10 класса.–Чебоксары,2007.–С. 3.
Комментариев нет:
Отправить комментарий