РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВОЛЖСКО-КАМСКОЙ БОЛГАРИИ (ПО М. П. ПЕТРОВУ-ТИНЕХПИ)
В
1) Волжско-Камская земледельческая цивилизация (позиция М. П. Петрова-Тинехпи).
2) Позиции чувашских исследователей М. П. Петрова (Тинехпи) и В. Ф. Каховского о развитии земледелия в Волжско-Камской Болгарии.
Выделим несколько проблем:
· Причины высокого уровня развития земледелия (сельского хозяйства) у болгар, сувар Среднего Поволжья;
· Природно-климатический фактор;
· Численность населения;
· Специфика организации труда;
· Болгаро-чувашский менталитет;
· Использование технических средств труда (механизация труда).
Конечно, территория, климат и численность населения повлияли на уровень, степень и тип хозяйствования болгарского сельского хозяйства.
М. П. Петров-Тинехпи при раскрытии проблемы опирался на исследования около 40 авторов. Например, на исследования П. В. Голубовского, В. В. Григорьева, С. А. Князькова, В. Н. Татищева, С. В. Платова, В. О. Ключевского, А. В. Лихачева, Н. Н. Поппе, Н. И. Золотицкого, И. Н. Смирнова и др.
Автор исследования «Земледелия (волжских болгар)» отмечает, что чтобы вырастить много зерна, необходимо иметь обширные, просторные поля, чтобы вовремя вспахать и вовремя собрать урожай с обширных полей, надо иметь соответствующие орудия труда и тягловый скот, да еще надо все время следить за плодородием земли и унавоживать тощающие участки. Всему этому болгары научились шаг за шагом уже в древности [2].
Начало земледелия у болгар и сувар он относит к V – VII вв., которое могло произойти на территории Северного Кавказа.
Конечно, «оседание» болгар и сувар происходило болезненно, в условиях постоянных войн. Отметим, что болгары и сувары появились на территории Северного Кавказа в конце II – начале III вв. Они были кочевниками, это упоминается и в эпосе об Улыпе: «Улып увидел в долинах многочисленные стада... Скот, за которым они ухаживали, давал им пищу, одежду. Они пасли стада и ходили на охоту» [3]. В легенде «Мост Азамата» говорится, что у Улыпа скота было так много, что он «при своей богатырской силе, начал перебрасывать своих коров, овец, лошадей на более высокие, незатопляемые места» [4].
По утверждению Тинехпи болгары стали заниматься земледелием на Северном Кавказе с V – VII вв. Что же произошло там в эти годы? Рассмотрим работу А. В. Гадло «Этническая история Северного Кавказа IV – X вв.» [5], в которой исследователь отмечает, что болгары и сувары входили в Империю хунну. Автор в разделе «Племена Северного Кавказа во второй половине V в.» указывает на то, что константинопольский ритор Приск Панийский по праву считается самым авторитетным «экспертом» по гуннской проблеме. В
Основным информатором Приска по интересующему нас вопросу был посол Западной империи Ромул, с которым Приск встретился в лагере Аттилы и который изложил Приску свой взгляд на возможность участия Аттилы в войнах с Ираном. Определяя границы влияния Аттилы, Ромул сообщил, что Аттила заставляет платить себе дань «всех скифов», «хочет расширить свою державу и идти против Персии». В связи с вопросом одного из присутствующих при разговоре о дороге в Персию из владений Аттилы Ромул рассказал о походе гуннов в «Мидийскую область» (т. е. Иран), который состоялся «в то время, когда у них свирепствовал голод». Это событие, видимо, было на памяти всех участников беседы, поскольку Приск, передавая разговор, не счел нужным это обстоятельство прокомментировать. Поход «в Мидию» состоялся за несколько лет до разговора в ставке Аттилы (
Говоря о походе, Ромул ссылается на рассказ самих предводителей этого похода Басиха и Курсиха, из которого следует, что они, «проехав степной край, переправившись через какое-то озеро (Ромул принимал его за Меотиду, по словам Приска), и по прошествии 15 дней перейдя какие-то горы, вступили в Мидию». Если предположить, следуя Ромулу, что гунны миновали Меотиду в низовьях Дона (это наиболее вероятно, так как при движении через Керченский пролив они должны были бы пройти Боспор и другие города Таврики), то их путь, очевидно, шел через Дарьяльское ущелье, откуда они должны были попасть в подвластную Ирану Грузию. Дальше они, судя по рассказу, двинулись в юго-восточном направлении, но «на них напало многочисленное войско персов...». Персы отбили у них большую часть добычи и вынудили их оставить Закавказье. Они «опять перешли горы», но боясь преследования неприятеля, двигались уже другой дорогой. Это была дорога, «где пламя поднимается из подводной скалы», т. е. вдоль Каспия, через Чор и Прикаспийскую низменность. Тот факт, что гунны прошли беспрепятственно этой дорогой, может указывать на отсутствие в стране Чор той системы укреплений, которую персы возвели при Иездигерде II. Следовательно, поход должен быть отнесен к 30-м годам V в.
