Цивилизационный подход
в чувашской исторической регионалистике
Что такое чувашская историческая регионалистика?
1. Монополизация центра в области научно-исследовательских проектов завершилась. Все увереннее научные школы основывают свое историческое пространство. Примерно с 60-90-х гг. XX в. Урало-Поволжская регионалистика обрела свое лицо. Монополия центральных исследовательских центров и школ завершилась. Но центральные учреждения имеют возможность политизировано играть, используя систему грантов. Научные исследования поощряются изучение в отказывают. Так, по своей программе «Российская цивилизация в условиях трансформации: региональный аспект» московский исследовательский центр отказал. При отказе в гранте какой-либо аргументации не было предъявлено. Исследование было разработано с учетом цивилизационного подхода в истории. Невзирая на политизированность при отказе финансирования (Москвой) чувашская историческая регионалистика продолжает развиваться, ее силы опираются на свои научные традиции, продолжают издавать монографии, учебные и учебно-методические пособия. Удивительно то, что мы представили документы на проведение международной конференции по теме «Цивилизации народов Поволжья и Приуралья», которая прошла 19-20 мая
2. О наших подходах к проблеме локальных цивилизаций. Ученые с различных позиций рассматривают понятие «цивилизация». Платон говорит о «золотом веке», Аристотель – о различных видах государственного устройства (монархия, аристократия, полития, олигархия, тирания, демократия). Дж. Вико в работе «Основания новой науки об общей природе наций» делит историю на циклы трех эпох: век героев. Век людей, век богов.
Чувашская цивилизация, по нашему мнению, прошла различные этапы. Мы предлагаем свой вариант цивилизационных этапов в развитии чувашской (древнечувашской) цивилизации.
Модернизационные периоды сопоставимы с российской историей. Чувашия вошла в состав России с
1. Московский (1551–1700 гг.);
2. Петровский (1700–1860 гг.);
3. Яковлевский (1860–1920 гг.);
4. Советский (1920–1991 гг.);
5. Постсоветский (с
Модеринизационные этапы входят в российскую трансформационную эпоху (см. Схему трансформационных эпох).
В настоящее время мы продолжаем разработку регионально-цивилизационного подхода к чувашской истории. На рубеже веков в российской науке появилась плеяда сильных ученых, которые успешно применяют теорию цивилизаций с учетом российской специфики. Среди них Семеникова, Панарин, Ахиезер, Платонов, Мчедлов, Яковленко, Сахаров, Троицкий, Тишков и др. Количество ученых-цивилизационников в Российской Федерации растет. Многие знают, что в Российской Федерации были переизданы работы О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева. Например, мы в курсах «История чувашского труда и Чувашии», «История и культура родного народа» достаточно подробно изучаем работы Н.Я. Данилевского, В.И. Ламанского, Л.Н. Гумилева, А. Тойнби, С.П. Хантингтона. Студенты готовят курсовые и дипломные проекты по теории цивилизации. Так, в течении 2003-2007 учебных годов защищены дипломные исследования по И.Н. Смирнову, А. Тойби, И.Я. Данилевскому. Студенты выступили с темой «Цивилизационная концепция С.П. Хантингтона» на республиканской конференции «Юность Большой Волги» в
Задачи чувашских историков:
1. Продолжить разработку новой периодизации чувашской истории с учетом цивилизационного подхода;
2. Продолжить разработку теории чувашской локальной цивилизации (древнечувашской цивилизации) с учетом всех факторов воздействия на ее генезис и развитие: территориальный, языковой, духовно-нравственный, этнокультурный, религиозный факторы.
3. Разнообразить темы курсовых, дипломных работ, включив темы по работам К. Квигли, Л.Н. Гумилева, других теоретиков цивилизационного подхода в истории.
4. Необходимо продолжить поиск новых архивных материалов по белому движению, голоду 1920-1922 гг. в Поволжье, раскулачиванию, эмиграции времен Великой Отечественной войны.
5. Необходимо уделить серьезное внимание вопросам этногенеза чувашского народа, монголо-татарскому и казанскому народам (ордынской эпохи) чувашской цивилизации.
6. Нельзя отбрасывать роль психолого-личностного подхода к истории, роль С. Разина, Е. Пугачева и чувашской истории. Выступления чувашских крестьян в этих «бунтах» явились катализатором депрессий или развития в Чувашском крае. Что здесь больше: цивилизационного или антицивилизационного. Изучая этот период в истории чувашского народа мы должны понять:
1. Крестьянская война;
2. Крестьянский бунт;
3. Царистская идеология;
4. Казацкая война;
5. Казацко-крестьянский бунт;
6. Позиция чувашской аристрократии.
Вопрос: почему с. Сундырь отказался перейти на службу Е. Пугачеву. Горожане выступили против пугачевцев. Е. Пугачев казнил 12 солдат и капитана инвалидной команды (с ребенком капитана) и приказал сжечь село (250 домов из 300 и одна церковь из двух сгорели).
7. Особым вопросом в чувашской истории является европейская (российская) колонизация Чувашского края. Методы, формы, этапы, личности исследования. Европейская или азиатская (евразийская) колонизация Чувашского края. Можно детально разработать причины отставания, «европизации», «капитализации» Чувашского края».
8. Чувашские ученые продолжают исследования по рабочему классу, аграрной проблеме. Кончено, сейчас нет классовой предвзятости. Проблемы достаточно исторические и следует продолжить их изучение.
9. Следует продолжить изучение исторических личностей, которые сумели консолидировать чувашей-болгар: каганы, Орган, Кубрат, Атп-Илибер и т.д.
10. Настало время более подробно изучить личность святого Авраама Болгарского.
11. Думается, что историки должны более детально обосновать время зарождения г. Веда Сувар (г. Чебоксары). Мы считаем, что время основания не только
Новое для исследователей – это открытое изучение предпринимательства, развитие купечества в Чувашском крае. При изучении этого направления в чувашской исторической регионалистике делается упор на деятельность купцов Ефремовых, Таланцевых и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий