ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
На сегодня существуют взгляды о двух типах цивилизационного развития. В исторической науке развитие цивилизаций рассматривается в совокупном (параллельном) развитии, а в ряде случаев борьбы двух типов цивилизаций, таких как:
1. Западная цивилизация – прогрессивная (греко-римская);
2. Восточная – консервативная (китайская, иранская, японская).
Древнечувашская (древнеболгарская) школа зарождается в недрах Империи хунну – как Восточная цивилизация.
Многие ученые, писатели XIX-XX вв. рассматривали Россию, как цивилизацию третьего пути. Но если быть честным, то попытка создания Западно-Восточной цивилизации (евразийской) была предпринята императором Аттилой – сообществом тюркских, славянских, германских и ираноязычных народов эпохи Переселения (IV-VII вв.). Им отмечается восточный тип развития цивилизации.
По мнению исследователей:
1. консерватизм;
2. патриархальность;
3. культ предков;
4. связь с природой;
5. традиции.
Восточным типом цивилизации в классическом виде являлись Империя хунну и Китайская империя Цин-шихуаня.
Войны внутри восточных цивилизаций продолжались, по мнению Н. Н. Крадина и Ю. С. Худякова около 500 лет.
Так, например, В. П. Никоноров и Ю. С. Худяков о войне между Империей хунну и Китаем пишут, что оставшийся безымянным для китайцев, сын Ли Лина занимал пост «динлин-вана» - правителя динлинов. С его помощью китайским дипломатам удалось организовать против хунну широкую военную коалицию враждебных кочевых племен. В ходе ожесточенной кровопролитной воны со своими бывшими вассалами, в которой не щадил «ни старых, ни малых», у хунну погибла треть всего населения. Война шла на полное истребление хуннского народа. Китайцам, наконец, удалось побить хуннских «варваров» руками других «варваров». После этих поражений хунну «совсем обессилили, все зависимые от них владения отложились». Хунну не смогли оказать какой-либо действенной помощи своим союзникам, сохранившим лояльность по отношению к Хуннской державе.
Когда в
Постоянные военные неудачи, гибель значительной части населения, потеря большого количества скота легли суровыми испытаниями на хуннский народ и очень ослабили Хуннскую державу. К середине I в. до н.э. хуннское влияние на большей части Восточного Туркестана значительно ослабло.
До прихода в Западный край хунну и вытесненных ими из района Ганьсу юэчжей и усуней на этой обширной территории жили многочисленные племена иранских номадов — саков. Хотя большая часть сакских племен под давлением юэчжей ушла с Восточного Тянь-Шаня на юг, в Среднюю Азию и Бактрию, некоторые иранские кочевые объединения остались в южных районах Западного края в хуннское время. В памятниках Нии и Лоулани обнаружены предметы вооружения этих номадов [1].
По мнению болгарского ученого Петко Колева, болгары были родственны саксам и по этнической принадлежности относились к ираноязычным народам. Мы рассматриваем генезис болгар как тюрко-иранский этногенез. Но в ходе 500-летней этноборьбы победил тюркский язык, культура, восточные традиции.
Например, В. П. Никоноров отмечает, что хуннские воины были вооружены «сложносоставными луками. У почти полностью сохранившегося лука из Нии кроме срединных боковых и фронтальной накладок на верхнем плече имеется между деревянными планками плечевая роговая накладка. Плечи лука обмотаны сухожилиями, концевых накладок нет. Появление плечевых накладок свидетельствует о принципиально важном техническом усовершенствовании. Кочевники из Нии и Лоулани, испытавшие на себе мощь хуннских луков и попытавшиеся сделать их сами, применили роговую накладку не только для усиления жесткости середины кибити, но и для повышения упругости.
Вероятно, отряды кочевых племен Западного края формировались из легковооруженных всадников, главным оружием которых были луки и стрелы. Не уступая в этом виде оружия хунну, они не могли соперничать с Хун некой державой в борьбе за господство над Центральной Азией и предпочли пойти на союз с империей Хань.
Однако могущественная Ханьская империя преследовала в Западном крае свои цели. Правители Китая стремились обеспечить контроль над торговыми путями в Среднюю Азию, для чего создавали на завоеванных территориях крепости, опорные пункты, административные округа, переселяли китайцев из внутренних районов страны. Для хунну потеря своего влияния в Восточном Туркестане означала утрату последнего важного источника доходов, поэтому даже распад Хуннское державы не остановил попыток отдельных хуннских орд сохранить под своим контролем некоторые кочевые племена и районы Западного края [2].
В 71-68 гг. до н.э. болгары и сувары (оногондуры) ушли из империи и осели на территории Средней Азии. С конца II в. они оказалась на Северном Кавказе. Со II V вв. среди болгар и сувар шел процесс «оседания» на землю, и как утверждает французский экономист и историк Эмиль Левассер (1828-1911 гг.), народы прошли следующие стадии (ступени) развития культуры:
1. охотничья;
2. кочевая;
3. земледельческая;
4. промышленная.
Болгары и сувары, а в последующем и европейские гунны, осев, занялись земледелием.
Великое переселение народов и вторжение гуннов в Европу, Крым, Причерноморье, Северный Кавказ вынудило многих народов (болгар, сувар, славян, германцев, грузин и др.) войти в состав Империи Аттилы. Иордан в своей работе «Getica» пишет, что Аттила был рожден от Мундзука, которому приходись братьями Октар и Роас; как рассказывают, они держали власть до Аттилы, хотя и не над всеми теми землями, которыми владел он. После их смерти Аттила наследовал им в гуннском королевстве вместе с братом Бледою.
Аттила по Иордану был «милостив к тем, кому однажды доверился». У чувашей до XIX века, как отмечают исследователи, сохранилась эта черта – доверие к хорошему человеку, который помог чувашу в трудное время, к каждому, кто делает добро. Попытка создания евразийской империи была прервана в ходе разгрома Аттилы на Каталаунских полях в
Итак, сошлись на Каталаунских полях, которые иначе называют Мавриакскими; они тянутся на сто лев (как говорят галлы) в длину и на семьдесят в ширину. Галльская лева измеряется одной тысячью и пятьюстами шагами. Этот кусок земли стал местом битвы бесчисленных племен. Здесь схватились сильнейшие полки с обеих сторон, и не было тут ни какого тайного подползания, но сражались открытым боем. Какую можно сыскать причину, достойную того, чтобы привести в движение такие толпы? Какая же ненависть воодушевила всех вооружиться друг против друга? Доказано, что род человеческий живет для королей, если по безумному порыву единого ума совершается побоище народов и по воле надменного короля в одно мгновение уничтожается то, что природа производила в течение стольких веков!
Но раньше, чем сообщить о самом ходе битвы, необходимо показать, что происходило вначале, перед сражением. Битва была настолько же славна, насколько была она многообразна и запутанна. Сангибан, король аланов, в страхе перед будущими событиями обещает сдаться Аттиле и передать в подчинение ему галльский город Аврелиан, где он тогда стоял. Как только узнали об этом Теодорид и Аэций, тотчас же укрепляют они город, раньше чем подошел Аттила, большими земляными насыпями, стерегут подозрительного Сангибана и располагают его со всем его племенем в середине между своими вспомогательными войсками.
Аттила, король гуннов, встревоженный этим событием и, не доверяя своим войскам, устрашился вступить в сражение. Между тем, обдумав, что бегство гораздо печальнее самой гибели, он приказал через гадателей вопросить о будущем. Они, вглядываясь по своему обычаю то во внутренности животных, то в какие-то жилки на обскобленных костях, объявляют, что гуннам грозит беда. Небольшим утешением в этом предсказании было лишь то, что верховный вождь противной стороны должен был пасть и смертью своей омрачить торжество покинутой им победы. Аттила, обеспокоенный подобным предсказанием, считал, что следует хотя бы ценой собственной погибели стремиться убить Аэция, который как раз стоял на пути его — Аттилы — движения. Будучи замечательно изобретательным, в военных делах, он начинает битву около девятого часа дня, причем с трепетом, рассчитывая, что, если дело его обернется плохо, наступающая ночь выручит его.
Сошлись стороны, как мы уже сказали, на Каталаунских полях. Место это было отлогое; оно как бы вспучивалось, вырастало вершиной холма. Как то, так и другое войско стремилось завладеть им, потому что удобство местности доставляет немалую выгоду; таким образом, правую сторону его занимали гунны со всеми своими (союзниками), левую же — римляне и везеготы со своими вспомогательными отрядами. И они вступают в бой на самой горе за оставшуюся (ничьей) вершину.
Правое крыло держал Теодерид с везеготами, левое — Аэций с римлянами; в середине поставили Сангибана, о котором мы говорили выше и который предводительствовал аланами; они руководствовались военной осторожностью, чтобы тот, чьему настроению они мало доверяли, был окружен толпой верных людей. Ибо легко принимается необходимость сражаться, когда бегству поставлено препятствие [4].
После смерти Аттилы в
Российские историки задаются следующим вопросом: «Откуда есть, пошла Русская земля?». Этот же вопрос интересовал в начале XII века монаха Нестора, сводя в «Повесть временных лет» летописные известия о возникновении и ранней истории русского государства. В повести говорится, что началом государственности стало призвание новгородскими славянами в 862 году варягов на княжение.
Протороссийская (проторусская) цивилизация формировалась на территории Европы с середины V века. В. В. Викторов о процессе формирования пишет, что с конца IV-VII вв. произошло массовое передвижение варварских племен на территорию Западной Европы, вошедшее в историю как Великое переселение народов, повлиявшее на расселение и славянских народов [5].
Старотюркская (древнеболгарская) цивилизация возникла в недрах Империи хунну, Империи Аттилы и продолжила свою трансформацию в условиях Великой Болгарии и Хазарского каганата (до 60-х гг. X века), а с IX века на территории Среднего Поволжья.
Переселение новотюрков произошло в 60-е гг. VII века после смерти кагана Кубрата. В
Великая Болгария (635 - 660 гг.);
1. Волжская Болгария (IX в. –
2. Дунайская (Аспарухова) Болгария (с
Таким образом, на вопрос: «Откуда есть, пошла Болгарская земля?», мы можем с уверенностью ответить, что истоком является Азия.
Процесс смешения - Европа (Причерноморье, Дунайские Балканы, Среднее Поволжье).
Великая Болгария до
В
После крещения в
Конечно, можно отнести поступок Кубрата как отзыв на просьбу русской княжны Ольги.
1. Ольга – христианка; | 1. Кубрат – христианин; |
2. Святослав – сын Ольги, отказался от христианства, оставшись язычником; | 2. Аспарух – сын Кубрата, отказался от христианства, оставшись язычником; |
3. Владимир – принял христианство в | 3. Баян – принял ислам, став мусульманином. |
Русская цивилизация вошла в мир христианства с
1) Языческой;
2) Христианской;
3) Исламской.
Борьба, которая шла в болгарском обществе с
1. Золотой Ордой, Казанией (исламской) и Волжской Болгарией;
2. Дунайской Болгарией – 500-летней оккупации Османской (исламской) цивилизации.
Язычество и христианство спасло чувашей (волжских болгар) и славянских болгар от исламизации.
Рассмотрим в процессе территориальной трансформации следующее:
1) Язычество (Аспарух) – Дунай;
2) Ислам (Баян) – территория Северного Кавказа (Балканы);
3) Христианство восстановилось в тюркско-славянской Болгарии;
4) Тюркское язычество (Тенгриханство) – иранский зороастризм переместился на территорию Среднего Поволжья.
Религиозная экспансия шла по мере победы арабов и разгрома Святославом (
Святослав и половцы, разгромив Хазарию, ускорили проникновение ислама на другие территории. Ислам усилился в Волжской Болгарии (в
Условиями возникновения древнетюркской (древнечувашской) цивилизации являлась постоянная геополитическая борьба:
1. между Империей хунну и империей Китая;
2. Восточноримской и Западноримской империей с варягами;
3. борьба с Западной империей и Империей Аттилы;
4. геополитическая борьба шла параллельно с цивилизационной (религиозной и культурной экспансией);
5. борьба земледельческих и кочевых племен шла в форме экспансии жизни, т.е. за пространство (почву, территорию).
Борьба между Империи хунну и Китайской цивилизацией, Запада (Рима, Византии) с Аттилой, формирование при содействии императора Византии – Ираклия.
Великой Болгарии (Кубрат) все эти факта показывают, что геополитик Хаусхофер был прав в своем утверждении.
Ключевыми в построениях Хаусхофера были выражения «кровь и почва» (Blut und Boden), «пространство и положение» (Raum und Lage), «сила и пространство» (Macht und Raum), «жизненное пространство »(Lebensrauin). Главной движущей силой государства он считал обеспечение и расширение жизненного пространства. Расширяя свое жизненное пространство, утверждал он, динамическое государство обеспечивает себе большую экономическую автаркию или независимость от своих соседей. Завоевание такой свободы рассматривалось как показатель истинной великой державы. Важным способом территориального расширения такой державы, по его мнению, является поглощение.
Хаусхофер выделяет следующие моменты:
1) почва;
2) сила;
3) пространство;
4) независимость;
5) поглощение;
6) кровь (народ).
Народ и почва формируют силу. Пространство достигает независимости. Независимость и сила несут для других поглощение. Рассмотрим все схематично.
Все эти схемы, по Хаусхоферу, вписываются в понятия цивилизационная и геополитическая борьба (экспансия жизни).
Из схем видно, что Великая Болгария через христианство оказалась геополитически и цивилизационно связанной с Византийской империей.
По С. П. Хантингтону, пока цивилизации противостоят натиску времени, они эволюционируют. Они динамичны; они знают взлеты и падения, они сливаются и делятся; и, как известно любому студенту, они также исчезают и их хоронят пески времени. Фазы их эволюции можно описать по-разному. Квигли видит семь стадий, сквозь которые проходят цивилизации: смесь, созревание, экспансия, время конфликта, всеобщая империя, упадок и завоевание. Другую общую модель изменений выводит Мелко: от выкристаллизованной феодальной системы — через феодальную систему переходного периода — через выкристаллизованную государственную систему — через государственную систему переходного периода — до выкристаллизованной имперской системы. А. Тойнби считает, что цивилизация возникает в ответ на брошенные ей вызовы и затем проходит сквозь период роста, включающий усиление контроля над средой, чем занимается творческая элита, далее следует время беспорядков, возникновение всеобщего государства, а затем — распад. Несмотря на то, что между этими теориями есть различия, все они сходятся в том, что цивилизация в своей эволюции проходит времена беспорядков или конфликтов, затем создания единого государства и, наконец, упадка или распада.
Выводы
1. Геополитические факторы влияют на формирование цивилизации.
2. Цивилизационные особенности (модули по Г. И. Тафаеву) оказывают серьезное влияние на генезис, расцвет, упадок конкретной цивилизации.
3. Древнечувашская (древнеболгарская) цивилизация прошла все стадии своего развития в Империи хунну, Империи Аттилы, Великой Болгарии, Суварии и в составе Хазарского каганата, Волжско-Камской Болгарии, Золотой Орды и Казании.
4. Пик своего расцвета она достигла в Волжско-Камской Болгарии.
5. Пройдя несколько смен цивилизаций, она сохранилась в составе Московии, России, СССР, Российской Федерации.
Литература
1. Никоноров, В. П., Худяков, Ю. С. Свистящие «стрелы» Маодуня и «марсов» меч Аттилы / В. П. Никоноров, Ю. С. Худяков. – М., 2004. - С. 104-105.
2. См там же: С. 109.
3. Иордан Getica / Иордан. – С. 94-96.
4. См там же: С. 97-98.
5. Викторов, В. В. Российская цивилизация / В. В. Викторов. – М., 2009. – С. 14.
Комментариев нет:
Отправить комментарий