Переданный Приском рассказ Ромула явно свидетельствует о вхождении Азово-Каспийского междуморья в сферу державы европейских гуннов. В поле зрения Аттилы, как выясняется из приведенных фактов, находились не только западные, но и юго-восточные пределы степи. Где-то во второй половине 30-х годов (до начала строительства в Чоре) он пытался даже разрешить внутренние проблемы своей конфедерации («свирепствовал голод») вторжением части входивших в нее племен в Закавказье, в чем вряд ли не участвовали северокавказские кочевые группы. От Дуная до Каспия и Большого Кавказа его полководцы при своем продвижении на восток не встретили никакого сопротивления,— очевидно, действительно «вся Скифская земля» признавала в этот момент его своим совереном.
Из-за скудности письменных свидетельств трудно определить, когда предкавказские степи вошли в орбиту державы Аттилы. Скорее всего, это случилось в начале 30-х годов. Именно в этот период происходит консолидация гуннских и связанных с ними этнических групп, которая ознаменовалась отчаянным сопротивлением «царским скифам», родовой группе Аттилы, аристократии других частей гуннского массива. В это время на границах империи появляются аристократы-перебежчики, выдача которых становится одним из постоянных требований со стороны Аттилы при переговорах с правительствам Византии. Проблема возвращения перебежчиков сохраняла остроту в течение всех лет существования гуннской державы и свидетельствовала о не затухавшей борьбе между господствующей группой «настоящих гуннов» и подчиненными племенами.
В это же время гунны предприняли, видимо, попытку подчинить себе также и ираноязычные группы Предкавказья — потомков алано-сарматского населения степи, Приск говорит, что «по заключении мира с ромеями (имеется в виду договор, заключенный в
Интерес гуннов Аттилы к стране осов вполне понятен — через нее лежал основной западный путь в Закавказье. Тот факт, что Курсих и Басих беспрепятственно прошли Дарьял, может свидетельствовать о предшествующем успехе гуннов. В свете этого обращает на себя внимание известие Прокопия (VI в.) о том» что в конце V в. при императоре Анастасии (491—518 гг.) проходом владел «гунн Амбазук», имя которого выдает его связь с ираноязычной осокой элитой («амбазук» по-осетински — «равноплечий»). Но вне зависимости от того, как закончилась война с «соросгами», несомненно, что значительная часть племен, входивших в гуннскую державу, признавала верховную власть рода Аттилы лишь номинально. Борьба с племенами (этносами), обитавшими внутри «Скифии», составляла постоянную заботу «царского рода» гуннов. В Маргском трактате гунны специально оговаривали условие, «чтобы ромеи не помогали никакому варварскому народу, с которым гунны вели войну».
Благодаря Приску сохранилась характеристика племени акациров — одного из наиболее активных племенных образований внутренней Гуннии, которое гунны Аттилы пытались лишить племенной верхушки, поставив во главе него представителя своего «царского рода». Приск называет акациров «скифским народом» (в его понимании гуннским), «покорившимся Аттиле». В тот момент, когда Приск находился в ставке Аттилы, проходил завершающий этап их покорения. В землю акациров был послан Онигисий, второе по значению после Аттилы лицо в гуннской державе. Поход Онигисия должен был утвердить «царем этого народа» старшего из сыновей Аттилы Эллака.
Положение земли акациров определить трудно, однако есть все основания считать их племенным объединяем, занимавшим степи Азово-Каспийского междуморья. В пользу этого говорит следующее. Около
В середине VI в. Иордан, возможно, следуя «Истории» Приска, характеризует акациров как «сильнейшее племя», «не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты». Он не может точно определить территорию их расселения и, очевидно, путая акациров с древними агатирсами Геродота, отводит им огромную площадь от эстов до булгар, места расселения которых, по его представлениям, «тянутся над Понтийским морем».
Из рассказа Приска об акацирах возникает картина внутренней структуры этнического образования, которое у авторов V—VII вв. называется «народом» — «этносом». В акацирском. народе было «много князей и родоначальников», по-видимому, представляющих молодую военную и старую авторитарную власть, каждый из которых обладал определенным положением, дававший ему право на те или иные преимущества. Так, при распределении даров императора «соначальники» строго следили за соблюдением племенной «табели о рангах». Ошибка посла Феодосия, вследствие которой некто Курилах — «главный между ними по власти», получил то, что полагалось лицу, занимающему следующее после него положение, привела к междоусобице внутри акациров. Именно этой междоусобицей воспользовались европейские гунны. Правда, попытка обезглавить акациров Аттилле не удалась. Часть народа — конфедерации сохранила независимость. Ее возглавил Куридах. Как говорит Приск, он «остался на своей земле и сохранил свои владения». Иными словами, свободная прежде территория акациров была урезана до владений одного Куридаха, вероятнее всего, той родоплеменной группы которую он представлял.
Перемещение в Предкавказье новой группы племен не вызвало полного уничтожения акациров, но оно лишило акациров преимуществ господствующего племенного объединения. На короткий период господствующее положение здесь заняли сарагуры. Обосновавшись на новой территории, которая до этого принадлежала части акациров, сарагуры организовали поход на Закавказье, причем в союзе с ними двинулись и акациры, и «другие народы». В начале союзники попытались пройти Каспийским путем, но подойдя к Каспийским воротам в стране Чор, нашли их «занятыми персидским гарнизоном». Тогда они двинулись к другой дороге. «По ней они прошли к ивирам, опустошили их страну...». Этот поход, видимо, имел место после восстановления укреплений в стране Чор и подчинения персам Албании (
Передвижение племен в междуморье происходило в тот период, когда разразился кризис внутри остатков Западно-Гуннской державы. Ее распад начался разгромом войск Аттилы и его сателлитов в
Иордан, описывай последствия битвы при Недао, рисует картину последовательного вытеснения гуннов из Подунавья германскими племенами, ранее входившими в состав гуннской державы. Среди этих племен некоторое время еще сохранялись небольшие группы гуннов, но основная масса их вынуждена была отойти на восток. «... Гепиды отстаивают для себя гуннские земли, а племя гуннов занимает свои давние места», — пишет Иордан. Он подтверждает данные Приска о том, что сторонником борьбы с империей являлся Денгизих (Динцик), который попытался собрать вокруг себя осколки бывшей конфедерации и удержаться в Европе, а Эрнак (Ирнах) — младший сын Аттилы — был сторонником отхода на восток и внутренней консолидации. Он, по словам Иордана, «вместе со своими избрал отдаленные места Малой Скифии». Е. Ч. Скржинская полагает, что в данном случае Иордан имеет в виду отход части гуннов на восток, туда, где в VI в., по данным византийских авторов, размещались гунно-булгары.
Ослабление, а затем полный развал гуннской державы на западе, несомненно, нашли отзвук на востоке. Необходимость концентрации всех сил державы в Подунавье в годы, последовавшие за Каталаунской битвой, видимо, отвлекла внимание «царского рода» от Предкавказья. Мы знаем, что старший сын Аттилы Эллак, которого Приск называет «владетелем акациров и других народов, занимающих Припонтийскую Скифию», действует в это время на западе и погибает в битве при Недао.
Приск пишет, что сарагуры, уроги (огоры) и оногуры «оставили свою страну» потому, что они были вытеснены оттуда савирами. Савиры были сдвинуты аварами, а авары «были изгнаны народами, жившими на берегах Океана». Савиры появились в Предкавказье вслед за сарагурами. Страх перед аварами, давшими толчок этому движению, был так велик у племен этой группы, что, когда в середине VI в., почти ровно через сто лет, на Северном Кавказе появились остатки разбитых тюрками огоров, они были приняты по одному созвучию имен за аваров.
Ислледователь отмечает, что в 50-е годы юго-восточные области Предкавказья принадлежали, согласно Егише, племенному объединению хайландуров. В это время хайландуры еще не потеряли связи с кушанами Средней Азии, хотя их продвижение в Восточное Предкавказье и нападения через Чор на Албанию начались раньше. Первое упоминание о них связано с кампанией Иездигерда II против кушан (442 — 449 гг.). В «Истории» Мовсеса Каганкатваци сохранилась выписка из труда Егише, в которой страна хайландуров Егише называется Агуандрия (Алуакдрия), т. е. страна племени атуандур. Это название, очевидно представляет один из ранних вариантов названия страны гуннов-хайландуров, которое встречается в текстах Егише. Оно близко этнониму ауангур, как в сирийской традиции передавался этноним оногуры. Вспомним, что в армянской традиции этот этноним встречается еще в двух вариантах — вх' ндур и огхондор. Очевидно, мы вправе предположить, что этнонимы хайлндур (вар. хайландур) Егише, вх' ндур Мовсеса Хоренаци, ауангур Псевдо-Захарии и оногур Приска принадлежат одной племенной группе кочевников Северного Кавказа [7].
По А. В. Гадло на территории Северного Кавказа в V в. обитали гунны, болгары, сувары, оногуры, и др. племена. Данный период был дня них очень сложным (Переселение народов). Конечно, войны не могли препятствовать оседанию, но переходу к земледелию мог продолжаться до великого Переселения народов или после смерти Аттилы (
М. П. Тинехпи пишет, что А. А. Штукенберг, отмечая исключительно высокий для своего времени уровень культуры земледелия у волжских болгар: «Развитие в то время (XI в.) земледелия в Болгарии было не только результатом плодородия ее почвы, но и значительной культуры ее жителей. Значительное производство хлеба могло быть также только результатом долговременной культуры земли. Большое количество хлеба можно было получить только с большой площади пашни, а распахивать большие пространства можно было только сравнительно совершенными земледельческими орудиями, приспособленными к упряжной тяге. Такие орудия нужно было выработать. Значительное производство хлеба привело неминуемо к замене ручной обработки земли и обработки ее орудиями ручной тяги обработкой орудиями упряжной тяги, к которой были приспособлены домашние животные — лошадь и вол. Такая эволюция в способах обработки земли требовала много времени, а при обычной косности земледельческого насыщения на это нужно было затратить не одно столетие» [8].
Причины прогресса:
1) культура земледелия (опыт Северного Кавказа, по Г. И. Тафаеву);
2) территория (черноземье);
3) земледельческие орудия труда (акапуç, сапан);
4) большая численность населения (от 1,5 до 2,5 млн. чел. в Волжско-Камской Болгарии).
Во время проникновения древних болгар в Волго-Камье там простирались сплошные леса. Остатки этих лесов сохраняются здесь и доныне, некоторые из них довольно массивны, некоторые представляют большие рощи и лесные колки. Если взглянул на карту, они сразу же бросаются в глаза. Среди этих вековых лесов, рощ и колков простираются ныне широкие нивы и поля. Как же они появились здесь? Как же освободились от вековых лесов столь обширные пространства?
Чувашский исследователь отмечает, что все эти поля сотворены трудом болгар путем выкорчевывания вековых лесов. Вначале они очищали от леса небольшие поляны. А потом, по мере роста населения и, как следствие этого, стесненности окультуренной земли, а также подстегиваемые стремлением вырастить и собрать побольше зерна, они постепенно стали корчевать и выжигать леса. Понять процесс развития корчевания лесов позволяют специальные орудия труда — топоры, ломы, сучкорубы, тесаки, рычаги и т.п. Таких орудий труда, предназначенных для корчевки леса, находят во множестве на территории древней Болгарии. В корчевьях и чащобах в первое время еще нельзя было пахать плугом — мешали пни и коряги. Поэтому сначала землю на новинах обрабатывали вручную. В начале X в. волжские болгары, таким образом, очищали от леса и ввели в севооборот значительные площади. Так, арабский географ X в. ал-Мукаддеси, описывая жителей города Сувара, специально подчеркивает, что «у жителей много полей и имущества». То же самое находим и у ал-Идриси, автора XII в., при описании другого болгарского города, укрепления которого «окружены плодородными полями и поселениями». [9].
Обратим внимание на эпос об Улыпе: «по рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса...» [10].
Обустройство в лесах чищоб и полей, годных для выравнивания земледельческих культур, было делом весьма трудоемким и тяжелым. Одному такая тяжкая работа была не по силам, она требовала участия всех членов кровнородственного коллектива. Обустроенные таким образом корчевья и чищобы выжигали и потом распределяли по жребию среди всех участников коллективной работы. Отвоеванные у леса поля становились коллективной собственностью рода. Пахотные земли объединяли родичей в одну общественную структуру.
То, что это было именно так, показывают старинные чувашские поселения. Эти поселения размещались где-нибудь в ложбинах поближе к родникам, у оврагов или на опушке леса. Никаких улиц в старинных деревнях не было, между домами и хозяйственными постройками оставлялись только проходы. «Беспорядочность их сел и деревень есть простое и весьма естественное следствие и теперь еще продолжающегося у них отношения главы семейства к его членам. Глава семейства обыкновенно селился на избранном им или отведенном ему месте и загораживал себе под дом довольно обширное пространство. Семейство его множилось; дети его обзаводились своими семействами и строили себе дома в той же загородке, в которой, таким образом, являлось по нескольку изб, а родоначальник жил в кругу своей семьи, составляя центр этого круга», — пишет В.А.Сбоев, описывая патриархально-родовые поселения чувашей.
Корчеватели считали чищобы своей собственностью, это видно из того, что хозяева чищоб не платили за них никакого ясака или подати. «Всякой пользуется вполне произведением своего посева, не отдавая никакой части жатвы царю...», — свидетельствует Ахмед ибн Фадлан.
При внимательном рассмотрении в словах Ибн Фадлана можно увидеть следующее: здесь слово «всякий» по-чувашски означает «кирек кам та», «кирек хǎшě те», «пурте»; «посевом» называют засеянный участок пашни. Известно: в X в., во времен Ибн Фадлана, болгары занимались земледельческим трудом, у них были пахотные поля, и каждый имел свой надел пахотной земли.
В исторических преданиях, изданных В. Д. Димитриевым говорится о землях, эльтеберах, торханах, о чувашских князях и йюмзях, у которых была своя земля до 200-1000 и более лошадей.
Чувашская (болгарская) аристократия имела земли, дома, угодья, леса, табуны лошадей, овец и т.д.
М. П. Петров-Тинехпи о землевладельческих инструментах пишет, что в Центральном чувашском музее хранится деревянный плуг, которому не менее 200 лет, там же можно увидеть старинные рала и резцы. Все они в точности соответствуют болгарским. Поэтому мы можем утверждать, что болгарские плуги были идентичны старинным чувашским плугам (ака пуç). Как и у болгар, у чувашей в старину были распространены несколько типов плугов. В легкие плуги впрягали по 2, по 4 лошади, в более тяжелые — до 6, а в некоторые и по 8 лошадей. В одной чувашской песне говорится: «У того, кто выезжает на пашню на восьми конях, наверное, пламенное сердце».
В молитве по случаю нового урожая «чуклеме» прямо сказано: «Шесть меринов шли бы в плуге».
Еще в одной сказке находим слова: «Они запрягли в плуг шесть лошадей, но пахать никак не могли». Исходя из этих сведений, можно полагать, что и болгары пахали на 4-х, 6-ти, 8-ми лошадях.
Кроме лошадей древние болгары, видимо, впрягали в плуг и быков, о чем можно догадаться из сведений фольклорных источников. В одной сказке находим следующие слова: «Этот бык носом вспахал, ушами посеял, хвостом заборонил, копытами дорогу проторил». Да еще есть поговорка: «Ленивый бык работает лишь год»; видимо, не годных для работы быков долго не держали и пускали на мясо. Если бы предки чувашей не использовали тягловую силу быков, то в чувашском фольклоре не было бы подобных высказываний о быке.
Однако, как бы там ни было, самой большой ценностью из крупного скота считали лошадь. Такое отношение к коням было развито у всех скотоводческих народов. Даже после оседания кочевников в их быту лошадь не теряла своего значения. Я полагаю, что и у болгар было такое же уважительное отношение к коню. Надо полагать, что быков использовали в качестве тягловой силы только менее состоятельные болгары [11].
Сохранилась чувашская легенда о взятии Пюлера (вариант Болгара) Батый-ханом (вариант Тамерланом), в которой говорится:
Хмель булгарский, в разных странах,
Колобродил в погребах!..
Городов и сел повсюду
Быстро множилось число...
А коней вьючных, верблюдов
По дорогам сколько шло...
Молодежь от жизни сытой,
Только вечер настает,
Всюду смело и открыто
На луга гулять идет...
Бочки целые стояли
В погребах у нас с вином.
Мы домов не запирали,
Будь хоть ночью то, хоть днем.
Славно мы в Пюлере жили,
Не скучали никогда...
Богачи лишь хлеб гноили,
В закромах своих всегда!
В светлой праздничной одежде –
Снега белого белей –
Шел чуваш на пашню прежде,
Чтоб работать веселей...
Эх, и добрый собирали
Урожай с родной земли!..
Русских братьев выручали
Хлебом, салом, чем могли!
Если пашню мы пахали
У родного у села.
Пять коней мы в плуг впрягали,
Чтоб быстрей работа шла...
И по самым дальним странам
Разнеслась крылата весть,
Что с врагами пюлерянам
Потягаться сила есть!..
Что чужого нам не надо —
Своего довольно нам...
М. П. Тинехпи отмечал, что легкие плуги больше всего были paспространены среди бедных слоев населения. Надо сказать, что более-менее состоятельные люди, очевидно, имели тяжелые плуги, в которые запрягались 7—8 лошадей. Следовательно, надо подчеркнуть, что уже к IX в. в Болгарском государстве наблюдалось классовое расслоение общества. Это отмечается также в исследовании А. А. Штукенберга: «Болгары распахивали свои поля орудиями упряжной тяги, хотя рядом с этим обработка земли должна была производиться и ручными орудиями. Упряжными плугами работали, вероятно, владельцы больших участков, — более богатые жители. Рядом с этим владельцы небольших площадей должны были по необходимости довольствоваться более примитивными способами» [12].
Богатый урожай зависит не только от обилия полей и качества орудий обработки земли, он зависит и от постоянного ухода за землей, от ее культуризации. Болгары действительно постоянно работали над улучшением плодородия земли. Об этом свидетельствуют следующие факты: слой чернозема на месте болгарских полей намного толще, чем на соседних необрабатываемых участках. Такое могло сложиться только в итоге постоянного навоживания почвы. «Местность, которую занимал болгарский народ, — пишет А. Ф. Лихачев, — отличается лучшим качеством; или из всей Казанской губернии и замечательно то, что на местах, которые давно обращены в поля, слой чернозему несравнимо толще того, который представляется на новинах, так что нынешние поселяне очень мало заботятся об удобрении полей, конечно, на полях, вследствие постоянного переворачивания земли, чернозем скорее образуется от разложения корней и стеблей растений, нежели в лесу от листопада, который, не успев разложиться, снова покрывается свежими листьями, но упомянутая разница в толщах чернозема на полях и в лесах здесь так велика, что невольно заставляет приписывать теперешнее обилие чернозема в полях хорошему обычаю прежних обитателей страны удобрять поля аккуратно и последовательно». Эта добрая болгарская традиция доныне сохраняется у чувашей: они также стараются улучшить качество пахотной земли ежегодным вношением навоза. В. А. Сбоев оставил такие записи о чувашах: «всегда тщательно удобряет его (свой участок) навозом, который нередко даже покупает у соседних русских крестьян, свозит с своего загона каменья, проделывает на межах канавки для стока воды, или загон расположен по низменному или покатому месту. Очень естественно, что такая заботливость всегда, за исключением общенеурожайных годов, оканчивается счастливыми последствиями и что у чуваш хлеб вообще родится лучше и в большем изобилии, чем у русских. Эту традицию чуваши восприняли от своих предков [13].
Исследователь также отмечает, что тюрки подушный надел земли называют словом «беляк», что означает «единицу территориального владения». Если сказать по-чувашски, то это будет надел земли, содержимый одним владельцем. Подушный надел земли чуваши называют «пилěк». Очевидно, и их болгарские предки подушный надел земли обозначали тем же самым словом. Таким образом, каждый подушный надел земли (пилěк) соответствовал отдельному хозяйству. Следовательно, сколько было наделов земли (пилěк), столько и было семейств, столько же было хозяйств. У болгар было 50 алмаков, или общин, следовательно, можно полагать, что отдельных земледельческих хозяйств у болгар было не более пятисот. Каждая община (алмак) обрабатывал свой надел земли (пилěк). Такой порядок был и у древних чувашей. Они лелеяли свои земли и обрабатывали их с большой любовью и старанием: Вот что писал по этому поводу В. А. Сбоев: «Чуваши делят свою землю на участки только после народной переписи и пользуются ими уже до следующей ревизии, если только в том или другом семействе не произойдет убыли. Таким образом, чувашенин смотрит на однажды доставшийся ему участок как на свою, по крайней мере, двадцатилетнюю неотъемлемую собственность и всегда тщательно удобряет его навозом.
М. П. Тинехпи считает, что наличие у болгар подушных наделов земли свидетельствует о том, что у них была собственность на землю; болгары смотрели па свой надел земли как на неотъемлемую собственность и считали свой участок пахотной земли собинкой (супинкке çěр). Чуваши относились к земле точно так же, как и их болгарские предки.
На болгарских землях археологи обнаружили следующие детали пахотных орудий — наконечники, лемеха, резцы. Наконечники и лемеха небольшие, их длина не превышает 12 —
На территории Болгарского государства археологи обнаружили различные виды наконечников плугов и резцов. Иные достигают в длину 37, в ширину
Таким образом, выясняется, что у болгар были плуги разных видов — легкие и относительно тяжелые, с узкими лемехами и более широкими ралами, некоторые плуги были предназначены для легкой обработки, а другие — для глубокой обработки земли. Очевидно, разные типы плугов предназначались для обработки различных видов почв.
Полное представление о строении болгарских плугов можно получить при изучении старинных чувашских пахотных орудий [14].
Какова же была структура земледелия у болгар? По какой системе они обрабатывали землю и растили хлеб? На территории проживания болгар земля везде примерно одинаково благоприятствовала выращиванию зерновых культур, одинаковыми были климатические и иные условия. Поэтому земледелие среди болгар было единым, оно развивалось и закреплялось везде в едином русле, по единой системе. Среди болгар не было заметных различий в культуре земледелия, да и не могли они возникнуть, так как болгарские племена развивались в тесной взаимосвязи друг с другом.
К IX в. на территории Болгарии повсеместно утвердилась паровая-зерновая система земледелия с трехпольным севооборотом. Об этом красноречиво свидетельствует контингент возделываемых культур, включающий рожь и яровые культуры — овес ячмень и др. Известно, что болгары осенью засеивали одно поле озимой рожью, другое поле засевалось весной яровыми, и третье поле оставлялось под пар — çěртме. Чувашское слово çěртме означает, что стерня после уборки урожая запахивалась под пар и там перепревала. Таким образом, выясняется, что болгарские земледельцы в IX в. строго придерживались паровой-зерновой системы земледелия с трехпольным севооборотом.
Уже в IX — X вв. среди болгар начинают появляться крупные помещики (çěр улпучě).
По-чувашски «çер улпучě», что означает «çер» - земля, «улпут» - богатый. Точный перевод по-русски – землевладелец. Чувашско-русский словарь дает определение «улпут» - барин, помещик (улпуçер) [15]. Вспомним высказывание шаньюя Модэ (
По арабским источникам известно, что; у болгар были и городские, и сельские поселения. В деревнях жили обычные крестьяне-земледельцы (хура халǎх). А кто же проживал в городах? В городах проживала довольно пестрая масса народа, и даже помещики-землевладельцы зимовали в городах. Об этом можно догадаться из известий Ибн Фадлана. Он пишет, что болгары зимой проживали в городах, а летом переезжали к своим нивам. Хазары тоже поступали таким образом. Они также весной переезжали из городов на свои поля и сады. Хазарский царь Иосиф, живший в X в., пишет: «В месяце Нисан (соответствует месяцу апрель) оставляют хозары город и каждый отправляется в свое поле и огород, который возделывает, ибо у каждого семейства своя вотчина, в которую они отправляются весело и радостно». Известное дело, сельские жители живут неразлучно со своими полями и огородами, только крупные феодалы-землевладельцы могут себе позволить выехать на зиму в города. Так оно обстояло и в старину. И у болгар, и у хазар только лишь крупные феодалы на лето выезжали в свои вотчины, расположенные в сельской местности.
Самой большой площадью из всех феодалов владел царь. Цари болгарские не собирали зерна, но, тем не менее, имели много хлеба. Так, однажды, во время голода
Очевидно, и другие землевладельцы содержали немало наемных работников и рабов. Богатые болгары, разумеется, не жили без наемных работников. О бытовании рабства в старину свидетельствуют и чувашские пословицы. Чуваши говорят: «На детей надеялся — совершенно ослеп, на прислугу надеялся — на один глаз ослеп». Еще говорят: «Все хорошее — от хозяина, все плохое — от работника» и т.п.
Исследователь также отмечает, что кроме зернового хлеба болгары возделывали и овощные культуры. Об этом свидетельствуют болгаро-чувашские заимствования, проникшие в свое время в венгерский, марийский, удмуртский и коми языки. К таковым словам относятся названия лука (сухан), свеклы (кǎшман), репы (çарǎк), огурца (хǎяр). Очевидно, культуру огурца древние болгары восприняли от арабов, ибо названия огурца в чувашском и арабском языках совпадают.
Далее, древние болгары любили культуру хмеля. Во время заключения перемирия с русскими, в X в., болгары, между прочим, упоминают в словах клятвы и название хмеля. По этому поводу А. Ф. Лихачев прямо замечает: «В том, что они разводили хмель, не может быть сомнения, если припомнить их клятву, записанную в летописи и произнесенную по случаю заключения мира с великим князем Владимиром: «Скорее камень начнет плавать, а хмель грязнуть (тонуть), нежели мы изменим договору».
Большинство болгарского земледельческого населения проживало в деревнях. Ибн Даст (Ибн Русте) в начале X в., описывая сельские поселения болгар, в частности замечает: «В их селениях мечети и начальные училища…». Да и намного позднее, когда русские в середине XVI в. вторглись в Арские земли, они были немало удивлены частотой селений. «Тако же и дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойни и села часты», — записал в своем дневнике князь А. М. Курбский.
М. П. Тинехпи подводит итоги:
1) В IX—X вв. большая часть населения Болгарии было земледельческим. Болгары, по словам Ибн Даста, были пахарями, земледельцами.
2) Земледелие было главным занятием волжских болгар, и весь их жизненный уклад в течение года тесно переплетался с сезонными полевыми работами.
3) Болгары считали земледельческий труд благородным, священным и богоугодным.
4) Характер, умственное развитие и психический склад болгар постепенно развивались в русле земледельческого труда [16].
Выводы
1) Чувашский исследователь М. П. Петров-Тинехпи, опираясь на труды известных ученых обстоятельно (по-научному) изложил формирование земледельческой цивилизации древних болгар.
2) Болгарское наследие сохранили чуваши (болгаро-чуваши).
3) Болгарские земледельческие традиции продолжают бытовать у чувашей и в настоящее время (XXI в.).
Литература
- Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Вып. I. – Чебоксары, 1997. – С. 19-36
- Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Вып. I. – Чебоксары, 1997. – С. 26.
- Чувашская литература – Чебоксары, 2007. – С. 5.
- Чувашская литература – Чебоксары, 2007. – С. 6.
- Гадло, А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А. В. Гадло. – Л., 1979.
- Гадло, А. В. Там же. – С. 48-49.
- Гадло, А. В. Там же. – С. 49-56.
- Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Вып. I. – Чебоксары, 1997. – С. 27.
- Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Вып. I. – Чебоксары, 1997. – С. 27.
- Чувашская литература – Чебоксары, 2007. – С. 5.
- Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Вып. I. – Чебоксары, 1997. – С. 30.
- Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Вып. I. – Чебоксары, 1997. – С. 30.
- Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Вып. I. – Чебоксары, 1997. – С. 31.
- Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Вып. I. – Чебоксары, 1997. – С. 29.
- Чувашско-русский словарь. – М., 1985. – с. 511.
- Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Вып. I. – Чебоксары, 1997. – С. 33.
Комментариев нет:
Отправить комментарий