КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНАЯ
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
О культурно-региональной идентичности писали в Древней Греции и Риме. По их мнению, существовали Эллинская цивилизация и варвары. Варвары – это варвары, а Греция – это Греция – культура, города, ремесла, театры и философия.
До принятия христианства Римом и Византией (Восточноримской империей) идентичность опиралась на культуру и религию (язычество), после принятия учения Иисуса Христа – на христианство.
Таким образом, с V в. идентичность распространилась на единство «в христианской вере».
По мнению С. П. Хантингтона Цивилизация является наивысшей культурной целостностью. Деревни, районы, этнические группы, национальности, религиозные группы — у них у всех сформирована культура на различных уровнях гетерогенности. Культура деревни на юге Италии может отличаться от культуры деревни на севере Италии, но они будут разделять общую итальянскую культуру, которая отличает их от немецких деревень. Европейские сообщества, в свою очередь, будут обладать общими культурными чертами, которые отличают их от китайских или индийских сообществ.
По С. П. Хантингтону:
1. этносы;
2. религии;
3. культуры.
Данные кирпичики (модули по Г. И. Тафаеву) являются элементами культурно-религиозной идентичности.
Далее С. П. Хантингтон отмечает, что цивилизации — это самые большие «мы», внутри которых каждый чувствует себя в культурном плане
как дома и отличает себя от всех остальных «них». Цивилизации могут состоять из большого количества людей, как китайская цивилизация, или очень небольшого, как англоязычные жители островов Карибского моря. В течение всей истории существовало множество мелких групп людей, которые обладали индивидуальной культурой, но не имели никакой культурной идентичности более высокого уровня. Принято также делать различия по размеру между главными и периферийными цивилизациями (Бэгби) и по значимости между главными и запаздывающими или прерванными цивилизациями (Тойнби) [1].
По С. П. Хантингтону у цивилизаций нет четко определенных границ и точного начала и конца. Люди могут идентифицировать себя по-разному и делают это. В результате состав и форма цивилизаций меняются со временем. Культуры народов взаимодействуют и накладываются друг на друга. Степень, с которой культуры цивилизаций разнятся или походят друг на друга, также сильно варьируется. Цивилизации, таким образом, являются многосторонними целостностями, и на то, что границы между ними редко бывают четкими.
В-четвертых, цивилизации хотя и смертны, но живут они очень долго; они эволюционируют, адаптируются и являются наиболее стойкими из человеческих ассоциаций «реальностями чрезвычайной «tongue duree».
Их «уникальная и особенная сущность» заключается в «длительной исторической непрерывности. На самом деле, жизнь цивилизации является самой долгой историей из всех". Империи возвышаются и рушатся, правительства приходят и уходят — цивилизации остаются и «переживают политические, социальные, экономические и даже идеологические потрясения» [2].
Чувашия с середины XVI в. развивалась в составе российской цивилизации. Ее этапы:
1. восточнославянский (VIII – XIII вв.);
2. московский (XIII – XV вв.);
3. великорусский (середина XV – XVII вв.);
4. императорский (XVIII в. –
5. советский (1917 – 1992 гг.);
6. постсоветский (с
Чувашия вошла в великорусский отрезок времени развития российской цивилизации.
До середины XVI по С. П. Хантингтону «жизнь цивилизаций является самой долгой историей».
«Долгая история» проходила для древних чувашей (болгар, сувар) в составе:
1) Империя хунну (Азия);
2) Империя Аттилы (Евразия);
3) Западно-тюркский каганат (Евразия);
4) Великая Болгария (Северный Кавказ);
5) Волжская Болгария (Среднее Поволжье);
6) Золотая Орда (Евразия);
7) Казания (Среднее Поволжье).
Международная история, — приходит к выводу Богемен, — точно подтверждает тезис о том, что политические системы являются недолговечными средствами для достижения цели на поверхности цивилизации и что судьба каждого сообщества, объединенного лингвистически и духовно, зависит, в конечном счете, от выживания определенных фундаментальных идей, вокруг которых сплачивались многочисленные поколения и которые, таким образом, символизируют преемственность общества. Практически все основные цивилизации, существующие в мире в двадцатом веке, возникли, по крайней мере, тысячу лет назад или, как в случае с Латинской Америкой, являются непосредственными «отпрысками» другой, давно живущей цивилизации [3].
