Периодизация истории Татарстана Э.Р.Тагировым и истории Чувашии Г.И.Тафаевым.
Историко-генетическая память народа может быть иссушенной, уничтоженной геноцидом Холокоста, а может и сохранена. Торжества по случаю, 60-летия образования Китайской Народной республики показали, что китайская цивилизация просуществовала неразрывно более 5 тыс. лет.
В XXI в. из наиболее древних цивилизаций сохранились:
· Китайская цивилизация;
· Еврейско-иудейская;
· Греческая;
· Армянская.
Восточнославянская (по В.В.Викторову) сформулировалась в VIII веке и восточно – славянский этап развития российской цивилизации продолжался до XIII века. Таким образом, рубежом консолидации (самоидентификации) стал VIII век.
Чувашский, марийский, татарский, башкирский народы оказались в составе российской цивилизации в сер.XVI в. По В.В.Викторову для российской цивилизации этот этап назван великорусским (сер. XV – XVII вв.). Древнетюркская цивилизация зародилась на много раньше чем восточнославянская (древнерусская) цивилизация. Где зародилась древнетюркская цивилизация (в Азии)? По мнению исследователей она возникла в Азии в условиях империи Хунну. В те далекие времена Китайская земледельческая и Хуннская земледельческо-кочевая цивилизация постоянно враждовали и вели более 500 лет боевые действия. Чтобы обезопасить Китай от набегов 300 тыс хунской армии была построена Великая Китайская стена (погибло около 8 млн китайцев, хунну - пленных).
300 тыс. войск вторглись
Я предлагаю свое видение проблемы в схемах.
Цивилизация кочевников империи Модэ (хунну), империя Аттилы.
1. Великая Китайская стена
Земледельческая цивилизация (Великая Болгария кагана Кубрата);
2. Земледельческо-городская (Волжско-Камская Болгария);
3. Земледельческо-кочевая (Золотая Орда);
4. Земледельческая цивилизация (Казанское ханство).
Можем ли мы утверждать, что кочевая цивилизация хунну и гуннов были цивилизациями? Общепринято считать, что цивилизации возникли 5 тыс лет назад. II тыс лет до нашей эры сформировалась древнекитайская цивилизация в районе реки Хуанхе. На севере к 219 году до нашей эры сформировалось государство Хунну. В ходе 500-летней войны Хунну были оттеснены в степи Монголии и на территории Дальнего Востока, части Сибири, Алтая, Саян.
Общее для империй
· Государство;
· Неравенство (социальное);
· Города (у хунну менее 10);
· Письменность;
· Культура;
· Развитое военное дело.
Модэ стал у руля власти в 219 году до нашей эры, а в
Военная экспансия империи Хунну
Завоевания Хуннских шаньюев | Граница империи при Модэ достигали от берегов Чёрного моря и реки Волги до берегов Тихого океана, часть Северного Китая входила в состав империи. |
Военное дело Хунну | Хунну опирались на 300 тыс. конницу, которая была вооружена луком со свистящими металлическими наконечниками стрелы. Воины были вооружены арканом, пикой, одним или двумя мечами. |
Распад империи Хунну | Могущество достигло после |
|
· Неограниченная власть шаньюя Модэ;
· Управление с помощью аристократии;
· Использование религии (язычество);
· Шаньюй наместник Бога (он поставлен Солнцем и Луной)
Проточуваши (праболгары, сувары, оногуры – носители R-языка) ушли на территорию Средней Азии в 71-68 гг. до н.э. Процесс распада империи продолжался и далее. Российский исследователь Н.Н.Крадин о причинах распада (раскола) и затухания (по Л.Н.Гумилеву) пишет, что в
Есть несколько гипотез, объясняющих причины гибели Хуннской державы.
(1)Кризис в хуннском обществе был обусловлен постепенным
обособлением в империи двух групп: кочевников на севере и полукочевников и поселенцев в маргинальных зонах на юге. Со временем интересы этих групп расходятся, южане концентрируют в
своих руках доходы от субсидий («подарков») китайского правительства и торговли.
(2)Разделение державы вызвано борьбой «военной» антикитайской и «придворной» прокитайской партий [Гумилев 1960: 200—
203]. В более поздней версии у этого автора северные хунну предстают как «пассионарии», ведомые военными вождями, тогда как
южные хунну — как «гармоники», возглавляемые старейшинами —
носителями прежних традиций.
(3)Возможно, упадок хунну был вызван той борьбой, которая
велась между приверженцами «конфедеративного» и «автократического» путей развития общества.
(4)Распад державы вызван демографическими причинами: усилением конфликтов за ограниченные ресурсы между представителями кланов сильно разросшейся кочевой аристократии.
(5)Может быть, общее ослабление хунну связано с ухудшением
экологической обстановки в регионе. К сожалению, практически
нет данных о неблагоприятных годах в Халха-Монголии, но нельзя
не обратить внимание, что количество засушливых лет на Среднекитайской равнине между 20 и 180 гг. резко возросло [Крюков и
др. 1983: 144 табл. 2). Теоретически можно допустить увеличение
засушливых лет и севернее Китая, в монгольских степях, тем более,
что начало засушливого периода приходится на последние десятилетия существования Хуннской державы, а окончание — на возникновение Сяньбийской кочевой империи.
Возможно, эти версии дополняют друг друга. Не исключено также, что были и другие причины (например, потеря шаньюем своей благодати вследствие нескольких засух подряд). Однако в любом случае после распада Хуннской державы отношения между южным шаньюем и китайским императором разворачивались по стандартному сценарию, правда, с некоторыми «неприятными» нововведениями. Принимая императорский указ от китайского посла, шаньюй должен был встать на колени. Такого унижения потомки великого Модэ еще никогда не испытывали. По Би вынужден был смириться и за это получил щедрые подарки: 10 тыс. кусков золотых и шелковых тканей, 10 тыс. цзиней шелковой ваты, а также дополнительно для оказания помощи голодающим кочевникам 25 тыс. ху сушеного риса и 36 тыс. толов крупного рогатого скота и овец. Хуннская «дань» оставалась чисто номинальной: два верблюда и 10 лошадей.
Ханьской администрацией были введены должности чиновников, которые постоянно проживали в ставке шаньюя. На них возлагались контрольные функции, и они должны были помогать шаньюю «в разборе спорных дел». Один из сыновей шаньюя постоянно присутствовал при дворе ханьского императора в качестве почетного заложника. В конце каждого года шаньюй был обязан посылать в Китай посла с отчетом и «дань», в ответ ему посылались «дары» в виде разнообразных продуктов, 4 кусков парчи, 1000 кусков шелка, 10 цзиней золота (
Хотелось бы обратить внимание на два немаловажных обстоятельства. Во-первых, по-прежнему «подарки» китайских императоров оседали только на высших ступенях хуннской пирамиды. Во-вторых, очень примечательно, что «подарки» высшей хуннской аристократии производились теперь от имени ханьского императора. Это был важный шаг китайских бюрократов (хотя, как мне кажется, они не осознали его значения), который лишал шаньюя основ его власти. Лишенный возможности манипулировать всеми каналами перераспределения, он постепенно превращался в послушную марионетку в руках китайских администраторов.
По Н.Н.Крадину в целом кочевники использовали несколько пограничных стратегий, которые могли на протяжении истории одного общества сменять одна другую:
(1)стратегия набегов и грабежей (сяньби, монголы XV— XVI вв. по отношению к Китаю, Крымское ханство по отношению к России и др.);
(2)подчинение земледельческого общества и взимание с него дани (Скифия и сколоты, Хазария и славяне, Золотая Орда и Русь), а также контроль над трансконтинентальной торговлей шелком;
(3) завоевание оседло-городского государства, размещение на
его территории гарнизонов, седентеризация и обложение крестьян
налогами в пользу новой элиты (тоба, кидани и чжурчжэни в
Китае, монголы в Китае и Иране);
(4) установление мирных обменных и торговых связей с соседними оседло-городскими обществами, а также участие в посреднической торговле между земледельческими цивилизациями;
(5) политика чередования набегов и вымогания дани в отношении
более крупного общества. Сначала лидер использовал силу объединенных в империю племен для набегов на оседло-земледельческое
государство с целью захвата добычи, которую он раздаривал своим
сподвижникам. После этого заключался мирный договор, по которому земледельцы снабжали степную «ставку» богатыми дарами, используемыми правителем номадов для повышения своего престижа.
Последующие набеги правитель использовал уже как средство политического давления на китайское правительство для вымогания так
называемых «подарков» или установления стабильной торговли между кочевниками и земледельцами.
Некоторые из данных стратегий (1, 4, 5) реализовывались во взаимоотношениях между Хунну и Хань. Можно выделить четыре этапа отношений между ними.
На первом этапе (200—133 гг. до н.э.) для вымогания все более и более высоких прибылей хунну пытались чередовать войну с периодами мирного сожительства с Китаем. Первые набеги совершались с целью получения добычи для всех членов имперской конфедерации номадов независимо от их статуса. Шаньюю требовалось заручиться поддержкой большинства племен, входивших в конфедерацию. После опустошительного набега, как правило, шаньюй направлял послов в Китай с предложением заключения нового договора «О мире и родстве», или же номады продолжали набеги до тех пор, пока китайцы сами не выходили с предложением заключения нового соглашения. После заключения договора и получения даров набеги на какое-то время прекращались. Однако через определенный промежуток времени, когда награбленная простыми номадами добыча заканчивалась или приходила в негодность, скотоводы снова начинали требовать от вождей и шаньюя удовлетворения их интересов. В силу того, что китайцы упорно не шли на открытие рынков на границе, шаньюй был вынужден «выпускать пар» и отдавать приказ к возобновлению набегов.
Второй этап (129—58 гг. до н.э.) хунно-ханьских отношений - это время правления ханьского императора У-ди. В годы его правления принципиально изменился характер политических отношений кочевников с Хань. Император У-ди был категорически против заключения договора с хунну на прежних равных условиях. Номадов также не устраивал более низкий статус вассалов. Не имея возможности получать товары и продукты из-за пределов степи мирными способами, кочевники были вынуждены компенсировать отсутствие «подарков» и рынков грабительскими набегами. Они совершались с определенной периодичностью в 108, 103-102, 92—91, 82, 80—78 и 73 гг. до н.э. Однако после кампании 73—72 гг. до н.э. набеги кочевников на Китай прекратились. Это было связано с тем, что несколько климатических стрессов подряд (72, 68 гг. до н.э.) ослабили экономический и военный потенциал хунну. Затем внутри хуннских племен началась «гражданская война».
Т р е т и й э т а п (
Ч е т в е р т ы й, последний этап (9—48 гг.) отношений между империей Хань и имперской конфедерацией Хунну по своему содержанию схож с первым этапом. Поводом к разрыву мирных отношений послужили территориальные претензии Ван Мана, вмешательство в хунно-ухуаньские отношения (что с точки зрения шаньюя было вмешательством в его личные дела) и, наконец, подмена шаньюевой печати китайскими послами. Судя по всему, в отличие от первого этапа отношений Хунну и Китая номады несколько изменили акцент своей внешнеполитической стратегии в сторону активизации набегов на территорию Хань.[1]
Л.А. Гумилев об этническом расколе после падения империи Хунну писал работе «Хунну». Много хуннов передалось Таншихаю в 158 году, и все последующие голы шло дезертирство из войск шаньюя. Это понятно: все пассионарные люди, не желавшие менять своего поведения по принуждению извне, тяготились гнетом китайских чиновников. Кочевники сяньби были им ближе и роднее, как элемент того же суперэтноса – Великой Степи, и они уходили на север. А это лишало шаньюев реальной опоры и заставляло их дорожить связью с китайским двором. Начиная с Гюйгюйра хунское очередное престолонаследие изменяется прямым, что произошло, несомненно, в результате китайского влияния. Совместная жизнь с китайцами и смешанные браки изменяли постепенно стереотипы поведения хуннов, и этнос начал расподаться. К III в. н. э. единый хунский народ разделился на четыре отдельных субэтноса, никак не связанных даже территориально.
Хунну:
1. Северные хунны, перемешавшиеся в Сибири с уграми; наиболее пассионарные и наименее подверженная внешнему влиянию часть популяции.
2. Юебань – хунны, подвергшиеся сильному этническому контакту с согдийцами.
