1.Что произошло в обществе на рубеже XX и XXI веков
Эволюционная революция конца 80-х – 90-х годов XX века в Советском Союзе привела к распаду СССР и трансформации социально-экономических и политических парадигм.
В 90-е годы XX века в Российской Федерации начались глубокие и необратимые процессы трансформации (структурные трансформации):
Направления:
1. Социально-экономическое;
2. Военно-политическое;
3. Религиозное;
4. Территориальное;
5. Этнокультурное (этноязыковое);
6. Этнодемографическое;
7. Этнопсихологическое;
Таким образом, за последние 15 лет ситуация в Российской Федерации резко изменилась в направлениях:
А) Восстановления и укрепления национального-регионального самосознания, что привело к воспроизводству этноязыкового, этнорелигиозного, этнокультурного самосознания и возрождения народов России;
Б) Наряду с возрождением идет процесс стандартизации и унификации (внутрироссийской глобализации), которая видна в реформе вертикали власти усиления института «управляющей демократии».
В обществе произошел «реванш» восстановления частной собственности, многопартийности, плюрализма, демократии, свободы совести. Рубеж веков явился для России «крахом» тоталитарной системы, марксистко-ленинского мессианства, утопических общинно-крестьянских иллюзий построения рая на земле.
Декабристы образца 1825 года победили и процесс в современной России пошел бы в русле XIX века, но национальные субъекты РФ не позволили повернуть общественное развитие в русле XVIII-XIX веков.
2.Что произошло в исторической науке в конце XX века
«Новая волна» эпохи «оттепели» заменила историков сталинской модели общественного развития. «Новая волна» длилась до периода появления «нового мышления». «Новое мышление» пришло с эпохи «перестройки». Истинно «марксистские» историки были оттеснены из центра в регионы на смену консервативным и либерал-коммунистическим историкам пришли антимарксистские. Произошла смена одних парадигм на новые либерал-демократические парадигмы. Так было всегда, на рубеже веков происходит отказ от старых методологических и научно-исследовательских ценностей и концепций – этот процесс был и будет всегда. Он бесконечен. По мере развития человеческой цивилизации будут создаваться новые религии, новые концепции.
3. Что происходит в начале XXI века
1. Методологией российской исторической школы все увереннее становится концепция цивилизационного развития общества. Появились понятия «российская цивилизация» (Мчедлов, Семенникова, Хачатурян, Моисеева), «православная цивилизация» (Панарин), «русская цивилизация» (Платонов). На уровне региона все шире находят применение термины «тюркская цивилизация» (Кляшторный, Тафаев, Алишев, Закиев).
2. Историки поняли, что нет отдельной российской или региональной мордовский, марийский, татарской, чувашской науки, существует мировая историческая наука, как мировая физика, мировая астрономия, мировой космос и т.д., а наша Урало-поволжская региональная история является составной частью российской исторической науки.
3. На рубеже веков все активнее выдвигается историческая регионалистика. В ЧР в этом плане активно работают Ю.П.Смирнов, В.Д.Димитриев, Б.В.Каховский, В.С.Григорьев, В.Д.Данилов, М.И.Скворцов, П.В.Денисов, В.П.Иванов, В.В.Тимофеев, Г.А. Яковлев и многие другие исследователи.
4. Налаживаются научные контакты между чувашскими учеными и зарубежными научными центрами и школами (Венгрия, Болгария, США, Китай, Финляндия). Особенно успешно в плане сотрудничества с Китаем работают институт туризма и сервиса, Японией – ЧГУ и ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
5. Представители чувашской исторической школы все увереннее отказываются от советских штампов, которые были характерны для исследователей 20-х – 90-х гг. XX века.
6. Осваиваются новые архивные материалы, фонды, в частности архивы, связанные с репрессиями советских граждан, раскулачиванием, белым движением и т.д. Идет процесс переосмысления исторического прошлого чувашского народа, в частности по проблемам голода в Чувашии, вынужденные эмиграции, деятельности диаспоры.
7. Идет разработка новой периодизации чувашской истории в плане цивилизационного подхода, появляются разработки по конкретизации эпох, этапов, фаз, циклов и т.д. Даются новые критерии и сущность циклов развития древнечувашской цивилизации. Вводятся новые понятия «чувашская локальная цивилизация», «болгаро-чувашская цивилизация», «древнетюркская цивилизация», «новотюркская цивилизация», «циклы развития чувашской цивилизации» и т.д. Осмысление и переосмысление идет в процессе учета регионально-цивилизационного фактора, национально-регионального компонента.
На сегодняшний день в отечественной историографии резко обозначились 4 подхода:
А) формационный взгляд на историю;
Б) либерально-формационный подход;
В) цивилизационный подход;
Г) формационно-цивилизационный подход.
Цивилизацилнный подход к истории опирается на исследования Н.Я.Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Э. Квигли, А.Н.Гумилева, С.П.Хантингтона.
Что мы вносим в понятие цивилизация:
· Территорию
· Этнос
· Религию
· Менталитет
· Культуру
· Экономику
· Технику
· Политику (на уровне Урало-Поволжского округа региональную политику)
Их объединение можно показать схематически:
Территория - природный фактор Этнорелигиозный фактор Духовно-нравственный фактор Этноязыковой фактор
В настоящее время оба подхода в условиях России синтезируются в направлении формационно-цивилизационного подхода, но нам кажется такой подход не научен. Имеется ряд суждений российских ученых о цивилизационном подходе:
1. по В.И. Ломанскому (славянофил)
2. По Н.Я. Данилевскому (славянофил)
Н.Я. Данилевский противопоставляет Россию Западной Европе.
3. По А.Дж. Тойнби, цивилизация в своем развитии проходит следующие стадии:
· генезис (рождение);
· рост;
· упадок;
Упадок цивилизации состоит из циклов (этапов):
1. кризис;
2. разложение;
3. гибель;
Цивилизационный подход к изучению истории по А.Тойнби предполагает признание того факта, что:
1. цивилизацией можно назвать только ту человеческую общность, которая сохранилась до наших дней;
2. цивилизации одновременно переходят на новую ступень развития;
3. цивилизация является самостоятельным объектом исследования историка.
В современных учебниках истории цивилизация определяется:
1. Цивилизация – это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу.
2. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания.
3. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.
Типы цивилизаций
Западные, обновляющиеся цивилизации | Срединные цивилизации | Восточные, традиционные цивилизации |
Цивилизация Нового времени | Русская цивилизация | Исламская цивилизация Цивилизация Средневекового Востока |
Западноевропейская цивилизация | Византийская цивилизация | |
Цивилизация Древнего Рима (средиземноморская) | Цивилизация эллинистического мира | |
Цивилизация Древней Греции | | Цивилизации Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия) |
Первые цивилизации сложились 5 тыс. лет назад в полосе Средиземноморья, Ближнего, Среднего и Дальнего востока, где природно-климатические условия были благоприятны для развития металлургии, земледелия, ремесла. Там были построены города, образовались государства, сложилось целостное религиозно-мифологическое мировоззрение, возникла письменность.
С расширением цивилизационного пояса все народы к концу XX века включились в единую общечеловеческую цивилизацию. Однако основные цивилизационные различия народов сохраняются до нынешнего дня.
Количество цивилизация, существовавших и существующих доныне, установить невозможно, т.к. у цивилизация нет четких пространственных в временных границ. Например, цивилизацию народов Западной Европы и США в XVI-XIX вв. можно рассматривать и как единую цивилизацию Нового времени, и как две цивилизации Старого и Нового Света, и как несколько цивилизация, соответствующих особенностям англо-, франко-, германо-, итало-, испано-говорящих народов.
По мнению ученых можно выделить основные типы цивилизаций.
Цивилизации первичные, выросшие непосредственно из первобытности и частично сохранившие черты доисторического периода, и цивилизации, впитавшие в себя культуру предшествовавших цивилизаций.
Цивилизации традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт.
Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт.
Цивилизации срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления.
Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм – для народов Запада.
Цивилизации монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа.
Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.
Цивилизации аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями – все, что роднило людей с землей.
Цивилизации индустриальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, все, что уменьшает зависимость человека от природы.
Цивилизации континентальные, привязывающие народ к географическому пространству.
Цивилизации морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства.
Почти все цивилизации могут быть отнесены сразу к нескольким типам и существуют как бы в их пересечении.
Например, цивилизация Древней Греции, выросшая из первобытного (доахейского) времени, была обновляющейся, монолитной, аграрной, морской. Цивилизвция Древнего Рима, родившаяся благодаря приобщению первобытных италийских племен к греческой культуре, была синтезом культур народов Средиземноморья.
4. По С.П. Хантингтону к XXI веку сформировались следующие цивилизации:
· западнохристианская;
· восточнохристианская;
· исламская;
· конфуцианская;
· индуистская;
· японская;
· африканская;
· латиноамериканская.
На рубеже XX-XXI вв. в недрах российской исторической школы сформировалась группа ученых, которая методологию своих исследований взяла евразийскую теорию (Л.Н.Гумилев и др.). Суть проблемы:
А) замена евроцентрийской концепции (евро-атлантическая модель) на евразийскую (азиатскую);
В российской науке применяются термины «древний мир», «средние века», «новое время», «новейшее время». В настоящее время некоторые исследователи рассматривают «средние века» как натяжку для истории России. Многие ученые отмечают о «запаздывающим» типе развития капитализма в России. Нам думается, что понятие «опаздывающего», «запапздывающего» типа развития правомерно использовать и в чувашской истории (региональной).
Такими причинами «запаздывания» чувашской истории, по нашему мнению, являются:
· распад Великой Болгарии (
· разгром Суварского царства (в составе Хазарского каганата, 40-е гг. VIII в.);
· освоение новых территорий не Среднем Поволжье (Волжская Болгария, IX-XIII вв.);
· монголо-татарское иго (с
· нашествие Тамерлана (1391-1395 гг.);
· Гражданская война (1361-1419 гг.);
· войны в годы Казанского ханства (1445-1552 гг.);
· участие чувашей в различных крестьянских войнах (С.Разина, Е.Пугачева);
· постоянная борьба с исламской/татарской цивилизации.
Некоторые чувашские ученые пытаются выдвигать альтернативные пути развития истории и альтернативные подходы к изучению этногенеза чувашского народа (Г.Егоров, В.В.Николаев, А.А.Трофимов). Большинство историков ЧР на рубеже XX-XXI вв. можно отнести к историкам традиционной школы (В.Д.Димитриев, П.В.Денисов, В.Ф.Каховский, Б.В.Каховский), историки-любители делают упор на альтернативный взгляд, но по сути эти подходы старые конца XIX – начала XX вв. и опираются на работы Марра и др.
Ведущий историк республики В.Д.Димитриев, специалист по Древней, Средневековой истории, изучая нашу историю, наполняет новыми материалами, суждениями, подходами. Он использует понятия «феодализм», «капитализм», «классовая борьба», но данные понятия он рассматривает в процессе (прогресс или регресс).
Автор данной статьи рассматривает чувашскую историю в рамках теории цивилизации, предлагает свои схемы, циклы, этапы, эпохи, работает в направлении изучения феномена болгарской цивилизации, древнетюркской цивилизации, изучает историю через этапы (кризис, стабилизация, прорыв).
Чувашские историки, особенно молодые, не «зацикливаются» на «узкотемье», а идут по пути углубления и укрупнения тем по пути хронологического расширения научно-исследовательских тем. Тем более цивилизационный подход позволяет видеть не только глубину происходящих событий, но и позволяет сопоставлять с общероссийской и мировой (всеобщей) историей. В таком ключе работают И.Комлев, А.Петухов. Сравнительно-исторический метод находит применение в исследованиях Таймасова, В.П.Иванова, Ю.Б.Лебедева, Т.С.Сергеева, Л.А.Ефимова.
Поверхностное освещение истории уходит в прошлое. Постепенно процесс регионального (локального) цивилизационного осмысления находит своих сторонников не только среди историков, но и правоведов, краеведов, социологов, политологов, языковедов, культурологов.
Чувашские историки если начала XXI века в своих работах пытаются раскрыть процесс генезиса чувашского народа с учетом многих факторов:
· религиозного
· этнокультурного
· этноязыкового
· географического
· демографического
· внешнеполитического.
Для современного историка не должно быть понятия «любимый класс» или «класс враждебный», «религия любимая» или «религия враждебная». Конечно, много дров наломал и «кровушки выпустил» Иван Грозный, по утверждению многих татарских и некоторых чувашских ученых (Алишев, Закиев, Изоркин). Например, в празднования 450-летия вхождения Чувашии в состав России не мало статей было опубликовано в печати ЧР. Газета «Хыпар» опубликовала статью, автор которого считал, что русские войска проводили оккупационную политику репрессий, что чуваши ислам принимали добровольно, с любовью, а христианство – насильно. Да, процесс вхождения или присоединения шел противоречиво и неоднозначно, но этот процесс со стороны России и чувашской аристократии был гибкий, ненасильственный, терпимый и миролюбивый.
Факторами мирного вхождения являлись:
· военно-политический фактор
· социально-экономический
· этнорелигиозный
· этнокультурный (этноязыковой)
· административно-кадровый
Если среди ученых чувашской исторической школы имеется единство по данному вопросу, то среди татарских ученых такого единства нет. Они рассматривают процесс в плане разгрома и оккупации Казанского ханства войсками России. Достаточно успешно работает в плане истории русской церкви монашество, различных религиозных ответвлений (Браславский, Берман, Тимофеев). По новому чувашские ученые пытаются осветить историю купечества чувашского меценатство. В этих исследованиях делается упор на деятельность Ефремовых, Таланцевых и др. Мы понимаем, что история и культура взаимо дополняют друг друга. Недаром предмет, который изучают в общеобразовательных учебных заведениях называется «История и культура родного края». Считаем, что в области культуры имеются более весомые успехи, чем в освещении истории, и это ощущается в преподавании КРК в современной школе. К сожалению, в преподавании КРК в школе имеется диспропорция в плане незначительного освещения проблем чувашской истории. Кафедра региональной истории ИФ ЧГПУ им. И.Я.Яковлева усиленно работает в плане издания различной учебной, учебно-методической литературы. За последние 6 лет издано около 50 учебных пособий по КРК для студентов, преподавателей и школьников. Прошедшая конференция (16 октября 2006 года), проведенная по теме «Изучение истории культуры родного края и чувашского народа» выработала следующие рекомендации (по секции «Изучение истории чувашского народа и Чувашии в современной школе»):
1. Предмет назвать история и культура родного края. Авторам было предложено назвать как и в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева «История и культура чувашского народа и Чувашии». У нас имеется курс «История чувашского народа и Чувашии».
2. Переиздать учебное пособие «История Чувашии» (авторы В.Д. Данилов, Б.П. Павлов)
3. Переиздать блок учебников «Мой город».
4. Продолжить издание серии Чавашен на чувашском языке.
5. Издать историю и культуру родного края в иллюстрациях в 3-х частях (авторы Г.И. Тафаев, Ю.Б. Лебедев).
6. Продолжить издание атласов, фотоальбомов, практикумов, книг для чтения по истории чувашского народа и Чувашии.
27 ноября 2009 года, в стенах ЧГПУ им. И.Я.Яковлева совместно с ЧРИО и ЧНК прошла республиканская научно практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания социогуманитарных наук в школе».
Комментариев нет:
Отправить комментарий