С. П. Хантингтон замечает, что поскольку цивилизации являются культурными единствами, а не политическими, они сами не занимаются поддержанием порядка, восстановлением справедливости, сбором налогов, ведением войн, заключением союзов и не делают ничего из того, чем заняты правительства. Политическое устройство отличается у различных цивилизаций, а также в разное время в пределах какой-либо из них. Цивилизация, таким образом, может содержать одно или более политических образований. Эти образования могут быть городами-государствами, империями, федерациями, конфедерациями, национальными государствами, многонациональными государствами, и у всех них могут быть различные формы правления. По мере того как цивилизация эволюционирует, число, и природа составляющих ее образований обычно меняются. В некоторых случаях цивилизация и политическая целостность могут совпадать. Как отметил Люциан Пай, Китай — это «цивилизация, претендующая на то, чтобы быть государством». Япония - это цивилизация, являющаяся государством. Однако в большинство цивилизаций входит более одного государства или других политических единиц, В современном мире большинство цивилизаций включают в себя по два или более государств [4].
И, наконец, исследователи обычно согласны в идентификации важнейших цивилизаций в человеческой истории и тех, что существуют в современном мире. Их мнения, тем не менее, часто расходятся в том, что касается общего числа существовавших в истории цивилизаций. К. Квигли отстаивал шестнадцать явных исторических случаев и еще восемь очень вероятных. А. Дж. Тойнби сначала назвал число двадцать два, затем — двадцать три; О. Шпенглер выделил восемь основных культур. Макнил называл во всей истории девять цивилизаций; Бэгби тоже видел девять важнейших цивилизаций или двенадцать, если из китайской и западной выделить японскую и православную. Бродель называл девять, а Ростовани — семь важнейших современных цивилизаций. Эти различия отчасти зависят от того, считать ли такие культурные группы, как китайцы и индусы, единой исторической цивилизацией или же двумя близкими друг другу цивилизациями, одна из которых отпочковалась от другой. Несмотря на эти различия, идентичность не оспаривается. Сделав обзор литературы, Мелко приходит к заключению, что существует «разумное согласие» относительно двенадцати важнейших цивилизаций, из которых семь уже исчезли (месопотамская, египетская, критская, классическая, византийская, центрально-американская, андская), а пять продолжают существовать (китайская, японская, индуистская, исламская и западная). К этим пяти цивилизациям целесообразно добавить православную, латиноамериканскую и, возможно, африканскую цивилизации, отмечает С. П. Хантингтон.
Мировые (культурно-религиозные) цивилизации по С. П. Хантингтону:
1) Западно-христианская;
2) Восточно-христианская;
3) Японская;
4) Китайская (Синская);
5) Индийская;
6) Исламская;
7) Латиноамериканская;
8) Африканская.
Ядро цивилизации, душа цивилизации – это язык, религия, ценности, обычаи и традиции (по С. П. Хантингтону).
Элементы идентичности:
1) язык;
2) религия;
3) ценности;
4) традиции;
5) обычаи.
Они являются «кирпичиками» самоидентичности цивилизации.
С. П. Хантингтон говорит:
· об экономическом регионализме;
· об общности культуры;
· о культурно-религиозной схожести.
Для древнечувашской цивилизации наиболее близки (независимо от религиозной принадлежности современных чувашей).
· Синская (Китайская) цивилизация;
· Индийская цивилизация;
· Исламская цивилизация;
· Восточно-христианская цивилизация;
· Западно-христианская цивилизация.
С. П. Хантингтон о данных цивилизациях писал:
1. СИНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Все ученые признают существование либо одной отдельной китайской цивилизации, которая возникла, по крайней мере, в 1500 году до н. э. (возможно даже на тысячу лет раньше), или двух китайских цивилизаций, одна их которых сменила другую в первые столетия христианской эпохи. В своей статье журнале «Foreign Affairs» я назвал эту цивилизацию конфуцианской. Более точным термином, однако, будет «синская цивилизация». Несмотря на то, что конфуцианство является основной составляющей китайской цивилизации, китайская цивилизация — нечто большее, чем учение Конфуция, и не ограничивается также Китаем как политической целостностью. Термин «синский», который употребляли многие ученые, подходяще описывает общую культуру Китая и китайских сообществ в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи.
2. ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
По крайней мере, одна из ряда сменяющих друг друга цивилизаций, как это повсеместно признано, существовала в Индостане как минимум с
3. ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Все ведущие ученые признают существование отдельной исламской цивилизации. Возникший на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, ислам стремительно распространился на Северную Африку и Пиренейский полуостров, а также на восток, в Среднюю Азию, Индостан и Юго-Восточную Азию. В результате этого внутри ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, персидскую и малайскую.
По мнению исследователя, тюркская является «субцивилизацией». Мы предложили вариант – древнетюркская и новотюркская цивилизации.
Древнетюркская цивилизация:
1) Гуннская;
2) Болгаро-Суварская;
3) Хазарская;
4) Чувашская.
Остальные тюркские государства (этносы) мы отнесли к новотюркской субцивилизации.
Когда и в каких условиях произошла смена цивилизационной идентичности древних чувашей?
· Волжская Болгария – цивилизация городская, земледельческая, торгово-речная;
· С
· С середины XVI в. вхождение Чувашии в состав России.
Мы рассматриваем три цивилизационных цикла:
1) Волжская Болгария – 500 лет;
2) Золотая Орда и Казания -300 лет;
3) Россия (более 450 лет).
Смена культурно-религиозной идентичности произошла в течение этих 1000-1300 лет три раза.
1) Волжская Болгария – госязык и госкультура древнеболгарские (древнечувашские), доминирование язычества. В
2) Золотая Орда – возвращение болгарской элиты в язычество;
3) Казания – возрождение ислама и доминирование татаро-кыпчакской культуры и языка;
Идентичность формировалась на основе:
· языка;
· религии;
· территории;
· татаро-кыпчакских традиций и исламских обрядов.
4) Россия – национальное возрождение чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов проходит за счет национальных и русских традиций, обрядов, христианской религии.
Ведьма-язычница является этнической болгаркой, но она ненавидела болгар-мусульман, которые управляли городом.
Язычница (йюмзя) подсказала каким способом можно уничтожить г.Пюлер – Биляр (вариант г. Болгар).
По душе пришелся хану
Воеводы хитрый план:
-Эй! Подать коня кагану!-
Засверкал очами хан...
И, вскочил на аргамака.
Он помчался вдаль стрелой:
«Скоро царь булгар, собака,
Гнев узнаешь страшный мой!»
Вот и хата ведьмы старой
На краю села стоит;
Вот ведьма… божьей карой
За столом она сидит!..
Но каган без страха входит
В это мрачное жилье;
Отдышался и заводит
Речь про дело он свое...
Тут колдунья стелет сразу
Скатерть белую на стол,
А сама совиным глазом
Все косится на котел,
Что стоит в печи зажженной-
Пар оттуда так и прет!..-
И горячей каши пшенной
Молча гостю подает.
А в середке каши этой
Масла плавает глазок;
На пару он разогретый,
Даже светиться чуток...
Тут Тимер из каши масло
Ловко ложкой ухватил -
И колдунье стало ясно,
Что за гость пред нею был!..
Лишь каган один могучий
Кушать кашу так умел…
«Вот так диво! Вот так случай!
Здесь сам черт бы оробел!»
Ведьма в страхе задрожала
И промолвила скорей:
-Я тебя, каган, узнала,
Повелитель всех людей!..
Говоришь ты верно, бабка,
Пред тобою Батый-хан...(Тамерлан)
И не снявши даже шапку,
Попросил ее каган:
От людей своих слыхал я,
Будто ведьмой ты слывешь?..
Вот к тебе и прискакал я.
Горе будет, коль солжешь!..
Говорит здесь вся округа -
Есть такой в народе слух! –
Что ты дьявола подруга,
Или — сам нечистый дух...
Будто знаешь о свершенных
И о будущих делах;
И людишек будто сонных
Душишь ты в своих домах...
Отвечай же, чародейка,
Как разбить мне град Пюлер?
Обмануть хоть чуть посмей-ка
Вмиг убьет тебя Тимер! –
- Грозный Хан! Царь над царями!
Ты могуч, как неба гром...
Только взять Пюлер войсками
Ты не сможешь нипочем!..
Ты с отвагой дерзновенной
Обнажить успеешь меч,
Но сперва, о, царь вселенной,
Лучше город сей...поджечь!..
Ты для этого сначала
Сделай тысячу силков
И зерна под них немало
Набросай для голубков.
А потом, Тимер, ты должен
К ножкам птичек привязать,
Трут горящий, серу тоже
И — пустить их полетать...
Ты не бойся! Все исправно
Птицы дом родной найдут,
И булгарский город славный
С десяти концов зажгут!..
Вот тогда-то с войском смелым
Ты в Пюлер легко войдешь,
И свое лихое дело
Совершать ты в нем начнешь.
Как сказала бабка это,
Поскакал назад Тимер, -
Чтоб по ведьмину совету
Голубей послать в Пюлер...
И как ночь на степь спустилась,
И вокруг всех обнял сон,
Злодеянье совершилось –
Град пылал со всех сторон!..
Таким образом, мы видим, что в условиях Волжской Болгарии произошел раскол части болгар на мусульман (с
Был дан жесткий отпор татаро-ордынским войскам Тамерлана. В этой войне было уничтожено более 30 городов, 2 тыс. сел и до 80% населения болгарской земли.
Языческая и исламская родовая аристократия, жреческая каста выступили совместно против агрессоров.
Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (
Что получили от российской христианской цивилизации народы Среднего Поволжья:
1) смягчение нравов;
2) учтивость, вежливость;
3) знания (книгопечатание);
4) грамотность (школьное образование);
5) городское развитие;
6) развитие торговли;
7) развитие науки;
8) технический прогресс.
Проповедь цивилизационной самоидентичности ярко звучит в «Завещании» И. Я. Яковлева – просветителя народов Среднего Поволжья.
Мы знаем, что «кирпичиками» самоидентификации являются:
1) религия;
2) этнос;
3) культура;
4) мирное сосуществование.
Иван Яковлевич Яковлев все четыре условия идентификации обозначил так:
1. Крепче всего берегите величайшую святыню — веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный.
И. Я. Яковлев видел, что формируется православная цивилизация, и он был ее сторонником.
2. Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему, грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного, характера.
И. Я. Яковлев хорошо знал свою чувашскую историю и события середины XVI в. Так он писал «народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас».
3. Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: работу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа.
И. Я. Яковлев говорит о культуре и просвещении народа.
4. Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом Завете Спасителя: любите и ненавидящих вас и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.
И. Я. Яковлев пропагандирует мирное сосуществование, как в семье, так и между народами.
«Завещание» И. Я. Яковлева является обращением к мировой общечеловеческой цивилизации.
По мнению Апостола чувашского Возрождения, планетарная цивилизация сохранит самобытность культур, языков и религий. Обращение «будьте дружны между собой» надо рассматривать как поиск межкультурного и межцивилизационного диалога не только в условиях Урало-Поволжского региона, но и в масштабе всей планеты.
Религии, этносы, культуры, по И. Я. Яковлеву, должны быть инструментами дружбы, а не способами сведения «счетов и распрей», они должны иметь «жизненную силу уступчивости и снисхождения».
Выводы
1. Переход языческих народов Среднего Поволжья в лоно российской христианской цивилизации избавил народы от татарской исламизации и ассимиляции.
2. Российская самоидентификация сохраняется у народов Среднего Поволжья и в условиях XXI в.
3. Самоидентификация народов Среднего Поволжья опирается на этническую, культурную, религиозную и территориальную принадлежность к Российской Федерации.
4. У мусульманских татар самоидентификация формируется с детства (родителями) с учетом исламского фактора.
5. И. Я. Яковлев, чувашский просветитель народов Среднего Поволжья, в своем «Завещании» показал пути мирного сосуществования религий, этносов и культур.
Литература:
1. Хантингтон, С. П. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. – С. 130-135.
2. Викторов, В. В. Российская цивилизация. – М., 2009. – С. 27.
3. Хантингтон, С. П. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. – С. 130.
4. Хантингтон, С. П. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. – С. 130-135.
Комментариев нет:
Отправить комментарий