3. Хунно-сяньби – смешанные роды в Халхе в Чахаре; этнический субстрат, на базе которого вследствие более поздних пассионарных толчков возникли тюркские и монгольские этносы Великой Степи в VI-XII вв.н.э.
4. Китайские хунны – находившиеся в процессе ассимиляции, которая закончилась, однако, лишь к V в.н.э.[2]
Китайская цивилизация оказала глубокое влияние на генезис древнетюркской цивилизации.
Мы делим понятие древнетюркская на два хронологических периода древнетюркская носителей R-языка, которые формировались в западной части Империи Хунну (проточуваши) и носителей Z-языка, которые формировались в Восточной части империи (Татары – кыпчаки).
Л.Н.Гумилев рассматривает в понятиях:
· Северные Хунну;
· Тюркизированные иранцы;
· Тюрко-монгольские Хунну;
· китайские ассимилированные Хунну.
Мы рассматриваем в трех плоскостях:
· Носители R-языка (протоболгары, проточуваши, протохазары);
I
· Носители Z-языка (прототатары, кыпчаки, казахи, азербайджанцы, турки и т.д.)
· Западные Хунну – тюрки (проточуваши);
II
· Восточные Хунну – татары и др.
· Древнетюркская цивилизация (Гунны, болгары, сувары, хазары)
III
· Новотюркская цивилизация (прототатары, протокыпчаки, протоказахи и т.д.)
Хунну-гуннские традиции у современных чуваш сохранились в обрядах, культуре, языке, антропологии, мировоззрении.
Обратите внимание на двойной чувашский квадрат.
Вероятнее всего Киремет был Святым божеством (светлым) и находился в центре земли, в последующем образ Киремета стал обозначаться злым божеством. У китайцев двойной квадрат земля в центре император (Святой). У чуваш двойной квадрат в центре Киремет – святой, трансформировавший в злое божество.
Душа цивилизации должна быть (нежной, нравственной, доброй). Агрессивная среда, которая окружает её, конечно навязывает свои ценности: экспансию, агрессию, истребление чужеродной цивилизации и т.д. Межцивилизационные войны (конфликты) «иссушают» душу борящихся цивилизаций. В агрессии душа цивилизации больше всего страдает. Она черствеет, падает культура, образование, нравственность, традиции искажаются или исчезают. Межцивилизационные войны (конфликты) углубляют раскол общества и души.
Болгаро-суварская душа взяв многое у китайцев выжила, она впитала души других цивилизаций, но выжила в условиях Империи Аттилы, Великой Болгарии, Волжско-Камской Болгарии, России. Душа цивилизации опиралась на традиции, культуру, образование, религию, самоидентификацию.
Татарский историк, Э.Р.Тагиров отмечает, что можно условно выделить девять наиболее крупных хронологических периодов в татарской истории.
Древнетюркский период (IV тысячелетия до н.э. – VIII в.)
Началом истории древнего мира считается время возникновения первых цивилизаций – конец IV – начало III тысячелетия до н.э., а его завершением – середина I тысячелетия (V в.). Эпоха древности охватывает таким образом, более трех тысячелетий.
По Э.Р.Тагирову примерно в рамках этого всемирного временного пояса вмещается и древнетюркская история. Это время формирования древних очагов тюркской цивилизации и образования ранее государственных тюркских племенных союзов: Хуннская держава, Гуннская империя, Тюркский каганат, Великая Болгария, Хазарский каганат, печенежские и кыпчатские племенного объединения.[3]
Мы рассматриваем перечисленные государства (каганаты) с учетом исторической и языковой специфики:
· Хуннская империя (прототюркская);
· Гуннская империя Аттилы (тюркская);
· Тюркский каганат (новотюркская цивилизация);
· Великая болгария (тюркская);
· Хазарский каганат (тюркская);
· Кыпчатский каганат (новотюркская).
Империя Аттилы, Великая Болгария, Суварское царство, Хазарский каганат являлись носителями R – языка (чувашско – болгарского типа) я их отношу к древнетюркской цивилизации.
3. Тюркский и кыпчатский каганаты относились к носителям Z – языка (татаро – кыпчатско – казахского типа, огузского типа).
Э.Р.Тагиров утверждает, что формируется духовная и мировоззренческая система и складывается основа тюркско-татарской культуры и духовности.[4]
По Р.Г.Фахрутдинову первое упоминание татар приходится на
Генезис (внутриутробный генезис) прототюрков (носителей R - языка) произошёл в империи Хунну. Этот период я называю алтайским трансформационной эпохой, который можно довести до I и III вв., т.е. до перехода болгар, сувар на территории Северного Кавказа. Таким образом, проточувашская (праболгарская) культура, духовность, мировоззрение формировалась в условиях алтайской эпохи (до I –III вв. н.э.).
Появление письменности повысило информационно-коммуникативную культуру и вывело тюркское общество на качественно новую ступень, открыв возможность трансляции опыта, традиций и духовных ценностей предков приходящим в жизнь новым поколениям, обеспечило непрерывность этноисторического самосознания. И хотя тюркские государства на протяжении длительного исторического времени то объединялись, то распадались на отдельные части, часто воевавшие между собой, возникшее этническое единство, ощущение причастности к общей этнокультуре (цивилизации) не прерывалось. Архаичность древнетюркских мировоззренческих представлений не мешала им оставаться в культурно-историческом и цивилизационном самосознании татарского народа, служить исходным архетипом на протяжении всей истории.[5]
Татарский исследователь о I хронологии татарского народа далее пишет, что в это время в Центральной и Восточной Европе появляются раннегосударственные племенные образования германцев, славян, мадьяров, занявших новые территории в ходе «великого переселения народов». Восточные славяне также создают государственные племенные объединения – прообраз будущего древнерусского государства. В восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке сосуществуют две великие империи – Византийская империя и Арабский халифат, унаследовавшие культурные традиции древнейших цивилизаций Европы и Азии.
Древнетюркские этносы испытывают на себе различные цивилизационные влияния: в ранний период это влияние цивилизации древнего Китая, с выходом в Центральную Азию – влияние ираноязычной скифо-сармато-сакской кочевой цивилизации, а затем Сасанидского Ирана и Арабского халифата; с выдвижением тюркских народов на восточную периферию Великой Римской империи ощущается влияние византийской цивилизации – наследницы традиций европейской греко-римской античности. Древнетюркские цивилизации также воздействуют на народы Азии и Европы.
По его мнению происходит трансформация этносов. Я ещё в
· Военно-политическая;
· Социально -экономическая;
· Антропологическая;
· Территориальная;
· Религиозная;
· Этноязыковая (этнокультурная);
· Этнопсихологическая (с
Трансформация
· Центральная Азия (тюрков);
· Поволжье (угро-финнов);
· Прикаспия (иранцев);
· На периферии Римской империи (славян, германцев)
Я считаю, что происходит трансформация (по моим предложенным направлениям):
· Империи Аттилы;
· Великой Болгарии Кагана Кубрата, принявшего в
· Суварское царство Алп-Илитвера (принявшегов
· Хазарского каганата (тюркско - иудейского государства)
Древнетюркский период татарской истории по Тагирову длится до IX в.
Я выделяю с учетом носителей R – языка (гуннов, болгар, сувар, хазар) Северо-Кавказскую трансформационную эпоху (I-II – до VIII вв.).
По моему мнению древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация имеет следующие эпохи:
· Алтайская;
· Северо - Кавказская;
· Волжско-Камская;
· Ордынская;
· Российская.
Выводы
1. Древнетюркская цивилизация была «зачата» (по Н.Я.Данилевскому) в условиях империи Хунну и достигла стадии «смешения» на Северном Кавказе.
2. В условиях Волжско-Камской Болгарии достигла расцвета.
3. Кризиса и распада в годы Золотой Орды и Казани.
4. Остатки в лице чувашской сохранила Россия в условиях российской цивилизации.
Литература
1. Крадин Н.Н. Империя Хунну./ Н.Н.Крадин. - М., 2002. - С. 130-133.
2.Гумилев Л.Н. Хунну. / Л.Н.Гумилев. - М., 1960. - С.201.
3.Тагиров Э.Р. Народа в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации / Э.Р.Тагиров. – Казань, 2008. - С. 33-34.
4. Тагиров Э.Р. Народ в пути… - С.34.
5. Тагиров Э.Р. Народ в пути… - С. 35.
Комментариев нет:
Отправить комментарий